Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стоит заметить, что в младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и впечатлительны. Они всячески стремятся проявить свои эмоции и чувства. Дети в таком возрасте легко впитывают эмоции окружающих людей. Они также легко переключаются с одной эмоции на другую: с положительной на отрицательную и наоборот. В процессе формирования познавательных интересов эмоции у младших школьников в результате… Читать ещё >

Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как только ребенок приходит первый раз в школу, он начинает узнавать новый вид деятельности — учебную деятельность. Этот этап в жизни ребенка отличается от предыдущего. Например, в саду ребенок большое внимание уделял игровой деятельности, а в школе ребенок должен осознавать, что учебная деятельность важна не только для него самого, но и для окружающих. После садика ребенок хочет узнать что-то новое, у него очень высокая мотивация учения, и он хочет учиться. Отечественные психологи определяют это новое личностное образование как «внутреннюю позицию школьника». Она заключается в желании посещать школу, собирать портфель, делать домашнее задание, включиться в новую деятельность учения, занять новое положение среди окружающих.

Стоит подчеркнуть, что мотивы бывают разной степени осознанности. Например, ребенок не всегда может объяснить: почему он поступил так, а не иначе. То есть ребенок не понимает, что вынудило его поступить таким образом, и не понимает какие последствия влечет его поведение.

Дети в младшем школьном возрасте часто действуют неосознанно. Они поступают по образцу. Например, один мальчик проявил интерес к футболу и записался на секцию. Его одноклассник тоже решил последовать его примеру. Все это доказывает лишь то, что детям легко что-то внушить и они подражаемы. В такие моменты некоторые дети действуют даже неосознанно. И на вопрос «Почему ты это сделал?», мы можем услышать ответ «Потому что все мои одноклассники так делают» .

Эмоции также играют большую роль. Ребенок может совершить какоелибо действие, если его переполняют эмоции, даже не подумав. Он не осознает, как подумают другие: учитель и весь класс. Например, Вася тыкает ручкой в Петю. Петя может отреагировать так, что встанет и набросится на Васю с кулаками прямо во время урока.

М.В. Матюхина, в своей работе «Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте» [7], выделяла два вида мотивов: близкие (которые связаны с настоящем) и отдаленные (которые связаны с будущим). Она также утверждала, что младшему школьнику характерны близкие мотивы, которые связаны с настоящими событиями. То есть ребенок всегда живет «сегодняшним днем». Было проведено исследование, где дети писали свои желания и срок их исполнения. И почти все желания должны были исполниться сейчас, сегодня, очень редко указывали — черед неделю.

Цепочка близких мотивов формирует отдаленный мотив. Например, ребенок решил стать отличником, а до этого он получал только тройки. И соответственно он выстраивает ряд мотивов, которые ведут за собой отдаленный мотив. Сначала он получает четверки, и только потом пятерки. Очень важно, чтобы ребенок видел результат, чтобы он видел, что у него все получается.

Также М. В. Матюхина отличала личные и общественные мотивы [6]. Личные мотивы, как правило, направлены на удовлетворение личных потребностей ученика: на похвалу, на хорошую оценку. Они направлены на то, чтобы удовлетворить и сделать лучше свою жизнь. Общественные мотивы связаны с заботой об окружающих и на удовлетворение их потребностей. Очень часто младшие школьники помогают своим родителям, бабушкам и дедушкам для того, чтобы облегчить им жизнь.

К концу дошкольного возраста все мотивы ребенка складываются в иерархию. Происходит соподчинение мотивов. Ребенок выделяет для себя главные и второстепенные мотивы, которые формируют саму личность ребенка.

Почти все дети с дошкольного возраста хотят подражать и быть похожими на взрослых. Например, в ролевых играх, дети берут на себя обязанности взрослого, проявляют некую самостоятельность, преодолевают трудности. Такие действия создают идеал человека, на которого хочет походить младший школьник.

Дети также очень хотят ладить со взрослыми, то есть они стремятся установить с ними теплые отношения. Нередко дети хотят услышать похвалу от взрослого, и даже заслужить его одобрение, что показывает то, что для ребенка важно мнение взрослого. Ребенок не хочет огорчать взрослого, в основном своих родителей, и стремится выполнять все правила, которые установил взрослый.

В школе ребенку приходится трудно, так как в садике воспитатель не оценивал его знания, а родители не ждали от своего ребенка хороших оценок. Взрослые начинают разговаривать с ребенком по-другому: учитель оценивает знания, родители следят за успеваемостью. Ребенок не сразу привыкает к такому изменению.

Нередко младшие школьники хотят походить на «успешных» одноклассников. Они пытаются привлечь их внимание, подружиться с ними. Главная задача учителя — это сделать так, чтобы все дети чувствовали себя важными составляющими своего класса, чтобы не было учеников-изгоев, чтобы в классе была гармония и позитивная атмосфера.

В младшем школьном возрасте ребенок также должен осознать суть нравственных мотивов: что можно делать, что нельзя и так далее. Ребенок осознает, что такое долг. На начальных этапах дети ассоциируют долг со словом «надо». Если ребенок поступает как надо, то это влечет за собой положительные эмоции, ребенок рад, что поступил правильно; и наоборот — если ребенок совершил плохой поступок, а именно сделал то, что нельзя было делать, то это сопровождается чувством вины и угрызением совести. Это все при том, что у детей развито чувство долга.

Нередко возникают случаи, когда взрослый наказывает ребенка, так и не разобравшись с мотивом поведения. Нельзя просто наказывать ребенка. Важно знать: почему он так поступил? Может ребенок отстаивал свою позицию? Если учитель наказывает ребенка, вкладывая в его поведение другой смысл, это не значит, что его наказание будет достигнет своей цели.

Теперь хотелось бы отметить положительные и отрицательные стороны мотивации учения младшего школьника и ее развитие.

Положительную мотивацию характеризует желание учиться, ходить в школу, встречаться со своими одноклассниками, удовлетворение своих интересов, а как известно, школьная программа не всегда может удовлетворить интересы школьника, и даже не всегда учитывается в творческих играх. Стоит также обратить внимание на то, что младшие школьники проявляют любознательность практически ко всему. Это говорит об умственной активности ребенка, о том, что ребенок стремится узнать много нового и незнакомого. Также для благоприятного усвоения мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться, детям необходима помощь учителя. В младшем школьном возрасте учитель является авторитетом для детей. Дети стремятся выполнять все поручения учителя, они хотят радовать его своими хорошими оценками, хвастаются хорошей успеваемостью, а также боятся огорчить или разочаровать своего учителя.

Теперь хотелось бы отметить негативные стороны мотивации учения, которые мешают школьнику учиться.

  • · Недостаточно действенные интересы (такие интересы, как правило, не в состоянии долго поддерживать учебную деятельность школьника);
  • · Неустойчивость интересов (интересы быстро меняются и ребенку становится скучно при выполнении некоторых заданий, от которых раньше он получал удовольствие);
  • · Мало осознанные интересы (ученик не всегда понимает, что именно ему нравится, а что нет, и соответственно, не может изложить свои мысли учителю);
  • · Слабо обобщенные интересы (ученик обобщает интересы на основе внешних признаков, не разбирая при этом сходства интересов);
  • · Ученик заинтересован на результат, а не на сам процесс учебной деятельности;
  • · Избегание трудностей. Не все дети проявляют интерес к преодолению трудностей. Порой в этом заключается ошибка учителя. Учитель должен научить детей преодолевать трудности, а не избегать их.

Все эти факторы ведут к тому, что ребенок недостаточно заинтересован к учебной деятельности. Это также говорит о том, что для ребенка процесс учения является просто долгом, он не получает должного удовольствия от школы и не способен обогатить свои знания, не способен к проявлению и раскрытию своих способностей.

Ученые проследили изменение мотивов учения у детей с первого по третий класс, и обратили внимание на то, что вначале у детей преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (школьная форма, процесс собирания портфеля, общение с одноклассниками на перемене), затем появляется интерес к первым результатам учебного труда (к красиво написанным словам, цифрам) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее — к способам добывания знаний.

Следует заметить, что познавательные мотивы меняются. Сначала младшие школьники проявляют интерес к отдельным вещам, отдельным фактам, и только потом понимают закономерность, к которой начинают проявлять интерес. Психологи доказали, что уже в середине младшего школьного возраста может проявится интерес к добыванию информации и получению знаний. Младшие школьники также обладают мотивом самообразования. Дети хотят найти дополнительную информацию по теме, или, например, на уроке литературы они прочитали отрывок из текста, который им понравился, и дети решили прочитать произведение полностью.

Социальные мотивы также изменяются. Если в самом начале ребенок только хотел получить похвалу учителя, услышать одобрение родителей, то с возрастом ребенок начинает понимать, что он учится для себя, для того, чтобы обогатить свои знания, чтобы развить способности, и применить потом свои знания на практике. Как только ребенок пришел в школу, он относится к учителю в целом доброжелательное и доверчиво, но его также могут расстроить плохие оценки и ругань учителя. В первом классе ребенок уже начинает понимать, что хочет быть важной частью коллектива, и хочет добиться уважения среди сверстников.

К сожалению, положительное отношение к школе, и к самой учебной деятельности, немного снижается к концу начальной школы. Психологи проанализировали и пришли к выводу, что интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся плавно возрастает в I-II классах и резко снижается в III классе. Как показал анализ, снижение интереса происходит более заметно именно там, где активность ученика несла подражательный характер, где дети делали одно и то же, и где у детей не было шанса проявить свои творческие способности. Было доказано, что ученикам III класса больше всего не нравится пересказывать тексы, списывать упражнение с доски, учить наизусть стихотворения; Они предпочитают самостоятельно решать примеры и задачи, наблюдать за явлениями природы, лепить, рисовать. Другими словами, ученики начальных классов проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность проявить самостоятельность и инициативу. Уже в третьем классе дети начинают проявлять интерес к преодолению трудностей и любят решать белее трудные задания.

Психологи пришли к выводу, что у детей снижается интерес к учебной деятельности из-за злоупотребления учителем плохой отметкой. Когда ребенок получает плохую оценку, у него не только пропадает желание учиться, он также перестает верить в свои силы и считает, что он не сможет добиться хороших результатов в школе.

Стоить обратить внимание на то, что учитель не виноват к общему снижению уровня мотивации в классе. Если раньше детям было интересно ходить в школу, то к третьему классу дети потеряли к этому интерес, так как они уже удовлетворили интерес и поняли, какого ходить в школу и быть учеником. У детей просто пропадает интерес в силу того, что они уже узнали что-то новое и удовлетворили свое любопытство. Во втором классе, ученика уже надо заинтересовать в учебной деятельности. Учитель должен создать такую атмосферу, чтобы детям было интересно добывать знания, чтобы сам процесс учения стал интересным и увлекательным. Если у преподавателя получится создать такую атмосферу, то общая мотивация у младших школьников не снизится.

Цель учебной деятельности для младших школьников играет важную роль. Она показывает, что:

  • · Школьник принимает цель, которую ставит перед ним учитель (от этого зависит то, как ученик ведет себя, согласно правилам и установкам, которые задает учитель);
  • · Школьник понимает значимость и последовательность целей не только на уроке, но и во время самостоятельного планирования своего свободного времени;
  • · Школьник формирует для себя цепочку целей, которая приведет его к той цели, которую задал учитель. То есть он двигается к намеченной цели поэтапно.

Если ученик не внимателен на уроках, то он будет не в состоянии правильно выстроить цепочку целей на долгий срок. Когда ученик не в состоянии сопоставить свои цели, ведущие к цели, заданную учителем, со своими способностями, это может привести к снижению мотивации учения и потерю интереса к учебной деятельности в целом. Процесс целеформирования недостаточно осознается, если ученик просто подчиняется цели, которую наметил учитель. Дети в начальной школе с трудом усваивает причинно-следственные отношения, они могут спутать причину со следствием.

Суть процесса целеформирования у младших школьников показали при анализе волевого поведения первоклассников.

Слабость процесса целеформирования, неумение выполнять требования учителя рассматриваются как причины отрицательного отношения ученика к учебной деятельности и к школе. Для того, чтобы избежать этого, учитель должен ставить перед детьми такие цели, которые они способны будут выполнить, которые будут соответствовать возможностям учеников, при этом помогая в достижении поставленных целей. Нельзя игнорировать игровые ситуации в учебной деятельности, где у детей развиваются способности к постановке цели и ее достижении.

Эмоции младших школьников играют важное мотивационное значение. Как только дети первый раз идут в школу, как только получают хорошие отметки, у детей появляется положительная мотивация. Эмоции у младших школьников уже сдержаннее, чем эмоции у дошкольников, так как школьник должен держать свои эмоции под контролем, так как его поведение должно соответствовать правилам, установленными в школе. Положительная мотивация возрастает тогда, когда ученик понимает, что справляется со школьной программой, когда видит, что его хвалят и у него получается учиться все лучше и лучше.

Стоит заметить, что в младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и впечатлительны. Они всячески стремятся проявить свои эмоции и чувства. Дети в таком возрасте легко впитывают эмоции окружающих людей. Они также легко переключаются с одной эмоции на другую: с положительной на отрицательную и наоборот. В процессе формирования познавательных интересов эмоции у младших школьников в результате учебной деятельности меняются в сторону их содержательности и устойчивости. мотивация школьный английский способность Актуализации эмоций в младшем школьном возрасте способствуют дидактические игры, которые эмоционально захватывают ученика и стимулируют постановку им самостоятельных целей в учении.

В.Л. Сухомлинский утверждал, что необходимо формировать эмоции в этом возрасте, так как недостатки эмоционального воспитания труднее восполнить, чем недочеты в умственном развитии.

Это все говорит о том, что мотивационная сфера в младшем школьном возрасте сильно перестраивается. К концу младшего школьного возраста у учеников нужно формировать, в первую очередь, учебно-познавательный мотив — интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Это необходимо для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в средней школе.

Если организовать у детей деятельность наблюдения, мыслительную деятельность, то в этих условиях обучения у них сформируется внутреннее побуждение к учебной деятельности. Дети будут учиться не ради оценок, которые минимизированы в экспериментальных классах, а из стремления к знанию. Дети будут стремиться к новым знаниям, они будут получать удовольствие от поиска информации, от выполнения трудных заданий, от нелегкой умственной работы. Учение перестает быть скучным и становится захватывающим коллективным процессом познания, который протекает в обстановке дружной работы класса, в обстановке непринужденности и в то же время высокой дисциплины, которая создастся уважением к товарищам, увлеченностью процессом познания и интенсивной занятостью детей на уроках.

Таким образом, очень важно сформировать позитивную мотивацию именно в младшем школьном возрасте, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Главное содержание мотивации в этом возрасте — научиться учиться. Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой