Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Список использованной литературы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем… Читать ещё >

Список использованной литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. 1. Балыкова Е. Л. Коридор безопасности от населения для малолетних // Медицинская газ. — № 35 -1997.
  • 2. 2. Бирюзова Т. Эротика — поминутно // Российская газ. — 12.09.97.
  • 3. 3. Божович Л. Н. Избранные психологические труды // М. — 1995 — под ред. Д. И. Фельдштейна.
  • 4. 4. Волков А. Г. Семья — объект демографии // М.: наука — 1986.
  • 5. Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении // под ред. Невского И. А. — М. — 1968.
  • 6. Голод С. И. Стабильность семьи: социальный и демографические аспекты // Л.: наука — 1984.
  • 7. Дибров Д. Пустоцветы. Подражателей хиппи — не так уж много, но они есть… // Моск. Комсомолец — М. — 1987 — 17 сент.
  • 8. Додолев Е. Аромат бумажных роз // Смена. — М. — 1987. — № 17.
  • 9. 10. Кофырин И. Кто уходит в неформалы… // «Аргументы и факты» — 1990. — № 13.
  • 10. Ломакина Д. А., Собкин В. С. Социальные проблемы криминогенности молодежи // Социология образования. Труды по социологии образования — Том 2. — выпуск 3. — М.- ЦСО РАО. — 1994.
  • 11. Прихожан А. М. Толстых Н.Н. Дети без семьи // М. — 1990.
  • 12. Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений // м. — 1988. — под ред. Д. И. Фельдштейна.
  • 13. 14. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста // 8-е издание. — С. — П. — 2000.
  • 14. Собкин В. С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте // М. — 1997.
  • 15. Собкин В. С., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х. Движение в зону риска // М. -1998.
  • 16. Файн А. П. Формы и методы работы с подростковыми неформальными группами // М. — 1989.
  • 17. Фельдштейн Д. И., Разиновский Л. А. Методические рекомендации по изучению особенностей неформальных молодежных объединений // М. — 1987.
  • 18. Суприев И. Ю., Радзиховский Л. А. Из истории неформальных молодежных объединений //
  • 19. Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа // М. — 1989. — под. ред. Собкина В.С.
  • 20. Андриенко Е. В. «Социальная психология». — М., 2003.
  • 21. Вичев В. «Мораль и социальная психика». — М., 1978.
  • 22. Выготский Л. С. «Педагогическая психология». — М., 1996.
  • 23. Выготский Л. С. «Проблемы возраста». — М., 1984.
  • 24. Годфруа Ж. «Что такое психология». — М., 1992.
  • 25. Голованова Н. Ф. «Социализация школьников как педагогическое явление». — М., 1998.
  • 26. Донцов А. И. «Проблемы групповой сплочённости». — М., 1977.
  • 27. Донцов А. И. «Психология коллектива». — М., 1984.
  • 28. Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. «Генетика, поведение, ответственность». — М., 1989.
  • 29. Дьюи Дж. «Психология и педагогика мышления». — М., 1999.
  • 30. Кон И. С. «Психология старшеклассников». — М., 1980.
  • 31. Кон И. С. «Психология ранней юности». — М., 1989.
  • 32. Кравченко А. И. «Введение в социологию». — М., 1995.
  • 33. Майерс Д. «Социальная психология». — СПБ., 1997.
  • 34. Марсель Г. «Трагическая мудрость философии». — М., 1995.
  • 35. Мудрик А. В. «Социальная педагогика». — М., 2000.
  • 36. Немов Р. С. «Психология». — М., 1990.
  • 37. Новикова Л. И. «Школа и среда». — М., 1985.
  • 38. Петровский А. В. «Личность. Деятельность. Коллектив». — М., 1982.
  • 39. Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология коллектива». — М., 1978.
  • 40. «Популярная психология: Хрестоматия». — М., 1990.
  • 41. Свенцицкий А. Л. «Социальная психология». — М., 2004.
  • 42. «Семейное воспитание. Краткий словарь». — М., 1990.
  • 43. «Философский словарь». — М., 1983.
  • 44. Харчёв А. Г. «Социология воспитания». — М., 1990.
  • 45. Холл К., Линсдей Г. «Теория личности». — М., 1997.
  • 46. Шапиро Б. Ю. «Психология семейных отношений». — М., 1992.
Приложение 1

16 — факторный опросник Кеттела (форма С) Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р. Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы, А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25−30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая — либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.

Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

Интеллектуальный блок: факторы: В — общий уровень интеллекта; М — уровень развития воображения; Q1 — восприимчивость к новому радикализму.

Эмоционально-волевой блок: факторы: С — эмоциональная устойчивость; О — степень тревожности; Q3 — наличие внутренних напряжений; Q4 — уровень развития самоконтроля; G — степень социальной нормированности и организованности.

Коммуникативный блок: факторы: А — открытость, замкнутость; Н — смелость; L — отношение к людям; Е — степень доминирования — подчиненности; Q2 — зависимость от группы; N — динамичность.

До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсииинтраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личности: на задачу, на себя, на других. В связи с этим, данную методику можно применять в сочетании с исследованием темпераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Смекала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей направленности личности.

Инструкция испытуемому: Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, Вашей личности. Не существует " верных" и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Вы должны хотеть отвечать точно и правдиво. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос. Пример:

Я люблю смотреть командные игры:

а) да в) иногда с) нет Я предпочитаю людей:

а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

Деньги не могут принести счастья:

а) да в) не знаю с) нет Женщина находится в таком же отношении к ребенку как кошка к:

а) котенку в) собаке с) мальчику.

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало.

Если Вам что-нибудь не ясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора. Отвечая помните следующих четыре правила:

У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.

Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех — пяти вопросов.

Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не — могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.

4. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.

Приложение 2.

Методика «Мотивации культуры личности» И. О. Моткова Оцените, пожалуйста, силу ваших главных жизненных стремлений — по пунктам серии А, затем оцените степень и характер их осуществления в вашей жизни, в поведении и чувствах — по пунктам серии Б. Нужно учитывать ближайший месяц своей жизнедеятельности.

Ответ выбирайте по Шкалам возможных ответов, А и Б: сначала по шкале, А при работе с пунктами серии А, и затем по шкале Б при работе с пунктами серии Б.

Шкала А: 1 — очень слабое стремление; 2 — слабое стремление; 3 — среднее по силе стремление; 4 — сильное стремление; 5 — очень сильное стремление.

Шкала Б: 1 — неверно; 2 — скорее неверно; 3 — когда как; 4 — скорее верно; 5 — верно.

В Бланке ответов в колонке, А напротив номера каждого пункта записывайте свой ответ цифрой, которая обозначает выбранный вами вариант. Например, если вы выбрали по пункту № 1 серии, А «Стремление жить, сохранять жизнь» — ответ «сильное стремление», то нужно напротив этого пункта в колонке, А поставить цифру 4. Таким способом даются ответы сначала по серии А, затем по серии Б.

Не старайтесь произвести благоприятное впечатление ! Тайна ваших ответов гарантируется. Не пропускайте ни одного пункта !

В случае затруднений давайте ответ на основе оценки своих наиболее частых переживаний и состояний.

Серия, А оценка силы базовых стремлений

Стремление:

  • 1. Жить, сохранять жизнь
  • 2. Иметь высокую самооценку, быть уверенным в себе
  • 3. Умереть
  • 4. Склонность постоянно сомневаться в своих возможностях, к неуверенности в себе
  • 5. К самостоятельности, опоре преимущественно на себя в жизни
  • 6. Развивать себя, более полно осуществлять свои способности
  • 7. Опираться в жизни преимущественно на других людей: на друзей, родителей и др.
  • 8. Жить по привычке, ничего не меняя и не развивая себя

Серия Б оценка степени и характера реализации базовых стремлений

  • 1. Я доволен тем, как осуществляются мои жизненные потребности в еде, сне, отдыхе, безопасности и т. п.
  • 2. У меня высокая самооценка и уверенность в своих силах
  • 3. Последнее время у меня преобладает состояние «опущенных рук», апатии, нет сильных желаний
  • 4. У меня низкая самооценка, почти всегда состояние неуверенности
  • 5. В жизни я самостоятелен и независим от друзей, родителей и других людей
  • 6. Я могу сказать о себе, что развиваюсь как личность, иду вперед
  • 7. В жизни я, как правило, больше опираюсь на других людей, чем на себя
  • 8. Обычно я веду себя одним и тем же привычным образом, отказываясь от новых целей и видов деятельности

Примечание: По вопросам, А 7 и Б 5 можно предложить давать отдельные ответы относительно родителей и относительно друзей.

Обработка результатов

Рассматриваются ответы в парах полярных стремлений: № № 1 — 3, 2 — 4, 5 -7 и 6 — 8. Выделяются две группы стремлений: жизнеутверждающие и способствующие развитию (положительные) побуждения №№ 1, 2, 5 и 6, и угнетающие, стереотипизирующие (отрицательные) — №№ 3, 4, 7 и 8. Последние, при своей средней или высокой выраженности, могут препятствовать самоактуализации личности.

  • 1. Переводим все ответы по отрицательным вопросам №№ 3, 4, 7 и 8 отдельно по сериям, А и Б в положительные по специальной Обратной шкале:
  • 1 переводится в 5, 2 в 4, 3 в 3, 4 в 2, 5 в 1.

После этого все ответы становятся «положительными», они далее интерпретируются как позитивные.

2. Вычисляем по серии, А среднюю силу всех позитивно выраженных базовых стремлений Ср А:

Ср, А = сумма баллов по, А №№ (1 — 8): 8.

3. По серии Б вычисляем аналогичным образом среднюю реализацию всех позитивно выраженных базовых побуждений Ср Б:

Ср Б = сумма баллов по Б №№ (1 — 8): 8.

  • 4. Определяем по Таблице № 1(уровней гармоничности характеристик базовой личности) уровни гармоничности выраженности показателей Ср, А и Ср Б, соотнося их с диапазонами различных уровней и находя «свой» диапазон и уровень:
    • — уровень гармоничности силы позитивно выраженных базовых стремлений — Гсбс,
    • — уровень гармоничности реализации позитивно выраженных базовых стремлений — Грбс.
  • 5. Определяем целостный уровень гармоничности природного ядра личности — Гял, учитывающий оба предыдущих уровня Гсбс и Грбс, но с предпочтением уровня гармоничности реализации базовых стремлений (по таблице № 2).

Таблица 1. уровни гармоничности базовых стремлений личности (балльные показатели, для N = 235 чел.).

Уровень.

Гармоничность силы базовых стремлений — А (Хср = 4,10 балла).

%.

Гармоничность реализации базовых стремлений — Б (Хср = 3,70 балла).

%.

Высокий.

4,61 — 5,00.

90,1 — 100.

4,21 — 4,70.

Псевдо-высокий.

нет.

4,71 — 5,00.

Средний.

3,60 — 4,60.

65 — 90.

3,20 — 4,20.

Низкий.

1,00 — 3,59.

0,00 — 64,99.

1,00 — 3,19.

Примечание: Как видно из таблицы, требования к уровням гармоничности реализации позитивных базовых стремлений несколько ниже (интервалы уровней образуются при Хср = 3,70), чем к уровням гармоничности их мотивационной силы (Хср = 4,10), что соответствует средним данным большинства обследованных нами групп (см. табл. 3).

Таблица 2. Шкала определения уровня гармоничности целостных показателей базовой личности.

№№.

Уровень Гсбс (по шкале А).

Уровень Грбс (по шкале Б).

Уровень Г ял (ядра личности).

В.

В.

В.

ПВ.

В.

В.

С.

В.

В.

В.

ПВ.

ПВ.

ПВ.

ПВ.

ПВ.

С.

ПВ.

ПВ.

В.

С.

С.

ПВ.

С.

С.

С.

С.

С.

Н.

В.

С.

Н.

ПВ.

С.

Н.

С.

С.

В.

Н.

Н.

ПВ.

Н.

Н.

С.

Н.

Н.

Н.

Н.

Н.

Приложение 3.

Тест тревожности Филлипса.

Цель: Изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться вписанном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет» .

Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или не верных, хороших или плохих ответов. Над вопросами много не задумываетесь.

На листе для ответов вверху запишите своё имя, фамилию и класс. Отвечай на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны с ним, или «-» если не согласны" .

Вопросы.

  • 1. Трудно ли тебе держатся на одном уровне со всем классом?
  • 2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, на сколько ты знаешь материал?
  • 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  • 4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  • 5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударил тебя?
  • 6. часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймёшь, что он говорит?
  • 7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  • 8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  • 9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  • 10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете разные игры?
  • 11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  • 12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят тебя на второй год?
  • 13. Стараешься ли ты избегать игр, в котором делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  • 14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  • 15. Часто ли у тебя возникают ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
  • 16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  • 17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  • 18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  • 19. Будет ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
  • 20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  • 21. Выполнив задание, беспокоишься ли о том, хорошо ли с ним справился?
  • 22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что всё хорошо запомнишь?
  • 23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  • 24. Верно ли, что в большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  • 25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравнивать в классе с результатами твоих одноклассников?
  • 26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы по меньше волноваться, когда тебя спрашивают?
  • 27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  • 28. Чувствуешь ли ты, что твоё сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  • 29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  • 30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  • 31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевают?
  • 32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  • 33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  • 34. Часто ли ты боишься, выглядишь нелепо?
  • 35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  • 36. Помогает ли твоя мама организаций вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  • 37. Волновало ли тебя когда — нибудь думают о тебе окружающие?
  • 38. Надеешься ли ты в будущем учится лучше, чем раньше?
  • 39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школе так же хорошо, как твои одноклассники?
  • 40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  • 41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  • 42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  • 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  • 44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  • 45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  • 46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  • 47. если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, ч…

Задачи:

  • · создание доверительной атмосферы для общения в группе, благоприятного социально-психологического климата;
  • · развитие эмпатии участников тренинга по отношению друг к другу;
  • · формирование навыков взаимодействия в команде (группе);
  • · развитие неформальной структуры группы, ее эмоциональной экспансивности;
  • · формирование групповых норм партнерского общения;
  • · развитие чувства «мы», внутреннего единства класса.

Целевая группа: 13 -16 лет.

Количество участников: участвует весь класс.

Необходимые материалы: бумага, ручки, ватман, карандаши, маркер.

Организация занятий: еженедельно 10 занятий по 4 — 5 часов.

Тематический план занятий.

Занятие № 1 «Знакомство»

Цель: ориентация учащихся в целях тренинга, знакомство с участниками; установление групповых норм; создание рабочей атмосферы в классе.

  • 1. Упражнение «Имя — качество»
  • 2. Упражнение «Интервью в парах»
  • 3. Упражнение «Невербальный подарок» .

Занятие № 2 «Контакт»

Цель: знакомство участников с основными приемами эффективного общения, формирование умений и навыков установления контакта в межличностном общении.

  • 1. Упражнение «Контакт» .
  • 2. Упражнение «Переманивание» .
  • 3. Упражнение «Границы «Я» «.

Занятие № 3 «Учимся строить отношения»

Цель: формирование доверительной атмосферы в группе, осознание критериев, предъявляемых партнерам по общению, а также выделение качеств, объединяющих группу.

  • 1. Упражнение «Объединение по качествам» .
  • 2. Упражнение Объявление в газету.
  • 3. Упражнение «Клубок» .

Занятие № 4 «Стратегия ведения беседы»

Цель: дальнейшее повышение коммуникативной компетентности Участников через формирование эффективной стратегии общения.

  • 1. Упражнение «Великое лицо» .
  • 2. Упражнение «Открытый вопрос
  • 3. Упражнение «Пишущая машинка» .

Занятие № 5 «Путешествие»

Цель: повышение уровня сплоченности класса благодаря физическому контакту.

  • 1. Упражнение «Кочки на болоте»
  • 2. Упражнение «Ущелье» .
  • 4. Упражнение «Ковер-самолет» .

Занятие № 6 «Путешествие продолжается»

Цель: повышение уровня сплоченности класса.

  • 1. Упражнение «Групповой рисунок по кругу» (1 этап)
  • 2. Упражнение «Групповой рисунок по кругу» (2 этап)

Занятие № 7 «Я глазами других»

Цель: предоставление возможности участникам лучше узнать остальных членов группы и получить обратную связь о себе; раскрытие внутреннего мира каждого участника для лучшего взаимопонимания.

  • 1. Упражнение «Ассоциации с настроением» .
  • 2. Упражнение «Ассоциации с мячом» .
  • 3. Упражнение «Ассоциации с цветом»

Занятие № 8 «Мы»

Цель: дальнейшее повышение уровня групповой сплоченности за счет развития чувства «мы», навыков группового взаимодействия.

1. Упражнение «Городок» .

Занятие девятое № 9 «Я и другие»

Цель: создание условий для отработки полученных навыков (партнерского общения, взаимодействия в команде) в ролевой игре.

  • 1. Упражнение «Карточная история» .
  • 2. Упражение «Мафия» .

Занятие № 10, итоговое — «Прощание»

Цель: завершение работы в группе; получение участниками тренинга обратной связи; повышение уровня доверия и сплоченности внутри группы; диагностика внутри групповой динамики в конце работы группы; получение обратной связи ведущим; создание позитивной атмосферы для дальнейшего общения в группе; прощание.

  • 1. Упражнение «Автопортрет» .
  • 2. Упражнение «Лист пожеланий» .
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой