Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принцип региональности как основа осуществления связи преподавания химии с жизнью: На примере факультативного курса «Химия минералов»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существующая практика школьного обучения химии в школах Республики Саха (Якутия) свидетельствует о недостаточной связи изучения химии с жизнью. В результате изучаемый материал становится отдаленным от жизни учащихся, приобретает для них абстрактный характер. Возникает противоречие между необходимостью реализации связи изучения предмета с жизнью и недостаточностью отражения этих связей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты проблемы осуществления связи преподавания химии с жизнью в школьном курсе химии
    • 1. 1. Отражение принципа связи обучения с жизнью в методической литературе
    • 1. 2. Принцип региональности как основа осуществления связи химии с жизнью
    • 1. 3. Роль факультативных курсов в реализации идеи связи преподавания химии с жизнью
  • Выводы по I главе
  • Глава 2. Построение содержания и методика изучения факультативного курса «Химия минералов»
    • 2. 1. Критерии отбора и обоснование содержания факультативного курса «Химия мийералов»
    • 2. 2. Структурирование содержания факультативного курса «Химия минералов»
    • 2. 3. Связь содержания факультатива с основным курсом химии и с другими предметами
    • 2. 4. Изучение понятий факультативного курса «Химия минералов»
  • Выводы по II главе
  • Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности использования факультативного курса «Химия минералов»
    • 3. 1. Организация и методика проведения экспериментального обучения факультативного курса «Химия минералов»
    • 3. 2. Изучение развития познавательного интереса учащихся на факультативном курсе «Химия минералов»
    • 97.
  • Выводы по III главе. № 2л л: л

Принцип региональности как основа осуществления связи преподавания химии с жизнью: На примере факультативного курса «Химия минералов» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Принцип связи химии с жизнью, будучи достаточно общим, является одним из важнейших для формирования интереса к учебному предмету. В этой связи в единой концепции школьного химического образования, разработанной в 1993 году коллективами МИРОСа и ИОШ РАО (руководители: Г. В. Лисичкин, Е.Е. Минчен-ков), одной из основных идей развития обучения химии отражена идея гуманизации. Реализация данной идеи предполагает необходимость раскрытие связей между химическими знаниями и повседневной жизнью человека, проблемами, возникающими перед ним в различных ситуациях. И поэтому предметом изучения на уроках должна стать не просто химия, а химия по отношению к человеку, к природе, чтобы в каждой изучаемой теме содержался материал, отражающий значение того или иного вещества, той или иной химической закономерности в повседневной жизни.

В исследованиях ученых-методистов еще в 60-е годы обращалось большое внимание на тесную связь содержания школьного курса химии с жизнью учащихся (С.Г. Шаповаленко, А. А. Грабецкий, П.А. Глорио-зов, Т. З. Савич, Т. М. Дризовская, Л. А. Цветков, Р. Г. Иванова и др.). В этих работах указывалось на необходимость привлечения на уроках химии местного материала, сведений из окружающей учащихся жизни. Такого рода учебный материал мог быть отобран учителем на уроки и служить иллюстрацией проявления химических явлений и закономерностей. Наряду с этим учителя организовывали химические кружки, факультативные курсы, на занятиях которых учащиеся занимались химическим краеведением, способствующим активизации учебно-познавательной деятельности.

Начиная с конца 80-х годов для осуществления более тесной связи изучаемого содержания школьного курса химии с окружающей жизнью, во многих дидактико-методических исследованиях стал использоваться принцип региональное&trade-, нацеливающий учителей и методистов на необходимость раскрывать при изучении предмета химические особенности региона и связанную с ними деятельность людей (А.А. Макареня, В. А. Щербакова и др.). Это обусловлено тем, что выпускаемые центральными издательствами программы, учебники, пособия не в состоянии учесть специфику конкретного региона, связи учебного предмета с материалом окружающей школьников природы и производства. Поэтому возникла необходимость создания различных программ и учебников и пособий, отражающих специфику и химическую особенность регионов, знакомить школьников с химическими и горнодобывающими предприятиями, расположенными в регионе.

Существующая практика школьного обучения химии в школах Республики Саха (Якутия) свидетельствует о недостаточной связи изучения химии с жизнью. В результате изучаемый материал становится отдаленным от жизни учащихся, приобретает для них абстрактный характер. Возникает противоречие между необходимостью реализации связи изучения предмета с жизнью и недостаточностью отражения этих связей в содержании курса при изучении химии в конкретном регионе. Это свидетельствует об актуальности проблемы.

Связь химических знаний с жизнью в условиях республики может быть усилена созданием факультативного курса. Факультативный курс, традиционно являющийся условием дифференциации обучения в условиях региональной системы образования может выступать, с одной стороны, как средство совершенствования содержания основного курса химии, а с другой — способствовать обобщению предметных знаний учащихся, связывать их химические знания с жизнью. Тем самым, создание факультативного курса может служить одним из путей решения данной проблемы.

Цель исследования: совершенствание химических знаний и развитее познавательного интереса учащихся к учебному предмету через реализацию принципа региональное&trade-.

Объект исследования — преподавание химии в школах республики Саха (Якутия).

Предмет исследования — факультативный курс, разработанный на основе принципа региональности.

Предмет исследования и поставленная цель определили гипотезу исследования: если на основе принципа региональности отобрать содержание, а на его основе создать факультативный курс, включающий сведения о минералах, имеющих определяющее значение для экономики республики, то это позволит:

— улучшить связь формируемых у школьников химических знаний с окружающей жизнью;

— способствовать повышению их интереса к учебному предмету.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы требовалось решить следующие задачи:

1. Провести анализ литературы по проблеме осуществления связи преподавания химии с жизнью.

2. Выявить роль принципа региональности как основы осуществления связи химии с жизнью.

3. Разработать программу и содержание факультативного курса на основе принципа региональности, являющегося средством отражения связи химии с жизнью в условиях региона.

4. Разработать методику изучения факультативного курса.

5. Проверить возможности усвоения учащимися содержания курса и его влияние на развитие познавательного интереса к химии.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы: анализ педагогической, психологической, историко-научной и методической литературы по проблеме исследования, моделирование структуры факультативного курса, анкетирование учителей и учащихся, проведение педагогического эксперимента, анализ работ учащихся.

Методологической основой исследования явились принципы дидактики, концепции содержания общего среднего образования и школьного химического образования, государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются тем, что установлена возможность использования принципа ре-гиональности для отбора содержания и конструирования факультативного курса, нацеленного на формирование у учащихся понимания роли химии в жизни общества.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке программы, в определении организационных форм, методов и средств обучения факультативного курса «Химия минералов» — в выпуске учебного пособия по данному факультативному курсу для учащихся Х-Х1 классовв подготовке методических рекомендаций для учителей по организации и проведении данного факультатива.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечиваются достаточной длительностью исследования и объемом выборки испытуемых, результатами педагогического эксперимента, опытом работы преподавателей.

Апробация работы и внедрение в практику. Педагогическое исследование проводилось с 1996 по 2000 годы в школах Республики Саха (Якутия). В педагогическом эксперименте приняло около 200 учащихся 10 классов. Основные положения и результаты исследования обсуждены и одобрены на республиканском конкурсе молодых ученых и аспирантов «Шаг в будущее» (1998г.), на научно-методической конференции Якутского госуниверситета «Национально-региональный компонент образования» (1999г.), на региональной конференции «Совершенствование еетественно-научного образования в общеобразовательных учреждениях на современном этапе» (Улан-Удэ, 1999 г.).

По материалам исследования опубликовано 6 работ. Материалы исследования использованы в проведении спецкурса «Методика организации и проведения факультативных курсов по химии» для студентов 5 курса биологического отделения Якутского госуниверситета. На защиту выносятся:

1. Обоснование принципа региональное&tradeдля осуществления связи содержания учебного предмета химии с жизнью.

2. Разработка программы и построение содержания факультативного курса «Химия минералов» на основе принципа региональности.

3. Методика изучения факультативного курса «Химия минералов», способствующая совершенствованию познавательного интереса учащихся к химии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения.

Основные результаты исследования сводятся к следующему:

1. Анализ педагогической литературы по проблеме исследования показал, что реализация связи учебного предмета с жизнью зависит от цели и задач образования и реализуется через включение в содержание учебного предмета исторических, политехнических, краеведческих и других сведений.

2. Связь химии с жизнью может быть осуществлена на основе принципа региональности, служащего основой для дополнения содержания основного учебного предмета, обеспечения его новыми данными, раскрывая направления развития экономики региона. Тем самым устанавливаются связи между знакомыми учащимся фактами из их окружения и химическими знаниями.

3. Используемые для отбора содержания факультатива принцип региональности и критерии позволили установить тесную связь регионального содержания с теоретическими вопросами изучаемого учащимися школьного курса химии.

4. Разработана методика изучения факультативного курса «Химия минералов», реализация которой предусматривает совершенствование химических знаний, развитие познавательного интереса учащихся к учебному предмету, а также имеет значение в формировании химической картины природы.

5. Экспериментально подтверждена эффективность влияния разработанного содержания факультативного курса «Химия минералов» на совершенствование химических знаний учащхся и на развитие познавательного интереса учащихся к химии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. «Движение, группы движений и их приложения» в си-стемем факультативных курсов по математике в 8−10 классах средней школы. Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1987. — 15с.
  2. А. Организация и методика факультативных курсов с политехнической направленностью в селькой школе Туркмении. -В кн.: Факультативные занятия в средней школе./Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. -М.: Педагогика, 1978. -С.78−82.
  3. С.Д. основы флотационного обогащения минерального сырья.//Химия в школе. -1957.-№ 6. -С.15−19.
  4. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. -192с.
  5. И.Н. Вещества и их превращения. Факультатив-практикум по химии для учащихся 7−8 классов. 4.1. -М., 1970. 84с.
  6. И.Н. О новых факультативах по химии для 7−8 классов.//Химия в школе. -1968. -№ 5- -1969. -№ 4,5,6- -1970. -№ 1.
  7. И.Н. Методика преподавания химии. -М.: Учпедгиз, 1956. -461с.
  8. Е.И., Плетнер Ю. В. О проведении факультативного курса по химии. //Химия в школе. 1959. -№ 1.-С.80.
  9. В.Н., Гольдфарб Я. Л., Сморгонский Л. М. Методика преподавания химии в средней школе. М-Л.: Учпедгиз, 1936. -371с.
  10. Ю.Всесоюзная конференция по факультативным занятиям: Секция есте-ствещр-научных предметов. -М., 1971. -86с.
  11. И.Гаркунов В. П. Изучение основ металлургических производств в курсе химии средней школы. -Л., 1961. 26с.
  12. О. Методика изучения факультативного курса «Топография и картография» в средней общеобразовательной школе. Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1983. -21с.
  13. Н.П. Общая химия: учебное пособие для студентов нехим. спец. вузов /Под ред. В. А. Рабиновича. 27-е изд. -Л.:Химия, 1988. -702с^
  14. М.Глориозов П. А., Клещева Е. П. Методика преподавания химий в восьмилетней школе. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. -198с.
  15. A.A. Круговорот некоторых веществ в природе: Учебно-наглядное пособие по химии для средней школы. -М.: Просвещение, 1976. 22с.
  16. A.A., Гликина Ф. Б. Усилить связь обучения химии с науками о Земле.//Химия в школе. -1965. -№ 2. -С.55.
  17. .П. Химия и жизнь: Из опыта работы учителей химий средней школы с производственным обучением Свердловской области. -Свердловск, 1963. -79с.
  18. Т.Н. Теоретические основы региональной концепции воспитания школьников в республике Мордовия. Авторефер.дис.канд.пед.наук. -М., 1998. -27с.
  19. C.B. Методика факультативных занятий по химии: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1985, -175с.
  20. C.B. Организация и методика факультативных занятий по химии. -Новосибирск: НГПИ, 1972. -119с.
  21. C.B., Бузуева В. А. Основы химического анализа: Пооёбше для учащихся сельской школы. -М.: Просвещение, 1965. 164с.
  22. М.И. Химия -урок жизнь. -Красноярск, 1970. -59с.
  23. К.Е. Региональный подход в обучении химии. -М.: Школа-пресс, 1999.-144 с.
  24. К.Е., Сабарайкина С. М. Содержание регионального компонента образовательной области «Вещество»: Пособие для учителя.-Якутск: Бичик, 1999. -96 с.
  25. К.Е. Теория и практика регионализации системы обучения химии в национальной школе (на примере Республики Саха (Якутия). Дис. доктора пед.наук. -Якутск, 2001. -402с.
  26. Д.П., Колпакова Н. М. Факультативные занятия по биохи-мии.//Химия в школе. -1968. -№ 5. -С.38−44.31 .Ерыгин Д. П., Назаренко В. М. Экологическое воспитание учащихся профтехучилищ на уроках химии. -М.: 1991. 71с.
  27. Н.П. Методика изучения элементов теории дискретных групп преобразований на факультативных занятиях в 10, 11 классах (на примере геометрии Евклида и Лобачевского). Авторефер. дис.канд.пед.наук. -М., 1997. -22с.
  28. ЗЗ.Зверев И. Д. Проблематика исследований в области факультативных занятий. -В кн.: Факультативные занятия в средней школе./Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эппггейна. -М.: Педагогика, 1973. -С. 18−24.
  29. Л.И., Щекина A.A. Методические рекомендации к проведению факультативных занятий по электрохимии.//Химия в школе. -1977. -№ 4. -С. 72−76- № 5. -С. 70−71- № 6. -С. 71−72- 1978. -№ 1. -С. 57−64- № 2. -С. 59−64- № 3. -С. 60−64.
  30. Р.К., Умаров М. И. Факультативный курс «Химия хлопчатника» .//Химия в школе. -1969. -№ 5. -С.59−60.
  31. Л.П. Связь школьного курса химии с науками о Земле. Дис.канд.пед.наук. Алма-Ата, 1970. -202с.
  32. C.B. Межпредметные факультативные курсы по физике для 7−9 классов базовой школы: (на примере факультативного курса для 9 классов «Физика космоса и геологических стихий»). Авторефер. дис.канд.пед.наук. -М., 1992. -15с.
  33. Д.М. Методика преподавания химии. -М.: Учпедгиз, 1958. -610с.
  34. Н.Ю. Научно-методические основы разработки и использования учебного пособия по экологии региона (на примере Нижегород. Поволжья). Авторефер.дис.канд.пед.наук. -М., 1997. 16с.
  35. К.А. Спецкурс «Физика природных явлений» как средство формирования у учащихся лицея методических знаний. Дис.канд.пед.наук. -Киров, 1998. -184с.
  36. В.А. О краеведении в школе.//Известия АПН РСФСР, 1950. -№ 21.
  37. М.И. Задачи и содержания факультативных занятий в школе. -В кн.: Факультативные занятия в средней школе./Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. -М.: Педагогика, 1973. -С. 9−18.
  38. Л.А., Ротина Е. С., Лифонтов Э. Е., Лисачкин Г. В. Химическое краеведение как комплексное направление внеклассной работы .//Химия в школе. -1980.-№ 3. -С. 60−62.
  39. О.С. Изучение курса «Закономерности химических реакций» .//Химия в школе. -1968. -№ 4. -С.32−42.
  40. Краеведение и краеведческий подход в преподавании химии Сб.ст. /Под ред. И. С. Матрусова. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. -151с.
  41. А.И. Факультативные занятия на тему «Строение атома» .//Химия в школе. -1968. -№ 4. С.38−46.
  42. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. -334с.
  43. В.И. Факультативные практические курсы химиков-лаборантов в средней школе.//Химия в школе. -1958. -№ 2. -С.66.
  44. В.В. Пути осуществления преемственности факультативного и основного курсов математики. Авторефер. дис.канд.пед.наук. -М., 1988.-16с.
  45. М.В. Слово о пользе химии: Собр.соч., ч. З, -СПб.: тип. Рос Акад., 1840, -344с.
  46. В.М. Методические особенности разработки национально-региональногокомпонента Государственного образовательного стандарта по географии (на примере географии республики Коми). Авторефер. дис.канд.пед.наук. -М., 1999. -23с.
  47. A.A., Обухов В. Л. Методология химии: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1985. -160с.
  48. P.M. Теория и практика внедрения национально-регионального содержания в систему общего среднего образования. Авторефер .дис. .канд.пед.наук. -Казань, 1998. -21с.
  49. В.Г., М.И. Каденская. Школьный факультативный курс геологии: Учебно-методическое пособие. -Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973. -244с.
  50. З.А. Национально-региональный компонент предмета «Русский язык» в Казахской школе в 5−6 классах (на материале лексики). Авторефер. дис.канд.пед.наук. -Алма-Ата, 1999. -21с.
  51. Маш Р.Д., Мягкова А. Н. О классах с углубленным изучением биологии. -В кн.: Факультативные занятия в средней школе./Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. -М.: Педагогика, 1976. -С. 118−123.
  52. Д.И. Основы химии. 13-е изд. Т. 1−2. -M-JL: Госхимиз-дат, 1947. -301с.
  53. Е.Е. Научно-методические основы отбора содержания и структурирования школьного курса химии. Дис. доктора пед.наук. -М., 1987. -408с.
  54. .Е. О программе учебного предмета.//Химия в школе. -1996.-№ 2.-С.11−16.
  55. Е.Е., Смирнова Л. Я. Практикум и факультативный курс «Основы общей химии». Методические разработки. -М.: Изд-во АПН СССР, 1972. -50с.
  56. Е.Е., Смирнова Л Я. Факультативный курс «Основы общей химии» .//Химия в школе. -1972. № 4, -С. 50−54- № 5, -С. 59−65- № 6, -С.58−63. -1973. № 1, -С.58−62- № 2, -С. 61−62.
  57. В.М. Актуальные проблемы дальнейшего совершенствования факультативных занятий в школе. -В кн.: Факультативные занятия в средней школе. Проблема подготовки учителей: Сб.науч.тр./Ред.: Д. А. Эпштейн и др. -М.: Изд-во АПН СССР, 1984. С.5−11.
  58. А.М. Из опыта проведения факультатива «Основы химического анализа».//Химия в школе. -1970. -№ 4, С. 64−66- № 5, -С. 62−66- № 6. -С. 60−64. -1971. -№ 1, -С. 61−64- № 4, -С. 72−75.
  59. A.M. Методика преподавания основ химического анализа: Методическое пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1973. -123с.
  60. .В. Учебник общей химии: Для хим.спец. вузов. -М.: Химия, 1981.-559с.
  61. И.С. Национально-культурный компонент содержания обучения русского языка в старших классах Калмыцкой школы. Авторефер. дис.канд.пед.наук. -М., 1999. -19с.
  62. Э.Е., Парамонова Н. Г. Прикладная направленность изучения химии в средней школе: прошлое и настоящее.//Химия в школе, -1994. -№ 4. -С. 18−20.
  63. Э.Е., Парамонова Н. Г. Прикладные знания в курсе химии: анализ проблемы, предложения. //Химия в школе. 1995. -№ 5. -С. 15−17.72.0согосток Д. Н. Краеведческий принцип в преподавании химии.//Химия в школе, -1963. -№ 1. -С.34.
  64. Х.А. Экскурсионная работа в классе с углубленным изучением истории. -В кн.: Факультативные занятия в средней школе./Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. -М.: Педагогика, 1978. -С.67−70.
  65. В.А. Связь школы с производством (о работе факультативной группы: лаборантов).//Химия в школе. 1960. -№ 5. -С.82.
  66. Г. В. Химия и сельскохозяйственные технологии: Методическое пособие к экспериментальному курсу для 8−11 классов сельских школ. -Псков: ПОИПКРО, 2000. -152с.
  67. H.A. Факультативные занятия по русскому языку. -В кн.: Факультативные занятия по русскому языкув средней школе./Под ред. М. Н. Александровой, В. И. Кодухова, H.A. Пленкина. -JL, 1970. -С. 17−23.
  68. Ю.В., Полосин B.C. Практикум по методике преподавания химии: Учебное пособие для пед. ин-тов по хим.спец. -М.: Просвещение, 1981.-191с.
  69. С.А. Программа кружка «Юных агрохимиков».//Химия в школе. 1959.-№ 5. -С.65.
  70. Примерные учебные планы для 1-й и 2-й ступени в единой трудовой школе. -М.: Госиздат, 1920. -8с.
  71. Программно-методические материалы. Биология: 6−11кл. /Сост. B.C. Кучменко. -М.: Дрофа, 1999. -158с.
  72. Программно-методические материалы. География: 10−11 кл. /Сост. В. И. Сиротин, -М.: Дрофа, 1999. -155с.
  73. Программно-методические материалы. Математика: 5−11 кл. /Сост. Г. М. Кузнецова, -М.: Дрофа, 2000. -318с.
  74. Программно-методические материалы. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. /Сост. С. Г. Шевченко, -М: Дрофа, 1998. -252с.
  75. Программно-методические материалы. Физика: 7−11 кл. /Сост. В. А. Коровин, Ю. И. Дик, -М.: Дрофа, 1999. -220с.
  76. Программно-методические материалы. Химия: 8−11 кл. /Сост. Н. И. Гаврусева. -М.: Дрофа, 1999. -160с.
  77. Программы единой трудовой школы. -Вып.4., -М.:Госиздат, 1929. -355с.
  78. Программы средней школы с производственным обучением. Профессия «Лаборант химической лаборатории». -М.: Учпедгиз, 1961. -36с.
  79. Программы фабрично-заводской семилетки. -М.-Л.: Госиздат, 1930. -279с.89 .Программы факультативных курсов .//Химия в школе. -1967. -№ 4. -С. 2738.
  80. Программы факультативных курсов.//Химия в школе. -1968. -№ 4. -С. 2631.
  81. Проект программ факультативных курсов по химии для учащихся 1Х-Х классов. -В кн.: М-лы научной конференции по проблеме «Развитие индивидуальных способностей учащихся». -М., 1963. -С.39−53.
  82. Е.В. Формирование познавательного интереса к географии у учащихся шестых классов при изучении факультативного курса «География, путешествия, культура». Авторефер.дис.канд.пед.наук. -СПб., 1996. -20с.
  83. З.М. Прикладной факультативный курс по физике как средство повышения качества знания, развития творческих способностей и профессиональной ориентации школьников. Авторе-фер.дис.канд.пед.наук. -М., 1978. 21с.
  84. Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс. -М.: Просвещение, 1997. -157с.
  85. Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 9 класс. -М.: Просвещение, 2000. -207с.
  86. Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 10 класс. -М.: Просвещение, 1999.- 159с.
  87. Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 11 класс. -М.: Просвещение, 2000.- 156с.
  88. В.Л. Контроль: от реальных требований к объективным результатам .//Химия в школе, -1993. -№ 1. -С. 17−21.
  89. B.JI. Контроль знаний учащихся: исследование на материале учебного предмета химии. -М.: Педагогика, 1982. -81с.
  90. JI.B. Использование краеведческого материала на уроках химии и во внеклассной работе. -В кн.: Факультативные занятия и предметные кружки по химии и биологии./Под ред. Белавиной И. Г. и др. -Свердловск: СГПИ, 1976. -С.42−48.
  91. Е.А. Факультативный курс астрономии. -В кн.: Факультативные занятия в средней школе./Под ред. М. П. Кашина, Д.А. Этптей-на. -М.: Педагогика, 1976. -С.118−123.
  92. А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1979. -127с.
  93. Ю5.Симоновская Г. А. Факультативный курс «Комплексные числа и их приложения» для старших классов средней школы: Авторе-фер.дис.канд.пед.наук. -М., 1997. 16с.
  94. Юб.Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1984. -96с.
  95. Г. С. Связь обучения химии с жизнью, с производством. -Куйбышев: ОИУУ, 1961. -66с.
  96. И.М. Многогранник и их приложения на факультативных занятиях в средней школе: Авторефер.дис.канд.пед.наук. -М., 1987. -16с.
  97. Содержание регионального компонента в школе./Под ред. JI.A. Коро-бейниковой. -Вологда: Русь, 1995. -96с.
  98. ИО.Стандарт химического образования. //Химия в школе. -1993. -№ 4. -С. 19−26.
  99. A.A. Факультативный курс «Химия в сельском хозяйстве». //Химия в школе. -1970. -№ 4, -С.67−73- -№ 5, -С.66−71- -№ 6, -С.65−69. -1971.-№ 1, -С.65−69- -№ 2, -С. 39−43. -1974. -№ 2, -С.62−64.
  100. В.Г. Факультативный курс по основам электроники в школах Казахстана. -В кн.: Факультативные занятия в средней школе./Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. -М.: Педагогика, 1978. -С.83−88.
  101. М.Теоретические основы процесса обучения в советской школе./Под ред. Краевского В. В., Лернера ИЛ. -М.: Педагогика, 1989. -218с.
  102. Теоретические основы содержания общего среднего образования.//Под ред. В. В. Краевского, И. Л. Лернера. -М.: Педагогика, 1983. -352с.
  103. Ю.Д., Метлин Ю. Г. Основы общей химии: Учебное пособие для учащихся по факультативному курсу. -М.: Просвещение, 1985. 160с.
  104. П.Туйназаров К. Аппарат перегонки веществ .//Химия в школе, 1989. -№ 3. -С. 126.
  105. Т.С. Этнокультурный компонент в содержании образования при изучении химии в школах Крайнего Севера: Авторефер. дис.канд.пед.наук. -М., 1998. 23с.
  106. A.B. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся. //Советская педагогика. -1980. -№ 12. -С. 45−48.
  107. A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. -176с.
  108. Факультативные занятия в средней школе./Под ред. М. П. Кашина, ДА. Эпштейна. -М.: Педагогика, 1973. -238с.
  109. Факультативные занятия в средней школе. Проблема подготовки учителей: Сб.науч.тр./Под ред. Д. А. Эпштейна и др. -М.: Изд. АПН СССР, 1984.-114с.
  110. Е.И. Усиление профориентационной направленности факультативных занятий по математике. Авторефер.дис.канд.пед.наук. -М., 1987.-174с.
  111. М.А. Методические рекомендации к проведению факультативных занятий по основам биохимии.//Химия в школе. -1972. -№ 5. -1976.-№ 4,5,6.-1977.-№ 1,2.
  112. Химия и общество (Американское химическое общество и ЮНЕСКО): Пособие для учителей. -М.: Мир, 1995. -624с.
  113. Химия и жизнь. Часть 1. Понятия химии ./Под ред. П. Д. Саркисова. -М.: Мир, 1997. -337с.
  114. Г. М. Методика обучения химии. -М.: Владос, 2000. -336с.
  115. В.Ф. Мировоззрение и научное познание. -Киев: Изд. Киев. ун-та, 1970. -173с.
  116. И.Н. Факультативный курс органической химии в X классе. -В кн.: Факультативные занятия по химии в средней школе./Под ред. Д. А. Эпштейна. -М.: Просвещение, 1971. -С.23−40.
  117. С.Г. Методика обучения химии. -М.: Учпедгиз, 1963. -334с.131 .Шаповаленко С. Г. Связь изучения основ наук с жизнью и производительным трудом учащихся: Материалы для организации педагогических и методических исследований. -М. 1961. 36с.
  118. М.П. Очерки о свойствах кристаллов. -М.: Наука, 1978. -192с.
  119. С.И., Фирсов В. В. О проблемах совершенствования фаtкультатавных занятий по математике. -В кн.: Факультативные Занятия вSсредней школе./Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эшптейна. -М.: Педагогика, 1973. -С.68−81.
  120. Г. И., Смирнов А. Д. Методика обучения химии: в восьмилетней школе. -М.: Просвещение, 1965. -295с.
  121. O.A. Формирование фундаментальных понятий экологии человека в факультативном курсе «Здоровье и окружающая среда» IX класс: Авторефер. дис.канд.пед.наук. -М., 1991. 16с.
  122. Г. А. Краеведение на уроках химии и во внеклассной работе (М-лы в помощь учителю). -Смоленск: ИУУ, 1966. -21с.
  123. В.А. Использование принципа региональности при изучении химии с целью активизациипознавательной деятельности учащихся: Авторефер.дис.канд.пед.наук. -Тобольск, 1996. 18с.
  124. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. -М.: Педагогика, 1988. -203с.
  125. Д.А. Химия в промышленности: Учебное пособие для учащихся X классов. -М.: Просвещение, 1983. 190с.
  126. Д.А., Хацинская Ю. Д., Каверина A.A. Изучение факультативного курса «Химия в промышленности». -М.: Просвещение, 1976. -111с.
  127. Д.А., Хацинская Ю. Д., Рябова Д. И. Факультативный курс «Химия в промышленности». -В кн.: Факультативные занятия по химиив средней школе./Под ред. Д. А. Эпштейна. -М.: Просвещение, 1971. -С.68−88.
  128. Д.А. Эпштейн. Факультативные занятия по химии. -В кн.: Факультативные занятия в средней школе./Под ред. М. П. Кашина, Д. А. Эпштейна. -М.: Педагогика, 1973. -С. 90−106.
Заполнить форму текущей работой