Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тьютор в роли аналитика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако вне зависимости от того, будете ли вы профессионально заниматься маркетингом, в качестве первого шага вам необходимо еще раз убедиться в том, что вам известны товары, предлагаемые вашей организацией, и их заказчики. Столь же важно, чтобы вы умели определять место ваших товаров и ваших заказчиков по отношению ко всем возможным вашим конкурентам. Возьмем в качестве примера фрагменты учебных… Читать ещё >

Тьютор в роли аналитика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мы представили достаточно объемный блок идей, чтобы тьютору было понятнее, что же он получает на «входе». В целом это называется образовательной программой, или учебным курсом, включающим следующие учебно-методические материалы:

  • — учебные пособия,
  • — хрестоматии,
  • — дополнительный материал,
  • — руководство по изучению курса,
  • — задания (ТМА) для обучающихся,
  • — руководства для тьюторов по проверке ТМА и др.

Все эти материалы могут быть представлены на бумажных, электронных носителях или размешены в Интернете.

Продолжим наше исследование, но уже с позиции тьютора-аналитика, реконструирующего учебные материалы. Посмотрим, что же реально предлагается обучающемуся и тьютору и как в этих материалах представлены цели и пути их достижения.

Возьмем в качестве примера фрагменты учебных материалов, подготовленных ОУ Великобритании для менеджеров, собственные разработки МИМ ЛИНК, например, курс «Гуманитарное образование менеджера». Можно также воспользоваться и материалами данного курса для тьюторов, поскольку он разработан в технологии ДО.

Приведем в качестве иллюстраций несколько фрагментов учебно-методических материалов для менеджеров.

1.

Глобальные цели Будучи обшим введением в данный курс, настоящая книга преследует следующие цели (цели авторов курса).

  • — Помочь вам осуществить детальный аудит положения, в котором вы как менеджер находитесь в настоящее время.
  • — Определить основные понятия теории систем.
  • — Объяснить основные понятия экономической теории, имеющие отношение к теории и практике менеджмента.
  • — Проанализировать основные концепции маркетинга.
  • — Ввести вас в теорию информации.

Локальные цели Изучив материалы этой книги, вы сможете:

  • — проанализировать свое реальное положение и определить направление развития вас как менеджера;
  • — описать структуру данного курса и сформулировать, что вы собираетесь узнать из него;
  • — начать применять концепции экономической теории и теории систем, которые лежат в основе теорий менеджмента и принятия решений;
  • — определить, какая информация вам потребуется для того, чтобы помогать вашей организации удовлетворять нужды потребителей.
  • (BZR752, книга 1, с. 4)
  • 2.

Однако вне зависимости от того, будете ли вы профессионально заниматься маркетингом, в качестве первого шага вам необходимо еще раз убедиться в том, что вам известны товары, предлагаемые вашей организацией, и их заказчики. Столь же важно, чтобы вы умели определять место ваших товаров и ваших заказчиков по отношению ко всем возможным вашим конкурентам.

  • (BZR 752, книга 1, с. 9)
  • 3.

Развить в себе обостренное чувство понимания тех аргументов, которые используются в спорах о ценностях, и повышенную чуткость при разрешении сложного комплекса этических проблем.

  • (BZR 752, книга 1, с. 88)
  • 4.

Вполне вероятно, что, решив повысить собственную эффективность как участника общения, вы, прежде всего, задумались о своих качествах отправителя сообщения.

  • (BZR 654, книга 2, с. 37)
  • 5.

Понимание стиля совещания, в котором вы участвуете, может помочь вам:

  • — лучше использовать имеющиеся возможности для активного участия;
  • — изменить стиль совещания, если вы чувствуете, что он неприемлем, т. е. неприятен для участников и препятствует достижению целей организации.
  • (BZR 654, книга 2, с. 66)
  • 6.

Как менеджер вы не можете отказаться от обязательств и ответственности за осуществление изменений. Вы не можете бездействовать и позволять делам двигаться своим порядком. Ваша обязанность — обеспечить ход дела. Это означает, что вы должны использовать власть…

  • (BZR 751, книга 11, с. 43)
  • 7.

Цели и задачи курса

Целью изучения предмета курса является освоение теории и практики мышления, основанного на целостном и диалектическом мировоззрении, и применение этого знания в жизни и, в первую очередь, в менеджменте.

Предполагается, что в результате изучения курса искренне любознательный человек сможет узнать:

  • — о закономерностях изменчивости естественных объектов;
  • — о фундаментальных принципах существования целостностей;
  • — о диалектических законах мышления и строения мира;
  • — о вариантах развития естественных процессов в диалектическом существовании;
  • — о гармонии и гармонизации естественных процессов и решений;
  • — об уровнях причинно-следственных связей между явлениями;
  • — о способах диалектического мышления;
  • — о различии между логиками мышления.

Добросовестно выполняя задания курса, осмысливая многочисленные примеры и отвечая на предложенные вопросы, прагматично настроенный человек сможет научиться:

  • — распознавать и выражать главные диалектические пары в исследуемых явлениях своей деятельности и жизни, которые определяют их ход;
  • — находить гармоничные соотношения среди факторов существования и развития социальных и других естественных процессов;
  • — строить модели изменчивости естественных процессов и использовать их для выбора уместных стратегий поведения в бизнесе;
  • — обнаруживать явные и неявные факторы существования и развития естественных процессов;
  • — выделять в исследуемом мире целостности и прогнозировать тенденции их развития;
  • — противостоять соблазну и иллюзии линейного (одномерного) отношения к действительности.

Курс задуман так, чтобы оставлять «горизонт» понятий открытым. Поэтому некоторые идеи будут просто интересны для размышлений о чем-то «своем». Это идеи:

  • — о свойствах различных логических систем мышления;
  • — о принципах восточной и западной школ логической мысли;
  • — о культурных источниках диалектического мышления;
  • — о связанности всего со всем и обусловленности картин действительности.
  • (Курс «Гуманитарное образование менеджера», книга «Теория и практика диалектического мышления», авторы Масленников В. Г., Теслинов А. Г., с. 8).
  • 8.

После изучения данного раздела вы сможете:

  • — оценивать положительные и отрицательные аспекты конфликтов в организациях;
  • — определять основные источники конфликтов;
  • — разрабатывать стратегии управления конфликтами.
  • (BZR 751, книга 5, с. 23)
  • 9.

Раздел А

В вашей организации разрабатывается долгосрочная программа развития человеческих ресурсов, в которой существенное место занимает обучение персонала организации, вас попросили подготовить доклад для руководителя, содержащий рекомендации по обучению группы сотрудников вашей организации.

Напишите доклад вашему непосредственному начальнику, в котором:

I) опишите и проанализируйте конкретную ситуацию в вашей организации, связанную с необходимостью обучения сотрудников;

  • 2) проведите диалектический анализ основных моделей обучения по параметрам:
    • — «цель/результат»,
    • — «роли Учителя и Учеников»,
    • — «способ обучения» (организация процесса обучения);
  • 3) приведите собственные примеры, иллюстрирующие различия в моделях, выберите одну или несколько моделей обучения, адекватных зафиксированной вами ситуации. Аргументируйте свой выбор;
  • 4) подготовьте и изложите рекомендации по эффективному обучению данной группы сотрудников.

Раздел Б

Напишите краткий рефлексивный отчет для своего тьютора, в котором ответьте на следующие вопросы.

  • — Чему вы научились, выполняя данное задание?
  • — Какие трудности вы испытывали при его выполнении?
  • — Как вы считаете, какой подход и модель обучения были реализованы при выполнении данного задания? Аргументируйте свой ответ.
  • — Какой личностный смысл имеют для вас полученные знания о моделях обучения? Как вы можете применить эти знания?
  • (Курс «Гуманитарное образование менеджера», «Андрагогика», ТМА 01/3)

Эти иллюстрации послужат вам хорошим материалом для исследования. Попробуйте ощутить себя тьютором-аналитиком, обращая внимание на формулировки целей, способы их описания и контексты, в которые они помещены.

Возможно, вы отметили некоторые особенности постановки целей в предложенных фрагментах. Попробуем вместе упорядочить ваши наблюдения и прокомментировать их.

Ваши наблюдения могут быть, например, такими.

Наблюдение 1. В иллюстрациях содержатся цели как авторов курса, так и обучающегося.

Действительно так, причем последние встречаются гораздо чаше — ими буквально пронизаны все материалы. Для многих это не совсем привычно, так как чаще мы наблюдаем обратную картину: цели ставит преподаватель — «научить», «передать», «сформировать», а цели обучающихся не заявлены. В предложенных вам формулировках целей проявляется присущий ДО деятельностный подход — у обучающегося есть собственная деятельность и цели, которые, безусловно, надо формулировать в терминах его деятельности как образ будущего результата. При этом важно предъявлять обучающимся и цели команды разработчиков, которые не равны, но адекватны целям обучающихся.

Наблюдение 2. Цели очень разноплановые и отражают различные аспекты жизни обучающегося: учение, труд, общение.

Вспомним уже известную вам из Введения в курс и Модуля 1 центральную идею ДО — идею интеграции трех сред жизнедеятельности взрослого (социальной, учебной и профессиональной).

1. Проанализируйте предложенные формулировки целей на предмет их соответствия особенностям целеполагания в ДО. Начните с заполнения таблицы.

Иллюстрация.

Ваш комментарий.

2. Дополните самостоятельно список примеров, обратившись к учебным материалам данного курса: как заданы цели во Введении в курс, в начале каждого модуля, в процессе изучения модулей, в заданиях, и сопроводите их своими наблюдениями и комментариями.

Задание Поэтому цели касаются не только учебной деятельности, в процессе которой обучающийся должен приобрести общеучебные знания, умения, навыки, например, научиться анализировать ситуации, процессы. Цели проникают и в другие контексты — социальный и профессиональный, отмечая и определяя направленность развития обучающегося. Это — реализация в ДО контекстного подхода.

Наблюдение 3. Некоторые цели более напоминают профессиональные задачи.

Действительно, часто цели содержат описание задач специалиста, которые ему надлежит решать на своем рабочем месте, например, управлять изменениями, создавать мотивацию. Мы надеемся, что вы увидели здесь реапьное воплощение компетентностного подхода к образованию как одного из центральных подходов ДО.

Мы уже отмечали ранее, что процесс целеполагания в ДО начинается и заканчивается анализом профессиональной деятельности специалиста.

Это две точки, между которыми проходит путь развития обучающегося: отточки «есть» (уровень актуального развития и уровень компетентности) к точке «надо» (зона ближайшего развития и желаемый уровень компетентности).

Наблюдение 4. Цели не навязываются и не задаются жестко, а предлагаются.

Ваше наблюдение абсолютно верно. Часто в учебных материалах можно увидеть такой текст: «Изучив этот раздел и выполнив все задания, вы сможете…». Действительно, обучающемуся предлагают цели, при этом оставляя ему свободу и возможность выбора:

  • — он может принять эти цели полностью или частично;
  • — он может дополнить эти цели своими, став активным участником образовательной программы.

Авторы учебных материалов, создаваемых для системы ДО, учитывают, что их адресат имеет свои потребности, мотивы, цели и ограничения, поэтому еще одной особенностью целеполагания в ДО является, с одной стороны, открытость заданной системы целей, а с другой — их избыточность.

Цели задаются в ДО как отодвигающийся горизонт возможностей, относительно которых обучающийся, оценив свои ограничения, может самоопределиться и выбрать индивидуальное направление развития. Дальнейшее изучение учебных материалов позволяет сделать еще одно важное наблюдение.

Наблюдение 5. Учебные цели вплетаются в текст.

Цели можно обнаружить не только в специально отведенном для них разделе, они пронизывают явно или неявно весь текст. Они могут быть, например, показаны обучающемуся через какую-либо ситуацию или способ решения проблемы. Это наблюдение могут проиллюстрировать фрагменты 4−6 учебно-методических материалов для менеджеров. Это направление развития обучающегося с отмеченными возможными маршрутами, своего рода целевая карта.

Наблюдение 6. В приведенных фрагментах можно обнаружить не прямо заданные цели, а скрытые.

Это, скорее, текст-обращение к обучающемуся, побуждающий его переосмыслить значение той или иной теории, личностного качества для развития себя и собственной компетентности. Эти материалы побуждают пересмотреть собственные ценности и принять (или не принять) потенциально возможные цели как свои личные. Вероятно, вы легко нашли подтверждение этим выводам в предложенных фрагментах.

Продолжим наши наблюдения. Приведенные фрагменты показывают, что цели задаются разработчиками курсов в виде шкал или иерархических структур.

Выполните полезное для тьютора задание, исследовав данные фрагменты еше с одной точки зрения: какие термины используются для описания целей?

Задание_.

Выпишите из приведенных фрагментов все глаголы.

Как и во всех заданиях подобного рода, пользу можно обнаружить лишь после его выполнения. Если у вас было время подумать над этим заданием, то оно достигло своей цели, а у вас появился список, подобный этому:

  • — ознакомиться,
  • — составить представление,
  • — яснее увидеть,
  • — понять,
  • — обосновать подход,
  • — приобрести навыки,
  • — развить способность,
  • — применять системный подход,
  • — определять условия уместности,
  • — уметь ставить проблемы,
  • — охарактеризовать,
  • — оценить для себя,
  • — определить свою роль,
  • — научиться мыслить,
  • — объяснять,
  • — проанализировать,
  • — анализировать проблемы, ситуацию,
  • — описать.

Оставим этот список открытым, дабы вы могли дополнять его в ходе своей практической работы, а пока извлечем из выполнения этого задания еще один полезный вывод.

Наблюдение 7. Цели фиксируют типы деятельности обучающихся и уровни усвоения учебного материала.

Это происходит через глагольную форму. Вернитесь к четырехэтапной модели развития компетентности специалиста (см. рис. 4.19.). Это своеобразная лестница развития обучающегося, ступеньки которой ведут к вершинам компетентности.

Если поразмышлять, то типы деятельности обучающихся (выраженные через глагольные формы) могут быть размещены на разных ступеньках развития. Одна и та же задача может быть решена на различных уровнях:

  • — «Знать» — онтологический уровень,
  • — «Уметь» — повсденчески-деятельностный уровень,
  • — «Владеть» — уровень способностей,
  • — «Быть» — смысловой уровень.

Изучение всего комплекса учебно-методических материалов, предоставляемого обучающемуся и тьютору, позволяет сделать следующий обобщенный вывод: система целей и уровни их усвоения распределены, «наложены» на траекторию развития обучающегося, отмечая множество возможных путей достижения целей.

Приведем пример, иллюстрирующий основной (инвариантный) маршрут. Обучающийся, самостоятельно изучая учебные материалы, знакомится с той или иной теорией или концепцией курса, понимая ее смысл. Затем он приходит на тьюториал, где учится применять эту теорию в различных ситуациях. В ТМА ему предлагается продемонстрировать не только умения, но и свободное владение этими теориями, выявив условия применения каждой из них для решения своей рабочей ситуации. На этой фазе он осуществляет переход от конкретных умений к развитию способностей — освоение универсальных способов работы с любой ситуацией. И, наконец, в ТМА, на тьюториале или в учебных материалах ему предлагается оценить вклад приобретенных знаний, умений и способностей в его личное развитие и развитие своей компетентности. Тем самым он проходит сложный путь от первого знакомства с идеей, теорией до переосмысления собственных ценностей, ограничений и возможностей, успехов и проблем.

Задание_.

Возьмите прямо сейчас любой модуль данного курса и убедитесь в том, что принцип распределения целей по траектории развития обучающегося как обозначение его пути заложен и здесь.

Особое внимание обратите на последний раздел каждого модуля — рефлексивно-самоопределенческий, который поможет вам с позиции собственного бытия оценить свои успехи и трудности, определить свое место в системе ДО, свои возможности и ограничения.

Мы советуем вам как тьютору всегда, когда позволяют условия, предоставлять подобную возможность и обучающимся. Это обеспечит подлинность вашей встречи с обучающимися как субъектами и партнерами и придаст подлинную событийность вашему общению.

Итак, если вы следили за логикой изложения и выполняли предложенные задания, значит вам удалось ощутить себя тьютором-аналитиком. Вы получили лишь первый опыт решения важной задачи тьютора — реконструирования системы целей, встроенных в технологию ДО.

Пространство целеполагания и проектирования тьютора расположено между «надо» — тем, что вам передается «на входе» в виде учебно-методических материалов, и «есть» — реальной ситуацией, с которой вы сталкиваетесь при обучении каждой новой группы. В следующем разделе мы обсудим «мягкую» составляющую деятельности тьютора — пространство его свободы и творчества, где тьютор будет выступать уже в другой роли — роли проектировщика образовательного процесса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой