Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ дидактичСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΈ пСдагогичСская ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ДСйствия ΠΌΠ°Π»Ρ‹ΡˆΠ΅ΠΉ с Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСскими ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€: рСбята ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΈΠ· Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… частСй Ρ†Π΅Π»ΡƒΡŽ ΠΌΠ°Ρ‚Ρ€Π΅ΡˆΠΊΡƒ, ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΠΈ ΠΏΠΎ Ρ†Π²Π΅Ρ‚Ρƒ, Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€Ρƒ, ΠΎΠ±Ρ‹Π³Ρ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·. НаличиС ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ содСрТания Π² Π·Π°Π½ΡΡ‚иях с Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСскими ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… Ρ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСскими ΠΈΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΈ ΠΈ Π½Π°Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ этот Π²ΠΈΠ΄ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ возраста дидактичСскими ΠΈΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΈ-занятиями… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ дидактичСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΈ пСдагогичСская ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ДидактичСская пСдагогичСская дошкольная Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ Π’ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ большоС мСсто Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ дидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹. Они ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° Π·Π°Π½ΡΡ‚иях ΠΈ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. (1, 8, 24).

Выполняя Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΡŽ срСдства обучСния, дидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ составной Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ занятия. Она ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ, Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, овладСнию способами ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΎΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², учатся ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ, ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ. ИспользованиС дидактичСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° обучСния ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ интСрСс Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ Π·Π°Π½ΡΡ‚иям, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΡ‚ΠΎΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, обСспСчиваСт Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π΅ усвоСниС ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. ОсобСнно эффСктивны эти ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π½Π° Π·Π°Π½ΡΡ‚иях ΠΏΠΎ ΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ, ΠΏΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ языку, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ элСмСнтарных матСматичСских прСдставлСний.

Π’ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСской ΠΈΠ³Ρ€Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅, ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ взаимосвязаны с ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ, поэтому ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ слСдуСт особоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡΡƒΡ‚ствиС Π² Π·Π°Π½ΡΡ‚иях элСмСнтов Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ: поиска, ΡΡŽΡ€ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, отгадывания ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. (2, 5).

ΠŸΡ€ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅Π³ΠΎ дошкольного возраста, наряду с Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСскими ΠΈΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ упраТнСния с Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСскими ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°ΠΌΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΈ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅Π³ΠΎ дошкольного возраста Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ мСсто отводится занятиям с Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСскими ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΠ°ΠΌΠΈ: ΠΌΠ°Ρ‚Ρ€Π΅ΡˆΠΊΠ°ΠΌΠΈ, башСнками, ΡˆΠ°Ρ€Π°ΠΌΠΈ, Π³Ρ€ΠΈΠ±ΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ Ρ‚. Π΄.

ДСйствия ΠΌΠ°Π»Ρ‹ΡˆΠ΅ΠΉ с Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСскими ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€: рСбята ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΈΠ· Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… частСй Ρ†Π΅Π»ΡƒΡŽ ΠΌΠ°Ρ‚Ρ€Π΅ΡˆΠΊΡƒ, ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΠΈ ΠΏΠΎ Ρ†Π²Π΅Ρ‚Ρƒ, Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€Ρƒ, ΠΎΠ±Ρ‹Π³Ρ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·. НаличиС ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ содСрТания Π² Π·Π°Π½ΡΡ‚иях с Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСскими ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… Ρ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСскими ΠΈΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΈ ΠΈ Π½Π°Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ этот Π²ΠΈΠ΄ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ возраста дидактичСскими ΠΈΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΈ-занятиями.

ΠžΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ провСдСния ΠΈΠ³Ρ€-занятий, ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΉ Н. М. Аксарина ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»Π°: Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… общСствСнного воспитания нСльзя ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ разностороннСС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ всСх Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡΡΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΈΡ… ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. НСобходимо ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ занятия с Π½Π΅Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠΉ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. (3, 8).

Π’ ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ…-занятиях ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎ воздСйствуСт Π½Π° ΠΌΠ°Π»Ρ‹ΡˆΠ΅ΠΉ, ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΌΡ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ содСрТаниС ΠΈΠ³Ρ€, мСтодичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ, добиваСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ дидактичСскиС Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ приняты всСми Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ. БистСматичСски услоТняя ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹-занятия сообщаСт доступныС знания, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ умСния, ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ психичСскиС процСссы (восприятиС, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈ Π΄Ρ€.). (12).

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€-занятий состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ усвоСниС Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ происходит Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ внимания ΠΈ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ обСспСчиваСт Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π΅ усвоСниС ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. ВсС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹-занятия ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎΠ΄ нСпосрСдствСнным руководством взрослого.

Π‘ΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дидактичСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ умствСнныС Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠΌ Π² Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, сами находят Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, прСодолСвая ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ трудности. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ воспринимаСт ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ, ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΡƒΡŽ, это ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Π’ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСской ΠΈΠ³Ρ€Π΅ формируСтся ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ особСнности этой Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΌ дошкольном возрастС Π½Π° Π±Π°Π·Π΅ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… интСрСсов ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅. (3).

ΠžΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ дидактичСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ для умствСнного воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π’ ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ… с ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ, с ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° происходит Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ чувствСнного ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°. Разбирая ΠΈ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Ρ ΠΌΠ°Ρ‚Ρ€Π΅ΡˆΠΊΡƒ, подбирая ΠΏΠ°Ρ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠΈ, ΠΎΠ½ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ся Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ, Ρ†Π²Π΅Ρ‚ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ². (5, 10, 15).

БСнсорноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСской ΠΈΠ³Ρ€Π΅ происходит Π² Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΠΉ связи с Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ логичСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ свои мысли Π² ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅. Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΡƒΡŽ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ, трСбуСтся ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ сходство ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅, ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ, Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, развиваСтся ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡΠΌ, ΡƒΠΌΠΎΠ·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ свои знания Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… условиях. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ лишь Π² Ρ‚ΠΎΠΌ случаС, Ссли Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ знания ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Ρ… ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΡ…, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ содСрТаниС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹. (5, 15).

Π£Π²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ дидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‚ Ρƒ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² интСрСс ΠΊ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ умствСнных Π·Π°Π΄Π°Ρ‡: ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ умствСнного усилия, ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ трудностСй приносят ΠΈΠΌ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π£Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ вниманию, обостряСт Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ быстрому ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ запоминанию. ВсС это Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈΠ³Ρ€Ρƒ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ срСдством ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅. (12, 16).

УмствСнноС воспитаниС Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅ тСсно связано с Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ. РСшСниС дидактичСской Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ всСгда слуТит ΠΈ ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π²ΠΎΠ»ΠΈ. Π’Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π²Ρ‹Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ, самообладания, дисциплинированности. МногиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ «Π·Π°ΠΏΡ€Π΅Ρ‰Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅» ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ дСйствия ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ²Π° ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…. Π’ ΠΈΠ³Ρ€Π΅ «Π€Π°Π½Ρ‚Ρ‹» нСльзя ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ «Π΄Π°», «Π½Π΅Ρ‚», «Ρ‡Π΅Ρ€Π½ΠΎΠ΅», «Π±Π΅Π»ΠΎΠ΅». Π’ ΠΈΠ³Ρ€Π΅ «Π§Ρ‚ΠΎ измСнилось?» трСбуСтся Π·Π°ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π³Π»Π°Π·Π° ΠΈ Π½Π΅ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ…, ΠΏΠΎΠΊΠ° Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π΄Π°Π½ сигнал. ДобросовСстноС Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» ΠΏΡ€ΠΈΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΊ Ρ‡Π΅ΡΡ‚ности, справСдливости. (13, 23).

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… прСдставлСний ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠΉ. Π’Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π½Π°Π΄ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ, «Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ ΠΈ Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎ», Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ характСристики Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΌ гСроям.

Π˜Π³Ρ€Ρ‹ с Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСскими ΠΈΠ³Ρ€ΡƒΡˆΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠ°ΠΌΠΈ, способствуя накоплСнию чувствСнного ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, вмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‚ эстСтичСскому Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. ΠΠ°ΡƒΡ‡ΠΈΠ²ΡˆΠΈΡΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Ρ†Π²Π΅Ρ‚Π° ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ красоту Π² ΠΈΡ… ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Π½ΠΈΠΈ, располоТСнии. Π’ ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ… со ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΌ ΠΎΠ½ΠΈ, ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ А. М. Π“ΠΎΡ€ΡŒΠΊΠΎΠ³ΠΎ, учатся тонкостям Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ языка ΠΈ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ красоту. (16, 20).

Из ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡ значСния дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€ Π²Ρ‹Ρ‚Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ трСбования ΠΊ Π½ΠΈΠΌ:

1. КаТдая дидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ упраТнСния, ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½Ρ‹Π΅ для умствСнного развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΈΡ… Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания.

Π’ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСской ΠΈΠ³Ρ€Π΅ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΡƒΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ умствСнного усилия, прСодолСния Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… трудностСй. К Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€Π΅, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ ΠΊΠΎ Π²ΡΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ, относятся слова А. Π‘. ΠœΠ°ΠΊΠ°Ρ€Π΅Π½ΠΊΠΎ: «Π˜Π³Ρ€Π° Π±Π΅Π· усилия, ΠΈΠ³Ρ€Π° Π±Π΅Π· Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ — всСгда плохая ΠΈΠ³Ρ€Π°» .

Π”ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ·ΠΌ Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ с Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, ΡˆΡƒΡ‚ΠΊΠΎΠΉ, ΡŽΠΌΠΎΡ€ΠΎΠΌ. Π£Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ±ΠΈΠ»ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΠ±Π»Π΅Π³Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ. (11).

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ