Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Поиск новых форматов взаимодействия субъектов информационного пространства университета

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На сегодняшний день университет использует все традиционные средства доставки информации: стенды, суммарная площадь рабочих поверхностей которых исчисляется уже сотнями квадратных метров; периодические печатные издания (журналы, газеты); университетское радио; система кураторского оповещения; система университетских сайтов, объединенных единым университетским информационным веб-порталом. Однако… Читать ещё >

Поиск новых форматов взаимодействия субъектов информационного пространства университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время все более возрастает роль информационно-социальных технологий в образовательном пространстве.

С информационной точки зрения университет — пространство, в котором всеми его элементами, включая студентов, формируются различные по значению, объему и содержанию информационные потоки. То есть университет — это сугубо информационное пространство, которое можно представить, как систему взаимодействующих субъектов, основным видом деятельности которых является генерирование и направление информационных потоков с одной стороны и погружение в них с другой.

Управление образовательным процессом на базе современных информационных технологий является одним из основных факторов способствующих повышению его эффективности и качества. В этой связи основными действиями в контексте развития информационной среды университета становится повышение качества и мобильности инфраструктуры, на которую она опирается, а так же увеличение степени ее интерактивности.

В этом контексте университетская среда также может быть рассмотрена как комплекс средств доставки контента ее субъектам с целью инициации процессов управляемой качественной трансформации личности. Структура и адресность контента, передаваемого этими средствами, определяется целевым контекстом образовательной и воспитательной задачи, решаемой в рамках той или иной «плоскости» университетской среды.

Примерная структура университетского пространства.

Рис. 1. Примерная структура университетского пространства

Абитуриент получает представление о вузе через его облик в медийном, визуальном, вербальном и ином выражении, что также определяется уровнем развития информационной среды. Студент находится в центре информационной среды, «пронизывающей» все плоскости, в зоне совокупного воздействия таких «подсред», как образовательная, социокультурная, научная, культурно-творческая, предметно-пространстванная. Важная «плоскость» влияния — характер взаимоотношений, качественные характеристики самой студенческой среды.

Информационные потоки, направленные на студента, можно условно разделить на учебные и внеучебные. Учебную информацию студент получает от педагога (опосредованно) и прямым (самостоятельным) путем, и соотношение объемов этих информационных потоков смещается модернизацией к прямому, причем сегодня, имея в своем распоряжении современные технологии доступа, студент может оказаться быстрее и возможно даже шире информированным, чем преподаватель.

Если применить техническую терминологию, то возрастает актуальность эффективной «настройки» характеристик студента как активного приемника и сознательного преобразователя информации. Поэтому роль педагога становится иной, более сложной — помочь студенту ориентироваться в научной информации, научить превращать ее в знания и главное — привить вкус к этой работе. Очевидно, что это требует от педагога постоянного профессионального роста и освоения новых технологий.

Внеучебные информационные потоки формируются соответствующими «подсредами» университетской среды (см. рис.). Они весьма многогранны и создаются в пространстве внутривузовских событий, деятельностью структур, направленных на разносторонне развитие студентов (наука, творчества, спорта, социальная активность) системой здоровьесбережения, внутривузовскими СМИ, корпоративной культурой вуза, и т. д. В совокупности с учебной информацией они нацелены на интегральное личностно-формирующее воздействие на студента, результат которого напрямую зависит от уровня развития информационной среды.

Одной из главных проблем развития информационной инфраструктуры университета является слабовыраженная интерактивность средств доставки. В большинстве случаев субъект, генерирующий в университетском пространстве некий информационный поток, не может в полной мере судить об успешности доставки информации адресату (целевой аудитории). Информационный отклик во многих случаях происходит достаточно поздно или не происходит вообще. Независимо от поставленных задач воспитательного или образовательного характера, непосредственно в момент осуществления нового информационного проекта (лекция, круглый стол, семинар и т. д. и т. п.), актор имеет слабое представление об эффективности проделанной работы, получая информацию о доставке только через большой промежуток времени, когда изменить результат информационного воздействия уже невозможно. Таким образом, снижается вероятность успешного решения основной задачи, стоящей перед университетом — формирование человека нового гносеологического типа.

Объект информационного воздействия — полиструктурная единица, обладающая множеством уникальных характеристик. На сегодняшний день мы имеем технологическую возможность классифицировать уникальные характеристики, объединяя их в объемные кластеры и создавать профилированные информационные потоки, адресуя их не конкретному человеку, а совокупности объектов — суммарным «профилям», выбирая те из них, которые необходимы для получения максимально эффективного информационного воздействия.

На сегодняшний день университет использует все традиционные средства доставки информации: стенды, суммарная площадь рабочих поверхностей которых исчисляется уже сотнями квадратных метров; периодические печатные издания (журналы, газеты); университетское радио; система кураторского оповещения; система университетских сайтов, объединенных единым университетским информационным веб-порталом. Однако проведенное анкетирование показало, что выше перечисленные средства доставки информации охватывают всего около 40 процентов респондентов, при этом доля некоторых из этих средств не превышает 20 процентов (журналы, сайты). Динамика изменения аудитории этих средств может быть отслежена только на примере веб-ресурсов университета. Данные сетевой статистики указывают на то, что количество посещений постепенно сокращается, пускай, эти тенденции не столь очевидны и колеблются в пределах, быть может статистических погрешностей, тем не менее, на лицо отсутствие положительной динамики, несмотря на то, что качественно в лучшую сторону изменилось содержание этих веб-ресурсов, а так же динамика приращения и изменения их содержания.

Появление новых средств доставки информации, развитие их в сторону повышения степени их интерактивности, усиление борьбы за аудиторию в медийном пространстве, ориентированность студента на мобильные гаджеты, как средствам доступа к источникам информации, все это приводит к тому, что традиционно используемые университетом средства доставки теряют свою аудиторию.

На сегодняшний день только 70 процентов всех студентов нашего вуза являются обладателями ПК, более 90 процентов от общего числа учащихся очного отделения имеют мобильные средства связи с возможностью доступа в сеть Internet. Почти 100 процентов обладателей этих средств являются также участниками различных популярных на сегодняшний день социальных сетей.

Большинство социальных сетей предлагают широкий выбор инструментов для сторонних разработчиков интерактивных приложений, позволяющих создавать средства индивидуальной и массовой доставки информации, с различными возможностями обратной связи, а так же большое количество различных форм и средств анализа информационной среды ее параметров и прочее.

Таким образом, университет должен заниматься не только созданием и развитием собственных, самостоятельных информационных площадок, он заинтересован в использовании инструментария предлагаемого социальными сетями, в сообществах которых сконцентрирована основная масса студентов.

Кроме того, наличие у большей части студентов мобильных средств связи дает возможность адресно обращаться к субъектам образовательного пространства, как с конкретной информацией, укладывающейся в короткие сообщения (sms), так и с гиперссылками на развернутые образовательные материалы в сети Internet. Развитие аппаратно-программных средств для отправки большого количества коротких сообщений (sms) на мобильные устройства абонентов сотовых сетей не только позволяют переносить требуемый информационный контент на мобильные средства связи, но и получать отклик объекта информационного воздействия, давая абсолютно новое качество интерактивного взаимодействия в рамках задачи формирования социально-активной личности с высокими нравственными качествами, современными профессиональными компетенциями.

Информационные потоки, направляемые этими средствами могут легко ранжироваться в соответствии с вышеприведенной структурой университетской среды, с учетом приоритетности, целесообразности, направленности и т. д. Интерактивность, предоставляемая предлагаемыми средствами, позволяет анализировать степень влияния тех или иных параметров среды на формирование личности студента в университетском пространстве.

Анализ тенденций трансформации информационного пространства позволяет выделить несколько приоритетных направлений развития системы доставки информации, которые предполагают следующие действия.

Во-первых, создание баз данных, учитывающих профили адресатов, такие как: этнические, религиозные, профиль образования, место жительства, материальное и семейное положение, увлечения и т. д., которые будут использоваться для ранжирования информации и адресного направления ее потоков.

Во-вторых, реализация способов доставки, через сопряжение созданной базы данных с аппартно-програмными средствами позволяющими передавать адресную информацию, на мобильные девайсы в виде коротких сообщений (sms). информационный университет доставка образовательный В-третьих, разработать и внедрить приложения для популярных социальных сетей, позволяющие доставлять информацию их участникам, которые одновременно включены в университетскую среду.

В-четвертых, необходимо объединить созданную базу данных с системой виртуальных личных кабинетов, доступных через сеть Internet каждому студенту и преподавателю в рамках которых автоматически будут создаваться массивы гиперссылок, на уже существующие университетские веб-ресурсы согласно с характеристиками профиля пользователя отраженными в базе данных.

Мы считаем, что развитие традиционных и новых технологий доставки информации должно идти по принципу дополнительности и взаимокоррелирования, что позволит создать абсолютно новое измерение взаимодействия студента с университетом в контексте реализуемых им образовательных, социальных и административных задач.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой