Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Телеконкурс как эффективное средство реализации личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку на этапе предпрофильной подготовки школьников: на материале английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании полученных результатов выяснилось, что в основе реализации телеконкурса лежит проектная технология. Проектная технология личностно-деятельностной модели телеконкурса направлена на создание школьниками личностного образовательного продукта в аутентичной ситуации иноязычного общения. В силу этого проектная работа на телеконкурсе ставит участника в ситуацию реального использования… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Особенности личностно-деятельностного обучения иностранному языку на этапе предпрофильной подготовки с использованием телеконкурса
    • 1. 1. Характеристика этапа предпрофильной подготовки как пространства самоопределения учащихся
    • 1. 2. Место и роль телеконкурса в предпрофильной подготовке учащихся с позиции личностно-деятельностного подхода
    • 1. 3. Психолого-педагогические обоснования использования телеконкурса в обучении иностранному языку
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Методика использования телеконкурса на этапе предпрофильной подготовки
    • 2. 1. Технология разработки и проведения телеконкурса
    • 2. 2. Реализация поликультурного компонента содержания телеконкурса как способ развития индивидуальности личности школьника в коммуникативной деятельности
    • 2. 3. Опытное обучение
  • Выводы по второй главе

Телеконкурс как эффективное средство реализации личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку на этапе предпрофильной подготовки школьников: на материале английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одним из направлений модернизации системы общего среднего образования является развитие теории и практики предпрофильной подготовки учащихся средствами школьных предметов. В Методических рекомендациях по реализации направления «Государственная поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование» подчеркивается, что внедрение в образовательные процессы современных технологий, направленных на поддержание и развитие способностей и талантов школьников, способствует созданию условий для развития индивидуальности, выявления и развития потенциальных возможностей конкретной личности. Как указывается в Концепции Ассоциации «Школа 2000.», понимание деятельностной основы мира, в котором живут и общаются школьники, возникает только в результате формирования и развития требуемых качеств и умений. В связи с этим, к важным особенностям деятельностного обучения относят универсальность и гибкость, творческостъ и непрерывность, открывающие предрасположенность к интеграции с другими подходами, например, коммуникативным, личностно-ориентированным, компетентностным. Деятельностный подход способствует реализации воспитательного потенциала предметной области иностранного языка, еще не раскрытый в полной мере. Именно поэтому так естественно вошли в него постулаты и принципы гуманной педагогики. В истории педагогической мысли попытки раскрыть сущность деятельности в обучении связаны с именами А. Дистерверга, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, И. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и ДР.

Принципиальная смена образовательной парадигмы — выход на деятельностную педагогику — предполагает обновление содержания образования. В образовательной области «Иностранный язык» процесс обучения ориентирован на развитие культурной языковой личности, способной 3 и готовой к использованию иностранного языка как средства общения в разных жизненных ситуациях, в том числе в глобальной информационно-телекоммуникационной среде.

На этапе предпрофильной подготовки у учащихся сильно желание проявить себя, сформировать собственный образ и образ дальнейшей образовательной траектории. Организация поля культуросообразных форм предъявления результатов учебной, проектной, творческой деятельности, таких как выставки, премии, фестивали, конкурсы и телеконкурсы значительно обогащает занятия и делает обучение живым и естественным. В этом плане интерес представляет телеконкурс, в котором сочетаются элементы базового и дополнительного образования, и которому присущи такие характерные особенности, как интерактивность, • обращенность к личности ученика, коммуникативность, возможность реализации технологии проектной деятельности, поликультурность. Телеконкурс является таким образовательным пространством, в котором формируется подросток как личность, как творец, как изобретатель.

В основе теорий о воспитании личности-созидателя и развитии индивидуальности лежат концепции личностно-ориентированного образования как основы новой гуманистической образовательной парадигмы (Е.В. Бондаревская, И. Л. Бим, Б. С. Гершунский, И. А. Зимняя, Е. С. Полат, И. С. Якиманская и др.).

Вместе с тем, практика показывает, что многие преподаватели не владеют этими технологиями в силу разных объективных обстоятельств: преподаватели пожилого возраста уже не хотят обучаться работе на компьютере и относятся с недоверием к информационно-техническим средствам обучениядругие преподаватели не могут использовать телекоммуникационные технологии из-за слабой оснащенности кабинетов иностранных языковследующая группа преподавателей опасается не уложиться по времени в рамки одного урока.

Интервьюирование учеников 8−9 классов показало, что многие из них имеют опыт использования компьютерной техники (видеокамера, 4 персональный компьютер, ноутбук и др.). Однако для школьников, которые проявляют большой интерес к съемкам фильмов, видеомонтажу требуются и другие навыки, например, работа перед камерой, озвучивание текстов, комментарий к видеоматериалам, авторское сопровождение.

Сложившаяся ситуация является препятствием для внедрения в учебный процесс такой эффективной формы организации обучения иностранному языку, как телеконкурсы. Учитывая тот факт, что в структуре телевидения России в последние десятилетия, не находит места система образовательных телепрограмм, в том числе на иностранном языке, в языковом пространстве школы можно было бы успешно развивать и использовать телеконкурсы с непосредственным участием подростков и молодежи. Телеконкурсы заключают в себе больший воспитательный и развивающий потенциал. Принимая во внимание тот факт, что на российском телевидении практически отсутствуют молодежные программы, направленные на воспитание гражданственности, нравственности, духовности, использование этого потенциала телеконкурса могло бы позитивно влиять на развитие критического мышления и способности к оценке реальной действительности через призму достоверных фактов и событий. Обучение с опорой на телекоммуникационные технологии с использованием телеэкрана для создания предмета говорения могло бы быть весьма продуктивным.

На сегодняшний день использование в учебном процессе видеозаписей транслируемых централизованно учебных телекурсов ограничено, а обучающих телеконкурсов до настоящего времени еще не создавалисьнет рекомендаций по применению телевизионных конкурсов в учебном процессе в школе, так как они рассчитаны на обучаемого зрителя у домашнего экрана. Ограничена также возможность обучать на основе оригинальных аудиовизуальных материалов с соблюдением технологий их использования.

Таким образом, сложился ряд противоречий: между потребностями развивающейся школы во внедрении современных информационных технологий в учебный процесс и условиями, обеспечивающими реализацию этих потребностеймежду интересами учащихся овладеть современными 5 информационными/коммуникационными технологиями изучения иностранного языка и слабой подготовленностью многих учителей в этой областимежду знаниями о телеконкурсе как об интерактивной форме обучения иностранному языку и невладением методикой его организации.

Следовательно, имеются все основания считать проблему разработки эффективной методики личностно-деятельностного обучения иностранному языку на этапе предпрофильной подготовки с помощью телеконкурсов актуальной и требующей специального изучения.

Исследованию информационных технологий в образовании посвящены работы A.B. Барыбина, В. П. Беспалько, Ю. С. Брановского, М. Ю. Бухаркиной, Б. С. Гершунского, Е. И. Дмитриевой, A.JI. Назаренко, C.B. Новикова, И. В. Роберт, Е. С. Полат, A.B. Хуторского, JI.A. Цветковой и других ученых. В поле зрения ученых находятся вопросы, связанные с применением таких информационных технологий, как телекоммуникационные проекты, телеконференции, электронная почта. Учеными обращается внимание на то, что использование информационных технологий способствует формированию критического мышления обучаемых, развитию умений решать проблемные ситуации и оперативно обмениваться информацией.

Несмотря на довольно большое количество научных исследований, посвященных вопросам использования новых информационных технологий в процессе обучения иностранному языку, практически нет работ, посвященным таким интерактивным формам обучения с использованием телекоммуникационных технологий, как телеконкурсы. Проблема разработки наиболее эффективных методик личностно-деятельностного обучения иностранному языку с использованием телеконкурсов остается малоисследованной. Таким образом, актуальность проблемы и ее слабое практическое решение в условиях предпрофильной подготовки школьников стали основанием обращения к теме исследования: «Телеконкурс как эффективное средство реализации личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку на этапе предпрофильной подготовки школьников» (на материале английского языка).

Объект исследования — процесс обучения иностранному языку с позиции личностно-деятельностного подхода на этапе предпрофильной подготовки.

Предмет исследования — методика организации и проведения телеконкурса. Гипотеза исследования: обучение иностранному языку на предпрофильном уровне может быть эффективным при условии, если:

— образовательный процесс по иностранному языку мотивируется путем применения такой интерактивной технологии, как телеконкурс, базирующийся на личностно-деятельностном подходе;

— структура и содержание телеконкурса адекватны целям • и задачам предпрофильной подготовки школьников;

— телеконкурс включает и реализует поликультурный и полилингвальный аспекты содержания обучения иностранному языку.

Цель исследования: разработать, апробировать и внедрить в практику обучения иностранному языку методику организации и проведения телеконкурса на основе личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку в поликультурном языковом пространстве школы. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены и реализованы следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть этап предпрофильной подготовки как пространство самоопределения учащихся с позиции личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку.

2. Раскрыть влияние телеконкурса на развитие творческой индивидуальности учащихся средствами иностранного языка.

3. Дать психолого-педагогическое обоснование использованию телеконкурсов в обучении иноязычному общению.

4. Раскрыть поликультурный компонент содержания телеконкурса как способа развития индивидуальности личности школьника в деятельности.

5. Разработать структуру и содержание телеконкурса на основе личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку с учетом целей и задач предпрофильной подготовки.

6. Внедрить телеконкурс в коммуникативную практику обучения/преподавания иностранного языка и культуры и провести опытную проверку его эффективности.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы научного исследования: а) изучение и анализ психологической, педагогической, методической, лингвистической, технической литературыб) анализ нормативно-правовой и нормативнодирективной базы обучения иностранным языкам этапа предпрофильной подготовки школьниковв) концепций, программ, учебно-методических комплектов и рекомендаций авторов-разработчиков учебных пособий по использованию в школе информационных технологийг) наблюдение за процессом обучения/преподавания иностранного языка в школед) анкетирование учащихся, интервьюирование преподавателей на предмет недостатков и преимуществ владения умениями использовать телеконкурсную технологиюе) опытное обучение по апробации методики использования телеконкурсов в школе и на телевидении.

Методологической базой исследования послужили положения, разработанные в научных трудах по методике обучения иностранным языкам и межкультурной коммуникации с использованием личностно-ориентированных педагогических и информационных технологий [С.Г. Тер — Минасова, И.И.

Халеева, И. А. Зимняя, Н. М. Громова, Ю. Рот, Г. Коптельцева, И. Л. Бим, Г. В.

Рогова, Т. Е. Сахарова, Е.С. Полат]- научные работы, связанные с этапом предпрофильной подготовки в системе непрерывного школьного образования.

Соловцова Э.И.] исследования в области страноведения (культуроведения) и социокультурного образования средствами иностранного языка.

Е.М.Верещагин, В. Г. Костомаров, Г. Д. Томахин, В. В. Сафонова,.

В.П.Фурманова]- научные работы по психологии и педагогике обучения 8 иностранным языкам [С.Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, Матюшкин А. М., Н. Ф. Талызина, Р.П. Мильруд]- научные положения деятельностной методики обучения иностранным языкам [ПЛ.Гальперин, И. И. Ильясов, Н. И. Жинкин, М.А. Давыдова]- исследования в области теории и методики использования новых педагогических, включая информационные технологии, в обучении иностранному языку отечественных и зарубежных ученых [Э.Г. Азимов, М. Ю. Бухаркина, М.В. Буланова-Топоркова, Е. В. Зайцева, А. И. Курбацкий, Е. С. Полат и др.]- научные идеи проблемного обучения [Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, О. С. Виноградова, Г. А. Китайгородская, Е. С. Полат и др.].

Апробация и внедрение. Основные теоретические положения исследования и результаты опытного обучения обсуждались на кафедре иностранных языков и кулыуроведения АПК и ППРО, а также на ежегодных мастер-классах в школах г. Якутска (Республика Саха), были изложены автором в виде докладов на ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и соискателей в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образованияВсероссийской научно-практической конференции «Научные исследования и российское образование: идеи и ценности XXI века» (Москва, АПК и ПРО, 2004), Всероссийской научно-практической конференции «Научные проблемы развития образования: методология, эксперимент, практика (Москва, АПК и ПРО, 2005), Первой международной научно-практической конференции-форуме «Интеграционные процессы в образовательном пространстве» (Москва, АПК и ППРО, 2006), Международной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в образовательном пространстве» (Республика Хакасия, 2006), Международном проекте «В зеркале национальных культур» (Германия, Бремен 2007), IV Всероссийском телефестивале научно-образовательных и просветительских программ, отражены в 5 публикациях по теме исследования и представлены на сайте http://www.nvksakha.rU//iumanii/htp/.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые обоснована методико-дидактическая целесообразность организации и проведения телеконкурса как эффективного средства обучения иностранному языку в поликультурном контексте на основе личностно-деятельностного подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем разработаны методические и технологические основы организации и проведения телеконкурса в процессе интерактивного обучения иностранному языку.

Практическая значимость исследования связана с созданием методических рекомендаций для учителей иностранных языков по использованию телеконкурса в процессе обучения иностранному языку и межкультурной коммуникации на этапе предпрофильной подготовки (См. Приложения 1,2).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективность обучения иностранному языку обеспечивается за счет внедрения в учебный процесс интерактивных технологий, одной из которых является телеконкурс. Телеконкурс, структурированный в соответствии с целями и задачами предпрофильной подготовки способствует поддержанию и развитию познавательных интересов школьников в направлении тележурналистики и переводческой деятельности.

2. Дидактические свойства и функции телеконкурса направлены на развитие допрофессионально-ориентированных умений иноязычного общения и межкультурной коммуникации, которые находят отражение в работе с культуроведческой информацией, способности самостоятельно решать проблемные задачи и критически оценивать факты и события на определенном этапе телеконкурса.

3. Успешность телеконкурса определяется в процессе творческой самореализации школьников в таких формах, как: авторство в телерубриках, самостоятельно написанных сценариях, подборках и систематизации аутентичной информации, непосредственном участии в передачах в качестве телеведущего и тележурналиста.

4. Телеконкурс, как творческое образовательное пространство, включающее в себя многообразие личностнои межкультурно ориентированных проектов, создает реальные условия для активной проектной деятельности школьников. Технология проектной деятельности, используемая в телеконкурсе, и положенная в основу методики допрофессионально-ориентированного обучения иностранному языку на этапе предпрофильной подготовки, стимулирует развитие познавательных и креативных способностей школьников, проявляющих интерес к тележурналистике и переводу. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений. Объем работы — 164 страницы, из которых 133 основного текста. Список использованной литературы содержит 187 источников на русском и иностранном языках. Объем приложения -31 страница.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Во второй главе диссертации в соответствии с четвертой и пятой задачами исследовались вопросы, связанные с технологией разработки и проведения телеконкурса, и его опытной апробацией.

На основании полученных результатов выяснилось, что в основе реализации телеконкурса лежит проектная технология. Проектная технология личностно-деятельностной модели телеконкурса направлена на создание школьниками личностного образовательного продукта в аутентичной ситуации иноязычного общения. В силу этого проектная работа на телеконкурсе ставит участника в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранного языка в продуктивную творческую деятельность. Работа над проектами в процессе изучения иностранного языка дает возможность повысить личную уверенность каждого ученика, поскольку обсуждение проблем, поднятых в них, привлекает личный опыт учащихся, «обнародует их личную оценку». Участвуя в телевизионном проекте, ученик не на словах, а на деле может почувствовать себя успешным, способным к творчеству, искусство слова становится для него не отвлеченной материей, а инструментом, помогающим реализовать себя.

Телеконкурсы могут быть самыми разнообразными по структуре и содержанию. Так, телеконкурс может представлять собой исследовательский и одновременно культуроведческий проект. Такой проект обладает высоким воспитательным и развивающим потенциалом, с одной стороны, а с другоймотивирующим воздействием на школьников. Исследовательский характер телеконкурса заключается в том, что школьники осуществляют самостоятельный поиск, отбор и организацию необходимого краеведческого материала для проекта, внимательно изучают исторические и национально-культурные традиции своего народа, народный фольклор, литературу, поэзию.

Как показала апробация материалов видеоконкурсов различной тематической направленности, роли могут быть самые разнообразные: от литературных и сказочных персонажей до деловых людей нашего времени. В связи с этим, разработка телеконкурса осуществляется с учетом познавательных и креативных способностей школьников, их возрастных особенностей и интересов. Степень творчества в подобных проектах достаточно высокая, а основным видом деятельности является ролево-игровая.

Телеконкурс может представлять собой информационный проект, который направлен на сбор информации о каком-то событии или явлении. Деятельность по реализации такого проекта носит познавательно-поисковый характер. Такого рода проекты часто превращаются в исследовательские проекты и становятся их определенной частьюмодулем.

Одним из существенных признаков телеконкурса является интегративность и межпредметная обусловленность. Это проявляется в том,.

• что телерубрики содержат материал из разных областей жизни, взаимосвязанных и взаимообусловленных, что способствует целостному восприятию мира.

Телеконкурс, организованный в виде проекта, развивает интеллектуальные умения, такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, и способствует приобретению учебных умений.

Опытное обучение показало, что опора на проектную деятельность в телевизионных уроках приносит большое количественное обогащение словаря учащихся, обеспечивает большую прочность и гибкость владения ранее известным и небольшим количеством вновь усвоенной лексики благодаря ее включенности в активную, мотивированную и значительную по объему практику речевой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование посвящено одной из наиболее значимых проблем в методике обучения/преподавания иностранного языкаиспользованию современных телекоммуникационных технологий в коммуникативной практике. Одной из таких технологий является телеконкурс.

Исследование названной проблемы исходит из общего понимания образовательной ситуации в период его реформирования. Складывающаяся в этот период личностно-ориентированная парадигма образования позволяет рассматривать учебный процесс по овладению иностранным языком как творческую деятельность.

В соответствии с целью исследования в работе определен круг задач, решение которых осуществляется в двух главах, логически связанных по содержанию.

В первой главе выясняются особенности организации телеконкурса как одной из активных личностно-ориентированных (деятельностных) технологий обучения, условия его применения на этапе предпрофильной подготовки с позиции психолого-педагогической и методической науки.

Во второй главе исследуется поликультурный компонент содержания телеконкурса, оказывающего большое влияние на развитие индивидуальности личности школьника в коммуникативной деятельности, описываются результаты опытного обучения иностранному языку с использованием телеконкурса.

Научное доказательство эффективности применения телеконкурса непосредственно на занятиях по иностранному языку, как в урочное, так и во внеурочное время, осуществляется на основании четырех положений, выносимых на защиту, отражающих задачи исследования.

В соответствии с первым положением в диссертации исследуются функции телеконкурса, направленные на раскрытие и поддержание интереса школьников к тележурналистике и переводческой деятельности путем привлечения к участию в сюжете телеконкурса, самостоятельной творческой деятельности по написанию сценария, заметки, рекламы, разучиванию ролей, подбору соответствующего аутентичного материала для сюжета.

Второе положение связано с изучением дидактических свойств телеконкурса и выявлением степени их влияния на развитие допрофессионально-ориентированных умений иноязычного общения и межличностной коммуникации.

Третье положение сформировалось на основе результатов исследования успешности телеконкурса, которые были выявлены в ходе наблюдения за творческой самореализацией школьников в таких формах деятельности, как авторство в теле рубриках, самостоятельно написанных сценариях, подборках и систематизации аутентичной информации, непосредственном участии в передачах в качестве телеведущего и тележурналиста.

В соответствии с четвертым положением в диссертации установлено, что телеконкурс, как творческое образовательное пространство, является благоприятным полем креативной проектной деятельности школьников.

Вынесенные на обсуждение положения позволяют закрепить научную идею об использовании телеконкурса на этапе предпрофильной подготовки как одной из телекоммуникационных технологий обучения на уроке, формы элективного курса или курса дополнительного образования — модуля. Как указывается в диссертации, модуль — форма организации учебной деятельности, предполагающая освоение вида деятельности или предметного содержания. Модуль рассчитан на 10−12 занятий (10−12 или 20−24 учебных часа). Краткосрочность модуля имеет свои преимущества, так как позволяет осуществлять переход к другому модулю, например, к модулям, обеспечивающим овладение навыками письма, чтения аутентичных текстов-сценариев, комментариев, резюме. Во внеурочное время учащимся предлагается элективный курс в виде набора модулей, рассчитанный на 100 учебных часов. На каждый модуль выделяется по 25 часов учебного времени. В исследовании рассматриваются 4 модуля: актерское мастерство, деловое поведение на телестудии, постановка голоса и дикции, этика делового контакта. Приоритет того или иного модуля определяется личными потребностями учащихся.

Организация и отслеживание процесса опытного обучения позволило прийти к следующему выводу.

1. Сочетание форм классной и внеклассной учебной деятельности явилось тем мотивирующим фактором, который позитивно отразился на учебной деятельности старших подростков. Значительно возрос интерес к урокам иностранного языка, появилось чувство ожидания от уроков необычного и жизненного, стимулирующего потребность овладевать иностранным языком как средством общения.

2.Внеклассный элективный курс способствует поддержанию и развитию умений и склонностей к тележурналистике, переводу, межкультурной коммуникации.

3.Телеконкурс расширяет познавательный кругозор школьников за счет интеграции гуманитарных областей знаний: русского и иностранного языков,.

115 литературы, истории, обществознания, граждановедения, этики и эстетики, что представляется особенно важным при подготовке к профильному обучению в старшей школе.

4.Участие в телеконкурсе развивает личностные качества школьников: коммуникабельность, организованность, ответственность, эстетический вкус, общительность.

5.3начима роль телеконкурса в реализации национально-культурного компонента. Участвуя в телеконкурсе, школьники начинают лучше осознавать, что они живут в многонациональной, многоязычной стране, в которой каждый народ и язык, каждая национальная культура самоценны и вносят свой вклад в российскую и мировую культуру, позволяет ему по-новому взглянуть на национальную культур, оценить ее вклад, который она внесла в мировую.

На телевизионном конкурсе учащиеся со всей республики получают богатый багаж краеведческих знаний. Выездные съемки проходят в разных национальных сооружениях, являющимися достопримечательностями городов Республики Саха.

Весь новый материал представляется в интерактивном режиме. Обучение иностранному языку в интерактивном режиме, способствует эффективному овладению школьниками умениями иноязычного общения.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что применение телеконкурса может быть эффективным, если основу его организации составляет личностно-деятельностный подход, а структура и содержание соответствуют задачам предпрофильной подготовки школьников, оказалась верной.

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования были подтверждены опытным обучением, которое дало возможность прийти к выводу о том, что применение телеконкурса возможно не только на этапе предпрофильной подготовки, но и в старшей школе, а также на курсах повышения квалификации учителей, желающих овладеть этой технологией или использовать телеконкурс как форму элективного курса в своей педагогической деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Я., Яновицкая Е. В. Большая дидактика и 1000 мелочей. -СПб.: ООО «Валерии СПД», 2000. 496 с.
  2. В.Г. Деятельность как жизнетворчество//"Школа 2000.". Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Вып. 5. М.: УМЦ «Школа 2000.». 2005. — М: Прогресс, С. 38−45.
  3. Ангеловски Кристе. Учителя и инновации: Книга для учителей: пер. с макед. / Кристе Ангеловски. М.: Просвещение, 1991. -159 с.
  4. М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам / М. А. Ариян // Иностр. языки в школе. 1999. — № 6. — С. 17−22.
  5. В.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие / В. Г. Асеев. Иркутск: ИГПИ, 1989.-190 с.
  6. JI. А., Шапошникова Т. В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / JI. А. Байдурова, Т. В. Шапошникова // Иностранные языки в школе. 2002. — № 1. — С. 5−11.
  7. JI.A., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Пед. об-во России, 2001.
  8. B.C. Культура. Диалог культур: опыт определения // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 31−43.
  9. Бим ИЛ. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы / И. JI. Бим // Иностранные языки в школе. — 2002. -№ 2.-С. 11−15.
  10. Ю.Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. 2001. -№ 4-С. 5−8.
  11. П.Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии. Аналитический обзор. Библиотека педагога-практика. 42 с.
  12. Большая советская энциклопедия. Под ред. Б. А. Введенского. М., 1958. -988 с.
  13. Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону: Преподаватель, 1999. — 185 с.
  14. Е. М. Проект на уроках немецкого языка / Е. М. Борисова // Иностранные языки в школе. 1998. — № 2. — С. 27−31.
  15. Е.М., Дубровина И. В., Зак А.З. Особенности обучения и психологического развития школьников 13−17 лет // Под ред. Дубровиной И. В., Круглова Б. С. М.: Педагогика, 1988. -190 с.
  16. С.А. Роль иностранного языка в воспитании толерантного сознания. Аспирантские чтения. Материалы междисциплинарной научной конференции аспирантов и соискателей АПК и ППРО. М., 2001. — С.42−47.
  17. М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку. // Иностранные языки в школе. 2005. — № 3. — С. 24−28
  18. Я.А. Основные результаты работы и задачи академии информатизации образования (по материалам отчетного доклада) // Пед. информатика, № 3, 1999. С. 4−7.
  19. M.JI. Дифференцированное обучение иностранному языку в профильной школе// На пути к 12 летней школе. — М., 2000. — С. 232 236.
  20. В.В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В. Васильев // Народное образование. 2006. — № 9. — С. 177 180.
  21. И.Г. Обрядовая культура народа Саха как средство воспитания и обучения (на примере этнопедагогической практики работы со студентами) / М-во образования Рос. Федерации, Якут. Гос. Ун-т им. М. К. Амосова. Якутск: Октаэдр, 2007. — 108 с.
  22. СЛ. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого118языка / СЛ. Бенедиктова // Иностранные языки в школе. 2002. — № 1. — С. 11−14.
  23. В.В. Культурологическая парадигма русского языка: теория описания языка и культуры во взаимодействии. М.: ИРЯП, 1994. — 75 с.
  24. С.Я. Технология социального проектирования: особенности развития социальной активности подростков. М-во образования Рос. Федерации, Якутский Государственный Университет им. М. К. Амосова. -Якутск: Октаэдр, 2007. 96 с.
  25. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. Educational strategy in the West: toward the XXI century. M: Изд-во УР AO, 1999.-204 с.
  26. Л.В. Мышление и речь. Психологические исследования. -М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. 324 с.
  27. Выступление Президента РФ на заседании Президиума Госсовета РФ от 27.01.2004.
  28. А.Я. Обучение профессиональному общению на основе текста:119англ. яз. неязыковый вуз): Автореф. Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02. -М., 1997.-23 с.
  29. Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. -№ 1.-С. 3−8.
  30. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003. -189 с.
  31. З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения //Педагогика. 1996. — № 6. — С. 51−55.
  32. .С. Философия образования. М.: Флинта, 1998.- 244 с.
  33. М.С. Твоя профессиональная карьера. М., 2003. -188 с.
  34. В.В. Концепция учебной деятельности. М.: Эврика.-1996, — С. 3239.
  35. Г. Д. Влияние телепередач на подростков. М.: Народное образование, 2000. С. 17−19.
  36. Дж. К. Методы проектирования / Дж. К. Джонс: пер. с англ. 2-е изд. доп. — М.: Мир, 1986. — 326 с.
  37. И.А. Самовоспитание личности: Философско-этические проблемы. М., 1984. С. 60.
  38. Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. -178 с.
  39. А. Ж. Концепция и учебные планы пропедевтики предпрофильного обучения//Учебно-методический и научно-практический журнал. № 1,2007, С.47−54.
  40. И.А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку// Иностранные языки в школе. 1991. — № 3. — С. 9−15.
  41. Инновационность как конкурентноспособность/ Библиотека культурно-познавательных инициатив. М.: Эврика, 2005. — 368 с.
  42. В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей (Серия «Практическая психология»).- СПб.: Питер, 2006.-240 с.
  43. А.Е. Использование учебного телевидения: для обучения педагогическому общению студентов старших курсов языкового пед. вуза (на материале испанского яз.): Автореф. Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1989.- 16 с.
  44. А.В. Современные методы обучения английскому языку. -Минск: Тетра Системе, 2003. 175 с.
  45. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002.
  46. Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996. С. 30.
  47. В.В. Проектная методика как эффективная технология воспитания учащихся средствами иностранного языка: Дис. к-та пед. наук: 13.00.02. Москва, 2001. — 285 с.
  48. Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников // Библиотека журнала «Директор школы». М.: Сентябрь, 2003.-176 с.
  49. Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы, изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2002.-176 с.
  50. А.Н. Менеджмент коммуникаций. Теория и практика. М.: Издательство Национального института бизнеса, 2002. 228 с.
  51. Л.П. Язык и социальное поведение человека//Дошкольное воспитание.-1975.-№ 6.-С. 24−28.
  52. А.Н. Теоретические основы становления речевой деятельности школьников в образовательном процессе: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2000. — 370 с.
  53. И.А. Проблемно-диалогическое общение как основа коммуникативного обучения // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации.- М.: АПН СССР, 1987. С. 103−109.
  54. С.Ю., Литовский В. Ф. Учебный диалог как форма обучения//Психология. Киев, 1983.-Вып. 22.-221 с.
  55. С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога // Вопросы психологии. 1988. — N 2. — С. 87−96.
  56. А.П. Реализация национально-регионального компонента содержания обучения ИЯ в интегрированном курсе на проектной основе. Автореферат канд. Дисс. М.: 2002.
  57. A.A. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1997.-365 с.
  58. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  59. П.С. Место и роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников средней 12-летней школы// П. С. Лернер. На пути к 12-летней школе. М., 2000. — С. 236−242.
  60. Е.Л. Современный взгляд на учебный проект// Искусство и образование. 1999. — № 1. — С. 77−79.
  61. А.П. Культурологическая составляющая интернационализации мирового образования. Ряз. Гос. Пед. ун-т им. С. А. Есенина.- Рязань: 1996.-31 с.
  62. Н.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов пед. вузов и колледжей. М.: Академия ВШ, 1999.-269 с.
  63. Е.А. Элективный курс «Английский язык и основы поэтического перевода»//Иностранные языки в школе. 2005. — № 7. — С. 53−57.
  64. Е.В. Национально-культурные стереотипы и проблемы межкультурной коммуникации //Иностранные языки в школе. 2004. -№ 3. — С.80−84.
  65. Методики обучения иностранным языкам в средней школе: Отв. Ред. М. К. Колкова. Модернизация общего образования СПб.: КАРО, 2005. -224 с.
  66. Методическое обеспечение профильного обучения. Иностранные языки. Методические рекомендации / Сост. и научн. ред. Г. И. Воронина. М.: АПК и ПРО, 2004.-10 с.
  67. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика?// Иностр. языки в школе. 1996. — № 1. — С. 2−4.
  68. Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. М.: Стела, 1996. — 144 с.
  69. Мировая художественная культура: Факультативный курс. 5−9 (10) кл. Курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10−11 (11−12) кл.: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев/ Сост. Г. И. Данилова. М.: Дрофа, 2002. — 192 с.
  70. А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам// Иностр. языки в школе.- 2001. № 5. — С. 11−14.
  71. A.B. Личностный подход // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 522.
  72. Настольная книга учителя иностранного языка: Справ.- метод, пособие / Сост. В. В. Копылова. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2004. — 446 с.
  73. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
  74. Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2004. -68 с.
  75. Т.Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. М.: АПК и ПРО, 2003. -110 с.
  76. А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с. .
  77. XIX-XX вв. Под ред. И. В. Рахманова. М.: Педагогика, 1972. — 320 с. 89.0сновы теории речевой деятельности. Под ред. A.A. Леонтьева. — М.: Наука, 1974. -386 с. 90.0сновы педагогических технологий: Краткий толковый словарь /
  78. Е.И. Культуросообразная модель профессиональной подготовки учителя: философия, содержание, реализация. М., 2001.- 48 с.
  79. Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. -240 с.
  80. Педагогика/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Не. Шиянов. М.:Школа-Пресс, 1998. — С.311.
  81. Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Пед. об-во России. 1988. -С.181.
  82. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2003. — 218 с.
  83. Педагогический поиск/Сост. И. Н. Баженова. 3-е изд., с испр. и доп. -М.: Педагогика, 1990. — 560 с.
  84. Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования.-М.: УМЦ «Школа 2000.», 2001. С. 15−20.
  85. Л.Г. Технология деятельностного метода. М.: УМЦ «Школа 2000.», 2004.-С. 48−54.
  86. ЮО.Петерсон Л. Г. Непрерывность образования на основе деятельностного подхода. Педагогика. № 9. С.21−28.
  87. A.B. Непрерывное образование как условие преодоления кризиса профессионального развития преподавателя: Автореф. Дис.канд.пед.наук.-СПб., 1994.
  88. A.B. Быть личностью. Серия «Практическая психология». -СПб.: Питер, 2005. 210 с.
  89. ЮЗ.Пикан В. В. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе: Практико-ориентированная монография. М., 1994, с. 136.
  90. А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура//Педагогика.-2001.-№ 3.-С.41−47.
  91. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1966. 325 с.
  92. Психолого-педагогический словарь-справочник для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов на Дону.: Феникс, 1998,436 с.
  93. Ю7.Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М, 1999.
  94. Ю8.Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2002. № 2, № 3.
  95. Ю9.Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве.// Иностр. яз. в школе. 2000. -№ 1.-С. 11−14.
  96. Ш. Поляков О. Г. Роль теории учения и анализа потребностей в проектировании профильно-ориентированного курса английского языка. // Иностранные языки в школе. 2004. — № 3. — С.45−51.
  97. A.A. Теория и практика развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2002.- 37 с.
  98. Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  99. Рот Ю., Коптельцева Г. Встречи на грани культур: Игры и упражнения для межкультурного обучения. Калуга: ООО «Полиграф-Информ», 2001.-188 с.
  100. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1946.-720с.
  101. Пб.Рувинский JI. И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. — С. 12.
  102. Ш. Самарцев В. Г. Телевидение в системе образования. М.: Просвещение, 1989.-С.111.
  103. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: ИСТОКИ, 2006. — 237 с.
  104. В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования// Иностр. языки в школе.- 2001. № 3. — С. 17−24.
  105. В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высш .шк., Амскорт Интернэшнл. — 1991. — 261с.
  106. В.В., Сысоев П. В. Элективный курс по культуроведению США профильного обучения английскому языку. // Иностранные языки в школе. 2005. — № 2. — С. 7−16.
  107. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: ИСТОКИ, 1996. — 237 с.
  108. В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования// Иностр. языки в школе.- 2001. № 3. — С. 17−24.
  109. Э. Язык. Введение в изучение речи // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М: Прогресс, 1993. — 654 с.
  110. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
  111. A.C. Метод проектов: история, теория и практика // Наука и школа. 2002. № 8, № 9.
  112. Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенция: требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования // Иностр. языки в школе. 2002. — № 6. — С. 8−14.
  113. В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А. Сластенин, В. П. Каширин. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 480 с.
  114. В.И., Цукерман Г. А. Возрастно-нормативные модели развития учащихся в инновационном (развивающем) школьном образовании. М: Эврика.- 2005.- С. 17−24.
  115. С. А. Технологии в обучении// Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.: Под ред. С. А. Смирнова. М.:Академия, 1999. 312 с. •
  116. B.C. Ценностные ориентации старшеклассника 90-х// «Школа 2000.» Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2. М., 1998, С. 44.
  117. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М., 1980.-422 с.
  118. В.П. Организация воспитательной работы в классе (Кого воспитывать человека или личность? Свойства (качества) самореализующейся, самоактуализирующейся личности) // М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 -160 с.
  119. E.H. Создание авторских элективных программ и курсов: актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования. // Учебно-методический журнал «Английский язык в школе». 2004. — № 5. — С. 21−31.
  120. В.И. Использование телевидения в обучении: Учебное пособие. Новосибирск: Из-во НГПИ, 1991. — 76 с.
  121. С.Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач: дис.канд.психол.наук. М., 1984. 235 с.
  122. И. А. Коммуникативное поведение и межнациональная коммуникация. М., 1996. С. 75−81.
  123. И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания (под редакцией Н.В.Уфимцевой). М.: Ин-т языкознания ЗФН,-1996.- С. 97 112.
  124. В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. М.: Педагогика, 1979.-Т. 1. — 558с.
  125. Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003.-544 с.
  126. А. и Б. Страна багровых туч. Рассказы. Статьи, интервью. М., 1993.-361 с.
  127. П.В. Культурное самоопределение личности как часть поликультурного образования в России средствами иностранного и родного языков// Иностр. языки в школе. 2003. — № 1. — С. 42−47.
  128. Психолого-педагогический словарь справочник для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов на Дону.: Феникс, 1998. -349 с.
  129. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т. Г. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2003. — 110 с.
  130. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация». М.: Слово, 2000. — 261с.
  131. С.Р. Педагогическая драматизация. 200 этюдных приемов воспитания. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2004. -188 с.
  132. В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 1994. — 58 с.
  133. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Интерпракс, 1994. 160 с.
  134. И.Д. Исследовательские проекты в практике школы // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998. — С. 19−20.
  135. В.Д. Информационные технологии в образовании // Инновации в образовании. 2001. — № 1. — С.28−30.
  136. Школа творческого развития. Библиотека культурно-образовательных инициатив / Составитель O.A. Медведева, Р. Г. Радченко — М.: Эврика, 2005.-160 с.
  137. П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. -С. 102.
  138. Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994. С. 25. 163. Эльконин Д. Б., Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 2000. — 414 с. 164. Эльконин Д. Б. Психология игры.- М.: Владос, 1999. — 358 с.
  139. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты.-Л.:ЛГУ, 1988.-159с.
  140. И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика. 1979. -144с.
  141. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе.— М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
  142. И.С. Принцип активности в педагогической психологии//Вопросы психологии. Т.6.-1989. — С.5−14.
  143. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.-М.: Сентябрь, 1996.-96с.
  144. ЕЛ. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.-С.29−33.
  145. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель. М.: Новая шк., 1996. -352 с.
  146. Anderson LAV/ Mastery Learning Models-Oxford, 1988.-P. 58−67.
  147. Albert R.D., Triandis H.D. Intercultural education for multicultural societies: critical issues // Samovar L.A., Porter R.E. Intercultural communication. A reader. Belmont, 1994. — Pp. 452−434.
  148. Allan M. Teaching English with Video // Video-applications in ELT. -Pergamon Press, 1983.
  149. Bennet M.J. A developmental approach to training for intercultural sensitivity//International journal of intercultural relations. 1986. — № 10. — S. 179 182.
  150. Brown A.L. Design experiments: Theoretical and methodological challenges in creating complex interventions in classroom setting// The Journal of the learning sciences. 1992. — № 2. -141 p.
  151. Holl E.T. Beyond culture. Garden City, 1976. — 152 p.
  152. Kohls L.R. Four traditional approaches to developing cross-cultural prepareness in adults: education, training, orientation and briefing//International journal of intercultural relations. 1987 — 11. -Pp. 89−106.
  153. Willis D. The potentials and Limitations of Video // Video-applications in ELT. Pergamon Press, 1983.
  154. Way C. Developing teachers: the challenges of lifelong learning.-London: Falmer Press, 1999.
  155. Wed A.J.. Linking practice and theory. The pedagogy of realistic teacher education. Mahwah, New Jewsey, London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 2001.
  156. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
  157. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92,1 323 266−1.
  158. Концепция модернизации российского образования на период до 2010. М.: АПК и ППРО, 2002 г.
  159. Концепция предпрофильного обучения.-М: «Иностранный язык». // Иностр. Языки в школе. 2000. — № 6 .- С. 3−6
  160. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. / Приказ Минобразования России от 18.07.2002, № 2783. -М.: Министерство образования Российской Федерации, Российская академия образования, 2002. -16 с.
  161. Национальная доктрина образования. М.: МАНПО, 2000. — 20 с. 187. http:// www.nvksakha.ru/jumanji.htp
Заполнить форму текущей работой