Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лекция 2. Содержание образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В концепции структуры и содержания общего среднего образования, принятой в 2000 году на Всероссийском совещании работников образования, главная цель общего образования сформулирована следующим образом: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах… Читать ещё >

Лекция 2. Содержание образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие содержания образования. Цели содержания образования и содержания обучения Содержанием образования принято называть систему научных знаний, навыков и умений, которые дают возможность личности разносторонне развиваться, и обеспечивают подготовку личности к труду и общественной жизни.

В каждую эпоху содержание образования формируется в соответствии с целями образования, которые определяются социальным строем общества, и имеют определенную структуру.

Образование представляет собой прогрессивную линию движения человека в течение всей его жизни. Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.

В концепции структуры и содержания общего среднего образования, принятой в 2000 году на Всероссийском совещании работников образования, главная цель общего образования сформулирована следующим образом: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

В национальной доктрине образования в Российской федерации на период до 2025 г. сформулированы стратегические цели образования, тесно связанные с проблемами развития общества:

  • · преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
  • · восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
  • · создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Решение задач образования обеспечивается через систему обучения. Вместе с тем существует проблема соотношения между самими понятиями «образование» и «обучение». Содержание образования является более широким понятием по сравнению с содержанием обучения. Если цель образования — разностороннее и гармоничное развитие личности и подготовка молодого поколения к активной жизни и деятельности, то цель обучения уже конкретнее: усвоение учащимися общеобразовательных знаний, формирование способов деятельности, научного мировоззрения.

Структура содержания образования. Факторы, влияющие на формирование содержания образования Видение структуры содержания образования рождается в процессе исследования понятия «содержание образования». Ю. К. Бабанский определяет это понятие следующим образом: «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду».

Здесь в содержание образования включаются все элементы социального опыта, накопленного человечеством.

В.С. Леднев считает, содержание образования необходимо анализировать как целостную систему и дает следующее определение: «содержание образования — это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность».

В.С. Леднев выделил факторы, оказывающие влияние на набор структурных компонентов образования и их взаимосвязь. Структуру содержания образования в целом определяют:

  • · факторы глобального уровня, на основании которых образование делится на основные отрасли и последовательные ступени;
  • · факторы, определяющие структуру содержания общего, политехнического и специального образования; с учетом их градации на теоретическую и практическую части;
  • · факторы содержания образования в общей школе;
  • · факторы содержания образования в специальных учебных заведениях — профессионально-технических училищах, средних и высших специальных учебных заведениях;
  • · факторы, определяющие содержание отдельных учебных курсов, отдельных видов практик и учебных проектов.

В педагогической науке существуют различные дидактические теории, влияющие на формирование содержания образования. Например, дидактический энциклопедизм, дидактический формализм, дидактический утилитаризм, функциональный материализм и др.

Примеры структуры содержания образования Рассмотрим структуру содержания образования, реализуемую в общеобразовательном учреждении. На основе анализа социального опыта И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин выделяют четыре типа элементов содержания образования.

  • 1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся естественнонаучной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Это не только факты повседневной действительности, законы науки, теории, но и оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в данном обществе.
  • 2. Система умений и навыков, то есть опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера.
  • 3. Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Творческое преобразование действительности предполагает:
    • · самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
    • · видение новой проблемы в знакомой ситуации;
    • · видение новой функции объекта;
    • · самостоятельное комбинирование известных способов деятельности и новых;
    • · видение структуры объекта;
    • · видение возможных решений данной проблемы (альтернативное мышление);
    • · нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных.
  • 4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности.

Структура содержания образования И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина отражает общепринятое понимание образования как усвоение учащимися социального опыта прошлого, накопленного человечеством. Такое видение структуры содержания образования сегодня вступает в противоречие с потребностью подрастающего поколения в самореализации, в достижении собственных целей.

Противоречие позволяет разрешить эвристическое образование, предлагаемое А. В. Хуторским. Структура содержания эвристического образования А. В. Хуторского содержит следующие компоненты.

  • 1. Образовательная среда, обеспечивающая условия для создания каждым учеником собственного содержания образования.
  • 2. Образовательный продукт, который формируется каждым учеником в ходе изучения фундаментального образовательного объекта.
  • 3. Базовое культурно-историческое образование.
  • 4. Деятельностное образование, имеющее два источника:
  • 1) рефлексивно выявленные и зафиксированные учеником способы его собственной образовательной деятельности;
  • 2) общенаучные и частнопредметные способы деятельности, установленные образовательными стандартами в качестве обязательных для усвоения.
  • 5. Предметное образование — базовое содержание учебных дисциплин, сконцентрированное вокруг фундаментальных образовательных объектов и обеспечивающее базовый уровень знаний, зафиксированный государственными образовательными стандартами.
  • 6. Метапредметное эвристическое образование, к которому относится усвоение таких, например, понятий, как «пространство», «время», «движение», «закон», «теория», «гипотеза» и др.
  • 7. Рефлексивно проявленное и обобщенное эвристическое образование.

Центральным объектом эвристического образования является деятельность самого образовывающегося человека. Содержание эвристического образования позволяет разрешить проблему самоактуализации личности.

Существуют и другие подходы и теории, касающиеся конструирования содержания образования. Например, М. Н. Скаткин и В. В. Краевский разработали теорию содержания образования на основе системно-деятельностного подхода; Д. Брунер — теорию содержания образования, построенную на основе структурного подхода, С. Б. Блум — на основе таксономии целей обучения.

Принципы и критерии отбора содержания образования Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы. К решению данной проблемы нет однозначного подхода. Б. Т. Лихачев выделяет две группы принципов формирования содержания образования: общеметодологические и специальные.

К общеметодологическим принципам относятся:

  • · образовательный характер учебного материала;
  • · гражданская и гуманистическая направленность содержания;
  • · связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе;
  • · основообразующий и системообразующий характер учебного материала;
  • · интегративность изучаемых курсов;
  • · гуманитарно-этическая направленность содержания образования;
  • · взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;
  • · эстетические аспекты содержания образования.

К специальным принципам формирования содержания общего среднего образования относятся:

  • а) принципы формирования содержания предметов науки:
    • · соотнесение учебного материала с с уровнем развития современной науки;
    • · политехнизм;
    • · единство и противоположность логики науки и учебного предмета;
  • б) принципы формирования содержания общего среднего образования в области искусства:
    • · единство идейного содержания и художественной формы;
    • · гармоничное культурное развитие личности;
    • · идейная общность и взаимосвязь искусств;
    • · учет возрастных особенностей;
  • в) принципы формирования содержания общего среднего образования в области трудового обучения:
    • · общественно-экономическая целесообразность и необходимость детского труда, его включенность в производственную деятельность;
    • · связь труда с наукой;
    • · соответствие детского труда требованиям современных профессий.

Наряду с принципами отбора содержания образования Ю. К. Бабанский разработал систему критериев, необходимых для осуществления процедур отбора:

  • 1. Целостное отражение в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности.
  • 2. Высокая научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук.
  • 3. Соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста.
  • 4. Соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение данного предмета.
  • 5. Учет международного опыта построения содержания среднего образования.
  • 6. Соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Рассматривая проблему критериев отбора содержания образования, следует обратить внимание на то, что при одном и том же содержании обучения люди получают разный уровень образования. Содержание образования определяет тот уровень развития личности, предметной и социальной компетентности человека, который формируется в процессе выполнения учебно-познавательной деятельности, и может быть зафиксирован как результат на данный момент времени.

Вопросы для самопроверки.

  • 1. Что принято понимать под содержанием образования?
  • 2. Какие факторы детерминируют формирование содержания образования?
  • 3. В чем заключается главная цель современного общего образования?
  • 4. Расскажите о сходстве и отличиях в структуре содержания образования И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и структуре эвристического образования А. В. Хуторского?
  • 5. Расскажите о принципах отбора содержания образования?
  • 6. Расскажите о критериях отбора содержания образования?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой