Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия научно-методического обеспечения развития многопрофильного лицея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе исследования (1994;96гг.) осуществлялось проектирование лицея как целостной педагогической системы, оформлялась концепция лицея. В это же время разрабатывались образовательная программа, модель выпускника, концепции преподавания предметов, нормативная база, — то есть проектирование осуществлялось как сложный многопараметральный процесс — пространство идей, определяющее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования
    • 1. 1. Методическая работа в школе, ее генезис и становление
    • 1. 2. Научно-методическая работа в школе как вид творческой педагогической деятельности и ресурсный процесс
    • 1. 3. Инновационный характер развития многопрофильного лицея как педагогической системы
  • Глава 2. 0пытно-экспериментальная организация научно-методического обеспечения развития лицея
    • 2. 1. Научно-методическая работа в лицее в аспекте концепции его развития
    • 2. 2. Управление научно-методической работой в лицее
    • 2. 3. Эффективность научно-методического обеспечения развития лицея (на примере профильного обучения)

Педагогические условия научно-методического обеспечения развития многопрофильного лицея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конец XX века охарактеризовался значительными изменениями в образовательной практике России. Произошла смена парадигм от знаниевой к развивающей, от авторитарной педагогики к личностно-ориентированной, гуманистической. Возникли новые виды образовательных учреждений (лицеи, гимназии и др.). Произошла децентрализация управления, усилилась автономность и самостоятельность образовательных учреждений. Обновилось содержание образования, появились вариативные программы, учебники, различные технологии обучения.

Уникальность момента заключалась в спонтанном всплеске инновационной деятельности, многообразных педагогических инициатив в условиях разрушения унифицированной системы образования. Инновационная педагогическая деятельность становится реальным фактором превращения российской школы в многопрофильную, дифференцированную саморегулирующуюся систему. Однако, в силу массовости инновационной инициативе, стихийно идущей снизу, как отмечает И. Г. Никитин, имплицитно присущ и разрушительный для позитивных образовательных норм и традиций потенциал (140). Н. Р. Юсуфбекова считает, что новшества в системе образования влекут необратимые деструктивные изменения в социально-педагогической среде, в которой осуществляется инновационный процесс. Это приводит к разрушению целостных представлений о тех или иных педагогических процессах или явлениях, к разделению педагогического сознания (236). А. П. Огурцов обращает внимание на то, что об инновациях и педагогических инициативах нередко не осведомлены даже педагоги соседних школ, а тем более управленцы, отвечающие за образование. Плохо налажена служба экспертной оценки и поддержки преподавательских инициатив и инноваций в образовании, их методологическое и методическое осмысление и оснащение (153). Таким образом, процесс перевода инноваций в культурные образцы педагогической деятельности стал вопросом самосохранения системы. В сложившейся ситуации, отмечает З. И. Васильева, стали необходимыми взаимодействие и интеграция педагогической науки и практики как перспективный путь стимулирования инновационной деятельности и одно из условий реализации проектов развития школ (33). В. А. Сластенин и JI.C. По-дымова подчеркивают, что инновационные процессы требуют принципиально новых форм и механизмов взаимодействия теории и практики (189).

По мере нарастания инновационного движения становилось все более очевидным, что большинство рождающихся новых проблем обусловлено слабостью научно-методического обеспечения (111). Перед школой и учителем встала серьезная проблема создания научно-методического обеспечения вариативного, сложноорганизованного, постоянно меняющегося образовательного процесса. Проблема осложняется тем, что школе теперь это нужно делать самой, а в школьной организации никогда не было службы, которая целенаправленно занималась бы созданием такого обеспечения. Проводимая в школе методическая работа имела несколько размытые цели «повышения мастерства учителя», она не имела четко выраженной ориентации на продуктивный, опережающий характер организации образовательного процесса, в лучшем случае выполняя функцию его сопровождения.

В структуре организационно-педагогических и ресурсных процессов появился целый ряд существенных противоречий, к которым необходимо отнести следующие:

• между необходимостью постоянного совершенствования методической, научно-методической работы в школе и недостаточной проясненностью этих категорий с точки зрения их родо-видовой принадлежности и сущностного анализа;

• между потребностью учителей в программных, дидактических, методических материалах в условиях растущей вариативности и слабым уровнем их разработки и научно-теоретического обоснования в школах, работающих в режиме развития;

• между объективной необходимостью массовой включенности педагогов школы в творческий процесс, педагогический поиск и недостаточным уровнем их методологической подготовки, неадекватными формами управления этими процессами;

• между существующей неопределенностью практической деятельности учителей в условиях развития вариативности образования и слабой разработкой моделей организации обеспечивающих процессов, снимающих эту неопределенность.

Для того чтобы разрешить эти и другие противоречия, методическую работу необходимо перевести с режима методического сопровождения учебно-воспитательного процесса (актуальный уровень) в режим научно-методического обеспечения развития лицея (проблемно-исследовательский уровень). Суть проблемы заключается в том, при каких условиях такое обеспечение может быть успешным.

С учетом актуальности проблемы, значимости ее разрешения для теории и практики обучения и воспитания определился и выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия научно-методического обеспечения развития многопрофильного лицея».

Объектом исследования является научно-методическое обеспечение развития многопрофильного лицея.

Предмет исследования — совокупность педагогических условий научно-методического обеспечения развития многопрофильного лицея.

Цель исследования: выявить и обосновать необходимые и достаточные педагогические условия научно-методического обеспечения развития лицея.

Главный путь исследования — коллективный творческий поиск педагогического коллектива лицея № 1 г. Петрозаводска по его развитию.

Гипотеза исследования строилась на предположении, что лицей — субъект своего развития, осуществляемого через выдвижение образовательных перспектив инновационного характера, реализация которых в значительной степени зависит от научно-методического обеспечения при условии, если — научно-методическая работа рассматривается как ресурсный процесс и вид творческой педагогической деятельности;

— оно направлено на обогащение концепции развития лицея и проработку путей и способов ее реализации;

— педагоги становятся субъектами научно-методической работы с ярко выраженной позитивной мотивационно-ценностной установкой на творческий педагогический поиск;

— научно-методическая работа организуется как система решения различных по уровню и характеру задач на основе общей стратегической цели и единой концепции педагогического поиска;

— в лицее создается гибкая система управления научно-методической работой, системообразующую роль в которой играет деятельность научно-методического совета, кафедр и проблемных групп педагогов-исследователей.

Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы, мы определили следующие задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ сущности базисных категорий исследования.

2. Изучить историко-педагогический аспект методической работы в школе.

3. Обосновать исходные теоретические предпосылки организации научно-методической работы в школе как вида творческой педагогической деятельности и ресурсного процесса.

4. Разработать концептуальную модель развития многопрофильного лицея и выявить условия научно-педагогического обеспечения ее реализации.

5. Разработать и опытным путем проверить систему управления научно-методической работой в лицее.

6. Раскрыть содержание научно-методического обеспечения и проанализировать его эффективность на примере организации профильного обучения.

7. Разработать рекомендации по организации научно-методической работы в современной школе для практических работников. Методологической основой исследования явились: ценностноориентационный, деятельностный и системный подходы, теория развития и формирования личности как субъекта активной творческой деятельности, теория управления развитием образовательных систем. Теоретической основой исследования являются:

• труды по проблемам природы, системно-структурного характера деятельности (Г.С. Батищев, М. С. Каган, И. Т. Касавин, А. Н. Леонтьев, JI. Николов, В. Н. Сагатовский, Д. Н. Узнадзе, B.C. Швырев, Г. П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин);

• исследования по проблемам педагогической деятельности (Е.П. Белозерцев, А. Н. Бритвихин, В. Г. Воронцова, Б. С. Гершунский, И. А. Колесникова, В. Н. Котляр, В. В. Краевский, В. Ю. Кричевский, В. А. Сластенин, Г. П. Щедровицкий);

• работы, посвященные становлению и развитию гуманитарных систем (В.П. Беспалько, В. В. Горшкова, Э. Н. Гусинский, А. Г. Козлова, JI.M. Лузина);

• исследования по проблемам проектирования в педагогике (Н.Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, Е.И. Заир-Бек, B.C. Лазарев, А. М. Моисеев, В.И. Слободчи-ков, И.Д. Чечель);

• педагогические исследования, посвященные вопросам инновационной деятельности в образовании (З.И. Васильева, Т. М. Ковалева, B.C. Лазарев, Л. С. Подымова, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, Т.И. Шамо-ва, Н.Р. Юсуфбекова);

• труды и исследования в области дифференциации и развивающегообучения (А.А.Бударный, Л. В. Занков, Г. Д. Кириллова, Н. М. Конжиев, И. Э. Унт, Н. М. Шахмаев, И.С.Якиманская).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс таких методов исследования, как логико-теоретический анализ философской, педагогической, психологической, управленческой и специальной литературыдиагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа) — прогностические методы (моделирование, проектирование, метод экспертных оценок, обобщение независимых характеристик) — обсервационные методы (косвенное наблюдение, самонаблюдение, самооценка) — праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности, профессиографический анализ) — экспериментальные методыметоды статистической обработки эмпирических данныхизучение, анализ и обобщение педагогического опыта. В работе нашел отражение многолетний личный опыт исследователя в качестве учителя, заместителя директора, директора лицея.

Базой исследования явился лицей № 1 — самое крупное общеобразовательное учреждение г. Петрозаводска и Республики Карелии. Лицей существует с 1987 г. (с1987 до 1991 г. — в статусе общеобразовательной школы, с 1991 г. — в статусе лицея). В лицее на данный момент учатся 1520 учащихся, работают 156 педагогов.

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1994 г. по 2004 г.

На первом этапе исследования (1994;96гг.) осуществлялось проектирование лицея как целостной педагогической системы, оформлялась концепция лицея. В это же время разрабатывались образовательная программа, модель выпускника, концепции преподавания предметов, нормативная база, — то есть проектирование осуществлялось как сложный многопараметральный процесс — пространство идей, определяющее пространство взаимодействия и траекторию дальнейшего движения. Проведенный на этом этапе анализ методической работы выявил значительное ее несоответствие целям лицея. Разрыв между целями, содержанием и обеспеченностью образовательного процесса инициировали поиск места научно-методической работы в системе процессов лицея, ее субъектов и характеристик. Так стала формироваться идея о научно-методической работе как ресурсном процессе и гипотеза исследования. На этом этапе начала создаваться и организационная структура методической работы (кафедры, научно-методический совет).

На втором этапе исследования (1997;1998гг.) на теоретическом уровне выявлялись педагогические условия научно-методического обеспечения и разрабатывались пути их реализации. На этом этапе усложнялась организационная структура научно-методической работы, формировались проблемные группы.

На третьем этапе исследования (1999;2002гг.) осуществлялась экспериментальная апробация созданной концептуальной модели, проведено теоретическое обобщение.

На четвертом этапе исследования (2003;2004гг.) осуществлялось оформление результатов исследования и разрабатывались практические рекомендации для работников образования.

Выделенные этапы взаимосвязаны, каждый из них отражает принцип единства теории и практики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Научно-методическая работа является одним из видов педагогической деятельности, направленной на обоснование, выбор, разработку, апробацию, анализ и оценку наиболее адекватных целей, содержания, средств, методов, приемов обучения, воспитания и развития, имеющей своей целью наиболее эффективное осуществление образовательного процесса на основе психолого-педагогической науки.

2. Научно-методическая работа, при определенных условиях, является процессом обеспечения педагогической деятельности инновационного характера, направленным на решение опережающих, перспективных задач развития лицея.

3. Деятельность лицея в режиме инноваций и развития в значительной степени зависит от методического сопровождения, переходящего в режим научно-методического обеспечения.

4. Многопрофильный лицей как педагогическая система имеет сложную, многокомпонентную, иерархическую структуру, определяемую детерминантами функционирования, развития и стабилизации. Основой профильного обучения является ориентация на личность ученика как главную ценность с выходом на гуманизацию и творчество, являющимися ключевыми явлениями педагогической системы лицея.

5. Научно-методическая работа осуществляется на индивидуальном и институциональном уровнях. Институциональный уровень играет принципиально важную роль в развитии лицея. Организованная на данном уровне научно-методическая работа является инструментом самоорганизации в условиях нестабильных инновационных систем. 6. Научно-методическая работа способствует личностно-профессиональному становлению педагогов, развитию их творчества, методологической компетентности, обеспечивает их включенность в процесс познания, самоанализа, оценки педагогического опыта и самореализации, выработку индивидуально-личностных стратегий и тактик собственной жизнедеятельности. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем поставлена и решена актуальная научно-практическая задача, связанная с развитием многопрофильного лицея средствами научно-методической работы. Теоретически выявлена и опытно-экспериментальным путем проверена новая научная идея о научно-методической работе как виде творческой педагогической деятельности и ресурсном процессе. Разработана и опытным путем проверена новая структура управления научно-методической деятельностью лицея, находящегося в состоянии системного преобразования, результатом которого является переход образовательного учреждения в качественно новое состояние.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрены генезис и становление методической работы в школедано теоретическое обоснование научно-методической работе как виду творческой педагогической деятельности и как ресурсному процессу в системе процессов школыуточнена содержательная наполняемость понятий методическая работа, научно-методическая работа, методическое знание, научно-методическое обеспечениевыявлены, теоретически обоснованы и опытно-экспериментальным путем проверены совокупность необходимых и достаточных педагогических условий и модель научно-методического обеспечения, реализация которых позволяет строить образовательный процесс в режиме развития.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в проектировании инновационных педагогических систем, разработке научно-методического обеспечения их функционирования и развития. Теоретически обоснованный и технологически разработанный нами научно-педагогический проект нашел реальное воплощение в развивающемся учебно-воспитательном процессе лицея и обеспечил достаточно высокие его результаты. На основе материалов исследования разработано и издано в помощь практическим работникам методическое пособие по организации научно-методической работы в школе. Материалы исследования используются в профессиональной подготовке будущих учителей в педагогических учебных заведениях.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением совокупности методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования, позитивной оценкой деятельности лицея широкой родительской и педагогической общественностью.

Апробация результатов исследования осуществлялась на всех этапах научно-исследовательской работы в выступлениях на семинарах и совещаниях директоров, заместителей директоров по научно-методической работе, учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений учителей школ г. Петрозаводска и Республики Карелия, директоров школ г. Великого Новгорода, г. Вологды, учителей и администрации гимназии № 2 г. Великого Новгорода, заседаниях кафедры педагогики КГПУ, научных республиканских, городских конференциях, конференциях КГПУ.

Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы, 18 приложений.

Результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях: 1. Дифференциация обучения: теория и практика: Пособие. — Петрозаводск: КГПУ, 1999. — 44с. (В соавторстве).

2. Индивидуализация обучения через создание поля выбора для учащихся // Гуманизация образования в школе и вузе: Сб. статей. — Петрозаводск: Издательство КГПУ, 2000. — С. 102−107.

3. Кафедра в организационной структуре многопрофильного лицея // Столичное образование, 2001. — № 1. — С.26−31.

4. Что сдерживает демократизацию школы // Демократическая школа, 2003. -№ 2. — С.81−82.

5. Научно-методическая работа в современной школе (на примере многопрофильного лицея). — Петрозаводск: Скандинавия, 2003. — 137с.

Заключение

.

Инновационные образовательные модели сегодня в значительной степени определяют стратегию массового образования, которая, поддерживая прогрессивные традиции, стимулирует активный поиск учителей в решении самых разнообразных педагогических задач как новых. Это затрагивает самые различные аспекты жизнедеятельности учебных заведений, в том числе и, прежде всего, такой педагогический феномен как методическая работа.

В традиционном варианте главная функция методической работы заключается в освоении педагогами способов и приемов обучения и воспитания учащихся, знакомстве с достижениями психолого-педагогической науки, повышении уровня общедидактической и методической культуры учителей, выявлении и пропаганде передового педагогического опыта. Ее реализация в основе своей направлена на сопровождение образовательного процесса (актуальный уровень организации). Сопровождать, значит следовать чему-то, решать попутные задачи, подкреплять какие-то процессы, усиливать их.

Инновационные процессы в образовании затронули педагогическую систему в целом: содержание образования, его организацию, технологию, методику, внутренний мир, мотивационную сферу учителей и учащихся. В сложившейся ситуации стали необходимыми взаимодействие и интеграция педагогической науки и практики, направленные на научно-методическое обеспечение перспективного развития образовательного учреждения, в нашем случае многопрофильного лицея (проблемно-исследовательский уровень). В толковых словарях понятие «обеспечить» трактуется как «давать что-либо верное, удовлетворять нужду».

Научно-методическую работу мы рассматриваем как один из видов педагогической деятельности, направленной на обоснование, выбор, разработку, анализ и оценку наиболее адекватных перспектив, содержания, средств, методов, технологий обучения и воспитания инновационного характера. В этом случае она является ресурсным процессом, который в исследовании освещается как формирующийся потенциал, совокупность необходимых и достаточных условий. Педагогические условия — это специально сконструированные (смоделированные) образовательные процедуры, реализация которых позволяет успешно решить определенный класс педагогических задач. К ним относятся: направленность научно-методического обеспечения на обогащение концепции развития лицея и проработку путей и способов ее реализацииярко выраженная мотивационно-ценностная установка учителей на научно-методическую, творческую деятельностьпреемственность между этапами, звеньями и функциями научно-методического обеспечениягибкая система управления научно-методической работой, системообразующими компонентами которого являются научно-методический совет, кафедры и проблемные группы.

Одна из важнейших проблем многопрофильного лицея — содержание образования. Оно в нашем опыте представляло собой целостную образовательную программу, включающую углубленное изучение лицеистами профильных предметов, расширенное изучение сопредельных предметов, профессинально-ориетированную практическую подготовку, самостоятельную исследовательскую деятельность. В связи с этим в процессе научно-методической деятельности решались следующие задачи: разрабатывались целостные программы по каждому профилюкритерии допрофессиональной подготовкипрограммы профильных практикметодическое обеспечение введения на старшей ступени обучения в профильных классах курсовых работсоздавалось научно-методическое обеспечение системы внеурочной деятельности, связанной с программами углубленного изучения профильных предметовразрабатывались модели выпускника профильного класса.

В диссертации и приложениях к ней представлен большой фактический материал и результаты системной диагностики, свидетельствующие о том, что за период проведения исследования в лицее создано насыщенное, вариативное, системно-организованное научно-методическое обеспечение образовательного инновационного процесса.

Специфика научно-методической работы в лицее заключается в том, что научный поиск идет в органическом единстве с профессиональной педагогической деятельностью, в структуре которой важное место занимает решение инновационных задач развивающего характера по отношению к имеющемуся педагогическому опыту, и выдвинутые в результате поиска продуктивные идеи отражаются не только в методических знаниях, но и воплощаются в методических материалах, технологических решениях, используемых не только конкретным учителем, но и в целом педагогическим сообществом. Эффективность педагогических идей и разработок проверяется в реальном педагогическом процессе как элемент системы. Таким образом, она исходит из практики и возвращается в практику как компонент единого функционально-целостного педагогического явления.

Таким образом, наше исследование одновременно носило и теоретико-методологический, диагностический, инновационно-преобразующий характер и, в то же время, имело практико-ориентированную направленность.

Изложенные в диссертации выводы, положения, рекомендации о научно-методическом обеспечении развития профильного лицея не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение исследуемой проблемы. Накопленный теоретический и практический опыт в этой области требует дальнейшего изучения и углубления. Проблемными вопросами, с нашей точки зрения, являются такие как: процесс формирования творческого стиля педагогической деятельности учителей в процессе их научно-методической работыпедагогические условия вовлечения в научно-методическую деятельность молодых учителейформирование ценностных ориентаций на научно-методическую деятельность у студентов педагогического вузаспецифика и принципы организации научно-методической работы в образовательных учреждениях различных типов и видов и ряд других.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. К. Инновационные формы организации методической работы школы. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. -Казань, 1999.-24с.
  2. С.Г., Лебедев А. Ю., Москаленко О. В., Якиманская И. С. Комплекс методик на определение учебного профиля школьника / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Изд. ИЛИ РАО, 1993.- 115с.
  3. С.Г., Шиянова Е. Б., Юдашина Н. И., Якиманская И. С. Методы выявления особенностей познавательной активности школьников в условиях дифференцированного обучения / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Изд. ИЛИ РАО, 1993. — 88с.
  4. С. Г. Научно-методическая работа педагогов в совершенствовании образовательной системы в условиях малого города. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Чебоксары, 2000. — 22с.
  5. Н. Эволюция систем и организационное проектирование. // Проблемы теории и практики управления, 1998. № 4. — С. 73−78.
  6. И.Б., Лобода О. С. Играя, обучаем. // Столичное образование, 2003. № 5. — С.58−59.
  7. Л. Методика, основанная на анализе и диагностике. //Директор школы, 1996. № 6. — С. 16−23.
  8. Отцы и дети" «Природа: храм или мастерская?» // Столичное образование. 2003. № 5. — С.60−62. 11. Асмолов А. Г. Со-действие ребенку — развитие личности. // Новые ценности образования. Вып.6, М., 1996. — С.39−44.
  9. Ю.К. Соотношение оптимизации и научной организации педагогического труда. «Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса». Сб. научных трудов. — М.: АПН СССР, 1984.-77с.
  10. Г. Г., Пугач В. И., Фишман Л. И. Управление школой и базами данных. Самара: СГПИ, 1992. — 246с.
  11. Бархаев Б. П. Методическое обеспечение преподавания в вузе: Учебное пособие. М.: МГЭИ, 2002. — 144с.
  12. Г. С. Деятельность и ценности. Критика «деятельностного» подхода и теории интериоризации // Вопросы философии, 1985. № 2. — С.41−44.
  13. Г. И. Концептуальность один из основных критериев качества и эффективности научных педагогических исследований // Советская педагогика, 1979 — № 6. — С.98−102.
  14. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., 1989.
  15. Я.С. Из опыта организации внутришкольной методической работы // Советская педагогика, 1979 № 7, с. 94. — С.93−98.
  16. Е.С. Руководство современной школой. М.: Просвещение, 1983. -207с.
  17. В.П. Проектирование педагогических систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: Сб. науч. тр. / Ин-т педагогич. инноваций РАО. М., 1994. — 103с.
  18. В.П. Общее среднее образование педагогическая система // Советская педагогика, 1988 — № 6. — С.56−60.
  19. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. -352с.
  20. И.А. Управление развитием школы // Инновационные процессы в образовании. II. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 285с.
  21. C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 1999. — 142с.
  22. A.A. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика, 1965. -№ 7. -С.70−83.
  23. Л.П. Проблема деятельности личности в марксистской и буржуазной социологии // Исторический материализм как теория социалистического познания и деятельности/ Ред. коллегия: В. Эйхгорн и др.). М.: Наука, 1972. -320с.
  24. М.С. Инновации и новизна в педагогике // Советская педагогика, 1989.-№ 12.-С.36−40.
  25. М.В. Педагогические условия дифференцированного обучения в общеобразовательной школе. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Вологда, 1999. — 17с.
  26. Н.И. Педагогические условия развития нравственных ориентаций учащихся в образовательном процессе. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Омск, 2002. — 21с.
  27. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. 139с.
  28. Ю.В. Системная модель управления школой // Вопросы психологии, 1990.-№ 6.-С.82−85.
  29. З.И. Организация опытно-экспериментальной работы в современной школе// Современная развивающаяся школа/ Сб. науч. практико-ориентированных статей/ Под ред. действ, чл. РАО, д.п.н., проф. З. И. Васильевой. СПб, 1997. — С. 153−170.
  30. H.A. Пути активизации методической работы в школе //Вопросы внутришкольного управления / Сб. статей под ред. Н. С. Сунцова. Вып. Y. -М.: Просвещение, 1980. 128с.
  31. Внедрение достижений педагогики в практику школы./ Под ред. В.Е. Гмур-мана. М.: Педагогика, 1981. — 144с.
  32. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — 191с.
  33. Вопросы школоведения. Под ред. М. И. Кондакова и П. В. Зимина. М., 1982.
  34. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий: Методологические аспекты. М.: Ассоциация международного образования: Информатика, 1995. — 220с.
  35. Д.Д. Место методик учебных предметов в системе педагогических наук // Советская педагогика, 1964. № 1. — С. 126−133.
  36. .С. О научном статусе и прогностической функции педагогической теории // Советская педагогика, 1984. № 10. — С.64−71.
  37. .С. О прогностическом подходе к методической работе в школе // Содержание и формы методической работы в школе по оптимизации УВП в условиях реформы. М.: АПН СССР, 1988. — 138с. — С.5−17.
  38. .С. Педагогическое науковедение // Советская педагогика, 1989.-№ 10.-С.68−74.
  39. .С. Педагогическая прогнстика. Методология, теория, практика. Киев: Вища шк. Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1986. 197с.
  40. .С. Поисковое педагогическое прогнозирование. Школа в системе непрерывного обучения // Прогнозирование развития общеобразовательной школы. М.: АПН СССР, 1988. — 142с.
  41. .С. Прогностика управленческих решений в образовании //Советская педагогика, 1988. № 1. — С.50−56.
  42. Е.Я. Из опыта методической работы в школе // Советская педагогика, 1953.-№ 11.-С.53−63.
  43. B.C., Ключарев Г. А. Понятийное мышление и становление единой науки о человеке // Философские науки, 1989. -№ 11.- С. 16−29.
  44. И.В. Дидактика предмета и методика обучения // Педагогика, 2003. № 1. — С.14−21.
  45. В.И. Системный, комплексный подход к совершенствованию управления школой // Совершенствование управления школой. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1976. — 128с.
  46. П.В. Партийное руководство подготовкой и воспитанием учительских кадров в годы социалистической реконструкции народного хозяйства (1926−1937). Изд-во Саратовского ун-та. Саратов, 1983. — 187с.
  47. Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика, 1994. № 6. — С.31−37.
  48. .А. Социалистический образ жизни: понятие и возможные направления эмпирического исследования// Вопросы философии, 1977 № 2. -С.24−35.
  49. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.:Школа, 1994. — 184с.
  50. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление: Сб. ст./ Под ред. A.B. Петровского. М., 1989. — 278с.
  51. В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии, 1996. № 5. — С.52−62.
  52. В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Психологический журнал, т. 19, 1998.- № 6. С.20−27.
  53. В.М. Некоторые вопросы совершенствования управления школой. -Орджоникидзе: Ир, 1981. 111с.
  54. А.Д. Организация методической работы в школе на основе развития творческой активности учителей. Пособие для руководителей школ. -М., 1974.-87с.
  55. Дидактика современной школы: Пособие для учителя/ НИИ педагогики УССР / Под ред. В. А. Онищука. Киев: Рад. шк., 1987. — 350с.
  56. Дидактика средней школы: Некот. пробл. соврем. Дидактики: Уч. пособие / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319с.
  57. Директивы ВКП (б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917 1947гг.", вып.1. — М., 1947. — 189с.
  58. Л.И. Управление научно-методической работой как фактор повыше ния профессиональней компетентности педагогов образовательного учреждения инновационного типа (гимназии). Автореферат дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 22с.
  59. С. Лицеи: вчера и сегодня // Педагогический вестник, 1992. № 6. -С.2.
  60. М.Ю. К определению понятия «инновационный потенциал» // Методика активизации инновационных процессов. М., 1988. — С.31−38.
  61. В.А. Профессионально-функциональная характеристика руководителя объединения учителей // Управление школой: проблемы, опыт, перспективы. Екатеринбург: Урал, 1992. — 123с.
  62. Н. Легко ли сменить вывеску? // Народное образование, 1992. -№ 7/8. С.23−24.
  63. В.И. Опыт исследования взаимодействия науки и практики // Советская педагогика, 1981. № 10. — С.31−35.
  64. Е., Мерцалова Т. Управление экспериментальной деятельностью в школе // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. Вып. 4. М.: «Инноватор», 1996. — 143с.71.3анков Л. В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 172с.
  65. И.Д. О предмете исследования и специфике частных методик // Советская педагогика, 1981. № 8. — С.92−98.
  66. Л.М., Сидон Л. М. Организация опытно-экспериментального прогнозирования // Советская педагогика, 1986. № 3. — С.57−61.76.3имняя И. А. Педагогическая психология. Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 480с.
  67. Е.И. Комплекс технологических карт по курсу «Основы экологии». Часть I, II. Петрозаводск: Изд-во «Сканинавия», 2003. — 30с., 23с.
  68. Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. Книга для учителя. М.: АРКТИ, 1999. — 48с.
  69. Инновационный менеджмент. Справочное пособие/ Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. Спб.: ЦИСН Миннауки РФ и РАН, 1997. -559с.
  70. История советской школы и педагогики. М.: Просвещение, 1954. — 316с.
  71. А.Е. Организация внутришкольного управления. М.: Знание, 1991. 46с.
  72. Н.Г. Из опыта методической работы в средней школе // Организационно педагогические вопросы школьной работы / Под ред. И. Н. Казанцева. -М., 1953.
  73. А.Г. Особенности экспериментальной работы в современной гимназии // Современная гимназия: от эксперимента к практике универсального образования. — М.: Парсифаль, 1998. — С.7- 13.
  74. Л.П., Чжен Н. М. Организация методической работы над единой педагогической проблемой. Методические рекомендации. Фрунзе: Мектеп, 1989.-39с.
  75. М.В. Обучение в контексте организационных изменений // Педагогика, 1999. № 2. — С.39−43.
  76. Д. Экк. Знание как новая парадигма управления // Проблемы теории и практики управления, 1998. № 2. — С.27−35.
  77. E.H., Курдюмова С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии, 1997. № 3. — С.16−21.
  78. Т.М. Школа-лаборатория. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 1998. — 123с.
  79. Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 256с.
  80. В.Н. К проблеме определения понятия «цель» // Вестник МГУ, серия 8 /Философия, 1968. № 1. — С.34−39.
  81. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.-288с.
  82. .Б. Русская педагогическая терминология. М.: Просвещение, 1969.-311с.
  83. М.И. Теоретические вопросы школоведения. М.: Педагогика, 1982.- 191с.
  84. Н.М., Шабанов Ю. А., Слабунова Э. Э. Дифференциация обучения: теория и практика / Пособие. Петрозаводск: КГПУ, 1999. — 44с.
  85. Г. Г. УВП как объект управления // Управление школой: проблемы, опыт, перспективы: Сб. науч. тр./ Урал. Гос. пед. ин-т. (Редкол. Г. Г. Корзникова и др.). Екатеринбург: Урал, 1992. — 123с.
  86. Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917−1920г.г. М.:.: Изд-во Ак. пед. наук РСФСР, 1958. — 551с.
  87. Ф.Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921−1931. М.: Изд-во Ак. пед. наук РСФСР, 1961. -508с.
  88. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М., 1977. — 255с.
  89. В.В. Методолгия педагогики: анализ с позиции практики // Советская педагогика, 1988. № 7. — С.23−29.
  90. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
  91. В .В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика, 1992. № 7/8. — С.55−58.
  92. М.Ю., Беседа Т. И., Сердюк A.B. От педагогической науки к практике. Киев: Рад. шк., 1990. — 188с.
  93. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учебное пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. — 416с.
  94. И.М. Пути оптимизации анализа эффективности методической работы в школе // Содержание и формы методической работы в школе по оптимизации УВП в условиях реформы. М.: АПН СССР, 1988. — 138с. -С.46−54.
  95. И.М., Калиниченко Н. И. Методическая работа в многопрофильной школе // Педагогика, 1994. № 5. — С.31−36.
  96. Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. Учебное пособие. М.: «Педагогика Пресс», 2001. — 328с.
  97. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика, 1995. -№ 5.-С.12−18.
  98. B.C. Кризис «деятельностного подхода» в психологии и возможные пути его преодоления // Вопросы философии, 2001. № 3. — С.33−47.
  99. B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. -304с.
  100. Н.И., Сазонов Б. В. Человеческий фактор в нововведениях // Психологический журнал, 1985. т.6, № 4. — С.64−69.
  101. В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии", 2001. № 3. — С.56−65.
  102. Лицейские будни: день за днем //Директор школы, 1997. № 3. — С.23−29.
  103. Ю.А., Новикова Т. Г., Трухачев В. И. Инновационная деятельность и творческое развитие педагога. М.: Илекса, 2002. — 416с.
  104. М.Р. Основные понятия методики преподавания и методическая терминология // Советская педагогика, 1982. № 3. — С.41−44.
  105. В.Н., Белов Г. С. Управленческо-педагогическая деятельность руководителя профтехучилищ: методический аспект: Учеб. пособие. Л.: ВИПК руководящих работников и специалистов профтехобразования, 1990. -96с.
  106. A.C. Вопросы системного рассмотрения культуры и человеческой деятельности // Исторический материализм как теория социалистического познания и деятельности. М.: Наука, 1972. — 320с.
  107. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308с.
  108. Н.С. Система организации методической работы в школе // Завуч, 1999.-№ 2.-С.57.
  109. Н.С. Положение о методическом кабинете муниципальной средней общеобразовательной школы № 4. Положение о методическом объединении учителей-предметников школы № 4 // Завуч, 1999. № 2. — С. 123−127.
  110. Л.В. Амбивалентный подход в моделировании условий профессионального становления молодого учителя / Учебное пособие. М.: АПК и ПРО, 2003.-30с.
  111. Мелик-Нубаров С. О. Об организации внедрения в практику результатов научно-педагогических исследований // Советская педагогика, 1981. № 12. -С.47−52.
  112. И. О работе с педагогическими кадрами // Народное образование, 1967. № 12. — С.52−54.
  113. Методическая работа в школе: организация и управление. Рекомендации для руководителей школ. Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1988.
  114. Методическая работа с учителем. Молотов, 1948. — 53с.
  115. Методическую работу на уровень новых задач // Советская педагогика, 1959. -№ 10.-С.20−25.
  116. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200с.
  117. В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. М., 2002. -267с.
  118. А.И. Опыт внедрения в школьную практику научных исследований // Советская педагогика, 1982. № 4. С.59−63.
  119. A.M. Методическая работа в школе: проблемы целеполагания // Содержание и формы методической работы в школе по оптимизации УВП в условиях реформы. М.: АПН СССР, 1988. — 138с. — С.22−30.
  120. A.M. Мы с вами люди социально озабоченные. Выступление на II слете гимназий и лицеев // Частная школа, 1996. № 4. — С.9−14.
  121. A.M., Моисеева О. М. Управление гимназией: в чем специфика // Лицейское и гимназическое образование, 1998. № 1. — С.5−9.
  122. Е.И. Теория социальных систем: проблемы и перспективы // Вестник МГУ, 1996. серия 18, № 2. — С.23−28.
  123. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: АПН СССР, 1990. — 102с.
  124. И.Г. О функции проектирования в управлении образовательным учреждением // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. Сб. науч. тр. / Ин-т педагогич. инноваций РАО. М., 1994. — 103с.
  125. JI. Структуры человеческой деятельности (Пер. с болг.) / Под общ. ред. и с предисл. Л. П. Буевой. М.: Прогресс, 1984. — 176с.
  126. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996. — 130с.
  127. В.Б. Повышение эффективности руководства самообразовательной работой учителей // Советская педагогика, 1977. № 5. — С.75−83
  128. В. Методическая работа учителей // Народное образование, 1962. -№ 12.-С.53−54.
  129. Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196. // Вестник образования, 2001. № 10. — С.5−27.
  130. А.П. Философия образования и ее фундаментальные принципы // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. Сб. науч. тр. / Ин-т педагогич. инноваций РАО. М., 1994. — 103с.
  131. Организация методической работы школы на диагностической основе. Методические рекомендации для работников рай (гор)оно, руководителей школ и МО. Куйбышев, 1988. — 62с.
  132. A.A. Некоторые вопросы управления общеобразовательной школой // Советская педагогика, 1974. № 6. — С.68−76.
  133. A.A. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М.: Прометей, 1991.- 181с.
  134. Т.В. Перспективное планирование развития школы. М., 2000. -143с.
  135. Основы внутришкольного управления /Под ред. П. В. Худоминского. М.: Педагогика, 1987. — 164с.
  136. Н.В. Развитие у школьников способности к самоопределению как актуальная задача образования // Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИЛИ РАО за 1994 г. Сб. науч. тр. ИЛИ РАО. М., 1995. — 257с.
  137. Педагогика. Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 478с.
  138. Педагогика/ Под ред. П. И. Пидкасистого. Уч. пособие. М.: Рос. педаг. агенство, 1995. — 637с.
  139. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Сласте-нин В.А., Мищенко А. И., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000.-512с.
  140. B.C. Теоретические основы управления. Школоведческий аспект. М.: Высш. школа, 1990. — 173с.
  141. Н. Методический кабинет в школе // Народное образование, 1969.-№ 12.-С.46−47.
  142. M.JI. Азбука школьного управления. М.: Просвещение, 1991. — 191с.
  143. М.JI. Совершенстование управления учебно-воспитательным процессом // Советская педагогика, 1979. № 6. — С.92−97.
  144. М.Л. Труд руководителя школы: Пособие для начинающего директора М., 1984. — 143с.
  145. П.Г. Интеграция дидактического и методического знания в профессиональной деятельности учителя // Педагогика как наука и как учебный предмет. Тезисы докладов международной научно-практической конференции (26−28 сент.2000). М., 2000.
  146. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для рук. образоват. учр-ий. М.: Новая школа, 1996. — 317с.
  147. М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика, 1995. № 2. — С.20−26.
  148. М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения // Педагогика, 1995. № 6. — С.3−11.
  149. М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования/ Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования. М.: Новая школа, 1998.- 176с.
  150. М.М., Хомерики О. Г. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр, 1994. № 5. — С. 18−25.
  151. В.П. Обеспечение единства информационного и семантического подходов в изучении педагогического опыта // Методическая и организационная система изучения и обобщения педагогического опыта. М., 1990. — С.43- 52.
  152. Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации. / Под редакцией М. М. Поташника. М.:Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 118с.
  153. П.А., Михайлова Е. В., Буйчик В. В., Бамбуляк М. Ю. Математика без проблем. Часть II. Петрозаводск, 2003. — 46с.
  154. П.А., Слабунова Э. Э., Михайлова Е. В., Пархоменко Т. М. Практическая психология и обучение математике // Педагогический вестник Карелии, 2003. № 2.
  155. В.Н. Деятельность: монизм любой ценой или полифония? //Деятельность: теории, методология, проблемы: Сб./ Сост. И. Т. Касавин. -М.: Политиздат, 1990. 365с.
  156. В.Н. Категория деятельности и ее структура // Вопросы философии, 1985. № 2. — С.44−45.
  157. А. К вопросу о разработке общешкольной проблемы // Советская педагогика, 1979. № 12. — С.29−35.
  158. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -272с.
  159. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. М.: Педагогика, 1987. — 159с.
  160. М.Н., Гершунский Б. С. Теоретико-методологические предпосылки нормативного педагогического прогнозирования // Прогнозирование развития общеобразовательной школы. М.: АПН СССР, 1988. — 142с.
  161. В.И. О прогностических свойствах построенной на диагностике системы методической работы школы // Перестройка методической работы в народном образовании на основе диагностирования педагогического опыта. -М., 1989. С.24−27.
  162. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224с.
  163. В.И. Основания и смысл инновационной деятельности в образовании // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения / Сб. науч. тр. / Ин-т педагогич. инноваций РАО. М., 1994. — 103с.
  164. В.И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности) // Вопросы философии, 2001. № 3. — С.48−57.
  165. В.Н. Стратегия обучения иностранным языкам в лицее № 1 // Столичное образование, 2003. № 5. — С.6−11.
  166. Советская школа на современном этапе/ Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмаковой. М.: Педагогика, 1977. — 256с.
  167. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. По-лат. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. — 168с.
  168. Содержание и формы методической работы в школе по оптимизации учебно-воспитательного процесса в условиях реформы: Сб. науч. тр./ АПН СССР, НИИ управления и экономики народного образования- (Редкол.: М. М. Поташник и др.). М.: АПН СССР, 1988. — 138с.
  169. О.Н., Изотова Е. И. Организация экологического лагеря эффективная форма реализации деятельностного компонента образования // Демократическая школа, 2003. — № 2. — С.84−86.
  170. В. Новые задачи методической работы с учительством // Народное образование, 1953 № 1. — С.6−11.
  171. В. Методическая культура новой школы // Народное образование, 1961. № 1. — С.22−31.
  172. В.П. Руководство учебным процессом в школе. Планирование и организация работы. М.: Просвещение, 1972. — 270с.
  173. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов // Советская педагогика, 1971. № 1. — С.38−43.
  174. А. Быть или не быть? (Заметки о судьбе Методиста) // Методист, 2003.-№ 2.-С.23−30.
  175. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. Под ред. Краевского В. В., Лернера И. Я. М., 1989.
  176. А.П. Инновационные процессы в образовании // Инновационные процессы в образовании. II. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 285с.
  177. Я.С. Взаимосвязь, взаимоотношение и взаимодействие между педагогической наукой и практикой // Методологические проблемы педагогики: Сб. науч. тр./ АПН СССР, НИИ общ. педагогики- (Под общ. ред. В.Е. Гмурмана) М., 1977.
  178. Я.С. Перспективы развития теории и практики изучения педагогического опыта на диагностической основе // Перестройка методической работы в народном образовании на основе диагностирования педагогического опыта. М., 1989. — С.5−17.
  179. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.- 181с.
  180. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образоват. учр-ий/ Рос. академия образования: Ин-т управления образованием: Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464с.
  181. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие / Под ред. B.C. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.-336с.
  182. Устав средней общеобразовательной школы. 8 сент. 1970 г. // Справочник директора школы: Сборник законодательных, руководящих и инструктивных материалов/ Сост. Ф. И. Пузырев. М.: Просвещение, 1983. — 287с.
  183. Л.М. Пути разработки педагогических теорий и их основные параметры // Советская педагогика, 1977. № 3. — С.54−58.
  184. Харламов И. Ф. Педагогика: Уч. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. М.: Юрист, 1997. — 507с.
  185. П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917 1981г.г.). -М.: Педагогика, 1986. — 182с.
  186. И.Д. Зам по науке: что должен и что может он сделать в школе // Директор школы, 1996. № 6. — С. 18−23.
  187. И.Д. Некоторая ревизия инноваций в российской школе // Лицейское и гимназическое образование, 1998. № 1. — С.3−8.
  188. A.B. Методическая секция как творческая форма внутришколь-ной методической работы // Содержание и формы методической работы в школе по оптимизации учебно-воспитательного процесса в условиях реформы. М.: АПН СССР, 1988. — 138с.
  189. Чубурин П. Поговорим о методической работе // Народное образование, 1965. № 2. — С.39−40.
  190. Т.И. Создать систему методического обеспечения // Советская педагогика, 1984. № 1. — С.35−39.
  191. Т.И., Нефедова К. А. Совершенствование методов и форм внут-ришкольного управления // Советская педагогика", 1988. № 2.
  192. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами, учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320с.
  193. Н.М. Дифференциация в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы. -М., 1975.
  194. З.М. Управление методической службой в общеобразовательной школе. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1989. — 22с.
  195. B.C. Деятельность как философская категория // Вопросы философии, 1985. -№ 2. -С.39−41.
  196. Школоведение / Под ред.А. Н. Волковского и М. П. Малышева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.-596с.
  197. Ф.Е. Работа отделов народного образования по управлению школами. Организационно-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1981. -208с.
  198. B.C. Преобразование педагогической действительности: Методологический аспект // Советская педагогика, 1987. № 5. — С. 19−25.
  199. В. Методическая работа в инновационной школе: системный подход // Народное образование, 1998. № 4. — С.112−118.
  200. В.Е., Взятышев В. Ф., Савельев, А .Я., Романкова Л. И. Инновационное образование (парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения). // Высшее образование в России, 1994. № 2. — С. 15−28.
  201. Шур Л. Из опыта методической работы в школе // Народное образование, 1969.-№ 12.-С.54−56.
  202. А.И., Мудрик A.B. Психология учителя // Возрастная педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1991.
  203. Г. П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности // Обучение и развитие / Мат-лы к симпозиуму. М., 1966. — С.83−109.
  204. Э.Г. Категория деятельности в системе философского знания // Вопросы философии, 1985. № 2. — С.37−39.
  205. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. -391с.
  206. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдито-риал УРСС, 1997. — 444с.
  207. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365с.
  208. Н.Р. О педагогической инноватике // Педагогика, 1991. -№ 11. С.21−25.
  209. Программа развития лицея № 1 на 1998−2001гг. (фрагмент)1998−1999 1999−2000 2000−2001
  210. Методологические установки развития образовательного процесса
Заполнить форму текущей работой