Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Литературное образование в первом классе начальной школы (1-4) по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С начала 90х годов «Программа стабилизации Российского образования» выдвинула на повестку дня вопросы о вариативности образования в начальной школе. Интересующая нас система JI.B. Занкова с 1996 года является вариативной государственной системой со своим базисным учебным планом, соответствующими ему учебными программами, учебниками и методическими пособиями, рекомендованными и утвержденными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Литературное образование в первом классе четырехлетней начальной школы по системе развивающего обучения Л. В. Занкова как педагогическая и методическая проблема
    • 1. 1. Основы теории развивающего обучения. Дидактические принципы и методические свойства системы Л.В. Занкова
    • 1. 2. Развивающий учебник как методическая проблема
    • 1. 3. Проблема оценки результатов развивающего обучения
    • 1. 4. Психологические особенности младшего школьника и его творческие возможности
    • 1. 5. Методика преподавания литературы в начальной школе. Анализ существующих программ обучения литературе
  • ГЛАВА 2. Практическая апробация экспериментальной программы и учебных материалов по «Литературному чтению»
    • 2. 1. Этапы организации педагогического эксперимента

    2.2. Способы и средства развивающего обучения литературе в первом классе начальной школы: принципы отбора текстов, подходы к структурированию материала, знакомство с литературоведческими понятиями, «лента времени».

    2.3. Особенности методической работы с текстами разных видов и жанров.

    2.4. Анализ результатов опытно-экспериментального обучения.

Литературное образование в первом классе начальной школы (1-4) по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Законе Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000 — 2005годы отмечены глубокие преобразования в политической, экономической и социальной жизни общества, которые обусловили необходимость качественных изменений в образовании.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей.

Для прежней, «просвещенческой» парадигмы образования, действовавшей в рамках традиционной системы образования, были характерны: а) сциентизм (ориентация на науку) — б) дифференциация знания в преподаваниив) строгая ступенчатость подготовкиг) монологизм и авторитарностьд) утилитарность образования.

Изменившаяся социокультурная и социально — политическая ситуация требует изменения архитектуры образовательного пространства. Новая социальная реальность характеризуется: а) становлением «всемирного бытия людей» (общемировой рынок, всемирная информационная связь, глобальная сеть Интернет) — б) черезвычайно возросшей мобильностью человека и мобильностью, требуемой от человека (в связи с неуправляемо возросшими информационными объемами) — в) кризисом предметной среды, проявлением которого являются различные катастрофы — как экологические в сфере природы, так и в сфере культуры.

В основе новой парадигмы образования — идея открытого общества и идея человека, воспитанного на уважении к культурам мира, а также на чувстве ответственности перед отечественной культурой. Современная образовательная модель требует ориентации не столько на науку, сколько на культуру, на мир ценностей: главным становится не накопление знаний (задача, ставшая нереальной), а осознание их смысла. Мышление современного человека должно стать аксиологическим, ценностным: человек должен чувствовать ответственность за мир и историю, за собственную уникальную судьбу и за судьбу природы и культуры.

Изменения, происходящие в педагогическом пространстве в связи с тем, что образование ориентируется не только и не столько на науку, но на культуру, на мир ценностей, сферу смысла, прямо и непосредственно коснулись начального образования, которое находится в сфере наших интересов. В центр внимания уже с начальной школы выносится общее развитие учащегося, резко возрастает статус гуманитарных предметов.

Актуальность диссертационного исследования проблемы литературного образования по развивающей системе JI.B. Занкова в первом классе четырехлетней начальной школы обусловлена общей тенденцией гуманитаризации образования, кардинальной переориентацией образования на развивающие основы и переходом на четырехлетнее начальное образование.

Теоретическими предпосылками разрабатываемого варианта начального литературного образования являются основные положения учения JI.C. Выготского о динамике умственного развития школьника и взаимоотношении обучения и развития в ходе учебной деятельности (54). Эти положения получили дальнейшее развитие в концепции развивающего обучения JI.B. Занкова, ориентирующей обучение на общее развитие личности учащегося, а сам процесс познания — на организацию деятельности наблюдения (103.

109). Учитываются также идеи современной гуманистической психологии, которые сформулированы в работах А. Маслоу (166), К. Роджерса (236 — 237), Э. Фромма (282), Р. Мэя (185). В их трудах обосновывается существование такой высшей потребности как потребность в саморазвитииутверждается, что способность к саморазвитию является свойством целостной личностипостулируется существование мотивации развития и познания.

Заявленная в диссертации проблема потребовала обращения к трудам по философии образования и культуры (А.Г. Асмолов, М. М. Бахтин, B.C. Библер, М. С. Каган, М. К. Мамардашвили и др.) — а также к общим трудам по методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, Ю.К. Бабан-ский, В. В. Краевский, А. А. Реан и др.).

С начала 90х годов «Программа стабилизации Российского образования» выдвинула на повестку дня вопросы о вариативности образования в начальной школе. Интересующая нас система JI.B. Занкова с 1996 года является вариативной государственной системой со своим базисным учебным планом, соответствующими ему учебными программами, учебниками и методическими пособиями, рекомендованными и утвержденными Министерством образования России. В 1996 году коллегия Министерства образования РФ зафиксировала три государственные системы начального образования. Определено право выбора учителем одной из трех государственных систем начального образования: традиционнойразвивающей системы Эльконина — Давыдоваразвивающей системы JI.B. Занкова. Две системы развивающего обучения имеют единые предпосылки в теории J1.C. Выготского и при всех отличиях друг от друга выдвигают сходные цели обучения — это обеспечение общего психического развития детей. Эти цели обоснованы в фундаментальных психолого-педагогических исследованиях основателей концепций. Подробное рассмотрение отличительных особенностей каждой из этих систем не входит в нашу задачу. Как раз наоборот, необходимо отметить, что перед различными направлениями РО (РО — развивающее обучение) стоят сходные задачи по обеспечению условий для активной, самостоятельной деятельности ученика.

Дидактические принципы развивающего обучения и типические методические свойства системы JI.B. Занкова, составляющие методологическую основу диссертационного исследования, подробно рассматриваются в первых двух параграфах первой главы.

Обучение детей по системе JI.B. Занкова основано на следующих дидактических принципах: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп прохождения учебного материала, осознание школьниками процесса учения, принцип систематической работы над развитием всех учащихся, включая слабых.

Дидактические принципы и положения реализуются в методической системе, обладающей определенными типическими педагогическими свойствами — многогранности, процессуальности, вариантности, создания коллизий. Их своеобразие и единство направленности обусловливает то, что учебная деятельность школьника включает развитие эмоций и формирование духовной потребности в познании.

При разработке инновационного содержания четырехлетнего начального образования по литературе для преподавания по системе Л. В. Занкова, что является перспективной задачей нашего исследования, необходимо учитывать цели и содержание данной развивающей системы, а также найти методы и средства, адекватные новым целям обучения.

На современном этапе развития школы, когда ЗУН выступают не как самоцель, перед начальным обучением, в целом, и литературным, в частности, стоят принципиально новые задачи.

Во-первых, речь идет не об увеличении в сознании учащегося количества информации, но об изменениях, касающихся самого ученика, его оптимального развития. Это изменения приоритетов в действиях ребенка с научными понятиями. Главным становится создание ситуаций необходимости поиска нового знания (JI.C. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Л. В. Занков, А. В. Полякова, и др.).

Во-вторых, на место утилитарного подхода в обучении, ориентированного на результат учебной деятельности, приходит осознание ценности самого учебного процесса. Он воспринимается не только как подготовка к будущей жизни, но обеспечивает полноценное проживание каждого возрастного этапа, каждого года и каждого дня в соответствии с психофизическими особенностями ребенка (П.Я. Гальперин, А. К. Дусавицкий, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская, М. В. Зверева и др.).

Наконец, определяющей характеристикой каждого учащегося становится его индивидуальность, особенность, уникальность (Б.Г. Ананьев, Ш. А. Амонашвили, О. С. Газман, В. А. Сухомлинский, Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева и др.). То, что отличает именно его, а не то, что вписывает его в учебную группу «слабых», «сильных» или «средних» учащихся. Осуществляется переход к безотметочному обучению (Н.В. Нечаева, Р. Г. Чуракова, Н. Я. Чутко, Н. Я. Дмитриева, Г. А. Цукерман, Е. А. Бугрименко и др.).

Ориентация на поиск смысла, ценности знания вызывает к жизни новые принципы преподавания. В первую очередь, это диалогизм, поскольку современная культура — это культура диалога, а не монолога (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С. Ю. Курганов, В. И. Тюпа, З. С. Смелкова и др.). Это находит выражение: а) в построении учебного материала, содержащего суждения и факты, подлежащие сравнениюб) в организации усвоения учебного материала, где должны быть созданы условия для применения различных способов действияв) в самом ходе урока, в психологопедагогическом содержании отношений «учитель — ученик», «ученик — классный коллектив», которое определяется идеями сотрудничества и сотворчества.

Принцип диалога понимается и в расширенном смысле — как задача сформировать человека, способного жить и выжить в условиях открытого общества, способного аутентично понять мировосприятие человека другой культуры.

В создании учебников развивающего типа для четырехлетней начальной школы особое значение имеют дидактические основы теории создания развивающего учебника, постановка на научную основу задачи обеспечения систем РО надлежащими средствами обучения.

В третьем параграфе первой главы уделяется внимание теории развивающего учебника, развивающий учебник по литературе для начальной школы рассматривается как методическая проблема. При этом мы учитываем работы И. Я. Лернера, Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, В. В. Краевского, Ю.К. Ба-банского, М. Н. Скаткина и других и опираемся на работы по дидактике А. В. Поляковой (204), автора курса «Русский язык» (1−3 и 1−4) по системе JI.B. Занкова.

Новые учебники должны реализовать в учебном материале типические свойства методической системы в единстве с дидактическими принципами системы, чтобы обеспечить целостное развивающее воздействие на учащихся. Материал должен быть ориентирован на формирование мотива у маленьких школьников к познанию широкой картины мира и увлеченности учением. Учитывая индивидуальные возможности сильных и слабых учащихся, учебный материал в учебниках необходимо варьировать по уровню трудности. При этом предлагаются задания, требующие усвоения базового содержания образования, которое должны усвоить все, и содержания, рассчитанного на хорошо подготовленного к школе ученика. В новых учебниках должно быть предусмотрено общее развитие более младшего, чем прежде, ребенка. Игровой, занимательный, грамотно иллюстрированный учебный материал, адаптированный к жизненному опыту маленького школьника, познакомит его с окружающим миром.

В четвертом параграфе первой главы диссертационного исследования мы останавливаемся на особенностях оценки результативности обучения и развития школьников в инновационном курсе литературы по системе JI.B. Занкова.

Пристальное внимание в диссертационном исследовании уделено психологическим особенностям младшего школьника и его творческим возможностям. В пятом параграфе первой главы диссертационного исследования рассматриваются условия возможно большей эффективности курса для общего развития школьника, начинающего обучение раньше семи лет. Возраст от шести до семи лет считается в возрастной психологии необычайно важным в плане появления психологических новообразований, позволяющих ребенку перейти на новый этап возрастного развития, то есть стать младшим школьником, овладеть новым видом ведущей деятельности — учебной (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, JI.B. Занков и др.). Познавательная деятельность в возрасте шести — шести с половиной лет мотивируется детской любознательностью и желанием общаться с умным взрослым (учителем). Задачей учебного процесса этого периода является не только обучение грамоте, математике, музыке, но формирование познавательного мотива средствами этих предметов. Используя возможности содержания этих предметов необходимо раскрыть перед школьником широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем. Время обучения в начальной школе — это время, когда коллективный субъект учебно — познавательной деятельности преобладает над индивидуальным. Оно необходимо для формирования учебно — познавательных мотивов. Если эти крайне трудно формируемые мотивы, в основе которых лежит процедура рефлексии, не будут сформированы в начальной школе, невозможно рассчитывать на высокие результаты в среднем и высшем звене.

В сфере наших непосредственных научных интересов находятся методы преподавания литературы, программы РО по литературе, и учебники по данному предмету. Завершающие три параграфа первой главы посвящены обзору методической литературы и анализу существующих программ преподавания литературы в начальной школе. Преподавание литературы в начальной школе в наши дни находится в состоянии переходности. В сознании и деятельности учителей сохраняют свою силу старые установки и требования. В первую очередь, это проявляется в убеждении, что художественная литература в школе должна чему-то служить, быть для чего-то средством (для обучения навыку чтения, для развития речи, для нравственного воспитания). Это характеризует учебники для четырехлетней начальной школы традиционных систем преподавания: В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. Ф. Климанова «Родная речь» («Школа России») — Е.В. и Р. Н. Бунеевы «Капельки солнца» («Школа 2100») — Л. А. Ефросиньина «Чтение и письмо» («Школа XXI века») — О. В. Кубасова «Любимые страницы» («Гармония»). Новые взгляды сказываются в стремлении заниматься литературой как видом искусства, считаться с его спецификой: Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тамарченко «Мастерская слова». Два этих подхода пытаются совмещать: О. В. Джежелей «Чтение и литература" — Е. И. Матвеева «Литературное чтение» (система Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова). При этом авторы различных вариантов системы литературного образования постепенно приходят к осознанию того, что необходимо учить пониманию сущности предмета (относительно математики, русского языка или естествознания это было ясно и раньшеникто не рассматривал изучение этих дисциплин лишь как средство нравственного воспитания). Симптоматичным является то, что стало возможно появление предмета «Литературное чтение» в начальной школе. Учить — означает последовательно и систематически вводить в науку и продвигаться ко все более высоким уровням научного знания. По нашему мнению, в начальной школе следует знакомить с «азами» науки, усваивать начальные знания в соответствующей области. Если дети вполне успешно усваивают начала математики и лингвистики, то они, безусловно, в силах овладеть и началами поэтики.

В развивающей системе Л. В. Занкова на данный момент существуют общие предпосылки, соответствующие современному взгляду на преподавание литературы в начальной школе, имеется учебник «Живое слово» З.И.

Романовской (238), воплощающий соответствующую программу обучения чтению для трехлетней начальной школы. Система не обеспечена учебно-методическим комплектом по литературе для четырехлетней начальной школы, теоретическая и методическая база такого комлекта не разработана.

Таким образом, создается противоречие между насущной задачей гуманитаризации образования, формирования творческой личности, общего развития учащихся и отсутствием средств для этого у основного гуманитарного предмета школьной программы — программ, методик и учебников по одному из самых «творческих» предметов.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между гуманистической концепцией образования, диктующей необходимость создания педагогических условий для всестороннего общего развития школьников средствами литературного чтения, и реальной педагогической практикой системы B. J1. Занкова, не вооруженной необходимым для реализации этого требования комплексом теоретических и методико — технологических подходов к преподаванию литературы с точки зрения ее специфики (содержание курса, методы преподавания, учебник, рабочие тетради).

Необходимо разработать теоретические основания и практические способы построения курса литературы в начальной школе, который бы обеспечивал выполнение поставленных образовательных целей. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс обучения литературному чтению в четырехлетней начальной школе по системе J1.B. Занкова.

Предмет исследования: педагогические условия необходимые для развивающего обучения литературному чтению в четырехлетней начальной школе.

В основе исследования лежит гипотеза: курс литературного чтения является полноценной начальной ступенью общего литературного образования школьников со своими специфическими литературоведческими и общепредметными задачами. Методика работы с произведением в начальной школе должна формировать отношение к литературе как к искусству и развивать технику чтения на основе смысловой работы с текстом.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования и исходя из цели и гипотезы исследования, необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать сегодняшнее состояние процесса обучения литературному чтению в четырехлетней начальной школе по системе JI. В. Занкова;

2) теоретически обосновать и экспериментально проверить свою концепцию литературного образования в четырехлетней школе по развивающей системе JI.B. Занкова;

3) разработать научно — практические рекомендации по созданию педагогических условий, необходимых для развивающего обучения литературному чтению в четырехлетней начальной школе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философия образования и культуры (А.Г. Асмолов, М. М. Бахтин, B.C. Библер, Б. С. Гершунский, М. С. Каган, М. К. Мамардашвили и др.) — методология педагогических исследований (В.И. Загвязинский, Ю. К. Бабанский, В.В. Краев-ский, А. А. Реан и др.) — культурно-историческая концепция развития психики (Л.С. Выготский, А. Р. Лурия и др.) — концепции развивающего начального образования и теории учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, JI.B. Занков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.) — идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, О. С. Газман, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) — работы по психологии восприятия (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон, О. И. Никифорова, Л. Г. Жабицкая и др.) и методике преподавания литературы (Н.И. Кудряшев, Н. Д. Молдавская, З. Я. Рез, М. Г. Качурин, О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман, В. В. Голубков, Г. А. Гуковский, Т. Ф. Курдюмова, Г. И. Беленький, М. А. Снежневская, А. И. Княжицкий и др.).

Для достижения поставленных целей и задач исследования были использованы следующие методы:

— теоретические: анализ психологической, педагогической, литературоведческой литературы по теме исследованияанализ пакета государственных документов по модернизации российского образования;

— эмпирические: опытноэкспериментальная работа, наблюдение, тестирование, опросные методы (анкетирование, беседа, интервьюирование), анализ работ учащихся, математические методы обработки данных, анализ экспериментального материала.

При экспериментальной работе учитывалось то, что подавляющее большинство учителей — участников этой работы, преподавателей начальной школы не имеют филологических навыков работы с текстом.

Научная новизна исследования:

1. Создан вариант методической системы обучения литературному чтению в начальной школе по развивающей системе JI.B. Занкова для четырехлетней начальной школы.

2. Разработаны принципы и приемы сочетания работы над навыками чтения, развития речи и смысловой работы над художественным текстом, основанной на его образной природе.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— сформулированы новые цели, задачи преподавания литературы в начальной школе;

— сформулированы новые принципы структурирования учебного материала в учебнике «Литературное чтение» для 1 класса;

— выдвинуты развивающие основания создания методической литературы для учителя.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— предложена инновационная модель преподавания литературного чтения в начальной школе, основанная на понимании специфики предмета;

— разработана и апробирована программа обучения школьникам основам литературных знаний в сочетании с совершенствованием техники чтения и речевых навыковпрограмма обеспечена учебником «Литературное чтение» 1 класс, пособием по технике чтения и методическими рекомендациями преподавателю.

Основные этапы исследования. Программа исследовательской работы осуществлялась с 1998 года по 2005 год и включала следующие этапы:

На первом этапе (1998 — 2000 гг.) осуществлялось изучение литературоведческой, педагогической, психологической литературы и учебно — методических пособий, исследовался и обобщался опыт учителей, творчески работающих по системе Л. В. Занкова, определялись исходные позиции и гипотеза исследования.

На втором этапе (2000 — 2003 гг.) осуществлялось уточнение и углубление концепции в ходе теоретической и практической работы, проводилась экспериментальная работа по вновь составленной программе обучения, разрабатывались дидактические средства осуществления этой программы, проводилось апробирование учебно — методического комплекса.

Третий этап (2003 — 2005 гг.) связан с завершением эксперимента, с разработкой методических рекомендаций преподавателю, с анализом и обобщением результатов, оформлением текста диссертации, определением дальнейших направлений исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

— В процессе работы автора исследования в качестве учителя начальной школы в прогимназии № 1 и Самарском муниципальном университете На-яновой, в качестве методиста издательства «Учебная литература», в качестве учителя литературы в 5 -7 классах указанного университета и заведующим кафедрой начального образования там же.

— В ходе работы автора исследования в качестве лектора курсов повышения квалификации на базе институтов повышения квалификации работников образования в гг. Москва (АПКиПРО, МИПКРО), Самара (СИПКРО), Красноярск, Томск, Чита, Улан — Удэ, Оренбург, Курган, Тюмень, Ишим,.

Тверь, Рязань, Ростов-на-Дону, Ярославль, Ульяновск, Уфа, Набережные Челны, Омск, Орск, Пенза, Казань, Махачкала, Калининград, Минск.

— В процессе руководства экспериментальной работой на базе ряда школ — региональных филиалов Федерального научно — методического центра имени J1.B. Занкова в некоторых вышеперечисленных городах (в частности, Самара, школа № 72 и Самарском муниципальном университете Наяно-вой).

— В ходе участия в совещании авторов — составителей курсов литературы для начальной школы в МО РФ (1999г.) — во Всероссийском семинаре работников образования по «Проблемам реализации основного направления модернизации российского образования — всестороннего развития личности учащегося» (Москва, 2004 г.) — в научно-практическом семинаре «Система общего развития J1.B. Занкова: настоящее и будущее» (Самара, 2005 г.).

— В ходе выступлений автора исследования на Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения JI.B. Занкова «Новое время — новая дидактика» (Москва, 2001 г.) — на конференции по проблемам преемственности начального и среднего звена (Москва, 2005 г.) — на Всероссийской научнопрактической конференции, посвященной 105-летию со дня рождения JI.B. Занкова (Москва, 2006).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию, непротиворечивостью исходных теоретико — методологических позиций, комплексным применением методов, адекватных задачам исследования, обширной экспериментальной базой, личным участием автора в проведении экспериментов, корректной обработкой полученных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Курс литературного чтения в начальной школе расширяет представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях через воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанровобогащает мир чувств, эмоций детей, развивает их интерес к чтению и потребность в нем.

2. Необходимо и возможно создать условия для постижения младшими школьниками многоплановости словесного и художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

3. Методика работы сочетает развитие общих представлений о художественной и научной литературе, о различиях прозы и поэзии, о разнообразии жанров литературы и фольклора и развитие навыка чтения, свободной и правильной речи.

Структура работы соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 308 источников и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование на тему «Литературное образование в первом классе начальной школы по развивающей системе Л.В. Занкова» потребовало обращения к психолого-педагогическим, дидактическим и методическим идеям, существующим на сегодняшний момент в теории развивающего обучения.

Система обучения, названная именем академика Леонида Владимировича Занкова, направлена на эффективное общее развитие каждого ребенка. В сферу учения вовлекается не только интеллект школьника, но и эмоции, стремления, другие стороны личности. Речь идет о развитии нравственных качеств, эстетических чувств, воли, формировании духовных потребностей, в частности внутреннего побуждения к учению. Отбор содержания образования, характер и особенности методики обучения определяются новыми дидактическими принципами: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудностиведущая роль теоретических знанийбыстрый темп изучения материалаосознание школьниками процесса учениясистематическая работа над развитием всех учеников, в том числе и наиболее слабых. Опосредующим звеном между дидактикой и методикой, «мостом» к технологии обучения являются особенности методической системы, делающие ее уникальной: — коллизии, — вариантность, — многогранность, — процессуаль-ность.

Названые свойства делают систему актуальной с точки зрения современных требований к образованию. Однако при всей разработанности и востребованности развивающей системы Л. В. Занкова она не обеспечена учебно-методическим комплексом по литературе для начальной школы, отвечающим современным требованиям. Для этого необходима разработка теоретической и методической базы, программы, методики. В данном исследовании была сделана попытка восполнить данный пробел.

Проведенное исследование и полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

1. Анализ состояния проблемы литературного образования в начальной школе (1−4) по системе Л. В. Занкова в теории и практике массовой школы подтвердил актуальность и своевременность постановки вопроса о разработке учебно-методического комплекса литературного развития младших школьников.

2. Выявлена необходимость методического обеспечения процесса литературного развития младших школьников средствами адекватными поставленной задаче — сформировать отношение к литературе как к искусству. При этом сочетать стремление рассматривать литературу с точки зрения ее специфики — художественной образности — со специфическими задачами начальной школы по выработке навыка слитного, беглого, осознанного чтения и развитием устной и письменной речи.

3. Доказано, что разрабатываемый учебно-методический комплекс, направленный на развивающее обучение «Литературному чтению», должен:

1) в теоретическом аспекте — основываться на понятии «развивающее обучение», на представлении об основных дидактических свойствах и типических методических свойствах системы Л. В. Занкова;

2) в целевом аспекте — расширять представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностяхвоспитывать творческого читателяразвивать воображение, образное мышлениеобогащать мир чувств, эмоций детейразвивать их интерес к чтению и потребность в нём;

3) в структурно-содержательном аспекте — содержать все компоненты образовательного процесса в их взаимосвязи (научное содержание, инновационные развивающие технологии, методы, соответствующие образной природе предмета, формы, учитывающие специфику восприятия художественного текста) — создавать условия для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и практического их примененияпомогать осознанию учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчествавоспитывать культуру восприятия художественной литературы разных видов и жанров;

4) в динамическом аспекте — развивать речевые навыки школьников, связанные с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).

Особенностью предложенной нами системы литературного образования является:

1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства;

2) создание за время обучения в начальной школе минимального инструментария, необходимого для анализа и оценки литературных произведений;

3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения.

Основной прием, к которому прибегает учебник, организовывая исследовательское восприятие ребенка, — это сравнение. Учебник путем сравнительного анализа текстов, относящихся к разным стилям речи и жанрам литературы: выделяет литературу из просто чтенияотделяет литературу от фольклораразделяет художественную и научную литературу.

На реализацию главной цели УМК направлена ведущая нравственная идея курса литературы: окружающий нас мир наделен тайной и красотой, которая не всегда открывается обычному взглядуи именно литература (и искусство в целом) обладает способностью и средствами делать явной не замечаемую подчас красоту, открывать в мире и, главное, в человеке, содержащиеся в них глубину и богатство.

Работа над одной из важнейших задач речевого развития детей в 1 классе — над формированием навыков чтения — ведется внутри учебника постоянно в ходе анализа литературного текста. Вся система вопросов в учебнике литературы построена таким образом, чтобы ребенок незаметно для самого себя вновь и вновь возвращался к тексту: по разным основаниям, с разными целями и задачами.

Учебник предполагает работу по таким направлениям, как: воспитание внимательного отношения к словуформирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мирформирование первичных представлений о жанровой специфике сказкиуроки нравственного воспитания на материале анализа нравственных коллизий в разных текстахформирование исторического сознания в работе с «лентой времени" — развитие творческих способностей.

Поставленные задачи курса «Литературное чтение» апробированы в процессе практической работы по инновационной программе и учебнику «Литературное чтение» для 1 класса. Целесообразно было проверить высказанные теоретические положения в учебной деятельности с младшими школьниками, обучающимися первый год. В случае положительного результата можно было бы продолжить разработку учебно-методических комплексов по «Литературному чтению» для последующих лет обучения. Положительная динамика показателей литературного развития учащихся начальной школы, зафиксированная в ходе опытно-экспериментальной работы, по нашему мнению, подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы и дает основание считать, что поставленные задачи выполнены.

Более того, предложенная система литературного образования обнаружила свою продуктивность, заложенные в ней творческие возможности, что в итоге привело к созданию на протяжении последних лет программы для преподавания литературы в начальной школе, в 5 — 7 классах, а также экспериментальных учебных пособий для 2−5 классов.

Проведенное исследование позволяет наметить следующие перспективы дальнейшего изучения литературного развития младшего школьника:

— разработка программы литературного образования по системе JI.B. Занкова на протяжении всего четырехлетнего начального образованияуточнение принципов диагностики общего развития младших школьников, их интеллектуального и эстетического развития средствами предмета «литературное чтение»;

— выработка принципов предшкольной подготовки к обучению литературному чтению;

— разработка принципов преемственности обучения литературному чтению в начальной школе с обучением литературе в среднем звене основной школы.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Свиридова В. Ю. Программа по литературе // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4). По системе JI.B. Зан-кова.- М., 1998. С. 70−93.

2. Свиридова В. Ю. Программа литературного образования в начальной школе по системе JI. В. Занкова (1−4) // Личность. Образование. Культура, — Самара, 1998. С. 52−60.

3. Свиридова В. Ю.

Литература

: Учебник для 1 класса.- Самара,.

1998. 136 с.

4. Свиридова В. Ю. Методический комментарий к учебнику «Литература», 1 класс // «Практика», 1999, № 4. С. 4−12.

5. Свиридова В. Ю. Контрольные задания по литературе для 1 класса. // «Практика», 1999, № 4. С. 12−14.

6. Свиридова В. Ю. Поговорим об учебниках // «Начальная школа»,.

1999, № 3. С. 5−6.

7. Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 класса. В 2-х частях.- Самара, 1999. 160 с.

8. Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Программа по литературному чтению // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4). По системе Л. В. Занкова.- М., 1999. С. 65−87.

9. Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса. 2-е изд., перераб. Под ред. Н. А. Чураковой.- Самара, 1999. 136 с.

10. Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Литературное чтение: Учебник для 2 класса. В 2-х частях. 2-е изд., перераб. и доп.- Самара, 2001. 160 с.

11. Свиридова В. Ю., Малаховская О. В. Проверочные работы по литературному чтению для 1 класса. // «Начальная школа», 2001, № 15. С. 10−12.

12. Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Проверочные работы по литературному чтению для 2 класса. // «Начальная школа», 2001, № 15. С. 12−14.

13. Чуракова Н. А., Свиридова В. Ю. Хрестоматия по литературному чтению. 2 класс.- Самара, 2001. 208 с.

14. Чуракова Н. А., Свиридова В. Ю. Русский язык: Учебник для 3 класса. В 2-х частях. Часть 1. Самара, 2001. 160 с.

15. Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Русский язык: Дидактический материал для 3 класса.- Самара, 2002. 144 с.

16. Свиридова В. Ю. Учись читать: Пособие по чтению к учебнику «Литературное чтение». 1 класс.- Самара, 2002. 48 с.

17. Свиридова В. Ю. Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс.- Самара, 2005. 208 с.

18. Свиридова В. Ю.

Литература

: Учебник-хрестоматия для 5 класса. В 2-х частях.- Самара, 2005. 240 с.

19. Свиридова В. Ю. Рабочая тетрадь по литературе для 5 класса. В 2-х частях.- Самара, 2005. 80 с.

20. Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса. Изд. перераб. и доп.- Самара, 2005. 136 с.

21. Свиридова В. Ю. Учись читать: Пособие по чтению к учебнику «Литературное чтение». 1 класс. Изд. перераб. и доп.- Самара, 2005. 48 с.

22. Свиридова В. Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 1 класса.- Самара, 2005. 112 с.

23. Свиридова В. Ю. Нюансы методики // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 10−12.

Статья в журнале перечня ВАК:

1. Свиридова В. Ю. Литературное образование в первом классе начальной школы по развивающей системе Л. В. Занкова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук», 2006, № 2. С. 124−131.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Горская Л .Я. Возможность первого открытия детям специфики искусства на материале анализа стихов // Психологические проблемы учебной деятельности школьника. — М., 1977. — С. 150−198.
  2. Л.С. Уроки нравственного прозрения. М., 1983. — 129 с.
  3. А.А. Структура целого текста. М., 1979. — 160 с.
  4. Ш. А. В школу с шести лет. — М., 1986. — 300 с.
  5. Ш. А. Здравствуйте, дети. М., 1983. — 284 с.
  6. .Г. Психология чувственного познания. М., 1960. — 246 с.
  7. .Г. Формирование одаренности //Склонности и одаренность. -М., 1962.-С. 42−58.
  8. А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей-М., 1977 С. 120 152.
  9. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа, — М., 2002.-416 с.
  10. В.Ф. Чтение как труд и творчество// Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики-М., 1968,-С. 114−146.
  11. А.Н. Поэтические воззрения древних славян на природу. В 3-х т.- М., 1994.-394 с.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды, — М., 1989, — 248 с.
  13. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения. / Вопросы психологии, — 1984, N1, — С. 52−57.
  14. Ю.К. Система способов оптимизации обучения. / Вопросы психологии, — 1982, N5. С. 12−22.
  15. Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л., 1976.- 240 с.
  16. М.М. Эстетика словесного творчества, — М., 1986.- 320 с.
  17. В.Г. Арсенал образования М., 1986.- 186 с.
  18. Л.И. Ребенок и книга: О читателе восьми девяти лет. — М., 1969.- 240 с.
  19. И.З. Читаем поэзию вместе: Пособие для учителей младших классов средней школы М., 1994 — 80 с.
  20. В.Н. Психолого-лингвистические аспекты художественного текста.- М., 1988.- 120 с.
  21. И.Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и в ШДК // Дискурс, — 1997, № 3−4, — С. 24−48.
  22. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век — М., 1990.- 289 с.
  23. П.П. Школьная успешность / Избр. пед. соч. М., 1964 — С. 184−232.
  24. Н.А. Уроки внеклассного чтения в IV классе. Куйбышев, 1973.-60 с.
  25. С.Г. О художественных мирах.- М., 1985, — 296 с.
  26. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные ассиметрии человека,-М., 1981.- 156 с.
  27. Т.Г. Изучение эпических произведений в школе М., 1964.- 284 с.
  28. Е.А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения М., 1987.- 96 с.
  29. Ф.И. Преподавание отечественного языка-М., 1992.-512 с.
  30. .А. Искусство выразительного чтения.- М., 1986.-171 с.
  31. ВедерниковаН.М. Русская народная сказка-М., 1975 -135 с.
  32. JI.A. Восприятие и обучение.- М., 1965.- 98 с.
  33. А.Н. Историческая поэтика.- JL, 1940.- 648 с.
  34. В.В. О языке художественной прозы.- М., 1980, — 560 с.
  35. В.И. Избр. педаг. сочинения / Сост. В.С.Аранский- М., 1986.- 420 с.
  36. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.- М., 1966.- 214 с.
  37. Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа.-М., 1976.- 156 с.
  38. Н.С. У истоков русского фольклора: Учебно-методическое пособие,-М., 1994, — 192 с.
  39. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк.-М., 1991.-93 с.
  40. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова.-М., 1991.-340 с.
  41. Л.С. Психология искусства.- М., 1968 350 с.
  42. Л.С. Психология развития человека М., 2005 — 1136 с.
  43. Л.Н. Развитие чувства юмора при обучении школьников чтению // Русский язык в школе 1966, № 5- С. 21−28.
  44. Г. Г. Актуальность прекрасного М., 1991.- 234 с.
  45. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. / Новые ценности образования. Вып. 2.- М., 1995.- С. 19−48.
  46. О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Книга для учителя.-М., 1991.-248 с.
  47. П.Я. Введение в психологию М., 2005.- 336 с.
  48. П.Я. Лекции по психологии.- М., 2002 399 с.
  49. Г. Д. Жизнь художественного сознания-М., 1972.- 136 с.
  50. А.Н. Вопросы изучения детской речи М., 1961 — 336 с.
  51. .С. Философия образования для XX века.- СПб., 2 002 512 с.
  52. А.И. Русская словесность: От слова к словесности. М., 1995. — 245 с.
  53. Г. Г. О перспективах расширения функций учебника // Проблемы школьного учебника. 1984. — Вып. 14. — С. 28−56.
  54. В.П. Поэтика слова. М., 1979. — 250 с.
  55. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. -М, 1983.- 146 с.
  56. А.И. Поэзия в чтении детей 10−12 лет. М., 1982. — 124 с.
  57. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.- 424 с.
  58. В.В. О понятии развивающего обучения. Томск, 1995. — 144 с.
  59. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 288 с.
  60. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. -Томск, 1992, — 156 с.
  61. В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992, N3−4. С. 428.
  62. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994. — 256 с.
  63. Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., 1981. -432 с.
  64. Г. М. Типологические свойства современного учебника // Проблемы школьного учебника.- 1985. Вып. 15. — С. 56−69.
  65. А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. -1983, N1. С. 58 — 65.
  66. А.К. О соотношении понятий индивидуального и коллективного субъекта деятельности // Психологическая наука и образование. М., 2002, N2. — С.5 — 14.
  67. А.К. Развивающее образование: Теория и практика. -Харьков, 2002. 172 с.
  68. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.-204 с.
  69. А.К. Формула интереса. М., 1989. — 175 с.
  70. В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропедагогика — учителям, школьным психологам. — СПб, 1998. — 160 с.
  71. В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М., 2004.- 192 с.
  72. В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста. -М., 1984.- 168 с.
  73. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников.1. М, 1984.-98 с.
  74. JI.B. Беседы с учителем. М., 1970. — 320 с.
  75. JI.B. Дидактика и жизнь. М., 1968. — 456 с.
  76. JI.B. Избранные педагогические труды. М., 1990. — 568 с.
  77. JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960.- 128 с.
  78. JI.B. О начальном обучении. М., 1963. — 163 с.
  79. JI.B. Обучение и развитие. М., 1975. — 184 с.
  80. JI.B. Память школьника, ее психология и педагогика: Пособие для учителей. М., 1944. — 124 с.
  81. JI.B. педагог, психолог / Сост. Н. В. Нечаева, М. В. Зверева. -М., 1996. — 64 с.
  82. А.В. Избранные психологические труды: в 2-х томах. Т.2. -М., 1986.- 480 с.
  83. М.В. О системе начального обучения, направленного на общее развитие учащихся / Психологическая наука и образование. 1996, № 4. -С.53−57.
  84. Д.Д. Школьный учебник. -М., 1983. 234 с.
  85. В.В. Чет и нечет: ассиметрия мозга и знаковых систем. М., 1978. -212 с.
  86. Н.Д., Терский НЯ. Учитель конструктор познавательного процесса/Начальная школа. — 1993, № 1. — С. 43 — 59.
  87. Изучение произведений зарубежных писателей на уроках и факультативных занятиях в средней школе / Под ред. Н. П. Михальской и В. В. Трофимовой. М., 1980.- 113 с.
  88. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т. Г. Браже. -М., 1971.-238 с.
  89. Кабанова Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.-М., 1981.-234 с.
  90. Кабанова Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М., 1968. — 186 с.
  91. М.С. Начала эстетики. М., 1964. — 320 с.
  92. М.С. Морфология искусства. Л., 1972. — 246 с.
  93. КлимановаЛ.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь: Учебник для начальной школы. 1,2,3 класс. -М., 2005. -136 с.
  94. Л.Е. Талант читателя. -М., 1967. -156 с.
  95. Я.А. Избр. пед. соч. Т.1. М., 1982. — С. 246 — 476.
  96. Концепция четырехлетнего начального образования // Начальная школа. 1992, N 7−8. — С. 6−22.
  97. .О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. — 112 с.
  98. Г. С. Избранные психологические труды. М., 1988. — 456 с.
  99. В.В., Занков Л. В., Лернер И. Я. и др. Проблемы школьного учебника: XX век. М., 2004. — 384 с.
  100. В.В. Общие основы педагогики. М., 2005. -256 с.
  101. H.JI. Формирование эстетических суждений учащихся о художественном произведении. М., 1981. — 178 с.
  102. Н., Касаткина В. Детские высказывания на уроке диалоге // Дискурс. -1996, № 1. с. 46−52.
  103. B.C. Современные педагогические технологии. Начальная школа: Пособие для учителя. М., 2003. — 448 с.
  104. С.Ю. Взрослый и ребенок в учебном диалоге. М., 1989. — 234 с.
  105. В.А. Интерпретация текста. Л., 1979. — 220 с.
  106. В.А. Воспитание творчества. Рига, 1992. — 54 с.
  107. Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М., 2003. — 320 с.
  108. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1994. — 320 с.
  109. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 480 с.
  110. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. — 198 с.
  111. .Ф. Проблемы общения в психологии. М., 1981. -160 с.
  112. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. — 525 с.
  113. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. — 384 с.
  114. Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. — 212 с.
  115. А.Р. Лекции по общей психологии. СПб, 2006. — 319 с.
  116. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.-124 с.
  117. А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 2. М., 1987. — 320 с.
  118. М.К. Эстетика мышления. М., 2000. — 205 с.
  119. А. Мотивация и личность. СПб., 1999. — С. 77- 105.
  120. М.И. Проблемное обучение. М., 1975. — 246 с.
  121. В.П. Изучение лирики в школе: Книга для учителя. М., 1985. -208 с.
  122. .С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М., 1985. — 267 с.
  123. Е.М. Поэтика мифа. М., 1995. — 232 с.
  124. Е.М. Герой волшебной сказки. М., 1958. — 264 с.
  125. Н.А. Проблемы учения и умственное развитие школьников / Избр. психол. произв. М., 1989. — С. 24−65.
  126. Н.А., Богоявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе. -М, 1959.- 198 с.
  127. Методика выразительного чтения / Под ред. Т. Ф. Завадской. М., 1977.176 c.
  128. Н.Д. Воспитание читателя в школе. М., 1968. — 127 с.
  129. Н.Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения. М., 1969. — 176 с.
  130. B.C. Возрастная психология. М., 1995. — 268 с.
  131. Мэй Р. Открытие бытия. М., 2004. — 224 с.
  132. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в четырехлетней начальной школе. (Методическое пособие для учителя по системе Л.В. Занкова) / Сост. Н. П. Лукина и др. СПб, 2003. — 80 с.
  133. Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. М, 1996. — 98 с.
  134. Н.В. Планирование периода обучения грамоте. М, 1998. -126 с.
  135. О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974. — 138 с.
  136. Л.А. Художественный текст и его анализ. М, 1989. — 257 с.
  137. З.Н. «Стихи — продолжение и начало.» М. 1982. — 156 с.
  138. З.Н., Кудина Г. Н., Мелик Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. -М., 1988. -134 с.
  139. Э. Глубинная психология и новая этика. СПб., 1999. — 256 с.
  140. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972. — 178 с.
  141. Овсянико Куликовский Д. Н. Психология мысли и чувства: Художественное творчество. В 2-х т. -Т.1. -М, 1989. — С. 188−220.
  142. Н.А. Современная философия диалога // Философия XX века. Учебное пособие. -М., 1997. С. 146−162.
  143. ., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. -М., 2002.-416 с.
  144. Ю.А. Изобразительное искусство // Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990. — С. 36−44.
  145. Ю.А., Матис ТА. Методическое пособие по изобразительному искусству. 1 класс. М., 1994.- 120 с.
  146. А.В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения. М., 1997. — 64 с.
  147. Э.В. Русская устная проза. М., 1985. — 272 с.
  148. Э.В. Русские сказочники. М., 1976. — 190 с.
  149. Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983. — 336 с.
  150. А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990. — 344 с.
  151. Программы начального обучения. 1 4 классы. ФНМЦ им. Л. В. Занкова.-М, 1998.- 197 с.
  152. Программы развивающего обучения (по системе Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова). 1−5 класс. Русский язык. Математика. М, 1992. — 96 с.
  153. В .Я. Исторические корни волшебной сказки. Л, 1986. — 3 64 с.
  154. В.Я. Морфология сказки. -М, 1969. 168 с.
  155. В.Я. Русская сказка. Л, 1984. — 335 с.
  156. В.Я. Фольклор и действительность. М, 1976. — 325 с.
  157. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. -М, 1990.- 136 с.
  158. А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. -Л, 1976. -148 с.
  159. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова. М, 1983.- 134 с.
  160. Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л. В. Занкова. М, 1963.- 126 с.
  161. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца. -М, 1986. -156 с.
  162. АЛ. Психология и педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2004. — 432 с.
  163. Рез З. Я. Изучение лирических произведений в школе. Д., 1968. -175 с.
  164. В.В. Возможности и условия реализации программы развивающего обучения // Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Харьков-Томск, 1992. — С. 76−80.
  165. В.В. Русский язык: Учебники для 1, 2, 3 классов. Харьков, 1991.- 136 с.
  166. В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вестник Харьковского университета. 1978, N 171. — С. 4−20.
  167. В.В. Что такое развивающее обучение? // Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Харьков-Томск, 1992.-С. 3−9.
  168. Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск, 1993. -48 с.
  169. Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск, 1993. — 64 с.
  170. Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М, 1978. — 212 с.
  171. К. Становление человека. -М., 1994.- 368 с.
  172. К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002. — 527 с.
  173. З.И. Живое слово: Учебник для 1, 2, 3 класса. М., 1996. — 248 с.
  174. З.И. Чтение: Программа начального обучения (1−3 классы) / Программы начального обучения (1−3 классы). -М., 1996. С. 42−57.
  175. С.Л. Основы общей психологии в двух томах М., 1989. -478 с.
  176. В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты.1. М, 1997.-384 с.
  177. Русские детские писатели XX века: Биобибжографический словарь- М., 2001.-512 с.
  178. Русское устное народное поэтическое творчество в начальной школе: Методические рекомендации для начальной школы.- М.- Самара, 1999. 278 с.
  179. З.С. Педагогическое общение: теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М., 1999. — 124 с.
  180. З.С. Слово в художественном тексте. М., 1980. — 156 с.
  181. Содружество ученого и учителя. Сборник работ / Под ред. М. В. Зверевой.-М, 1991.- 126 с.
  182. Н.М., Завадская Т. Ф. Выразительное чтение в 4−8 классах. М., 1983.- 111 с.
  183. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. -М., 1983. -178 с.
  184. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Пер. с англ. М., 1984. — 472 с.
  185. В.Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1991. — 480 с.
  186. Л.Е. Искусство слова и младший школьник // Искусство в жизни детей-М., 1991 120 с.
  187. Л.Е., Тамарченко Н. Д. Глаголь и добро: Учебник для 2 кл.шк. гуманитар, типа. Ч. 1,2.- Тверь, 1994. 340 с.
  188. Л.Е., Тамарченко Н. Д. Мастерская слова: Учебник для 1 кл. шк. гуманитар, типа. Тверь, 1994. — 246 с.
  189. В.А. Сто советов учителю. Киев, 1984. — 250 с.
  190. В.А. О воспитании. М., 1985. — 270 с.
  191. Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. — 232 с.
  192. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. — 178 с.
  193. И.П. К дидактической характеристике функций учебника // Проблемы школьного учебника.-М., 1985.-С. 35 -43.
  194. Л.В. Работа над стихом в школе. М., 1967. -184 с.
  195. Л.Н. в школе / Под ред. В. В. Голубкова и С. М. Петрова.- М., 1965. 398 с.
  196. .В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959. — 536 с.
  197. В.И. Аналитика художественного. М., 2001. — 156 с.
  198. А.И. Учебные задания в процессе обучения. М., 1969. — 123 с.
  199. Уроки внеклассного чтения: Пособие для учителя / Сост. Я. Г. Неструх. М., 1980. — 128 с.
  200. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений. М., 1987.-176 с.
  201. Н.П. Жанры эпической прозы. JL, 1982. -184 с.
  202. К.Д. Пед. соч. Т. 5. М., 1990. — С. 190 — 452.
  203. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982. — 125 с.
  204. О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. — 435 с.
  205. Э. Человек для себя. Минск, 2004. — 3 51 с.
  206. Т.П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка.-М., 1991. 124 с.
  207. Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993. — 134 с.
  208. Г. А. Открытие младшими школьниками законов построения поэтического текста // Психологические проблемы учебной деятельности школьника. М, 1978.- С. 23−32.
  209. К.И. От двух до пяти. // Чуковский К. И. Сочинения в 2-х т. -М., 1990.-Т.1.-С. 73−467.
  210. Н. И. Вклад Л.В. Занкова в развитие психолого-педагогической мысли // Новое время новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. — М., 2001.- С. 63−76.
  211. Р.Г. Дидактическая система Л.В. Занкова: Проблемы и перспективы. М., 1999. — 84 с.
  212. Н.Я. Чтобы не дремали мысли: Формирование общеучебных интеллектуальных умений у младших школьников. Обнинск, 2000. — 96 с.
  213. Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. -М., 1986.-234 с.
  214. Н.М., Махмудов Ш. А. Сборник упражнений по лингвистическому анализу художественного текста. СПб., 1992. — 146 с.
  215. А.И. Волшебники приходят к людям. М., 1974. — 304 с.
  216. В.Б. О теории прозы. М., 1983, — 384 с.
  217. Д.Н. Слово и образ. М., 1964. — 168 с.
  218. .М. О поэзии. Л., 1969. — 552 с.
  219. .М. О прозе. Л., 1969. — 504 с.
  220. Д.Б. Избранные психологически труды. М., 1989. — 548 с.
  221. Д.Б. Как учить детей читать. М., 1991. — 80 с.
  222. Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 56 с.
  223. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1979. — 264 с.
  224. Ю.И. Русская народная бытовая сказка. М., 1988. — 256 с.
  225. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1995. — 362 с.
  226. Язык и композиция художественного текста. М., 1984. — 358 с.
  227. Языковые единицы и контекст. Л., 1973. — 296с.
  228. И.С. Развивающее обучение. М., 1979. — 186 с.
Заполнить форму текущей работой