Предисловие.
Интерактивные образовательные технологии
Сегодня инновационная деятельность в образовании рассматривается не только как фактор повышения его качества и эффективности, но и как фактор повышения спроса на образовательные услуги и изменения мотивационной готовности населения к непрерывному образованию. Главная роль в достижении целей образования отводится педагогу, от профессионального мастерства, творческого потенциала, инновационности… Читать ещё >
Предисловие. Интерактивные образовательные технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Доводы, которые человек додумывает сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
Паскаль
В настоящее время система образования в нашей стране находится в ситуации, когда возникла необходимость пересмотра подходов к обучению и воспитанию молодежи. Совершенствование качества российского образования исходит из необходимости подготовить выпускников к активному участию в жизни общества, профессиональной и личностной самореализации, способности решать те задачи, которые ставит перед ними современная действительность. С конца XX века развитие и совершенствование профессиональной компетентности человека рассматривается на всех уровнях образования как важнейшая задача. Компетентность — это слово, которое уже прочно вошло в описание результатов образования. И. А. Зимней были выделены три основные группы компетентностей: компетентности отношения человека к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми и компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах (И.А. Зимняя, 2004, 2005).
Анализ различных подходов к определению компетенций/компетентности позволяет сделать вывод о том, что компетентности включают готовность к их проявлению (мотивационный аспект), владение знанием (когнитивный аспект), опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект), отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект), эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетентности.
Разворачивая образовательный процесс в направлении формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, необходимо ответить на некоторые вопросы:
- — Можно ли освоить компетентность, сидя за учебником или монитором компьютера, в одиночку?
- — Как, каким образом должен измениться процесс обучения, чтобы он стал соответствовать современным требованиям подготовки?
- — Использование каких образовательных технологий позволит заменить устаревшую знаниевую парадигму образования на современную компетентностную?
- — Каким образом решить проблему активизации творческого потенциала личности?
Ю.П. Зинченко выделил три базовые формы учебной деятельности (Ю.П. Зинченко, 2007):
- — семиотическая обучающая модель как учебная деятельность академического типа, единицей работы в которой является речевое действие;
- — имитационная обучающая модель как квазипрофессиональная деятельность, в рамках которой осуществляется моделирование содержания профессиональной деятельности и отношений. Единицей работы в такой модели является физические, интеллектуальные, социальные активности обучающихся;
- — социально-обучающая модель как учебно-профессиональная деятельность, выполнение реальных исследовательских практических работ, производственные практики, тренинги, сунервизия, единицей работы в которых является выбор и решение проблемной ситуации.
Имитационная и социально-обучающая модели составляют суть инновационной стратегии образования и способствуют формированию структурных элементов деятельности, которые, по сути, являются общепрофессиональными компетенциями (целеполагание, планирование, регулятивные, коммуникативные и рефлексивные компетенции), а также «запускают» механизмы взаимного влияния и личностного развития в совместно-распределенной деятельности. К. Левин утверждал, что большинство продуктивных изменений в установках и поведении людей легче осуществляются в групповом, а не в индивидуальном контексте. Это подтверждает необходимость использования интерактивных методов обучения.
Используя имитационные интерактивные технологии как способ познания, осуществляемый в совместной деятельности, мы создаем условия для множественных выборов личности в ситуациях интенсивного взаимодействия: Как действовать? Каким быть? Как выразить?
Интерактивные технологии содействуют более глубокому пониманию учебного материала, развитию навыков комплексного решения проблем, установлению диалога и полилога всех участников учебного процесса, развитию навыков групповой работы, формированию универсальных социальных компетенций взаимодействия.
К интерактивным технологиям относятся дискуссионные, игровые и тренинговые технологии, представляющие собой целенаправленную специально организованную групповую и межгрупповую деятельность с наличием «обратной связи» между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции образовательного процесса и индивидуального стиля общения на основе рефлексивного анализа «здесь» и «сейчас». Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого опыта, в рамках которого обучаемые побуждаются к самостоятельному поиску знания и понимания разнообразными игротехническими средствами.
Реализация комнетентностного подхода в образовании вносит изменения в образовательный процесс, создает новый тин отношений сотворчества между преподавателем и студентами. Условиями формирования нового типа отношений являются психологическая грамотность педагога, его коммуникативная, перцептивная, игротехническая компетентности, гибкость мышления, способность к сотрудничеству и трансляции помогающих отношений, способствующих обмену опытом, выработке собственного отношения к различным жизненным и профессиональным ситуациям и способам действия в них. Использование интерактивных технологий обучения существенно меняет роль преподавателя, которая состоит в организации взаимодействия обучающихся, создании условий для проявления инициативы, творческого поиска, соблюдения законов сотрудничества, эмоционально окрашенного безопасного общения участников. Таким образом, важной задачей становится создание условий для актуализации потребности в развитии и самосовершенствовании личности педагога, преподавателя.
Сегодня инновационная деятельность в образовании рассматривается не только как фактор повышения его качества и эффективности, но и как фактор повышения спроса на образовательные услуги и изменения мотивационной готовности населения к непрерывному образованию. Главная роль в достижении целей образования отводится педагогу, от профессионального мастерства, творческого потенциала, инновационности которого зависит итог модернизации образования.
В методическом пособии представлены история возникновения и современное многообразие технологий игрового моделирования, их специфика, функции, принципы и условия применения в образовательном процессе, описываются методические требования к подготовке и реализации интерактивных технологий.
Изучение представленного материала позволит:
знать
- • специфику психического функционирования человека с учетом возрастного развития и факторов риска;
- • приемы комплексного профессионального воздействия на личность с целью гармонизации психического функционирования человека и оказания педагогической помощи в различных учебных ситуациях;
уметь
- • разрабатывать деловые, ролевые, имитационные игры с учетом конкретного содержания образования и уместно применять интерактивные методы, способы и формы организации образовательной деятельности обучающихся;
- • устанавливать контакт, выбирать адекватные способы общения и взаимодействия;
- • подбирать методы работы, учитывая уровень подготовки обучающихся и уровень развития группы;
владеть навыками
- • организации коллективно-распределенных видов деятельности, командной работы;
- • организации обратной связи, эмоциональной регуляции и саморегуляции;
- • рефлексивного анализа и самоанализа.
Владение интерактивными технологиями, погружающими педагога и обучающихся в активное, межличностное, диалоговое взаимодействие, способствуют достижению не только учебных целей. Главным результатом их качественного, умелого использования является компетентная развивающаяся и самоопределяющаяся личность и педагога, и школьника, и студента.