Развивающая среда дошкольных учреждений
Участие. Процесс построения среды является результатом сотрудничества детей и воспитателей — процесса, помогающего выявить активность и самостоятельность дошкольников, деятельностью которых руководит педагог. Здоровье. Предлагаемые пособия должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, стимулировать развитие чувств, самостоятельной двигательной активности и обеспечивать комфорт каждому… Читать ещё >
Развивающая среда дошкольных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время в организации воспитательной деятельности большое внимание уделяется созданию развивающей среды в ДОУ, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка и позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Директивная программа по дошкольному образованию указывает: в ДОУ должна быть создана среда «здоровой жизни и богатейшей деятельности детей», удовлетворяющая их потребности во всестороннем развитии. Под средой детского сада понимается совокупность материальных и нематериальных условий для физического и психического развития, поэтому среда должна иметь несколько направлений.
- 1. Деятельность (целесообразное построение среды способствует формированию желательного поведения детей. Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы сформировать у детей полезные привычки.
- 2. Познание. Содержание или результаты развития демонстрируются с помощью рисунков, и среда, как учебник, дает и знание, и способ учения. Так, в уголке художественно-творческой деятельности показывается последовательность изготовления поделок, что способствует развитию самостоятельности детей.
- 3. Социализация. В процессе обсуждения варианта создания среды и ее воплощения дети общаются со взрослыми и с другими детьми. Этот процесс развивает коммуникативные способности, формирует стремление к сотрудничеству, коллективизм, помогает самостоятельно овладеть социальными нормами.
- 4. Здоровье. Предлагаемые пособия должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, стимулировать развитие чувств, самостоятельной двигательной активности и обеспечивать комфорт каждому ребенку.
- 5. Зрение. Воспитатель должен создавать такую среду, чтобы ее цвет, образность и рациональность способствовали развитию эстетического вкуса.
- 6. Культура. Предметная среда должна отражать и национальные традиции, и особенности самого детского сада.
Принципы построения развивающей среды.
- 1. Всесторонность. Развивающая среда ДОУ включает материальную и нематериальную части. Материальная часть состоит из участка, аудитории, коридора, лестницы, туалета и др.; нематериальная включает отношения детей с воспитателями, отношения между детьми, отношения ДОУ с родителями (она невидима, но дети могут ощущать и «переживать» ее).
- 2. Участие. Процесс построения среды является результатом сотрудничества детей и воспитателей — процесса, помогающего выявить активность и самостоятельность дошкольников, деятельностью которых руководит педагог.
- 3. Изменяемость. Построение среды является непрерывной деятельностью. Под изменяемостью среды понимается следующее: оборудование может изменить и само помещение, и его функциональное предназначение в соответствии с решаемыми задачами воспитания.