Логопедическая ритмика в комплексной работе по преодолению нарушения речи у детей: На модели дизартрии
Несмотря на многочисленные достаточно эффективные методы коррекции дефицитарного дизонтогенеза при ДЦП эта проблема еще далека от разрешения: многие исследователи (Калижнюк Э.С., 1987; Мамайчук И. И., 1992; Мастюкова Е. М., 1996; Пинчук Д. Ю., 1997; Смирнова И. А., 1999; Вассерман Е. Л., Катышева М. В., Назарова Л. Н., 1999) отмечают, что большинство детей в речевом и психологическом плане… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Анализ современного состояния проблемы преодоления дизартрии у детей с церебральным параличом
- 1. 1. Нарушение неречевых психических функций у детей с дизартриями
- 1. 2. Нарушения речи у детей с церебральным параличом
- 1. 3. Логопедическая работа по преодолению дизартрии
- 1. 4. Логопедическая ритмика в коррекционно-педагоги-ческом воздействии на детей с дизартрией
- Глава II. Научно-теоретические и методологические основы исследования
- II. 1. Научно-теоретические основы исследования
- 11. 2. Цель, задачи, организация и методы исследования
- 11. 3. Методика логоритмического исследования детей с дизартрией
- 11. 3. 1. Исследование гностических и психомоторных функций
- 11. 3. 2. Исследование музыкально-ритмических способностей
- 11. 3. 3. Исследование игровой деятельности
- 11. 3. 4. Исследование мотивационной сферы
- 11. 3. 5. Исследование речевых функций
- 11. 4. Психолого-педагогическая характеристика исследуемых детей
- Глава III. Особенности неречевых и речевых функций детей с дизартрией (по данным констатирующего эксперимента)
- III. 1. Особенности гностических и психомоторных функций детей с различными формами дизартрии
- 111. 2. Характеристика музыкально-ритмических способностей детей с церебральным параличом
- 111. 3. Состояние игровой деятельности «детей с дизартрией
- 111. 4. Уровень развития мотивационной сферы детей с дизартрией
- 111. 5. Особенности речевых функций у детей с дизартрией
- Глава IV. Логопедическая ритмика как коррекционнопедагогический метод преодоления дизартрии у детей
- IV. 1. Научно-теоретические и методологические основы коррекции неречевых и речевых нарушений средствами логопедической ритмики
- IV. 2. Методика коррекции и развития гностических и психомоторных функций детей с различными формами дизартрии
- IV. 3. Формирование музыкально-ритмических способностей детей с дизартрией
- IV. 4. Развитие мотивационной сферы детей с дизартрией в игровой деятельности средствами логопедической ритмики
- IV. 5. Преодоление разных форм дизартрии у детей
- IV. 6. Результаты логоритмического воздействия на детей с дизартрией в коррекционно-педагогическом процессе
Логопедическая ритмика в комплексной работе по преодолению нарушения речи у детей: На модели дизартрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы. Несмотря на более чем столетний период изучения, детский церебральный паралич продолжает оставаться одной из сложных медико-социальных и психолого-педагогических проблем, связанной прежде всего с тяжестью этой инвалидизирующей патологии. Распространенность ДЦП достаточно высока и стабильно сохраняется в течение нескольких последних десятилетий, в том числе и в социально развитых странах, на уровне 2−4 случаев на каждую 1000 новорожденных. Причем, частота этого страдания за последние десятилетия не только не уменьшается (Бадалян Л.О., Журба Л. Т., Тимонина О. В., 1988; Hagberg В., Hagberg G., Olow I., 1989; Crawford С., Hobbs M., 1994; Пинчук Д. Ю., 1997), но даже возрастает (Riikonen R., 1989; Перхурова И. С., Лузинович В. М., Сологубов Е. Г., 1996). Среди инвалидов молодого возраста с заболеваниями нервной системы на первом месте стоят ДЦП (23% от общего количества). Тем не менее, при наличии раннего комплексного лечения, специального обучения и воспитания до 70% детей могут быть приобщены к общественно-полезному труду (Семенова К.А., Махмудова Н. М., 1979; Шипицына Л. М., Иванов Е. С., Данилова Л. А., Смирнова И. А., 1995). Учитывая новую гуманистическую социальную парадигму, основанную на Конвенции о правах ребенка, мы полагаем, что по уровню организации службы реабилитации можно судить о степени культурного развития общества.
Несмотря на многочисленные достаточно эффективные методы коррекции дефицитарного дизонтогенеза при ДЦП эта проблема еще далека от разрешения: многие исследователи (Калижнюк Э.С., 1987; Мамайчук И. И., 1992; Мастюкова Е. М., 1996; Пинчук Д. Ю., 1997; Смирнова И. А., 1999; Вассерман Е. Л., Катышева М. В., Назарова Л. Н., 1999) отмечают, что большинство детей в речевом и психологическом плане не готовы к школьному обучению: недостаточен уровень их познавательной активности, не сформированы социально значимые мотивы обучения и коррекции, отсутствуют навыки коллективной деятельности, выделяется отставание в развитии психомоторики, речи и эмоционально-волевой сферы. Нам представляется, что достаточно богатый эмпирический материал различных областей науки используется недостаточно рационально и продуктивно, что связано', в основном, с разобщенностью методологических подходов специалистов разного профиля, участвующих в (реабилитации, — медиков, психоневрологов, нейропсихологов, логопедов, дефек-тологов, музыкальных педагогов, инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей. Именно этими объясняется отсутствие в настоящее время специализированных интегративных психолого-педагогических способов коррекции дизонтогенеза у детей с церебральным параличом на основе кинезитерапевтического метода, частью которого является логопедическая ритмика. По проблеме исследования имеется лишь одна публикация одного из первых исследователей игровой терапии в области заикания Г. А. Волковой (1985), обосновывающая необходимость использования этого метода при коррекции дизартрии. Но логопедическая ритмика до настоящего времени не рассматривается органическим компонентом в коррекционно-педагогическом процессе у детей с ДЦП. Повышению эффективности (ре)абилитационных мероприятий препятствуют тяжесть церебральной патологии и недостаточная методологическая интеграция. Это противоречие, определяющее актуальность нашего исследования, требует создания специальных комплексных медико-педагогических кор-рекционных программ в свете современного мультидисциплинарного подхода. На практике же часто недооценивается место и значение нарушений высших психических функций в общей картине расстройств при этой патологии (среди которых на первое место выступают двигательные): возможности для нейропсихологической диагностики при локальных полутарных поражениях велики, а их использование относительно мало (Катышева М.В., 1999). Вместе с тем, объективная оценка структуры нарушений при дефицитарном дизонтогенезе, в частности, ВПФ, необходима для планирования медико-педагогических мероприятий и прогнозирования развития ребенка. Таким образом, обнаруживается явное противоречие между современным уровнем развития науки и сложившейся практикой реабилитационных мероприятий, что формирует проблему нашего исследования.
В восстановительной работе при устранении дизартрических нарушений у детей с церебральными параличами используются комплексные методы речевой коррекции, в которых большое внимание уделяется кине-зитерапии, специально организованной и направленной на формирование необходимых афферентаций в речедвигательном анализаторе (Данилова Л.А., 1967, 1995; Панченко И. И., 1975, 1979; Семенова К. А., 1979; Архи-пова Е.Ф., 1980; Мастюкова Е. М., 1985, 1992, 1996, 1997 и др.). Приоритет в разработке метода логопедической ритмики как части кинезитера-пии в системе коррекционно-педагогических мероприятий по коррекции речи у детей с различной речевой патологией принадлежит Г. А. Волковой (1976, 1985, 1998). Анализ литературных данных о коррек-ционном воздействии при устранении дизартрии свидетельствует о том, что логопедическая ритмика не рассматривается органическим компонентом в комплексе реабилитационных методов у детей с церебральным параличом, что формирует противоречие в вопросе разработки современных реабилитационных программ для детей с церебральным параличом.
Углубленное исследование психомоторики, двигательной и речевой сфер у детей с церебральным параличом, их музыкально-ритмических способностей с целью более эффективных рациональных психологически и физиологически обоснованных путей и методик продолжает оставаться высоко актуальным.
Применение логопедической ритмики в работе с детьми, страдающими церебральным параличом имеет ряд трудностей, поскольку не исследованы некоторые стороны их произвольной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы и музыкально-ритмических способностей. В связи с этим не разработана методика логоритмического воспитания в реабилитации детей с дизартриями, не прослежена последовательность развития речедвигательных, двигательных и психических функций, не сформулированы принципы воздействия, не выработаны соответствующие дифференцированные приёмы, обусловленные своеобразием речевых, двигательных нарушений и музыкально-ритмических способностей у дошкольников с дизартрией. Изучение коррекционно-дидактического потенциала средств логопедической ритмики как педагогического метода, выявленного на основе констатирующего и формирующего экспериментов, и разработка методики их комплексного использования будут способствовать более рациональному и эффективному применению лого-ритмики при реабилитации детей с церебральным параличом.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые:
— логопедическая ритмика использована как базовая методика в кор-рекционно-педагогическом процессе у детей с дизартрией, страдающих церебральным параличом;
— разработана и теоретически обоснована комплексная системная методика логоритмического исследования как адекватный инструмент оценки состояния высших психических функций, предполагающая струк-турно-уровневый анализ неречевых и речевых функций у детей с дизартрией с позиций клинико-фонетического и нейропсихологического подходов;
— подробно изучены наиболее дефицитарные гностико-психо-моторные, речевые функции, недеятельные музыкально-ритмические способности, игровая деятельность и мотивационная сфера у дошкольников с церебральной патологией, а также сохранные звенья неречевых и речевых процессов, «зона ближайшего развития» для реализации дифференцированного логоритмического воздействия;
— проанализированы психофизиологические и педагогические механизмы коррекции, компенсации и формирования нарушенных высших корковых функций в процессе логоритмического воздействия на детей с дизартрией за счет нормализации межанализаторного взаимодействия путем интенсификации развития музыкально-ритмических способностей и мотивационной сферы, значительно повышающее эффективность всего (ре)абилитационного комплекса у детей с дефицитарным дизонтогене-зом;
— разработаны и теоретически. обоснованы принципы, направления, задачи, содержание и приемы комплексного дифференцированного логоритмического воздействия на всю структуру речевого дефекта при церебральном параличе, направленные не только на активацию относительно сохранных высших корковых функций, но и на включение в интегра-тивную деятельность мозга пораженных и недеятельных структур путем их целенаправленной коррекции и формирования;
— для обоснования применения логопедической ритмики в качестве оптимизирующего средства коррекции дизартрии при детском церебральном параличе оценена его эффективность в качественно-количественном аспекте, заключающаяся в сближении показателей речевого и психомоторного развития у этих детей с нормой.
Практическая значимость исследования определяется тем, что.
— в реальных условиях комплексного лечебно-педагогического процесса коррекции церебральной патологии методика логоритмического исследования имеет существенную диагностико-прогностическую значимость в связи с унификацией методологических принципов и методов, общих для всех специалистов-реабилитологов;
— разработанная методика логоритмического воздействия, ценность которой определяется интегративностью, патогенетической обусловленностью и психофизиологической естественностью воздействия, значительно обогащает коррекционно-педагогический арсенал (ре)абилитационных медико-социальных программ;
— разработанная система дифференцированного логоритмического воздействия доступна для использования в специализированных лечебно-психолого-педагогических реабилитационных центрах для детей с двигательной патологией, в специальных дошкольных лечебно-воспитательных учреждениях и школах для детей с церебральными нарушениями. Материалы исследования &bdquo-могут быть, полезными для диагностики и оценки результативности коррекционно-воспитательной работы в практике медико-педагогических комиссий, для разработки спецкурсов факультетов коррекционной педагогики вузов и в системе непрерывного образования, для дальнейших научных разработок.
Положения, выносимые на защиту:
1. У дошкольников с дизартрией, страдающих церебральными параличами, имеются особенности в состоянии гнозиса, психомоторики, речи, музыкально-ритмических способностей, мотивационной сферы и игровой деятельности, обусловливающие дизонт’огегез по дефицитарному типу, выявленные в констатирующем логоритмическом эксперименте и объективно оцененные специально разработанной качественно-количественной шкалой на основе нейропсихологического подхода.
2. Для оптимизации коррекционно-педагогического воздействия на детей с дизартрией при церебральных параличах целесообразно и перспективно использование логопедической ритмики как базовой комплексной патогенетически обоснованной методики, максимально приближенной к естественным физиологическим механизмам онтогенеза, основанной не только на компенсации пораженных двигательных и психических функций за счет сохранных, но и на активной коррекции нарушенных процессов развития высших психических функций в силу взаимопотен-цирующего воздействия всех нейропсихологических параметров.
3. Специально разработанная система логоритмического воспитания на основе нейропсихологического подхода с интенсивным развитием музыкально-ритмических способностей и мотивационной сферы у дошкольников с дизартрией в значительной мере повышает эффективность лого-терапии и всей (ре)абилитации детей с дефицитарным дизонтогенезом в целом.
Выводы.
1.Анализ литературных данных по проблеме дизартрии у детей с церебральным параличом свидетельствует о высокой актуальности и перспективности нейропсихологического подхода в исследовании структуры речевого дефекта и разработке на этой основе базовой методики логопедической ритмики.
2. Разработанная комплексная методика логоритмического исследования со структурно-уровневым нейропсихологическим анализом неречевых и речевых функций детей с дефицитарным дизонтогенезом имеет существенную диагностико-прогностическую ценность, позволяя реализовать дифференцированный подход в логоритмическом воздействии на разные формы дизартрии.
3. Коррекция и воспитание детей с дизартрией осуществляется за счет интеграции межанализаторного взаимодействия путем интенсивного формирования музыкально-ритмических способностей и мотивационной сферы в логоритмическом процессе, приводящее к нормализации неречевых и речевых функций.
4. Наличие динамики мотиваций и музыкально-ритмических способностей является прогностически позитивным фактором в коррекции всех компонентов структуры речевого дефекта, стимулом и источником формирования высших психических функций при логоритмическом воздействии.
5. Высокая эффективность дифференцированного использования логопедической ритмики в преодолении дизартрии основана не только на активации относительно сохранных компонентов гностико-психомоторных и речевых функций, но и на включении в интегративную деятельность мозга пораженных и недеятельных структур путем их целенаправленной коррекции и формирования.
6. Логопедическая ритмика как базовая интегративная коррекционно-педагогическая методика, основанная на патогенетической обусловленности и психофизиологической естественности воздействия, обогащает (ре)абилитационный комплекс медико-социальных программ в свете современного мультидисциплинарного подхода, значительно повышая эффективность преодоления дизартрии у детей, страдающих церебральным параличом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Несмотря на многочисленные достаточно эффективные методы коррекции дефицитарного дизонтогенеза при ДЦП эта проблема еще далека от разрешения: многие исследователи (Калижнюк Э.С., 1987; Мамайчук И. И., 1992; Мастюкова Е. М., 1996; Пинчук Д. Ю., 1997; Смирнова И. А., 1999; Вассерман Е. Л., Катышева М. В., Назарова Л. Н., 1999) отмечают, что большинство детей в речевом и психологическом плане не готовы к школьному обучению: недостаточен уровень их познавательной активности, не сформированы социально значимые мотивы обучения и коррекции, отсутствуют навыки коллективной деятельности, выделяется отставание в развитии психомоторики, речи и эмоционально-волевой сферы. Нам представляется, что достаточно богатый эмпирический материал различных областей науки используется недостаточно рационально и продуктивно, что связано, в основном, с разобщенностью методологических подходов специалистов разного профиля, участвующих в (ре)абилитации,-медиков, психоневрологов, нейропсихологов, логопедов, Дефектологов, музыкальных педагогов, инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей. Вместе с тем, объективная оценка структуры нарушений при дефицитарном дизонтогенезе, в частности, ВПФ, необходима для планирования медико-педагогических мероприятий и прогнозирования развития ребенка. Таким образом, обнаруживается явное противоречие между современным уровнем развития науки и сложившейся практикой реабилитационных мероприятий, что формирует проблему нашего исследования. Кроме того, именно этим объясняется отсутствие в настоящее время специализированных интегративных психолого-педагогических способов коррекции дизонтогенеза у детей с церебральным параличом на основе кинезитерапевтического метода, частью которого является логопедическая ритмика, впервые разработанная Г. А. Волковой (1983, 1998).
Нашим исследованием установлено, что у дошкольников с дизарт-риейимеются особенности в состоянии гнозиса, психомоторики, речи, музыкально-ритмических способностей, мотивационной сферы и игровой деятельности, обусловливающие дизонтогегез по дефицитарному типу, выявленные в констатирующем логоритмическом эксперименте и объективно оцененные специально разработанной качественно — количественной шкалой на основе нейропсихологического подхода.
Мы полагаем, что для оптимизации коррекционно-педагогического воздействия на детей с дизартрией при церебральных параличах целесообразно и перспективно использование логопедической ритмики как базовой комплексной патогенетически обоснованной методики, максимально приближенной к естественным физиологическим механизмам онтогенеза, основанной не только на компенсации пораженных двигательных и психических функций за счет сохранных, но и на активной коррекции нарушенных процессов развития высших психических функций в силу взаимопотенцирующего воздействия всех нейропсихологических параметров. Специально разработанная система логоритмического воспитания на основе нейропсихологического подхода с интенсивным развитием музыкально-ритмических способностей и мотивационной сферы у дошкольников с дизартрией в значительной мере повышает эффективность лого-терапии и всей (ре)абилитации детей с дефицитарным дизонтогенезом.
Нами впервые логопедическая ритмика использована как базовая методика в коррекционно-педагогическом процессе у детей с дизартрией, страдающих церебральным параличомразработана и теоретически обоснована комплексная системная методика логоритмического исследования как адекватный инструмент оценки состояния высших психических функций, предполагающая структурно-уровневый анализ неречевых и речевых функций у детей с дизартрией с позиций клинико-фонетического и нейропсихологического подходовподробно изучены наиболее дефицитарные гностико-психо-моторные, речевые функции, недеятельные музыкально-ритмические способности, игровая деятельность и мотивационная сфера у дошкольников с церебральной патологией, а также сохранные звенья неречевых и речевых процессов, «зона ближайшего развития» для реализации дифференцированного логоритмического воздействияпроанализированы психофизиологические и педагогические механизмы коррекции, компенсации и формирования нарушенных высших корковых функций в процессе логоритмического воздействия на детей с дизартрией за счет нормализации межанализаторного взаимодействия путем интенсификации развития музыкально-ритмических способностей и мотивационной сферы, значительно повышающее эффективность всего (ре)абилитационного комплекса у детей с дефицитарным дизонтогенезомразработаны и теоретически обоснованы принципы, направления, задачи, содержание и приемы комплексного дифференцированного логоритмического воздействия на всю структуру речевого дефекта при церебральном параличе, направленные не только на активацию относительно сохранных высших корковых функций, но и на включении в интегративную деятельность мозга пораженных и недеятельных структур путем их целенаправленной коррекции и формирования;
Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по преодолению дизартрии у детей с церебральными параличами достигнуто путем реализации логопедической ритмики как коррекционно-педагогического интегративной патогенетической методики на основе нейропсихологического подхода, стимулирующего интенсивное формирование гностико-психомоторных функций, музыкально-ритмических способностей, мотивационной сферы и речи в игровой деятельности.
В целом, у всех детей с дизартрией в результате логоритмического воздействия отмечено улучшение гнозиса на 39, 2% в ЭГ и на 23,6% в КГулучшение психомоторных функций на 48,6% в ЭГ и на 25,2% в КГмузыкально-ритмические способности повысились на 33,9% в ЭГ, в отличие от КГ, где динамика не отмеченауровень игровой деятельности повысился на 44,3% в ЭГ и 36, 1% в КГуровень сформированности мотивации — на 49,8% в ЭГ и 20,3% в КГ. Средние показатели речевого развития у детей улучшены на 48,6% в ЭГ и 33,5% в КГ. При этом, у 24 детей (64,8%) в ЭГ и у 3 детей (8,1%) в КГ наблюдается сформирован-ность коммуникативной функции речи до уровня возрастной нормы: эффективность преодоления речевого нарушения средствами логопедической ритмики в 8 раз выше.
Таким образом, значительная позитивная динамика развития гно-стико-психомоторных, речевых, музыкально-ритмических и личностных особенностей детей с дизартрией, страдающих церебральным параличом достигнута реализацией логоритмического воздействия, создающего оптимальные педагогические условия для их коррекции и воспитания.
Список литературы
- Аксарина Н.М. Развитие речи. — М.: Мин-во здравоохранения СССР, Центральный ин-т усоверш, врачей, 1961. — С. 20.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. М.: Педагогика, 1982. — С. 85−93.
- Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. -М.: Просвещение, 1973. С. 151.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — С. 280.
- Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979. — С. 453.
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в доречевой период с детьми, страдающими церебральным параличом. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — С. 18.
- Ахутина Т. В. Порождение речи . Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд — во Моск. Ун — та, 1989. — С. 215.
- Бабина Г. В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе // Вопросы логопедии: Сб.науч.тр. М., 1978. С. 15−27.
- Бадалян JI.O. Невропатология. М.: Просвещение, 1982. — С.223 231.
- Ю.Бадалян JI.O., Журба JI. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. Киев, Здоровье, 1988. — С. 328.
- Бадаева Л.И. Обследование детей старшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития: В помощь логопедам, психоневрологам, воспитателям детских садов и педагогам школ. Саратов, 1964. — С. 32.
- Басов М. Я. Движения под музыку // Избранные психологические произведения. М., 1975. — С. 147−149.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М., Медгиз, 1947. -С.255.
- Бернштейн Н, А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — С. 349.
- Бехтерев В. М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки. Обозр. психиатрии, неврологии и эксперимент, психологии, 1916,№ 1−3. С. 105−124.
- Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. Л.: Медицина, 1971. — С. 247.
- Бортфельд С. А., Рогачева Е. И. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. Л.: Медицина, 1986. — С. 173.
- Ботта Н. и П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения / пер. с франц. Н. В. Головинской, под ред. М. Н. Гончаровой. Л.: Медицина, 1964. — С.15−29.
- Брейтман М.Я. О клинической картине детского головно-мозгового паралича. СПб., 1902. — С. 228.
- Брылева Г. С., Качалова С. И. О фрмировании некоторых сторон познавательной деятельности в среднем и старшем возрасте у детей с ДЦП // Санаторное лечение детей с церебральными параличами: тезисы 3-й науч.-практич.конф. Л, — Медицина, 1977. — С. 21−24."
- Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы ней-ропсихологической диагностики. СПб., 1997. — С. 304.
- Вассерман Е. Л., Катышева М. В., Назарова Л. Н. Клинико психологический анализ проблем, возникающих в школе у детей с церебро-органическим синдромом. / Дефектология, 1999, № 4.- С. 3 -8.
- Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1987. — С. 160.
- Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент: Медицина, 1989. — С. 168.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: Просвещение, 1978. — С. 103.
- Витторф К.Н. К вопросу о псевдобульбарных параличах детского возраста // Расстройства речи в детском возрасте / Под ред. М. Л. Шкловского. Л.: Каргосиздат, 1940. — С. 47−55.
- Владимирова Н.М. О восприятии пространственных представлений при ДЦП // Саноторное лечение детей с церебральными параличами: Тезисы 3-й науч.-практ.конф. Л.: Медицина, 1977. — С. 20−21.
- Власова Т. М., ПфафеНродт А. Н. Фонетическая ритмика. -М.:Владос, 1996. С. 236.
- Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников.- М.: Просвещение, 1983. С. 144.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика.- М.: Просвещение, 1985.191 с.
- Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. -СПб., 1993. С. 96.
- Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. -СПб, 1993. С. 44.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика.Изд. 2, испр. и доп. СПб, — 1998. — 298 с.
- Воронова Р.А. Опыт изучения пространственного различения у детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Автореф. дис.канд.пед.наук (по психологии). Л.: 1954. — С. 16.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций: Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1960. — С. 500.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр.соч.: в 6-ти т. Т.2. М.: Педагогика, 1982. — С. 6−361.
- Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.5. М.: Педагогика, 1983. — С.115−136.
- Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.5. М.: Педагогика, 1983. — С. 6−34.
- Выготский Л.С. Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.5. М.: Педагогика, 1983. — С.181−187.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1961. — С. 471.
- Гончарова М. Н., Гринина А. В., Мирзоева И. И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Л.: Медицина, 1974. — С. 207.
- Гордеева Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.: Тривола, 1995. — С. 321.
- Городецкая Г. Ф. Сенсомоторные нарушения и пути восстановления произвольных движений руки при детских церебральных параличах. Автореф.дис.. канд.мед.наук. Л., 1972. — С. 20.
- Гринер В.А. О логопедической ритмике // Вопросы логопедии. -Харьков, 1936, С. 15−48.
- Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958. — С. 168.
- Гринер В.А., Самойленко Н. С. Логопедическая ритмика. Учпедгиз, 1941. — С. 80.
- Гублер В. А. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. -Л., 1978. С. 293.
- Гуревич М.С., Озерецкий Н. И. Невропатология детского возраста. M., JI.: Учпедгиз, 1935. — С. 148.
- Данилова Л.А. Особенности нарушений ряда форм познавательной деятельности и пути их преодоления у детей с врожденным церебральным параличом. Автореф.дис.. канд.пед.наук. Л., 1969. — С. 13.
- Данилова Л. А. Коррекционная работа при обучении детей с церебральным параличом // Дефектология, 1972, № 4. С. 56.
- Данилова Л.А. Особенности психолого-логопедического обследования больных с церебральным параличом. В кн.: Реабилитация детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. — Л., 1972. — С. 202.
- Данилова Л. А.,' Гамулецкая Н. В. Особенности формирования временной последовательности у детей с церебральным параличом в возрасте 5−7 лет. В кн.: Детские церебральные параличи.- Л., 1974. — С. 118 123.
- Данилова Л.А., Балтушевич Н. Ф. и др. Особенности формирования речевой функции у детей с церебральным параличом // Детские церебральные параличи: Материалы 1-й респ.научн.конф. / Под ред.П. Я. Фищенко. Л., 1974. — С.125−126.
- Данилова Л. А. и др. Дифференциальная диагностика различных форм дизартрии у детей, страдающих церебральными параличами. Дефектология, 1975, № 6. — С. 33−40.
- Данилова Л.А. Особенности формирования познавательной деятельности и речи у детей с церебральными параличами // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей: Сб. науч. работ / Науч. ред. Е. С. Иванов. Л.- 1976. — С.120−135.
- Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л.: Медицина, 1977. — С. 95.
- Доброгаев С.М. Конспект курсов физиологии речи, патофизиологии и логотерапии. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1934. — С. 68.
- Ефимова А. В. Лечение детей раннего возраста с церебральным параличом в условиях местного санатория. В кн.: Проблемы восстановления при паралитических заболеваниях у детей. — М., 1964. — С. 311−312.
- Жак-Далькроз Э. Программа упражнений: Институт ритмической гимнастики Жак-Далькроза, Геллерау близ Дрездена. М., 1912. — С. 7.
- Жак-Далькроз Э. Ритм: Ежегодник Институт Жак-Далькроза в Геллерау близ Дрездена. Берлин — Фриденау, 1912. — С. 88.
- Жак-Далькроз Э. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. 6 лекций/Пер. Н.Гнесиной. М., 1913. — С. 156.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1958. — С. 370.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — С. 159.
- Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960, -С. 237.
- Запорожец А. В., Усова А. П. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. — С. 158.
- Запорожец А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. М., 1971. — С. 16.72.3ееман М. Расстройства речи в детском возрасте / Пер. с чешского Е.О.Соколовой- под ред. В. К. Трутнева и С. С. Ляпидевского. М.: Мед-гиз, 1962. — С. 58−64.
- Иванов Е. С. О понимании «временной задержки психического развития». В кн.: Дефектология. — Л., 1967. — С. 123−129.
- Иванов Е. С. Клинико-психологическое изучение детей с задержкой психического развития / Матер. 3 Всесоюзного съезда о -ва психологов СССР. М., 1968, т. 3, вып. 1. — С. 416−417.
- Ипполитова М.В. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 3. М.: Просвещение, 1967. — С. 214−223.
- Ипполитова М.В. Коррекционно-воспитательная работа с детьми-дошкольниками, страдающими детскими церебральными параличами. Ав-тореф.дис.. канд.пед.наук. М., 1967. — С. 19.
- Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. М.: Просвещение, 1980. — С. 47.
- Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. К.: Вища шк. Головное изд-во, 1987. — С. 272.
- Карта комплексного обследования дошкольников с расстройствами речи и познавательной деятельности при нарушениях опорно-двигательного аппарата: Метод, разработка / Сост. Л. А. Данилова, И. А. Смирнова. Л., 1986. — С. 19.
- Катышева М.А. Нейропсихологический анализ структуры нарушений высших психических функций при гемипаретической форме детского церебрального паралича. Автореферет дис.. канд.психол.наук. -СПб., 1999. С. 23.
- Кириченко Е. И. Психические нарушения у детей, страдающих церебральным параличом. Автореферат дис.. канд.психол.наук. М., 1965. — С.16.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979. — С.617.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка. М.: Педагогика, 1973. — С. 142.
- Корнев А.Н. Нейропсихологические методы исследования // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. -СПб, 1991. С.48−73.
- Корнев А. Н. О нейропсихологических механизмах фонологического развития у детей // Международная конференция «Мир ребенка и его язык». т. 2. — СПб, 1993. — С, 22.
- Коррекция двигательных нарушений при детских церебральных параличах / Методические рекомендации составлены В. В. Текорюсом. -М., 1987. С. 19.
- Кох И. Э. Основы сценического движения. Л., 1974. — С. 491.
- Крутикова Э.Г. Некоторые психоневрологические особенности детей, страдающих церебральным параличом, и их учет в учебно-социальной адаптации // Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений: Межвуз. сб.науч.тр. Л., 1983. — С. 97−104.
- Кукуев А. А. Структура двигательного анализатора. Л., 1966. -С.235.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. -М., Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 167.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — С. 245.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — С. 304.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — С. 584.
- Лечебно-педагогическая помощь дошкольникам с детским церебральным параличом / Под ред. И. И. Мамайчук. Л., 1989. — С. 24.
- Лиманский С. С. .Средства оптимизации фонопедии // Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции / Под ред. проф. А. А. Ланцова и Ю. И. Кузьмина. СПб, 1994. — С. 118−120.
- Лисина М.И. Возрастание и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет. Автореф. дис.. докт.психол.наук. М., 1974. — С. 36.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.- С. 144.
- ЮО.Лурия А. Р. Высшие корковые функции человек и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — С. 504.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Московского университета, 1973. — С. 374.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. А. Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — С. 319.
- Люблинская А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Вопросы детсокй и общей психологии / Под ред. Б. Г. Ананьева.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. С. 3−30.
- Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.- С. 415.
- Максимов И. Фониатрия. М.: Медицина, 1987. — С. 283.
- Мамайчук И.И. Осязательное восприятие и его восстановление у детей с церебральным параличом // Детские церебральные параличи: Сб.науч.работ / Под ред. П. Я. Фищенко. Л., 1974. — С.106−109.
- Мамайчук И.И., Манухина З. П. О роли моторного дефекта в развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом . -Л., 1974. С.21−35.
- Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1976. № 3. С. 29−35.
- ПО.Мамайчук И. И. Основные принципы сенсомоторного обучения дошкольников с церебральным параличом // Всесоюзная конф., посвящ.мед. реабилит. и соц. адаптации б-ных детским церебральным параличом, 2-я, Москва, 1978. М., 1978. — С. 285−286.
- Ш. Мамайчук И. И. Нейропсихологическое исследование гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича // Журн. Невропат, и психиатр, им. Корсакова. 1992, Т. 92, № 4, С. 42−47.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития церерально-органического генеза. Автореф. дис.канд. пс. наук.- М., 1982.- С. 16.
- Марковская И.Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалией психического развития // Практикум по патопсихологии. М., 1987. — С. 136−156.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: изд. н/о «Компенс-центр», 1993. — С. 198.
- Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектология. 1979. № 3. С. 24−30.
- Мастюкова Е.М. Нейроонтогенетический подход к структуре двигательного дефекта при церебральном параличе // Дефектология. 1985. № 1. С. 23−25.
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. — С. 191.
- Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1991.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1992 92С.
- Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями // Дефектология. 1996. -№ 5. С. 3−9.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997. — 304С.
- Махмудова Н.М., Курбанов У. К., Стерник О. А. Детский церебральный паралич. Ташкент: медицина, 1978. — С. 230.
- Меженина Е.П. Церебральные спастические параличи и их лечение / С предисл. и под ред. М. Н. Гончаровой. Киев: Здоровье, 1966. — С. 224.
- Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов (методические рекомендации) / Сост. Симерницкая Э. Г., Скворцов И. А., Московичуте Л. И. и др. М., 1988. -С.
- Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1982. — С. 271.
- Методические рекомендации по коррекции затруднений формирования пространственно-временных представлений у детей с церебральным параличом / М-во просвещения СССР, НИИ Дефектологии СПН СССР- Сост. Н. В. Симонова. Киев, 1982. — С. 25.
- Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция у младших школьников. М., 1997. — С.139.
- Москвина Н.В., Москвин В. А. Нейропсихолгия и нейропедаго-гика // 1 Международная конференция памяти А. Р. Лурии. Тезисы докладов. М., 1997. — С. 71−72.
- Назарова Л. П. Влияние уровня развития речи на слуховое восприятие речи учащимися с' недостатками слуха // Изучение аномальныхшкольников: Сб. научн. трудов / Отв. ред.А. Г. Литвак. Л., 1981. — С. 55−61.
- Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. М.: Медицина, 1979.- С. 113.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений / Под ред. проф. Л. М. Шипициной. СПб.: Образование. 1995. -С. 91.
- З.Оганесян Е. В. Логопедическая ритмика в коррекционно-педагогической работе со взрослыми заикающимися: Автореферат канд. Дис. Л., 1981.134.0зерецкий Н. А. Психомоторика. М., 1937. — С. 43.
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. -М.: Просвещение, 1968. С. 367.
- Павлов И: П. Полное собрание трудов: В 5-ти томах. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1949, т. 3. — С. 490.
- Панченко И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1974. — С. 20.
- НО.Перхурова И. С., Лузинович В. М., Сологубов В. Г. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы^ коррекции. М.: Книжная палата, 1996. — С. 167.
- Пинчук Д. Ю. Клинико-физиологическое исследование направленных транскраниальных микрополяризаций у детей с дизонтогенетиче-ской патологией ЦНС. Дис.:. докт. мед. наук. СПб, 1977. — С. 338.
- Поппандова М.К. Исследование некоторых гностикопраксиче-ских функций у детей, страдающих церебральными параличами, в связи с задачами восстановительной терапии. Автореф. дис.. канд.мед.наук. -Л., 1971. С. 17.
- Правдина О.В. Дизартрия (псевдобульбарная) // Очерки по патологии речи и голоса /Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 1. М.: Учред-гиз, 1969. — С. 20−21.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М. А. Васильева. М.: Просвещение, 1985. — С. 174.
- Психомоторика // Под ред. проф. Е. П. Ильина. Л., 1976. — С.138.
- Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1984. — С. 223.
- Райт Э. Ф. Игры. Музыка, движение. Рига: Звайгзне, 1988. — С.294.
- Раменская О.Л. Психологическое изучение личности дошкольников с церебральным параличом. Автореф. дис.. канд.психол.наук. -М., 1980. С. 25.
- Руднева С. Д., Фиш Э. М. Ритмика. Музыкальное движение. -М.: Просвещение, 1972. С. 334.
- Рузская А.Г. Отношение детей дошкольного возраста к разным вариантам общения со взрослыми // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — С. 179.
- Руководство по кинезитерапии // Под ред. JL Бонева, П. Слын-чева, Ст. Банкова. София, 1978. — С. 358.
- Румянцева Е.Ю. Содержание логоритмического исследования детей с церебральными параличами // Принципы и методы коррекции нарушений речи. СПб.: Образование, 1987. — С 20−27.
- Румянцева Е.Ю. Особенности психомоторики, речи и музыкально-ритмических способностей у детей с церебральными параличами / Сборник научных трудов под ред. В. Л. Андрианова. Л.: 1988. — С. 56−57.
- Румянцева Е. Ю., Воробьева О. В. нейропсихологическое ис-слдование гностических и речевых функций у детей с вялыми параличами// Система реабилитации детей с поражениями опорно-двигательного аппарата.-Л., 1989.- с. 33 -36.
- Румянцева Е.Ю., Логопедическая ритмика в коррекционной работе по устранению дизартрии у детей, страдающих церебральным параличом // Нарушения речи. Методы изучения и коррекции: Межвузовский сборник научных трудов. СПб.: Образование, 1993. — С. 31−38.
- Румянцева Е. Ю. Работа логопедического кабинета// Опыт работы Санкт Петербургского психоневрологического центра восстановительного лечения детей. Информационное письмо.- СПб, Мин. Здрав. РФ, 1995. — 20 -23 с.
- Румянцева Е.Ю. Логопедическая ритмика как активизирующее средство социализации детей с церебральным параличом / Тезисы международной конференции. СПб.: ЛГОУ, 1998.
- Румянцева Е.Ю. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией, страдающих церебральным параличом // Дети с проблемами в развитии / Отв. Ред. Г. А. Волкова. СПб., 1999. — С. 27−31.
- Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста // Дефектология. 1987. № 3. С. 60−61.
- Семенова К.А. Детские церебральные параличи. М.: Медицина, 1968. — С. 259.
- Семенова К.А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М.: Медицина, 1972. — С. 328.
- Семенова К.А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом /Под ред. Н. М. Махмудова. Ташкент: Медицина, 1979. — С. 490.
- Серганова Т. И. Особенности психического, предречевого, речевого и моторного развития у детей с перинатальной энцефалопатией и ранней стадией детского церебрального паралича. Л., 1988. — С. 42.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. — С. 100.
- Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма / Психические и речевые нарушения у детей. Л., 1979. — С. 89−98.
- Симернидкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд. Моск. ун-та, 1985. — С. 190.
- Симонова Н.В. Психолого-педагогическая оценка детей с церебральными параличами в раннем возрасте. Автореф. дис.. канд.пед.наук.- М., 1974. С. 18.
- Симонова Н.В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральными параличами // Дефектология. 1980. № 6. С. 35−41. .
- Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральными параличами // Дефектология. 1981. № 4. С. 82−87.
- Симонова Н.В. Характеристика словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1985. № 3. С. 67−71.
- Система детско. го музыкального воспитания Карла Орфа / Под. ред. Л. А Баренбойма, Л., 1970. — С. 114.
- Смирнова И. А. Карта комплексного обследования дошкольников с расстройствами речи и познавательной деятельности при нарушениях опорно-двигательного аппарата / Методическая разработка. Л., 1986.- С. 19. (В соавторстве с Л. А. Даниловой).
- Смирнова И. А. Логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с церебральными параличами. Автореферат дис.. канд.пед.наук. СПб., 1988, — С. 205.
- Смирнова И.А. Направления логопедической работы по формированию словаря у дошкольниклв с церебральными параличами // Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи и поведения у аномальных детей. Л., 1989. С. 48−55.
- Смирнова И.А. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральным параличом // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. СПб., 1999. — С. 19−27.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг / пер. С англ. А.Н.Чепковой- Под ред. И. В. Викторова. М.: Мир, 1983. — С. 253.
- Стерник О.А. Клиника и лечение больных детскими церебральными параличами в поздней стадии заболевания. Автореф. дис.. канд.мед.наук. Ташкент, 1972. — С. 22.
- Страковская В. Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М.: Медицина, 1987. — С. 239.
- Тарасова К. В. К вопросу о психологической природе абсолютного слуха // Психолого-педагогические проблемы совершенствования воспитания и обучения в детском саду. М., 1984, — С. 23−29.
- Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. — С. 176.
- Теория речевой деятельности / Под. ред. А. А. Леонтьева. М., 1975.-С. 231.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. — С 97.
- Тихеева В.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Под ред. Ф. А. Сохина. 5-е изд. М.: Просвещение, 1981. — С. 159.
- Трубникова М.П. Систематизация исследовательских данных о речи детей 6−7 лет // Характеристика связной речи детей 6−7 лет: Сб.науч.тр. / Под ред.Т. А. Ладыженской. М., 1979. — С. 98−108.
- Урбах В. Ю. Биометрические методы. М., 1964. — С. 345−347.
- Усачева Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи: Сюжетно-ролевая игра. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1983. — С. 24.
- Футер Д.С. Заболевания нервной системы у детей. 2-е изд. М.: Медицина, 1965. — С. 408−415.
- Хватцев М.Е. Логопедическая- работа с детьми дошкольного возраста. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1961. — С. 207.
- Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М., 1997. — С. 85.
- Цукер М.Б. Клиническая невропатология детского возраста. 2-е изд. М.: Медицина, 1978. — С. 273−288.
- Шванцара Й. и кол. Диагностика психического развития. Прага, 1978. — С. 388.
- Шипицына Л.М., Иванов Е. С., Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995.
- Шипицына Л.М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. № 3. — С. 29.
- Шипицына JI.M. Нейропсихологический аспект диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. 1999. — С. 98−113.
- Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.П. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1959. — С. 216.
- Эйдинова М.Б. О нарушениях высших корковых функций у детей с церебральными парличами // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии: Тезисы докладов / Под ред. Т. А. Власовой и др. М.: Педагогика, 1970. — С.107−108.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1958. — С. 115.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — С.304.
- Benkerman D., Gorkston K. A communication system for the severely dysarthric speaker with an intact language system // J. Speech and Hearing Disorders. 1977/ № 2. P.265−270.
- Bondy K.N. Assessing cognitive function: a guide to neuropsychological testing. // Rehabil. Nurs. — 1994. — Y. 19, N 1. — P. 24−30.
- Byrne M.C. Speech and language development of athetoid and spastic children // J. Speech and Hearing Disorders. 1959. № 3. P.231−240.
- Cardwell V.E. Cerebral Palsy. Advances in understanding and care. New York: Assoc. for aid of crippled children. 1956. P. 625.
- Cass M.T. Speech habilitation in cerebral palsy. New York: Columbia Univ. Press. 1951. P. 212.
- Clement M., Twitchell Т.Е. Dysarthria in cerebral palsy // J. Speech and Hearing Disorders. 1959. № 1. P.118−122.
- Collis E., Collis W.R.F., Dienham W. The infantile cerebral palsies. London. W. Heinemann. Med. books. 1956. P. 100.
- Comprehensiv Management of cerebral palsy. Ed. by L.H. Tompson. New York: Irene and Strattion. 1983. P. 360.
- Cruickshenk W.M. Cerebral Palsy: Its Individual and community Problems. Syracuse Univ. Press. 1955. P. 560.
- Denhoff E. Cerebral Palsy The preschool Years: diagnosis, and planning. Springfield: Thomas. 1967. — P. 125.
- Egel P.F. Technique of treatment for the cerebral palsy child. St. Louis: The E.V.Mosby со. 1948. P. 203.
- Fishel M.K. The spastice child: A record of successfully achieved control in Little’s disease. St. Louis: The S.V.Mosby, 1946. P. 47.
- Girard D., Brown J., Burnett-Stolnack M. et al. The relationship of neuropsychological status and productive outcomes following traumatic brain injury. // Brain Inj. — 1996. — V. 10, N 9. — P. 663−676.
- Hardy G.C. Intraoral breath pressure inmcerebral palsy // J. Speech and Hearing Disorders. 1961. № 4. P. 309−319.
- Hardy G.C., Netsell R., Schweiger G.W. Management of velopharyngeal dysfunction in cerebral palsy // J. Speech and Hearing Disorders. 1969. № 2. P. 123−136.
- Hobbs M., Crawford C. Anatomy of dyplegia: An hypothesys// Def.Net.& Clinical Neurology.- 1994.- V.36, N5.- P. 513−517
- Henderson G.L. Cerebral Palsy in childhood and adolescenee. A medical, psychological and social study. Edinburgh, london: Livingstone, 1961.-P. 403.
- Hoberman S.Z., Hoberman M. Speech rehabilitation in cerebral palsy // J. Speech and hearing Disorders. 1960. № 2. P. 111−123.
- Hagberg В., Hagberg G., Olow I. The Changing Panorama of CP in Sweden. // Acta Paed. Scandinavica. — 1984. — V. 73. — P. 433−438.
- Ingram T.T.S. Prediatric aspects of cerebral palsy. Edinburgh, London: Livingstone. 1964. P. 515.
- Keefe R.S. The contribution of neuropsychology to psychiatry. // Am. J. Psychiatry. — 1995. —V. 152, N. 1. — P. 6−15.
- Kent R., Netsell R. Articelatory abnormalities in atchtoid cerebral palsy // J. Speech and Disorders. 1978. № 3. P. 353−373.
- Kinsella G.J., Prior M., Sawyer M., et al. Predictors and indicators of academic outcome in children 2 years following traumatic brain injury.// J. Int. Neuropsychol. Soc. — 1997. — V. 3, N 6. — P. 608−616.
- Kohler Christa. Musiktherapie. Veb Gustuv Fiscer Verlag Jena, 1971, P. 178.
- Kozilski P. Die Zunge als Spiegelbild zerebraler und artikulatori-scher Disfunkschen. Munch med Wschr 119 (1987) / P. 403−408.
- Littlew W.J. Lectured on deformaties of the human frame. London: Longman, Brown, Green and Longmans, 1853. P. 412.
- Love R.S., Hagerman E.L., Teimi E.G. Speech perfomance, dysphagia and oral reflexes in cerebral palsy // J. Speech and Hearing Dsorders. 1980. № 1. P. 59−75.
- Mcdonald E., Schultz A. Communication boards for cerebral palsied cheldren // J. Speech and Hearing Disorders. 1973. № 1. P. 73−88.
- Posniak A., Saturen P., Tobis S., Wallace H. Evolution of rehabilitation in the sewerebly handicapped Cerebral palsied child. «arch. phys. med. a. rehabilit.», 1958, v. 39, N 8, — P. 482−487.
- Breiss M. Neuropsychologic examinations and rehabilitation. // Cesk. Psychiatr. — 1995. — V. 91, N 3. — P. 175−182.
- Riikonen R. Changing pattern of CP in Southwest region of Finland. // Acta Paed. Scandinavica. — 1989. — V. 77, N. 3. — P. 581−588.
- Roc H. The psychological effects of having a cerebral palsied child in the famili. New York: Colambia Univ., 1952. P. 141.
- Rozentalowa А. О logorytmice. Logopidia. Zagadnienia. Kulturs. Zjwego. — Slcowa, N 10, 1971, — P. 116−117.
- Schwabe C. Musiktherapie. Bei Neurosen und Funktionellen Storungen (2 Auflage). Veb Gustav Fisher Verlag Jena, 1971, P.216.
- Tardieu G. Les feuilletts de l’mfirsnol motrice cerebrale. Paris, 1966, P. 112.
- Wolf V.G., Ratusnik D.L., Penn R.D. Long-term effects on speech of chronic cerebellar stimulation in cerebral palsy // J. Speech and Hearing Disorders. 1981. № 3. P. 286−290.