Интерпретация полученных результатов
Уровни развития общения со сверстниками. Просоциальные действия =1 баллу; Имя, фамилия, возраст ребенка. Имя, фамилия, возраст ребенка. Мякинникова Анастасия (6 лет). Мякинникова Анастасия (6 лет). Чувствительность = 2 баллам; Полосин Максим (5 лет 10 мес.). Полосин Максим (5 лет 10 мес.). Филатова Елизавета (5 лет). Филатова Елизавета (5 лет). Инициативность = 2 баллам; Бобринева Надежда (5 лет. Читать ещё >
Интерпретация полученных результатов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
После завершения работы по отбору методик для проведения констатирующего эксперимента, мы приступили собственно к осуществлению задач второго этапа, используя подобранные методики.
Диагностика развития взаимодействия со сверстниками осуществлялась нами на базе МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка». За детьми мы наблюдали в естественных условиях, с применением следующих ситуаций общения: «Непосредственное общение»; «Общение с участием взрослого»; «Совместная деятельность с предметами»; «Один предмет на двоих». В протоколе регистрации параметров общения (см. Приложение 4), используя шкалу оценки параметров развития общения со сверстниками, фиксировали развитие того или иного параметра в зависимости от ситуации общения — обводили соответствующий балл (см. там же). Примером может послужить регистрация параметров общения Софьи Г. (6 лет) со сверстниками. В процессе наблюдения за девочкой в различных ситуациях общения, отметили следующее: Софья Г. не проявляет особого интереса к деятельности сверстника; действует неуверенно по отношению к своим ровесникам, инициативные обращения к ним не отличаются настойчивостью (иногда откликается на предложения взрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест), лишь изредка смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика девочки преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника; активная речь ребенка состоит из отдельных фраз: «Я так не буду!», «Отдай! Моя кукла!». Данная характеристика дает нам возможность определить уровень развития общения Софьи со сверстниками. Что касается обнаруженных параметров общения со сверстниками у Софьи Г., то мы оценили их в следующей последовательности, в общем, для всех наблюдаемых ситуаций общения:
- ? интерес = 1 баллу;
- ? инициативность = 2 баллам;
- ? чувствительность = 2 баллам;
- ? просоциальные действия =1 баллу;
- ? средства общения: экспрессивно-мимические = 1 баллу;
активная речь = 4 баллам.
Итак, исходя из полученных результатов, можно отметить, что у Софьи средний уровень развития общения со сверстниками.
Таким же образом нами были зарегистрированы и оценены параметры общения со сверстниками всех диагностируемых детей. Представим полученные результаты в таблице 1.
Таблица № 1 Уровни развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста (в баллах).
№ п/п. | Имя, фамилия, возраст ребенка. | Уровни развития общения со сверстниками. |
1. | Ника А. (5,5 лет). | |
2. | Егор Б. (5 лет). | |
3. | Бутырин Даниил (6 лет). | |
4. | Бобринева Надежда (5 лет). | |
5. | Волкова Ангелина (6 лет). | |
6. | Герасимова София (6 лет). | |
7. | Ермаков Елизар (6 лет). | |
8. | Захарова Полина (5 лет). | |
9. | Иванов Данил (5 лет). | |
10. | Климков Артем (6 лет). | |
11. | Мякинникова Анастасия (6 лет). | |
12. | Махонов Данила (6 лет). | |
13. | Новиков Илья (6 лет). | |
14. | Назарова Анна (6 лет). | |
15. | Пахомова Мария (6 лет). | |
16. | Полосин Максим (5 лет 10 мес.). | |
17. | Самсонов Глеб (6 лет). | |
18. | Саввин Сергей (5 лет). | |
19. | Сарычева Ульяна (6 лет). | |
20. | Филатова Елизавета (5 лет). | |
21. | Фаустов Илья (6 лет). | |
22. | Шевелева Марта (6 лет). | |
23. | Шолохова Анна (6 лет). | |
24. | Шамрина Юлия (6 лет). |
В целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста друг с другом (рис. 1):
Рисунок 1. Показатели кол-ва детей I старшей группы относительно уровней развития общения со сверстниками.
Условные обозначения:
Высокий уровень — 20,9%.
Средний уровень — 66,6%.
Низкий уровень — 12,5%.
На основе следующей проведенной методики (см. Приложение № 2) представим полученные результаты в таблице 2.
Таблица № 2 Уровни развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста (в баллах).
№ п/п. | Имя, фамилия, возраст ребенка. | Уровни развития общения с окружающими людьми. |
1. | Анибегова Ника (5,5 лет). | 6,5. |
2. | Баранов Егор (5 лет). | 7,5. |
3. | Бутырин Даниил (6 лет). | |
4. | Бобринева Надежда (5 лет). | |
5. | Волкова Ангелина (6 лет). | |
6. | Герасимова София (6 лет). | |
7. | Ермаков Елизар (6 лет). | 8,5. |
8. | Захарова Полина (5 лет). | |
9. | Иванов Данил (5 лет). | |
10. | Климков Артем (6 лет). | |
11. | Мякинникова Анастасия (6 лет). | 7,5. |
12. | Махонов Данила (6 лет). | |
13. | Новиков Илья (6 лет). | 8,5. |
14. | Назарова Анна (6 лет). | |
15. | Пахомова Мария (6 лет). | 7,5. |
16. | Полосин Максим (5 лет 10 мес.). | 8,5. |
17. | Самсонов Глеб (6 лет). | 8,5. |
18. | Саввин Сергей (5 лет). | 8,5. |
19. | Сарычева Ульяна (6 лет). | 7,5. |
20. | Филатова Елизавета (5 лет). | |
21. | Фаустов Илья (6 лет). | 8,5. |
22. | Шевелева Марта (6 лет). | 7,5. |
23. | Шолохова Анна (6 лет). | |
24. | Шамрина Юлия (6 лет). | 8,5. |
В целом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детей дошкольного возраста с окружающими людьми:
Условные обозначения:
Высокий уровень — 71% Средний уровень — 29%.
Письменный опрос родителей (анкетирование) детей данной группы стал последним организационным этапом в диагностике развития особенностей общения дошкольников со сверстниками. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов, о том, как их дети относятся к своим сверстникам, как развито общение между ними. Данные, полученные в результате обработки анкет (см. Приложение № 3) подтвердили достоверность выявленных уровней развития общения со сверстниками у обследуемых детей.
Таким образом, с помощью организованной нами работы по подобранным методикам, мы смогли определить уровень развития общения между сверстниками дошкольного возраста.