Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие педагогического коллектива и комсомольской организации в идейно-нравственном воспитании учащихся средних специальных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из важных документов, ставших руководством по идейно-нравственному воспитанию молодежи, является постановление У (1979) пленума ЦК ВЛКСМ. В этом постановлении указывается, что «нужно поднять роль Высшей комсомольской школы, Общественного совета по координации научных исследований црн ЦК ВЛКСМ и АПН СССР в разработке актуальных проблем политического воспитания молодежи, формирования у нее… Читать ещё >

Содержание

  • ВВВДЕШЕ
  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗЖЛ0ДЕЙСТШЯ"1ЩАГ0-ГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА И КШССШОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ВДЕШО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
    • I. Идейно-нравственное воспитание как ведущее звено учебно-воспитательного процесса
    • 2. Своеобразие содержания и форм идейно-нравственного воспитания в условиях среднего специального учебного заведения
    • 3. Педагогический коллектив и комсомольская организация в системе идейно-нрав-отвенного воспитания. Общая характеристика их взаимодействия
  • Глава II. ОСНОВНЫЕ ПЩАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТ- «БИЯ ПЖАГ01ЖЕСК0Г0 КОЛЛЕКТИВА И КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАШАЦИИ В ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
    • I. Опыт экспериментального изучения взаимодействия педагогического коллектива и комсомольской организации в идейно-нравственном воспитании учащихся
    • 2. Педагогические условия взаимодействия педагогического коллектива и комсомольской организации в вдейно-нравственном воспитании

Взаимодействие педагогического коллектива и комсомольской организации в идейно-нравственном воспитании учащихся средних специальных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях построения коммунизма, на этапе развитого социализма особую значимость получает идейно-нравственное воспитание подрастающих поколений.

Благодаря огромной работе партии, ее первичных организаций у советских людей сформированы высокие идейно-нравственные качества, Как отмечает К. У. Черненко, «мы много добились в осуществлении цели, которой никто, кроме коммунистов, никогда не ставил, — формирование идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты. Но оснований для самоуспокоенности нет. И по мере нашего продвиженяя вперед постоянно возрастают не только возможности для всестороннего развития личности, но и требования к ней со стороны общества.•• И общественное признание, и материальное благосостояние человека должны определяться прежде всего тем, как он работает* Здесь имеет значение не одна лишь экономическая сторона* Не менее значима сторона идейно-нравственная» (29, с.35−36).

Во всей воспитательной работе и пропагандистской деятельности следует постоянно учитывать особенность переживаемого человечеством исторического периода* А он отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности — остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов — социализма и империализма* И будущее человечества зависит от исхода идеологической борьбы (14, с*75).

Наш подход к уровню идеологической, политико-воспитательной работы в значительной мере вызван тем, что условия, в которых мы живем я работаем, значительно изменились* В своем исследовании А. В. Иващенко отмечает, что «формирование идейно-нравственного и культурного уровня советских людей обусловлено развитием научно-технического прогресса, достигнутым уровнем развития производительных сил и и общества, масштабностью и динамичностью протекающих в нем процессов1* (93, с.7)*.

Иным стал советский человек, качественно изменился его облик. «Его отличают активная гражданская позиция, кровная заинтересованность во всех государственных и общественных делах-, инициативное, творческое отношение к труду» (29. с.27). Обогатились его сознание, эрудиция. Значительно выросли духовные запросы, разумные потребности". Словом, у нас есть все основания считать, что новый человек — это не только отдаленный идеал, но и реальность наших дней" (29, с.27).

Сегодня партия располагает огромными средствами идейного влияния, квалифицированными кадрами. Советские люди, говорилось на ХХУТ съезде КПСС, «имеют возможность ежедневно получать необходимые разъяснения партийной политики, и новые знания, обогащаться умственно и духовно» (14, с.75). А. С. Макаренко считал, что в социалистическом обществе созданы безграничные возможности дня успешной педагогической работы и действенного решения задач коммунистического воспитания молодежи" Он был уверен в могуществе воспитательного воздействия советской педагогики*.

С другой стороны, «возрасла активность пропагандистских средств классового противника, усилились его попытки оказать разлагающее воздействие на сознание советских людей» (14, с.75). В настоящее время на характер идеологической работы заметное влияние оказывает и международная обстановка. Об этом было сказано на Июньском Пленуме ЦК КПСС 1983 года: «В последнее время она обострилась. Соединенные Штаты Америки и их союзники по НАТО идут крайне опасным курсом. Его классовый смысл очевиден: попытаться застопорить прогрессивные изменения в жизни человечества, вернуть утраченные позиции» (29, с.29).

Усилились попытки классового противника оказать разлагающее воздействие на сознание советской молодежи, «Дело еще в том, что наш противник стремится использовать в своих целях особенности психологии молодежи» Ведь она по собственному, личному опыту не знает оуровых испытаний классовой борьбы и войн, когда цредельно обнажались подлинное лицо империализма, его ненависть к народам нашей страны, к социалистическому строю" Вот почему надо неустанно заботиться об идейно-нравственной классовой, трудовой закалке молодежи" (29, с"55)".

Систематическая работа партии, забота ее о коммунистическом воспитании подрастающего поколения, детерминируется возросшим требованием к моральному облику, к сознанию и поведению советского человека, к молодежи, которой предстоит жить при коммунизме и управлять его общественными делами. Сегодня Ленинский комсомол объединяет более 40 млн" юношей и девушек. Именно в этом возрасте у молодых людей происходит активный цроцесс формирования основ морали и убеждений, складывается характер. И от педагогических коллективов, комсомольских организаций и других воспитательных институтов во многом зависит, каким вырастет человек, как он подготовится к самостоятельной жизни, будет ли каждый выпускник средней специальной школы иметь глубокие и прочные знания, идейную убежденность, гражданскую зрелость, проявит ли готовность активно участвовать в труде, в общественно-политической жизни народа. Основная задача молодых людей, исходя из решений исторического ХХУ1 съезда КПСС, «способствовать формированию поколения людей политически активных, знающих дело, любящих труд и умеющих работать, всегда готовых к защите своей родины — вот самое важное, самое главное в работе комсомола» (14, с .67).

В отчетном докладе ХХУ1 съезду партии было отмечено, что в целом комсомол с этой задачей справляется. «Но не в нашдх традициях ограничиться похвалами* Не секрет, что у некоторых молодых людей образованность и информированность подчас уживаются с политической наивностью, а профессиональная подготовленность — с недостаточно ответственным отношением к труду. Во многом — это результат недоработки комсомола* Стало быть, нужно усиливать воспитательную работу. Я имею в виду и воспитание трудовое, и воспитание нравственное, и воспитание идейно-политическое» (14, с.67).

Успешная реализация этих задач как раз и зависит от четкой оргая^Ш взаимосвязи и координации всех воспитательных коллективов, от их тесного содружества, от эффективного руководства комсомолом со стороны педагогического коллектива коммунистов. «И от коммунистов. тут зависит очень многое. У нас — опыт, проверенная десятилетиями убежденность в правоте марксизма-ленинизма» (14, с.67).

Внимание делегатов ШТ съезда КПСС было направлено на совершенствование методов партийного руководства, «что решающее значение имеет партийное энергичное д компетентное руководство» (14, с.67).

Одним из важных документов, ставших руководством по идейно-нравственному воспитанию молодежи, является постановление У (1979) пленума ЦК ВЛКСМ. В этом постановлении указывается, что «нужно поднять роль Высшей комсомольской школы, Общественного совета по координации научных исследований црн ЦК ВЛКСМ и АПН СССР в разработке актуальных проблем политического воспитания молодежи, формирования у нее марксистско-ленинского мировоззрения и морали, разумных духовных и материальных потребностей, классового самосознания, укрепления единства идеологической и организаторской деятельности комитетов ВЛКСМ» (20, с.543). В этих указаниях ЦК ВЛКСМ мы видим основание важности избранной нами для исследования темы. При выборе темы мы учитывали так же и то, как соответствующая проблема была освещена в научных работах до настоящего времени. Приходится с сожалением констатировать, что вопросы идейно-нравственного воспитания учащихся средних специальных учебных заведений, имеющих, как известно, специфику, в педагогической литературе раскрыты недостаточно. Сказанное подтверждается анализом опубликованных статей (78, 90, 213, 42, 153, 85) в периодической печати, изучением постановлений (17, с.362−369) и других документов по проблемам профессиональной педагогики.

Теоретические основы единства деятельности школы и комсомола были заложены В. И. Лениным, рассматривающим союз школы и комсомола как необходимое условие формирования нового человека.

Большое внимание совместной работе школы и комсомола уделяли видные деятели Коммунистической партии и Советского государства М. И. Калинин, С. М. Киров, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, а также известные педагоги П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

В обосновании теоретических положений нашего исследования мы руководствовались материалами ЮЛУ, ХХУ, Х2У1 съездов партии, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР о средней общеобразовательной, средней специальной и высшей школах, постановлением ЦК КПСС о дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи, решениями XIX съезда ВЛКСМ и документами IX (1984) Пленума ЦК ВЛКСМ, В их разработке мы опирались на теорию социалистического коллектива, в частности, на работы философов А. Г. Афанасьева, Н. Н. Крутова, В. Момова, Г. А. Смирнова, педагогов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Н. И. Болдырева, Л. Ю. Горцина, А. В. Киричука, Т. Е. Коненковой,.

B.М.Коротова, Б. Т. Лихачева, Л. И. Новиковой, Ю. П. Сокольникова и др., использовали работы И. М. Ильинского, А. В. Иващенко, В. В. Лебединского, Б. Е. Ширвиндта, Б. З. Вульфова, М. М. Ященко и др., посвященные истории ВЛКСМ, характеристике содержания форм и методов деятельности комсомола. Мы опирались на труды, посвященные идейно-нравственному воспитанию молодежи — В. А. Титова, А. И. Титаренко, А. Г. Харчева, М.М.Ли-сенковой, В. В. Шелягн, О. П. Целшсовой, Е. Ф. Сушшва, С. Ф. Анисимова, Д. И. Водзинского, И. С. Марьенко, И. Ф. Свадковского, И. Ф. Харламова и др.

Особое место в анализе литературы заняло изучение работ, посвященных характеристике взаимодействия как социально-педагогического явления (И.И.Жбанков, Ю. И. Табакаев и др.), организации взаимодействия педагогического коллектива и комсомольской организации общеобразовательной школы (Г.К.Димитров, Ю. И. Муратов, С. Е. Хозе,.

C.Я.Уманский и др.), а также посвященных особенностям воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях (В.С.Комладзе, Б. И. Корнилов, Л. П. Митина, А. М. Рябченко, Э. В. Швецова и др.).

Предметом исследования С. Е. Хозе в кандидатской диссертации являлось содержание и формы совместной деятельности педагогического коллектива и комсомольской организации в коммунистическом воспитании старшеклассников. Автор выделяет четыре необходимых педагогических условия, способствующих успешной совместной деятельности этих воспитательных коллективов, обогащающих содержание и формы совместной деятельности педагогов и комсомольской организации в коммунистическом воспитании. Это ведущая роль партийной организации в руководстве воспитательной работой комсомольской организации, единство действий коллектива педагогов в работе с комсомольцамиучет возрастных и индивидуальных особенностейсоблюдение педагогического такта с комсомольцами.

В докторской диссертации в форме научного доклада С. Е. Хозе рассматривает эту проблему в более широком плане, с позиций комплексного характера. В ней исследуется взаимодействие педагогического коллектива и комсомольской организации в коммунистическом воспитании. Как пишет автор, «взаимодействие педагогического коллектива и школьной комсомольской организации предполагает также усвоение, переработку взаимных воздействий и ответственных действий, т. е. носит не функциональный, а комплексный характер.

Автор выделяет цели, задачи, принципы и содержание взаимодействия, следуя за А. А. Бодалевым, Б. Д. Парыгиннм и др., в работе выделяются следующие элементы структуры взаимодействия: совместную деятельность, взаимную информированность, взаимопонимание, взаимовлияние.

В диссертации выявлены следующие тенденции взаимодействия двух воспитательных коллективов: комсомольские организации все больше проявляют готовность к выявлению позитивных изменений в ценностных ориентациях отдельных учащихся и коллективов, что находит конкретное выражение в ходе общественно-политической аттестации участников Ленинского зачета. Они все более, соответствующим образом корректируют свои воспитательные воздействия. Обнаружено, что чем целесообразнее, глубже и оперативнее педагоги реагируют на общественное мнение комсомольского коллектива, оценки и самооценки его выборного органа, тем эффективнее протекает взаимодействие педагогического коллектива и комсомольской организации.

С.Е.Хозе выделяет также критерии эффективности взаимодействия. К ним он относит его целостность, интенсивность, действенность.

В исследовании выявляются основные условия и пути повышения эффективности взаимодействия педагогического коллектива и комсомольской организации.

Определены две группы условий. I. Условия деятельности учительского коллектива: партийно-политическое, идеологическое обеспечение процесса взаимодействияпедагогическое обеспечение взаимодействияформирование общественного мнения в педагогическом коллективенакопление учителями позитивного опыта взаимодействияпривлечение к взаимодействие большинства учителей, педагогическое руководство воспитательной работой комсомольцев школы, высохши нравственный авторитет учителей в среде учащихся и их родителей.

2. Условия деятельности школьной комсомольской организации. Готовность комсомольских активистов, большинства комсомольцев к взаимодействию с педагогами в общественной работерост авторитета комсомольской организации и ее актива у педагогов, накопление комсомольцами позитивного оиыта организаторской деятельности и поведениям процессе взаимодействия, совершенствование их самодеятельности, ответственности, готовности к самовоспитанию. Исследования М. Ю. Муратова основаны на концепции общего и специфичного в воспитательной деятельности школы и детских юношеских организаций, разрабатываемой Б. Е. Ширвиндтом и др. Эффективность взаимодействия школы и комсомола, по мысли исследователя, обеспечивается при следующих трех условиях:

1) взаимодействие охватывает основные сферы деятельности школы и комсомола на основе комплексного подхода к воспитанию учащихся (сферы взаимодействия — учебный процесс, общественно полезный труд, организация досуга);

2) взаимодействие опирается на организационное, идейно-доли-тическое и методическое обеспечение, осуществляемое под руководством партии, органами народного образования и комсомола;

3) обеспечивается последовательное развитие воспитательных функций педагогического коллектива и комсомольской организации школ, в их единстве и взаимосвязи, а также шефствующих организаций.

В работе определены основные направления взаимодействия школы и комсомола в коммунистическом воспитании на этапе развитого социализма и их содержательные компоненты: идейно-политическое воспитание, трудовое, нравственное. В работе предлагается примерная классификация форм взаимодействия.

В работе К. Г. Димитрова взаимодействие старшеклассников и учителей рассматривается с точки зрения педагогической — это взаимодействие воспитывающего и воспитуемого коллектива, и с точки зрения социально-педагогической — это взаимодействие мевду педагогическим коллективом, представителем государственного институтаи комсомольским коллективом как организационной единицей общественно-политической организации. Исследование выполнено на материалах школ Народной Республики Болгарии с учетом их особенностей.

В кандидатской диссертации Я. С. Уманского взаимодействие педагогической и комсомольской организации направлено на обучение и воспитание школьного комсомольского актива. В процессе взаимодействия учительского и комсомольского коллективов исследователем выделяется три этапа: программирование, организация непосредственной воспитательной деятельности, анализ и оценка.

Все эти исследования проведены применительно к общеобразовательной школе, а в условиях средних специальных учебных заведений эта проблема требует своего решения. Взаимодействие педагогического коллектива и комсомольской организации охватывает в целом сферу колвд" нистического воспитания. Но в анализируемой литературе нет конкретных исследований по взаимодействию воспитательных коллективов по отдельным направлениям воспитательной работы, сторонам коммунистического воспитания.

На сегодняшний день есть ряд кандидатских диссертаций, посвященных вопросам специального образования, в целом теории и практике коммунистического воспитания в них. В работах В.С.Ком-ладзе, Л. П. Митиной (III, 137) разработана методика организации общественной практики, обобщен опыт отдельных техникумов по формированию умений и организаторских навыков у учащихся средних специальных школ. Взаимосвязь общественной и профессиональной направленности личности, как фактора воспитания учащихся исследована в работе А. М. Еябченко (162). В кандидатских диссертациях Э. В. Швецовой, Б. И. Корнилова (ИЗ, 207) изучались философские и педагогические основы, задачи и содержание воспитательной работы в техникумах.

Большую помощь в изучении содержания воспитательной работы в средних специальных школах, своеобразия задач коммунистического воспитания оказывает книга А. В. Кондратюка и Б. И. Корнилова «Педагогические основы и организация воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях» .

Истории становления и развития системы идейно-политического воспитания учащихся техникумов Казахстана посвящена работа П. Н. Иголинского (95). Общетеоретическим вопросам формирования активной жизненной позиции у учащихся этих учебных заведений рассматривались в исследовании А. С. Ахапкиной (47). Диагностика нравственной воспитанности учащихся профессиональных школ (в аспекте изучения и самоизучения) освещена в работе Т. Н. Кириловой (122). Специальному изучению идейно-нравственного воспитания учащихся старших классов посвящены исследования Л. Д. Ясниковой, А.И.Иващен-ко и др. (222, 93, 94). Но в них вопросы идейно-нравственного воспитания рассматриваются применительно к общеобразовательной школе.

Практика показывает, что в повестках дня партийных собраний из года в год дублируют только лишь отчеты секретаря комитета комсомола о проделанной работе за определенные сроки, и такой самоотчет далеко не разрешает все существенные проблемы.

Выступления отдельных преподавателей на различных заседаниях по обсуждению деятельности комсомольцев свидетельствует об их недостаточной осведомленности о последних документах ЦК ВЛКСМ, Пленумов, поверхностном представлении о функциях членов Комитета комсомола. Иногда приходится в выступлениях педагогов услышать и такое рассуждение: вот комсомольцы 20−30-х годов, действительно совершали революцию, были полны энтузиазма и энергии. Они порой забывают один из известных принципов марксистско-ленинской методологии — учет конкретных исторических условий. Ведь отсвда и свои, характерные для своего времени задачи, цели, а, следовательно, формы и методы всей воспитательной работы должны быть соответствующие. Основную задачу комсомола в техникуме преподаватели видят, зачастую, в проведении культурно-массовых мероприятий, не дооценивая его главного назначения, как политической организации. В связи с этим роль комсомольского актива группы видят прежде всего в улучшении и разнообразии досуга комсомольцев и несоюзной молодежи. Анализ литературы показал, что изучены некоторые общие вопросы воспитательной работы в техникумах и училищах, принципиальные основы организации взаимодействия педагогического коллектива и комсомольской организации школыоднако своеобразие методики организации этого взаимодействия в условиях средних специальных учебных заведений еще не было предметом специального исследования. В то же время анализ работы этих заведений показывает, что педагоги и комсомольский актив в них нуждаются в научно-обоснованных рекомендациях по организации такого взаимодействия.

Изложенное позволило сфорцулировать проблему настоящего исследования следующим образом: каковы пути и педагогические условия эффективного взаимодействия педагогического коллектива и комсомольской организации в идейно-нравственном воспитании в среднем специальном учебном заведении? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс идейно-нравственного воспитания учащихся среднего специального учебного заведенияего предметом — взаимодействие педагогического коллектива и комсомольской организации в идейно-нравственном воспитании учащихся, В соответствии с проблемой и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

— дать характеристику идейно-нравственного воспитания и его своеобразия в среднем специальном учебном заведении как ведущей стороны в формировании личности будущего специалиста;

— исследовать роль и место педагогического коллектива и комсомольской организации в системе идейно-нравственного воспитания учащихся техникумов;

— выявить и обосновать педагогические условия эффективного взаимодействия педагогического коллектива и комсомольской организации в идейно-нравственном воспитании учащихся;

Базой исследования явились техникумы и училища Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей (пушно-меховой техникум, техникум советской торговли г. Семипалатинска, лесной техникум и медицинское училище г. Лениногорска).

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о всестороннем развитии личности, документы Коммунистической партии и Правительства, съездов ВЛКСМ и пленумов ЦК ВЛКСМ о политическом и нравственном воспитании подрастающих поколений, закон о реформе общеобразовательной и профессиональной школы.

В нашем исследовании можно выделить несколько этапов.

Первый этап (1977?981 гг.). На этом этапе изучались философская, социологическая, психолого-педагогическая литература, передовой опыт по организации взаимодействия педагогического коллектива и комсомольской организации средних профессиональных школ, анализировался личный опыт работы в должности секретаря комитета комсомола и преподавателя техникума, были определены исходные параметры диссертации (проблема, задачи, предмет), общая гипотеза исследования в ее первичном виде, исходные уровни морально-политических знаний учащихся, таких категорий, как патриотизм, интернационализм, коллективизм, патриотический долг и т. д. Проводя анкетирование, беседы, мы преследовали следующую исследовательскую задачу: выявить знания морально-политических категорий учащихся и задач идейно-нравственного воспитания преподавателями и комсомольскими работниками. На этом же этапе был обобщен передовой опыт взаимодействия педагогического коллектива и комсомольской организации в идейно-нравственном воспитании учащихся техникумов. К обобщению опыта по теме исследования мы привлекли классных руководителей и комсомольских работников. С этой целью в пот-мощь участникам коллективного исследования были разработаны про-грамслы-характеристики :как документ, использующийся для фиксации хода выполнения программы опытной работы, позволяющей отразить динамику опытной работы. В ходе этой работы использовались следующие методы: наблюдения, беседы, анкетирование метод изучения передового опыта.

Теоретический анализ педагогических явлений, осмысление личного опыта работы позволили нам сформулировать общую гипотезу исследования.

В разработке этой гипотезы мы исходили:

— из концепции о коммунистическом воспитании как целостном процессе и порождающей его социальной системе;

— из признания того, что идейно-нравственное воспитание не может быть осуществлено как обособленный, изолированный процесс, а лишь как одна из граней целостного процесса коммунистического воспитания учащихся;

— из понимания того, что взаимодействие коллектива педагогов и комсомольской организации техникума является одним из важных факторов функционирования воспитательной системы;

— из определения того, что главной формой коммунистического воспитания является воспитательный коллектив;

— из понимания того, что управление всеми педагогическими системами должно быть направлено, в конечном счете, на создание определенной системы воспитания в первичных коллективах, непосредственно формирующих личность;

— из представления о идейно-нравственном воспитании как ведущей стороны целостного воспитательного процесса. Последнее означает, что не может быть успешно осуществлено ни одно из направлений коммунистического воспитания личности без научно-обоснованной организации работы по идейно-нравственному воспитанию юношей и девушек, поэтому педагогам и комсомолу необходимо каждый вид деятельности учащихся, каждый аспект целостного воспитательного процесса тщательно продумывать и организовывать с учетом задач идейно-нравственного воспитания.

Стержневой идеей выдвинутой на этом этапе гипотезы была мысль о том, что взаимодействие педагогов и комсомольской организации техникума будет эффективным, если оно будет организовываться одновременно и в тесной взаимосвязи в масштабе техникума (его преподавательского коллектива и комсомольской организации), первичных коллективов (педагогов, работающих в первичном коллективе и его комсомольцев), а также в процессе индивидуальной работы между классным руководителем и комсоргом группы, педагогами-специалистами и ответственными по отдельным направлениям комсомольской работы, Так организуемая система взаимодействия педагогического коллектива и комсомольской организации техникума ведет к взаимному обогащению их деятельности, к усилению их взаимовлияния и повышению на этой основе эффективности идейно-нравственного воспитания.

На втором этапе (1981;1983 гг.) была организована экспериментальная проверка гипотезы. Готовясь к этой проверке, мы исходя из общей гипотезы исследования, разработали практические рекомендации педагогическим коллективам и комсомольским организациям, классным руководителям и комсоргам первичных групп средних специальных школ по обеспечению их взаимодействия в процессе идейно-нравственного воспитания. Исходя из этих рекомендаций были разработаны программы-характеристики как документ, использующийся и для проектирования, и для фиксации хода опытной работы.

Сдвиги в идейно-нравственном развитии учащихся изучались путем проведения срезов на основе специальных анкет, разработанных в исследовательском объединении по проблемам комплексного подхода к коммунистическому воспитанию МШИ им. В. И. Ленина. Эти срезы проводились классными руководителями совместно с активом групп триады с интервалом в год с последующей математической обработкой их результатов. По материалам срезов учащиеся разбивались на типичные уровни развития по трем критериям идейно-нравственной воспитанности: уровням идейно-нравственных знаний, прилежания в учении и ответственного отношения к общественной деятельности и общественно полезному труду.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с учащимися, поступившими в техникум после окончания восьмилетней школы (в возрасте 15−16 лет) и учащимися-выпускниками средних общеобразовательных школ (средний возраст 17−23 года). Основным содержанием формирующего эксперимента была проверка условий взаимодействия педагогического коллектива и комсомольской организации в формировании идейно-нравственных качеств учащихся техникумов и училищ. В задачу эксперимента входило: а) реализация рекомендаций, вытекающих из общей гипотезы исследованияб) фиксация степени выполнения этих рекомендацийв) периодическое проведение срезов воспитуемых качествг) периодическое и затем заключительное сопоставление степени выполнения рекомендаций и сдвигов в развитии воспитываемых качеств в экспериментальных коллективах. На этом же этапе проводилась апробация основных выводов работы.

На третьем этапе (1983;1984 гг.) мы продолжали апробацию основных выводов исследования в техникумах Казахстана и РСФСР. Одновременно осуществляли литературное оформление полученных результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем раскрыты особенности идейно-нравственного воспитания учащихся средних специальных учебных заведений, показано место и роль педагогического коллектива и комсомольской организации в организации этого процесса, выявлены и экспериментально обоснованы .пути и педагогические условия их эффективного взаимодействия в идейно-нравственном воспитании учащихся, разработана методика реализации этих условий.

Практическая ценность исследования заключается в том, что в немразработаны научно-обоснованные практические рекомендации по осуществлению совместной работы педагогического коллектива и комсомольской организации в идейно-нравственном воспитании молодежи. Использование этих рекомендаций может способствовать повышению уровня воспитательной работы в средних профессиональных школах.

Достоверность полученных результатов определяется марксистско-ленинским методологическим подходом к разрешению рассматриваемой проблемы, адекватностью исследовательской методики поставленным задачам, тщательным анализом полученных результатов, достаточной продолжительностью исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях исследовательского объединения студентов и аспирантов по проблемам комплексного подхода к коммунистическому воспитанию при педагогическом фавультете МГПИ им. В. И. Ленина в 1982, 1983, 1984 годах, на региональном совещании-семинаре преподавателей педагогических училищ РСФСР в г. Истре Московской области: (1983 г.), на Ленинских чтениях МШИ им. В. И. Ленина.

Методические рекомендации внедрены в практику работы техникума советской торговли г. Семипалатинска, лушно-мехового техникума Казпотребсоюза, лесного техникума и медицинского училища г. Лениногорска Восточно-Казахстанской области, Ново-Покровского зооветеринарного техникума Семипалатинской области.

Структура диссертаоти. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящая работа была посвящена выявлению педагогических условий, обеспечивающих целесообразное взаимодействие коллективов педагогов и комсомольцев средних специальных учебных заведений и повышения на этой основе эффективности идейно-нравственного воспитания учащихся. Решение этой проблемы потребовало от нас раскрытия сущности идейно-нравственного воспитания как ведущего звена учебно-воспитательного процесса.

В исследовании на основе анализа философской, психолого-педагогической литературы показывается, что идейно-нравственное воспитание есть целенаправленный систематический процесс формирования марксистско-ленинского мировоззрения, развитие морально-политических качеств и выработка, соответствующего моральным тре-бованям общества, поведения.

Анализ литературы позволил нам выделить ряд обстоятельств, предопределяющих особую актуальность идейно-нравственного воспитания молодого поколения на этапе развитого социализма. Среди них — социально-экономические условия развития страны, рост значения сознательности и социальной активности трудящихся в решении усложняющихся и увеличивающихся по масштабам задач коммунистического строительства, возрастание требований к моральным качествам советских граждан, их деятельности как субъективными факторами развития общества. Усиление внимания к идейно-нравственному воспитанию обусловлено «активизацией идейного противоборства двух социальных систем, что требует от советских людей политической бдительности, убежденности, способности противостоять влиянию буржуазной и ревизионистской идеологии, давать своевременный отпор враждебным идеологическим нападкам». Все усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы воспитывать убежденных борцов за коммунизм, патриотов и интернационалистов, прививать учащимся высокие гражданские и нравственные качества, коллективизм, трудолюбие, ответственное отношение к учебе, непримиримость к чуждым нашему образу жизни взглядам и вкусам" (25, с. ЗО).

В работе показывается, что конкретное содержание задач идейно-нравственного воспитания, форм, средств и методов их решений зависит от особенностей возраста учащихся, типа учебно-воспитательного учреждения, условий его деятельности. Контингент обучающихся в техникуме относится в основном к юношескому возрасту, которому свойственно стремление к утверждению своей самостоятельности, самоутверждения в новом коллективе, в новой среде, к самовыражению в общественной деятельности. Устремленность в будущее, желание быстро освоить избранную специальность определяет интенсивный рост самосознания, стимулирует потребность в самоопределении, самообразовании, влечет за собой перестройку мотивов поведения. В связи с интенсивным формированием характера и воли в этом возрасте все более важную роль в развитии учащихся начинают играть самоконтроль и самовоспитание. Учащиеся приобщаются к коллективной жизни, становятся более сдержанными в новых для них условиях общения. Происходит их вхождение в мир человеческих взаимоотношений. Известно, что для юности характерны также эмоциональность, думы о подвиге, о смысле жизни.

В диссертации рассматриваются обстоятельства, предопределяющие особенности системы воспитания в условиях средних специальных школ.

Во-первых, эти особенности обусловлены функциями средних специальных учебных заведений — подготовки специалиста, командира среднего звена производства.(Причем, различные техникумы готовят разных специальностей). И это различие профессиональной направленности накладывает определенный отпечаток на идейно-нравственное воспитание в каждом из них.

Во-вторых, на этот процесс влияет возрастной состав учащихся, их жизненный опыт, В техникумах обучаются учащиеся старшего школьного возраста, пришедшие в техникум после 10-ого класса, т, е. молодые люди студенческого возраста, а также учащиеся после демобилизации из рядов Советской Армии, Это различие возрастного состава требует и различного подхода к организации идейно-нравственного воспитания учащихся этих групп.

В-третьих, специфичен и педагогический состав техникумов (кроме педагогических училищ). Среди преподавателей много инженерно-технических работников, не имеющих специального педагогического образования, достаточных знаний по педагогике и психологии.

В работе дается характеристика системы идейно-нравственного воспитания среднего специального учебного заведения как совокупности компонентов. Среди них — цель, задачи, содержание, средства и методы идейно-нравственного воспитания, взаимодействие которых обеспечивает выполнение функции этой системы.

Функция этой системы воспитания в средних специальных учебных заведениях — это качественная подготовка специалистов среднего звена для ведущих отраслей народного хозяйства, будущих строителей коммунистического общества и, прежде всего, их идейно-нравственная закалка.

Спецификой идейно-нравственного воспитания учащихся средних специальных школ являются задачи воспитания у них к конкретной профессии, творческого отношения к труду специалиста, коммунистической убежденности. Специфической задачей, по сравнению с общеобразовательной школой, является воспитание у учащихся средних специальных учебных заведений таких элементов дисциплинированности, которые присущи организаторам производства, специалистам, несущим ответственность за работу коллектива, воспитание людей.

Они должны быть не только исполнителями, управляющими всевозможной техникой, станками, но и руководителями трудового коллектива,.

В диссертации обосновывается, что в качестве основных показателей идейно-нравственной воспитанности учащихся средних специальных учебных заведений могут рассматриваться уровень развития коллективистской ответственности, проявляющейся в общественной деятельности, В ней характеризуются объективные и субъективные факторы идейно-нравственного воспитания учащихся и место среда них педагогического коллектива и комсомольской организации техникума, их общие и специфические пункции в этом процессе.

Определяющая роль в формировании идейно-нравстЕенных качеств выпускников средней специальной школы принадлежит коллективу преподавателей. В диссертации по осуществлению идейно-нравственного воспитания анализируются основные аспекты деятельности педагогов в процессе обучения, производственной практики, в руководстве деятельностью комсомола и т. д. В ней раскрывается, что идейно-нравственное воспитание учащихся в техникуме осуществляется прежде всего через содержание учебных дисциплин, являющихся одним из действенных средств формирования личности. При этом оказывается весьма важным, чтобы особый акцент сделать на раскрытие моральных аспектов содержания специальных дисциплин, таких как гуманистическая направленность использования достижения современной науки и практики в условиях социализма, отношения к охране природной среды. Идейно-нравственной воспитание через процесс обучения должно быть направлено на формирование таких важнейших социальных качеств советского человека, как коллективизм, чувство гордости за достижения советской науки и техники, за героический труд нашего народа, борющегося за коммунизм.

В диссертации анализируются возможности внеучебной деятельности уроков литературы, политической экономии, иностранного языка и других общеобразовательных дисциплин в идейно-нравственном воепитании учащихся средних специальных учебных заведений. Показываются основные линии этого взаимодействия, выявляются три основных его уровня.

Формами взаимодействия науровне коллективов техникума выступают влияние партийной организации техникума, дирекции на деятельность комсомольской организаций, партийного бюро — на комитет комсомола и участие комсомольского актива в деятельности педагогического коллектива и партийной организации.

Формами взаимодействия на уровне первичных коллективов выступают взаимодействия классного руководителя и комсомольской организации группы, учителя-предметники и группа комсомольцев.

Взаимодействие педагогов и комсомольцев на уровне индивидуальной работы осуществляется прежде всего в формальной структуре коллектива. Это взаимодействие классного руководителя и комсорга группы, педагогов и ответственных комсомольцев по соответствующим направлениям: преподаватель физкультуры — физорг группы, преподаватель истории и других общественных дисциплин и политинформаторы группы, преподаватель эстетики и культорги группы, воспитатель в общежитии и бытовые сектора групп, заведующий отделением и старосты группы и т. д. Взаимодействие на этом уровне осуществляется и в системе неформальных отношений, в процессе свободного общения: на занятиях, в перерыве между занятиями, в часы занятий на производстве, в период учебной, технологической преддипломной практик, во время культурно-массовых мероприятий. В диссертации дается характеристика каждого из этих уровней взаимодействия педагогов и комсомольцев.

В исследований анализируется опыт экспериментального изучения педагогических условий, обеспечивающих целесообразное взаимодействие педагогического коллектива и комсомольской организации в идейно-нравственном воспитании учащихся техникумов и училит*.

При организации опытной работы мы исходили из ряда принципиальных положений:

— из концепции о коммунистическом воспитании как социальном процессе и социальной системе;

— из признания того, что идейно-нравственное воспитание не может быть организовано как обособленный, изолированный процесс коммунистического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений;

— из понимания того, что взаимодействие коллектива педагогов и комсомольской организации техникума является одним из важных моментов функционирования системы воспитания в нем;

— из признания того, что «главной формой» коммунистического воспитания является воспитательный коллектив;

— из признания того, что управление всеми педагогическими системами должно быть направлено, в конечном счете на обеспечение оптимального функционирования системы воспитания в первичных коллективах как непосредственно формирующих личность;

— из понимания того, что взаимодействие педагогов и комсомольской организации является одним из важных моментов функционирования системы воспитания в техникуме, порождающий процесс воспитания.

В работе дается анализ самого акта взаимодействия и охарактеризованы его основные параметры, обстоятельства, предопределяющие эти параметры.

В нашей опытной работе мы также исходили из того, что эффективность идейно-нравственного воспитания учащихся предопределялась педагогически: целесообразным взаимодействием педагогов и комсомольцев не только в группе, но и в техникуме.

Сферой такого взаимодействия явилась внеучебная деятельность учащихся. В ходе опытной работы были выявлены и обоснованы условия, необходимые для обеспечения педагогически целесообразного взаимодействия педагогов и комсомольцев в идейно-нравственном воспитании на каждом из трех уровней.

I. Педагогические условия взаимодействия коллектива воспитателей и комсомольской организации в масштабе техникума.

1) Обеспечение ведущей роли партийной организаций во взаимодействии педагогического коллектива й комсомольской организации в идейно-нравственном воспитании учащихся.

2) Демократический стиль взаимоотношений между педагогическим коллективом и комсомольской организацией техникума.

3.) Целенаправленная работа по профессиональному просвещению учащихся, привитию любви им к избранной профессии, организуемая в масштабе техникума*.

4) Активное участие учащихся-комсомольцев в организации и совершенствовании производственной практики.

П. Условия эффективности взаимодействия педагогов и комсомольцев в первичных коллективах техникума.

1) Целенаправленная работа по организации первичного коллектива как объекта и субъекта воспитательного воздействия, обеспечение ведущей роли комсомольской организации.

2) Обеспечение взаимосвязи учебно-познавательной (теоретической) и внеучебной (практической) деятельности.

Ш. Педагогические условия взаимодействия педагогов и комсомольской организации в процессе индивидуальной работы с учащимися.

1) Учет возрастных особенностей учащихся.

2) Учет индивидуальных особенностей воспитанников*.

В диссертации показывается, что взаимодействие педагогического коллектива и комсомольской организаций является одним из аспектов комплексного подхода к коммунистическому, воспитанию подрастающего поколения. Его осуществление может дать необходимый воспитательный эффект лишь при создании целостной системы воспитания в условиях средних црофессиональных школ. В ней показывается и обосновывается значение педагогически целесообразного взаимодействия педагогов И'-комсомольской организации в этой деятельности для эффективности идейно-нравственного воспитания. В нашем понимании взаимодействие комсомольской организации и педагогического коллектива, их взаимовлияние должно привести к положительному сдвигу в сознании и поведении учащихся, к формированию их коммунистических убеждений.

Взаимодействие этих воспитательных институтов мы рассматриваем как одно из частных условий совершенствования идейно-нравственных качеств молодежи.

Выявленные нами общие и специфические условия в своей совокупности на каждом уровне обеспечивают целесообразное в воспитательном отношении взаимодействие педагогического коллектива и комсомольской организаций среднего специального учебного заведения и на этой основе эффективность идейно-нравственного воспитания учащихся.

В ходе исследования возникли ряд проблем, которые ждут основательных исследований. Это, в частности, вопросы взаимодействия педагогического коллектива и комсомольской организации в трудовом, физическом, эстетическом и других направлениях коммунистического воспитания. Мы считаем, что они должны быть объектом специального исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. 2-е изд., т. З, с. II-544.
  2. Ф. Положение рабочего класса б Англии. Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд., т.2, с.231−517.
  3. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд., т.20,с.3−338.
  4. К., Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. 2-е изд., т.21, с.269−317.
  5. В.И. Политическая агитация и классовая точка зрения.5.е изд., т.5, с.264−270.
  6. В.И. Философские тетради. 5-е изд., т.29, с.5−620.
  7. В.И. Доклад о революции 1905 года. 5-е изд., т.30,с.306−328.
  8. В.И. Как организовать соревнование. 5-е изд., т.35,с.195−205.
  9. В.И. Заметки публициста, 5-е изд., т.40, с.129−139
  10. В.И. Задачи Союзов молодежи. 5 изд., т.41, с.298−318.
  11. В.И. О значении воинствующего материализма. 5-е изд., т.45, с.23−33.
  12. Материалы ШУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971 — 320 с.
  13. Материалы ХХУ съезда КПСС М.: Политиздат, 1976 — 256 с.
  14. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981 — 223 с.
  15. XIX съезд ВЛКСМ. Стенографический отчет. М.: Молодая гвардия, 1982, т.1. 415 с.
  16. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». -М.: Политиздат, 1979. 15 с.
  17. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. «О дальнейшемразвитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». -Коммунист, 1979, № 11, о.5−10.
  18. Постановление У пленума ЦК ВЛКСМ от 14 ноября 1979 «О работекомсомола по повышению эффективности идейно-нравственного воспитания молодежи. М.: Справочник партийного работника, 1980. Выпуск 20, с.534г-544 с.
  19. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 года „О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик“. М.: Политиздат, 1982. — 31 с.
  20. Материалы пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983. М.: Политиздат, 1983. 80.
  21. Документы и материалы У пленума ЦК ВЛКСМ 8 июня 1983 года.
  22. М.: Молодая гвардия, 1983. 47 с.
  23. Постановление Пленума Центрального Комитета КПСС от 10 апреля 1984 года „Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. — М.: Политиздат, 1984. — 31.
  24. Постановление Щ КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля1984 „0 дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы. Правда, 1984, 29 апреля.
  25. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР „0 дальнейшемразвитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных кадров“.-Правда, 1984, II мая.
  26. Постановление ЦК КПСС „0 дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи. Коммунист, 1984, № II, с.3−9.
  27. К.У. Актуальные вопросы идеологической, массовополитической работы партии. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983. — М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  28. Ю.В. 60 лет СССР. М.: Политиздат, 1982 — 30 с.
  29. Л.И. Ленинским курсом. Речи, приветствия, статьи.
  30. М.: Политиздат, 1981, т.8, с.102−103.
  31. В.В. Проблемы комплексного осуществления задач коммунистического воспитания в свете решений ХХУ съезда КПСС.-В кн.: Избранные речи и статьи. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1982, с.263−287.
  32. И.В. Идейно-политическое воспитание на уроках политической экономии. Среднее специальное образование, 1982, № 7, с.22−23г
  33. В.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968 — 338 с.
  34. .Г. О проблемах современного человекознания. М.:1. Наука, 1977. 380 с.
  35. С.Ф. Ленинские принципы нравственного воспитанияличности. М.: Знание, 1973. — 64 с.
  36. С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979. — 142 с<
  37. Е.Г. Социальная роль и всестороннее развитие личности при социализме. М.: Издтво МГУ, 1968. — 47 с.
  38. Л.М. Социально-этические проблемы личности.1. М.: Мысль, 1974. 221 с.
  39. Л.М. Комплексный подход в теории и практикечнравственного воспитания. В сб.: Искусство воспитания. -М.: Молодая гвардия, 1981, с.108−133.
  40. .Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.:1. Мысль, IEf76. 180 с.
  41. Г. А. К вопросу о формировании классового сознанияучащейся молодежи. Среднее специальное образование, 1979, № 4, с.22−26.
  42. Аурелио Печчии. Человечкие качества. М.: Изд-во Прогресс, 1980. 302 с.
  43. В.Г. Социальная информация и управление обществом.
  44. М.: Политиздат, 1975. 408 с.
  45. В.Г. Основы философских знаний. Изд. 10-е, доп.1. М.: Мысль, 1977. 335 с.
  46. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. 382 с.
  47. Е.С. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования активной жизненной позиции учащихся техникума. -Дис.. канд.пед.наук. Л., 1982. — 213 с.
  48. Н.С. Иде?зно-нравственное воспитание учащихся педагогических училищ. В сб.: Теория и практика высшего педагогического образования. М.: МГПИ им. В. ИДенина, 1984, с.147−153.
  49. Н.С. Совершенствовать практику воспитания. Среднееспециальное образование, 1984, № 9, с.43−45,
  50. A.B. Основоположники марксизма-ленинизма о воспитании как общественном явлении. Советская педагогика, 1981, № 9, C. I04-II4.
  51. Е.С. Категория общего особенного в воспитательнойдеятельности внешкольных учреждений и школ. В сб.: вопросы воспитательной деятельности внешкольных учреждений. Под ред. Б. Е. Ширвиндта., М. Б. Коваль. — М., 1980, с.15−25.
  52. С.Я. Профессионально-педагогическая подготовка учащихся ключевая проблема педагогической науки. — Советская педагогика, 1984, № 4, с.11−18.
  53. H.A., Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив,
  54. Шнек.: Изд-во БГУ, 1975. 160 с.
  55. Л.В. Социалистический образ жизни. Л.: Лениздат, 1980. 184 с.
  56. В.А. Моральные качества личности. Воронеж.: Изд-во
  57. Воронежского ун-та, 1974. 186 с.
  58. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.:1. Наука, 1978. 311 с.
  59. В.В. Психология воспитания школьника: Учеб. пособие для пединститутов. Л.: Изд-во Ленинград.пед.ин-та им. А. М. Герцена, 1974. — 164 с.
  60. A.A. Восприятие человека человеком. Изд-во Ленинградского ун-та. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. — 122 с.
  61. А. А. Психолого-педагогические аспекты нравственноговоспитания. Вопросы психологии, 1979, ¡-Ь 5, с.30−34.
  62. Л.И. Формирование личности в детском возрасте. М.:
  63. Просвещение11, 1968 422 с.
  64. Н.И. Классный руководитель. 2-е изд., испр. и доп.
  65. М.: Просвещение, 1978. 271 с.
  66. Н.И. Нравственное воспитание школьников.: Вопр. теорий М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  67. Н.И. Методика воспитательной работы в шкале: /Учеб.пособие для пед. ин-тов/. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1981. 223 с.
  68. Большая Советская Энциклопедия. 2-е изд., т.ЗО. — 656 с.
  69. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во1. МГУ, 1968. 268 с.
  70. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
  71. Л.П. Развитие В.И.Лениным, КПСС марксистских идей овсестороннем воспитании личности. Советская педагогика, 1983, & 4, с.3−11.
  72. У.А. Руководство КП Казахстана коммунистическим воспитанием учащихся средних специальных учебных заведений республики (1959−1965). Дис.. канд.пед.наук. Алма-Ата, 1973. — 226 с.
  73. Н.С., Моченов П. М., Тимченко И. П., Кочетков К., Швед
  74. Г. И. К вопросу формирования диалектико-материалистиче-ского мировоззрения при изучении естественно-технических дисциплин. Среднее специальное образование. 1978, № 8, с.30−41.
  75. В.А. Мораль и общественная практика. М.: Изд-во1. МГУ, 1983. 176 с.
  76. Водзинский-Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников: (Учеб.пособие для пединститутов). М.: Высш. школа, 1982. — 176 с.
  77. Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. Тезисы докладов. Таллин, 1982. — 158 с.
  78. Взаимодействие школы, семьи, общественности в коммунистическом воспитании. Отв.ред.Хрипкова. M. t 1978. — 175 с.
  79. Вопросы управления и руководства процессом воспитания школьников. Под ред. Л. К. Балясной. M., 1971. — 373 с.
  80. Н.В. Некоторые социально-психологические факторыруководителя. Из книги „Руководство и лидерство“. Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973. — 143 с.
  81. А.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. М.: Педагогика, 1977. — 152 с.
  82. Е.В. Наш главный очаг идейно-политической работы.
  83. Среднее специальное образование, 1981, № 4, с.20−22.
  84. Г. М. Формирование идейно-нравственных убеждений старших подростков на материале Ленинианы во внеучебной деятельности. Дас.. канд.пед.наук. — Л., I98I. — 246 с.
  85. Диалектика общего и особенного в историческом процессе. (Философские проблемы общественного развития). М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  86. Диалектика общего и особенного в образе жизни социалистического общества. Москва-Фрунзе: Изд-во „Илим“, 1980. -120 с.
  87. Г. К. Педагогические проблемы взаимодействия учительского коллектива и комсомольской организации в воспитании учащихся. (На материалах НРБ). Дис.. канд.пед.наук. -M., 1978. — 194 с.
  88. И.И. Проблемы взаимодействия. Минск, 1971. — 142 с.
  89. Л.М. К вопросу о) формировании социально зрелойличности. Среднее специальное образование, 1980, № 2, с.14−19.
  90. Т.И. Патриотическое и интернациональное воспитание науроках иностранного языка. Среднее специальное образование, 1983, № 4, с.21−22.
  91. И.Е. Улучшить преподавание общественных дисциплин.
  92. Среднее специальное образование, 1982, № 4, с.2−5.
  93. .И. Формирование идейно-политической убежденности будущего учителя в системе среднего педагогического образования. (На материале внеучебной деятельности пед. училищ). Дис.. канд.пед.наук. — М., 1983. — 213 с.
  94. В.Т., Косолапов С. М. Формирование активной жизненнойпозиции цель нравственного воспитания. — М.: Мысль, 1977. — 166 с.
  95. В.И. Учебная группа-центр подготовки и воспитанияспециалиста. Среднее специальное образование, 1981, № 3, с.44−46.
  96. Д.И. Основные принципы формирования контингентов учащихся средних специальных учебных заведений. Дис.. канд. эконом.наук. — М., 1974. — 222 с.
  97. Л.И. Основы обучения и воспитания в сельскохозяйственных техникумах. М.: Сельхозгиз, 1958 — 328 с.
  98. Иващенко А. В, Теория и практика идейно-нравственного воспитания школьной молодежи. М.: Молодая гвардия, 1978. -198 с.
  99. A.B. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. -159 с.
  100. Л.И. Нравственное самовоспитание личности в условиях развитого социализма. М.: Высшая школа, 1979. -134 с.
  101. П.Н. Идейно-политическое воспитание учащихся среднего специального учебного заведения. (На материалах Каз ССР. Дис.. канд.пед.наук. — Алма-Ата, 1973. -226 с.
  102. С.И. Молодежь как социально-демографическая группа. В кн^: Преемственность поколений как социологическая проблема. — М.: Мысль, 1973, с.51−75.
  103. И.М. ЕЖСМ в политической системе советского общества. М.: Молодая гвардия, 1981. — 240 с.
  104. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. — 248 с.
  105. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1979. — 16 с.
  106. Д.А. Потребности, поведение, воспитание. Под ред.
  107. И при участии проф. В. Г. Афанасьева. М.: Мысль, 1968 -148 с.
  108. Ким Б. И. Педагогическое руководство формированием нравственных отношений в коллективе старшеклассников. Дис.. канд.пед.наук. — М., 1979. — 211 с.
  109. Л.П. Деятельность как педагогическое явление. Советская педагогика, 1984, № 2, с.52−56.
  110. Среднее специальное образование, 1980, № 2, с.19−21.
  111. В.В., Кульпединов М. Е., Хозе С. Е. Взаимодействиепедагогического коллектива и школьной комсомольской организации. (Опыт, проблемы, перспектива). Советская педагогика, 1983, № 6, с.57−60.
  112. З.В., Ященко М. М. Формирование идейной убежденности старшеклассников в процессах общественно-политической работы. М.: Педагогика, 1979. — 128 с.
  113. А.Г. Социально-психологические основы руководстваколлективом. (Помощь лектору). Ташкент, 1975. — 19 с.
  114. ЯЛ. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 350 с.
  115. Комсомол в техникуме. М.: Молодая гвардия, 1977. — 165 с. ПО. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979. 175 с.
  116. Комладзе -B.C. Формирование умений и навыков общественнойдеятельности. Дисс.. канд.нед.наук. — Киев, 1970. -215 с.
  117. А.П., Корнилов Б. И. Педагогические основы и организация воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях. М.: Высшая школа, 1979. — 175 с.
  118. .И. Педагогические основы содержания воспитательной работы в среднем специальном учебном заведении. -Дис.. канд. не д.наук. Л., 1977. — 193 с.
  119. В.М. Самоуправление школьников. 3-е изд. доп. и перераб. М.: Просвещение, 1981. 208 с. По* Кочетов А. И. Методические рекомендации по исследовательской работе „Личностный подход в исследовании“. — Минск: ГШ, 1980. 57 с.
  120. В.Л. Проблема повышения эффективности политического воспитания старшеклассников в деятельности школьной комсомольской организации. -Дис.. канд.пед.наук. -М, 1973. 220 с.
  121. Н.К. 0 школьном самоуправлении. М.: Педагогика, 1978, т.1. с.65−72.
  122. Н.К. Проблемы ко*ммунистического воспитания. М.-
  123. Педагогика, 1978, т.2. с.74−78.
  124. Н.К. Народное образование и демократия. М.: Педагогика, 1978, т.1,-с.155−239.
  125. H.H. Мораль в действии. М.: Политиздат, 1977.255 с.
  126. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, i960. — 334 с.
  127. Т.Н. Диагностика щшвственной воспитанности учащихся средних специальных ученых заведений (в аспекте изучения и самоизучения). Дис.. канд.пед.наук. — Минск-. 1981.- 186 с.
  128. В.О. Внеурочная деятельность школьников: Пособие дляклас.руководителей. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  129. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. с.30−304.
  130. .Т. Теория коммунистического воспитания. (Опыт педагогического исследования). М.: Педагогика, 1974. -496 с.
  131. .Р. Общие проблемы воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1979. — 167 с.
  132. A.A. Классному руководителю в комсомольской работев школе. М.: Просвещение, 1975. — 191 с.
  133. А.С. Воспитание в семье и школе. Соч. в 7 т. М., 1941, т.4. с.479−510.
  134. А.С. Докладная записка члену правления коммуныдм.Ф. Э. Дзержинского. Соч. в 7 т. М, 1952, т.7, с.438−453.
  135. А.С. Доклад в педагогическом училище. Поли.собр.соч. в 7 т. М., Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1952, т.7.-с.308−321.131“ Макаренко А. С. О коммунистическом воспитании. М.: Учпедгиз Щ РСФСР, 1956. — 579 с.
  136. Т.Н. Воспитание социальной активности старшихшкольников. Учеб.пособие. Л., 1973. — 172 с.
  137. Т.Н. Учитель-ученик. М.: Знание, 1977. -64 с. 134″ Маркин В. Н. Взаимодействие идейно-политического, трудовогои нравственного воспитания в формировании активной жизненной позиции личности: Автореф. дис.. канд.филос. наук. М., 1979. — 20 с.
  138. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
  139. П.Н. Воспитание организаторских умений и навыков уучащихся сельскохозяйственных иехникумов. Дис.. канд.пед.наук. — М., 1975. — 188 с.
  140. Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы. Всесоюзная научнотеоретическая конференция „Социализм и молодежь“. М.: Молодая гвардия, 1969. — 430 с.
  141. A.B. 0 воспитании старшеклассников. 2-е изд. доп. иперераб. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  142. Ю.И. Взаимодействие школы и комсомола в коммунистическом воспитании старшеклассников в условиях развитого социализма. Дис,. канд.пед.наук. — М., 1980. — 164с.
  143. Ю.И. Исследование проблемы совместной воспитательной деятельности школы и комсомола. Советская педагогика, 1984, № 4, с.31−37.
  144. Л.И., Куракин А. Т. Путь к творчеству. М.: Просвещение, 1966. 187 с.
  145. Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. — 142 с.
  146. Нравственное воспитание. Проблемы теории и практики. М.:1. Мысль, 1979. 304 с.
  147. Нравственная жизнь человека. Искания. Позиции. Поступки.1. М.: Мысль, 1982. 295 с.
  148. Основы психологии и педагогики в партийной работе: Пособиедля слушателей ВШИ. М.: Мысль, 1978. — 223 с.
  149. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов подред. ЮЛС.Бабанекого. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  150. Педагогическая энциклопедия. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1966, т.3, 880 с.
  151. Педагогическая энциклопедия. М.- Большая Советская Энциклопедия, 1968, т.4, 911 с.
  152. Т.А. Вклад комсомольской организации в повышениекачества знаний учащихся. Среднее специальное образование, 1979, № 4, с.39−41.
  153. В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. — 220 с.
  154. Политическая культура советского человека. М.: Моск. рабочий, 1983. 96 с. („Идеологическая работа: проблемы, поиски, находки“).
  155. Проблемы нравственного воспитания. Под ред. Л. И. Тувинского.
  156. М.: Изд-во МГУ, 1977. 293 с.
  157. М.А. Основные направления развития системы просвещения в 88-е гг. Советская педагогика, 1983, J6 6, с.3−11.
  158. М.А. Реформа школы и задачи народного образования.
  159. Советская педагогика, 1984, J& 7, с.3−10.
  160. Психологическая теория коллектива. Под ред.А. В. Петровского.
  161. М.: Педагогика, 1979. 240 с.
  162. СЛ. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 563 с.
  163. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во1. МГУ, 1981. 184 с.
  164. А.М. Взаимосвязь общественной и профессиональнойнаправленности личности как фактор воспитания учащихся. (На материале внеклассной работы учащихся техникума). -Дис.. канд.пед.наук. Иркутск, 1979. — 200 с.
  165. И.Ф. Нравственное воспитание. 2-е изд. М.:1. Педагогика, 1977. 143 с.
  166. Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Москва, 1979. — 16 с.
  167. Л.Г. О профессиональных умениях и навыках. Дошкольное воспитание, 1976, Jfc 10.
  168. Г. Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности, 2-е изд. доп. М.: Политиздат, 1973.415 с.
  169. Советская армия школа идейно-нравственного воспитания воинов. — М.: Водниздат, 1979. — 102 с“ 168* Сокольников Ю. П. Организация детского самоуправления в школе. — Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1965. — 35 с.
  170. Ю.П. Общественно полезная деятельность какфактор формирования личности подростка. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1971. — 287 с.
  171. Ю.П. Общее и специфическое воспитательной работыв национальной школе. В сб.: Проблемы коммунистического воспитания в национальной школе. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1975, с.41−58.
  172. Ю.П. Основные аспекты комплексного подхода ккоммунистическому воспитанию школьников. М., 1977. -58 с.
  173. Ю.П. О сущности коммунистического воспитания.
  174. В сб.: Методические и теоретические основы процесса обучения и воспитания в начальной школе. М.: МШИ им. В. И. Ленина, 1978. — 58 с.
  175. Л.Ф., Конаныхин П.в. Идейно-политическое воспитаниешкольников. Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
  176. Структура морали и личность. Под ред. С. Ф. Анисимова и Р.Миллера. М.: Мысль, 1977. — 175 с.
  177. Е.Ф. Идейно-политическое направление развития всистеме политического воспитания. Научный коммунизм, 1979, № 5, с.47−56. .
  178. С.Ф. Идейно-политическое воспитание: его роль иназначение. В сб.: Искусство воспитания. — М.: Молодая гвардия, 1981, с.27−52.
  179. Сухомлинский В*А. Нравственный идеал молодого поколения.
  180. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1963. 153 с.
  181. В.А. Как воспитать настоящего человека: (Советы воспитателям). Минск: Нар. асвета, 1978. — 288 с.
  182. В.А. Методика воспитания коллектива. М.:1. Просвещение, I98I. 192 с.
  183. Ю.И. 0 методологической рола отдельного и общего впонимании взаимодействия: Автореф. дао.. канд.филос. наук. * M., 1980. 16 с.
  184. Н.Ф. Проблемы управленая учебно-воспитательнымпроцессом. M., 1977.
  185. Технологический детерменизм: концепции, идеологические функции. Минск: Изд-во ЕГУ, 1981. — 136 с.
  186. А.И. Структура нравственного сознания. (Опыт этако-философского исследования). M., 1974. — 278 с.
  187. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975. 198 с.
  188. В.А. Активная жизненная позиция: факторы формирования личности. В сб.: Искусство воспитания. — М.: Молодая гвардия, 1981, с.134−152.
  189. A.C. Формирование профессиональной направленностиу учащихся средних специальных учебных заведенай. Дасс.. канд.пад.наук, — M. f 1978, — 244 с.
  190. А. Качество жизни. Критаческай анализ буржуазныхконцепций. М.: Изд-во Прогресс, 1983. — 223 с.
  191. Е.В. Вопросы управления процессом воспитания школьников. Белгород, Х972. — 164 с.
  192. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во1. ЛГУ, 1968. 124 с.
  193. Я.С. Педагогические основы воспитания школьногокомсомольского актива. Дис.. канд.пед. наук. — M., 1981. — 208 с.
  194. Управление процессом нравственного воспитания. М.: Изд-во1. МГУ, 1979. 141 с.
  195. Устав Саратовского областного культурно-просветительного училища от 22 ноября 1969 г. 21 с.
  196. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.-Л.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1950. — 776 с.
  197. В.Н. Нравственное самовоспитание учащихся среднихспециальных учебных заведений. (Профессионально-этический аспект). Дис.. канд.пед.наук. — Рязань, 1975. -182 с.
  198. Г. Н. Социалистическая действительность и идейнополитическое воспитание. Советская педагогика, 1981, № II, с.13−18.
  199. Г. Н. Методологические проблемы целостного учебновоспитательного процесса. Советская педагогика, 1984, № 2, с.24−29 с.
  200. Формирование коммунистической нравственности школьников. Подред. 0.С.Богдановой. М.: Педагогика, 1983. — 104 с.
  201. Формирование коммунистического мировоззрения школьников.
  202. Под ред. Э. И. Моносзона. М.: Педагогика, 1977. — 320 с.
  203. М. Взаимосвязь учебной и внеклассной работы видейно-нравственном воспитании младших школьников. -Дис.. канд.пед.наук. M., I98I. — 208 с.
  204. И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособивдля клас. руководителей. М.: Просвещение, 1983. -160 с.
  205. А.Г. Трудный путь к зрелости. (Проблемы нравственного воспитания в эпоху научно-технической революции). -М“: Знание, 1975. 64 с.
  206. O.E. Педагогические основы совместной деятельности учительского коллектива и комсомольской организации школы. -Дас.. канд.пед.наук. M.- 1968. — 388 с.
  207. С.Е. Педагогический коллектив и комсомольская организация школы. М.: Просвещение, 1972. — 152 с.
  208. С.Е. Директор школы. М.: Просвещение, 1979. — 179 с. 205″ Хозе С. Е. Взаимодействие педагогического коллектива и комсомольской организации в коммунистическом воспитании: Авто-реф. дис.. д-ра.пед.наук, в форме научноги доклада. -M., 1983. — 40 с.
  209. О.П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983. — 158 с.207″ Швецова Э. В. Коммунистическое воспитание учащихся средних специальных учебных заведений. Дис.. канд.филос. наук. — Рига, 1973. — 231 с.
  210. Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом развитии школьников. Советская педагогика, 1983, № 6, с.61−65 с.
  211. В.В. Диалектическое взаимодействие политических инравственных качеств личности. В кн.: Коммунистическая идейность — основа активной жизненной позиции. — М.: Политиздат, 1979. — с.97−104.
  212. А.П. Диалектика особенного и общего. Красноярск:
  213. Красноярское книжное издательство, 1957. 72 с.
  214. .Е. Общее и специфическое в воспитательной деятельности школы, комсомола и пионерской организации: Автореф. дис.. д-ра пед.наук. M., 1274. — 39 с.
  215. А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М.:1. Политиздат, 1979. 268 с.
  216. Н.Б. Нравственное воспитание учащихся.-Среднее специальное образование, 1979, № 4, с.26−30.
  217. Ю.Ю. Научные основы обучения в техникумах. М.:
  218. Высшая школа, 1076. 104 с.
  219. В.П. Социально-психологические факторы нравственного воспитания. В кн.: Коммунистическая идейность -основа активной жизненной позиции. — М.: Политиздат, 1979, с.164−173.
  220. Т.В. Общественный долг и моральная ответственностьучащейся молодежи. Дис.. канд.филос.наук. — М», 1976. — 192 с.
  221. Н.Г. Совершенствование содержания производственнойпрактики. Среднее специальное образование, 1984, № 2, с.22−25.
  222. Л.Д. Взаимодействие политического и нравственноговоспитания в процессе формирования личности старшеклассников. Дис.. канд.пед.наук. — М., 1975. — 229 с.
  223. Динамика развития ответственного отношения к общественной деятельности у учащихся средних специальных учебных заведений (в обобщенных баллах)
  224. Динамика развития прилежания в учений у учащихся средних специальных учебных заведений (в обобщенных баллах)
  225. Распределение учащихся средних специальных учебных заведений по уровню развития прилежания в учении (исходный уровень)
  226. Распределение учащихся средних специальных учебных заведений по уровню развития ответственного отношения к общественной деятельности (исходный уровень)
  227. Динамика развития уровня ответственного отношения к общественной деятельности в опытных группах (в %)
  228. Динамика развития уровня прилежания в учении в опытных группах (в %)1. ПЛ. Анкета № I1. П. 2. Анкета № 21. П. З. Анкета № 3г1. П. 4. Анкета № 41. П. 5. Анкета № 5
  229. У.1. Практические, рекомендации педагогическим коллективам икомсомольским организациям среднего специального учебного заведения по обеспечению их взаимодействия в процессе идейно-нравственного воспитания учащихся.
Заполнить форму текущей работой