Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях и методических семинарах Бугульминского филиала, кафедры методологии инженерной деятельности КНИТУ, международных и всероссийских конференциях: «Педагогические проблемы высшей школы» (Димитровград, 2002), «Гуманитаризация среднего и высшего математического образования: методология, теория и практика» (Саранск, 2002), «Проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема развития инновационной деятельности студентов в процессе подготовки в технологических вузах
    • 1. 1. Исторические и экономические предпосылки современных тенденций развития инженерного образования
    • 1. 2. Структура инновационной деятельности и готовности бакалавра к профессиональной инновационной деятельности
    • 1. 3. Подготовка бакалавра к профессиональной инновационной деятельности по направлению «Технологические машины и оборудование»
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Реализация педагогических условий подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности
    • 2. 1. Модель подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности
    • 2. 2. Формирование исследовательских компетенций бакалавров техники и технологии в инновационной образовательно-производственной среде
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная проверка педагогических условий подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности
  • Выводы по 2 главе

Подготовка бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена степенью развития образования и пониманием его значимости в обеспечении стабильного экономического и общественного развития России, упрочения ее позиций в мировом сообществе. На современном этапе ключом к экономической, социальной и политической силе любого государства являются инновационные технологии. Актуальность исследования обусловлена пониманием значимости образования в обеспечении стабильного экономического и общественного развития России, упрочения ее позиций в мировом сообществе. В постановлениях Правительства РФ по инновационной политике подчеркивается, что обеспечение готовности современных кадров к инновационной деятельности в настоящее время и в перспективе является одним из решающих факторов успеха предприятия, отрасли, региона, государства и общества в целом. В связи с этим в последние годы появилось большое количество публикаций, посвященных различным аспектам инновационной деятельности и подготовки к ней: работы О. Г. Голиченко, раскрывающие особенности национальной инновационной системы России, исследования Н. Н. Грачева о психологии инновационной научно-технической деятельности, труды С. И. Дворецкого, отражающие подготовку магистров техники и технологии к инновационной деятельности, исследования Н. П. Гончарук по интеллектуализации инновационного образовательного процесса.

Научно-технический прогресс сопровождается стабильным накоплением новой информации, поэтому обществу требуются специалисты, способные независимо ориентироваться в потоке изменяющейся информации, умеющие сравнивать, анализировать, находить оптимальные решения, проводить исследования. В процессе получения высшего образования у выпускников необходимо сформировать активную позицию, в результате которой будущий специалист мог бы проявить независимость, активность и творчество. Организация инновационной деятельности студентов является одним из решений данной проблемы.

В ходе подготовки к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и начала их реализации в работах авторов отражены основные проблемы методического управления инновационными процессами в вузе (Л.П.Княженко), подготовки студентов технических вузов к инновационной профессиональной деятельности (Г.М.Овчинникова), методологии формирования инновационного компонента профессиональной деятельности специалиста в условиях высшей школы (Э.П.Печерская), формирования готовности будущих инженеров к инновационной деятельности в образовательном процессе вуза (Н.С.Пономарева).

Общие и характерные свойства инновационной образовательной деятельности исследуются в трудах Б. С. Гершунского, В. И. Загвязинского, В.А.Кан-Калика, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандрова, Т. А. Новиковой, Н. А. Селезневой, В. А. Сластенина, Ю. Г. Татура и других учёных. Проблематика новаций в сфере образования представлена в работах М. С. Бургина, М. В. Кларина, В. Я. Ляудис, М. М. Поташника, А. И. Пригожина, О. Г. Хомерики, Т. И. Шамовой, Н. Р. Юсуфбековой и других учёных.

Передовые технологии и методы обучения в техническом вузе исследованы в работах В. С. Безруковой, О. В. Долженко, О. В. Крыштановской, Г. С. Мигиренко, В. Л. Шатуновского и др.

В последнее время выполнено достаточное количество диссертационных исследований, посвященных различным проблемам педагогического проектирования процесса подготовки специалистов, соответствующих потребностям общества и производства (Н.Ш.Валеева, З. С. Лукина, А. С. Мещеряков, А. К. Орешкина, В. С. Суворов и др.).

Анализ педагогических концепций, систем и методов, реализуемых в системе высшего профессионального образования, показывает, что, несмотря на глубокие исследования и научные достижения в области реализации инновационной деятельности, проблема создания инновационной образовательно-производственной среды в высшей школе остается недостаточно разработанной. Авторы исследований в данной области высказывают различные мнения о значении инновационной образовательной среды, существуют разночтения в оценке её характеристики, строении, психолого-педагогических условий формирования. Работы по данной тематике в большинстве своем раскрывают теоретические проблемы, однако в них фактически не отражены конкретные пути и содержание общего направления формирования инновационной образовательно-производственной среды, имеющей немаловажное значение для обеспечения подготовки конкурентоспособных специалистов в высшей школе.

Анализ научных исследований и педагогического опыта показал, что любое изменение цели образовательной деятельности, исходных требований к уровню подготовки выпускников требует комплексных мер в планировании и организации учебного процесса.

Таким образом, обнаруживается противоречие между назревшей потребностью в формировании у бакалавров техники и технологии готовности к решению профессиональных инновационных задач, выходящих за рамки традиционного представления об инженерной подготовке, и возможностями сложившейся системы обучения, ориентированной преимущественно на конкретную узкопрофильную область профессиональной деятельности, слабо направленную на приобретение инновационных качеств в процессе подготовки бакалавров в вузе. Основная причина этого противоречия — несоответствие модели профессиональной подготовки бакалавра требованиям динамично развивающейся профессиональной деятельности на производстве.

Обозначенное противоречие определяет основную научную задачу исследования: определить педагогические условия подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности во время обучения в вузе. Необходимость преодоления указанного противоречия и решения названной научной задачи определила выбор темы научно-педагогического исследования: «Подготовка бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности».

Цель исследования: научно обосновать, разработать и апробировать педагогические условия подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности.

Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности.

Гипотеза исследования: подготовка бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности будет эффективной при реализации следующей совокупности педагогических условий:

• процесс подготовки бакалавров осуществляется в инновационной образовательно-производственной среде, предусматривающей интеграцию образования, науки и производства и обеспечивающей участие студентов и преподавателей в учебных и промышленных инновационных проектах;

• разработанная структурная модель подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности направлена на актуализацию исследовательских компетенций и формирование готовности бакалавра к профессиональной инновационной деятельности на основе системного, профессионально-ориентированного и компетентностного подходов;

• организация подготовки бакалавров к профессиональной инновационной деятельности обеспечивается разработкой учебно-методического комплекса, раскрывающего структуру профессиональной инновационной деятельности, повышением квалификации преподавателей, способствующим обучению и оцениванию профессиональной подготовки студентов на основе компетентностного подхода.

Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач.

1. Проанализировать особенности подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности в современном высшем учебном заведении.

2. Определить теоретико-методологические основы и обосновать педагогические условия процесса подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности.

3. Спроектировать структурную модель подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности, осуществляемой при наличии разработанных педагогических условий, и определить методику её реализации.

4. Провести опытно-экспериментальную проверку разработанных педагогических условий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы:

• по теории системного подхода в управлении образовательным учреждением (В.Г.Афанасьев, Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. В. Кондратьев Т.А.Новикова, В. А. Сластенин, Э.Г.Юдин);

• по теории высшего профессионального образования (Л.И.Гурье, В. М. Жураковский, В. Г. Иванов, В. В. Кондратьев, Ю. М. Кудрявцев, А. М. Новиков, З.С.Сазонова);

• по теории и практике педагогических инноваций (В.И.Андреев, А. А. Вербицкий, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, В. С. Лазарев, Р. Я. Ляудис, И. И. Пидкасистый, А. И. Пригожин, В. М. Полонский, М. И. Поташник, А. П. Тряпицына, М. А. Чошанов, Н.Р.Юсуфбекова);

• по теории и методологии управления инновационными процессами в образовании (Н.П.Гончарук, И. Ф. Игропуло, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, О.Г.Хомерики);

• по технологическому подходу в образовании (В.П.Беспалько, В. М. Боголюбов, Г. И. Ибрагимов, Г. К.Селевко);

• по теории компетентностного подхода в профессиональном образовании (В.И.Байденко, И. А. Зимняя, Р. И. Зинурова, A.B.Хуторской);

• по теории инновационной деятельности (И.В.Кларин, В. С. Лазарев, Л. С. Подымова, С. Д. Поляков, Н. М. Поташник, А. И. Пригожин, В.А.Сластенин).

В решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, имитационное моделирование);

• диагностические методы (тестирование, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки);

• праксиметрические методы (анализ результатов деятельности);

• экспериментальные методы;

• методы статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Бугульминский филиал и механический факультет ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет». В педагогическом эксперименте приняло участие 256 человек.

Исследование проводилось в три этапа в период с 2001 по 2013 годы.

На первом (поисково-теоретическом) этапе (2001;2006 гг.) -анализировалась проблема исследования в педагогической и психологической литературе, разрабатывался аппарат исследования, формулировались задачи основных его этапов, проводилась содержательная и организационная работа по включению в экспериментальную работу 8 преподавателей и студентов, разрабатывались педагогические условия и модель подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности.

На втором (опытно-экспериментальном) этапе (2006;2012 гг.) -проводилась апробация педагогических условий подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности, внедрялась в образовательную деятельность разработанная модель подготовки бакалавров к профессиональной инновационной деятельности, подбирался диагностический инструментарий, обосновывались критерии и уровни оценки исследовательских компетенций и готовности бакалавра техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности.

На третьем (заключительном) этапе (2012;2013 г.) -систематизировались и обрабатывались результаты исследования, использовались разработанные критерии оценки, обобщались полученные результаты, доказывалась гипотеза исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, формулировались положения, выносимые на защиту.

Научная новизна результатов исследования.

1. Уточнено содержание понятий «профессиональная инновационная деятельность бакалавра», «готовность бакалавра к профессиональной инновационной деятельности».

2. На основе содержательного анализа профессиональной инновационной деятельности бакалавра техники и технологии обоснована необходимость создания инновационной образовательно-производственной среды, способствующей практическому формированию исследовательских компетенций и готовности студентов к профессиональной инновационной деятельности.

3. Актуализированы профессиональные компетенции, ключевые квалификации, которыми должен обладать бакалавр техники и технологии для выполнения профессиональной инновационной деятельности.

4. Научно обоснована, разработана и апробирована модель подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности, содержащая методологический (системный, профессионально-ориентированный и компетентностный подходы, принципы преемственности, компетентности и др., задачи подготовки), содержательный (учет стандартов образования и квалификационных требований^), деятелъностно-практический (этапы процесса, технологии обучения и практики инновационной деятельности), критериальный (критерии, показатели и уровни подготовки) блоки.

5. Обоснована комплексная оценка готовности студента к профессиональной инновационной деятельности, включающая когнитивный, деятельностный, мотивационный и праксеологический критерии и соответствующие показатели и уровни.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Рассмотрена на теоретико-методологическом и практическом уровне задача подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности.

2. Обоснованы концептуальные положения и методологические подходы к проектированию инновационной образовательно-производственной среды в вузе.

3. Разработана модель подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• разработан комплекс программ учебных дисциплин, предполагающих целенаправленную подготовку бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности в условиях современного производства;

• внедрены в педагогическую практику программы интегрированного блока дисциплин «Математика», «Материаловедение», «Техника и технология добычи нефти и газа», «Основы научных исследований и инновационной деятельности»;

• составлены диагностические материалы и анкеты по определению уровня сформированности готовности бакалавров к профессиональной инновационной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на методы научного исследования, детальной проработкой концептуальных основ исследования, использованием методов, адекватных целям и задачам, использованием методов статистического анализа полученных экспериментальных результатовцелостным подходом к решению проблемы и сопоставлением с массовым педагогическим опытом и результатами других исследований по обозначенному нами кругу вопросов.

Апробация и внедрение результатов.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях и методических семинарах Бугульминского филиала, кафедры методологии инженерной деятельности КНИТУ, международных и всероссийских конференциях: «Педагогические проблемы высшей школы» (Димитровград, 2002), «Гуманитаризация среднего и высшего математического образования: методология, теория и практика» (Саранск, 2002), «Проблемы высшей школы: теория и практика» (Димитровград, 2003), «Методическая подготовка студентов математических специальностей педвуза в условиях фундаментализации образования» (Саранск, 2009). «Модернизация российского образования: проблемы и перспективы» (Краснодар, 2012), «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» (Москва, 2012), «Наука и образование» (Прага, 2012/2013), «Стратегия качества в промышленности и образовании» (Варна, 2013), «Ключевые проблемы современной науки» (София, 2013). По результатам исследования издана монография, рекомендованная для использования в учебном процессе подготовки бакалавров к профессиональной инновационной деятельности. На защиту выносятся следующие положения.

1. Подготовку бакалавра к профессиональной инновационной деятельности, позволяющую решать сложные комплексные проблемы современного производства, необходимо осуществлять в инновационной образовательно-производственной среде, включающей в себя учебно-инновационный комплекс вуза (экспериментальные лаборатории, научно-учебные лаборатории, базу инновационных технологий, материалов), производственно-инновационный комплекс вуза (технопарки, инновационные предприятия), инновационно-образовательную деятельность вуза (реализация инновационно-образовательных программ, инновационных технологий в образовании, повышение квалификации преподавателей, участие в международных проектах и др.), научно-инновационную деятельность (фундаментальные и прикладные исследования в учебных лабораториях, разработки филиала вуза для производства, обеспечение внедрения новых технологий на производстве).

2. Готовность бакалавра к профессиональной инновационной деятельности определяется как совокупность взаимосвязанных индивидуально-психологических качеств личности, профессиональных и специальных знаний и умений в сфере инноваций, обусловливающих стремление и способность к овладению новыми способами и приемами выполнения деятельности, соответствующими компетенциями.

3. Модель подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности актуализирует формирование исследовательских компетенций и готовность бакалавра к профессиональной инновационной деятельности и содержит методологический (системный, профессионально-ориентированный и компетентностный подходы, принципы преемственности, компетентности и др., задачи подготовки), содержательный (учет стандартов образования и квалификационных требований), деятельностно-практический (этапы процесса, технологии обучения и практику инновационной деятельности), критериальный (критерии, показатели и уровни подготовки) блоки.

4. Критерии готовности бакалавров к профессиональной инновационной деятельности и показатели их сформированности позволяют совершенствовать образовательный процесс. Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, библиографического списка литературы, включающего 200 наименований отечественных и зарубежных источников. Объем диссертации составляет 178 страниц, содержит 8 рисунков и 10 таблиц.

Выводы по второй главе.

Система организации профессиональной инновационной деятельности студентов представлена в виде модели, цель которой — профессиональная подготовка студентов, обеспечивающая формирование исследовательских компетенций и готовности бакалавра к профессиональной инновационной деятельности.

Структурная модель подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности состоит из четырех блоков: методологического, содержательного, деятельностно-практического, критериального,.

Исследование подтвердило, что процесс формирования исследовательской компетенции у студентов в процессе подготовки к профессиональной инновационной деятельности связан с уровнем подготовки преподавателей. В связи с чем, автором был разработана и апробирована программа повышения квалификации преподавателей Бугульминского филиала «Формирование компетенций бакалавров: методологические и методические аспекты». Необходимость разработки данного курса повышения квалификации была вызвана тем, что многие преподаватели были не готовы к применению компетентностного подхода в образовательном процессе.

Отличительной особенностью разработанного в исследовании содержания обучения студентов инновационной деятельности является разработка и реализация спецкурса «Основы научных исследований и инновационной деятельности», способствующего обобщению и систематизации сведений об инновационной деятельности, методах исследования, проведение экспериментов.

Проведенная опытно-экспериментальная работа констатировала повышение уровня сформированности исследовательских компетенций и готовности бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности. Проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило, что подготовка конкурентоспособных выпускников возможна только в условиях усиления профессиональной направленности на будущую инновационную деятельность, т. е. создании и развитии инновационной образовательно-производственной среды, предусматривающей интеграцию образования, науки и производства, обеспечивающей участие студентов и преподавателей в учебных и промышленных инновационных проектах.

Заключение

.

На современном этапе ключом к экономической, социальной и политической силе любого государства являются инновационные предприятия, технологии, продукция. Формирование национальной инновационной системы требует кадрового обеспечения специалистами, способными разрабатывать и внедрять в производство конкурентноспособную технику и наукоемкие технологии, то есть подготовленными к инновационной деятельности. Уже более десяти лет ведется обсуждение путей модернизации отечественной высшей школы, целью которой является обеспечение инновационной экономики страны. Сложившиеся условия диктуют необходимость подготовки квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, социально и профессионально мобильного, без труда владеющего своей профессией и разбирающегося в смежных областях деятельности, стремящегося к постоянному профессиональному росту, что является целью профессионального образования. Исходя из этого, происходит изменение требований, предъявляемых к профессиональной подготовке будущих специалистов. На наш взгляд, подготовка конкурентоспособных выпускников возможна только в условиях усиления инновационной направленности на будущую профессиональную деятельность.

В современных условиях решение проблемы подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности является весьма значимым и возможно при реализации определенных педагогических условий.

В ходе исследования выделены особенности подготовки бакалавров в национальном исследовательском университете:

— тесное взаимодействие и взаимопроникновение фундаментальных и прикладных исследований (даже в рамках отдельных комплексных проектов), высоко межи мультидисциплинарный характер новых технологий, а также влияние киберинфраструктуры, позволяющих решать комплексные задачи в новых областях;

— обновление методологии и содержания инженерного образования на основе тенденций и подходов современного наукоемкого инжиниринга;

— реализация инновационных образовательных программ;

— формирование потребностей в гибких специальностях — переход от узкоспециализированных знаний и квалификаций, формально подтвержденных дипломом, к набору ключевых компетенций — способности вести определенную деятельность;

— использование проблемно — и проектноориентированного опыта как основного способа эффективной подготовки к профессиональной инновационной деятельности;

— генерация и расширение воспроизводства знаний, элитная подготовка специалистов на основе широкого применения инновационных образовательных технологий и передовых компьютерных технологий мирового уровня, широких возможностей выбора студентами учебных курсов и вычислительных практикумов, направленных на приобретение ключевых межи мультидисциплинарных компетенций.

Исследование доказало необходимость создания инновационной образовательно-производственной среды для всех участников образовательного процесса, которая представляет собой комплекс условий и ситуаций, направленных на формирование исследовательских компетенции, готовности бакалавров к профессиональной инновационной деятельности, как основ подготовки к профессиональной инновационной деятельности.

Разработанная структура инновационной образовательно-производственной среды, предусматривающая интеграцию образования, науки и производства, обеспечивающая участие студентов и преподавателей в учебных и промышленных инновационных проектах, прошла .

Основной целью подготовки специалистов инженерных специальностей является формирование исследовательских компетенций студентов и развитие их готовности к профессиональной инновационной деятельности.

Выделены следующие компоненты профессиональной инновационной деятельности:

— когнитивный, связанный с присутствием инженерных и психологических знаний об объекте и субъекте труда, умением обобщать, классифицировать и использовать их при выполнении, о способах внедрения и разработки инноваций, их видах в данной области;

— деятельностный, включающий профессиональное мышление, умения и навыки в решении задач, индивидуальный стиль деятельности по решению инновационных задач;

— мотивационный, характеризующий отношение к деятельности, осмысление личностной и профессиональной важности получаемых знаний, умений, навыков, присутствие стойкого познавательного интереса к решению профессиональных инновационных задач;

— праксеологический, связанный с готовностью к профессиональной инновационной деятельности, ее моделированием и оптимизацией.

Достаточный уровень формирования компетенции в определенном направлении внешне выражается, как умение верно решать проблемы в этом направлении, т. е. в способности инженера, используя свою компетенцию через свою деятельность изменять профессиональную проблему в продукт.

Исследовательская компетенция предполагает формирование положительного отношения к нововведению, умению быстро реагировать в нестандартных условиях и принимать грамотные решения.

Образовательная среда, направленная на подготовку инженеров с исследовательскими компетенциями координирует деятельность обучаемого, стимулирует инновационную деятельность преподавателя, обеспечивает инновационность технологий обучения.

Создание инновационной образовательно-производственной среды способствует.

— обеспечению дополнительной индивидуализированной подготовки в рамках регионального социального заказа на специалистов для реализации действующих в регионе целевых программ;

— организации научных исследований по тематике региона с привлечением учащихся специализированных школ и студентов;

— осуществлению совместно с вузами региона целевой подготовки специалистов-исследователей для реализации региональных и международных проектов.

С целью обеспечения формирования исследовательских компетенций и готовности выпускника вуза к профессиональной инновационной деятельности разработана структурная модель подготовки бакалавров техники и технологии к профессиональной инновационной деятельности, основанная на системном, профессионально-ориентированном и компетентностном подходах. Перечисленные подходы явились теоретико-методологической основой для разработки и обоснования подготовки бакалавра технологии к профессиональной инновационной деятельности.

Все компоненты системы организации исследовательской деятельности студентов характеризуют принципы. Целевой компонент характеризуется принципом целесообразностимотивационный компонент — принципами профессиональной направленности и компетентностисодержательный компонент — принципами интегративности, вариативности, преемственности, систематичности и последовательностипроцессуальный компонент — принципом обязательности.

С целью реализации выделенных принципов необходимо решение следующих задач:

• проведение регулярного контроля, дополнение содержания учебного материала с установкой на изучение инновационных технологий;

• внедрение в учебный процесс образовательных технологий;

• формирование компетенций, профессиональных умений и навыков, соответствующих требованиям квалификационной характеристики выпускника;

• непрерывное поддержание продуктивности творческой деятельности;

• установление зависимости между качеством подготовки студентов и уровнем сформированности инновационных компетенций.

В профессиональной подготовке будущих инженеров особенно важными следует считать: проектные технологии, интегративно-модульные технологии, учебно-исследовательские технологии.

Наиболее эффективными методами обучения при подготовке студентов к инновационной деятельности следует считать: методы проблемного обучения, эвристический метод преподавания, информационно-компьютерные, лабораторно-экспериментальные методы.

Для обеспечения качества подготовки будущих инженеров к инновационной деятельности в процессе исследования были разработаны и апробированы программы специального курса «Основы научных исследований и инновационной деятельности», программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Формирование компетенций бакалавров: методологические и методические аспекты».

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.К. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / М. К. Акимова, К. М. Гуревич 3-е изд. — Спб: Питер, 2008. — 656 с.
  2. A.C. Подготовка магистрантов гуманитарных факультетов университета к научно-исследовательской деятельности в курсе иностранного языка: Дис. канд. пед. наук / A.C. Акопова. Ростов-на-Дону, 2005.-214 с.
  3. Актуальные задачи управления качеством подготовки специалистов в МГТУ им. Баумана элитарном вузе XXI века Электронный ресурс. -Режим доступа: http: //www.ihst.ru/~akm/sectionl 4(2003).htm.
  4. В.Ю. Вертикально-интегрированные нефтяные компании России / В. Ю. Алекперов.- М.: Москва, 2006. 216 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1999. — 263 с.
  6. В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 468 с.
  7. О.С. Основы методологического мышления / О. С. Анисимов. М., 1989. — 412 с.
  8. Е.П. Частно-государственное соуправление развитием регионального нефтегазохимического комплекса в системе Отраслевой политики. Автореферат дис. д-ра. экон. наук / Е. П. Ардашева. Казань, 2008. -40 с.
  9. С.Ю. Вертикальная интеграция нефтегазовых компаний в условия неопределенности мировых цен на нефть: Дис. канд. экон. наук / С. Ю. Артамонов.-Москва, 2003. 165 с.
  10. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  11. П.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление /
  12. B.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  13. И.А. Педагогическое стимулирование профессионального самоопределения студентов ССУЗ технического профиля / И. А. Бабанова // Дис. канд.пед.наук. Казань, 2009. — 233 с.
  14. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1982. -192 с.
  15. В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения / В. И. Байденко.- М.:ИЦПКПС, 2006. 71 с.
  16. В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования: Монография / В. И. Байденко. Новгород: Изд-во НГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. — 440 с.
  17. Н.Г. Подготовка научно-педагогических кадров в вузах ФРГ / Н. Г. Бакарадзе вып. 3. -М.: НИИВШ, 1989. — С.28.
  18. С.Я. Методология прогнозирования профессионального образования Профтехобразование России. Итоги XX века и прогнозы в 2 т / С. Я. Батышев // под науч. ред. И. П. Смирнова. Т. 1. М.: АПО, 1999. — С. 91−401.
  19. С.Я. Опережающее профессиональное образование: Энциклопедия профессионального образования / Под ред. С. Я. Батышева // В 3-х т. Т. 2. М.: АПО, 1999. — С. 175−183.
  20. В.И. Выявление состава компетенций выпускниковвузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие / В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центрпроблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
  21. В.П. О критериях качества подготовки специалистов /
  22. B.П. Беспалько // Вестник высшей школы. 1988. — № 1. — С.3−8.
  23. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М., 1973. — 270 с.
  24. В.М. Введение в педагогическую технологию / В. М. Боголюбов. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. — 233 с. — ISBN 5−89 966 065−1.
  25. А. А. Восприятие человека человеком / A.A. Бодалев. — Л., 1965.
  26. Ю.Г. Эвристика в сфере промышленных технологий и сервиса: Учебн. пособие / Ю. Г. Бочкарева, Н. И. Чижухина. — Пенза: ПГТА, 2008. — 247 с.
  27. О.Б. Мировая нефтехимическая промышленность / О. Б. Брагинский. М.: Наука, 2003. — 556 с.
  28. М. С. Инновации и новизна в педагогике / М. С. Бургин. — Советская педагогика, 1989. С. 37.
  29. Э.М. Тенденции развития технических университетов в России и Германии (организационно-педагогический аспект): Дис. канд. пед. наук / Э. М. Бутовецкая. Казань, 2003. — 229 с.
  30. Н.Ш. Психология и культура умственного труда: Учебное пособие / Н. Ш. Валеева, Н. П. Гончарук. Москва: Кнорус, 2004. — 240 с. -ISBN 5−94 761−036−1.
  31. В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10.1. C.51−55.
  32. A.A. Активное обучение в высшей школе контекстный подход / A.A. Вербицкий. М., 1991.
  33. И.М. Создание системы мотивации / И. М. Виноградова // Вестник Самарского государственного университета. -серия «Экономика и управление». 2011. — № 6 — С. 87.
  34. А.Э. Совершенствование форм и методов управления высшим профессиональным образованием в социально-экономических условиях России: Дис. канд.экон.наук / А. Э. Волков. Москва, 2006. — 196 с.
  35. O.JT. Сравнительные исследования основных образовательных программ высшего профессионального образования России и ФРГ: Учебно-метод. пособие / О.JI.Ворожейкина. М.: Исслед. центр проблем качества и подготовки специалистов, 2010. — 82 с.
  36. .Л. Управление образованием на Западе: тенденция централизации и децентрализации / Б. Л. Вульфсон. М.: Педагогика, 1997. -№ 2.-С. 110−117.
  37. Л.С. Конкретная психология человека / Л. С. Выготский // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. — № 1. — С. 17−26.
  38. Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  39. O.E. Формирование профессиональных компетенций студентов будущих специалистов швейного производства в условиях образовательного кластера: Дис. канд.пед.наук / O.E. Гаврилова. — Казань, 2011.-257 с.
  40. И. На пороге грядущих перемен / И. Гайдук // Нефтегазовая вертикаль. 2001. — № 1. — С.96.
  41. А.И. Образовательные реформы последнего десятилетия XX века в КНР / А. И. Галаган // Соц.-гуманит. знания. 2002. — № 1. — С. 198 204.
  42. Е.И. Формирование стратегии развития предприятий нефтегазохимического комплекса: теория и практика: Автореф. дис. докт.экон.наук / Е. И. Галева. Самара, 2011. — 44 с.
  43. .С. Россия США: Навстречу друг другу / Б.С.
  44. Гершунский // Педагогика. 2003. — № 4. — С.88−94.
  45. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997. 160 с.
  46. О.Г. Национальная инновационная система России и основные направления ее развития / О. Г. Голиченко // Инновации. 2003. -№ 6 // http // innov.etu.ru.
  47. Н.П. Теоретические проблемы интеллектуально развивающего обучения в техническом вузе: Монография / Н. П. Гончарук. -Казань: КГУ, 2003. — 216 с.
  48. H.H., Ломакин O.E., Шленов Ю. В. Введение в психологию инновационной научно-технической деятельности: Электронный учебник / Н. Н. Грачев, О. Е. Ломакин, Ю. В. Шленов // CD-ROM. С-Пб., 1997.
  49. Л.С. Модернизация структуры и содержания инженерного образования / Л. Гребнев, В. Кружалин, Е. Попова // Высшее образование в России. 2003. — № 3. — С.46.
  50. А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, A.A. Гретченко. М.: КНОРУС, 2009. — 432 с.
  51. Л.И. Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе: Монография
  52. Л.И.Гурье, А. А. Кирсанов, В. В. Кондратьев, И. Э. Ярмакеев. М.: ВИНИТИ, 2006. — 288 с.
  53. Л.И. Концептуальные и методические основы формирования методологической культуры современного инженера / Л. И. Гурье. Казань: Казан.гос.ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина, 2006. — 352 с.
  54. Л.И. Проектирование педагогических систем: Учебное пособие / Л. И. Гурье. Казань: КГТУ, 2004. — 212 с.
  55. А.Л. Качество информационных услуг: Теория и методология: Дис. докт.экон.наук / А. Л. Денисова. Тамбов, 2001. — 341 с.
  56. A.A. Акмеологические основы развития профессионала /
  57. А.А.Деркач. — М.: Изд-во Моск.псих.-соц.ин-та- Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. 752 с.
  58. О. В. Современные методы и технология обучения втехническом вузе: метод, пособие / О. В. Долженко, В. JI. Шатуновский. -М.: Высш. шк, 1990. 191 с.
  59. Г. С. Непрерывная профессиональная подготовка кадров в региональном интегрированном образовательном комплексе нефтехимической отрасли /Г.С. Дьяконов. Казань: Центр инновационных технологий, 2009. — 248 с.
  60. М.И. Психологический словарь-справочник /
  61. М.И.Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Мн.: Харвест, 2004. — 576 с.
  62. М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. Мн.: Харвест, 2006. — 416 с.
  63. М.Б. Технология профессиональной подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования /
  64. М.Б. Есаулов, J1.T. Жукова // Pfldagogische Probleme in der Ingenerieurausbildung: Band 1 Referate des 27 Internationalen Symposiums «IngenieurpAdagogik 98″ C.16−19.
  65. M.B. Опережающая профессиональная подготовка кадров для нефтегазохимического комплекса / М. В. Журавлева. Казань: РИО ГУ „РЦМКО“, 2011. — 228 с.
  66. В.М. Введение системы зачетных единиц -комплексная научно-методическая и организационная задача /
  67. В.М.Жураковский // Вопросы образования. 2005. — № 1. — С.161−162.
  68. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атахов. М.: Академия, 2005. — 164 с.
  69. Зарубежный опыт реформ в образовании (Европа, США, Китай, Япония, страны СНГ: Аналитический обзор // Официальные документы в образовании. 2002. — № 2. — С. 50−73.
  70. Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э. Ф. Зеер // Высшее образование в России. -2007.-№Ц. с. 39−46
  71. Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход/ Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М: МПСИ, 2005.-216 с.
  72. Э.Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. -М.: Фонд „Мир“, 2006. 240 с.
  73. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования /И.А. Зимняя// URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
  74. И. А. Проектная методика обучения английскому языку /
  75. И.А.Зимняя, Т. Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. — 1991. — № 3. — С. 9−15.
  76. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М.:
  77. Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
  78. И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня.2006. № 8. — С.20−26.
  79. И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному / И. А. Зимняя // Русский язык за рубежом. 1985. — № 5. — С. 14−17.Заменить на Зинурову Р.И.
  80. О.В. Стимулирование профессионального самоопределения студентов будущих нефтяников как фактор их опережающей подготовки: Дис.. канд.пед.наук / О. В. Зиннурова. — Казань, 2011.-241 с.
  81. Г. И. Качество образования в профессиональной школе (вопросы теории и технологии) / Г. И. Ибрагимов. Казань: РИЦ „Школа“, 2007. 248 с.
  82. В.Г. Общая методика обучения общетехническим и специальным дисциплинам в инженерном вузе: Уч.-метод.пособие /
  83. B.Г.Иванов. Казань: Казан.гос.технол.ун-т, 2001. — 300с.
  84. И.Ф. Управление инновационными процессами в учебном заведении: Методические рекомендации / И. Ф. Игрополо // — Ставрополь: Изд-во ИРО, 1994. 44 с.
  85. С.Д. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов /
  86. C.Д. Ильенкова.- М.:ЮНИ ТИ, 2001. 327 с.
  87. Инженерное образование: экспертная оценка, диагноз, перспективы (обзор). № 12. — С. 65−76.
  88. Инновационное проектирование в образовании, технике итехнологии: Сб. научных тр. / ВолгГТУ, 1998. — 183с.
  89. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А.Кан-Калик. — М.: НИИВШ, 1977. 64 с
  90. В.Ж. Цивилизованные императивы инновационной политики. Россия и мировой опыт / В. Ж. Келле /Философия. Наука.
  91. . М., 1999. — с.312.
  92. А.А. Личностно-ориентированная профессиональная подготовка специалистов / А. А. Кирсанов. М. Магистр, 1994. — 116 с.
  93. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежныхпедагогических поисках / М. В. Кларин. М., 1994.- 123 с.
  94. Е.А. Психология профессионализма / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 2003. — 456 с.
  95. Л.П. Методическое управление инновационнымипроцессами в ВУЗе: Автореф дис.. канд. пед наук / Л. П. Княженко. —1. Карачаевск, 2009. 22 с.
  96. М.М. Экономическое развитие нефтяного комплекса РФ в условиях глобализации мирового нефтяного хозяйства (теоретические и методологические аспекты): Автореферат дис.. докт.экон.наук / М. М. Козеняшева. Москва, 2011. — 44 с.
  97. Н.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих переводчиков: Дис. канд.пед.наук / Н. В. Комиссарова. Екатеринбург, 2004. — 179 с.
  98. В.В. Методология науки и высшего профессионального образования: Учеб. пособие / В. В. Кондратьев. Казань: КГТУ, 2001. — 167 с.
  99. В.В. Инженерное образование: состояние, проблемы, перспективы / В. В. Кондратьев // Инженерная подготовка: Сборник статей
  100. Выпуск 14, том 1) Центр инженерной педагогики МАДИ.М., 2012— с.112−131.
  101. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (утверждена распоряжением
  102. Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662 р.) Электронный ресурс.
  103. Режим доступа: www.mon.gov.ru.
  104. Е.А. Нормативная область профессиональной педагогики / Е. А. Корчагин. Казань: КГТУ, 2001.-302 с.
  105. С.В. Высшая школа в России и США: культурологический анализ тенденций и перспектив развития: Дис.. канд. культурологи / С. В. Кохановская. Москва, 2003. — 174 с.
  106. A.M. Современная высшая школа: состояние и тенденции развития / А. М. Кочнев. Казань: ИССО РАО, 1997. — 240 с.
  107. E.H. Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на основе потребностей работодателей:
  108. Автореферат дис. канд.пед.наук / Е. Н. Кочнева. — Челябинск, 2012. — 25 с.
  109. И.Е. Крупнейшие химические компании России/ И. Е. Кричевский, Н. Н. Куницына // Химия и бизнес. — 2002. — № 1. — С. 16.
  110. Н.М. Структура и содержание ключевых компетенций дизайнеров. Обучение. Компетентность 7/78/2010, Псков, [email protected].
  111. О. В. Инженеры. Становление и развитие профессиональной группы / О. В. Крыштановская.— М.: Наука, 1989. — 144 с. — ISBN 5−02−13 328−0
  112. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. —М., 1989.
  113. И.Я. Содержание и структура психолого-педагогической подготовки студентов в инженерном вузе: Монография / И. Я. Курамшин, В. Г. Иванов, Е. В. Загайнова. Казань: КГТУ, 2005. — 248с.
  114. Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании становления / Е. Б. Курких. М.: Педагогика — Пресс, 2001. — 326 с.
  115. B.C., Мартиросян Б. П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян // Педагогика. 2004. — N 4.
  116. O.E. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. — 2004. № 5. — С.3−12.
  117. В.П. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию / В. П. Лебедева, В. И. Панов, В. А. Орлов //
  118. Педагогика. 1996. — № 5. — С.24−26.
  119. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1991. — 53 с.
  120. A.B. Концепция развития регионального рынка образовательных услуг / А. В. Леонтьев, П. Н. Осипов. Казань: ИПП ПО РАО, 2006. — 35 с.
  121. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 2005.-420 с.
  122. И.Я. Дидактическая модель учебного процесса / И. Я. Лернер // Первое сентября. 1996. — 29 февр. — С.6−8.
  123. . Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. — № 8. — С. 37−46.
  124. З.С. Применение комплексной технологии при изучении спецкурса // Реализация региональных научно-технических программ Центрально-Черноземного региона: Материалы конф. 15 декабря 1997 г. Воронеж, 1997.-С. 197−199.
  125. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия //Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся /Под ред. А. А. Водалева, В. Я. Ляудис. М., 1980.
  126. В.К. Развитие стратегического управления нефтегазовым комплексом России на основе метода функциональной декомпозиции в условиях глобализации мировой энергетики): Автореферат дис. докт.экон.наук / В. К. Марков. Саратов, 2011. — 46 с.
  127. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Москва, 1996. 236 с.
  128. Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н. В. Матяш // Педагогика. 2000. — № 4.1. С.38−43.
  129. К. С. Новые зарубежные технологии и приемы оценивания достижений студентов / К. С. Махмурян // Преподаватель. 1999. -№ 2, 3. — С.16−20.
  130. М.И. Проблемное обучение / Энциклопедияпрофессионального образования: В 3-х Т.2 / Под ред. С. Я. Батышева. — М.:1. АПО, 1999. — С.333−335.
  131. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 2005. — 368 с.
  132. Д.А. Проектный подход к технологии обучения в системе высшего профессионального образования / Д. А. Махотин // Качество, инновации, образование. — 2005. — № 1. С. 11−21.
  133. В.Е. Подготовка профессиональной элиты в технических университетах / В. Е. Медведев // Машиностроение и инженерноеобразование. 2005. — № 2. — С.60−70.
  134. Международное энергетического агентства (International Energy Agency, IEA) Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.iea.org/audiencehubs/forstudents/.
  135. JT.M. Психология развития конкурентоспособнойличности / Л. М. Митина.— М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 2003. 400 с.
  136. Т.А., Громова О. Б. О реализации ФГОС в техническом ВУЗе / Т. А. Михайличенко, О. Б. Громова // Высшее образование в России. 2011. — № 10. — С.89−95
  137. О. М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней школе (на материале фр. языка): Автореф. дис.. канд.пед.наук /
  138. О. М. Моисеева. Москва, 1994. — 16 с.
  139. Н.В. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационногобизнеса: Дисс.. докт.пед.наук / Н. В. Молоткова. — Тамбов, 2003. — 358 с.
  140. Е.И. Модель адаптации студентов к профессиональной среде / Е. И. Муратова, И. В. Федоров // Высшее образование в России. -2009.-№ 6. -С. 91−97.
  141. Г. В. Состояние, проблемы и тенденции профессиональной подготовки / Г. В. Мухаметзянова // Специалист. 1996. -№ 4. — С.22−23.
  142. Направления подготовки магистров и отнесенные к ним магистерские программы. Российское образование: федеральный портал
  143. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.edu.ru. — Проверено 20.05.12.
  144. Н. Д. Организация учебно-воспитатательного процесса в педагогическом вузе / Н. Д. Никандров. М., 1990. — С. 356
  145. A.M. Образовательный проект / А. М. Новикова, Д. А. Новиков. М.: „Эгвес“, 2004. — 120 с.
  146. П.Н. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие / П. Н. Новиков, В. М. Зуев. М.: РТАиЗ, 2000. -266 с.
  147. Т. А. Экспертиза инноваций в образовании. Подготовка экспертов гражданских институтов / Т. А. Новикова // Народное образование. -2008.-№ 4.-С. 104−109.
  148. О высшем образовании в XXI веке Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.educationuk.org/USA/Article/USART45UK-coursefees-f. Проверено 20.01.2012.
  149. О подготовке элитных специалистов Электронный ресурс. —
  150. Режим доступа: http://www.ifmo.ru/newspaper. — Проверено 20.05.2012.
  151. В. А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования: Дис.. кан.пед.наук /
  152. В.А.Оганесов. Ставрополь, 2003. — 160 с.
  153. О.Н. Основные тенденции развития и современное состояние профессионального образования в странах Европейского Союза:
  154. Дис. докт.пед.наук / О. Н. Олейникова. — Казань, 2003 — 374 с.
  155. А.К. Развитие педагогических систем проектно-технологического типа организационной культуры: Методическое пособие /А.К. Орешкина.- М., 2009. 4 п.л. — Тираж 800 экз.
  156. C.B. Методика формирования готовности магистров техники и технологии к инновационной деятельности: Дис.. канд.пед.наук / C.B.Осина. Тамбов, 2007. — 222 с.
  157. П.Н. Социальная среда как фактор профессионального развития студента / П.Н. Осипов// Специалист. 2000. -№ 7. — С.28−31.
  158. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года WWW-Документ. URL http://www.admhmao.ru/innovac/osnnapr.htm
  159. Основные требования к использованию метода проектов Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ospu.ru/7idl la=45#tema2. -Проверено 20.05.12.
  160. Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования: Методические рекомендации / Под редакцией проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
  161. Э.П. Методология формирования инновационного компонента профессиональной деятельности специалиста в условиях высшей школы: Дис.. доктора пед. наук: 13.00.08 / Э. П. Печерская. -Тамбов, 2003.388 с.
  162. Э.П. Инновационные процессы в бизнесе и образовании: методологический аспект / Э. П. Печерская. М.: МСЭУ, 2003. — 283 с.
  163. П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П. И. Пидкасистый. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Педагогическое общество России, 2005 — 144 с.
  164. Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр „Академия“, 2010. — 368 с.
  165. В.М. Инновации в образовании (методологическийанализ) / В. М. Полонский // Инновации в образовании. 2007. — № 3. — С.8−14.
  166. Ю.П. Подготовка элитных специалистов по нефтяному инжинирингу в Hariot&Watt центре Томского политехнического университета / Похолков Ю. П. и др. // Инженерное образование. 2004. -№ 2. — С. 68−76.
  167. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие / М. М. Поташник. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  168. А.И. Современная социология организаций / А. И. Пригожин.-М.: 1995.-с. 185.
  169. В.В. Заведомо не выполнимые обязательства государства -тяжелый недуг, от которого мы постепенно излечиваемся / В. В. Путин // Человек и труд. 2002. — № 1. — С.5.
  170. C.JI. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1973. 424 с.
  171. З.С. Функциональная модель компетентностного подхода к подготовке современных инженеров / З. С. Сазонова // Казанский педагогический журнал. 2007. № 6 (54). — С. 24−28.
  172. В.А. Инновационная деятельность в системе инженерного образования / В. А. Сальников, А. В. Кукин // Инженерное образование. 2004. — № 2. — С.98−104.
  173. Т.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /Г.К.Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  174. H.A., Суббето А. И., Алешин Н. В., Козлов В. Н. и др. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход. Под ред. Селезневой H.A. и Суббето А. И. М.:
  175. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.- 199 с.
  176. И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности / И. Н. Семенов. М. — Воронеж. 2000.
  177. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии / В. В. Сериков. Волгоград, 1994. — 164 с.
  178. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО „Речь“, 2002. — 350 с.
  179. В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие / В. А. Скакун. М.: Форум: ИНФРА-М, 2009. -336 с.
  180. В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2004.1 С.45−51.
  181. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. — М.: ИЧП „Издательство Магистр“, 1997. -224 с.
  182. Советский энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1984. -1600 с.
  183. Современное состояние и развитие высшего профессионального образования в США Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.education.gov.uk/researchandstatistics. — Проверено 20.01.2012.
  184. B.C. Как формировать конкурентоспособного специалиста: Пособие для руководителей / B.C. Суворов, П. Н. Осипов. -Казань: КГТУ, 2000. 100 с.
  185. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С.10−14.
  186. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю. Г. Татур // Высшее образование в России. -2004.-№ 3.-С. 20−26.
  187. Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа /
  188. Ю.Г.Татур. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-278 с.
  189. Т.М. Зарубежный опыт развития профессиональных учебных заведений и его использование в отечественной теории и практике профессионального образования / Т. М. Трегубова // Казанский педагогический журнал. 2005.? № 4. — С.57−64.
  190. А.Е. Формирование компетенций выпускника в условия интеграции науки и образования / А. Е. Упшинская.- М.: СГА, 2009 -124 с.
  191. Федеральный государственный стандарт ВПО по направлению 151 000 (квалификация бакалавр).
  192. Федеральный закон „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ.
  193. В.Д., Семушина Л. Г., Подвойский В. А. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях / В. Д. Федоров, Л. Г. Семушина, В. А. Подвойский. М.: НПЦ „Профессионал-Ф“, 2004. — 200 с.
  194. Филипп Альтбах „Создание университетов мирового класса: международный опыт и российская практика“ http://slon.ru/articles/202 372./
  195. Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С.34−41.
  196. A.B. Педагогическая инноватика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / A.B. Хуторской. М.: Академия, 2008. -256 с.
  197. А., Боев О., Криушова А. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций / А. Чучалин, О. Боев, А. Криушова // Высшее образование в России. 2006. — № 8.- С 9−17.
  198. Ф.Т. Технологии дополнительного профессионального образования в инженерном вузе: Монография / Ф. Т. Шагеева. Казань: РИЦ „Школа“, 2008. — 260 с.
  199. Ю.В. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов инженерного профиля в условиях интеграцииобразования, науки и производства: Дис.. канд.пед.наук / Ю. В. Шагина. —1. Волгоград, 2010. 226 с.
  200. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С.26−31.
  201. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р. Х. Шакуров. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
  202. Т.И. Управление образовательными процессами / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. -М.: Академия, 2002. 384 с.
  203. С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в педагогическом вузе: Дис. .канд.пед.наук. / С. Н. Широбоков. Омск, 2000. — 188 с.
  204. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С .Я. Батышева. М., 1999.
  205. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. Урал: Едиториал УРСС, 1997. — 450 с.
  206. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н. Р. Юсуфбекова. М., 1999. — 237 с.
  207. Indenitrausbildung im Umbuch Empfehlung des VDI fuer eine zukunftsorientierte Ingenierqualifikation. — DuesseldorfA VDI, 1995. — 123 S.
  208. MOVING FORWARD TO IMPROVE ENGINEERING EDUCATION. National Science Foundation. November 19, 2007.
  209. World’s bargest Oil & Gas Companies Электронный ресурс. —
  210. Режим flocTyna: http://www.petrostrategies.org/Links/worldslargestoilandgas companies.htm. Проверено 20.05.12.
  211. Анкета для диагностики когнитивного компонента готовности к профессиональной инновационной деятельности
  212. Уважаемый респондент ответьте на следующие вопросы:
  213. Что предусматривается инновационным проектом?:а) сбыт, реклама инновационного продукта-б) продвижение инновационного продукта на рынке-в) разработка, производство и реализация инновационного продукта-г) разработка стратегии-
  214. При каком условии предоставляется государственная поддержка по реализации инновационного проекта?:а) государственная регистрация-б) государственное разрешение-в) предоставление информации по проекту-г) Наличие инвесторов-
  215. Что является результатом выполнения инновационного проекта?: а) объект- б) субъект- в) экспертиза- г) продукт-
  216. Назовите основные этапы планирования эксперимента
  217. Какие виды инновационных проектов Вы знаете
  218. Перечислите виды инновационной продукции в вашем регионе
  219. Анкета для диагностики мотивациоииого компонента готовности к профессиональной инновационной деятельности
  220. Анкета для диагностики праксеологнческого компонента готовности к профессиональной инновационной деятельности (адаптация теста диагностики инновацнонностн субъекта (Kirton
  221. Adaption-Innovation Inventory).
  222. Проверьте, какое из каждой пары выражений, характеризует вас в большей степени:
  223. Мышление характеризуется точностью, надежностью, эффективностью, рассудительностью и дисциплиной.
  224. Мышление характеризуется отсутствием дисциплины, способностью увязывать разрозненные идеи и применять необычные модели мышления.
  225. Заинтересованы в поиске проблем для решения.
  226. Заинтересованы в решении проблемы.
  227. Если правила не подходят, их нужно отменить.
  228. Предпочитают работать в рамках установленных правил.
  229. Решение проблемы должно быть верным и проверенным методом. 4.2. Предпочитаю использовать непроверенные идеи для поискарешений.5. 1. Могу поддерживать высокую точность в течение длительных периодов работы.
  230. Работаю лучше всего на коротких интервалах с высокой интенсивностью.6 1. Изменение правил для одного человека это несправедливо по отношению к остальным.6. 2. Правила могут быть изменены человеком.7. 1. Присутствует система специализированных знаний.
  231. Присутствует система общих знаний.
  232. Когда я включаюсь в проект, то забываю, что с другими, участвующими людьми, вероятно, следует проконсультироваться.
  233. Ответ, оцениваемый 1 2 1 2 2 2 1 1 2баллом. Другой ответ 0
  234. Анкета для диагностики готовности преподавателей к внедрениюкомпетентностного подхода.
  235. Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:
  236. Каковы цели и задачи компетентностного образования?
  237. Опишите взаимосвязь формирования отдельной компетенции на вашей и других дисциплине.
  238. Опишите структуру самостоятельной исследовательской деятельности студентов.
  239. Какие виды инновационной деятельности студентов вы можете назвать.
  240. Назовите исследовательские или инновационные проекты, в которых вы участвовали последние 3 года.
  241. Данные пункты оцениваются от 0 до 5 баллов.
  242. Оцените по 5 бальной шкале, насколько данное выражение Вас характеризует.
  243. Хорошо ориентируюсь в содержании дисциплин подготовки по данному направлению с целью создания междисциплинарных связей-
  244. Знаю структуру компетенций, способы и методы их формирования Знаю методы и средства оценивания компетенций.
  245. Умею скоординировать деятельность студентов с учетом междисциплинарных связей.
  246. Разрабатываю и провожу междисциплинарные проекты. Имею опыт по разработке диагностических материалов для оценивания компетенций студентов.
  247. Высокий уровне компетентностной подготовки современных студентов достижим.
  248. Я хочу совершенствовать содержание курса дисциплины с учетом необходимости формирования компетенций.
  249. ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.1. Виды занятий Часы1. Лекции 461. Практические занятия 18
  250. Индивидуальные занятия с преподавателем1. Самостоятельные занятия 81. ВСЕГО 72
  251. Итоговая аттестация Семинар с докладами слушателей
  252. Модернизация современной системы высшего образования. Студентоцентрированный образовательный процесс. Качество высшего образования. Болонский процесс. Результаты образования.
  253. Компетентностный подход в инженерном образовании. Инновационная образовательная среда. Модель подготовки бакалавра к инновационной деятельности. Компетенции. Состав компетенций. Диагностика компетенций.
  254. Особенности построения учебного курса.
  255. История компетентностного подхода. Отечественные предпосылки перехода на Компетентностный подход. 2
  256. Болонский процесс: история и перспективы. 2
  257. Новые стандарты высшего профессионального образования. 2
  258. Компетенции и компетентность: проблема разграничения понятий. Результаты образования в терминах компетенций. 2
  259. Инновационная образовательная среда. Ее роль в формировании компетенций. 2
  260. Классификация компетенций Структура компетенции. Паспорт компетенции. 2
  261. Инновационные и исследовательские компетенции. 4
  262. Разработка „дерева“ компетентностных целей для учебных программ дисциплин и практик 4
  263. Компетентностная составляющая в структуре оценки подготовленности выпускников вуза: тенденции и перспективы развития 2
  264. Технологии оценивания компетенции. Теория и практика разработки 8
  265. Портфолио компетенции: понятие, структура подготовка, защита 8
  266. Тестология. Использование тестов при оценивании компетенции 4
  267. Готовность преподавательского состава к переходу на новую методологию оценивания качества образования. 41. Практические занятия
  268. Построение схемы инновационной образовательной среды. 6
  269. Построение технологии оценивания компетентностной подготовки студента, выпускника 6
  270. Работа с программным обеспечением по оценке формирования компетенций 6
  271. Самостоятельная работа „Разработка диагностического материала по оцениванию компетенции (компетенция по выбору преподавателя)“ 81. Всего: 72
  272. Первый модуль „Компетентностный подход в контексте модернизации высшего образования“.
  273. Компетенция и компетентность: проблема разграничения понятий.
  274. Добавочное значение компетенции по отношению к знаниям, умениям, навыкам.1. Результаты образования:
  275. По завершении изучения первого модуля слушатели понимают и принимают идеи модернизации высшего образования, владеют понятийным аппаратом подхода, направленного на развитие компетенции.
  276. Второй модуль „Компетентностная составляющая в структуре оценки подготовленности выпускника вуза“»
  277. Основные направления современных исследований педагогической оценки.
  278. Традиционные и современные средства оценивания учебных достижений студентов.
  279. Общие и местные условия реализации компетентностной составляющей в структуре оценки подготовленности выпускника вуза1. Результаты образования:
  280. Третий модуль «Компетентностная модель выпускника вуза»
  281. Выявление состава ключевых, инновационных и профессиональных компетенции выпускника вуза на примере одной из специальностей.
  282. Модель выпускника вуза как содержательная основа структуры оценки его подготовленности.1. Результаты образования:
  283. По завершении изучения третьего слушатели понимают, какие компетенции могут входить в итоговую модель выпускника и способны самостоятельно определять набор компетенции необходимый выпускнику вуза.
  284. Четвертый модуль «Реализация компетентностной составляющей в образовательных программах учебных дисциплин и практик».
  285. Специфика внедрения ключевых, общепрофессиональных и специальных компетенции в образовательные программы дисциплин и практик.
  286. Реализация компетентностной составляющей в воспитательной деятельности преподавателей, кафедры, факультета, вуза.
  287. Влияние инновационной образовательной среды на формирование инновационных компетенций будущего специалиста.4. Паспорт компетенции.1. Результаты образования:
  288. Пятый модуль «Портфолио компетенции как форма фиксации и накоплении достижений студентов»
  289. Возможности портфолио в формировании и оценивании компетенции.
  290. Использование портфолио в текущей, поэтапной и итоговой оценке учебных достижений студента.
  291. Критерии оценки портфолио компетенции при подготовке и защите,
  292. Альтернативные технологии фиксации уровня развития компетенции в образовательном процессе вуза.1. Результаты образования:
  293. Организация освоения содержания курса.
  294. Способы оценки достижения ожидаемых результатов
  295. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
  296. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ1. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
  297. Направление подготовки: 151 000 Технологические машины и оборудование
  298. Профиль подготовки: Оборудование нефтегазопереработки
  299. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр1. Форма обучения: очнаяг. БУГУЛЬМА, 20 091. Цели и задачи дисциплины:
  300. Цель дисциплины углубленное освоение студентами, обучающимися по профилю «Оборудование нефтегазопереработки», навыков по организации и проведению экспериментов на промышленных объектах.
  301. Место дисциплины в структуре ООП: Данная учебная дисциплина относится к дисциплинам по выбору гуманитарного, социального и экономического цикла для подготовки по профилю «Оборудование нефтегазопереработки».
  302. Требования к результатам освоения дисциплины:
  303. Составлять планы используя методы планирования экспериментов. Правильно выбирать тот или иной метод в конкретных условиях. Применять методы статистической обработки результатов измерений.
  304. Определить круг проблем, связанных с организацией, оценкой, отбором и финансированием инновационных проектов.
  305. Объем дисциплины и виды учебной работы
  306. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица.
  307. Вид учебной работы Всего часов Семестры4
  308. Аудиторные занятия (всего) 181. В том числе: 1. Лекции 9 9
  309. Практические занятия (ПЗ) 9 91. Семинары © 1. Лабораторные работы (ЛР)
  310. Самостоятельная работа (всего) 18 «181. В том числе: 1. Курсовой проект (работа)
  311. Расчетно-графические работы 18 18
  312. Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет
  313. Общая трудоемкость час зач. ед. 36 361 15. Содержание дисциплины
  314. Содержание разделов дисциплинып/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  315. Введение Предмет дисциплины. Значение эксперимента в научных исследованиях и промышленной практике. Содержание дисциплины.
  316. Обработка данных эксперимента, анализ и обобщение результатов. Оформление результатов исследования. Внедрение законченных разработок в промышленность.
  317. Управление техническими системами + + -
  318. Надежность технологических машин и оборудования + - - +
  319. Разделы дисциплин и виды занятийп/п Наименование раздела дисциплины Лек ц. Прак т. зан. Лаб зан. Семи н СР С Все -го час.1. Введение 1 2 3
  320. Общие законы и формы познания мира и методы проведения исследований 1 2 3
  321. Классификация методов исследований 1 2 3
  322. Проведение экспериментальных исследований и обработка полученных результатов 2 2 2 6
  323. Организация и проведение научно-технического исследования 2 2 2 6
  324. Разработка инновационного проекта. 2 5 8 151. Итого: 9 9 18 366. Лабораторный практикум
  325. Лабораторный практикум не предусматривается
  326. Примерная тематика курсовых проектов (работ)1. Не предусмотрены.
  327. , А.Г. Основные процессы и аппараты химической технологии: Учебник для вузов / А. Г. Касаткин. М.: ООО ТИД «Альянс», 2008. — 753 с.
  328. , П. Г. Методы расчёта процессов и аппаратов химической технологии (примеры и задачи): учебное пособие для вузов / П. Г. Романков, В. Ф. Фролов, О. М. Флисюк. СПб.: Химиздат, 2010 — 544 с.
  329. Методы исследований и организация экспериментов /под ред. Власова К. П., Харьков, 2002, 255 с.
  330. Е.Б., Попадько В. Е. Программные средства систем управления технологическими процессами в нефтяной и газовой промышленности: Учебное пособие. М.: ФГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2005.
  331. К. Планирование эксперимента в исследовании технологических процессов./ Лецкий Э., Шефер В. М.: 2007. — 292 с.
  332. А.Ю. Введение в моделирование химико-технологических процессов. М.: Химия, 2002. -287 с. в) программное обеспечение:1. Windows ХР.2. Microsoft Office.3. Mathcad.
  333. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
  334. Занятия по дисциплине проводятся в специально оборудованных аудиториях и с применением персональных компьютеров.
  335. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Заполнить форму текущей работой