Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стимулирование творчества активными методами обучения

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обязательными условиями проведения «мозгового штурма» является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть специалист по методам технического творчества. Мозговой штурм" является… Читать ещё >

Стимулирование творчества активными методами обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стимулирование творчества активными методами обучения.

1. Средства стимулирования интеллектуальной сферы активными методами обучения.

Наиболее известным методом психологической активизации мышления является «мозговой штурм», предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах.

«Мозговой штурм» является коллективным методом поиска изобретательских решений и новых бизнес идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов»", а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Кроме этого «мозговой штурм» предусматривает выполнение ряда правил:

1. Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.

2. Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.

3. Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.

4. Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.

5. Главная цель — получить как можно больше идей.

Обязательными условиями проведения «мозгового штурма» является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть специалист по методам технического творчества.

«Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно в научной, технической, административной, торговой, рекламной деятельности, как для поиска нестандарьных решений в технике, так и для поиска новых бизнес идей.

Методы поиска новых идей и решений. Мозговой штурм.

Канд. техн. наук А.М. Кузьмин.

Опубликовано: «Методы менеджмента качества», № 1, 2003.

Мозговой штурм — один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Применяется при поиске решений в различных областях человеческой деятельности при недостатке информации.

Другие названия: мозговая атака, прямая мозговая атака (Brainstorming). Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века.

Цель метода.

Стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.

Суть метода.

· Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.

· Групповой процесс выдвижения идей.

· Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.

· Идеи — это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.

· Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.

План действий.

· Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4−8 человек).

· Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.

· Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.

· Строго выполнять правила мозгового штурма.

· После окончания заседания «генераторов» идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.

Правила проведения мозгового штурма.

· Количество идей предпочтительнее качества.

· Критика идей на этапе генерации запрещена.

· В группе генерации идей не должно быть начальства.

· Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.

· Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.

· Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.

· Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.

· Идеи излагайте кратко.

· Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.

· При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.

Этапы мозгового штурма.

1. Подготовка.

o Назначение ведущего.

o Подбор участников для рабочих групп.

o Подбор фактического материала.

o Обучение и инструктаж участников.

o Обеспечение деятельности участников.

2. Выдвижение идей.

o Уточнение задачи.

o Генерация идей.

o Проработка и развитие наиболее ценных идей.

o Запись предложений.

o Редактирование списка идей.

3. Оценка и отбор идей.

o Уяснение проблемы.

o Определение критериев оценки.

o Классификация и оценка идей.

o Развитие идей на основе анализа.

Достоинства.

· Легкость освоения и простота в обращении.

· Незначительные затраты времени на проведение.

· Универсальность метода.

· Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.

Недостатки.

· Решение относительно простых задач.

· Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.

· Нет гарантии нахождения сильных идей.

1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв. ред. В. В. Дударев. М., 2006.

2. Бачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М., 2005.

3. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 2005.

4. Оганесян Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М., 2005.

5. Современные технологии обучения / Под ред. Г. В. Борисовой, Т. Ю. Аветовой, Л. И. Косовой. СПб., 2007.

6. Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М., 2006.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой