Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве Крайнего Севера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

База и методы исследования. Основными методами исследования послужили: опытно-экспериментальная работасистематизация социально-психологических, педагогических источникованализ отечественных и зарубежных исследований по адаптации и социализации детей дошкольного возраста с нарушениями зренияпедагогическое наблюдение (в том числе и включенное) — беседы, анкетирование родителей и других субъектов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Адаптация дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве как социально-педагогическая Проблема
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ проблемы социальной адаптации дошкольников с нарушениями зрения
    • 1. 2. Сущность и особенности адаптации слабовидящих детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве Крайнего Севера
    • 1. 3. Теоретические основания модели адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве Северного региона
  • Глава 2. Социально-педагогические условия успешной адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве Крайнего Севера
    • 2. 1. Семья как субъект успешной адаптации дошкольников с нарушениями зрения
    • 2. 2. Адаптация слабовидящих детей в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида
    • 2. 3. Особенности интеграции слабовидящих детей дошкольного возраста в открытом социуме

Особенности адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве Крайнего Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Россия на рубеже XX—XXI вв. переживает сложный период трансформации общественного развития и радикальных общественных преобразований. При этом в российской действительности претерпевают значительные изменения практически все сферы жизнедеятельности общества.

Коренные изменения в жизни страны, реформирование российского общества в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что отрицательно сказалось на самых уязвимых слоях населения, прежде всего, на детях, имеющих ограниченные возможности здоровья — в том числе на слабовидящих детях и воспитывающих их семьях.

У дошкольников с нарушениями зрения из-за недостаточности образов предметного мира сложнее осуществляется ориентация в социокультурном пространстве, что затрудняет овладение различными видам деятельности, навыками общения и культуры поведения, определяющими успешность социализации и интеграции.

Создавшаяся ситуация выдвигает в числе важнейших направлений совершенствования государственной политики России в решении проблемы эффективной социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями зрения, их адаптации и интеграции в социум.

Трудность решения этих вопросов усугубляется профессиональной некомпетентностью специалистов учреждений различных ведомств, недостаточным пониманием в обществе возможностей слабовидящего ребенка, равноправно участвующего в жизни общества.

Вместе с тем в стране имеется достаточный научный и практический потенциал, который позволяет по-новому посмотреть на проблему адаптации дошкольников, имеющих нарушение зрения.

В последние годы в нашей стране предпринимаются серьезные попытки модернизации дошкольного образования, определяются его концептуальные основы, принимаются важные решения, расширяющие права родителей, руководителей дошкольных образовательных учреждений, педагогов.

Одно из самых острых и дискуссионных направлений модернизации образования — проблема совместного обучения и воспитания практически здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся и дошкольники с нарушениями зрения.

Дошкольное образование в настоящее время ориентируется на подход к ребенку с пониманием и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав и интересов. В связи с чем, социально-педагогическая работа со слабовидящими детьми направляется на обеспечение условий, открывающих дошкольнику с нарушением зрения возможность освоения окружающего мира, полнокровного общения со сверстниками и взрослыми, развития его творческой и социальной значимости.

В различных регионах страны развивается инновационный опыт, показывающий, что успешная адаптация дошкольников с нарушениями зрения в современном социокультурном пространстве в перспективе позитивно сказывается на уровне их подготовки к обучению в общеобразовательном учреждении.

В то же время анализ массовой практики социальной адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве показывает, что в настоящее время пока не создана модель интегрированного пребывания ребенка с нарушением зрения в среде здоровых сверстников.

Исследований по проблеме изучению процессов адаптации дошкольников с нарушениями зрения в открытом социуме и, особенно в семье, литературы практически не имеется. В коррекционной педагогике социальные аспекты адаптации слабовидящих детей представлены в условиях специальных коррек-ционных дошкольных учреждениях. Только за последние пять лет появились исследования по интегрированному пребыванию дошкольников с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях компенсирующего вида, но эти исследования не затрагивают детей с нарушением зрения.

Кроме того, многие семьи не желают отдавать слабовидящего ребенка в дошкольные специальные учреждения, а хотят, чтобы дети были в среде нормально развивающихся детей. Однако сами семьи слабо представляют, с какими трудностями столкнуться дети в условиях интегрированного пребывания, а некоторая часть родителей склонны перенести эти заботы на дошкольное учреждение и осознают свою роль и значимость в реализации успешного входа ребенка с нарушенным зрением в широкий социум.

В связи с этим возникла необходимость изучения возможностей различных социально-воспитательных институтов общества по обеспечению условий для успешной социальной адаптации и интеграции слабовидящего ребенка.

Особенность проблемы адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве Крайнего Севера заключена в неблагоприятных климатогеографических, биологических, социально-экономических, техногенных и экологических факторов.

За последние годы обострилась проблема детского зрения. Только в Норильском промышленном районе в настоящее время 65,5% детей дошкольного возраста имеют различную степень нарушения зрения. В последние годы процент детей с патологией зрения различного вида и степени тяжести, а также инвалидов по зрению увеличился. У таких детей вследствие особенностей зрительного дефекта и вторичных отклонений (психомоторные и поведенческие расстройства, нарушение памяти, речи, эмоциональная неуравновешенность и др.) нередко возникают сложности в развитии психических процессов, интеллектуальном и физическом воспитании, коммуникативной деятельности, что затрудняет их дальнейшую социальную адаптацию в социуме и обучение в общеобразовательной школе.

Исходя из этого, требуется разработка и внедрение специальной социально-педагогической модели социальной адаптации и интеграции на основе нового содержания жизнедеятельности детей, социокультурных технологий, методов и форм организации образа жизни, учитывающих индивидуальные особенности дошкольников с нарушениями зрения и специфику региона.

Необеспеченность научно-методическими разработками проблемы интегрированного пребывания слабовидящих детей, острая востребованность в социальной работе создании модели адаптации и интеграции, а также отсутствие методических рекомендаций в адрес социальных педагогов обусловили выбор темы исследования — «Особенности адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве Крайнего Севера».

Объект исследования: слабовидящие дошкольники в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида Крайнего Севера.

Предмет исследования: процесс адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве северного региона.

Цель исследования: определить особенности и социально-педагогические условия успешной адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве Крайнего Севера.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве будет успешным, если: г.

— слабовидящим детям будут созданы условия для активного взаимодействия со здоровой средой сверстниковинтеграция станет необходимым компонентом социально-педагогической деятельности дошкольного учреждений на условиях тесного взаимодействия с семьей как приоритетной сферой социального влияния на ребенка;

— будет создана модель адаптации на принципах комплексного и межведомственного взаимодействия различных организаций и социальных институтов.

Цель и гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач исследования:

1. Выявить сущность и особенности адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве Крайнего Севера.

2. Разработать и апробировать теоретическую модель адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве северного региона.

3. Модернизировать содержание и формы социальной работы со слабовидящими детьми дошкольного возраста применительно к условиям Крайнего Севера.

4. Разработать методические рекомендации в адрес семьи, дошкольных образовательных учреждений и других субъектов социальной сферы по созданию условий, способствующих успешной адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социуме.

Методологической основой исследования послужили философские идеи относительно истории развития гуманистического общества и единства материального и духовного в развитии человека.

Важным для нашего исследования стали исторически сложившиеся положения о социальной обусловленности развития человека как личности, и, в частности, историко-культурные подходы и взгляды общества на социальное развитие слабовидящих и незрячих людей, а также теоретические положения отечественной психологии и педагогики, тифлопедагогики и социальной педагогики о развитии личности ребенка в дошкольном возрасте.

Для обоснования модели адаптации нами использованы основные положение общей теории обучения, теории адаптации ребенка в социумепринципы коррекционной педагогики по проблеме коррекционно-компенсаторного развития.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили:

— основные положения в области психологической теории личности (А.Г. Асмолов, Б. Г. Ананьев, JT.C. Выготский и др.);

— основные положения в области теории и методологии социальной педагогики и социальной работы (В.Г. Бочарова, С. И. Григорьев, М. П. Гурьянова,.

B.И. Загвязинский, А. В. Мудрик, М. М. Плоткин, Г. Н. Филонов, Н.М. Шинка-ренко и др.);

— исследования в области социальной работы с семьей (А.И. Антонов,.

C.А. Беличева, Г. П. Головина, Л. Д. Демина, И. А. Зимняя, А. И. Остроухова, B.C. Торохтий и др.);

— исследования по проблеме социальной адаптации и интеграции ребенка с нарушением зрения (JI.A. Григорян, В. А. Зинченко, Н. Н. Малофеев, Р.Д. Мак-сютова, Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина, Л. И. Солнцева и др.);

— исследования в контексте вариативно-программного подхода к интеграции детей с ограниченными физическими возможностями в здоровую среду сверстников и открытый социум (С.И. Денега, Э. И. Леонгард, А. С. Морова, В. И. Симоньянц и др.);

— идеи развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста (А.А. Леонтьев, Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, О. М. Дьяченко, С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова и др.);

— труды, раскрывающие значимость общения в коммуникативной деятельности ребенка (З.М. Богуславская, Р. С. Буре, Я. Корчак, В. А. Сухомлинский, А. Г. Рузская, В. А. Петровский и др.);

— исследования, связанные с изучением межличностных отношений детей (Ю.А. Афонькина, А. Д. Кошелева, Т. А. Репина, Г. А. Урунтаева и др.);

— исследования по вопросам социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями (А.В. Батова, А. Д. Виноградова, A.M. Волкова, Г. И. Репринцева, Н. Д. Шматко и др.).

База и методы исследования. Основными методами исследования послужили: опытно-экспериментальная работасистематизация социально-психологических, педагогических источникованализ отечественных и зарубежных исследований по адаптации и социализации детей дошкольного возраста с нарушениями зренияпедагогическое наблюдение (в том числе и включенное) — беседы, анкетирование родителей и других субъектов социокультурного пространстваколичественный и качественный анализ эмпирических данныхстатистические и графические методы обработки данных исследования. Исследование проводилось в условиях Крайнего Севера, на базе дошкольных образовательных учреждений № 18, 36, 90, 98 городов Норильска, Талнаха, Кайерка-на. Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, проводилась на базе ДОУ № 90 комбинированного вида. В исследование были включены семьи, воспитывающие дошкольников с различными нарушениями зрения, специалисты детской поликлиники № 1, работающие со слабовидящими детьмиНорильский центр повышения квалификации специалистов социальной сферы, Центр внешкольной работы города Норильска, отдел защиты детства Департамента образования, лицей искусств № 2, многопрофильная гимназия № 44, школа № 28, принимающие дошкольников с нарушениями зрения для обучения в начальные классы, Центр социальной психолого-педагогической реабилитации детей и подростков «Виктория», Музей развития Норильского промышленного района, Дворец творчества детей и юношества- 10 педагогов образовательных учреждений, 15 специалистов (тифлопедагоги, психологи, логопеды, медицинские и социальные работники). Исследованием были охвачены 60 детей с нарушениями зрения, а также 100 родителей.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в течение 9 лет с 1993 по 2003гг. и включало три основных этапа.

Первый этап (1993;1997 гг.). Изучение теоретических источников и методических материалов по проблемам социально-педагогической и коррекци-онной работы с дошкольниками, имеющими нарушения зренияизучение опыта работы по созданию условий, способствующих успешной адаптации таких детей в семье, дошкольном образовательном учреждении и открытом социуме. В тот период также была начата подготовительная работа к организации опытно-экспериментального исследования, налажены связи с кабинетом охраны зрения детей при детской поликлинике № 1 г. Норильска с целью раннего выявления семей, имеющих детей с ослабленным зрением, и взаимодействия с нимиустановлены творческие связи с офтальмологическими центрами, научно-исследовательскими медицинскими и педагогическими коллективами, дошкольными образовательными учреждениями других регионов России, направленные на комплексную и эффективную поддержку дошкольников с нарушениями зрения. Сформирована материально-техническая база для проведения опытно-экспериментальной работы на основе дошкольного образовательного учреждения № 90.

Второй этап (1998;2002 гг.). Выработка ряда гипотез исследования, теоретическое обоснование модели адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве, разработка программы и осуществление опытно-экспериментальный работы по созданию социально-педагогических условий адаптации дошкольника с нарушением зрения в социокультурном пространстве северного региона. Реализация индивидуальных программ адаптации дошкольника с нарушением зрения в современном социокультурном пространстве. Сравнительный анализ формирующейся модели в городах Норильск, Тал-нах, Кайеркан с моделями подобного типа в различных регионах страны (гг. Бийск, Азнакаево). Организаторская деятельность по разъяснению и вовлечению всех субъектов социокультурного пространства в социально-педагогическую деятельность со слабовидящими детьми и их семьями.

Третий этап (2002;2003 гг.). Обобщение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Проведение мониторинга по изучению изменений в процессе взаимодействия дошкольников с нарушениями зрения с социокультурными учреждениями региона, а также сравнительный анализ состояния проблемы в других регионах России, апробация и частичное внедрение результатов исследования в практику, оформление диссертационной работы.

Личное участие соискателя в проведении исследования заключается в разработке идей и апробации основных положений концепции на всех этапах исследования, в непосредственной организации и осуществлении опытно-экспериментальной работы, в создании и апробации теоретической модели адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве Крайнего Северав осуществлении теоретического анализа эффективности социально-воспитательной работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, и обобщении ее результатов.

Научная новизна результатов исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании модели адаптации дошкольников с нарушениями зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида, предполагающая активное участие дошкольников с нарушениями зрения в более широкой, разнообразной жизни и общении со здоровыми детьмипризнание приоритетной роли семьи и социального окружения как необходимого условия оптимизации социально-педагогической и социокультурной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Выявлены особенности адаптации дошкольников с нарушениями зрения с учетом факторов социокультурного пространства (климатогеографических, техногенных, социально-экономических, биологических).

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что впервые разработаны принципы и подходы к проблеме интеграции и адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве средствами социальной работы. Определены пути и средства приобщения слабовидящих детей к здоровому сообществу сверстников, создан научно-методический инструментарий организации интегрированного образа жизни детей с нарушением зрения в дошкольном учреждении комбинированного вида в условиях Крайнего Севера.

Теоретическая модель, апробированная в опытно-экспериментальном поиске, позволяет успешно решать задачи социальной адаптацию и интеграции при условии комплексного и межведомственного взаимодействия с семьей и другими общественными институтами.

Практическая значимость результатов исследования заключается в создании практической модели адаптации дошкольников с нарушениями зрения, разработке содержания и методики социально-педагогической работы, направленной' на формирование устойчивого социально-адаптивного поведения детей с нарушением зрения в условиях социокультурного пространства Крайнего Севера.

Предлагаемые диссертантом методические рекомендации могут быть использованы в качестве социально-педагогического инструментария для социальных педагогов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, что позволит им анализировать потребности семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, изучать интересы, склонности и способности слабовидящего ребенка, определять область адаптационных возможностей, повысить эффективность взаимодействия всех субъектов социокультурного пространства в процессе адаптации дошкольников с нарушениями зрения. Разработанной спецкурс по досугово-развивающей деятельности с применением различных социокультурных технологий ориентированы на музыкальных руководителей, специалистов учреждений культуры, организаторов культурно-досуговой деятельности по месту жительства детей Норильского региона.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической оснащенностью и соответствием методов исследования его задачам и логике, широтой исследуемого материал, обеспечивающего сопоставимость и взаимопроверяемость фактов, положений и выводов исследования. Результаты получены на основе многолетнего исследования, включая опытно-экспериментальную работу, в том числе в собственной практической деятельноститакже изучены проблемы в историческом и мировом контекстах.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились посредством публикаций, участия в конференциях, семинарах по теме исследования, а также выступлений автора на региональных научно-практических конференциях: «Формирование здорового образа жизни дошкольников с нарушениями зрения» (г. Норильск, 1994 г.), посвященной вопросам построения щадящего режима при работе со слабовидящими детьми- «Адаптация дошкольников с нарушениями зрения в современном социокультурном пространстве» (г. Талнах, 1996 г.) — на региональной конференции «Детский сад — путевка в XXI век» (г. Норильск, 2000 г.) с участием ученых Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярского края, на ежегодных августовских совещаниях работников образования Норильского промышленного района. Основные положения и результаты диссертационного исследования систематически докладывались на педагогических советах образовательных учреждений Норильского промышленного района, осуществляющих опытно-экспериментальную деятельность (1993;2003 гг.) — на семинарах для педагогов дошкольных образовательных учреждений, в Норильском центре повышения квалификации специалистов социальной сферы, а также в образовательных учреждениях при внедрении разработанной автором модели адаптации детей с нарушениями зрения в социокультурном пространстве. Материалы диссертационного исследования нашли свое отражение в грантовой программе «Новый день», организованной Акционерным коммерческим банком «РОСБАНК» совместно с ЮНИСЕФ (2001 г.), в разработанных автором методиках по основным аспектам взаимодействия всех субъектов социокультурного пространства в процессе адаптации дошкольников с нарушениями зрения в условиях Крайнего Севера.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Социальная адаптация дошкольников с нарушениями зрения — целостная, многоуровневая система медико-психолого-социально-педагогических средств, направленных на включение слабовидящего дошкольника в социокультурную среду, где индивид как полноправный субъект находится в центре процесса адаптации и активно участвует во всех сферах жизни;

2. Социальная адаптации дошкольника с нарушением зрения может быть успешна при условии активного слияния общественного и семейного воспитания, так как семья является одним из приоритетных социальных институтов, особенно приближенных к ребенку и тем самым имеет большие потенциальные возможности во влиянии на социальное развитие ребенка.

3. Необходимыми условиями эффективности социальной адаптации слабовидящих детей в социокультурное пространство выступают: интеграция детей с нарушением зрения в здоровое детское и взрослое сообществосоздание предметно-развивающей среды, обеспечивающие самостоятельный, разносторонний контакт дошкольников с нарушениями зрения в социуме на основе содержательной и разнообразной детской деятельности с эмоционально-положительным потенциалом социального опыта общения и доверия к окружающему миру.

4. Эффективным механизмом успешной адаптации дошкольников с нарушением зрения (особенно в условиях Крайнего Севера) является организация модели взаимодействия всех социальных институтов в работе с детьми и их семьями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сложившаяся в стране экономическая и социальная ситуация, и, как следствие, разноуровневые специфические проблемы, возникшие перед ребенком с нарушениями зрения и воспитывающей его семьей, обуславливают необходимость анализа существующих социально-педагогических подходов в процессе адаптации дошкольников, имеющих нарушения зрения, в социокультурном пространстве Крайнего Севера. О важности решения данной проблемы адаптации свидетельствует и тот факт, что наблюдается увеличение количества детей с нарушениями зрения.

Исследование, проведенное в Норильском промышленном районе и ряде других северных городов, посвященное проблеме адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве, показало, что дети со зрительными отклонениями в неблагоприятных климатогеографических условиях нуждаются в комплексной реабилитации, социально-педагогической поддержке на основе эффективного взаимодействия государственных и негосударственных социальных институтов. Комплексная реабилитация должна сочетать медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку.

Деятельность по адаптации ребенка с нарушениями зрения мы рассматриваем как систему мер, направленную на качественное усвоение общественных отношений через активность самого дошкольника. Эффективность этой деятельности во многом зависит от степени выявления и характера зрительного нарушения, особенностей здоровья, а также от степени и своевременности вовлечения дошкольника с нарушением зрения в систему мер, направленных на повышение адаптивных возможностей.

Историко-педагогический анализ вопроса отношения общества к людям, имеющим нарушения зрения, демонстрирует исходное противоречие, борьбу двух основных противоположных тенденций: негативной, отвергающей, и позитивной, интегративной. Исследование эволюции отношения общества и государства к слабовидящим и слепым людям позволило выделить переломные моменты. Они охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетияпуть общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции их в здоровую среду. Последний подход, принятый в настоящее время всем цивилизованным миром, предполагает гуманизацию государственной политики в отношении детей, имеющих нарушения зрения, создании механизмов ее реализации.

Анализ современных подходов к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста со зрительными отклонениями вскрывает существующие недостатки и преимущества. Дифференцированное воспитание и обучение предполагает помещение ребенка с определенными нарушениями зрения в специальное дошкольное образовательное учреждение, что заведомо ведет к делению детей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, уменьшению набора социальных ролей, девиациям в развитии и поведении, снижению социальной активности.

Другой, противоположный, подход — интегративный, который предполагает воспитание, обучение, лечение и так далее в среде здоровых сверстников.

В исследовании представлена деятельность дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида, которая внедряла данный подход в своей деятельности. ДОУ, как элементы социума, в современных условиях призваны выполнять государственный заказ по воспитанию, формированию и развитию личности, удовлетворению творческих и образовательных потребностей, адекватных возможностям здоровья.

Адаптация дошкольников с нарушениями зрения — это процесс приспособления ребенка к условиям социокультурного пространства и показатель успешности этого процесса. Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида, в котором дошкольники с нарушениями зрения находятся вместе со здоровыми детьми, является, как показало исследование, оптимальным учреждением, в котором воспитанники в полном объеме без дополнительных финансовых затрат получают всестороннюю квалифицированную медикопсихологическую, социально-педагогическую и специальную коррекционную поддержку.

В процессе адаптации в социокультурном пространстве ребенок дошкольного возраста с нарушением зрения усваивает нравственно-этические, эстетические ценности и социальные навыки, традиции общества.

Предлагаемая социально-педагогическая концепция работы с детьми, имеющими нарушения зрения, заключается в объединении усилий всех субъектов социокультурного пространства, создании безопасной предметно-развивающей среды, в организации практико-ориентированных семинаров для родителей и их ближайшего окружения, повышении квалификации для педагогов и специалистов, работающих со слабовидящими детьми, мобилизации финансовых и административно-управленческих ресурсов северного региона. На основе социально-педагогической концепции была разработана модель успешной адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве Крайнего Севера. Алгоритм эффективного взаимодействия всех субъектов социокультурного пространства, отработанный в Норильском регионе в организации социально-педагогической поддержки детей дошкольного возраста с нарушениями зрения может быть применен в других регионах России.

В модели адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве в суровых климатических условиях Заполярья большое значение имеет компонента взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей и другими социальными институтами. Она должна учитывать особенности социокультурного пространства конкретного региона, в нашем опыте — северного, и соответствовать региональным, социально-экономическим и природным условиям.

Творческой группой на примере дошкольных образовательных учреждений Заполярья доказана эффективность сочетания коррекционной медико-психологической и социально-педагогической работы в процессе интеграции дошкольников с нарушениями зрения в здоровую среду сверстников.

В рамках данного подхода значительное место отведено изучению семьи как важнейшего фактора адаптации ребенка, имеющего нарушения зрения, тенденций, влияющих на развитие и формирование личности дошкольника с нарушениями зрения в семье.

Рассмотрение особенностей семей, воспитывающих таких детей, раскрытие их проблем на психологическом, социальном и соматическом уровнях показывает, что в отечественных условиях переходного к рынку периода они остро нуждаются в социально-экономической помощи, включающей медицинский и психолого-педагогический аспекты.

Прогрессивные в отечественной и мировой практике пути решения проблемного поля семьи, воспитывающего дошкольника с нарушениями зрения, свидетельствуют, что семья должна стать открытым социально-педагогическим институтом. Эффективность процесса адаптации ребенка в окружающей действительности во многом зависит от привлечения совокупного потенциала социума, где каждая отдельная структура, каждое отдельное звено имеют свои ресурсные возможности. Очень важно выявить как можно больше ресурсных систем, скоординировать их потенциал, давая тем самым больше возможностей дошкольнику с нарушениями зрения удовлетворить свои потребности и нужды, решить свои проблемы.

В процессе исследования творческой группой был обобщен педагогический опыт работы с семьями, имеющими детей дошкольного возраста со зрительными отклонениями, но не посещавших дошкольное образовательное учреждение, и разработаны рекомендации по вопросам адаптации данных детей в окружающей среде.

Методические рекомендации в адрес семьи и других субъектов социальной сферы по созданию условий, способствующих интеграции дошкольников с нарушениями зрения в социокультурное пространство, разработанные автором, были внедрены в работу педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений: Норильского промышленного района, Алтайского края,.

Среднего Поволжья, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Якутии, города Воркуты и других северных регионов России.

Сущность успешной адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве состоит в приспособлении ребенка к условиям социальной среды, в активном взаимодействии с окружающими людьми, в адекватности поведения ребенка в условиях окружающей действительности. Важным аспектом адаптации дошкольников с нарушениями зрения является принятие им социальной роли, что является одним из основных социально-психологических механизмов общей социализации личности. Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно дошкольник с нарушением зрения воспринимает себя и свои связи с окружающим миром.

Социально-педагогическими условиями успешной адаптации дошкольников с нарушениями зрения в современном социокультурном пространстве заполярного региона выступают:

— ранняя интеграция в здоровое детское сообщество детей дошкольного возраста с нарушениями зрения;

— формирование у дошкольников с нарушениями зрения эмоционально-Y положительного отношения и доверия к окружающему миру;

— создание возможностей для самостоятельного непосредственного контакта ребенка со зрительными отклонениями с окружающей социальной действительностью через организацию предметно-развивающей среды;

— целенаправленное воздействие семьи, воспитывающего дошкольника с нарушениями зрения, рассматриваемая как открытая социально-педагогическая система;

— привлечение и использование потенциала субъектов социальной инфра-Л структуры как дополнительных ресурсных систем в области адаптации ребенка, имеющего зрительные отклонения.

Условия успешной адаптации детей с нарушениями зрения в социокультурном пространстве могут быть успешно организованы при внедрении специальных и социально-педагогических технологий, основанных на сотрудничестве с родителями, специалистами, социально-педагогическими и социально-культурными структурами, медицинскими учреждениями.

В процессе исследования было выявлено, что уровень адаптации дошкольников с нарушениями зрения зависит от характера зрительного нарушения, наличия вторичных отклонений, от факторов, оказывающих влияние на адаптационные возможности дошкольника с нарушением зрения, возможностей семьи и социума, от степени включенности в специальную социально-педагогическую работу.

Многолетние результаты проведенного исследования подтвердили положение выдвинутой гипотезы и позволили сделать вывод, что медико-психолого-педагогические, социальные, культурно-досуговые, спортивно-массовые службы, действующие по месту жительства, являются важным звеном всей системы адаптации дошкольников с нарушениями зрения.

Исследование, проведенное в Норильском промышленном районе и ряде регионов России, посвященное проблеме адаптации дошкольников с нарушениями зрения в социокультурном пространстве Крайнего Севера, доказало, что организация комплексной реабилитации и социально-педагогической поддержки слабовидящих детей и их родителей возможна на основе эффективного взаимодействия государственных и негосударственных социальных институтов.

Особенности адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях Заполярья состоят в наличии специфических неблагоприятных факторов, усугубляющих патологию зрения детей, сложном социально-экономическом положении семей, ограниченности социально-педагогических возможностей социума, что заставляет применять в работе с дошкольниками с нарушением зрения дополнительные компенсационные меры медицинского, психологического и социально-педагогического характера.

В результате исследования были выделены биологические, экологические и социальные факторы, влияющие на адаптацию дошкольника с нарушением зрения в социокультурном пространстве в условиях Крайнего Севера.

Опытно-экспериментальная деятельность подтверждает положение о том, что успешность совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений с семьей и другими социальными институтами в процессе адаптации детей с нарушениями зрения в суровых климатических условиях Заполярья напрямую зависит от объединения усилий всех субъектов социокультурного пространства.

Настоящее исследование не претендует на полное разрешение обозначенных проблем адаптации детей с нарушением зрения в социокультурном пространстве и будет продолжено в направлении развития технологического подхода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А., Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии. М.: «Просведение», «Владос», 1995.-291 с. Асмолов Ю. В., Жукова В. И. На пути к образовательным стандартам: Справка об итогах II этапа конкурса на разраб. Федерал, компонентов гос. образоват. стандартов общ. образования М-ва образования РФ Учит, газ., 1996,27 февраля 9).
  2. А.Г. Загадки детского развития: [Как развивать детское мышление: Беседа с вице-президентом о-ва психологов РАН А.Г. Асмоловым] Нач. шк.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября», 1998 январь 1) 1−14.
  3. А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Автореф. дис. д.психол.н. МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. психологии. -М., 1996.-141 с.
  4. Л.Н. Общение воспитателя со старшими дошкольниками и его влияние на характер детских отношений Общение детей в детском саду и семье Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной М.: 1990. 34 с.
  5. В.И., Гнеушева А. Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. -М.: Просвещение, 1982. 127 с. Беличева А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. 221 с. Беличева А. Создание в России сети профессиональных служб как базы для практической подготовки специалистов по социальной работе Социальная работа: Вып. 9.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.-С. 98−102. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21.
  6. A.M. Лечебная педагогика в условиях детского реабилитационного Центра.- Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2000. 152 с.
  7. В.П. Интеграция лиц с нарушением зрения Дефектология. 1993.-№ 4 С 13−16 Гудонис В. П. Критерии оценки человека с депривацией зрения в античные времена Дефектология. 1996. 84-
  8. В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М. Воронеж, 1998. 288 с. Гуров В. Н., Селюкина Л. Я., Шинкаренко Н. Ф. Социальная педагогика в действии. Опыт работы школы № 26 г. Ставрополя: Метод, пособие для учителя.-Ставрополь, 1994.
  9. М.П. Социально-педагогические условия реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. М.: Изд-во ИПРС РАО, 2002. 80 с.
  10. М.П. Социально-педагогическая поддержка сельского населения: Методическое пособие. М., 2000. 184 с.
  11. . Церковь и религиозные организации Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации: Материалы Международной конференции. М., 1992. 90−91. 37. 38. 39. 40.
  12. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 541с. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Дошкольное воспитание. 2000. N 1. 41-
  13. Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Дошкольное воспитание. 2000. N 2. 44-
  14. Д. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1941.-279 с. Доронова Т. Н., Голубева Л. Г., Н. А. Гордова и др. Из детства в отрочество Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4−7 лет. М.: Просвещение, 2000. 143 с. 42.
  15. Т.Н., Гербова Г. Г., Гризик Т. И., Соловьева Е. В., Якобсон Г. «Радуга»: М., 1996. 189 с. Дьяченко О. М., Булычева А. И., Варенцова Н. С. и др. Образовательная работа в детском саду по программе Развитие. М.: Новая школа, 1996. 63 с. 44.
  16. Детский сад и семья Т. А. Маркова, Л. В. Загик, В. М. Иванова и др.- Под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1981. 176 с. Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей Сост. Н. Д. Шматко. М.: Аквариум, 1997. 128 с. 46.
  17. Джуринский. Педагогика: История педагогических идей. Педагогическое общество России. М., 2000 335 с. Доватур А. И. «Политика» Аристотеля Аристотель. Сочинения. М.: Мысль, 1984.-С. 38−52.
  18. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно методических материалов. М.: Издательство л е т 1996. 336 с.
  19. Дошкольные учреждения и семья единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников ДОУ Т. Н. Доронова, Е. В, Соловьева, А. Е. Жичкина, СИ. Мусиенко М.: Линка-ПРЕСС, 2001. -224 с. 50.
  20. А.В., Л.Д. Столяренко. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 400 с. Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Кн. для соц. педагогов и соц. работников. М.: Изд-во АСОПиР, 1995.-155C. 52. 53.
  21. А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста-М., 1986.-238 с. Зверева О. Л. Работа детского сада с молодой семьей. М., 1990. 43 с. Зимняя И. А. Профессиональные роли и функции социального работника (Общие проблемы подготовки специалиста) Рос. журнал соц. работы.1995.-№ 1.-С. 79−100.
  22. A.M. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации Дефектология. 1997. 5. 2 1 25. 56. 57.
  23. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада Я. И. Ковальчук. М.: Просвещение, 1981. 127 с. История Древнего Рима Под. ред. А. Г. Бокшанина, В. И. Кузищина.М.: Высшая школа, 1971.-195 с. Информационно-аналитический материал 1998−1999 учебного года. Норильск: УО, 1999. 87 с.
  24. А.Ф. Интеграция педагогических и социальных факторов как условие эффективной деятельности современной сельской школы. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2002.
  25. Иовчук Н. М, Медико-психолого-педагогическая коррекция школьной и социальной дезадаптации у детей и подростков в сельской местности: Методическое пособие. М.: Изд-во АСОПиР, 2000. 60 с. 61. 62.
  26. Н.Н. Организация детской среды. М.: Работник просвещения, 1
  27. Т.А. Социально-психологическая реабилитация детей с нарушенным зрением: автореф. дис. пед. наук-М., 1998. 20 с. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад: К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении: [опыт ясли-сада 45 «Родничок» г. Пскова] Дошкольное воспитание 1998 4 2−9.
  28. Т.Г. Культурология и социальная педагогика: линии сопряжения Современные проблемы культурологического образования: Сб. ст.М.: МГИК, 1993. 20−25. 65. 66.
  29. А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие: Для студентов фак. дошкол. образования вые. пед. учеб. заведений А. Д. Кошелева, В. И. Перегруда, О.А. Шаграева/: Под ред. О. А. Шаграевой, А. Козловой. М. :Academia, 2003. 166 с. 71.
  30. А.Д. Еще раз о родительской любви: [Эмоциональное развитие дошкольников] Дошкол. воспитание. 1995. 9. 70-
  31. А.Д. Роль близких в становлении эмоционального мироощущения ребенка: (В период перехода к школ, жизни) Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. Пермь, 2001. 90−104.
  32. И.Н. Роль христианской благотворительности и милосердия в социальной реабилитации аномальных детей: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1998.-16 с.
  33. Э.И. Право на интеграцию: [Беседа с президентом Центра по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей З. И. Леонгард о междунар. науч.-практ. конф. по проблемам обучения лиц с ограниченными возможностями, которую провело Москов. отделение Бюро ЮНЕСКО и М-во образования РФ] В едином строю, 2 0 0 1 5 С 20−21.
  34. З.И. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья как нормализующий фактор жизнедеятельности социума: [Глухие и слабослышащие дети] З. И. Леонгард Актуальные проблемы интегрированного обучения. М., 2001. 72−77. 76.
  35. Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. М.: Просвещение, 1979 102 с. Максютова Р. Д. Как помочь ребенку с нарушением зрения включиться в учебную деятельность: [Из опыта работы учителя нач. кл. учеб.-воспит.
  36. А. Ребенок с ограниченными возможностями Книга для родителей М: Педагогика Пресс, 1996 80 с. Маллендер О. Группа как средство активизации: облегчая самоуправляемые изменения Принцип активизации в социальной работе: Пер. с англ. Под ред. Ф. Парслоу. М.: Аспект Пресс, 1997. 150−168. 80.
  37. Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Автореф. дисс. д.п.н. М., 1996.- 46 с. Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами Дефектология. 1997. № 6.-С.З. 82.
  38. Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики Дефектология. 1996. 1. 3-
  39. Н.Н. Реабилитация средствами образования: социокультурный анализ современных тенденций Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. М.: Ин-т педагогических инновации, 1998. 97−106.
  40. Международная научно-практическая конференция по проблемам интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями): [Москва, 29−31 января 2001 г.: Программа конф. И обзор материалов] Б. М. Кулевая, З. И. Леонгард, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко Актуальные проблемы интегрированного обучения. М., 2001. 14−23.
  41. Н.С. Милосердие и социальная работа. Учебно-методические рекомендации. М.: РАО ЦСП, 1993. 52 с.
  42. Морова Н. С Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис. док. пед. наук-М., 1998 39 с. 87.
  43. Н.С. Теория и практика социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Йошкар-Ола, 1
  44. Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста. Дефектология. 1 998.№ 3.-0.49−57. 89. 90. 91. 92. 93. 94.
  45. Мудрик А.В. Введение
  46. Э.А. Социокультурные проблемы и формы решения: Парадигмы соц. взаимодействия. М.: ГНИЙ семьи и воспитания, 2001. 131с. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении РАО, Ин-т коррекц. педагогики. Рос. гос. б-ка для слепых: [Сост.: Н. Л. Анисимова, И. В. Новичкова, Л.И. Солнцева]. М.: Логос, 2001.-96 с.
  47. А.И. Развитие дошкольного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института. Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1999. 18 с.
  48. Ф.С. Воспитательные учреждения и Ведомства императрицы Марии. Очерки истории школы и педагогической мысли СССР. М., 1973.-С 217−233.
  49. Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 30 900 Дошкол. педагогика и психология, 31 100 Педагогика и методика дошкол. образ. М.: Academia, 2002. 186 с.
  50. Л.А. Бумажная пластика. Конструирование: 2−7 лет. М.: Карапуз, 2002.-15 с.
  51. Л.А. Мятые картинки: Бумажная пластика: Для тех, кому 3,4,5… М.: Карапуз, 2002. 16 с.
  52. Л.А. Киригами. Зоосад: Творч. конструирование из бумаги: 5−8 лет: Учеб.-метод. пособие: Для педагогов и родителей. М.: Карапуз, 2003.-18 с.
  53. Педагогика среды и методы её изучения Под ред.М. В. Крупениной.- М.: Работник просвещения, 1930. 240 с.
  54. И.Г. Лебединая песня Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1989. Т.2.-с. 208−399.
  55. Петровский В, А. Личность в психологии: парадигма субъектности: Доп. учеб. пособие для студентов вузов.- Ростов на Дону: Феникс, 1996. 509 с.
  56. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. 85 с.
  57. Л.В. Некоторые аспекты реализации средового подхода в процессе социального развития детей дошкольного возраста /Наука о дошкольном детстве традиции и современность. Материалы Международной юбилейной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А. В. Запорожца и 40-летию со дня основания института
  58. Л.И. Социальная адаптация ребенка с нарушением зрения в усу ловиях сенсорного воспитания: [Дошкол. возраст] Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. М., 1995. 5−28.
  59. Л.И., Григорян Л.А. Содержание
  60. Л.И. Влияние семейной ауры на самопроявление ребенка Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения. Ставрополь, 1997. 221−227. ПО. Плоткин М. М. Воспитательный процесс современной сельской школы: опыт, тенденции и перспективы развития. М.: Изд-во ИСПР РАО, 2002.-61 с.
  61. М.М. Социальное воспитание школьников: Монография.- М.: ИПСРРАО, 2003.-200с.
  62. Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошко льников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией: Автореф. дис. канд. пед. наук Ин-т коррекц. педагогики РАО. М., 1998. 19 с.
  63. Е.Н. Игры и упражнения для обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей подготовительной к школе группы: (Дидакт. пособие для учителей, воспитателей и родителей) Проблемы воспитания и социальной адаптации с нарушением зрения. М., 1995. 42−59. Л
  64. Подкол озина Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения Дефектология. 2001. 2. 84−88.
  65. Е.Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения Физ воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и нач. ш к 2 0 0 1 2 С 56−59.
  66. Т.А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка: [Дошкольники] Как помочь ребенку войти в современный мир? М., 1995. 27−33.
  67. Т.А., Смолева Т. О. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции Как помочь ребенку войти в современный мир?-М., 1995.-С. 33−48.
  68. .Ж. Адаптация ребенка на Севере М.: Медицина, 1979 192 с.
  69. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Рос. энциклопедия, 1993.- Т. 1. 607 с.
  70. Российская энциклопедия социальной работы Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой: В 2 т.- М., ИСР, 1997.- 769 с.
  71. Л. Основы общей психологии.- СПб и др.: Питер, 2000.705 с.
  72. Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений М., 2003 191с.
  73. В.В., Чулков А. В. Социальная ситуация в Норильском промышленном районе.- Норильск: Центр социальных исследований и консультирования АО «Норильский горно-металлургический комбинат имени А. П. Завенягина», 1999. 12 с.
  74. B.C. Концепция непрерывного культурологического образования Концепция образовательной политики РФ в сфере культуры: Круглый стол. СПб, 1995. 6−12.
  75. Г. Г. Кто поможет детям с ограниченными возможностями Безопасность. Информационный сборник. М., 1992. 6. 38−40.
  76. Г. Г. Социальная помощь и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Социологический анализ Материалы по курсам «Социальный педагог», «Социальный работник». М., 1995. 21с.
  77. Д. Семейная терапия как метод социальной работы //Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.- Тула, 1993.Т.1-С. 158−163.
  78. В.И. Обучение и лечение: (Роль учреждений доп. образования в работе с детьми с огранич. возможностями): [Центр техн. творчества г. Армавир Краснодар, край] Внешкольник. 2000. 2. 8−9.
  79. Л.И. Слепые и слабовидящие дети со сниженной умственной работоспособностью Ин-т коррекц. педагогики РАО М.: Б.и., 1998. 19 с.
  80. Социальная защита человека: региональные модели Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой.- М.: Изд-во АСОПиР РФ 1995.-192с.
  81. Социальная защита семьи и детей. Зарубежный опыт. М.: Комитет социальной помощи семье и детям Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. Центр общечеловеческих ценностей. ВНИК «Научно-методические и правовые основы деятельности специалистов по социальной работе», 1992. 95 с.
  82. Социально-культурная деятельность: История, теоретические основы, сфера реализации, субъекты, ресурсы, технологии.- Москва, 2001.- 136 с.
  83. Социальная педагогика. Опыт словаря-справочника Под ред. И. И. Калачёвой, Я. А. Коломинского НПО.- Минск, 2000. 215 с.
  84. Социальная педагогика: новые исследования.- М.: Изд-во ИПСР, 2
  85. Серия «Школа молодых учёных». Вып. 1. 80 с.
  86. Специалист культуры и досуга нового тысячелетия: Материалы «Круглого стола» Науч. ред. Т. Г. Киселёва, В. М. Чижиков.- М.: МГУКИ, 2000.127 с.
  87. Справочно-аналитический материал учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений Норильского Управления образования Красноярского края. Норильск: УО, 1999. 87 с.
  88. Справочник по офтальмологии Под ред. Э. С. Аветисова М.: Медицина, 1978−380 с.
  89. Т.Д. Интегративный подход к развитию открытой государственно-общественной системы образования: Монография. М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003.
  90. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т.Т.1 /Сост. Богданова О. С, Смаль В.З.- М.: Педагогика, 1979.- 352 с.
  91. Теория и практика высшего педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр. Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1987.-142 с.
  92. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт Отв. ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова.- В 2 т.- М.: — Тула, 1993.
  93. Теоретические основы базисной программы развития ребенкадощкольника «Истоки» Под ред. Л. Новоселовой, Л. Ф. Обуховой, Л. А. Парамоновой и др. Психол. наука и образование. 1996. 3. 6470. (Технологии развивающего образования).
  94. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Утверждено постановлением РФ от 1 июля 1995 г. 677 398 с.
  95. B.C. Психология социальной работы с семьей. М.: РАО ЦПС, 1996−218 с. .
  96. А.Г. брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. 367 с.
  97. Федоров В. Г. Предисловие к книге Г. Хафнера «Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в славе и образе». М.: Прогресс, 1984. 1−4.
  98. Г. Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке Педагогика.- 1996.-№ 6.- 35−40.
  99. Г. Н. Социально-педагогическая теория: сущность и тенденции развития Педагогика. 1997.- 6. 10−12.
  100. Г. Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики.- М.: АСОПиР РФ, 1998 60 с.
  101. Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии [зарубежный опыт] Дефектология. 1999. 1. 64−71.
  102. Хаснулин В.И. Введение
  103. Г. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе М.: Прогресс, 1984. 287 с.
  104. В.В. Психологические условия становления совместного действия со сверстниками у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. психол. наук. Рос. акад. образования, Исслед. центр семьи и детства. М., 1995.-23 с.
  105. Л.Г. Воспитание культуры общения старших дошкольников. М.: Просвещение, 1998.-48 с.
  106. А.Д. Актуальность трудового воспитания дошкольников. М.: Просвещение, 1997. 28 с.
  107. Л.М. Психолого-педагогическое сопровождение при интегрированном обучении детей с проблемами в развитии Психологопедагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: СПб ГУМП, 1998. 11−14.
  108. Человек и неблагоприятные условия социализации (Материалы республиканских семинаров). Якутск, 1999. 80 с.
  109. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во Ин-т практической психологии, Воронеж НПО «МОДЭК», 1995. 416 с.
  110. Н.В. Призрение детей в воспитательных домах, СПб, 1901. 24.
  111. Т.Ф. Социальная педагогика и социальная работа в контексте международного сотрудничества. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1998.-230с.
  112. О.А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших дошкольников: Монография. М.: Издательство ИПСРРАО, 2002.-104с.
  113. Evguenia Filippova. La manuel scolaire: une approche scientifique.// La lang Frangaise- 7−8, fevrier. 2000. P. 3. 163. Le coUoque international des professeurs de franais a Minsk. Greta Tchesnovitskova. La land Franaise- 1−2, fevrier. 2000. P. 8.
  114. Emmannol Thevenon. Travail des femmes: une irresistible ascension. La lang Fran9aise- 11−12, mars 2000. P. 4.
  115. Florence Raynal. Les Femmes, championnes de 1 education.// La lang Fran9aise- 11−12, mars 2000. P. 6.
Заполнить форму текущей работой