Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нравственное воспитание умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следующее педагогическое условие предполагало включение учащихся в воспитывающие жизненные ситуации, способствующие выработке нравственных поступков и закреплению их как привычки в поведении. Воспитывающие жизненные ситуации — это специально организованные педагогом сложные условия для школьника, включающие в себя противоречия между требованиями социума и уровнем развития личности, или между… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания умственно отсталых детей средствами внеучебной театрализованной деятельности
    • 1. 1. Сущность и содержание понятия «нравственное воспитание»
    • 1. 2. Нравственные ценности как философские, психологические, социологические и педагогические явления
    • 1. 3. Возможности внеучебной театрализованной деятельности в нравственном воспитании умственно отсталых детей
  • Глава 2. Особенности нравственного развития учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида
    • 2. 1. Критерии оценки и уровни сформированности нравственной воспитанности
    • 2. 2. Своеобразие нравственной воспитанности умственно отсталых учащихся младших классов
  • Глава 3. Опыт организации нравственного воспитания умственно отсталых детей во внеучебной театрализованной деятельности
    • 3. 1. Модель нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности
    • 3. 2. Содержание и методы работы, формирующей нравственные качества личности умственно отсталого ребенка
    • 3. 3. Результаты внеучебной театрализованной деятельности умственно отсталых младших школьников в нравственном становлении, их значимость в образовательном процессе
    • 3. 4. Педагогические условия эффективности нравственного воспитания умственно отсталых детей во внеучебной театрализованной деятельности

Нравственное воспитание умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Воспитание нравственной личности приобретает в современном мире особую актуальность в связи с все более усиливающейся технократизацией общества в целом, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной его поляризации, прагматизацией установок людей, снижением уровня нравственных барьеров (запретов), масштабным глобальным экономическим кризисом, экологическими изменениями и многими другими причинами.

Сегодня государство делает ряд значимых шагов для повышения качества образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Вышедшие в последние годы нормативно-правовые акты (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др.) отмечают необходимость усиления функций воспитания в работе образовательных учреждений. Цель специального образования определена в «Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья» (2010) как «введение в культуру» ребенка с особыми образовательными потребностями при помощи, специальных методов, приемов, средств обучения и расширением образовательного пространства.

Несмотря на тенденции к инклюзии, преобладающей формой получения образования умственно отсталыми детьми продолжает оставаться обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В этой связи особую важность представляет поиск наиболее эффективного содержания нравственного воспитания умственно отсталых школьников. Существенная роль в формировании основ нравственного воспитания учащихся принадлежит начальному этапу обучения, поскольку в младшем школьном возрасте происходит повышение ответственности умственно отсталого ребенка, расширяется круг его общения, формируется область обязанностей, определяющихся принятыми нравственными ценностями.

Большой' вклад в разработку проблем нравственного воспитания умственно отсталых детей внесли отечественные исследователи (A.C. Белкин, JI.C. Выготский, Г. М. Дульнев, М. И. Кузьмицкая, В. Ф. Мачихина, Н. Г. Морозова, Т.И. По-роцкая, Б. П. Пузанов, В. Н. Синев, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева и др.).

Нравственное воспитание умственно отсталых младших школьников осуществляется в различных видах деятельности. Внеучебная деятельность, в отличие от учебной, не регламентируется едиными обязательными программами, функционирует на добровольной основе, охватывает значительное по объему время в распорядке дня воспитанников, располагает дополнительными и более существенными по сравнению с учебным процессом возможностями воспитательного влияния на формирование нравственных качеств личности младших школьников (Г.В. Васенков, В. М. Мозговой, А. Н. Смирнова, Е. Д. Худенко и др.). Среди различных видов внеучебной деятельности выделяют спортивную, трудовую, художественную, в состав которой входит театрализованная деятельность.

Искусство всегда занимало ведущее место в воспитании подрастающего поколения. Значительна роль драматизации и театрализованной деятельности в системе воспитания детей с особыми образовательными потребностями (И.Г. Вечканова, В. В. Заболтана, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведева, A.B. Никитина, JI.A. Повстян, И. В. Семенченко и др.). JI.C. Выготский рассматривал театрализованную деятельность, как один из наиболее распространенных и доступных детям видов творческой активности, отражения жизненных впечатлений, использующим различные символические конструкции, синтезирующим единство игры, речи, выразительного движения, музыки, зрительного образа.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о недостаточной степени разработанности проблемы организации нравственного воспитания умственно отсталых учащихся во внеучебной театрализованной деятельности.

Таким образом, социальная значимость проблемы, анализ научно-педагогической литературы и практического опыта организации нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности позволил выявить ряд существенных противоречий между: — потребностью общества в нравственном воспитании умственно отсталых школьников и реальными возможностями его осуществления во внеучеб-ной театрализованной деятельности, а также недостаточным уровнем осознания важности этой проблемы;

— необходимостью повышения эффективности нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников и недостаточной разработанностью научного и методического, а также кадрового обеспечения этого процесса во внеучебной театрализованной деятельности;

— своеобразием возрастных и психолого-педагогических особенностей умственно отсталых учащихся и недостаточным его учетом в ходе нравственного воспитания младших школьников в процессе внеучебной театрализованной деятельности.

Таким образом, существующие противоречия определяют актуальность нашего исследования, а недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Нравственное воспитание умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности».

Вышеперечисленные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия эффективности нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников в процессе внеучебной театрализованной деятельности?

Цель исследования: определить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности.

Объектом исследования является процесс нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности.

Предмет исследования — педагогические условия эффективности процесса нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса нравственного воспитания младших школьников с нарушением интеллекта во внеучебной театрализованной деятельности повысится, если:

— учитывается своеобразие нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности;

— обеспечивается внедрение в педагогический процесс модели нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности, включающей следующие компоненты: цель, задачи, принципы (общие, частные, специфические), общие факторы воспитания, адаптированное возможностям детей содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат;

— определены критерии и показатели, позволяющие отслеживать динамику развития уровней нравственной воспитанности младших школьников и результативность нравственного воспитания-младших школьников во внеучебной театрализованной деятельностивыявлены уровни сформированности нравственной воспитанности младших школьников: относительно высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий;

— учитывается и последовательно реализуется совокупность основных взаимосвязанных педагогических условий эффективности нравственного воспитания младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности.

Поставленная цель и сформулированная гипотеза определили следующие задачи исследования.

1. Уточнить понятия «нравственное воспитание умственно отсталого младшего школьника», «внеучебная театрализованная деятельность умственно отсталых младших школьников», раскрыть своеобразие нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности.

2. Определить критерии, показатели, выявить и охарактеризовать уровни нравственной воспитанности умственно отсталых младших школьников.

3. Разработать и апробировать модель нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий эффективности нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов, посвященные:

— системному подходу и общей теории систем (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, У. Бронфенбреннер, М. С. Каган, Ф. Ф. Королев, В. Н. Садовский, Ю. П. Сокольников, Э. Г. Юдин и др.) — теории деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, В. П. Зинченко, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. Н. Филонов и др.) — поэтапному формированию умственных действий (П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, Н.Ф. Талызина) — концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б. Эльконин);

— концепции культурно-исторического подхода к развитию высших психических функций (Л.С. Выготский);

— компенсации нарушенных функций (П.А. Анохин, А. Р. Лурия, A.A. Ухтомский) — положению о единстве законов развития нормальных и умственно отсталых детей и качественном своеобразии развития ребенка с нарушением интеллекта (А.Н. Бернштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Граборов, Л. В. Занков, П. Ф. Каптерев, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, И. М. Соловьев, Г. Я. Трошин);

— проблемам оптимизации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. А. Караковский, H.H. Малофеев, Н. М. Назарова, М. М. Поташник, Т. И. Шамова, И. М. Яковлева, Е. А. Ямбург и др.) — концепции воспитания учащихся, отвечающей особенностям социокультурной ситуации и задачам обновления образования (A.B. Антонова, Л. Г. Арчажникова, Е. В. Бондаревская, Г. В. Васенков, О. С. Газман, В. Г. Горецкий, O.A. Денисова, Е. Г. Замолоцких, И. П. Иванов, Л. М. Кобрина, В. М. Мозговой, Л. А. Рапацкая, А. З. Свердлов, Н. М. Сокольникова, В. В. Ткачева и др.).

Положения о сущности коррекционного образования, нравственного воспитания, формирования нравственной культуры детей и подростков всех категорий легли в основу научных направлений, базирующихся на:

— организации коррекционных мероприятий в единстве диагностики и преодолении нарушений процесса развития (J1.C. Выготский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В.Г. Петрова) — разработке специальных принципов психолого-педагогического изучения детей (С.Д. Забрамная, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф) — коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Д.И. Азбукин, А. К. Аксенова, Т. А. Власова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Т. Н. Головина, A.A. Дмитриев, Г. М. Дульнев, Е. А. Екжанова, И. А. Коробейников, Т. М. Лифанова, Ю. Т. Матасов, В. Ф. Мачихина, О. С. Орлова, М. Н. Перова, В. Г. Печерский, Б. И. Пинский, Т.И. Пороц-кая, Е. А. Стребелева, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, O.E. Шаповалова и др.) — педагогической дифференциации учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии (Н.М. Барская, В. В. Воронкова, И. Г. Еременко, В. Г. Петрова и др.);

— теории нравственного воспитания подрастающего поколения (Т.В. Алышева, И. М. Бгажнокова, A.C. Белкин, О. С. Богданова, Н. И. Болдырев, З. И. Гордин, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзон, В. И. Петрова, Б. П. Пузанов, Л. И. Рувинский, С. Ю. Сенатор, В. Н. Синев, В.А. Сласте-нин, Э. И. Сокольникова, И. Ф. Харламов и др.);

— методике и методологии обучения театрализованной деятельности (А.Ю. Гончарук, А. П. Ершова, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, O.K. Крамаренко, Т. Г. Пеня, A.B. Степанова, Е. К. Чухман и др.) — специфике использования театрализованной деятельности в воспитании детей с проблемами в развитии (Л.Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Г. А. Волкова, О. П. Гаврилушкина, Е. А. Екжанова, В. В. Заболтана, Е. А. Медведева, A.B. Никитина, Е. Д. Худенко и др.).

Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач были применены следующие методы исследования: теоретические: теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный), обобщение, анализ литературы, моделированиеэмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, психодиагностика (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся, аудиои видеозаписей, психолого-медико-педагогической документации,'фотови-деоциклография, анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование, ранжирование, социометрия), педагогический эксперимент, аудиторский анализ, экспертная оценкастатистические: математическая и статистическая обработка, качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

Базой исследования явились специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида для умственно отсталых обучающихся и воспитанников: детский дом № 9, школа № 991, школы-интернаты №№ 99, 105, центр образования № 1867 г. Москвы. Опытно-экспериментальным изучением было охвачено 112 воспитанников. Это дало нам возможность получить репрезентативный эмпирический материал для теоретического осмысления и качественной оценки.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1992;1994 гг.) — подготовительный. На данном этапе была определена область исследования и осуществлен анализ философской-, психологической, педагогической литературы, исследовалось состояние проблемы нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников в педагогической практикебыли сформулированы проблема, задачи исследования, другие его исходные параметры, выдвинута общая гипотеза исследованияуточнялась методика экспериментальной работы, проводились подготовительный и констатирующий этапы экспериментальной работы.

Второй этап (1994;2006 гг.) — основной. В данный период был проведен обучающий эксперимент, заключающийся во внедрении в воспитательный процесс комплексного научно-методического обеспечения и разработанной нами модели нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности, далее осуществлялось накопление и обобщение теоретических и практических материалов, что позволило теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности.

Третий этап (2006;2010 гг.) — заключительный. На данном этапе проверялись теоретические положения, основные выводы исследования, осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, их литературное оформление.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— уточнены понятия «нравственное воспитание умственно отсталого младшего школьника» как один из аспектов воспитания, направленный на формирование нравственной личности умственно отсталого ребенка- «внеучебная театрализованная деятельность умственно отсталых младших школьников», проводимая образовательными учреждениями во внеурочное время, основанная на добровольном участии с учетом интересов детей, при развитии их активности, самодеятельности;

— разработана диагностическая система оценки эффективности нравственного воспитания умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста;

— разработана и внедрена модель нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной*театрализованной деятельности;

— обоснована и апробирована совокупность педагогических условий эффективности нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

— расширено представление о личностных особенностях умственно отсталых детей;

— определены методологические подходы к нравственному воспитанию во внеучебной театрализованной деятельности умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста;

— обоснована роль внеучебной театрализованной деятельности в развитии нравственных качеств личности умственно отсталого ребенка;

— исследовано своеобразие нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности;

— определены критерии, показатели, охарактеризованы уровни нравственной воспитанности умственно отсталых младших школьников, позволяющие осуществлять дифференцированный подход в воспитании учащихся специальных (коррекционных) учреждений У1П вида.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано комплексное научно-методическое обеспечение по проблеме исследования, которое включает две группы исследовательских материалов, регламентирующих опытно-экспериментальную работу, ее задачи, содержание и организацию: перспективный план экспериментальной работы, научно-методические рекомендации, программирующие изучение уровней нравственной воспитанности умственно отсталых младших школьников и позволяющие фиксировать результаты исследования для статистико-математической обработки. Разработанные материалы могут быть использованы в дальнейших исследованиях, в создании учебно-методических пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, дефектологических факультетов учреждений высшего профессионального образования, в обосновании содержания рабочих программ, в планировании спецкурсов, практикумов, дисциплин по выбору, в организации педагогической практики.

Достоверность и надежность результатов исследования определяются обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, решением поставленных задач с позиции концепции системного понимания воспитания, соответствием применяемых теоретических, эмпирических и математических методов исследования, адекватных его предмету и задачам, теоретической разработкой и экспериментальной проверкой основных положений исследования, использованием на практике его результатов, продолжительным опытом работы соискателя в качестве воспитателя, педагога дополнительного образования, социального воспитателя, педагога-организатора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе в образовательных учреждениях г. Москвы с 1992 г. по настоящее время.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида г. Москвы. Участники эксперимента под руководством соискателя становились победителями Московского фестиваля детского творчества «Надежда» (1995, 1996, 1997). Результаты исследования докладывались на международных научно-практических конференциях в Москве (2006, 2008) и Волгограде (2008) — всероссийской конференции в Чебоксарах (2006) — межрегиональной научной конференции в Кирове (2007) — межвузовской научной конференции молодых ученых (с международным участием) в Москве (2008) — на заседании Детского общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка (2010) — на IV региональной детской конференции в Москве (2010) — на заседаниях методических объединений педагогов образовательных учреждений г. Москвы, на заседаниях кафедры олигофренопедагогики Ml ГУ им. М. А. Шолохова (1997;2009). По теме исследования разработаны и прочитаны лекции в Ml’l У им. М. А. Шолохова и его филиалах (представительствах) в Ижевске, Рязани, Ступино, Туле. Результаты исследования используются в работе со студентами. Они нашли отражение в 20 публикациях автора.

Основные положения исследования выносимые на защиту.

1. Нравственное воспитание во внеучебной театрализованной деятельности, основанной на образности, влиянии на эмоциональное состояние, как целенаправленный процесс формирования положительных качеств личности, осложнено фрагментарностью нравственных представлений, недостаточной осознанностью, трудностями усвоения правил поведения в жизненных ситуациях, прогнозирования своих поступков и действий умственно отсталыми младшими школьниками.

2. Разработанные критерии, конкретизированные показатели позволяют отслеживать динамику развития уровней нравственной воспитанности умственно отсталых младших школьников и результативность их нравственного воспитания во внеучебной театрализованной деятельности: проявление интереса, стремление к нравственному поведению во внеучебной театрализованной деятельностиполнота и объем нравственных представлений и понятийубеждение в необходимости ценностного отношения к людямготовность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношенийспособность дать адекватную оценку собственному поведению и поступкам окружающихналичие практического опыта готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведениистепень самостоятельности в нравственном выборе в ходе преодоления проблем (трудностей, препятствий), связанных с соблюдением нравственных требований, норм и правил поведения.

3. Модель нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности включает следующие компоненты: цель, задачи, принципы (общие, частные, специфические), общие факторы воспитания, содержание, адаптированное к возможностям детей, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат.

4. В ходе исследования теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективности нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности: 1) сочетание формирования у младших школьников нравственных представлений и понятий с организацией проявления у них нравственной воспитанности в конкретной жизненной ситуации- 2) создание воспитывающих жизненных ситуаций, способствующих выработке нравственных поступков и закреплению их как привычки в поведении- 3) создание нравственной среды в классном коллективе младших школьников- 4) использование игры в процессе нравственного воспитания младших школьников- 5) индивидуальный подход в нравственном воспитании младших школьников- 6) повышение профессиональной компетентности педагогических работников и учителей-дефектологов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Основные выводы исследования.

1. Выявлена специфика становления нравственной воспитанности умственно отсталых детей с учетом психологической структуры внеучебной театрализованной деятельности и индивидуально-типологических особенностей. Для умственно отсталых младших школьников характерными являлись следующие особенности: бедный и фрагментарный опыт социальных отношений, ограниченный запас сведений нравственного содержания, пониженная мотивация к общению, несамостоятельность, отсутствие чувства меры, неспособность предвидеть последствия собственных действий, определить линию поведения. Нарушения формирования и обобщения сенсорно-перцептивного опыта, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи умственно отсталых детей, их ограниченный жизненный опыт накладывают существенный отпечаток на приобретение нравственной воспитанности, которая развивается лишь в элементарном виде.

2. Выделены общетеоретические основы исследования проблемы нравственного воспитания умственно отсталых детей, раскрыты сущностные характеристики основных понятий исследования, таких как: «нравственное воспитание умственно отсталого младшего школьника», «внеучебная театрализованная деятельность умственно отсталых младших школьников».

3. Определены критерии, показатели, позволяющие отслеживать дйнамику развития уровней сформированности нравственной воспитанности умственно отсталых младших школьников и результативность нравственного воспитания умственно отсталых детей младшего школьного возраста во внеучебной театрализованной деятельности: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный.

4. Выявлены и охарактеризованы уровни развития нравственной воспитанности (относительно высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий).

5. Разработана и внедрена модель нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности, включающая следующие компоненты: цель, задачи, принципы, общие факторы воспитания, содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат.

6. Созданы и апробированы пособия, программирующие опытно-экспериментальную работу, ее задачи, содержание и организациюметодические рекомендации, позволяющие изучать уровни нравственной воспитанности умственно отсталых младших школьников, фиксировать результаты для стати-стико-математической обработки.

7. Теоретически и экспериментально обоснована роль педагогических условий эффективности нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников в процессе внеучебной театрализованной деятельности: 1) сочетание формирования у младших школьников нравственных представлений и понятий с организацией проявления у них нравственной воспитанности в конкретной жизненной ситуации- 2) создание воспитывающих жизненных ситуаций, способствующих выработке нравственных поступков и закреплению их как привычки в поведении- 3) создание нравственной среды в классном коллективе младших школьников- 4) использование игры в процессе нравственного воспитания младших школьников- 5)'индивидуальный подход в. нравственном воспитании младших школьников- 6) повышение профессиональной компетентности педагогических работников и учителей-дефектологов.

Исследование, проведенное нами, не исчерпывает всех проблем формирования нравственной воспитанности умственно отсталых детей. Так, требуют изучения особенности духовно-нравственного воспитания умственно отсталых детей, нравственного воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста, этнонациональные, региональные компоненты содержания нравственного воспитания и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем — выявлению педагогических условий эффективности нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности.

В ходе исследования разработана совокупность положений, составляющих теоретические основы исследования. В диссертации раскрываются сущностные характеристики основных понятий исследования, таких как: «нравственное воспитание умственно отсталого младшего школьника», «внеучебная деятельность умственно отсталых младших школьников».

По мнению ученых, нравственное воспитание является одним из направлений, аспектов воспитания, представляет собой усвоение и свободу выбора школьником духовных ценностей и претворение их в практическое действие и поведение. Высшими его ценностями в применении к процессу воспитания можно считать следующее: приобретение подрастающим поколением гуманистических, общечеловеческих ценностейориентация развивающейся личности на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личностиволя к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и одновременно быть требовательным к себе, умение подчиняться запросам общества, быть дисциплинированнымответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки, отвечать делом за последствия своего поведенияуважение ко всему живому на земле, к природе, природоохранное, экологическое сознание, поведениечестность, принципиальность, справедливость, взыскательность к себе и другим в сочетании с терпимостью, тактом.

Мы рассматриваем нравственное воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на формирование нравственной личности умственно отсталого ребенка. В ходе воспитания дети знакомятся с нравственными нормами, понятиями, принятыми в обществе, у них формируются положительные личностные качества, потребность в соблюдении социально-нормативного поведения.

Внеучебная театрализованная деятельность умственно отсталых детей рассматривается нами как специально приспособленная, адаптированная, переделан.

158 ная для представления инсценировка отрывков литературных произведений, доступная для данной категории воспитанников, открывающая большие возможности для самостоятельного действия и творческой самореализации детей.

Игровая театрализованная деятельность ребенка, способствуя развитию, стимулирует формирование многих психических процессов, совершенствует пластичность тела, реализует потребность в творческой активности, создает предпосылки для обогащения творческих способностей, обеспечивает укрепление здоровья, преодоление имеющихся отклонений в эмоционально-поведенческой и познавательной сферах.

В диссертации дается анализ своеобразия нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников в процессе внеучебной театрализованной деятельности. Показывается, что оно во многом предопределяется возрастными особенностями младших школьников и социальной ситуацией развития младшего школьного возраста, предоставляющих большие возможности для формирования нравственных представлений и понятий, ценностных отношений, нравственных чувств, норм и правил поведения воспитанников. Театрализованная деятельность является фактором активизации и стимулирования нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников.

В исследовании педагогический эксперимент осуществлялся с учетом общей гипотезы исследования и проходил в младших классах специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений VIII вида для умственно отсталых обучающихся и воспитанников: детский дом № 9, школа № 991, школы-интернаты № 99, 105, центр образования № 1867 города Москвы. Исследованием было охвачено 112 детей в возрасте 7−12 лет, у которых психолого-медико-педагогической комиссией диагностирована легкая умственная отсталость (F70).

На подготовительном этапе решались следующие задачи эксперимента: изучение опыта работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по исследуемой проблеме, разработка программы эксперимента, критериев, показателей, уровней нравственной воспитанности младших школьников.

В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы были получе.

159 ны исходные данные о сформированности уровней нравственной воспитанности умственно отсталых младших школьников. Анализ полученных результатов показал, что наблюдалось большое сходство данных во всех классах (группах) по основным критериям и показателям сформированности нравственной воспитанности умственно отсталых младших школьников.

На обучающем этапе экспериментальной работы осуществлялась систематическая реализация комплексного научно-методического обеспечения, разработанного на основе общей гипотезы исследованияпроводилась экспериментальная апробация разработанной моделиотслеживались промежуточные результаты экспериментальной работы, степень выполнения разработанных научно-методических рекомендаций.

В помощь обеспечения оптимального функционирования системы нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучеб-ной деятельности для педагогов, участвующих в экспериментальной работе, мы разработали и внедрили модель.

Для моделирования мы выбрали структурную модель, имитирующую внутреннюю организацию, структуру оригинала. Данная модель включала следующие компоненты: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, организационные формы, методы, средства и результат. Все компоненты модели взаимосвязаны между собой.

Основной задачей формирующего этапа эксперимента стала проверка эффективности выявленных нами педагогических условий.

Первое педагогическое условие предполагало сочетание формирования у умственно отсталых младших школьников нравственных представлений и понятий с организацией проявления у них нравственной воспитанности в конкретной жизненной ситуации. Реализация этого условия выступает необходимой предпосылкой для уточнения, расширения и обогащения знаний, жизненного опыта умственно отсталых младших школьников, совершения ими правильных действий, для формирования у них опыта нравственного поведения, готовности следовать принятым нравственным ценностям.

Для реализации этого условия в экспериментальной работе мы проводили этические беседы, на которых разъясняли учащимся происхождение, сущность требований и норм морали, формировали нравственные представления и понятия, разъясняли сущность нравственных отношений человека к обществу, окружающим людям, к самому себе, к труду, природе.

В экспериментальных классах проводились занятия «Этическая грамматика». В ходе их проведения педагоги стремились обеспечить активность воспитанников через использование приемов, побуждающих детей высказываться, участвовать в обсуждении различных ситуаций, поступков, приводить примеры, подтверждающие те или иные нормы нравственности. На занятиях этикета младшие школьники играли в различные игры, пели, инсценировали бытовые ситуации, тренировались в нравственных поступках, рисовали, рассказывали истории, подбирали загадки и пословицы. Учащиеся экспериментальных классов участвовали в операциях «Милосердие», «Салют ветеранам», «Подарок моим друзьям», субботниках, сборах макулатуры, экологической программе «Птичий дом» и др.

Следующее педагогическое условие предполагало включение учащихся в воспитывающие жизненные ситуации, способствующие выработке нравственных поступков и закреплению их как привычки в поведении. Воспитывающие жизненные ситуации — это специально организованные педагогом сложные условия для школьника, включающие в себя противоречия между требованиями социума и уровнем развития личности, или между ситуативным требованием активности личности и уровнем развития способностей к осуществлению нравственного выбора, рационализирующих поиск оптимальных вариантов преодоления моральных противоречий. В экспериментальной работе мы создавали воспитывающие проблемные ситуации: в ходе обсуждения тех или иных альтернативных выборов вида деятельности или стиля поведенияпри оценке действий и поступков, основанных на принципах нормативной нравственности, а также при сопоставлении нормативных положений с конкретными поведенческими ситуациями.

Реализация третьего педагогического условия заключалась в создании нравственной среды в классном коллективе умственно отсталых младших.

161 школьников, такого микроклимата в классе (группе), который был бы пронизан отношениями внимания друг к другу, окружающим людям. Для реализации этого условия в экспериментальных классных коллективах создавалась атмосфера заботы, т. е. всемерно обеспечивалось личностно ориентированное, нравственно развивающее воспитание, сфокусированное на личность мйадшего школьника, его потребности и интересы, наклонности и дарования.

Четвертое педагогическое условие предполагало использование игры в нравственном воспитании младших школьников. Игра (в том числе театрализованная) дает большие возможности целенаправленного воздействия на результаты нравственного воспитания, формирует гуманное отношение к действительности. В процессе игры происходит расширение, конкретизация нравственных представлений и понятий и опыта ценностных отношений, приобретение опыта нравственного поведения, формирование готовности следовать принятым нравственным нормам.

В экспериментальной работе использовались разнообразные игры. В ходе театрализованных игр дети воссоздавали формы взаимоотношения людей в различных ситуациях, т. е. вели себя соответственно нравственным нормам и ценностям. Содержание игры определялось актуальными проблемами общения детей, конкретными ситуациями. В процессе игры создавались проблемные ситуации, связанные с преодолением трудностей и препятствий, с использованием принятых нравственных норм и правил поведения, а также предоставлялась возможность оценить самому нравственное поведение «героев» игры.

Важным педагогическим условием нашей работы стало осуществление индивидуального подхода к умственно отсталому ребенку в процессе нравственного воспитания. Индивидуальный подход, как важный принцип педагогики, заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. В процессе изучения личности ученика выбирались те формы, методы, средства нравственного воспитания умственно отсталых младших школьников во внеучебной театрализованной деятельности, которые наиболее соответствуют особенностям личности воспитанника и имеющимся отклоне.

162 ниям в развитии. Это давало возможность своевременно реагировать на патоха-рактерологические проявления и оказывать индивидуальную помощь.

Как показала экспериментальная работа, в результате обучающего эксперимента произошли изменения в уровне нравственной воспитанности младших школьников. Данные о диагностике уровня нравственной воспитанности младших школьников представлены в таблице 6.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К А. Деятельность и психология личности. М., 1980. — 334 с.
  2. Д.Н. Спектакль и зритель: (Как смотреть и оценивать спектакль). М., 1985. -96 с.
  3. В.И. Педагогическая этика: Спецкурс для технологий. М., 2002. — 272 с.
  4. Н.П., Винникова Т. В., Смирнов С. А. Режиссура педагогических взаимодействий. Новосибирск, 1991. — 92 с.
  5. В.В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики. М., 2006. — 574 с.
  6. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988. С. 15−45.
  7. П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование//Труды научной сессии по дефектологии. М., 1958. С. 45−56.
  8. К.А. Театральные уроки в современной французской школе // Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы: Сб. науч. трудов / Под ред. Е. К. Чухман. -М., 1991. С. 52−67.
  9. Артпедагогика и артгерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко и др. М., 2001. — 248 с.
  10. Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб., 2001. — 320 с. г
  11. Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2001. — 416 с.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. трудов. М., 1979. — 423 с.
  13. И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта// Дефектология. 1995. № 5. С. 30−39.
  14. A.C. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М., 1977.-111 с.
  15. Е.В. Использование традиций русского народа в нравственном-воспитании младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 1998. — 16 с.
  16. H.A. Философия свободного духа. -М., 1994.
  17. H.A. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1997.-414 с.
  18. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 420 с.
  19. B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990. — 62 с.
  20. О.С. и др. Нравственное воспитание старшеклассников. М., 1988. -206 с.
  21. О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1975. — 55 с.
  22. Д.Б. Психология творческих способностей. — М., 2002. — 320 с.
  23. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на/Д., 1999.
  24. Е.В. Формирование нравственного сознания старшего школьника: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 1980.
  25. Ю.Б. Эстетика М, 1969. — 350 с.
  26. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. — 304 с.
  27. .В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дис. канд. пед. наук. Тюмень, 1998. — 197 с.
  28. В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М., 1983.-439 с.
  29. М. Избранное. М., 1994. — 704 с.
  30. И.Г. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 236 с.
  31. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1984. — 143 с.
  32. В. О свободе воли. Мн., 2000. — 208 с.
  33. Т.А. Современное состояние исследований по изучению, обучению и трудовой подготовке аномальных детей // Дефектология. 1983. № 4. С. 4−9.
  34. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников / Уколова Е. В., Друбочевская И. Л. и др. М., 2000. — 349 с.
  35. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др. / Под ред. М. В. Гамезо и др. М., 1984. — 256 с.
  36. И.Е. Игровая психотерапия // Руководство по психотерапии / Под-ред. В. Е. Рожнова. Ташкент, 1979. С. 232−244.
  37. Е.А. Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классовсредствами музыки: Дис. канд. пед. наук. -М., 2003.-213 с.
  38. В.В. Дифференцированный подход в коррекционно-развивающем обучении русскому языку умственно отсталых школьников I-IV классов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2001. — 47 с.
  39. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. — 93 с.
  40. JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  41. Выготский J1.C. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова. М., 1995. — 527 с.
  42. Л.С. Психология искусства. М., 1987. — 344 с.
  43. О.С. Каникулы: игра, воспитание. М., 1988. — 157 с.
  44. А.И. Особенности социальной адаптации детей-сирот с нарушением интеллекта.: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 158 с.
  45. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информац.-метод. пособие к курсу «Психология человека». М., 2006. — 276 с.
  46. Г. Ф. Философия духа. — М., 1987.
  47. И.А. Интегративный предмет «Театр» или воспитание искусством. — М., 1997.-159 с.
  48. А.Ю. Культура, искусство и религия регионов России (Народная художественная культура): В 3 ч. Ч. I. М., 2010. — 162 с.
  49. А.Ю. Методика преподавания эстетических дисциплин. Теоретический курс авторизованного изложения. М., 1992. — 170 с.
  50. А.Ю. Педагогика зрелищных искусств в конце века образованности и профессионализма: Монография: В 2 ч. М., 1997. — 221 с.
  51. А.Ю. Педагогические условия развития эстетических отношений школьников к действительности средствами зрелищных искусств: Автореф. д-ра пед. наук. -М., 2000.-45 с.
  52. Н.М. и др. Авторская программа «Ступени». Пермь, 1998. — 60 с.
  53. А.Н. Основы олигофренопедагогики. М., 2005. — 248 с.
  54. Григорьева-Голубева В. А. Становление гуманистических ценностей педагога (В аспекте языковой личности): Дис. д-ра пед. наук. СПб., 2002. — 493 с.
  55. Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. — Калуга, 1971. — 224 с.
  56. П.С. Философия культуры. М., 1994. — 317с.
  57. А.А., Апресян Р. Г. Этика. -М., 1998. 472 с.
  58. АЛ., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009.
  59. Детская энциклопедия: В 12 т. Т. 12: Искусство. — М., 1977.
  60. Г. Д. Основные направления разработки современной теории содержания школьного образования в развитых капиталистических странах: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 1988.-443 с.
  61. Дж. Реконструкция в философии. М., 2001. — 168 с.
  62. О.М. Воображение дошкольника М., 1986. — 96 с.
  63. Э. Социология образования. М., 1996.
  64. И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985. — 328 с.
  65. А.П. Размышления в лаборатории театра//Искусство в школе. 1995. № 3. С. 10−12.
  66. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М., 2002. — 288 с.
  67. О.Н. Эстетическое воспитание в Японии. Дис. .канд. филос. наук. М., 1998.-160 с.
  68. В.В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2007.-166 с.
  69. Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995. — 400 с.
  70. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 2000. — 336 с.
  71. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. — 224 с.
  72. Т.А. Педагогика. М., 1984 — 496 с.
  73. И.М. О молодежной политике российского политического центризма. — М., 1999. 103 с.
  74. Г. М. Формирование основ нравственной культуры у младших школьников в условиях негосударственного общеобразовательного учреждения: Дис.. канд. пед. наук.-М., 2003.-151 с.
  75. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А. П. Ершова, Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня и др. -М., 1991. 128 с.
  76. О.Л. Библиотерапия как она есть//Библиотечный психолог: грани творчества.-М., 2002. С. 47−230.
  77. М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  78. М.Г. Жизненные цели как компонент направленности личности школьни-ка//Проблемы единства обучения и воспитания. Л., 1978.
  79. Г. И. Театрализованная игра и ее влияние на воспитание старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1983.-21 с.
  80. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. — 144 с.
  81. И. Сочинения: В 6 т. -М., 1963−1966. Т.1.-249 с.
  82. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н. Л Селивановой. М., 2000. — 252 с.
  83. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. — 32 с.
  84. Дж. Теория личности. Психология межличностных конструктов. СПб., 2000. -249 с.
  85. А.В. История ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. 188 с.
  86. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2000. С. 124.
  87. Ч.Б. Особенности становления образа Я у умственно отсталых подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1995. — 16 с.
  88. К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1995. — 22 с.
  89. Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. М., 2002.
  90. Н.Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1972.-21 с.
  91. Ю.В. Театрализованные игры в школе. М., 2000. — 96 с.
  92. Ю., Колчеева Н. Игровая театральная педагогика // Воспитание школьника.2000. № 5. С.29−36.
  93. Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995. — 160 с.
  94. Т.С. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. М., 1999. — 152 с.
  95. Т.С., Филипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. М., 2005. -128 с.
  96. Я.А. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982. -Т.1.-400 с.
  97. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М., 1986. — 144 с.
  98. А.П. Педагогика/Под общ. ред. А. П. Кондратюк. Киев, 1976. — 405 с.
  99. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Мн., 1993.
  100. И.А., Слуцкий В. М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология. 1990. № 3. С. 19−23.
  101. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М., 2001.
  102. Краткий психологический словарь /Сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. — 431 с.
  103. Е.П., Рабинович Р. Г., Чухман Е. К. Художественное развитие школьников. -М., 1981.-32 с.
  104. И.Л. Сравнительное изучение умственно отсталых детей, обучающихся во вспомогательных и общеобразовательных учреждениях // Социальная и клиническая психиатрия. 2000. Т.10. Вып.З. С. 49−51.
  105. Е.С. Роль игры в развитии целенаправленной деятельности учащихся 1−3 классов вспомогательной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1985.-21 с.
  106. С.В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию. М, 2001. — 287с.
  107. И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. М., 2008. — 239 с.
  108. С., Высокиньска-Гонсер Т. Механизмы лечебного действия групповой психотерапии // Групповая психотерапия / Под ред. БД. Карвасарского, С. Ледера. М., 1990. С. 65−88.
  109. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  110. Д.А. Введение в психологию. М., 1998. — 111 с.
  111. ИЯ. Болевые точки процесса обучения // Советская педагогика. 1985. № 5. С. 24−29.
  112. .Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1998. — 464 с.
  113. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985. — 175 с.
  114. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — М., 1999. — 416 с.
  115. В.И. Развитие словесной регуляции у умственно отсталых детей. М., 1978.-123 с.
  116. О. Что делать, когда нечего делать? //Классный журнал 5+. СПб., 2000, № 4. С.32−39.
  117. A.B. О театре и драматургии. Избр. статьи: В 2 т. Т. 1: Русский дореволюционный и советский театр. М., 1958.-838 с.
  118. И.Д. Современная русская школа. Вологда, 1996.
  119. И.Д. Ценностная основа русской школы//Источник. 1997. № 4. С. 9−10.
  120. К.И. Виды значения // Семиотика. М., 1983.
  121. P.M. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания в формировании общественной активности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1983.
  122. И.Л. Театр и дети. М&bdquo- 1962. — 168 с.
  123. В.А. Методология психологической науки. -Ярославль, 2003.
  124. A.C. Педагогические сочинения: В 8 т. -М., 1983−86 гг. Т.8.
  125. A.C. Собр. соч.: В 5 т. -М., 1971.
  126. Маленький театр. Пьесы для домашних и школьных постановок (сказки, феерии, водевили, комедии, пьесы, сценки XIX начала XX века). — Самара, 2003. — 320 с.
  127. H.H. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст) // Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. -М, 2006. С. 87−121.
  128. H.H. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: В 2 ч. Ч. 1. -М., 2010.-319 с.
  129. В.В. Воспитание нравственных потребностей младших школьников во внеучебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 16 с.
  130. И.О. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1987.-187 с.
  131. А. Мотивация и личность. СПб., 1994. — 479 с.
  132. М.И. Проблемное обучение. М., 1975. — 368 с.
  133. Е.А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. — М., 2009.-269 с.
  134. И.Я., Шишова Т. Л. Воспитание без ошибок. Книга для трудных родителей. СПб., 2008. — 223 с.
  135. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. -96 с.
  136. Методическое пособие «Былины детям» // Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра. — М., 1988. — 139 с.
  137. В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. М., 1977.-51 с.
  138. И.Г. Аксиологический подход к формированию правовой культуры старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2005.-200 с.
  139. А.Я. Беседы в антракте-2 (Воспитание интереса к театральному искусству у учащихся младших классов) // Начальная школа: Еженедельное прилож' к газете «Первое сентября». 1996. № 43. С.2−3.
  140. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969.-280 с.
  141. H.H. Особенности эмоционального отношения умственно отсталых подростков к окружающим людям: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 17 с.
  142. А.Г., Сагдуллаев A.A. Мотивационный и эмоциональный профиль личности подростков с легкими формами умственной отсталости // Дефектология. 1991. № 3. С. 11−19.
  143. A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997. — 365 с.
  144. A.B. Социальная педагогика/Под ред. В. А. Сластенина. М., 2000. — 192 с.
  145. A.B. Способности и потребности личности: диалектика формирования. -М., 1983.
  146. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 1997. -208 с.
  147. .M. Роль искусств в системе общего образования. Чему и зачем мы учим // Начальная школа. 2000. № 1. С. 3−9.
  148. P.C. Психология: В 3 кн. М., 2003. Кн.1: Общие основы психологии. — 688 с.
  149. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. 1990. № 9. С. 41−47.
  150. Н.Д. Проблемы ценностей в современном обществе. СПб., 1998.
  151. A.B. Театрализованная игра как фактор развития социального опыта дошкольников с нарушением зрения: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2004. — 224 с.
  152. И.Б. О моделировании сложных систем. М., 1965. — 335 с.
  153. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б .П. Пузанова. М., 2000. — 272 с.
  154. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1991.-917 с.
  155. Олигофренопедагогика:Учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. М., 2009. — 397 с.
  156. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекцион-ной) школе-интернате, детском доме / Под ред. Е. Д. Худенко. М., 2005. — 312 с.
  157. Е.Я. Воспитание в лицеях Франции: Дис. .канд. пед. наук. Тула, 1999. -148 с.
  158. И.М. Дидактические основания отбора ценностей в базовое содержание образования // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. 1992. № 10. С. 3−25.
  159. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, A.A. Еремина. -М., 2006.-224 с.
  160. М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М., 1963. -223 с.
  161. М.С., Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., 1982. — 104 с.
  162. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983. — 608 с.
  163. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова.-М., 1998.-512 с.
  164. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995. — 637 с.
  165. Педагогика: Энциклопедия /Сост. Е. С. Рапацевич. Мн., 2005,
  166. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2002. -528 с.
  167. Т.И., Сергеева E.JL, Петрова Е. С. Подготовка и проведение театральных игр в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М., 2003. -128 с.
  168. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. — 255 с.
  169. В.Г. Способности подростков и юношей с легкой умственной отсталостью к продуктивному межличностному взаимодействию: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 2009.-38 с.
  170. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород, 1992. — 264 с.
  171. И.П. Педагогика. М., 1996. — 432 с.
  172. И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. М., 2003. Кн. 1. — 576 е., Кн. 2. -256 с.
  173. Проблемы эстетического воспитания подростков: Сб. науч.-метод. статей/Под ред. Л. В. Богомоловой. М., 1994. — 96 с.
  174. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. М., 2005. — 272 с.
  175. Программы общеобразовательных учреждений. Театр I XI классы. -М., 1995. -160 с.
  176. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.-М., 1983.-448 с.
  177. Психология и педагогика /Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В .А. Сластенина. М., 1998. — 320 с.
  178. Психолого-педагогическая диагностика / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др.- Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М., 2003. — 320 с.
  179. Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век. Антология. -М., 1995. С.69−101.
  180. Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Пер. с итал. Ю. Добровольского. М., 1978.-213 с.
  181. Роль искусства в развитии способностей школьников /Под ред. Е. К. Чухман. М., J 1985.-144 с. г
Заполнить форму текущей работой