Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимозависимость человека, общества и истории

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Потребность в осмыслении жизни означает появление самоуважения, а в дальнейшем и социальной полноценности. Потребности (страсти, интересы), движущие человеком, тесно связаны с представлениями о ценностях. Нередко потребности зависят от них. Так, потребность в материальных благах может разрастаться или суживаться вследствие принятия личностью потребительских или, напротив, творческих ценностей… Читать ещё >

Взаимозависимость человека, общества и истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Очеловечивающая сила истории делает ее неисчерпаемым источником обогащения духовной жизни людей. Однако в истории есть и разрушительные потенции; овладевая личностью, они производят весьма опасное действие и на нее, и на окружающих. Свобода выбора добра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше и совершеннее культура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой (а не своеволием!) он обладает.

Историю творит отдельная личность. Но и личность, в свою очередь, движется историей.

Исторический процесс поддерживается двумя средствами — общением и преемственностью, в свою очередь обусловленными воспитанием и образованием. Вне этих главных факторов невозможно взаимопонимание людей, равно как и культурное наследование.

Любой человек имеет социальную принадлежность и, следовательно, социальные качества. Личность как субъективное начало получает свою индивидуальную определенность только благодаря комбинации элементов культуры, приобретаемых ею в различных общностях, а эти общности жизнеспособны из-за культурного участия в них тех или иных людей.

Успехи человеческого общежития созданы совместными усилиями всех культурных народов. Даже в тех случаях, когда историческое развитие где-то на время прерывалось, в общем оно не прекращалось никогда. Организация и функции человеческого ума едины и неизменны на всем протяжении истории, содержание же ума весьма вариативно, так как зависит от географических, социальных и исторических особенностей среды жизнедеятельности. Сознание определяется преимущественно характером общества, к которому принадлежит личность, а также самой ее жизнью. Задача культуры в том и состоит, чтобы гармонизировать интересы и возможности социальных групп с запросами и склонностями личностей, в них входящих.

Разнообразие культурных и религиозных исторических форм способствует достижению все более высоких рубежей развития. И отдельная личность может взять следующую для себя высоту, лишь преодолев границы, отделяющие ее от культур иных для нее племен и народов.

Нации как большие сообщества сложно соотносятся с составляющими их этносами. Этнос сам по себе культурно-нейтрален; историческое и личностное значение имеет не этнос, а этос — дух народа, цивилизации или общественной системы, выраженный в культуре, установлениях, общественном мнении, философии и религии.

Этнос — совокупность единоплеменников, связанных сходством внешности, особенностями телесной организации; этос — целостность культуры целого ряда этносов. Нация — это идея, пронизывающая материальную и духовную культуру большого сообщества людей.

Наиболее стабильное в этнической истории — это дух парода, проявляющийся в любви к родному как изначально данному, будь то язык, нравы, обычаи, отношения, ценности. Все родное, складывающееся на базе общения и воспитания, имеет колоссальное формирующее значение.

Таким образом, национальное воспитание следует понимать как введение индивида в духовную культуру этоса данного народа или народов, если речь идет о многоэтнической нации, а также как развитие способностей личности к прогрессивному вкладу в верования, язык, жизненные цели и средства их благотворного достижения, что служит на пользу и данной нации, и человечеству в целом. В этом смысле национальное воспитание совпадает с патриотическим.

Потребность в осмыслении жизни означает появление самоуважения, а в дальнейшем и социальной полноценности. Потребности (страсти, интересы), движущие человеком, тесно связаны с представлениями о ценностях. Нередко потребности зависят от них. Так, потребность в материальных благах может разрастаться или суживаться вследствие принятия личностью потребительских или, напротив, творческих ценностей.

Социальный прогресс состоит в том, что формируются новые потребности, а вместе с ними и новые ценности, среди которых научное знание и способ мышления занимают выдающееся место. Для поступательного движения человеческой истории совершенно необходимо, чтобы людские потребности все дальше выходили за рамки насущного. Соответственно, приспособление людей к изменяющимся условиям жизни невозможно без усвоения ими новой системы ценностей. Однако следует помнить, что и вне преемственности культуры немыслим какой бы то ни было прогресс.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой