Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Анализ действующих программ по курсу «Окружающий мир» в начальной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Человек и природа, где раскрываются такие понятия, как окружающий мир и его разнообразие, способы и средства познания окружающего мира; природа, ее объекты и предметы; связи в окружающем мире: живая и неживая природа, растения и животные, человек и природа; вещество, его разнообразие в окружающем мире; звезды и планета, освоение человеком космоса; географическая карта и план, материки и океаны… Читать ещё >

Анализ действующих программ по курсу «Окружающий мир» в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящий момент, на этапе развития начального образования, знания об экологии учащиеся получают, обучаясь по программам интегрированного курса «Окружающий мир». Среди них наиболее распространенными являются: «Окружающий мир» А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова (УМК «Школа России»); «Окружающий мир» А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая (УМК «Перспектива»); «Окружающий мир» А. А. Вахрушев, А. А. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин (УМК «Школа 2100»);

«Окружающий мир» Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова (УМК «Начальная школа XXI века»).

Проанализировав Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в области естествознания и несколько программ курса «Окружающий мир», можно сделать вывод о том, что на уроках по данной дисциплине в области экологического образования у учащихся формируется основа экологической грамотности, складываются элементарные правила нравственного поведения в мире природы, школьники учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, а также изучаются основы природоохранной деятельности.

Ниже представлен анализ программы «Окружающий мир» А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой (УМК «Школа России») и программы «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой, Г. Г. Иванченковой, И. В. Потаповой (УМК «Начальная школа XXI века»).

Программа «Окружающий мир» А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой (УМК «Школа России».

Данная программа представляет собой систему учебных курсов, разработанную для каждого класса начальной школы. Программа построена с учетом любознательности, отзывчивости и познавательной активности учащихся.

Цель данного курса — воспитание гуманной, творческой, социальноактивной личности, бережно относящейся к богатствам природы и общества.

Главная задача курса — формирование в сознании школьников единого, ценностного образа окружающего мира как своего дома, так и дома для всего живого на земле. На этой основе происходит становление у детей современной экологически-ориентированной картины мира, развивается чувство уважения к своему природному и социальному окружению.

Изучая курс «Окружающий мир», младшие школьники воспитывают в себе уважение, заботу и любовь к своей Родине, к своему городу (селу), развивается познавательный интерес к окружающему миру, формируются этические и экологические навыки поведения в социальной и природной среде.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» строится на основе таких ведущих идей, как: идея многообразия мира; идея экологической целостности мира; идея уважения к миру.

Проблемно-поисковый метод, лежащий в основе преподавания курса «Окружающий мир», обеспечивает реализацию развивающих задач учебного предмета; дети не получают знания в готовом виде, а сами открывают эти знания. При этом используются различные формы и методы работы с применением средств, составляющих единый учебно-методический комплект.

На данный момент программа «Окружающий мир» — это целостная система учебных курсов, обеспечивающая ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественнонаучное и экологическое образование.

Курс «Окружающий мир» А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой состоит из таких содержательных линий, как:

  • 7. Человек и природа, где раскрываются такие понятия, как окружающий мир и его разнообразие, способы и средства познания окружающего мира; природа, ее объекты и предметы; связи в окружающем мире: живая и неживая природа, растения и животные, человек и природа; вещество, его разнообразие в окружающем мире; звезды и планета, освоение человеком космоса; географическая карта и план, материки и океаны; смена дня и ночи, времена года; погода и ее составляющие; формы земной поверхности; водные богатства и их разнообразие; растения, животные, их разнообразие; лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы; природные зоны России; человек, как часть природы; международная Красная книга.
  • 8. Человек и общество, где раскрываются такие понятия, как общество; человек, как член общества; семья и внутрисемейные отношения; хозяйство семьи, предметы домашнего обихода; младший школьник, правила поведения в школе и на уроках; друзья, взаимоотношения между ними; экономика, ее составные части; природные богатства и труд людей; наземный, воздушный и водный транспорт; роль компьютера в современной жизни; Российская Федерация, права ребенка; президент Российской Федерации; праздник в жизни общества; Россия, как многонациональная страна; всемирное культурное наследие.
  • 9. Правила безопасной жизни, где раскрываются такие понятия, как ценность здоровья и здорового образа жизни; режим дня школьника, чередование труда и отдыха; первая помощь при легких травмах; правила безопасного поведения на дорогах; правила противопожарной безопасности; правила безопасного поведения в природе.

Экологические знания изучаются младшими школьниками на протяжении всех четырех лет обучения, и занимают центральное место в программе «Окружающий мир» А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой.

Таблица 1.

Экологические знания, предусмотренные программой «Окружающий мир «А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой:

1 класс.

2 класс.

3 класс.

4 класс.

Условия,.

Личная.

Зависимость.

Человек — часть.

необходимые для.

ответственность.

жизни человека.

природы. Охрана.

жизни растений.

каждого человека.

от природы.

природных.

(свет, тепло,.

за сохранность.

Ценность.

богатств.

воздух, вода).

природы. Живая.

природы для.

Экологический.

Вода, ее значение.

и неживая.

людей. Экология,.

календарь.

для живых.

природа. Связи.

как наука о.

Важнейшие.

организмов.

между живой и.

связях между.

природные.

Значение.

неживой.

живыми.

объекты своей.

очистных.

природой.

существами и.

страны:

сооружений для.

Бережное.

окружающей.

заповедники,.

предотвращения.

отношение людей.

средой. Роль.

национальные.

загрязнения.

к полезным.

экологии в жизни.

парки. Их роль в.

природных вод.

ископаемым.

человека и.

охране природы.

Условия,.

Использование.

общества. Охрана.

Природные зоны.

необходимые для.

человеком.

природных.

России.

жизни животных.

богатств земных.

богатств:

Экологические.

(воздух, вода,.

кладовых.

заповедники и.

проблемы и.

тепло, пища).

Значение воздуха.

национальные.

охрана природы в.

Бережное.

для животных,.

парки. Значение.

зоне арктических.

отношение.

растений и.

воздуха для.

пустынь. Охрана.

человека к.

человека. Охрана.

животных,.

природных.

животным.

чистоты воздуха.

растений и.

богатств. Роль.

Важность заботы.

Значение воды.

человека.

леса в природе и.

o зимующих.

для живых.

Источники.

жизни людей.

птицах.

организмов.

загрязнения.

Экологические.

Посильное.

Охрана чистоты.

воздуха. Охрана.

проблемы и.

участие в охране.

воды.

чистоты воздуха.

охрана природы в.

природы.

Взаимосвязи в.

Значение воды.

лесных зонах.

Источники.

природном.

для живых.

Экологические.

мусора в быту.

сообществе:

организмов и.

проблемы.

Охрана.

связи в природе,.

жизни на Земле.

степной зоны и.

природных.

между природой.

Круговорот воды.

пути их решения.

богатств.

и человеком,.

в природе. Почва,.

Заповедники.

Источники.

невидимые нити.

ее состав и.

степной зоны.

загрязнения.

Бережное.

значение для.

Влияние человека.

нашей планеты.

отношение.

живой природы.

на природу.

Бережное.

человека к.

Охрана почвы.

Экологические.

отношение.

растениям и.

Дыхание и.

связи в лесах.

человека к.

животным.

питание.

Водные объекты.

животным.

Красная книга.

растений. Связи.

своего района. Их.

Взаимоотношения.

России. Сведения.

между.

значение для.

человека и его.

o некоторых.

растениями и.

жизни края.

домашних.

растениях и.

окружающей.

Источники.

питомцев.

животных,.

средой.

загрязнения вод в.

Правила.

занесенных в.

Экологическая.

регионе. Правила.

поведения в.

Красную книгу.

безопасность.

поведения на.

природе.

Бережное.

Цепь.

воде. Природные.

Необходимость.

отношение.

загрязнения.

сообщества.

сохранения.

человека к.

Правила.

родного края.

природы.

животным.

экологической.

Природные зоны.

Особенности.

безопасности.

России.

ухода за.

Круговорот.

Основные.

животными.

веществ.

природные зоны.

Правила.

Основные звенья.

(климат,.

безопасного.

круговорота.

растительный и.

поведения в.

веществ. Роль.

животный мир).

природе. Правила.

растений в.

Лес, луг, водоем.

безопасного.

природе и жизни.

— единство живой.

поведения на.

людей. Факторы.

и неживой.

воде и в лесу.

отрицательного.

природы.

Посильное.

воздействия.

Взаимосвязи в.

участие в охране.

человека на мир

природном.

природы. Личная.

растений.

сообществе.

ответственность.

Растения,.

Влияние человека.

каждого человека.

нуждающиеся в.

на природные.

за сохранность.

охране. Меры.

сообщества.

природы. Что.

охраны растений.

Природное.

угрожает.

Роль животных в.

сообщество.

природе. Правила.

природе и жизни.

пресных вод.

друзей природы.

людей. Факторы.

Охрана.

Экологические.

отрицательного.

пресноводных.

знаки. Посильное.

воздействия.

растений и.

участие в охране.

человека на мир

животных.

природы.

животных.

Презентация.

проекта «Красная.

книга, или.

возьмем под.

защиту".

Программа «Окружающий мир» Н.Ф. В иноградова, Г. Г. Иванченкова, И. В. Потапова (УМК «Начальная школа XXI века».

Основная цель данной программы — формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней.

Реализация программы строится на трех основных задачах:

  • 1. Предметные — способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;
  • 2. Метапредметные — способствовать осознанию учащимися связей в природном и социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки, классификацию, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений); способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования;
  • 3. Личностные — способствовать социализации ребёнка, воспитанию эмоционально-положительного взгляда на мир, формированию нравственных и эстетических чувств.

Особенностью программы является изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов в интегрированном курсе на протяжении всех четырех лет обучения. Он обеспечивает формирование у детей разнообразных представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, понимание законов существования в природной и социальной среде, развитие познавательной сферы. Важным является то, что курс построен «от ребенка».

Параллельно с формированием знаний о природе расширяются и общие знания учащихся об обществе, искусстве и культуре, этике, труде людей и профессиях, характере воздействия человека на природу и окружающий мир. Учащиеся знакомятся с жизнью первобытных людей, возникновением и развитием наук и искусства, географическими открытиями, жизнью человека в различных частях Земли.

Экологические знания, которые изучаются в начальной школе в программе «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой, Г. Г. Иванченковой, И. В. Потапова представлены в таблице.

Таблица 2.

Экологические знания, предусмотренные программой «Окружающий мир «Н. Ф. Виноградовой, Г. Г. Иванченковой, И. В. Потапова:

1 класс.

2 класс.

3 класс.

4 класс.

Человека.

Что окружает.

Царства природы.

Родная страна от.

окружает.

человека.

Характеристика.

края до края.

удивительный.

Классификация.

представителей.

Характеристика.

мир: неживая и.

объектов.

разных видов:

основных.

живая природа,.

окружающего.

названия,.

природных зон.

родная природа.

мира: объекты.

особенности.

России: различие.

Установление.

живой и неживой.

вешнего вида,.

природных зон.

зависимости.

природы.

условия жизни.

Природные зоны.

между.

Природные.

Растения и.

России:

изменениями в.

сообщества.

животные разных.

арктические.

неживой и живой.

Классификация.

водоемов. Охрана.

пустыни, тундра,.

природе.

объектов.

воды от.

тайга, смешанные.

Бережное.

природы. Среда.

загрязнения.

леса, пустыни,.

отношение к.

обитания,.

Значение воздуха.

субтропики.

растениям и.

природные.

для жизни на.

Почва — среда.

животным.

сообщества.

Земле. Воздух;

обитания для.

Правила.

Жизнь леса.

смесь газов.

растений и.

безопасного.

Правила.

Охрана воздуха.

животных.

поведения в.

поведения в лесу.

Роль животных в.

природе (опасные.

Охрана растений.

природе.

растения и.

и животных леса.

Приспособление<…

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой