Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История возникновения фитбол-гимнастики и отличительные свойства фитболов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3−5 лет должен быть 45 см, от 6 до 10 лет — 55 см, для детей, имеющих рост от 150 до 165 см диаметр мяча равен 65 см и для детей и взрослых, имеющих рост от 170 до 190 см диаметр мяча должен быть 75 см. Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше… Читать ещё >

История возникновения фитбол-гимнастики и отличительные свойства фитболов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века. Первоначально названный как «швейцарский мяч», несмотря на свое название, был изобретен в Италии в 1963 году итальянским производителем пластмасс инженером Аквилино Косани, владелец небольшого семейного предприятия на севере Италии по производству игрушек из резины. Он внедрил в производство новую технологию изготовления прочных мячей большого диаметра. Это была всего лишь игрушка, носившая название «Гимнастик».

Доктор Элсет Конг, английский физиотерапевт, используя метод нейро-развивающей терапии, разработала программу педиатрической неврологической реабилитации с использованием фитбола.

Мэри Квинтон, британская физиотерапевт, работающая в Швейцарии, начала использовать фитболы в программах для новорожденных и младенцев и впоследствии представила их в Великобритании.

Доктор Сюзан Кляйн-Фогельбах (швейцарский физиотерапевт) применила фитболы на занятиях с больными детским церебральным параличом. В 1980 году была опубликована ее работа «Гимнастика с мячами для функциональной кинетики». А уже в 1989 году ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать фитбол для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата.

В 1980;х годах американские физиотерапевты, посещая европейские клиники, узнали об использовании фитболов в медицине и привезли эти знания в Северную Америку.

Хотя фитболы и имеют итальянское происхождение, но американские физиотерапевты сначала засвидетельствовали их использование в Швейцарии, и именно это стало началом рождения «швейцарского мяча». Швейцария была первой страной, которая изобрела гимнастику на большом мяче. Благодаря именно этой стране, гимнастика стала всемирно известной и в дельнейшем получила название «фитбол». Фитбол в переводе с английского означает «мяч для опоры», который используется в оздоровительных целях.

Фитбол все больше и больше начал распространятся по миру. В различных странах оздоровительные программы по использованию гимнастических мячей большого диаметра отличаются не только названиями (Swiss-Ball, Resist-a-Ball, Bodyball, Fit-Ball), но и методиками. Фитбол охватывает все возможные аспекты использования мячей в соответствии с принятой во всем мире системой оздоровительных тренировок (фитнес). Первый международный семинар по фитбол-тренировкам состоялся в Италии в январе 1996 года, на нем было представлено 9 стран. Летом 1996 года в Италии проводилась 1-я Международная конференция по фитбол-тренировкам, в которой участвовало 13 государств Европы и Азии. На конференции была утверждена международная программа «Fitball — Inter-national», согласно которой страны-участницы организуют совместные международные семинары, обмениваются опытом и методическими материалами. Учебно-оздоровительный центр «Фитбол» (Москва) первым в России начал проводить оздоровительные тренировки с использованием фитболов. Первый образовательный семинар для инструкторов нового направления фитбол-аэробики состоялся в сентябре 1995 года. На сегодняшний день центр «Фитбол» является членом Международной программы «Fitball-International». Программы по фитбол-гимнастике и фитбол-аэробике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых. Фитбол отлично помогает скорректировать фигуру, формирует правильную осанку и поднимает тонус.

Фитболы изготавливаются из специального высокопрочного материала — ледрапластика. В технологии изготовления фитболов учтены такие особенности, как оптимальная упругость и эластичность материала, дезодорирующая отдушка, входящая в состав материала, из которого изготовляется мяч. Даже в случае механического повреждения фитбола при сидящем на нем человеке весом более 150 кг, мяч будет медленно сдуваться, что сводит практически на нет все проблемы, связанные с техникой безопасности.

В настоящее время фитболы различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике, медицине. Так и в дошкольной педагогике новой формой работы по физическому воспитанию является фитбол-гимнастика.

Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг. Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, как ориентир, снаряд или опора, и как утяжелитель, как массажер, как препятствие, как амортизатор, тренажер, имея вес около 1 кг.

На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3−5 лет должен быть 45 см, от 6 до 10 лет — 55 см, для детей, имеющих рост от 150 до 165 см диаметр мяча равен 65 см и для детей и взрослых, имеющих рост от 170 до 190 см диаметр мяча должен быть 75 см. Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°, значит, мяч подобран правильно. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшает отток венозной крови, особенно если упражнение выполняется сидя на мяче.

Так же существуют виды мячей: просто фитбол (гладкий шар), гимнастический мяч (с ушками, за которые нужно держаться), массажный мяч (в шишечках), ортопедический (на ножках).

Т.С. Овчинникова и А. А. Потапчук в своей программе «Двигательный игротренинг для дошкольников» описывают сенсорные особенности фитболов. Фитбол имеет форму шара. Шар — идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. [13.с.62].

Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов 19 века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного (тактильного) анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект от занятий. Кроме перечисленных анализаторов, включается и обоняние, поскольку фитболы имеют ванильный конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких мячах.

Фитболы могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека, поэтому цвет рекомендуется выбирать индивидуально. Например, теплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность, усиливают возбуждение центральной нервной системы. Это, в свою очередь, приводит к увеличению частоты сердечных сокращений, повышению артериального давления, учащению дыхания. Такие цвета обычно выбирают активные с холерическими чертами. Холодные цвета (синий, фиолетовый) успокаивают, в связи, с чем снижается частота дыхания, сердцебиения, падает артериальное давление, ухудшаются скоростно-силовые качества. Такие цвета выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствуют проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Так, коричневая и черная окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и желтый цвета.

Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще и вибрационным воздействием. Авторы практического пособия «Лечебная физкультура и массаж. Методика оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова раскрывают вибрационный эффект фитбол-гимнастики. Легкое сотрясение (непрерывная вибрация) действует на нервную систему успокаивающе, а интенсивное (прерывистая вибрация) — возбуждающе. 9. c56].

При занятиях на фитболе с детьми используется преимущественно легкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча) в то время, как в фитбол-аэробике используется ударная вибрация в быстром темпе. Гимнастические вибрационные упражнения, сидя на фитболе, называются баунси. Колебания фитбола воздействуют на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани. Импульсы получает и головной мозг, в результате ускоряется выработка новых условно-рефлекторных связей, особенно необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей. Улучшается способность к самоконтролю и самоанализу. С самого раннего возраста следует развивать и тренировать вестибулярные функции (большое значение имеет нормальное функционирование мозжечка, который является двигательным мозгом ребенка). [7.с.51].

Занятия с фитболом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Таким образом, упражнения на фитболе эффективно и динамично включают в работу все тело в целом. Важно заметить, что у фитбола нет противопоказаний. Благодаря мягкому воздействию, нагрузка на организм во время занятий достаточно щадящая, поэтому фитбол подойдет тем, кто избегает интенсивных спортивных нагрузок.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой