Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методическая система дифференциации обучения математике с учетом особенностей темперамента школьников подросткового возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выступления на VII студенческой конференции (Волгоград, апр. 2002 г.), VII — IX региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, нояб. 2002 — 2004 гг.), научно-практической конференции «Российское образование в условиях модернизации: современное состояние и направления совершенствования» (Волгоград, янв. 2003 г.), Педагогических чтениях «Пути модернизации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы дифференциации обучения математике на основе учёта особенностей темперамента школьников подросткового возраста

1.1. Необходимость дифференциации обучения в зависимости от типа темперамента учащихся. ф 1.2 Методическая система дифференциации обучения математике с учётом особенностей темперамента школьников подросткового возраста.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Методические аспекты дифференциации обучения математике школьников подросткового возраста на основе учёта особенностей их темперамента.

2.1. Педагогические условия дифференциации обучения мате-^ матике в зависимости от особенностей темперамента школьников подросткового возраста.

2.2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по апробации методической системы дифференциации обучения математике с учётом особенностей темперамента школьников подросткового возраста.

Выводы по второй главе.

Методическая система дифференциации обучения математике с учетом особенностей темперамента школьников подросткового возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Щ.

Актуальность исследования.

Современный этап развития общества обусловил изменение требований к образованию. Наряду с необходимостью достижения качества общего образования остро обозначился вопрос здоровьесбережения школьников, поскольку явно вырисовывается тенденция увеличения с каждым годом количества учащихся с нарушениями здоровья. При этом 80% учеников, организм которых воспринимает образование как неадаптивное воздействие, живут в состоянии постоянного стресса. Это приводит к тому, что организм ребёнка вынужден самостоятельно защищаться от негативного образовательного воздействия. Так, в условиях традиционного урока абсолютные возможности обучаемых реализуются в пределах 15 — 25%, что свидетельствует о недоиспользовании образовательных ресурсов подрастающего человека (3. Тюмасева).

В связи с этим представляется целесообразным возвращение к идее при-родосообразности, разработка аспектов так называемой «первичной» дифференциации, учитывающей врождённые, биологически заложенные особенности ученика (психофизиологические особенности, уровни здоровья), позволяющей защитить его от здоровьезатратного воздействия образовательных факторов. К числу психофизиологических особенностей относится темперамент.

Анализ современного общего образования позволяет заключить, что в настоящее время дифференциация обучения сводится к уровневой (учёт сложившегося у школьника уровня усвоения предмета) и профильной (ориентация ученика на какую-либо профессию или предмет).

Массовая школьная практика показывает отсутствие продуктивного сис-/% тематического опыта дифференциации обучения в зависимости от особенностей темперамента учащихся: учёт педагогами особенностей темперамента школьников происходит на интуитивном уровне.

Существующее состояние практики учёта особенностей темперамента учащихся в процессе обучения обусловлено неразработанностью этого вопроса в методиках преподавания учебных дисциплин.

Анкетирование, проведённое нами среди учителей математики г. Волгограда, показало желание педагогов обучать школьников с учётом особенностей их темперамента. 92% опрошенных учителей считают, что учащиеся, обладающие разным типом темперамента по-разному усваивают учебный материал, 84% учителей полагают, что учёт особенностей темперамента учащихся может сделать обучение более интересным и повысить его эффективность и 86% опрошенных учителей хотели бы использовать дифференциацию в зависимости от особенностей темперамента учащихся в своей работе.

Эта проблема особенно актуальна для подросткового возраста, когда быстрый темп происходящих в этом периоде изменений делает организм школьника более уязвимым, повышается тревожность — состояние, характеризующееся субъективным ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий (Л. Анн). Одна из важных особенностей подросткового возраста — его сензитивность для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, открывающая возможность «перехода к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается её смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию» (Д.Б. Эльконин) — для развития творческого, абстрактного теоретического, пространственного мышленияпроявления способности строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их, а формированию всех видов мышления учащихся способствует изучение математики (Л.Г. Белоусова, В. А. Гусев, В. В. Орлов, В. А. Панчишина, А. А. Столяр, Р. С. Черкасов и др.).

Проблема дифференциации обучения принадлежит к числу традиционных для отечественной школы. Её методологические основы отражены в работах М. В. Артюхова, А. А. Кирсанова, В. М. Монахова, В. А. Орлова, Е. С. Рабунского, И. Э. Унт, В. В. Фирсова и др.

Психофизиологические особенности школьников редко рассматривают-# ся в числе приоритетных оснований дифференциации обучения. И если есть исследования, посвященные учёту специфики половых особенностей (Н.Ю. Ерофеева, А. П. Антипова, И. Я. Каплунович, Г. Козловская, С. А. Коробкова, JI.B. Маленкова) и латеральной асимметрии головного мозга школьников (А.С. Потапов), то темперамент ещё реже рассматривается в качестве основания дифференциации обучения и этот опыт незначителен (Б.Е. Корольков).

В работах педагогов конца XIX — начала XX вв. (П.Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов) упоминается о необходимости учёта особенностей темперамента при обучении детей, детально для того времени данный вопрос был рассмотрен Н. Ф. Бунаковым.

Являясь интегральным компонентом индивидности человека, темперамент опосредованно входит в структуру личностных и индивидуальных свойств (Э.А. Голубева, Е. И. Исаев, А. Г. Ковалёв, В. А. Крутецкий, В. Д. Небылицын, В. И. Слободчиков и др.). Он влияет на развитие способностей, откладывает отпечаток на особенности мотивации человека ^ (B.C. Мерлин), эмоционально-волевые особенности (П.М. Ершов, А. Г. Ковалёв,.

B.C. Мерлин, П.В. Симонов), влияет на выработку индивидуального стиля деятельности (Е.А. Климов, B.C. Мерлин, В. Д. Небылицын, Б. М. Теплов и др.).

В современной психолого-педагогической литературе рассматриваются вопросы проявления основных свойств нервной системы в умственной деятельности (Н.С. Лейтес, А. К. Байметов, Н.Е. Малькова), влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности учащихся (А.В. Батаршев, Н. В. Дубровина, Т.А. Ратанова) — выявлены учебные ситуации, в которых возни-^ кают трудности у учащихся, обладающих слабой (меланхоликов) и инертной флегматиков) нервной системой, ситуации, в которых такие учащиеся имеют преимущества и применяемые ими компенсаторные приёмы (М.К. Акимова, В.Т. Козлова).

Таким образом, социальный заказ на сохранение и укрепление здоровья учащихся, повышение качества образования, несоответствие существующих способов дифференциации обучения потенциальным возможностям диагностики и адекватного учёта особенностей темперамента обучаемых, а также противоречие, возникающее между назревшей необходимостью учёта в учебном процессе особенностей темперамента учащихся-подростков и неразработанностью теоретических основ дифференциации обучения математике в зависимости особенностей их темперамента, обусловили проблему исследования, выражающуюся в неразработанности аспектов дифференциации обучения математике в зависимости от особенностей темперамента школьников подросткового возраста.

Проблема определила выбор темы исследования: «Методическая система дифференциации обучения математике с учётом особенностей темперамента школьников подросткового возраста».

Объектом исследования является процесс дифференциации обучения математике в средней школе.

Предмет исследования — методическая система дифференциации обучения математике школьников-подростков с учётом особенностей их темперамента.

Цель исследования состоит в разработке научных основ методической системы дифференциации обучения математике с учётом особенностей темперамента школьников подросткового возраста.

Задачи исследования.

1. Проанализировать различные подходы к проблеме реализации дифференциации обучения, выявить её компоненты и их взаимодействие.

2. На основе анализа философской, психологической и педагогической литературы уточнить представление о сущности темперамента и его месте в структуре личности и индивидуальности учащегося.

3. Разработать целевой, содержательный и процессуальный компоненты методической системы дифференциации обучения математике с учётом особенностей темперамента школьников подросткового возраста.

4. Выявить педагогические условия дифференциации обучения математике в зависимости от особенностей темперамента школьников подросткового возраста.

5. В условиях опытно-экспериментальной работы апробировать и проверить эффективность методической системы дифференциации обучения математике с учётом особенностей темперамента школьников-подростков.

Гипотеза исследования состоит из совокупности предположений о том, что процесс обучения математике в средней школе будет более эффективным, если: в основу обучения будет положена методическая система дифференциации обучения математике, включающая в себя следующие методические компоненты:

— целевой (вариативность целей обучения математике в зависимости особенностей темперамента учащихся);

— содержательный (отбор содержания математического образования на основе особенностей мотивационной и интеллектуальной сфер учащихся с преобладающим типом темперамента);

— процессуальный (вариативность приёмов учебной деятельности школьниковсредств, методов обучения математикеметодов, форм, средств контроля знаний и умений учащихся в зависимости от особенностей их темпераментаособенности организации внимания). педагогические условия дифференциации обучения математике школьников-подростков в зависимости от особенностей их темперамента будут включать: организационные (обстоятельства педагогического процесса, связанные с диагностикой), дидактические (сознательно создаваемые педагогом обстоятельства процесса обучения математике, непосредственно влияющие на его Ф эффективность), поведенческие (предполагающие эмоционально комфортную атмосферу процесса обучения).

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— психолого-педагогические теории индивидуализации и дифференциации обучения (М.В. Артюхов, Е. Я. Голант, А. А. Кирсанов, В. М. Монахов, В. А. Орлов, Е. С. Рабунский, И. Э. Унт, В. В. Фирсов и др.);

— философские и психологические концепции понимания сущности тем-ф перамента (И. Кант, Э. Кречмер, П. Ф. Лесгафт, М. Люшер, B.C. Мерлин,.

В.Д. Небылицын, И. П. Павлов, В. М. Русалов, П. В. Симонов, Б. М. Теплов и др.);

— теории разработки и реализации педагогических и методических систем обучения (В.П. Беспалько, О. Б. Епишева, Н. В. Кузьмина, В. М. Монахов, М. И. Моро, А. М. Пышкало, Г. И. Саранцев, Т.К. Смыковская);

— идеи целостного и системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (B.C. Ильин, В. В. Краевский, A.M. Саранов, Н. К. Сергеев и др.);

— дидактические основы гуманитаризации образования с позиций личностного подхода (В.И. Данильчук, Г. И. Саранцев, В. В. Сериков, В. М. Симонов и др.);

— концепции личностно-ориентированного обучения (А.Н. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И .С. Якиманская и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследованиямоделированиеанализ педагогической практикинаблюдениетестированиепедагогический экспери-ф ментметоды измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что в нём впервые: разработана и теоретически обоснована методическая система диффе-, ц) ренциации обучения математике с учётом особенностей темперамента школьников подросткового возраста, объединяющая в себе:

— вариативность целей обучения, определяемых типом темперамента учащихся (целевой компонент системы);

— отбор содержания образования на основе особенностей мотивацион-ной и интеллектуальной сфер учащихся-подростков с преобладающим типом темперамента: задания на сравнение с пройденным, на длительный период времени, поискового характера, разнообразные по смыслу и характеру предъявления, выполнение которых осуществляется по шаблонугуманитарно ориентированная система задач, конструирование которой обусловлено спецификой изучаемой темы («Решение задач с помощью уравнений» (линейных и квадратных), «Решение задач с помощью систем уравнений», «Прогрессии») (содержательный компонент);

— вариативность приёмов учебной деятельности школьников, методов (проблемное изложение изучаемого материала, эвристический метод, самостоятельная работа, составление конспектов, планов, схем), средств обучения матеф матике (практико-эстетические, предметно-ориентированные, социальнокоммуникативные, гуманитарно-ценностные задачи и ситуации), методов, форм, средств контроля знаний и умений учащихся (самоконтроль и взаимоконтроль, фронтальный опрос, письменные проверочные работы, наблюдение за работой, поощрение за старания), особенности организации внимания в зависимости от особенностей их темперамента (процессуальный компонент) — выделены педагогические условия дифференциации обучения математике в зависимости от особенностей темперамента школьников подросткового возраста (организационные, дидактические, поведенческие).

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в разработке методических аспектов «первичной» дифференциации обучения (дифференциации на основе учёта особенностей темперамента учащихся), выявлении специфики компонентов методической системы дифференциации обучения математике с учётом особенностей темперамента школьников подросткового возраста, что вносит вклад в теорию и методику обучения математике в средней школе, служит теоретической базой для проектирования содержания и технологий его реализации в методических системах математического образования.

Результаты исследования могут служить теоретической основой для решения проблемы дифференциации обучения в зависимости от особенностей темперамента учащихся на различных ступенях образования, при обучении другим предметам.

Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью практического использования методик учёта особенностей темперамента учащихся подросткового возраста в процессе обучения математике, а также составлением на его основе и изданием методических рекомендаций по дифференциации обучения математике в зависимости от типа темперамента учащихся для учителей и студентов педагогических учебных заведений. Результаты исследования могут быть использованы также в системе повышения квалификации учителей. Разработанная и экспериментально апробированная методическая система дифференциации обучения, обеспечивающая учёт заложенных биологически особенностей ученика, позволяет учителю математики переосмыслить традиционную логику построения обучения, выделить новые приоритеты и ценностные ориентиры.

Достоверность и объективность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, включающих обращение к философии, психологии, педагогикелогикой исследованияобеспеченостью органическим соединением комплекса методов исследования, адекватных предмету, цели, задачам и организации опытно-экспериментальной работы, характеризующейся значимостью полученных результатов.

Апробация результатов исследования осуществлялась через:

— выступления на VII студенческой конференции (Волгоград, апр. 2002 г.), VII — IX региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, нояб. 2002 — 2004 гг.), научно-практической конференции «Российское образование в условиях модернизации: современное состояние и направления совершенствования» (Волгоград, янв. 2003 г.), Педагогических чтениях «Пути модернизации Российского образования: воспитательное взаимодействие в образовательном процессе» (Волгоград, апр. 2003 г.), научно-практической конференции «Российское образование на этапе модернизации: проблемы и перспективы» (Волгоград, янв. 2004 г.), научно-практической конференции «Совершенствование процесса обучения математике в условиях модернизации образования» (Волгоград, март 2004 г.) — участие в Интернет-конференции «Российское образование на этапе модернизации: проблемы и перспективы» (Волгоград, 2004 г.- www.vupc.vlink.ru), во Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование процесса обучения математике в условиях модернизации Российского образования» (Волгоград, окт. 2004 г.), на научно-практической конференции «Подготовка специалистов сферы образования в условиях его модернизации: переход к профильной модели» (Волгоград, янв. 2005 г.), на XXXXIII научной конференции профессорско-преподавательского состава ВГПУ (Волгоград, февраль 2005 г.), в научно-практической конференции «Активизация учебно-познавательной деятельности студентов: теория, исследования, практика» (Волгоград, апр. 2005 г);

— отражение результатов исследования в публикациях (опубликовано 15 работ по теме исследования).

Внедрение результатов исследования в практику обучения математике осуществлялось на базе МОУ СОШ № 17, 33, 43- МОУ «Лицей № 5» г. ВолгоградаКумылженской СШ № 2 Волгоградской области.

Положения, выносимые на защиту:

1. Методическая система дифференциации обучения математике с учётом особенностей темперамента школьников подросткового возраста базируется на принципах гуманитаризации, индивидуально-личностного подхода, свободы выбора и природосообразности, реализация последнего является системообразующим условием системы. Эта система содержит следующие компоненты.

Целевой — включает в себя вариативные в зависимости от особенностей темперамента школьника цели обучения математике (как цели преподавания, так и цели учения).

Содержательный — включает: отбор содержания математического образования в зависимости от мо-тивационной и интеллектуальной сфер учащихся-подростков с преобладающим типом темперамента: задания на сравнение с пройденным материалом, анализ (для сангвиника) — задания на длительный период времени, проекты (для флегматика) — задания проблемного, поискового характера, разнообразные по смыслу и характеру предъявления (для холерика) — задания, выполнение которых осуществляется по шаблону, необъёмные задания (для меланхолика) — отбор и трансформацию предметного материала, обусловленных спецификой изучаемой темы («Решение задач с помощью уравнений» (линейных и квадратных), «Решение задач с помощью систем уравнений», «Прогрессии»), путём введения гуманитарного компонента, конструирование гуманитарно-ориентированной системы задач: практико-эстетические задачи (сангвиник) — предметно-ориентированные задачи (флегматик) — социально-коммуникативные (холерик) — гуманитарно-ценностные задачи (меланхолик);

Процессуальный — включает: вариативность приёмов учебной деятельности школьников в обучении математике (характеризует особенности учебно-познавательной деятельности учащихся в зависимости от особенностей их темперамента) — вариативность методов обучения математике: проблемное изложение изучаемого материала, эвристический метод, сбор новых фактов, опыты и эксперименты, организация частого повторения (для сангвиника) — исследовательский метод, метод проектов, объяснительно-иллюстративные методы, наглядный метод, самостоятельные работы, тесты (для флегматика) — проблемное изложение материала, эвристический метод, вариативность заданий, выдвижение гипотез (для холерика) — упражнения, метод алгоритмических предписаний, наглядные методы, составление конспектов, планов, схем (для меланхолика) — вариативность средств обучения математике характеризуется типом задачи и соответствующей ситуации (практико-эстетическая, предметно-ориентированная, социально-коммуникативная и гуманитерно-ценностная) — вариативность методов, форм, средств контроля знаний и умений учащихся в обучении математике: самоконтроль и взаимоконтроль, фронтальный опрос, опрос по только что объяснённой теме — все виды контроля, но при письменном опросе важно разнообразить деятельность (сангвиник) — письменный и устный ответ, задания известны заранее и содержат этап актуализации (флегматик) — фронтальный опрос, письменные работы содержат задания, разнообразные по характеру или по форме предъявления, результат контроля не зависит от его вида (холерик) — сложны все виды контроля, предпочтительнее письменный контроль (задания содержат этап актуализации), важно повседневное наблюдение, поощрение за старания (меланхолик) — организация внимания: хорошая переключаемость, высокая степень отвлечения (сангвиник) — слабое переключение, но управляемое произвольное вниманиенизкая степень отвлечения, длительная врабатываемость (флегматик) — свободное сохранение концентрации, но однообразная деятельность быстро надоедает (холерик) — лёгкое отвлечение от совершаемых действий слабыми внешними раздражителями (меланхолик).

2. Педагогические условия дифференциации обучения математике в зависимости от особенностей темперамента учащихся подросткового возраста образуют три группы: организационные (выявление темперамента каждого ученика путём использования подходящих диагностик типа темперамента, применение которых доступно не только психологам, но и учителям-практикампроведение констатирующей диагностики обученности, позволяющей выявить степень достижения диагностически поставленных обучающих (учебных) составляющих целей) — дидактические (учёт сильных и слабых сторон темперамента учащихся путём реализации методической системы дифференциации обучения математике в зависимости от особенностей темперамента школьников подросткового возрастасоздание условий для выработки наиболее подходящего индивидуального стиля деятельности каждым учащимся) — поведенческие (эмоционально-комфортная, здоровьесберегающая атмосфера школы, характеризующуяся взаимоуважительным общением педагога и учащихся).

Базой исследования послужили: МОУ COIH № 33, 43- МОУ «Лицей № 5» г. Волгограда.

Этапы исследования.

Первый этап (2000 — 2002 гг.) — изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, её сравнительный анализопределение исходных параметров работы, её предмета, гипотезы, методологии и методов, научного аппарата.

Второй этап (2002 — 2003 гг.) — уточнение основных понятий исследованиясоздание модели методической системы и выделение педагогических условий дифференциации обучения математике школьников с преобладающим типом темперамента.

Третий этап (2004 — 2005 гг.) — анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов исследования и оформление диссертации.

Объём и структура диссертации определены целью и задачами исследования. Общий объём работы составляет 218 страниц. Диссертация включает в себя введение (13 е.), две главы (гл. 1−75 е., гл. П — 62 е.), заключение (3 е.), список литературы (287 наименования) и 4 приложения. Текст диссертации содержит 33 таблицы и 14 рисунков.

Выводы по второй главе.

Под педагогическими условиями мы понимаем сознательно создаваемые внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса.

В структуре педагогических условий дифференциации обучения математике в зависимости от особенностей темперамента школьников подросткового возраста выделены организационные, дидактические и поведенческие условия.

Организационные условия — это обстоятельства педагогического процесса, связанные с диагностикой. К ним относятся: (1) выявление темперамента каждого ученика путём использования подходящих методик диагностики типа темперамента и (2) проведение констатирующей диагностики обученности, позволяющей выявить степень достижения диагностично поставленной обучающей (учебной) составляющей цели.

Дидактические условия — это сознательно создаваемые педагогом обстоятельства процесса обучения, непосредственно влияющие на его эффективность. К группе дидактических условий отнесены: (1) учёт сильных и слабых сторон темперамента учащихся-подростков путём реализации методической системы дифференциации обучения математике с учётом особенностей темперамента школьников подросткового возраста и (2) создание учителем условий для выработки подходящего индивидуального стиля деятельности каждым учащимся.

Группа поведенческих условий предполагает эмоционально-комфортную, здоровьесберегающую атмосферу школы, характеризующуюся взаимоуважительным общением педагога и учащихся.

Педагогический эксперимент в рамках опытно-экспериментальной работы, проведённой в исследовании, был направлен на обоснование эффективности предложенной методической системы.

Констатирующий эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе была произведена диагностика особенностей темперамента школьников. На втором этапе проводилась входная диагностика предметной компетентности, в структуре которой выделены ключевые компетенции: знания (когнитивная составляющая), умения, навыки (деятельностная составляющая), ценностно-смысловое отношение к процессу познания, познавательные интересы, познавательные мотивы, проявление творчества (личностная составляющая).

В ходе проведения формирующего эксперимента была разработана и апробирована методическая система дифференциации обучения математике с учётом особенностей темперамента школьников подросткового возраста по нескольким темам алгебры.

Особое внимание уделялось созданию условий для осознания учащимися внутренней потребности к самореализации, рефлексивная диагностика мотивов обучения, постановка целей каждым учащимся, осознание особенностей индивидуального стиля его деятельности, обусловленного преобладающим типом его темпераментана выявление «образовательных продуктов» ученика, относящихся как к индивидуальным результатам его деятельности, так и к изучаемым общекультурным достижениям.

Обобщающая диагностика ключевых компетенций подтвердила теоретические предположения о достаточной эффективности разработанной методической системы дифференциации обучения математике с учётом особенностей темперамента школьников подросткового возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое исследование позволило сделать вывод о множественности трактовок в определении понятия дифференциации обучения. Мы исходим из понимания её как такой организации учебного процесса, которая предполагает учёт индивидуально-типологических особенностей учащихся, форму их группирования и различное построение учебного процесса в выделенных группах. При этом цель дифференциации обучения заключается не только в «открытии» каждого ученика, его личностных качеств, но и в обеспечении ему реальных возможностей в реализации этих особенностей.

Анализ различных подходов к пониманию сущности темперамента и его места в структуре личности и индивидуальности человека позволил заключить следующее. Темперамент — это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия. В основании темперамента лежат свойства не той или иной отдельной, частной биологической подсистемы, а совокупность физических и физиологических свойств индивида, закреплённых в его наследственном аппарате, при этом наиболее весомое значение в формировании темперамента имеют свойства центральной нервной системы. Являясь интегральным компонентом индивидности человека, темперамент опосредованно входит в структуру личности и индивидуальности, оказывает влияние на каждую из выделенных О. С. Гребенюк и Т. Б. Гребенюк сфер индивидуальности: интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, сферу саморегуляции, предметно-практическую и экзистенциальную.

Поскольку темперамент, являясь интегральным компонентом индивидности, оказывает влияние на все сферы индивидуальности школьника: не только определяет динамику психической деятельности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи, и др.), но и влияет на формирование индивидуального стиля деятельности, мотивацию, эмоционально-волевые особенности, не предопределяя уровня интеллектуальных способностей, не определяет однозначно результата деятельности, но придаёт индивидуальное своеобразие практической деятельности учащегося, то есть как бы влияет на путь достижения результата, позволяет сделать вывод о целесообразности учёта темперамента школьников в обучении.

Под методической системой дифференциации обучения математике с учётом особенностей темперамента школьников подросткового возраста понимается единство вариативных в зависимости от типа темперамента обучаемых целей, содержания, методов, средств и форм обучения математике.

Системообразующим условием этой методической системы является реализация принципа природосообразности, но при её моделировании мы также опирались на принципы индивидуально-личностного подхода, гуманитаризации образования и принцип свободы выбора.

Методическая система дифференциации обучения математике с учётом особенностей темперамента школьников подросткового возраста включает в себя следующие методические компоненты:

1) целевой (вариативность целей обучения в зависимости от типа темперамента);

2) содержательный (отбор содержания математического образования в зависимости от мотивационной и интеллектуальной сфер учащихся с преобладающим типом темперамента);

3) процессуальный (вариативность приёмов учебной деятельности школьников, средств, методов обучения математике, методов, форм, средств контроля знаний и умений учащихся в зависимости от особенностей их темперамента, особенности организации внимания).

В структуре педагогических условий дифференциации обучения математике в зависимости от особенностей темперамента школьников подросткового возраста выделяются организационные (обстоятельства педагогического процесса, связанные с диагностикой), дидактические (сознательно создаваемые педагогом обстоятельства процесса обучения, непосредственно влияющие на его эффективность) и поведенческие.

К организационным условиям отнесены:

— выявление темперамента каждого ученика путём использования подходящих диагностик типа темперамента, применение которых доступно не только психологам, но и учителям-практикам;

— проведение констатирующей диагностики обученности, позволяющей выявить степень достижения диагностично поставленной обучающей (учебной) составляющей цели.

Дидактическими условиями являются:

— учёт сильных и слабых сторон темперамента учащихся путём реализации методической системы дифференциации обучения математике с учётом особенностей темперамента школьников подросткового возраста;

— создание условий для выработки наиболее подходящего индивидуального стиля деятельности каждым учащимся.

Поведенческие условия предполагают эмоционально-комфортную, здо-ровьесберегающую атмосферу школы, характеризующуюся взаимоуважительным общением педагога и учащихся.

Обзор полученных результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что поставленная в нём гипотеза в целом подтвердилась. В процессе работы возникли новые идеи и проблемы, требующие дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов -Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 624 с.
  2. , М. Закрепление положительного, компенсация нежелательного / М. Акимова, В. Козлова // Директор школы. 1997. — № 4. — С. 80 — 87.
  3. , М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учёт и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. К. Акимова, В. Т. Козлова М.: Издательский центр «Академия», 2002. -160 с.
  4. , М.К. Учёт психологических особенностей учащихся в процессе обучения / М. К. Акимова, В. Т. Козлова // Вопросы психологии. 1988. — № 6. -С. 71−77.
  5. , М.К. Что нужно знать учителю о психологических особенностях учащихся / М. К. Акимова, В. Т. Козлова // Школа и производство. -1989.-№ 6.-С. 10−14.
  6. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах. / под ред. М. И. Моро, А. М. Пышкало. М: Педагогика, 1977. — 248 с.
  7. Алгебра в 6 8 классах: пособие для учителя. / Ф. М. Барчунова, А. А. Бесчинская, JI.O. Денищева и др.- сост. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. -М.: Просвещение, 1988. — 384 с.
  8. Алгебра. 7 кл. Часть I.: Поурочные планы по учебнику Ш. А. Алимова. «Алгебра. 7 класс». 9-е изд., 2001. / сост. Г. И. Григорьева, Н. Н. Морозова. -Волгоград: Учитель — ACT, 2003. — 96 с.
  9. Алгебра. 9 класс. Поурочные планы по учебнику «Алгебра. 9 класс» Ш. А. Алимова и др.: В 3 ч. Ч. Ш. / сост. Г. И. Григорьева. Волгоград: Учитель -ACT, 2003.-96 с.
  10. Алгебра: учеб для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков С.Б. Суворова- под ред. С. А. Теляковского. 13-е изд. — М.: Просвешение, 2004. — 224 с.
  11. Алгебра: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. 8-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 207 с.
  12. , Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. I. / Б. Г. Ананьев М.: Педагогика, 1980. — 232 с. — (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР)
  13. , В.А. Условия эффективной реализации индивидуального подхода в обучении: автореф. дис. канд. пед. наук / Аникеев Василий Алексеевич М, 1997. — 27 с.
  14. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. СПб: Питер, 2004. — 271 с.
  15. , А.П. Взаимодействие педагогов и старших подростков в образовательном процессе с учётом половой дифференциации: автореф. дисс.. канд. пед наук / Антипова Александра Петровна СПб, 1999. — 21 с.
  16. , М.В. Обучение с учётом психофизиологических особенностей подростков / М. В. Антропова, Г. Г. Манке // Педагогика. 1993. — № 6. — С. 9 -12.
  17. , М.В. Дифференциация как условие развития инновационных процессов в образовании / М. В. Артюхов // Дифференциация образования. Региональная стратегия и тактика обеспечения инновационных процессов. М. Новокузнецк: НИПК, 1996. — С. 88 — 109.
  18. , М.В. Социальное обоснование процессов дифференциации в обучении / М. В. Артюхов // Дифференциация образования. Региональная стратегия и тактика обеспечения инновационных процессов. М. Новокузнецк: НИПК, 1996.-С. 17−54.
  19. , В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем / В. Г. Афанасьев // Системные исследования. Методические проблемы. Ежегодник. 1982. М.: Наука, 1982. — С. 26 — 46.
  20. , В.Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев -М.: Политиздат, 1981.-432 с.
  21. , В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  22. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод, основы / Ю. К. Бабанский М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  23. , О.В. Уровневая дифференциация младших школьников решению текстовых математических задач, автореф. дис.. канд. пед. наук / Баринова Ольга Владимировна Саранск, 1999.
  24. , Н.В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова -Ростов н/Д: «Феникс», 1999. -416 с.
  25. , А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности / А. В. Батаршев — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с. — (Психология для всех)
  26. , Т. Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения Электронный ресурс. / Т. Безденежных, В. Шмелев // Директор школы. -2003. -№ 1. http://www.direktor.ru
  27. , Е.Ю. Алгебра 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся / Е. Ю. Беленкова., Е. А. Лебединцева М.: Интеллект-центр, 2003. -176 с.
  28. , Т.П. К вопросу о классах коррекции и о том, что из этого получилось / Т. П Белик // Математика в школе 2003. — № 5. — С. 69 — 70.
  29. , А.Г. Формирование пространственного мышления младших подростков (на примере обучения математике): автореф. дис.. канд. пед. наук / Белоусова Анна Генриховна. Воронеж, 2005. — 23 с.
  30. , В.П. Программированное обучение (Дидактические основы) / В. П. Беспалько М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.
  31. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько -М., 1989. 192 с.
  32. , В.П. Теория учебника: Дидактический аспект / В. П. Беспалько -М.: Педагогика, 1988. 160 с.
  33. , И.В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг М.: Эдиториал УРСС, 1997.
  34. , А.Д. Стратовая дифференциация обучения / А. Д. Блинков, О. В. Лови // Завуч. 1998. — № 4. — С. 9 — 17.
  35. , А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 188 с.
  36. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. 2-е изд. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  37. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8 -14.
  38. Большая советская энциклопедия / гл. ред А. М. Прохоров 3-е изд. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1973. — 624 с.
  39. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4.-С. 13.
  40. , Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−24.
  41. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. университета, 2000. — 352 с.
  42. , Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан СПб: Питер, 2000. — 299 с. — (Учеб. нового века)
  43. , Н.В. Педагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре: дисс.. канд. пед. наук / Борисова Наталья Вячеславовна Волгоград, 2001.
  44. , Н.М. Воспитание профессионально-трудовой направленности учащихся старших классов гимназии: автореф. дис. канд. пед. наук / Борытко Николай Михайлович Волгоград, 1994.
  45. , Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / Н.М. Борытко- научн. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. — 225 с.
  46. , Н.Ф. Избранные педагогические сочинения / Н. Ф. Бунаков М.: АПН РСФСР, 1953. — 412 с.
  47. , И.С. Дидактические условия повышения эффективности усвоения студентами историко-педагогических знаний: автореф. дис. канд. пед. наук / Бусыгина Инна Сергеевна Екатиренбург, 1999.
  48. , М.В. Педагогические условия дифференцированного обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис. кан. пед. наук / Бутакова Марина Владимировна Вологда, 1999. — 25 с.
  49. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский и др.- под ред. В. И. Журавлёва. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  50. , Т.Е. Проектная технология как один из факторов построения системы личностно ориентированного образования в школе / Т. Е. Веденеева, М. И. Войнова // Дидакт. Учитель. 2002. — № 1 (46) январь — февраль — С. 32 -39
  51. , Р.Б. Уроки дифференцированного обучения / Р. Б. Вендровская // Советская педагогика. 1990. — № 11. — С. 78 — 86.
  52. , Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Вергелес Галина Ивановна -JL, 1990.
  53. , О.А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук / Веселкова Ольга Алексеевна Омск, 2000
  54. , Н.Ф. Начальная школа на пути или на перепутье? / Н. Ф. Виноградова // Завуч. — 1998. — № 4. — С. 4 — 9.
  55. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И. С. Якиманской М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  56. , Б.С. Методы исследований в психологии: учебно-практическое пособие 3-е изд., испр. и доп. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 208 с.
  57. , В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности школьников при взаимодействии с природой / Ворошилова Валентина Михайловна -Екатеринбург, 2002.
  58. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений // Официальные документы в образовании. 2000. — № 1. — С. 53 — 61- - № 3. — С. 19 — 39- - № 4. -С. 28−37.
  59. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя / А. А. Гин -4-е изд. М.: Вита-Пресс, 2002. — 88 с.
  60. , Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 320 с.
  61. Гиппократ Клятва. Закон о враче. Наставления / Гиппократ- пер с греч. В. И. Руднева. Мн.: Современный литератор, 1998. — 832 с. — (Классическая философская мысль)
  62. , И.Н. Дифференциация обучения: возможности и подходы / И. Н. Глигман // Вестник высшей школы. 1998. — № 10. — С. 31 — 33.
  63. , Н.М. Урок-игра «Совет Мудрецов» по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии». Алгебра 9-й класс Электронный ресурс. / Н. М Гоборева http://festival. 1 september.ru/20 032 004/index.php?member=l 1 625 (02.10.2004)
  64. , Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева М., 1993.
  65. , Н.К. Ещё раз о дифференцированном обучении в старших классах общеобразовательной школы / Н. К. Гончаров // Советская педагогика, 1963.-№ 2.-С. 39−50.
  66. , О.В. Педагогические условия развития музыкально одарённых детей: Дис. кан. пед. наук / Гончарова, Ольга Витальевна Волгоград, 2002. -166 с.
  67. , О.С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк Калининград, 2000. — 572 с.
  68. , Т.Б. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки: дисс. докт. пед наук / Гребенюк Татьяна Борисовна Ярославль, 2000.
  69. Гуманитаризация естественнонаучных дисциплин в личностно ориентированных образовательных технологиях: монография. Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2002. — 131 с.
  70. , К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К. М. Гуревич М.: Знание, 1988. — 80 с. — (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология» № 6)
  71. , Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности. / Н. Н. Данилова, A.JI. Крылова Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 480 с. — (Серия «Учебники и учебные пособия»)
  72. , Н.Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова М., 1999. — 337 с.
  73. , В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. Личностно-гуманитарная парадигма / В. И. Данильчук Волгоград, 1996.
  74. , А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределённость / А. Н. Дахин // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 21 — 26
  75. , В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных интересов учащихся: дис. канд. пед. наук / Денисова Виктория Германовна Волгоград, 1997.
  76. , У. Личность / У. Джеймс // Психология личности. Тексты. М., 1982.
  77. , А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. Педвузов / А. Н. Джуринский М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 432 с.
  78. , А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  79. Дифференциация образования. Региональная стратегия и тактика обеспечения инновационных процессов / под ред. М. В. Артюхова, 1996. -441с.
  80. , Т.А. БрагинаН.Н. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельности / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина // Вопросы философии. 1975. — № 5. — С. 133.
  81. , Г. В. Гуманитарно ориентированный курс основа общего предмета «Математика» в общеобразовательной школе / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. — 1997. — № 4. — С. 59 — 66.
  82. , И.В. Мотивация: дифференцированный подход / И. В. Дробышева // Математика в школе. 2001. — № 4. — С. 46 — 47
  83. , В.В. Педагогические условия полоролевого воспитания студентов младших курсов вузов школе: дис.. кан. пед. наук / Дудукалов Владимир Владимирович Волгоград, 2002. — 136 с.
  84. , Н. В классе мальчики и девочки. Как их учить? / Н. Ерофеева // Народное образование. 2001. — № 2.
  85. , О. Деятельность школы и здоровье / О. Ефтифеева, Н. Кучменко // Народное образование. 2001. — № 2. — С. 167 — 169.
  86. , А.Ж. Вариант одиннадцатилетней профильной школы /
  87. A.Ж. Жафяров // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 46 — 49.
  88. , В.И. Уроки алгебры в 7 классе: пособие для учителей к учебнику «Алгебра, 7» Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова, С. Б. Суворовой. под ред. С. А. Теляковского / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева М.: Вербум, 2000. — 128 с.
  89. , В.И. Наблюдение как метод педагогических исследований /
  90. B.И. Журавлёв // Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов М.: Просвещение, 1988. — С. 62 — 76.
  91. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб пособие для студ высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский М: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  92. , В.В. Принцип свободы в построении начального образования: Методические основы, исторический опыт и современные тенденции: монография / В. В. Зайцев Волгоград: Перемена, 1998. — 383 с.
  93. , Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д. В. Зайцев // Педагогика. 2003. — № 1. — С. 21 — 30.
  94. , Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений / Г. Е. Залесский М., 1982. — 119 с.
  95. , Л.И. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. 9-е изд. — М.: Просвещение, 2004. — 159 с.
  96. , В.П. Принципы психологической педагогики / В. П. Зинченко // Педагогика. 2001. — № 6. — С. 9 — 17.
  97. , А.А. Педагогические условия развития индивидуальных познавательных стилей школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / Зюзя Анна Алексеевна Брянск, 2000. — 20 с.
  98. Ибрагимов, Г Развитие инновационных технологий обучения в контексте модернизации образования Электронный ресурс. / Г. Ибрагимов, Г. Самигуллин http://inpo.chelny.info (14.10.2004)
  99. , B.C. Концепция целостного учебно-воспитательного процесса / B.C. Ильин // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1981. — С. 5 — 12.
  100. , B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / B.C. Ильин М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  101. Индивидуальные особенности памяти человека: (Психофизиологическое исследование). Научн.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1980. — 152 с.
  102. , И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант СПб: Наука, 1999.-471 с.
  103. , И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек / И. Я. Каплунович // Педагогика. 2001. — № 10. — С. 30 — 35.
  104. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев -М.: Педагогика, 1982. 704 с.
  105. , А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982.-224 с.
  106. , Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов Казань, 1969. -278 с.
  107. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов М., Воронеж, 1996.
  108. , А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев М: Просвещение, 1970.
  109. , Г. Современное обучение привело к нивелировке полов / Г. Козловская // Народное образование. 2002. — № 1. — С. 147 — 153.
  110. , В.Н. Лекции по психологии индивидуальности / В. Н. Колесников М: Изд-во «Институт психологии», 1996. — 224 с.
  111. , Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2 / Я.А. Коменский-М.: Педагогика, 1982.
  112. , С.А. Задачная технология как средство гуманитаризации естественнонаучного образования: дис.. канд. пед. наук / Комиссарова Светлана Александровна Волгоград, 2002.
  113. , Н.А. и др. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов. / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
  114. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Электронный ресурс. http://www.informika.ru/text/goscom/cudoc/393.html (10.11.2002)
  115. , С.А. Формирование взаимоотношений учителя и подростков с учётом половых особенностей (на предметах естественнонаучного цикла): дисс.. канд. пед. наук / Коробкова Светлана Александровна Волгоград, 2005.-240 с.
  116. , Б.Е. Организация самостоятельной работы учащихся, имеющих ярко выраженный тип темперамента / Б. Е. Корольков // Математика в школе. 1993. — № 1. — С. 29 — 30.
  117. , В.В. Методология для педагога: теория и практика: учеб. пособие / В. В. Краевский, В. М. Полонский Волгоград: Перемена, 2001. -324 с.
  118. , В.В. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов / В. В. Краевский М: Педагогика, 1988. — С. 107 — 122.
  119. , Э. Медицинская психология / Э. Кречмер СПб: Союз, 1998.
  120. , В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ /
  121. B.А. Крутецкий 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  122. , Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: монография / Е. А. Крюкова Волгоград: Перемена, 1999, — 196 с.
  123. , Б. Профильное образование: региональный подход / Б. Куган // Народное образование. 2002. — № 2. — С. 61 — 67
  124. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1970. — 114 с.
  125. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Е. И. Лященко и др.- под ред. Е. И. Лященко. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  126. , А.Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский // Психология индивидуальных различий. Тексты М.: Изд-во МГУ, 1982.1. C. 179−198.
  127. , Е.А. Алгебра 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся / Е. А. Лебединцева, Е. Ю. Беленкова М.: Интеллект-центр, 2004. -152 с.
  128. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев 2-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  129. , Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 448 с.
  130. , Н.С. Об умственной одарённости. Психологические характеристики некоторых типов школьников / Н. С. Лейтес М., 1960.
  131. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  132. , А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 2. / А. Н. Леонтьев М., 1983. — С. 196.
  133. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1. / П. Ф. Лесгафт М.: Изд. АПН РСФСР, 1951. — 334 с.
  134. , Г. Н. Учитель учителей Николай Федорович Бунаков К 160-летию со дня рождения педагога. / Г. Н. Лобанова // Нач. шк. — 1997. -№ 11.-С. 88−92
  135. , М. Сигналы личности / М. Люшер Воронеж, 1993.
  136. , Л. В одном классе два разных мира / Л. Маленкова // Народное образование. 2002. — № 1. — С. 154 — 158
  137. Математический энциклопедический словарь / гл. ред. Ю. В. Прохоров. -М.: Сов. Энциклопедия, 1988. 847 с.
  138. Материалы круглого стола на тему «Современная школа и здоровье детей» 19 апреля 2002 Электронный ресурс. http://www.ruscenter.ru/230.html (20.09.2003)
  139. , М.И. Современный урок: Вопросы теории / М. И. Махмутов -М.: Педагогика, 1981. 192 с.
  140. , B.C. Возрастное развитие темперамента / B.C. Мерлин // Психология развития СПб: Питер, 2001. — С. 215 — 226.
  141. , B.C. Лекции по психологии мотивов человека: учебное пособие для спецкурса / B.C. Мерлин Пермь, 1971. — 120 с.
  142. , B.C. Общая психология / B.C. Мерлин, Б. А. Вяткин М.: Просвещение, 1976. — С. 414 — 417.
  143. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  144. , B.C. Очерк теории темперамента / B.C. Мерлин М., 1964. -304 с.
  145. Методика обучения геометрии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Гусев и др.- под ред. В. А. Гусева М.: Издательский центр «Академия» — 368 с.
  146. Методика преподавания математики в средней школе Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пединститутов / Ю. М. Колягин и др.- М.: Просвещение, 1975.-462 с.
  147. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика, учеб пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2104 «Математика» и 2105 «Физика» / А .Я. Блох и др.- сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985. — 336 с.
  148. Методологические и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности: сб. научн. тр. / под ред. д-ра пед. наук, проф. Н. К. Сергеева (гл. ред) — канд. филос. наук, доц. А. П. Горячева. Волгоград: Перемена, 1998. — 238 с.
  149. Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: Сб. научн. ст. Всерос. семинара по методологии педагогики. Волгоград, 20 22 мая 2003 г. — Волгоград: Перемена, 2003, -311 с.
  150. , Д.М. Обучающая система как упорядоченно-устойчивая самоуправляемая и управляемая ценность / Д. М. Мехонцева // Школьные технологии. 2001. — № 6. — С. 19 — 26.
  151. , М.Б. Составление и использование разноуровневых заданий для дифференцированной работы с учащимися / М. Б. Миндюк // Математика в школе. 1991.-№ 3.-С. 12−15.
  152. , В.М. Дифференциация обучения в средней школе / В. М. Монахов, В. А. Орлов, В. В. Фирсов // Советская педагогика. 1990. — № 8. -С. 42−47.
  153. , В.М. Проектирование современной модели дистанционного образования / В. М. Монахов // Педагогика. 2004. — № 6. — С. 11 — 20.
  154. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов Волгоград: Перемена, 1995. -152 с.
  155. , В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности / В. Н. Мясищев // Психология личности. Тексты. М., 1982.
  156. , В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В.Д. Небылицын-М.: Просвещение, 1966.
  157. , В.Д. Основные свойства нервной системы человека как нейропсихологическая основа индивидуальности / В. Д. Небылицын // Естественно-научные основы психологии. М.: Педагогика, 1978. — С. 295 -336.
  158. , Р.С. Практическая психология: учеб. пособие / Р. С. Немов М.: ВЛАДОС, 1997.
  159. , Р.С. Психология: учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994.-576 с.
  160. , И.Б. О моделировании сложных систем (Философский очерк) / И. Б. Новик М.: Мысль, 1965. — 335 с.
  161. , А.М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя / А. М. Новиков 2-е изд. — М.: ИПК и ПРНО ОМ, 1996.
  162. , Л.И. Воспитание как педагогическая категория / Л. И. Новикова // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 28 — 35.
  163. , Н.Н. Типы личности, темперамент и характер: методическое пособие / Н. Н. Обозов СПб: МАПН, 1995.
  164. , Т.А. Педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к гуманизации математического образования школе: автореф. дис. кан. пед. наук / Оболдина Татьяна Александровна Челябинск, 1999.-25 с.
  165. , П. Проектирование профессионально-ориентированнной технологии обучения Электронный ресурс. / П. Образцов http://www.recom.rU/~obraztsov/texts/6.htm (24.10.2004)
  166. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский и др.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
  167. , Ю.М. Восхождение к индивидуальности: кн. для учителя / Ю. М. Орлов М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  168. , И.М. Дифференциация обучения: за и против / И.М. Осмоловская//Школьные технологии. -2001. -№ 6.-С. 16−19.
  169. , И.М. Нужны вариативность, гибкость и готовность удовлетворить потребности каждого ученика / И. М. Осмоловская // Директор школы. 2002. — № 3. — С. 28 — 34.
  170. Особенности обучения и психологического развития школьников 13−17 лет / под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова М.: Педагогика, 1988.
  171. , И.П. Полное собрание сочинений. Т. 3, кн. 2. / И. П. Павлов МЛ., 1951.
  172. Педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 1 / гл. ред. А. И. Каиров и Ф. Н. Петров. М.: Советская энциклопедия, 1964. — 832 с.
  173. , А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода /
  174. A.В. Петровский // Вопросы психологии. 1981. — № 1. — С. 57 — 66.
  175. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности /
  176. B.А. Петровский Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. — 512 с.
  177. , П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: учеб. пособие / П. И. Пидкасистый, В. И. Коротяев М., 1978. — 77 с.
  178. , Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов М.: Изд. АПН РСФСР, 1952. — 702 с.
  179. , К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования / К. К. Платонов 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1984. — 174 с.
  180. , К.К. О системе психологии / К. К. Платонов М.: Мысль, 1972. -216 с.
  181. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов М.: Наука, 1986.
  182. , И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 1 / И. П. Подласый М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.-576 с.
  183. Понятие компетентности в педагогической науке и практике. Материалы семинара ПИЭР № 5 от 13.02.2004 г. Электронный ресурс. http://pier.ulstu.ru/seminar/archive/15report.doc (14.10.2004)
  184. , Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 206 с.
  185. , А.С. Педагогические условия дифференциации обучения школьников в зависимости от особенностей восприятия учебной информации школе: автореф. дис. кан. пед. наук / Потапов Александр Семенович -Новосибирск, 1999. 19 с.
  186. , М. Управление качеством образования в вопросах и ответах / М. Поташник // Народное образование. 2001. — № 8- - № 9- - 2002. — № 1. -С. 86 — 93- - 2002. — № 2. — С. 80 — 90
  187. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 528 с.
  188. Практическая психология: учебник / под ред. М. К. Тутушкиной. СПб: Дидактика Плюс, 1988.
  189. Практические занятия по психологии: учеб. пособие / под ред. Д. Я. Богданова, И. П. Волкова. М.: Физкультура и спорт, 1989.
  190. , А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.-304 с.
  191. Программа экстренных мер (о специализации и дифференциации обучения школьников) // Народное образование. 1990. — № 5 — С. 67 — 76.
  192. Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 5 -11 кл. / сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001.-320 с.
  193. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. / под ред. А. В. Бруншлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 576 с.
  194. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред Н. А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. — 272 с.
  195. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — Т. 1. — 312 с.
  196. Психологические тесты / сост. Э. Р. Ахмеджанов. М., 1996. — 320 с.
  197. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / составитель и ответственный редактор А.А. Радугин- научн. редактор Е. А. Кротков М.: Центр, 1999. — 256 с.
  198. Психология личности. Тексты / под.ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузыря. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 288 с.
  199. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / T.M. Марютина и др.- под ред. Т. Д. Марцинковской М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 352 с.
  200. Психология: Словарь. -М.: Политиздат, 1990
  201. , Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности) / Е. С. Рабунский М.: Педагогика, 1975. — 184 с.
  202. , Д. Педагогическое тестирование: Проблемы. Заблуждения, перспективы / Джон Равен- пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 1999. — 144 с.
  203. , Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография / Л. П. Разбегаева Волгоград: Перемена, 2001. — 289 с.
  204. , Ю. Профильная школа: в поисках базовой модели / Ю. Рассадкин // Директор школы. 2003. — № 5. Электронный ресурс. http://www.direktor.ru
  205. , T.A. Психофизиологические основы индивидуальности / Т. А. Ратанова М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 128 с.
  206. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. 1992. -№ 10. — С. 14.
  207. Рональд де Гроот Дифференциация в образовании / Рональд де Гроот // Директор школы. 1994. — № 5. — С. 12 — 18.
  208. Рональд де Гроот Дифференциация в образовании / Рональд де Гроот // Директор школы. 1994. — № 6. — С. 3 — 5.
  209. , JI.O. Поурочное планирование и зачетные работы в VI классе / JI.O. Рослова // Математика в школе. 2003. — № 6. — С. 12−17.
  210. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. / гл. ред.
  211. B.В. Давыдов. -М.: БРЭ, 1993. 608 с.
  212. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. Т. 2. / гл. ред. В .В. Давыдов. М.: БРЭ, 1998. — 672 с.
  213. , Е.Ю. Педагогические условия освоения учителями идей гуманитаризации образования в системе повышения квалификации: дис. канд. пед. наук / Рубинштейн Екатерина Юрьевна. Волгоград, 2004.
  214. , СЛ. Основы общей психологии: в 2-х т. Т. 2. / СЛ. Рубинштейн-М., 1988.
  215. , СЛ. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / СЛ. Рубинштейн // Психология личности. Тексты. М., 1982.
  216. , В.М. Некоторые основания специальной теории индивидуальности человека / В. М. Русалов // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988.1. C. 3−10.
  217. , В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В. М. Русалов // Вопросы психологии. -1985.-№ l.-c. 19−32.
  218. Рыбачу к, Н. А. Педагогическая технология здоровьесбережения студентов / Н. А. Рыбачук // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 70 — 74
  219. , П.И. Тематические и итоговые контрольные работы по алгебре и началам анализа для классов естественнонаучного профиля обучения П.И. Самсонов // Математика в школе. 2004. — № 6. — С. 2 — 12.
  220. , А.Г. Психологический анализ в среде Excel. Математические методы и инструментальные средства / А. Г. Сапегин М.: Ось-89, 2005. -144 с.
  221. , Г. И. Методическая система обучения предмету как объект исследования / Г. И. Саранцев // Педагогика. 2005. — № 2. — С. 30 — 36.
  222. , В.В. Личностно ориентированное образование /В.В. Сериков // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 17.
  223. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  224. , В.М. Дидактические основы естественно научного образования: гуманитарная парадигма: монография / В. М. Симонов Волгоград: Перемена, 2000. — 295 с.
  225. , В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: теория и практика реализации гуманитарной парадигмы: дис.. д-ра пед. наук / Симонов Вячеслав Михайлович Волгоград, 2000.
  226. , В.М. Заданная технология естественнонаучной подготовки учащихся: учеб. пособие / В. М. Симонов Волгоград: Перемена, 2003. — 101 с.
  227. , В.М. Педагогика: краткий курс лекций / В. М. Симонов -Волгоград: Учитель, 1997 71 с.
  228. , В.М. Становление ценностно-смысловых отношений к предметам естественно-математического цикла в условиях личностно-гуманитарной парадигмы (на примере физики): учеб. пособие / В. М. Симонов, О. П. Филатова Волгоград: Перемена, 2003. — 223 с.
  229. , В.М. Трансформация учителем содержания естественнонаучного предмета в условиях гуманитаризации образования: учебное пособие / В. М. Симонов, Е. А. Козловцева Волгоград: Издатель, 2004. -96 с.
  230. , П.В. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом / П. В. Симонов М., 1987.
  231. , П.В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов М.: Наука, 1984. — 160 с.
  232. Системные исследования. Методические проблемы. Ежегодник 1982. -400 с.
  233. , Е.А. История женского среднего образования в России / Е. А. Слепенкова // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 74 — 78.
  234. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев М.: Школа — Пресс, 1995. — 384 с.
  235. , В.И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев- под ред. В. Г. Шур М.: Школа — Пресс, 2000. — 416 с.
  236. Словарь русского языка: в 4-х т. Т. 4 / АН СССР, Ин-т рус. яз.: под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1985 — 1988. С-Я 1988, 800 с.
  237. , Л.А. Повторительно-обобщающий урок по теме «Последовательности». 9-й класс Электронный ресурс. / Л. А. Смирнова http://festival. 1 september.ru/20 032 004/index.php?member=101 621 (02.10.2004)
  238. , Т.К. Теоретико-методологические основы проектирования ф методической системы учителя математики и информатики: автореф. дисс. .д-ра пед. наук / Смыковская Татьяна Константиновна М., 2000. — 34 с.
  239. , Т.К. Технология проектирования методической системы учителя математики и информатики: монография / Т. К. Смыковская -Волгоград: Бланк, 2000. 250 с.
  240. Современное обучение привело к нивелировке полов. // Народное образование.-2001. -№ 1.-С. 147−153
  241. , В.Д. Педагогические взгляды и деятельность Н.Ф. Бунакова / # В. Д. Соловьева М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 229 с.
  242. , А.М. Логическая структура учебного материала / А. М. Сохор М., 1974.
  243. , В.В. Отстающий ученик: почему он отстаёт? / В. В. Ставцева // Открытая школа. 2000. — № 5. — С. 43 — 45.
  244. , Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  245. , Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу- под Ф общ. ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Прогресс, 1982. — 231 с.
  246. , В.Я. Выдающийся деятель земской школы: к 150-летию Н. Ф. Бунакова / В. Я. Суховерхов // Нач. шк. 1987. — № 11. — С. 76 — 79
  247. , Л.А. Немедикаментозные методы коррекции здоровья школьников, используемые в условиях учебно-воспитательного процесса в группах продлённого дня / Л. А. Тараканова // Завуч. 2002. — № 2. — С. 120 -128.
  248. Тематическое планирование к учебникам федерального комплекта. // Математика в школе. 2002. — № 4. — С. 20 — 49.
  249. , А.А. Методика преподавания математики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Темербекова М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 176 с.
  250. , Б.М. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий / Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын // Вопросы психологии. 1963. -№ 5. — С. 38 — 47.
  251. , Б.М. Психология индивидуальных различий // Теплов Б. М. Избр. труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. — С. 14 — 312.
  252. , А.В. Формирование саморазвития интеллектуальной сферы подростков в условиях индивидуализированного обучения: дисс. .канд. пед. наук / Терещенко Анна Владимировна. Волгоград, 2002.
  253. , И.В. Педагогические условия формирования приёмов мыслительной деятельности у младших школьников в процессе обучения математике школе: автореф. дис. кан. пед. наук / Титова Ирина Владимировна. Ярославль, 1999. — 21 с.
  254. , А.Н. Для чего и как мы учим: школа как система условий для развития индивидуальности ребёнка и способности к самоопределению / А. Н. Тубельский // Школьные технологии. 2001. -№ 6. — С. 27- 38.
  255. Тюмасева, 3. Природосообразное образование как фактор оздоровления обучаемых / 3. Тюмасева // Народное образование. 2003. — № 9. — С. 35 — 44.
  256. , Е.В. Дидактические условия становления мировоззренческойпозиции учащихся в процессе исследовательской деятельности: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2003.
  257. , А.И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов М.: Мысль, 1978. — 272 с.
  258. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт -М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  259. Урок математики в условиях личностно-ориентированного образования / Т. М. Петрова и др. Волгоград: ВГИПК РО, 2002. — 48 с.
  260. Уроки математики в 7 классе. Поурочные планы. Часть I. / авт.-сост. Г. И. Ковалёва. Волгоград: Учитель, 2003. — 64 с.
  261. , JI.Г. Развитие творческого потенциала студентов в условиях рейтинговой технологии обучения: автореф. дис. канд. пед. наук / Устинова Людмила Геннадьевна Волгоград, 2000.
  262. Учебное время: критерии и нормы рациональной организации // Директор школы. 2002. — № 6. — С. 90 — 92.
  263. , А.В. Моделирование в управлении вузом / А. В. Федотов Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 120 с.
  264. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  265. , Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  266. , Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика / Л. М. Фридман изд 2-е пер., испр. — М: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 64 с.
  267. , Л.М. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей / Л. М. Фридман М: Издательство «Институт практической психологии», 1997. — 288 с.
  268. , Л.М. Теоретические основ обучения математике / Л. М. Фридман М.: Московский психолого-социапьный институт Флинта, 1998.-224 с.
  269. , Т.Г. Квалиметрическая технология оценки качества преподавания методом анкетирования: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ханова Татьяна Георгиевна Ижевск, 1997. — 22 с.
  270. , И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 1997. — 512 с.
  271. Хрестоматия по курсу введение в психологию: учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений поспециальностям 52 100 и 20 400 «Психология» / ред.-сост. Е. Е. Соколова. -М.: Российское психологическое общество, 1999. — 545 с.
  272. , С.С. Кросснамберы как средство контроля / С. С. Худадатова // Математика в школе. 2001. № 3. С. 43 — 47.
  273. , А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской СПб.: Питер, 2001. — 544 с. — (Серия «Учебник нового века»).
  274. , Н. Здоровье детей: стратегическая проблема и формально-бюрократическое её решение: Аналитический репортаж с выездной коллегии Министерства образования РФ / Н. Целшцева // Народное образование. 2001. — № 2. — С. 39−46.
  275. , Б.И. Фактор времени и природа темперамента / Б. И. Цуканов // Вопросы психологии. -1988. № 4. — С. 129 — 136.
  276. , Т.А. Педагогические условия и критерии развития адаптивной активности школьника: автореф.дис.. канд пед. наук / Челнокова Татьяна Александровна Казань, 1999.
  277. ЧудинаЕ.Е. Дидактические условия обновления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук / Чудина Елена Ефимовна Волгоград, 2002. — 23 с.
  278. Т.Н. Проектирование и реализация процесса развития творчества учащихся при обучении математике в инновационном образовательном учреждении: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Шабанов Тимофей Николаевич. М., 2000.
  279. , Л.П. Арифметическая и геометрическая прогрессии Электронный ресурс. / Л. П. Шабанова http://festival.lseptember.ru/20 032 004/index.php?member=100 554 (02.10.2004)
  280. , И.В. КаногинаЕ.П. ТужиковаИ.А. Дифференцированное обучение: поиски адаптивной модели (из опыта работы поселковой школы) /
  281. И.В. Шалыгина, Е. П. Каногина, И. А. Тужикова // Завуч. 2000. — № 5. — С. 6 -31.
  282. , В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофф М. — Л.: Наука Ленингр. отд-ние., 1966.-301 с.
  283. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  284. Эль ко нин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М., 1989.
  285. Юнг, К. Психологические типы / К. Юнг- под общ ред. В. Зеленского. -М.: Пресс-Универс, 1995. 716 с.
  286. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  287. , И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская М.: Педагогика, 1979. — 144 с. — (Воспитание и обучение. Б-ка учителя)183
Заполнить форму текущей работой