Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практика толерантного взаимодействия в образовательной среде

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждая семья, выбирая школу для своего ребенка, сегодня не только ориентируется на качественные показатели работы этой школы, но и беспокоится о том, какой там психологический климат, прививаются ли ученикам навыки культуры поведения, каковы принципы общения в детском и взрослом коллективе, каким должен быть уклад школьной жизни, чтобы его с радостью принимали представители многонационального… Читать ещё >

Практика толерантного взаимодействия в образовательной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждая семья, выбирая школу для своего ребенка, сегодня не только ориентируется на качественные показатели работы этой школы, но и беспокоится о том, какой там психологический климат, прививаются ли ученикам навыки культуры поведения, каковы принципы общения в детском и взрослом коллективе, каким должен быть уклад школьной жизни, чтобы его с радостью принимали представители многонационального и многокультурного сообщества. Как с самых ранних лет развивать у детей навыки толерантного отношения в образовательной среде? Как научить их ориентироваться в правовом поле и осознавать собственные гражданские права и обязанности?

Участие нашей гимназии как Ассоциированной школы ЮНЕСКО в программах «Толерантность» и «Культура мира», получение грантов Института «Открытое Общество» в программном направлении «Толерантность. Объединяем усилия» и создание Ресурсного центра толерантности и правовой культуры позволили пополнить учебно-методическую и научную базу новой литературы по правам человека и приобрести оснащение для работы в сети Интернет, множительную и другую технику. Гимназия является также экспериментальной площадкой международного проекта «Живое право» Санкт-Петербургского института права им. принца П. Г. Ольденбургского. Обучение учителей и администраторов на базе этих институтов повысило их компетентность в работе с учебно-методическим комплексом по правам человека, сформировало навыки разрешения конфликтных ситуаций в подростковой среде, подготовило организаторов проектной деятельности.

Проект «Спрашивайте, мы ответим» направлен на оказание психологической, педагогической, дружеской поддержки школьников. Информация о проблемах и тревогах детей собирается через «Почту доверия» и электронную почту. Анализ обращений детей производит психологическая служба. Ответы помещаются в школьной газете «Мы» и на сайте; дети получают консультации в личных беседах с психологом или классным руководителем.

Проект «Интерактивный дискуссионный клуб» направлен на формирование навыков коммуникации и обучение школьников ведению толерантного диалога в сети Интернет. Партнерами стали коалиция «Права детям» Южного федерального округа России, программа «Детский университет», школы ЮНЕСКО региона «Юг Кавказ».Проект «Давайте говорить друг другу комплименты» направлен на развитие навыков культуры общения, так как в молодежной среде часто используется сленг и нецензурные выражения. Школьников обучают сознательному отношению к своей речи и формам общения, уважительному отношению к правам других людей.

Проектная деятельность влияет на качественные показатели гимназии. Так, учитель граждановедения стал победителем городского конкурса «Учитель года», ученики занимают самые высокие места в зональных и краевых олимпиадах по правоведению. Психологи фиксируют положительные тенденции в становлении толерантных отношений между детьми, сотрудниками, родителями. Наиболее интересные проекты ежегодно представляются и получают дипломы на московских выставках «Школа», Российском образовательном форуме.

Таким образом, сформировались интеллектуальные, кадровые, методические и технические ресурсы для работы над проектом «Я гражданин», который направлен на подготовку и издание путеводителя по праву «Имею право. Имею ответственность».

Современный школьник сталкивается с трудностями применения законодательства при решении своих жизненных проблем. Уроки граждановедения, направленные на усвоение учащимися определенных знаний, на практике не достаточно помогают им ориентироваться в правовом поле, регламентирующем жизнь и определяющем возможности реализации своих гражданских прав. Наличие законодательной базы и «удаленность» ее от конкретного потребителя молодого человека создает проблему правовой безграмотности молодежи и вследствие этого ощущение незащищенности.

Это противоречие позволило выдвинуть гипотезу: совместная работа педагогов и учащихся над разработкой путеводителя по праву позволит расширить правовую осведомленность учащихся, сориентирует их в правовом поле, повысит правовую культуру в учебном заведении.

Главная идея этого интересного и важного проекта концентрация сведений, полученных из законодательных источников, связанных с правами и обязанностями несовершеннолетних граждан до 18 лет. В нем нет трактовки законов, а представлена информация о том, с какой статьей можно соотнести конкретный факт. Информированность позволит молодому человеку обратиться к определенному должностному лицу, полномочия которого помогут решить данную правовую коллизию.

Работа над путеводителем позволила решить ряд педагогических задач:

  • 1. Были изучены актуальные проблемы подростковой среды, требующие правового разрешения.
  • 2. Продумана методика работы с правоустанавливающими документами.

Отработана технология продуктивного сотрудничества учителей и учащихся в нестандартной учебной деятельности. Совместная работа взрослых и детей по созданию путеводителя сделала материал предметным и адресным, а участников проекта ввела в совместную исследовательскую, аналитическую, издательскую деятельность. Такого рода деятельность осуществлялась поэтапно с применением метода адаптивного поиска и приращений. На первом этапе отбирались и анализировались необходимые документы, проводилась экспертиза состояния правовой культуры учащихся, состоялись консультации со специалистами, разработан макет будущего пособия. На втором этапе был напечатан пилотный экземпляр издания и произведена внутренняя экспертиза с участием учителей и учащихся. На третьем этапе с учетом внутренней экспертизы проделана доработка текста, тиражирование пособия и распространение его по школам города.

Часто школьники как должное принимают права, защищающие свободу, обеспечивающие выбор, охраняющие здоровье и жизнь, не задумываясь о том, что за этим следует мера ответственности. Путеводитель обращает внимание на то, что каждый человек сможет в полной мере использовать свои права только тогда, когда он соблюдает права других. Школьник часто не знает, куда можно обратиться за правовой консультацией и поддержкой в конкретной ситуации. В пособии названы учреждения, которые призваны решать проблемы молодого человека.

Учащиеся, разрабатывавшие проект издания, «защищали» его на конкурсе в рамках юбилейной конференции, посвященной 50-летию проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», и были отмечены первой премией, а путеводитель внесен в реестр инвестиций Министерства образования России. Пособие привлекло внимание комитета по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан Законодательного собрания Краснодарского края.

Распространение справочного пособия, концентрирующего сведения о законодательных актах, регулирующих правовые отношения, содержащего адресную информацию, стало одним из инструментов в решении практических задач адаптации молодых людей в современном обществе, а также помогло оснастить школу воспитательным ресурсом, направленным на повышение правовой культуры школьников.

Разработка и реализация школьниками совместно со взрослыми локальных общественно значимых проектов позволяет создавать качественно новый уклад школьной жизни, объективно направленный на сохранение у детей психологического здоровья, снижение стрессовости и тревожности, развитие практики толерантного взаимодействия.

педагогический образовательный взаимодействие проект.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой