Личностно ориентированное обучение в начальной профессиональной школе
В профессиональных училищах легкой промышленности, где готовят будущих швей, модельеров-конструкторов, закройщиков, особое значение приобретает возможность отслеживания (мониторинга) преподавателем изменений (динамики) творческого мышления обучаемых, их фантазии, овладения элементами профессионального мышления, связанных с конкретной специальностью. Наибольшее распространение приобрели… Читать ещё >
Личностно ориентированное обучение в начальной профессиональной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наиболее сложным в практическом плане является реализация ЛОСО в профессиональных училищах и лицеях, так как здесь, в основном работают в качестве преподавателей и мастеров бывшие производственники, которые не владеют психологией, не изучали в вузе, колледже педагогические дисциплины. В этой связи для них в системе методической учебы начальной профессиональной школы обязательно должна быть предусмотрена специальная психологическая подготовка. Для тех, кто ее приобрел в стенах профессионально-педагогического вуза, нужна подготовленность к инновационному процессу. Свою роль здесь может сыграть аттестация профессионально-педагогических работников, в основе которой должны лежать не столько контрольные функции, сколько обучающие, развивающие.
Возьмем, к примеру, процесс обучения будущих швей, конструкторов-модельеров, закройщиков. Как можно развивать их личностные характеристики?
В профессиональных училищах легкой промышленности, где готовят будущих швей, модельеров-конструкторов, закройщиков, особое значение приобретает возможность отслеживания (мониторинга) преподавателем изменений (динамики) творческого мышления обучаемых, их фантазии, овладения элементами профессионального мышления, связанных с конкретной специальностью.
Речь идет именно об отслеживании, мониторинге. Только в этом случае можно говорить о ЛОСО. В противном случае это только элементы каких-либо инноваций, попытки педагогов изменить свое отношение к обучаемым.
Например, раздел «Конструирование одежды» очень удобен для решения так называемых конструкторских задач. Как показывает опыт, дело не столько в интересных задачах, сколько опять-таки в их возможности развивать творческое мышление.
Работодатель сегодня нуждается прежде всего в выпускниках, у которых развиты такие профессионально важные качества, как:
- — техническое мышление;
- — пространственное воображение;
- — внимательность;
- — эмоциональная устойчивость;
- — настойчивость;
- — целеустремленность;
- — дисциплинированность;
- — самоконтроль.
Именно эти личностные качества, их совокупность, которые влияют на профессиональное поведение будущего рабочего, и надо целенаправленно развивать в условиях ЛОСО в системе начального профессионального образования.
Из педагогических технологий, которые могут быть использованы в системе НПО, выделим следующие:
- — выполнение интегративных технических и технологических проектов в микрогруппах;
- — проведение деловых игр, целью которых является создание специальных учебных кабинетов, которые позволили бы проводить анализ имитационных ситуаций;
- — проведение учебных диспутов, круглых столов и др.
Наибольшее распространение приобрели производственные игры. Только в процессе последних нужно проводить мониторинг, а не останавливаться лишь на подведении содержательных итогов производственной игры. (Подробнее см. приложения.).