Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности изучения стихотворных произведений в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальное обучение позволило решить и ряд коррекционно-развивающих задач обучения учащихся с нарушением интеллекта в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Распределение школьников по уровням понимания стихотворных произведений и учет этих уровней в процессе экспериментальной работы способствовали активизации познавательной деятельности и формированию интереса к обучению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы изучения стихотворных произведений
    • 1. 1. Жанрово-тематическое своеобразие стихотворных произведений
    • 1. 2. Психологическая характеристика понимания стихотворных произведений школьниками
    • 1. 3. Методические основы работы над стихотворными произведениями в школе
  • Глава. ТТ. Особенности понимания стихотворных произведений школьниками с нарушением интеллекта
    • II. 1. Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента
  • П. 2.Характеристика понимания стихотворных произведений различной тематики старшеклассниками с нарушением интеллекта
  • Глава III. Изучение стихотворных произведений в специальной (кор-рекционной) школе VIII вида III. 1. Анализ опыта работы специальных (коррекционных) школ VIII вида по изучению стихотворных произведений
  • Ш. 2.Теоретическое обоснование экспериментального обучения
  • Ш. З.Влияние экспериментального обучения на понимание стихотворных произведений школьниками с нарушением интеллекта

Особенности изучения стихотворных произведений в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В системе коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач школы для детей с нарушением интеллекта особое место принадлежит работе над художественным произведением и, в частности, над стихотворным текстом. Стихотворные произведения воздействуют на эмоциональную сферу ребенка с проблемами в развитии, расширяют его общий и художественный кругозор, служат своеобразной формой эстетического познания действительности, учат ценить красоту образного выражения, звучания ритма и рифмы. Знакомство с образцами русской речи на примере стихотворных произведений способствует коррекции и развитию речевой и мыслительной деятельности школьников с нарушением интеллекта.

Проблема понимания и изучения стихотворных произведений учащимися с нарушением интеллекта является одной из важнейших методических проблем и связана с необходимостью определения художественного своеобразия стихов, изучаемых в специальной школе, выявления особенностей их понимания школьниками и установления взаимосвязи первоначального впечатления о стихотворении с последующим его анализом.

Жанрово-тематические особенности стихотворных текстов и психофизиологическое недоразвитие детей рассматриваемой категории обусловливают сложности в понимании таких произведений школьниками с нарушением интеллекта.

В литературоведении к художественным особенностям лирических стихотворений относят темпо-ритмическую организацию стиха, повышенную эмоциональность, концентрированность изобразительно-выразительных средств языка (Л.Я. Гинзбург, А. Б. Есин, А. Н. Карпов, В. И. Коровин, Г. Н. Поспелов, Л. И. Тимофеев, Л.В. Тодоров). Вопросы деления стихотворных произведений на виды отражены в работах В. И. Коровина, Г. Н. Поспелова, Л. И. Тимофеева. Художественная специфика стихотворений определяет характер понимания таких произведений учащимися, наличие интереса к ним и последующую работу над стихотворениями, что отражено в работах многих методистов (Л.И. Беляевой, С. П. Крегжде, Н. И. Кудряшова, В. П. Медведева, Н. Д. Молдавской, В. Н. Олешкевич, З. Я. Рез, М. А. Рыбниковой, З.С. Смелко-вой), психологов (A.A. Брудного, Л. Г. Жабицкой, А. Р. Лурии, О.И. Никифоровой). В исследованиях E.H. Глинской, Е. Д. Любимовой, А. И. Полозовой показаны особенности понимания стихотворных произведений нормально развивающимися детьми разных возрастных групп.

В специальной педагогике и психологии практически нет исследований, изучающих особенности понимания стихотворных текстов школьниками с нарушением интеллекта. Стихи в основном использовались как вспомогательный материал для изучения различных психолого-педагогических проблем. В работах В. Б. Побрейн и Т. Б. Башировой выяснялись мотивы чтения умственно отсталых учащихся на материале стихотворений, в исследованиях Б. И. Пинского и И. В. Беляковой стихотворные тексты использовались как словесный материал для выяснения особенностей процесса запоминания школьников с нарушением интеллекта.

Вопросы методического обеспечения процесса изучения стихотворных произведений в специальной школе являются более разработанными. Изучение лирических стихотворений в специальных школах для детей с нарушением интеллекта осуществляется по тем же этапам, с учетом тех же методических требований, что и в массовой школе, однако психофизиологические особенности школьников с нарушением интеллекта определяют подбор и сочетание специальных средств, методов и приемов в процессе обучения (А.К. Аксенова, В. В. Воронкова, А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, И. Г. Еременко, Н. Б. Лурье, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф).

Пониженная активность, узость, недифференцированность восприятия, речевое недоразвитие, ограниченный запас жизненных представлений затрудняют понимание идейно-образного содержания стихотворных произведений школьниками с нарушением интеллекта и определяют методику их изучения. Основные методические аспекты работы над стихотворениями в специальной (коррекционной) школе VIII вида представлены в работах А. К. Аксеновой, JI.C. Вавиной, М. Ф. Гнездилова, Е. А. Гордиенко, З. Н. Смирновой. На особенности понимания образной лексики стихотворных текстов учащимися с нарушением интеллекта и необходимость специальной работы по усвоению и применению в активной речи образных средств языка указано в работах С. Н. Комской, В. А. Лапшина, В. Г. Петровой.

Однако изучение стихотворных произведений в старших классах специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта остается одной из мало разработанных проблем в специальной методике преподавания русского языка. Недостаточно изучено влияние особенностей понимания стихотворных произведений учащимися с нарушением интеллекта на последующий его анализ, не показана специфика изучения стихотворения в зависимости от его тематики.

Социальная значимость совершенствования методики работы над стихотворным произведением, недостаточная разработанность проблемы изучения особенностей его понимания школьниками с нарушением интеллекта определяют актуальность предложенного исследования.

Проблема исследованиякаковы особенности понимания и изучения стихотворных произведений старшеклассниками с нарушением интеллекта в специальной (коррекционной) школе VIII вида с учетом их жанрово-тематической специфики? Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования — особенности понимания стихотворений умственно отсталыми старшеклассниками.

Предмет диссертационного исследования — методические приемы и способы работы над стихотворными произведениями в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой понимание стихотворных произведений старшеклассниками с нарушением интеллекта характеризуется специфическими особенностями, обусловленными психофизическим недоразвитием детей указанной категории, специально разработанный комплекс методических приемов и способов работы над стихотворными текстами на основе их жанрово-тематического своеобразия и особенностей понимания школьниками с нарушением интеллекта, будет способствовать совершенствованию процесса изучения стихотворений в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретический и методический аспекты исследуемой проблемы в области современного литературоведения, психологии, коррекционной педагогики и специальной методики русского языка.

2. Выявить особенности понимания стихотворных произведений различной тематики старшеклассниками с нарушением интеллекта.

3. Изучить и обобщить опыт организации работы по изучению стихотворных произведений в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

4. Разработать и апробировать специальные методические приемы работы над стихотворениями с учетом их жанрово-тематического своеобразия на уроках чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Методологическую основу исследования составили: теоретические положения о связи речи и мышления (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), о единстве процессуальной и результативной сторон понимания текста (A.A. Брудный, И. А. Зимняя, А.Р. Лурия), о развивающей роли обучения и о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л.С. Выготский), дидактические принципы специального обучения (Т.А. Власова, В. В. Воронкова, А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, И. Г. Еременко, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, Б.И. Пинский).

Для решения поставленных задач использовались различные методы: теоретический анализ психологической, лингвистической, педагогической и методической литературы по проблеме исследованияконстатирующий, формирующий и контрольный экспериментыанкетирование учителей русского языка и литературы специальных школиндивидуальные беседы с детьмианализ программ и учебников для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII видаколичественная и качественная обработка экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— получены новые данные, характеризующие понимание содержания стихотворного произведения, его эмоционального характера, изобразительно-выразительных средств учащимися с нарушением интеллекта, их умения определять свое отношение к предложенному тексту и аргументировать его;

— определены уровни понимания стихотворных произведений школьниками с нарушением интеллекта- /.

— показаны различия в понимании стихотворных произведений на патриотическую, военную, пейзажную и любовную тематики старшеклассниками с нарушением интеллекта;

— предложены методические приемы и способы работы над стихотворениями в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида, с учетом жанрово-тематической специфики таких произведений и особенностей их понимания школьниками с нарушением интеллекта.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что:

— экспериментально обоснована необходимость учета особенностей понимания стихотворных произведений и жанрово-тематического принципа делеиия стихов в процессе их изучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида;

— определены показатели понимания стихотворных произведений школьниками с нарушением интеллекта;

— дополнена и конкретизирована характеристика понимания литературного текста школьниками с нарушением интеллекта на примере особенностей понимания стихотворного произведения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

— разработан и апробирован комплекс специальных лексико-стилистических заданий для выявления уровня понимания стихотворных произведений школьниками с нарушением интеллекта;

— представлены методические приемы и способы работы над стихотворными произведениями в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида, в контексте которых предполагается выработка у учащихся умений анализировать содержание стихотворного произведения, определять эмоциональный характер стихотворения, находить и объяснять значение изобразительно-выразительных средств, совершенствование навыка выразительного чтения;

— экспериментально проверена и подтверждена в процессе опытного обучения эффективность реализации предлагаемой работы, установлено, что ее внедрение в практику специализированного обучения повышает уровень понимания стихотворных произведений детьми с нарушением интеллекта.

Результаты исследования могут быть использованы в специальных (кор-рекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта, в процессе профессиональной подготовки учителей для специальных школ, при составлении учебно-методических пособий для специали-стов-дефектологов.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов проведенного диссертационного исследования подтверждается данными анализа лингвистической, психолого-педагогической и специальной методической литературы, их соответствием современным тенденциям развития специальной методики русского языкасочетанием качественного и количественного анализа полученных данныхположительными результатами обучающего эксперимента.

Организация и этапы исследования. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов с 1999 по 2003 год:

На первом этапе (1999;2000) осуществлялся теоретический анализ литературы по проблеме исследования, определялись основная идея, гипотеза, задачи и методы исследования;

На втором этапе (2000;2001) обобщался и систематизировался полученный материал по теме диссертации, разрабатывалась методика исследования.

На третьем этапе (2001;2003) проводились констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, обрабатывались и обобщались полученные результаты, формулировались выводы, уточнялись отдельные положения, осуществлялось оформление диссертации.

Исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида № 359 г. Москвы и Саранской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Всего в эксперименте участвовали 145 учащихся 7,8,9 классов (63 ученика — в констатирующем эксперименте, 82 школьника — в экспериментальном обучении).

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре олигофренопедагогики и специальных методик Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева и кафедре русского языка и специальной методики его преподавания Московского педагогического государственного университетадокладывались на межрегиональной научно-практической конференции «Современные подходы к изучению, обучению и воспитанию детей с проблемами в развитии» (г. Саранск, 2001), на межвузовской научной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы современной коррекционной педагогики и специальной психологии» (г. Москва, 2002, 2003), на ежегодной внутривузовской научно-практической конференции «Евсевьевские чтения» (г. Саранск, 2000, 2001, 2002). Материалы исследования используются в работе учителей специальной (коррекционной) школы VIII вида № 359 г. Москвы и Саранской специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Основные положения диссертационного исследования отражены в трех публикациях.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. В работе представлены таблицы, диаграммы.

Выводы по III главе:

1. Наблюдение за процессом изучения стихотворений на уроках чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида и анализ опыта работы учителей старших классов специальных школ выявили ряд недостатков и позволили предположить, что при сочетании непосредственного эмоционального впечатления с работой над поэтической лексикой и образными понятиями и представлениями можно достичь определенных результатов в улучшении понимания стихотворных произведений школьниками с нарушением интеллекта.

2. Результаты проведенного экспериментального обучения свидетельствуют о возможности преодоления и устранения некоторых трудностей понимания лирических стихотворений умственно отсталыми старшеклассниками. Для совершенствования этого процесса необходим продуманный, научно и методически обоснованный комплексный подход к изучению стихотворных произведений, включающий определенный подбор форм работы над стихами и использование разнообразных лексико-стилистических заданий и упражнений.

3. Работа над стихотворениями в специальной школе должна осуществляться с учетом особенностей понимания умственно отсталыми школьниками художественного содержания и изобразительно-выразительных средств таких произведений, сформированности умений определять эмоциональный характер стихотворных текстов, наличия интереса к их чтению. Не менее важным аспектом является организация изучения стихов согласно определенной тематике конкретного произведения.

4. Специфику опытного обучения составило целенаправленное изучение своеобразной поэтической лексики. Работа над изобразительно-выразительными средствами предполагала воспитание внимательного отношения к художественным особенностям языка стихотворения, наблюдение в тексте и их целостное восприятие. Такой подход обеспечивает правильное понимание и глубокое воссоздание художественного образа и понимание содержания лирического стихотворения.

5. Эффективными средствами совершенствования методики работы над стихотворными произведениями в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллекта являются разнообразные лексические упражнения, задания на выделение и анализ эмоционально окрашенной лексики, ведение «поэтического словаря», выделение «смысловых ориентировок», оптимальное сочетание видов работы над стихотворным текстом. Выбор предложенных средств для изучения отдельного стихотворения должен определяться его тематикой.

6. Положительная динамика развития способностей умственно отсталых старшеклассников правильно понимать стихотворения на различные темы доказывает эффективность разработанных и предложенных приемов изучения стихов.

Заключение

.

Изложенные в представленном исследовании положения позволяют сделать следующие выводы:

1. Стихотворные произведения отличаются от других художественных текстов максимальной образностью отражения окружающей действительности, эмоциональностью, темпо-ритмической организацией стиха, повышенной концентрацией изобразительно-выразительных средств в относительно небольшом по объему тексте. Лирические стихотворения различаются по жанрам (ода, элегия, эпиграмма, романс и т. д.), на основе лирического образа (собственно лирические, эпические, драматические), по тематике (пейзажная, военно-историческая, патриотическая, любовная, гражданская и т. д.). Жан-рово-тематическое своеобразие стихотворных текстов в значительной мере определяет особенности их понимания.

2. Понимание представляет собой результат осмысленного восприятия стихотворного произведения его смыслового, эмоционального и лингвистического компонентов. Основными показателями понимания стихотворных текстов являются осознание смысла стихотворения, определение его эмоциональной направленности, выделение и понимание изобразительно-выразительных средств произведения, отношение читателя к стихотворению и умение его мотивировать.

3. Для школьников с нарушением интеллекта характерны как типичные особенности понимания стихотворных произведений (фрагментарность понимания содержания с пропуском как основных, так и второстепенных смысловых частей, недостаточное осознание эмоционального характера произведения, неумение выделять изобразительно-выразительные средства в тексте стихотворения), так и специфические черты (недифференцированность и узость восприятия стихотворного текста, неумение отделить главное от второстепенного, неадекватное определение чувств и переживаний, выраженных в стихотворении, конкретность понимания образных слов и выражений).

4. Специально разработанные лексико-стилистические задания позволяют выявить особенности понимания стихотворных произведений различной тематики старшеклассниками с нарушением интеллекта. Установлено, что понимание содержания стихотворений умственно отсталыми учащимися характеризуется осознанием общей смысловой и эмоциональной направленности произведения. Неполнота и неточность понимания смысла стихотворения проявляются в многочисленных ошибках, заменах, привнесениях при выполнении заданий и ответах на вопросы по тексту стихотворения. Определяя эмоциональный характер стихотворного произведения, школьники с нарушением интеллекта опираются на собственные эмоции и впечатления и не учитывают содержание и ритмические особенности произведения. При этом они лучше осознают эмоциональный тон стихотворений о Родине, о войне, о любви, затруднения возникают при определении эмоционального характера стихотворений о природе, в которых чувства автора выражены опосредованно, через предметы и явления окружающего мира. Недостатки понимания изобразительно-выразительных средств языка умственно отсталыми школьниками представлены конкретностью понимания отвлеченного значения слова, смешением слов, принадлежащих к разным семантическим полям, неумением различать смысловые оттенки слов в зависимости от контекста стихотворения, недостаточным вниманием к образным словам и выражениям стихотворного текста и неумением использовать их в собственной речи.

5. Учащихся с нарушением интеллекта привлекают стихотворения веселые, радостные, содержание и тема которых связаны с приятными воспоминаниями или эпизодами из жизни детей. Девочек-старшеклассниц больше интересуют стихотворные произведения о природе, о Родине, мальчики проявляют интерес к текстам о войне и любви. Негативное отношение умственно отсталых школьников к стихотворениям во многом обусловлено недостаточным пониманием таких произведений и необходимостью их заучивания. На* • рушения познавательной деятельности, ограниченность словарного запаса и недостаточность сведений об окружающем мире затрудняют обоснование собственного отношения к стихотворному произведению умственно отсталых учащихся.

6. Выявленные особенности понимания стихотворений различной тематики учащимися с нарушением интеллекта позволили распределить школьников, участвующих в экспериментальном исследовании, по уровням понимания с целью оказания им дифференцированной методической помощи в процессе изучения стихотворных произведений. Умственно отсталые старшеклассники находятся на разных уровнях понимания стихотворных произведений, но для значительной части школьников характерен низкий уровень понимания, представленный неумением устанавливать смысловые связи в тексте, ориентированностью на второстепенные детали, неадекватным определением эмоционального характера стихотворения, недостаточным интересом к художественным особенностям стихотворного текста, конкретным и ситуативным пониманием образной лексики, необоснованностью отношения к стихам. Этот факт указывает на необходимость специальной целенаправленной работы по изучению стихов с учетом их жанрово-тематического своеобразия и особенностей понимания таких произведений школьниками с нарушением интеллекта.

7. Совершенствование методики изучения стихотворных произведений на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида и повышение ее эффективности обеспечивается за счет внедрения в этот процесс комплекса лексико-стилистических заданий и упражнений и таких приемов работы, как ведение «поэтического словаря «, выделение «смысловых ориентировок». Выбор структуры урока, подбор оптимального сочетания видов работы, применение специальных лексических заданий и упражнений должны определяться жанрово-тематическим своеобразием стихотворного произведения. Необходимо, также учитывать, что наиболее доступными для понимания и осознания умственно отсталыми детьми являются тексты на патриотическую тематику, трудности вызывает пейзажная и любовная лирика. Закономерно встает вопрос об отборе стихотворных произведений для изучения в рамках программы для специальных (коррекцион-ных) общеобразовательных учреждений VIII вида, что указывает на необходимость дальнейшего исследования других аспектов проблемы изучения поэзии в специальной школе.

8. Предложенный комплекс методических приемов и способов изучения стихотворных произведений в старших классах специальной (коррекцион-ной) школы VIII вида оказал значительное влияние на понимание стихотворений школьниками с нарушением интеллекта и на их продвижение по уровням понимания. В результате экспериментального обучения учащиеся стали лучше воспринимать основные образы стихотворного произведения, понимать смысл и эмоциональную направленность текста, соотносить содержание стихотворения с собственными представлениями, выделять поэтическую лексику, замечать синтаксические особенности стихотворения.

9. Экспериментальное обучение позволило решить и ряд коррекционно-развивающих задач обучения учащихся с нарушением интеллекта в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Распределение школьников по уровням понимания стихотворных произведений и учет этих уровней в процессе экспериментальной работы способствовали активизации познавательной деятельности и формированию интереса к обучению, осмысленное вое-приятие и понимание стихотворных текстов создали основу для лучшего и продуктивного запоминания таких произведений и исключили механическое запоминание текста стихотворения, целенаправленная работа над поэтической лексикой обеспечила условия для развития и коррекции речевой деятельности умственно отсталых школьников (обогащение словарного запаса образными словами и выражениями, уточнение значения многозначных слов, использование эмоционально-оценочной лексики стихотворения в собственной речи, активизация связной устной речи), целостное понимание стихотворения послужило основой для совершенствования навыка выразительного чтения. 4 t.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.K. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.: Владос, 2000. — 320 с.
  2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979 — 210с.
  3. З.Е. Словарь синонимов русского языка. Около 90 000 синонимических рядов /Под ред. A.A. Чешко. изд. 4-е, репродуцированное. М.: Русский язык, 1975. — 600 с.
  4. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений /Е.А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. И. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001. — 248 с.
  5. Т.Б. Работа по формированию читательской самостоятельности в 5 классе вспомогательной школы //Дефектология. 1992 — № 4 -С.27−31.
  6. Т.Б. Система работы по внеклассному чтению во вспомогательной школе (3−5 классы). Дисс.. к. пед. н. М., 1992 — 161 с.
  7. Л.И. Психологический анализ чтения и понимания ритмически организованного текста. Дисс.. к. пед. н. М., 1959. -198 с.
  8. Н.В. Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе: теоретические основы и практика. Дисс.. к. пед. н. -М., 1997. 238 с.
  9. И.В. Влияние структурной организации текста на его запоминание умственно отсталыми школьниками //Вопросы специальной психологии и дидактики: Труды по дефектологии. Учен, записки ТГУ -Тарту: ТГУ, 1988. — Вып. 826 — 167 с.
  10. И.В. Особенности запоминания стихотворных текстов умственно отсталыми школьниками: Автореф. дисс.. к. психол. н. — М., 1982.-24 с.
  11. Ю.П., Лапшин В. А., Посадскова Т. Ф., Шелестова З. А. Основы культуры и искусства речи: Учебное пособие для студентов — дефек-тологов педагогических вузов и педколледжей. М.: Прометей, 1999 — 332 с.
  12. Т.И. Обучение анализу поэтического произведения. -Калуга, 1997.-239 с.
  13. A.A. Понимание как компонент психологии чтения //Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975 — 196 с. -С. 162 -173.
  14. JT.C. Обучение русскому языку учащихся вспомогательной школы /НИИ педагогики УССР. Киев: Радянська школа, 1986. — 126 с.
  15. М.М. Изучение лирических произведений в старших классах. Дисс.. к. пед. н. -М., 1959. 358 с.
  16. В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы /АПН РСФСР инт-т дефектологии- В. Я. Василевская. М.: АПН РСФСР, 1960. — 120 с.
  17. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 1973. 175 с.
  18. Л.И. Работа над словом в художественном произведении как средство понимания прочитанного (1−2 классы). Дисс.. к. пед. наук. Москва, 1973 г. — 199 с.
  19. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. — 415 с.
  20. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.-93 с.
  21. Л.С. Основы дефектологии //Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.5. — 368 с.
  22. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961 -115с.
  23. Л .Я. О лирике. Л., 1974 — 171 е.
  24. E.H. Чтение лирических стихотворений. М.: АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения, 1971. — 76 с.
  25. М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965. — 272 с.
  26. М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. М.: АПН РСФСР НИИ дефектологии, 1962. — 200с.
  27. М.Ф. Работа над словарем учащихся вспомогательной школы //Учебно-воспитательная работа в специальной школе. Выпуск 2, 1954.-С.120- 130.
  28. М.Ф. Развитие речи умственно отсталых учащихся в процессе обучения //Труды научной сессии по дефектологии. — М., 1959 -С.87 92.
  29. М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых учащихся: Пособие для учителей вспомогательных школ. М.: Учпедгиз, 1947. -136 с.
  30. A.A. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. — 279 с.
  31. JI.A. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.-160 с.
  32. Е.А. Словарная работа как средство развития русской речи учащихся узбекской вспомогательной школы //Дефектология. 1972. -№ 6. — С.62 — 66.
  33. А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М.: Учпедгиз, 1961.- 196 с.
  34. Г. М. Система работы над сказкой в первом классе вспомогательной школы //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей /Под ред М. Н. Перовой и др. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983 — С. 59 — 64.
  35. Г. И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе. Л.: ЛГГТИ им. А. И. Герцена, 1979. — 68 с.
  36. Дефектология: Словарь-справочник /Под ред. Б. П. Пузанова. -М.: Новая школа, 1996. 80 с.
  37. Л.И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (начальные классы): Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. — 128 с.
  38. Г. М. Об усвоении учащимися вспомогательной школы словарного состава родного языка //Учебно-воспитательная работа в специальных школах. M., 1952. — Вып. 4. — С.49 — 58.
  39. Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  40. И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. Киев: Радянська школа, 1972. — 130 с.
  41. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. -432 с.
  42. С.Ю. Работа над текстом на уроках русского языка в 5−6 классах вспомогательной школы. Дисс.. к. пед. н. Ленинград, 1989. -190с.
  43. А. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 375 с.
  44. Книга для чтения. Учебник для 6 класса вспомогательной школы /Авторы-составители И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина, 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1994. 208 с.
  45. Книга для чтения. Учебник для 7 класса вспомогательной школы/Автор-составитель: А. К. Аксенова, 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1995.-272 с.
  46. Книга для чтения. Учебник для 8 класса вспомогательной школы /Автор составитель З. Ф. Малышева, 6-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1994.-256 с.
  47. Книга для чтения. Учебник для 9 класса вспомогательной школы /Авторы-составители Н. К. Сорокина, Н. П. Комкова, 2-е изд., исправ. М.: Просвещение, 1994. — 240 с.
  48. С.Н. Методические рекомендации к урокам русского языка и развития связной речи в 5−7 классах вспомогательной школы. -Свердловск, 1972. 39 с.
  49. С.Н. Особенности понимания и употребления учащимися вспомогательной школы изобразительных средств речи //Коррекционная учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. Свердловск, 1978.-С. 27−39.
  50. А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 286 с.
  51. А.Н. Психология чтения //Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие /Под ред. канд. пед. наук, доцента О. Б. Иншаковой. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 240 с. — С. 79 — 88.
  52. В.Н. Покуда над стихами плачут. Книга о русской лирике. М.: Академия, 1997. — 350 с.
  53. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие: для сред. пед. учеб. заведений /Б.П. Пузанов и др.- Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Академия, 1998. — 141с.
  54. Коррекция личности ребенка с проблемами в развитии на уроках чтения /СПбГУ пед. мастерства. Центр коррекционной педагогики. — СПб, 1995.- 107 с.
  55. С.П. Восприятие и понимание стихотворений учащимися 5 7 классов средней школы. Дисс.. к. п. н. (по психологии). — Киев, 1959.-192с.
  56. A.B. Урок выразительного чтения в младших классах вспомогательной школы //Учебный процесс во вспомогательной школе: Пособие для студентов и учителей /Урал. гос. пед. ун-т- отв. ред. А. Н. Нигаев. -Екатеринбург, 1993. С. 67 — 76.
  57. О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1997. — 144 с.
  58. Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учебное пособие для студентов деф. фак. пед. ин-тов М.: Просвещение, 1983.- 136 с.
  59. Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников: Учебное пособие к спецкурсу. Ленинград: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 71 с. — С.4 — 13.
  60. Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -СПб.: Союз, 1999.- 160 с.
  61. В.А. Изучение особенностей и развития обобщений учащихся вспомогательной школы (на материале пословиц) //Проблемы обучения умственно отсталых детей. М., 1979. — С. 73 — 81.
  62. В.А. Образная речь и особенности ее понимания учащимися вспомогательной школы //Вопросы олигофренопедагогики: Ученые записки Т.448. М., 1971 — 171 с. (МГПИ им. В.И. Ленина).
  63. В.А. Особенности понимания образной речи учащимися вспомогательной школы и коррекционно-воспитательная работа в связи с ее развитием: Автореф. дисс.. к. пед. н. М., 1972. — 30 с.
  64. А.Н. Деятельность, сознание, личность.-М., 1975−215с.
  65. А.Н. Формирование психологических свойств и процессов человека//Вопросы психологии. — 1955. № 1. — С. 48 — 55.
  66. А.И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. М.: Просвещение, 1967. -224с.
  67. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов /Л.С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.- Под ред. Л. С. Волковой. 2-е изд., в 2-х книгах. Книга II. — М.: Просвещение: Владос, 1995 — 147 с.
  68. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология. 1971. — № 6. — С. 15 — 19.
  69. А.Р. Речь и мышление: Материалы к курсу лекций по общей психологии. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1975. — 120 с.
  70. А.Р. Язык и сознание М.: Изд-во МГУ, 1979. — 157 с.
  71. Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми /Под ред. М. С. Певзнер. М.: АПН РСФСР, ин-т дефектологии, 1962.- 160 с.
  72. Р.К. Коррекция речевого и умственного развития учащихся вспомогательной школы в процессе специального обучения. Алма-Ата: Казахский педагог, ин-т им. Абая, 1989. — 88 с.
  73. Е.Д. Об особенностях восприятия стихотворений младшими школьниками //Вопросы психологии. 1974 — № 1 — С. 131 — 137.
  74. Е.Д. Особенности восприятия младшими школьниками поэтических произведений: Автореф. дисс.. к. пед. н., 1975. 19 с.
  75. В.П. Изучение лирики в школе: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  76. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
  77. О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Московского университета., 1972. — 155 с.
  78. Л.А. О работе над стихотворениями в школах для глухих детей //Дефектология. 1984. — № 6. — С.45 — 50.
  79. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы: (методические рекомендации) /МО РФ, РИПКРО: Авт. сост. Б. В. Белявский, Г. С. Кузнецова. — М., 1993. — 186 с.
  80. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей /Под ред.В. Г. Петровой. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1982.-285 с.
  81. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /Российская АН- Российский фонд культуры- 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1994. — 928 с.
  82. В.А. Методика работы над текстом различного характера в младших классах вспомогательной школы //Дефектология. 1979. — № 2. — С.43 — 77.
  83. В.Н. Восприятие поэтических произведений учащимися 5, 7, 9 классов. Дисс.. к. пед. н. Минск, 1973. — 256 с.
  84. М.И. Активизация словаря школьника на уроках чтения. -М.: АПН РСФСР, 1963. 88 с.
  85. М.И. Преодоление трудностей: из опыта обучения чтению: Книга для учителя / М. И. Оморокова, И. А. Рапопорт, И.З. Постолов-ский. М.: Просвещение, 1990. — 126 с.
  86. Основы специальной дидактики /Под ред. И. Г. Еременко. Киев: Радянська школа, 1986. — 45 с.
  87. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж. И. Шиф. АПН РСФСР. — М.: Просвещение, 1965. — 343 с.
  88. Парамонова J1.B. Стихи и занимательные упражнения для развития речи: Пособие для учителей /JT.B. Парамонова. Владивосток: Дальне-вост. кн. изд-во, 1998. — 94 с.
  89. В.Г. Новые исследования познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы //Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1987. — 89 с. — С.5 — 19.
  90. В.Г. О некоторых особенностях усвоения текста умственно отсталыми школьниками //Специальная школа. 1958. — № 3. — С.45 -46.
  91. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1968. — 150 с.
  92. В.Г. Развитие речи у учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1972. — 200 с.
  93. В.Г. Речь умственно отсталых школьников //Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. -М., 1965. -С.129- 216.
  94. В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника (олигофренпсихология): Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996.-48 с.
  95. .И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М.: АПН РСФСР, инт-т дефектологии, 1962. -318 с.
  96. В.Б. О подготовке учащихся к выразительному чтению //Дефектология. 1979. — № 3. — С. 35 — 40.
  97. Познавательные процессы: ощущения, восприятие /Под ред. A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В.П. Зинченко- Научно исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1982. — 336 с.
  98. А.И. Особенности формирования умений выразительного чтения стихотворений детьми 6−7 лет (подготовительная к школе группа). Дисс.. к. пед. н. Ленинград, 1971. — 197 с.
  99. Программы для 5−9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. М.: Владос, 2000. — 224 с.
  100. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе /Под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной: НИИ дефектологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1979. — 176 с.
  101. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  102. Е.И. Развитие речи учащихся специальной школы (на примере наречий, местоимений, имен числительных): Учебное пособие для учителей и воспитателей. Саранск: МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1996. — 138 с.
  103. Т.Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1979.
  104. Рез З. Я. Изучение лирики в школе (VI VII классы): Пособие для учителя — Л., 1968. — 176 с.
  105. С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология"-3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986 — 192 с.
  106. М.А. Избранные труды: К 100-летию со дня рождения /Сост. И. Е. Каплан. М.: Педагогика, 1985 — 248 с.
  107. М.А. Очерки по методике выразительного чтения. -М., 1963.- 150 с.
  108. З.Н. Изучение лирики A.C. Пушкина во вспомогательной школе //Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. 124 с. — С.38 — 46.
  109. З.Н. Изучение художественных произведений во вспомогательной школе //Коррекционная направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей: Сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983. — 110 с. — С.55 — 59.
  110. З.Н. Развитие мышления и речи учащихся младших классов вспомогательной школы (на разборе пословиц) //Вопросы олигофренопедагогики: Сборник статей. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1972 — 136 с.
  111. З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1971. (Учебное пособие) — 84 с.
  112. H.B. Система работы над познавательными статьями в младших классах вспомогательной школы. Дисс.. к. пед. н. М., 1985 -161 с.
  113. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.- Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2000. — 400 с.
  114. Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. Киев: Радянська школа, 1980. — 143 с.
  115. В.А. Запоминание словесного материала при разных способах его восприятия умственно отсталыми школьниками: Автореф. дисс.. к. психол. н. М., 1981. — 18 с.
  116. Л.И., Тодоров Л. В. Как читать и понимать стихи. — М.: Знание, 1961.-40 с.
  117. Л.В. Работа над стихом в школе. М., 1965. — 60 с.
  118. О.Н. Специальная психология: система психологического изучения аномальных детей. — М., 1990. 201 с.
  119. М.П. Очерки психологии усвоения русского языка учащимися вспомогательной школы. М.: АПН СССР, 1955. — 132 с.
  120. Е.А. Развитие речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в процессе деятельности (на примере уроков изобразительного искусства): Учебное пособие. — Саранск: МГПИ им. М.Е. Ев-севьева, 1997.-71 с.
  121. Эм З. Б. Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей: Методич. пособие. — Т.: Укитувчи, 1985. 152 с.
  122. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964−295 с.
  123. П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. /Под ред. (и с предисл.) Е. М. Борисовой. М.: Воронеж: Ин-т практ. психологии: НПО «МОДЭК», 1998. — 304 с.
  124. П.М. Психология чувств, изд. 2-е доп. — М.: АПН РСФСР, 1958.-384 с.
  125. W. О. Lester Smith. Education. An introductory survey. Harmonds-worth. Penguin Books,. 1966 239 p. — p. 105 -206.
  126. Glasez, Y. I. Literature for young children. Columbus I.G.: Merill: Bell and How, 1986- 315 p.
  127. Rumerhart P.E. Understanding and summarization brief stories// Basic processes in reading: perception and comprehension. New Gersey, 1977 p. 265 303.
  128. Wiemi P. Decoding and comprehension independent or interactive aspect of reading// Fourth European conference for research of leaning and instruction. Fine and University of Lurku, 1991 — 78 p.
  129. White, M. L. Children literature criticism and Response. Columbus (Ohio) Merill: Bell and How, 1976−216 p.
Заполнить форму текущей работой