Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ физичСского воспитания: история ΠΈ соврСмСнноС состояниС

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Анализ спСцифики модусов ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Ρ‹ бытия Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° (Π‘. Π“. ΠΠ½Π°Π½ΡŒΠ΅Π², А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π², Π’. И. Π‘Π»ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ Π΄Ρ€.), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ сущности возникновСния ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ проявлСний физичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ (Π›. П. ΠœΠ°Ρ‚Π²Π΅Π΅Π², Π“. Π“. Наталов, И. И. Π‘ΡƒΠ»Π΅ΠΉΠΌΠ°Π½ΠΎΠ² ΠΈ Π΄Ρ€.) ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ» Π½Π°ΠΌ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ мноТСство ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ физичСского воспитания задаСтся ΠΈΡ… Π°Π½Ρ‚ропологичСской ΠΈ ΠΎΠ½Ρ‚ологичСской… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ физичСского воспитания: история ΠΈ соврСмСнноС состояниС (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠœΠΎΠ΄Π΅Ρ€Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ физичСского воспитания Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠ³ΠΎ понимания историчСских Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΉ развития физичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, Π²ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ Π΅Π³ΠΎ соврСмСнного развития ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ пСрспСктивныС Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ обоснованной рСконструкции слоТившСйся систСмы.

ΠŸΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ любой Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ процСсс накоплСния Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… пСрСплСтаСтся с Ρ‚СндСнциями ΠΊ ΠΈΡ… Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ (Π‘. М. ΠšΠ΅Π΄Ρ€ΠΎΠ², Π“. М. Π”ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ² ΠΈ Π΄Ρ€.), Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ся сСгодня пСриодизациях развития Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΎ Ρ„изичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π΅ ΠΈ Ρ„изичСском воспитании Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ с Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ отклонСниями Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ этапы: эмпиричСский, аналитичСский ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΡΡ‚ичСский (П. Π€. ЛСсгафт, Π›. ΠšΡƒΠ½, Π“. Π“. Наталов, Н. И. ΠŸΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ°Ρ€Π΅Π² ΠΈ Π΄Ρ€.).

Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΠ²ΡˆΠ΅ΠΉΡΡ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… странах Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ XX Π². ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ физичСского воспитания, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ»Π½ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ Ρ‚Ρ€ΠΈ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… вопроса [122], ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎ ΡΠΈΡ… ΠΏΠΎΡ€ Π½Π΅ Π½Π°ΡˆΠ»ΠΈ своСго ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ.

  • 1. Π’ Ρ‡Π΅ΠΌ спСцифика физичСского воспитания — Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ физичСского Π² Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· физичСскоС?
  • 2. На Ρ‡Π΅ΠΌ ΡΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΡ‚ΠΎΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ — Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π΅Π³ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ?
  • 3. Π§Π΅ΠΌΡƒ ΠΎΡ‚Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ воспитания Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ физичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ — ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ гимнастичСским упраТнСниям ΠΈΠ»ΠΈ спорту?

БущностныС измСнСния Π² Ρ„илософии образования Π½Π° Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΅ XXI Π²., ΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΠ²ΡˆΠ°ΡΡΡ гуманистичСская ориСнтация обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ прагматичСского ΠΏΠ»ΡŽΡ€Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ° с Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅Ρ‚ Π½ΠΈΡ‡Π΅Π³ΠΎ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π³ΠΎ ΠΈ Π»ΡŽΠ±Π°Ρ систСма, тСхнология, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ свои ограничСния, Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ Π² Ρ„изичСском воспитании вопросы: «Π—Π°Ρ‡Π΅ΠΌ, ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ?»

Π˜ΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π½Π° ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½Ρ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ (П. Π€. ЛСсгафт, Π›. ΠšΡƒΠ½, Π“. Π“. Наталов ΠΈ Π΄Ρ€.) ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ (Π’. М. Π’Ρ‹Π΄Ρ€ΠΈΠ½, А. Π’. Π›ΠΎΡ‚ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΊΠΎ ΠΈ Π΄Ρ€.) развития физичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ Ρ„изичСского воспитания Π½Π΅ Π²ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ влияния общСствСнно-историчСского Ρ‚ΠΈΠΏΠ° мировоззрСния Π½Π° Ρ†Π΅Π»ΠΈ, содСрТаниС ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ взаимодСйствия ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ Π΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² Π½Π° ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ вопросы.

ΠžΠΏΡ‹Ρ‚ систСматизации Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈ Ρ„илософии образования, согласно И. Π“. Π€ΠΎΠΌΠΈΡ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ [181], ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Ρ‚Ρ€ΠΈ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… направлСния, Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ историчСский (И. М. ΠšΠ°Π½Ρ‚ΠΎΡ€, А. М. Π“Π°Π»ΠΎΠ³ΡƒΠ·ΠΎΠ²Π° ΠΈ Π΄Ρ€.), пСдагогичСский (Н. А. АлСксССв, Π’. И. Загвязинский, Π­. Π€. Π—Π΅Π΅Ρ€ ΠΈ Π΄Ρ€.) ΠΈ Ρ„илософско-мСтодологичСский (П. Π‘. Π“ΡƒΡ€Π΅Π²ΠΈΡ‡, Π›. А. БСляСва, И. Π“. Π€ΠΎΠΌΠΈΡ‡Π΅Π²Π°) ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹.

Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ пСриодизация прСдставлСна Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ И. М. ΠšΠ°Π½Ρ‚ΠΎΡ€ [69], Π³Π΄Π΅ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½Ρ‹ Ρ‚Ρ€ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ пСдагогичСских понятий: дворянский, Π½Π°Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΉ, совСтский.

Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ пСдагогичСской систСматизации ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго ΠΊΠ»Π°Π΄ΡƒΡ‚ различия Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ.

Π’Π°ΠΊ, Н. А. АлСксССв [2] считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ исслСдоватСлСй Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π΄Π²Π΅ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ образования: ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ. Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ рассматриваСтся ΠΏΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ с ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠΌ познанания, Π° ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствСнно проСктируСтся (ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ Π΄ΠΎ ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π° Π΅Π³ΠΎ содСрТания ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ², срСдств) ΠΈ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚вляСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠ²Π°Π·ΠΈΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠ°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Личностная ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ° сосрСдотачиваСтся прСимущСствСнно Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ личностного ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° учащСгося Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ самобытности, ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ВсС ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… систСм Н. А. АлСксССв раздСляСт Π½Π° Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹, основаниями для выдСлСния ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… слуТат личностная ΠΈΠ»ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π½Π°Ρ ориСнтация ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΈΡ… ΠΌΠ΅Ρ‚одологичСской проработанности: ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ.

Богласно Π­. Π€. Π—Π΅Π΅Ρ€Ρƒ [66], ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€ΠΈ основных ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ образования: ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ, Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎ-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ, личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ. Π¦Π΅Π»Π΅Π²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€Π°ΠΌΠΈ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², основ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ мировоззрСния, всСстороннСС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ учащихся, воспитаниС ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… людСй. Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Π°Ρ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ° смСщаСт Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… способов умствСнных ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСских дСйствий, способностСй ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π², ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ практичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ»ΡŽΠ±ΠΈΡ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠΉ нравствСнности. Личностная ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ° ΠΎΡ‚Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Ρ‹ ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ личности ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ, Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… способностСй, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… дСйствий, ΠΎΠΏΠΎΡ€Π΅ Π½Π° ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ, психологичСскоС сопровоТдСниС образования ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ личности.

Π’. И. Загвязинский [54] выдСляСт нСсколько ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠ΅: ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ, личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ; ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ.

ΠžΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΎ-философский ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Ρ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ П. Π‘. Π“ΡƒΡ€Π΅Π²ΠΈΡ‡Π° ΠΈ Π›. А. БСляСвой Π² Ρ„илософско-мСтодологичСском ΠΏΠ»Π°Π½Π΅, И. Π“. Π€ΠΎΠΌΠΈΡ‡Π΅Π²Π° [180] Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ описала Ρ‚Π΅ΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ, Π½Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈ Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ пСдагогичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Ρ†Π΅Π»Π΅Π²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°ΠΌΠΈ ΠΈΡ… Π΄ΠΎΡΡ‚иТСния. И Π΅ΡΠ»ΠΈ «Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ тСоцСнтричСской ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ являСтся воспитаниС личности, ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΊ Π±ΠΎΠ³Ρƒ, Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚ричСской — воспитаниС ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ, вострСбованного общСством Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Ρ‚ΠΎ Π² Π½Π°Ρ‚уроцСнтричСской ΠΈ Π°Π½Ρ‚ропоцСнтричСской модСлях Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ ΡΠΌΠ΅Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Ρƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°: Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ — ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Ρ‹Π² „слСдования Π·Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°“, Π° Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ — ΠΊΠ°ΠΊ созданиС условий для развития ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ия ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π½Π΅ΠΏΠΎΠ²Ρ‚оримости Π΅Π³ΠΎ личностного ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»Π°» [180].

Развивая ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ Π›. А. БСляСвой, П. Π‘. Π“ΡƒΡ€Π΅Π²ΠΈΡ‡Π°, Π’. И. Загвязинского, И. Π“. Π€ΠΎΠΌΠΈΡ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ физичСского воспитания ΠΊΠ°ΠΊ спСцифичСской сфСрС ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ СстСствСннонаучных ΠΈ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹Ρ… основ чСловСковСдСния, ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΌΠΎΡ‰Π½Ρ‹ΠΌ «Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΡ‚ворчСским ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ», ΠΌΡ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΡƒ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ пСдагогичСских ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ физичСского воспитания Π² Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΎ-пСдагогичСском ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½ΠΎΠΌ аспСктах.

Богласно П. Π‘. Π“ΡƒΡ€Π΅Π²ΠΈΡ‡Ρƒ любой Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ осмыслСн, ΠΏΠΎ-Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΌΡƒ, двояким способом: Π»ΠΈΠ±ΠΎ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· сопоставлСниС Π΅Π³ΠΎ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ сущСствами ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ, Π»ΠΈΠ±ΠΎ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· раскрытиС Π΅Π³ΠΎ собствСнной ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹. Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° «ΠΈΠ·Π²Π½Π΅» ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ истолкованиС Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΡƒΠΌΠ° (ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹), ΠΏΡ€ΠΈΠ±Π»ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π΅Π³ΠΎ Ρ‚Π°ΠΉΠ½Π΅ «ΠΈΠ·Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ» сопряТСно с ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ модусов Π΅Π³ΠΎ бытия (тСлСсного ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π²ΠΎΠ»ΡΡ‰Π΅Π³ΠΎ) [43. Π‘. 5].

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ физичСского воспитания.

Рис. 1. ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ физичСского воспитания.

Анализ спСцифики модусов ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄Ρ‹ бытия Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° (Π‘. Π“. ΠΠ½Π°Π½ΡŒΠ΅Π², А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π², Π’. И. Π‘Π»ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ Π΄Ρ€.), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ сущности возникновСния ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ проявлСний физичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ (Π›. П. ΠœΠ°Ρ‚Π²Π΅Π΅Π², Π“. Π“. Наталов, И. И. Π‘ΡƒΠ»Π΅ΠΉΠΌΠ°Π½ΠΎΠ² ΠΈ Π΄Ρ€.) ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ» Π½Π°ΠΌ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ мноТСство ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ физичСского воспитания задаСтся ΠΈΡ… Π°Π½Ρ‚ропологичСской ΠΈ ΠΎΠ½Ρ‚ологичСской ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ, Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ сочСтаниСм Π΄Π²ΡƒΡ… взаимосвязанных ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π²Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ²: «Ρ‚Π΅Π»ΠΎ — Π΄ΡƒΡ…» ΠΈ «ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° — ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°». ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ Π²Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ модусы чСловСчСской Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ Сдинства ΠΈ Π½Π΅Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΅Π³ΠΎ тСлСсных (ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄) ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… (Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ) свойств; Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ — срСду бытия Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°: Π΅ΡΡ‚Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ (ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π°) ΠΈ ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ (ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°) (рис. 1).

Π’Ρ‹ΡˆΠ΅ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΎ Π½Π°ΠΌ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅ пСдагогичСскиС ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ физичСского воспитания: ΠΎΠ·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ, личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ, спортивно-Ρ€Π΅ΠΊΡ€Π΅Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ, Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠΏΠΎ Ρ†Π΅Π»Π΅Π²Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€Π°ΠΌ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°ΠΌ достиТСния Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ [110].

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ