Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая мастерская как форма организации профессионально-творческой подготовки будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положительным результатом подготовки будущих учителей в условиях педагогической мастерской является сформированность показателей профессионально-творческой готовности: в мотивационно-ценностной сфере — осознание социальной и личностной значимости своей деятельности, направленность быть квалифицированным специалистом и готовность к профессиональному ростув интеллектуально-рефлексивной сфере… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ КАК ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 1. 1. Сущность основных категорий профессионально-творческой подготовки и проблема формирования личности учителя в вузе
    • 1. 2. Характеристика мастерской как инновационной формы организации обучения в высшей школе
    • 1. 3. Педагогическая модель формирования творческой личности студента в мастерской
  • ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 2. 1. Состояние профессионально-творческой подготовки студентов в реальных условиях педагогического вуза
    • 2. 2. Реализация процесса профессионально-творческой подготовки студентов в условиях педагогической мастерской
    • 2. 3. Эффективность экспериментальной профессионально-творческой подготовки студентов педвуза

Педагогическая мастерская как форма организации профессионально-творческой подготовки будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в стране вызвали необходимость изменения приоритетов и ценностных ориентаций в обществе и способствовали глубоким переменам в сфере профессионального образования. На современном этапе к личности педагога предъявляются требования социальной мобильности, способности творчески осваивать и преобразовывать педагогическую действительность в процессе самореализации. Однако в массовой школьной практике многие учителя не готовы к творческой, инновационной деятельности, не ощущают себя активными субъектами педагогического процесса, не стремятся к реализации своего личностного и творческого потенциала во всех видах профессиональной деятельности. Возрастает актуальность проблем становления личности педагога-профессионала, а также психолого-педагогических условий, детерминирующих данный процесс. Поиск адекватных форм, способствующих раскрытию индивидуальности и направленных на творческую самореализацию обучаемых, является одним из условий разрешения данной проблемы.

Вуз имеет потенциальные возможности для формирования готовности учителя к творческой деятельности. Все большее признание в педагогической науке получает разработка и внедрение альтернативных инновационных проектов, которые ориентированны на развитие интересов, потребностей, возможностей личности, а также на организацию образовательного процесса, создающих условия для достижения высокого уровня профессиональной подготовки.

В последние годы помимо ролевых и организационно-деятельностных игр, педагогических тренингов, различных практикумов появилась новая перспективная форма организации учебного процесса — педагогическая мастерская, которая наряду с другими может составлять основу обучения и активизировать профессионально-творческую подготовку студентов.

Все это требует изучения особенностей организации образовательного процесса в педагогической мастерской, влияющих на становление творческой личности будущего учителя.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что к рассматриваемой проблеме обращены исследования во многих областях педагогического знания и изучению подвержены различные ее аспекты.

Вопросам профессиональной подготовки специалистов в условиях пе-дагогическдго вуза посвящены работы ученых: О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, Е. П. Белозерцева, Ю. В. Варданян, Ф.Н. Го-ноболина, В. И. Журавлева, В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Н. И. Мешкова, JI.M. Митиной, М.

A.К. Марковой, Г. И. Саранцева, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др.

Довольно значительную группу составляют исследования, касающиеся проблемы формирования творческой личности будущего учителя, принадлежащей к числу комплексных, междисциплинарных и активно разрабатываемых в науке. Концептуальные основания для ее изучения мы находим в трудах представителей философской науки: А. Н. Аверина, В. Б. Александрова,.

B.П. Филатова и др.- в работах отечественных физиологов: И. М. Сеченова, И. П. Павлова и др.- в исследованиях психологов: Б. Г. Ананьева, В. Т. Кудрявцева, А. Н. Леонтьева, А. Н. Лука, A.M. Матюшкина, Я. А. Пономарева, Е. П. Торранса, А. Ф. Эсаулова и др.

Проблема педагогической деятельности как творческого процесса в 60−80 гг. XX в. представлена в работах К.А. Абульхановой-Славской, В. И. Андреева, Ф. Г. Гоноболина, В. И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Ю. Л. Львовой, Н. Д. Никандрова, Н. Ю. Посталюка, М. М. Поташника, Г. С. Сухобской и др.

Исследования второй половины 80-х годов XX века расширяют рамки понимания этого явления и трактуют педагогическую деятельность как инновационную деятельность учителя. Феномен нововведений в образовательной области рассматривается в исследованиях К. Ангеловски, М. В. Кларина, rf В .Я. Ляудис, С. Д. Полякова, В. П. Скульского, В. А. Сластенина, Л.С. Поды-мовой, О. Г. Хомерики и др. С позиции теории и практики внедрения достижений педагогической науки и распространения педагогического опыта проблема представлена в работах А. А. Арламова, В. И. Журавлева, О. А. Казанского, П. И. Карташова, В. Ю. Кухарева, А. К. Подгорной, Г. К. Селевко, Я. С. Турбовского, И. А. Шаршова и др.

Ряд работ посвящен современным дидактическим подходам к профессиональной подготовке будущего учителя: модульное обучение (С.Я. Баты-шев, Г. В. Лаврентьев и др.), знаково-контекстное обучение (А.А. Вербицкий и др.), концентрированное обучение (Безрукова B.C. и др.), личностно-ориентированное обучение (В.В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), обучение творческому саморазвитию (В.И. Андреев и др.), концепция индивидуально-творческого подхода (В.А. Кан-Калик и др.), программно-целевой подход (В.А. Сластенин и др.), дистанционное обучение (В.Г. Домрачев, А.Д. Иван-ников и др.), суггестопедическое обучение (Г.К. Лозанов и др.). Важнейшее место в контексте рассматриваемой проблемы занимают работы, посвященные совершенствованию форм и методов преподавания в высшей школе (Н.П. Аникеева, А. А. Вербицкий, О. Ю. Грезнева, С. В. Нилова, Г. П. Щедровицкий и др.).

Аналйз состояния проблемы подготовки учителя показал с одной стороны, что в психолого-педагогической литературе акцент сделан на методологию и теорию педагогического образования, поиск механизмов их практической реализации в творческом становлении личности, с другой — воспитательные, дидактические возможности инновационных форм организации обучения реализуются далеко не полностью.

На актуальность исследования педагогической мастерской как инновационного явления в образовании обращается внимание в рамках школьной педагогики (Н.И. Белова, Т. В. Модестова, А. А. Окунев, Г. К. Селевко, В.А. Степи&ова и др.), в теории и методике профессионального образования (Г.В. Головин, М. Г. Ермолаева, Д. Г. Левитес, И.А. Мухина).

Однако, несмотря на значительный комплекс научных исследований по проблеме профессионально-творческой подготовки студентов, до настоящего времени не появилось специальных исследований педагогической мастерской с позиции форм организации обучения и социальной значимости для творческого становления и самореализации личности будущего учителя.

Анализ имеющихся исследований и педагогической практики выявил следующие противоречия:

— между потребностью общества в личности учителя, готовой и способной творчески осуществлять свои профессиональные функции, и недостаточной научной разработанностью условий, обеспечивающих этот процесс;

— между осознанием идеального образа творческой личности педагога и реальными возможностями формирования этого образа в практике высшего педагогического образования;

— между необходимостью осуществления педагогами профессионально-творческой деятельности и недостаточной сформированностью у студентов таких качеств личности, как активность, потребность в саморазвитии, самообучении, самовоспитании, необходимых для реализации этой деятельности.

Проблема исследования состоит в разрешении указанных противоречий посредством разработки теоретических основ педагогической мастерской как формы организации профессионально-творческой подготовки будущего учителя, а также ее дидактической модели на материале преподавания педагогических дисциплин.

Цель исследования — определить педагогические условия эффективности функционирования мастерской как формы организации профессионально-творческой подготовки будущего учителя.

Объектом исследования является процесс профессионально-творческой подготовки будущего учителя в вузе в условиях использования педагогических мастерских.

Предмет исследования: содержание, методы, средства, условия и результаты использования педагогической мастерской как формы организации профессион’ально-творческой подготовки будущего учителя.

Гипотеза исследования: педагогическая мастерская как форма обучения позволяет организовать профессионально-творческую подготовку будущего учителя, если:

— выяснена сущность педагогической мастерской, определены ее структурные компоненты и типы;

— разработана модель профессионально-творческого становления специалиста в условиях педагогической мастерской;

— выявлены и реализованы в рамках названной модели педагогические условия для проявления самостоятельности, инициативности и сотворчества студентов;

— осуществляется стимулирование рефлексивной активности будущих учителей, активизация процессов профессионально-творческого саморазвития студента в контексте субъект-субъектных отношений в вузе.

Задачи исследования:

1. Выявить теоретические основания функционирования педагогической мастерской как инновационной формы организации профессионально-творческой подготовки студентов.

2. Обосновать структуру, типы и функции педагогической мастерской.

3. Определить педагогические условия, обеспечивающие профессионально-творческую подготовку студентов в условиях педагогической мастерской.

4. Проанализировать основные показатели эффективности профессионально-творческой готовности студентов к деятельности в условиях педагогического вуза.

5. Разработать теоретические основы подготовки будущего учителя к профессионально-творческой деятельности в условиях педагогической мастерской.

6. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации программы профессионально-творческого становления обучаемых в рамках маетерской и комплекса мероприятий по оценке ее эффективности.

Методологическую основу исследования составляют:

— деятельностный подход к формированию и становлению личности (А.Г. Асмолов, Д. Б. Богоявленская, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский и др.);

— психолого-педагогические концепции педагогического образования и формирования личности учителя (О.А. Абдуллина, К.А. Абульханова-Славская, С. Г. Вершловский, В. Н. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, В.А. Сласте-нин, А. И. Щербаков и др.);

— концептуальные идеи о специфике творческой природы личности и деятельности (В.И. Андреев, Я. А. Пономарев, Н. Ю. Посталюк и др.);

— подходы к сущности творческой личности педагога и его профессиональной подготовке (В.И. Загвязинский, А. В. Вяткин, В.А. Кан-Калик, Ю. Н. Кулюткин, Н. Д. Никандров, М. М. Поташник и др.);

— современные подходы к построению педагогических основ совершенствования учебно-воспитательного процесса, разработке активных технологий, форм и методов обучения в высшей школе (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, B.C. Леднев и др.);

— общедидактические и частнометодические подходы к содержанию и организации педагогической мастерской (Н.И. Белова, Г. В. Головин, М. Г. Ермолаева, Д. Г. Левитес, Т. В. Модестова, И. А. Мухина, А. А. Окунев, Г. К. Селевко, В. А. Степихова и др.).

Достижение поставленной цели и решение задач достигалось с использованием следующих методов: теоретических — анализ философской, психологической и педагогической литературы, программно-методической документации, изучение и обобщение передового опытапраксиметрическихизучение продуктов деятельности студентов (рефератов, курсовых, дипломных работ, документации по педагогической практике, творческих заданий и т. д.) — эмпирических — наблюдение, эксперимент, опросные методы и методы статистической обработки данных.

Понятийный аппарат исследования.

1. Педагогическая мастерская — это динамичная, вариативная и инте-гративная форма организации профессионального обучения, осуществляемая в совместной диалоговой деятельности педагога-мастера с обучающимися, характеризующаяся рефлексивной личностно-деятельностной организацией, погружением в педагогический процесс и направленная на творческое самообразование, саморазвитие и самореализацию личности каждого участника деятельности.

2. Профессионально-творческая подготовка будущего учителя — это процесс, основанный на комплексе организационных и психолого-педагогических условий, направленный на становление способности и готовности личности к активной, целеполагающей, саморегулируемой, личностно и профессионально значимой деятельности, обеспечивающей высокоэффективное творческое выполнение профессиональных функций и задач.

Организация и основные этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева.

Первый этап (1998 — 1999 г. г.) — анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, планирование и проведение анкетирования студентов МГПИ им. М. Е. Евсевьева разных ступеней обучения.

Второй этап (1999 — 2003 г. г.) реализация опытно-экспериментального исследования в рамках естественных условий учебного процесса на базе ряда факультетов МГПИ имени М. Е. Евсевьева.

Третий этап (2003 — 2004 г. г.) — анализ и обобщение результатов проведенного эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в том, что проблема профессионально-творческого становления будущего учителя исследована на принципиально новой основе: в условиях педагогической мастерской как инновационной формы организации обучения в вузе, представленной совокупностью принципов, уровнями применения в практике образования, внешними и внутренними признаками, структурой проведения, ролевыми позициями участников. Это позволило определить и раскрыть понятие «педагогической мастерской», проанализировать педагогические условия реализации профессионально-творческого обучения студентов, заключающиеся в предложении обновленного содержания образования, организации учебной деятельности с (использованием системы логических и эвристических методов, обеспечении высокой рефлексивной активности преподавателей и студентов, осуществлении диалогического взаимодействия, сотворчества участников педагогического процесса и получении творческого продукта как результата мастерскойобосновать систему педагогических мастерских как форму подготовки профессионально-творческой личности студента.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

— разработке теоретических основ профессионально-творческого становления будущего педагога, в выявлении условий, роли и места педагогической мастерской в общей структуре подготовки студентов к педагогической деятельности;

— создании модели профессионально-творческого становления студентов в вузе и дидактической модели педагогической мастерской как формы профессионально-творческой подготовки будущего педагога;

— описании системы занятий в личностно-деятельностном, аксеологиче-ском, гуманистическом и индивидуально-творческом аспектахопределении системы компонентов и показателей (мотивационно-ценностный, интеллектуально-рефлексивный и эмоционально-волевой), уровней (высокий, средний, низкий) профессионально-творческой готовности будущих педагогов.

Практическая значимость исследования: разработана программа становления творческой личности будущего учителя, включающая совокупность компонентов, показателей, уровней готовности студентов к профессионально-творческой деятельности и методическое обеспечение организации образовательного процесса: комплекс творческих заданий и мастерских курса по выбору «Нетрадиционные формы деятельности классного руководителя», дисциплины «Педагогика» и учебно-педагогических практик.

Результаты исследования могут быть использованы специалистами учреждений общего, профессионального и высшего образования, в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Апробация материалов диссертационного исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались на международной конференции «Современные проблемы воспитания и новое образование» (г.СПб., 2000 г.), всероссийских научно-практических конференциях (г.Саранск, 1999 г., 2004 г.), межрегиональных научно-практических конференциях (г.Пенза, 2002 г., г. Саранск, 1999 — 2004 г.), на творческом семинаре «Опыт построения педагогической системы в условиях педагогического лицея (интеграция вуза и школы)» (г.Саранск, 2002 г.), на региональной ежегодной конференции на базе МГПИ им. М. Е. Евсевьева (г.Саранск, 1998;2004гг.), на семинарах для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и для учителей школ (г.Саранск, 2000 г.), на кафедральных методических семинарах (г.Саранск, 1998;2004гг.).

По теме диссертации имеется одиннадцать публикаций. На основе материалов исследования автором разработан и ведется курс по выбору «Нетрадиционные формы деятельности классного руководителя» для учебной работы со студентами.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется исходными методологическими позициями, количеством и разнообразием используемых источников, обеспечивается применением совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования, достоверностью прогноза, основанного на результатах исследования, целенаправленным анализом массового и передового опыта по развитию творческой активности личности, экспериментальной проверкой теоретических положений и воспроизводимостью основных выводов и результатов, личным опытом работы диссертанта в вузе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическая мастерская выступает в качестве инновационной формы организации обучения, заключающейся в особенностях ее деятельноi стной, субъективной, управленческой и организаторской структур и способствующей становлению профессионально-творческой личности будущего учителя.

2. Педагогическими условиями профессионально-творческой подготовки личности будущего учителя в исследованной форме выступают: обновленное содержания образования, характеризующееся проблемностью, ин-тегрированностью и новизной учебно-методического материалаучебная деятельность не алгоритмического характера, основанная на системе логических и эвристических методоввысокая рефлексивная активность преподавателей и студентовдиалогическое взаимодействие, сотворчество участников педагогического процессатворческий продукт как результат мастерской.

3. Эффективность функционирования дидактической модели педагогической мастерской как формы организации профессионально-творческой подготовки студентов в вузе обеспечивается определением конкретных целей, задач и содержания обучения, использованием педагогической модели профессионально-творческой подготовки будущего учителя, созданием в образовательном процессе адекватных условий педагогического взаимодействия, подбором средств обучения и включением i смыслоориентирующего контроля за деятельностью каждого и результатами работы.

4. Положительным результатом подготовки будущих учителей в условиях педагогической мастерской является сформированность показателей профессионально-творческой готовности: в мотивационно-ценностной сфере — осознание социальной и личностной значимости своей деятельности, направленность быть квалифицированным специалистом и готовность к профессиональному ростув интеллектуально-рефлексивной сфере — уровень теоретических профессиональных знаний и направленность на повышение уровня компетентности, владение способами познавательной, самостоятельной и рефлексивной деятельности, умением импровизироватьв эмоционально-волевой сфере — настойчивость и осознанность достижения поставленных целей, убежденность в целесообразности рефлексии, эвристической деятельности, педагогической импровизации, развитие творческого потенциала и способности к сотрудничеству, сотворчеству и самореализации.

Заключение

.

Исследование проблемы профессионально-творческой подготовки будущего педагога в условиях педагогической мастерской подтверждают основные положения выдвинутой гипотезы и дают основания сформулировать ряд обобщенных выводов теоретического характера и рекомендаций прикладного значения.

1. Изучение основных тенденций реформирования сферы образования убедили нас в том, что в настоящее время перспективным направлением в решении обозначенной проблемы является использование новых форм организации обучения. Одной из таких форм мы считаем педагогическую мастерскую, так как она способствует формированию студентов, отличающихся социальной и профессиональной активностью, ориентированных на гуманистические ценности, способных к творческому саморазвитию и творческой самореализации. Инновационный характер мастерской доказан нами через анализ деятельностной, субъективной, управленческой и организаторской структур рассматриваемого явления.

2. Исследуемое новшество в вузовском обучении от других отличает система ведущих принципов в организации (равенство и способность всех, поиск, безоценочность, бытийность, целостность, нелинейность, субъект-ность, рефлексивность, «погружение» в проблему), группа внешних и внутренних сущностных признаков форм организации обучения (образовательные цель и задачи, содержательная, организационно-деятельностная и контрольно-проверочная подструктуры, характер общения и взаимодействия участников), строение занятия (подготовительный этап (этап «заражения»), этап самоконструкции, этап социоконструкции, этап социализации, этап рефлексии) и комплекс выполняемых ею функций (ценностноt ориентационная, обучающая, организационно-деятельностная, развивающая, побудительно-стимулирующая, коммуникативная, психокоррекционная, рефлексивная, преобразовательная и функция саморазвития и самоутверждения).

Многробразие педагогических мастерских описано нами через совокупность ряда признаков: задачи обучения и место проведения, преимущественная форма обучения, временная продолжительность, место в учебном курсе, частота общения мастера с аудиторией постоянного состава, количество участников и их состав, дидактические цели и учебная дисциплина.

Данная форма может использоваться в различных учреждениях непрерывного образования и видах учебно-воспитательной деятельности: педагогическая технология, форма организации обучения и внеклассной деятельности, форма повышения квалификации в курсовой переподготовке педагогов, модель для изучения практического значения и теоретических основ мастерской, способ принятия управленческих решений на этапе перехода образовательных организаций в режим развития.

3. Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе заключается в становлении готовности и способности личности будущего педагога к активной, целеполагающей, саморегулируемой, личностно и профессионально значимой деятельности, направленной на высокоэффективное творческое выполнение профессиональных функций и задач.

Нами выявлен ряд педагогических условий мастерской, способствующих становлению профессионально-творческих качеств будущих педагогов:

— предложено обновленное содержание педагогических дисциплин («Педагогика», курс по выбору «Нетрадиционные формы деятельности классного руководителя», учебнои профессионально-педагогическая практики), характеризующееся проблемностью, интегрированностью и новизной учебно-методического материала, ведущих принципов, педагогических условий, содержательной и процессуальной основы;

— предложена учебная деятельность не алгоритмического характера, основанная на системе логических и эвристических методов;

— обеспечена высокая рефлексивная активность преподавателей и студентов;

— осуществлено диалогическое взаимодействие, сотворчество участников педагогического процесса;

— получен творческий продукт как результат мастерской.

5. Разработаны концептуальные основы педагогической мастерской как формы организации профессионально-творческого становления будущего учителя и представлены в ряде аспектов: мотивационно-ценностном — мотивы и направленность личности на профессионально-творческую деятельностьинтеллектуально-рефлексивном — педагогические, психологические, философские и социологические знания, характеризующие сущность и содержание процесса творческого решения профессиональных задач, реализация различных видов работы — целеполагания, диагностики, прогнозирования, проектирования, планирования, а также познавательной, ценностно-ориентациорной, организационной, рефлексивной и коррекционной, направленных на творческое применение будущим педагогом способностей, профессиональных знаний и уменийэмоционально-волевом — ориентация студентов на различные отношения к окружающей их действительности: активный поиск оригинальных идей и решений, увлеченность, сотрудничество и сотворчество, осознанность, самореализацию.

Предложенная дидактическая модель педагогической мастерской вписывалась в модель профессионально-творческой подготовки студентов вузе и включала цель, задачи, содержание, условия и средства обучения, этапы организации, контроль за деятельностью студентов и результатами их работы, субъекты и продукт мастерской.

6. На основе теоретического анализа трудов отечественных и зарубежных авторов был выделен ряд основных показателей профессионально-творческой готовности студентов к деятельности в условиях мастерской: мо-тивационно-ценностный — сознание социальной и личностной значимости своей деятельности, направленность быть квалифицированным специалистом и готовность к профессиональному ростуинтеллектуально-рефлексивный — уровень теоретических профессиональных знаний и направленность на повышение уровня компетентности, владение способами познавательной, рефлексивной и самостоятельной деятельности, владение умением импровизироватьэмоционально-волевой — настойчивость и осознанность процесса достижения поставленных целей, убежденность в целесообразности рефлексии, эвристической деятельности и педагогической импровизации, развитие творческого потенциала, способность к сотрудничеству, сотворчеству и самореализации.

Экспериментальное исследование, основу которого составили педагогические мастерские, свидетельствует об эффективности результатов проводимой работы, выражающихся в изменении у студентов мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности, в качестве их знаний по психолого-педагогическим дисциплинам, овладении ими способами познавательной работы, самостоятельного поиска проблем и путей их разрешения, генерирования идей и умениями рефлексивной деятельности, в ориентации к совместной творческой деятельности, самореализации, а также увеличении уровня решительности и уверенности личности в своих возможностях, что позволяет сделать вывод о правомерности выдвинутой гипотезы.

Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающий анализ обозначенной проблемы. Как самостоятельные проблемы могут использоваться возможности применения идей педагогических мастерских в изучении других предметных областей и переконструировании программы «Педагогика» в контексте усиления ее направленности на активизацию профессионально-творческой деятельности обучающихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992.-61с. (
  2. Государственный образовательный стандарт высшего образования. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «21 700 Филология».- М., 1995. -28с.
  3. Национальная Доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета. 2000. — № 43. — С.6−7.
  4. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 112с.
  5. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. -М.: Просвещение, 1990. 141с.
  6. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1982. — 239с.
  7. А.Н. Гносеологический анализ понятия «опыт»: Дисс.. к.ф.н. Свердловск, 1973. — 114с.
  8. Н.Г., Шарипов Ф. В. Проблемы формирования модели личности специалиста. М.: Знание, 1984. — 74с.
  9. Ю.С., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме178советского учителя // Вопросы психологии. -1971. № 2. — С.83−90.
  10. Г. С. И тут появился изобретатель. М., 1987. — 185с.
  11. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988. -№ 5. — С.71−77.
  12. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание, 1980.96с.
  13. .Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2001.288с.
  14. В.В., Сосновский Б. А. Психологические механизмы дезадаптации и адаптации к меняющимся социальным условиям // Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994. — С. 12 — 18
  15. К. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991.157с.
  16. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: В 2 кн.: Кн.1. Казань: КГУ, 1998. — 567с.
  17. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: В 2 кн.: Кн.2. Казань: КГУ, 1998. — 320с.
  18. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1994. — 245с.
  19. Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 144с.
  20. А.Ф. К анализу диагностического мышления учителя. // Психология учителя. М., 1989. — С.7−9.
  21. А.А. Условия и критерии эффективности внедрения достижений педагогической науки в школьную практику: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1985. — 13с.
  22. Т.И. Проблемы способностей: личностный аспект //
  23. Психологический журнал. 1984. — № 3. — С.46−55.
  24. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 222с.
  25. А.Г. Психология индивидуальности. М.: МГУ, 1986.246с.
  26. Ю.К. Оптимитизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Знание, 1977. — 254с.
  27. Г. С. Три типа педагогики // Учительская газета. 1998. -14апр. — С.2.
  28. С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Профессиональное образование, 1997. — 512с.
  29. B.C. Концентрированное обучение педагогике («погружение»). // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сборник научных трудов. Свердловск, 1991. — С. 102−113.
  30. В. С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических ин-тов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344с.
  31. Н.И. Я жизнь, которая. / На пути к новому гуманитарному образованию: Сборник материалов Новгородской программы «Переподготовка учителей-гуманитариев». Новгород, 1998. — 347с.
  32. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 208с.
  33. В.В. Темперамент и профессии повышенной сложности // Вопросы психологии, личности и деятельности. Свердловск, 1982. — С.50.
  34. Э. Игры, в которые играют люди: Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. — 400с.
  35. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизацииобразования. М., 1996. — № 1. — С.9−10.
  36. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  37. Д.Б., Богоявленская М. Е. Творческая работа просто устойчивое словосочетание // Педагогика. — 1998. — № 3. — С.36−43.
  38. Л.И. Психологический анализ условий формирования и становления гармонической личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С.262−263.
  39. А.Н. Критерии отбора и распространения передового педагогического опыта. // Методические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта. М.: Просвещение, 1978. -С.147−148
  40. Г. В. Мастерство учителя на уроке: Методические рекомендации для учителей средних школ. М., 1992. — 40с.
  41. БСЭ: В 30 т.: Т. 15. М.: Советская Энциклопедия, 1974. — 632с.43. ЁСЭ: В 30 т.: Т.21. М.: Советская Энциклопедия, 1975. — 640с.
  42. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 5. — С.29−31.
  43. Ю.Б. Эстетика. М., 1988. — 495с.
  44. В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 94с.
  45. К.Я. Модель саморазвития человека. Н. Новгород, 1994.268с.
  46. Ю.В. Развитие исследовательского компонента профессиональной компетентности учителя. // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.5. Саранск: МГПИ, 1996. — С.40−41.
  47. С.М. Лекционное преподавание в высшей школе.
  48. Краткий исторический очерк, его психолого-педагогические основы и общая методика. Горький, 1959. — 271с.
  49. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239с.
  50. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207с.
  51. А.А. Игровые формы контекстного обучения. М., 1983.-86с.
  52. С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. Л.: Знание, 1983. — 32с.
  53. И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. — С.92−93.
  54. В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов педагогов и учителей. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. — 146с.
  55. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995. — 110с.
  56. Л.С. Психология. М.: Эксмо Пресс, 2000. — 1008с.
  57. Л.Г., Тарский Ю. И. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых. Саратов, 1994. -92с.
  58. Е.К. Образный строй стиха Мандельштама и духовный мир современного ребенка. // «В Петербурге мы сойдемся снова.»: Материалы Всероссийских Манделыптамовских чтений (декабрь, 1991). СПб., 1993. С.20−25.
  59. A.M. Система и методика изучения и распространения передового опыта. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 115с.
  60. С.А. Воспитание кинорежиссера. М., 1978. — 432с.62.ессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладнуюфилософию. / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. -448с.
  61. Н.А. О сущности профессионально-педагогической деятельности. // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж: ВГУ, 1992. — С. 11−14
  62. Г. В. Педагогические мастерские как средство профессионально-личностной подготовки учителя: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1997.- 132с.
  63. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Педагогика, 1968. — 260с.
  64. В.В. Проблема субъекта в педагогике: Учебное пособие к спецкурсу. JL, 1991. — 77с.
  65. О.Ю. Организационно-педагогические игры: Методические рекомендации. Липецк: ЛГПИ, 1995. — 51с.
  66. Э.В., Никитин Е. Д. Проблема творчества и биосфера // Педагогика. 1998. — № 2. — С.31.
  67. В.В. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1989.207с.
  68. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т.: Т.2. М.: Русс, яз., 1979. — 779с.
  69. Дидактика средней школы. / Под. ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1982. 319с.
  70. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. / Под ред. Н. И. Бутенко, Ю. А. Лобейко, Л. Ф. Савинова Ставрополь: СКИПКРО, 2000. -32с.
  71. В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С.10−12.
  72. А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Российское педагогическое агенство, 1998. — 210с.
  73. Дорога к согласию: Сборник научных трудов. / Под ред. Н. И. Беловой. СПб.: Корифей, 1999. — 224с.
  74. В.Н. Психология интеллекта // Педагогика. 1998. — № 2. -С.32−37.
  75. В.Н. Психология общих способностей. (Серия «Мастера психологии»). СПб.: Питер, 1999. — 368с.
  76. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160с.
  77. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Книга для учителя. М.: Педагогика, 1986. — 189с.
  78. М.Г. Становление субъекта профессиональной педагогической деятельности в педагогическом колледже: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1998. — 170с.
  79. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160с.
  80. Г. А., Мухаммед B.C. Исследование в педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Иваново, 1997. — 187с.
  81. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 480с.
  82. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Просвещение, 1975. — 314с.
  83. Г. Г.И. Развитие форм организации обучения в теории и практике (1950−1990 г. г.): Дисс.. д- ра. пед. наук. — Казань, 1993. — 320с.
  84. И.П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. М.: Педагогика, 1990. — 144с.
  85. Изучение профессиональной компетентности педагогов: Методические рекомендации. / Сост. Д. М. Гришин, Н. В. Карташов, Г. А. Малинин и др. Калуга: КОНУУ, 1994. — 40с.184
  86. Искусство составления мастерской: Материалы научно-практического семинара. / Под ред. JI.H. Белотеловой. СПб.: Гимназия № 526, 1998.-28с.
  87. Исследование проблем психологии творчества. / Под ред. Я. А. Пономарева. М., 1983. — 176с.
  88. В.А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение. Киев, 1990. — 57с.
  89. О.А. Основы педагогической деятельности. Липецк, 1991.-112с.
  90. О.А. Педагогика как любовь. М.: Роспедагенство, 1996. — 133с.
  91. В.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.-200с.
  92. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С.97−100.
  93. Кан-Калик В.А. К разработке региональных моделей высшего образования // Вестник высшей школы. 1991. — № 9. — С.6−11.
  94. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческийпроцесс. Грозный, 1996. — 64с.
  95. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144с.
  96. П.И. Внедрение педагогических рекомендаций в практику как управляемый процесс. // Внедрение достижений педагогики в практику школы. М., -1981. С.46−49
  97. В.П. Управление инновационными процессами в образовании: Дисс. канд. пед. наук. Минск, 1994. — 158с.
  98. Л. Нестандартные формы проведения занятий // Вестник высшей школы. 1991. — № 11. — С.37−39.
  99. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М, 1994. — 222с.
  100. В.В. Полемика. Сколько у нас педагогик? // Педагогика. 1999. -№ 4l — С.113−118.
  101. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.193с.
  102. В.Н. Структура и содержание профессионального сознания педагога-практика. М., 1992. — С.34−41.
  103. А.Ю. Педагогические аспекты творческого развития личности: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 230с.
  104. .Б. Сущность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающего образования) // Вопросы психологии. -1995. -№ 6. ч С.9−20.
  105. .Б., Сергеев O.JL, Татур Ю. Г. и др. Концепция высшего образования. // Концептуальные вопросы развития высшего образования. М., 1991.-С.8−17.
  106. В.В. Методологическая рефлексия // Советская педагогика. 1989. — № 2. — С.72−79
  107. Краткий психологический словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-н/Д: Феникс, 1999. — 512с.
  108. Краткий толковый словарь русского языка. / Под ред. В. В. Розановой. М.: Русс, яз., 1985. — 245с.
  109. В.Н. Педагогические способности как профессионально-значимые качества в системе формирования социально-активной личности учителя: Сборник научных трудов. М., 1983. — С.36−46.
  110. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 79с.
  111. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическаяструктура деятельности учителя и формирования его личности. Д.: ЛГУ, 1967. -183с.
  112. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: ЛГУ, 1985. -289с.
  113. Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. 1995. — № 1.- С.41−53. i
  114. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя: Тезисы лекции. Гомель, 1976. — 56с.
  115. С.В. Педагогика личности: Лекционно-практический курс. Учебник для пед. ин-тов и слушателей ИПК и ФПК: В 2-х Ч. Воронеж: ВГПУ, 1997. Ч. 1: Стратегия и тактика личностного воспитания. -184с.
  116. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 185с.
  117. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990. — 159с.
  118. Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Учебное пособие. Барнаул: АГУ, 1994. — 128с.
  119. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО"Модек", 1988.-288с.
  120. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. М.: Высшая школа, 1991. — 224с.
  121. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1977.- 304с.
  122. И.Я. Педагогическое сознание-явление действительности и категория науки // Советская педагогика. 1985. — № 3. — С.52−57.
  123. И.Я. Проблемное обучение. М.: Просвещение, 1976. — 64с.
  124. И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Педагогика, 1988.80с.
  125. А.М. Антропология мифа. Екатеринбург, М., 1963. — 146с.
  126. Г. К. Сущность, история и экспериментальные перспективы суггестопедической системы при обучении иностранным языкам. // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Вып. 3. М., 1977. — С.7−16.
  127. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. — 448с.
  128. В.В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. М.:усс. яз., 1990. — 704с.
  129. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144с.
  130. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1979. — 127с.
  131. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1985. 224с.
  132. В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992. — 52с.
  133. А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1996. — 308с.
  134. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.:1. Просвещение, 1993. 192с.1
  135. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64с.
  136. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С.94−97.
  137. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. -208с.
  138. М.И. Рынок и профессиональное образование // Педагогика. 1991. — № 5. — С.85−92.
  139. М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книгадля учителей. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
  140. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184с.
  141. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Деко, 1994. -216с.
  142. Т.В. Теория и методика применения педагогических мастерских в процессе становления экологической культуры школьников 5−6-х классов: Автореф.. канд. пед. наук. СПб, 2001. — 20с.
  143. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. — 160с.
  144. Мышление, процесс, деятельность, общение. / Под ред. А.В.I
  145. Брушлинского. М.: Наука, 1982. — 191с.
  146. А.И. Профессиональный интеллект: структура и формирование. // Практическое мышление: функционирование и развитие. М., 1990. — С.45−60.
  147. Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн.: Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Владос, 2001. — 688с.
  148. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн.: Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Владос, 199&. — 632с.
  149. В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России. 1997. — № 1. — С.34−44.
  150. В.Н. Творчество как инновационный процесс (философско-онтологический анализ). Симферополь, 1990. -189с.
  151. С.В. Сотворчество в образовательном процессеуниверситета: Дисс.. канд. пед. наук. Иваново, 1999. — 184с.
  152. С.И. Словарь русского языка. М.: Русс, яз., 1989. — 750с.
  153. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.Высш. шк., 1990. — 382с.
  154. Организация педагогической практики в школе. / Сост. Ю. В. Варданян, Н. И. Еналеева, С. В. Кулыгина и др. Саранск: МГПИ. 1995. — 32с.
  155. А.А. Формирование педагогического мышления будущего учителя. // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущего учителя. Тула, 1989. — С.5−8.
  156. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Первое сентября. 1997. — 19 авг. — С.5.
  157. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений. / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. -302с.
  158. Палитра мастерской: Материалы научно-практических семинаров 1999 г. / Под ред. Н. А. Белаш, Л. В. Мальцева, А. А. Окунева. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЕТИ», 2004. — 72с.
  159. Педагогика: Учеб. пособие для студен, пед. ВУЗов и пед. коллежей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. -602с.
  160. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. завед. / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко и др. М.: Школа-Пресс, 1997.-512с.
  161. Педагогическая энциклопедия. / Гл. ред. И. А. Капров В 4-х т.: Т.2. -М.: Советская энциклопедия, 1965. 911с.
  162. Педагогические мастерские: теория и практика: Сборник научныхтрудов. / Сост. Н. И. Белова, И. А. Мухина. СПб.: Петровский фонд, 1998. -318с.
  163. Педагогические мастерские: Франция-Россия: Сборник научных трудов. / Под ред. Э. С. Соловьевой. М.: Новая школа, 1997. — 128с.
  164. Педагогический словарь. / Под ред. Г. М. Воловниковой и др. М.: Педагогика, 1960. — 766с.
  165. Н.В. Педагогическое проектирование совместной деятельности преподавателя и студентов как фактор совершенствования профессионально-творческой подготовки студентов в учебном заведении: Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1988. — 182с.
  166. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.223с.
  167. С.М. Прогностические способности как профессионально важное качество преподавателя. // Психология и научно-технический прогресс. -М., 1989.-С.150−151.
  168. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя // Советская педагогика. 1985. — № 12. — С.42−47.
  169. В.Ю. Основы педагогической технологии. М.:РОСПЕДАГЕНСТВО, 1997. 176с.
  170. Ю. П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. J1.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 181с.
  171. А.К. Театральная педагогика в развитии профессионально-творческих способностей студентов педагогического колледжа: Дисс.. канд. пед. наук.- М., 1997. 179с.
  172. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Новая школа, 1993. — 74с.
  173. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1 976 280с.
  174. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: КГУ, 1989. — 204с.
  175. М.М. Творческая лаборатория педагога // Советская педагогика. 1985. — № 10. — С.67−74.
  176. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  177. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М., 1967. — 272с.
  178. Разработка программы и методики педагогического исследования: Методические рекомендации. / Сост. Ю. В. Варданян. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина. 1989. — 68с.
  179. В.Г. Развитие технического творчества учащихся. М.: ГУПИМП, 1961.- 147с.
  180. С.Х. Искусство и эмоции. М., 1972. — 168с.
  181. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподават. высш. и средн. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304с.
  182. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов- н/Д: Феникс, 1996. — 512с.
  183. РПЭ: В 2-х т.: Т.1. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608с.
  184. РПЭ- В 2-х т.: Т.2. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 672с.
  185. С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам советской педагогики II Вопросы психологии. 1 989. -№ 4. — С.3−11.
  186. С.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер., 1998. -712с. i
  187. Л. И. Профессиональная педагогика. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984.-140с.
  188. В.Ф. Театр и современность. М.: Знание, 1982. — 24с.
  189. Т.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  190. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. 1997. — № 3. — С.40−45.
  191. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 260с.
  192. Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986.144с.
  193. В.А. Комплексная целевая программа «Учитель советской школы»: общая концепция исследования: Методическое письмо. М.: МГПИ, 1987. — 36с.
  194. В.А. Педагогика творчества // Педагогика.- 1991. № 1. -С. 147−149.
  195. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160с.
  196. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224с.
  197. Словарь основных психолого-педагогических понятий. Ярославль, 1998. -350с.
  198. Словарь русского языка: В 4-х т.: Т.2. / Под ред. А. П. Евгеньевой. -М.: Русс, яз., 1986.-736с.
  199. Словарь синонимов: Справочное пособие. / Под ред. А. П. Евгеньева. Л.: Наука, 1975. — Т.2. — 647с.
  200. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271с.
  201. В.Н. Педагогическая эвристика. М., 1995. — 254с.
  202. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование). М.: РОСПЕДАГЕНСТВО, 1997. — 174с.
  203. В.А. Педагогическая мастерская // Народное образование. 1999. -№ 1. — С.57−61.
  204. И.М., Вербицкий А. А. Методика разработки и использования деловых игр как формы активного обучения. Вып.6. М., 1981. -48с.
  205. Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие педагогов-новаторов. М.: РАО, 1991. — 183с.
  206. В.Э., Яковлева Д. С. Воспитание у студентов педагогической направленности мышления // Советская педагогика. 1971.12. С.56−68.
  207. А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России. 1994. — № 3. — С.3−10
  208. Я.С. Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема. // Методологические проблемы развития педагогической науки. М., 1985. — С.83−86.
  209. А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. М9сква-Орел, 1997. — 205с.
  210. М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. М.: Прогресс, 1986. — 672с.
  211. В.П. О структуре неспециализированного повседневного опыта. // Опыт и его место в социальном познании. Калинин: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1984. — С.9−17
  212. Философская энциклопедия: В 4 т.: Т.4. / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская Энциклопедия, 1970. — 592с.
  213. Философский энциклопедический словарь. / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840с.
  214. Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176с.
  215. И.В. Слово о творческой мастерской // География в школе. 1995. — № 2. — С.56−60.
  216. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224с.
  217. И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика. -1992. -№ 7−8. С. 11−15.
  218. В.Н. Педагогическая импровизация. Теория и методика. -М.: NB Магистр, 1992. 160с.
  219. Д.А. Интенсификация учебно-творческой деятельностистудентов на основе использования резервных возможностей личности: Дисс.. канд. пед! наук.- Казань, 1990. 254с.
  220. О.Г. Инновации в практике обучения // Педагогика. -1993. -№ 2. -С.41−44.
  221. Т.Б. Педагогический клуб как средство профессионально-личностной подготовки и развития учителя: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 168с.
  222. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. — 416с.
  223. И.М. Система форм организации обучения в советской образовательной школе. М.: Педагогика, 1987. — 150с.
  224. И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: Дисс.. канд. пед. наук. -Белгород, 2000. 179с.
  225. М.Е. Драматургия, театр, жизнь. М.: Знание, 1987. — 56с.
  226. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1999. — 512с.
  227. Е.Н. Гуманизация педагогического образования. // Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993. — С. 17−38.
  228. А.И. Строение и развитие профессионального самосознания учителя: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. — 221с.
  229. Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности: Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. М., 1983. -183с.
  230. А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. Л.: Наука, 1968. — 274с.
  231. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т.: Т.2. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. t440с.
  232. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. — 223с.
  233. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. .yi., 1997. — 224с.
  234. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к решению воспитательных задач: Дисс. .д-ра. пед. наук. Челябинск, 1992. -403с.
  235. М.А. Теория и практика регионализации экологического образования в средней общеобразовательной школе: Автореф. дисс.. д-ра. пед. наук. Саранск, 2002. — 42с.
  236. Allen, Larve sant rock, John. Psychology. The contexts of behavior. Audio version. Listeners guide. Madison: Brown & Benchmark, 1993. — 153 p.
  237. Sdorov, Lestep. Psychology. Madison: Brown & Benchmark, 1993. i838 p.
  238. Torrance E. P. Education and creative potential.- Minneapolis, 1963.
Заполнить форму текущей работой