Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Инновационная деятельность педагогического коллектива как фактор его развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международных (Ярославль, 2000, 2003) и региональных (Ярославль, 2001, 2002) педагогических чтениях, посвященных памяти К. Д. Ушинскогоконференциях молодых ученых ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (2000, 2001) — на межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Развитие педагогического коллектива образовательного учреждения в процессе инновационной деятельности как педагогическая проблема
    • 1. Сущность инновационной деятельности педагогического коллектива
    • 2. Развитие педагогического коллектива в процессе инновационной деятельности
    • 3. Модель организации инновационной деятельности педагогического коллектива как фактора его развития
  • Глава II. Становление инновационной деятельности педагогического коллектива в качестве фактора его развития
    • 1. Подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности в опыте работы образовательного учреждения
    • 2. Опыт организации и проектирования инновационной деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений
    • 3. Организационно-педагогические условия становления инновационной деятельности педагогического коллектива в качестве фактора его развития

Инновационная деятельность педагогического коллектива как фактор его развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понимание необходимости реформирования системы образования на практике приводит к неизбежности включения образовательных учреждений в инновационные процессы, постоянному нахождению их в своем «инновационном поле» — поле создания и освоения конкретных новшеств. Поэтому неудивительно, что инновационная деятельность стала одним из стратегических направлений развития современного образования.

Различные аспекты инновационной деятельности в образовательной практике изучаются смежными с педагогикой науками: психологией, инноватикой, социологией и др. Инновационная деятельность имеет своих носителей — индивидуальных и коллективных субъектов инновационного процесса. При этом усиленное внимание, на наш взгляд, уделяется ее индивидуальным субъектам — учителям, воспитателям, социальным педагогам, психологам, руководителям образовательных учреждений.

Наше исследование посвящено становлению инновационной деятельности коллективного субъекта — педагогического коллектива образовательного учреждения — в качестве фактора собственного развития. В свою очередь, развивающийся педагогический коллектив является благоприятной средой для профессионального и личностного развития учителей, что, безусловно, скажется на повышении эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.

По данным социологических исследований, более 90% школ Российской Федерации в той или иной мере охвачены сегодня созданием и освоением новшеств [131, с.63]. Вместе с тем, анализ показывает, что инновационные процессы часто разрознены, малоуправляемы, плохо продуманы и не подготовлены. Учреждения образования вследствие приказа сверху или моды нередко берутся за разработку и внедрение разнообразных новшеств, органично никак не связанных с жизнедеятельностью конкретного образовательного учреждения. И, как следствие этого, массовость заявленных инновационных проектов не подтверждается количеством успешно освоивших то или иное новшество как на уровне образовательного учреждения в целом, так и на индивидуальном (учительском) уровне.

Среди главных причин, объясняющих данное противоречие, ведущее место, на наш взгляд, занимает педагогически нецелесообразно организованная инновационная деятельность педагогического коллектива. Зачастую она представляет собой механический набор локальных нововведений отдельных субъектов образовательного процесса — учителей, членов администрации и тех, кто мало связан с общей стратегией развития школы. Это, в свою очередь, становится существенным препятствием для развития как самого образовательного учреждения, так и его педагогического коллектива.

Анализ существующего опыта работы образовательных учреждений, опыта деятельности школ, описанного в литературе, основных положений инноватики позволяет определить следующие противоречия в организации инновационной деятельности педагогического коллектива:

— между возможностью посредством инновационной деятельности способствовать развитию педагогического коллектива и часто встречаемым в практике неумением педагогически целесообразно организовать этот процесс;

— между планируемыми и реальными результатами развития в процессе инновационной деятельности индивидуальных и коллективных субъектов учебно-воспитательного процесса;

— между необходимостью включения образовательных учреждений в инновационные процессы и неразработанностью механизмов успешного освоения того или иного новшества.

Изучение научной литературы и диссертационных исследований дает основание констатировать, что проблемы инновационной деятельности в отечественном образовании начинают разрабатываться как отдельное и самостоятельное направление в педагогической науке с середины 80-х годов.

XX века (В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Никандров, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин и др.).

Вначале инновационная деятельность рассматривалась в содержательном (предметном) русле педагогического процесса: изучение и распространение передового педагогического опыта (Ю.К.Бабанский, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин и др.), опыта педагогов-новаторов второй половины 80-х годов XX века.

С начала 90-х годов XX в. исследования смещаются на управление данными процессами. Так, развитие образовательных учреждений с этого времени начинает рассматриваться исключительно как инновационный процесс (В.С.Лазарев, М. М. Поташник, О. Г. Хомерики и др.). Инновационная деятельность в управлении развивающимся образовательным учреждением исследовалась А. М. Моисеевым, П. И. Третьяковым, Т. И. Шамовой, Е. А. Шатохиным и др. В исследовании А. И. Богданова определены сущность и специфика процесса принятия решений в управлении инновационными проектами. Психологический аспект управления инновационной деятельностью представлен в трудах Р. Х. Шакурова. В работах В. П. Кваши и Н. В. Коноплиной рассматриваются общие проблемы управления инновационными процессами в образовании. Вопросы управления инновационной деятельностью на уровне региона нашли отражение в трудах И. И. Проданова, В. И. Рыбаковой, В. З. Юсупова и др. Аспекты зарубежного опыта инновационных педагогических моделей представлены в исследованиях М. В. Кларина. Раскрытию сущности инновационного потенциала педагогического коллектива посвящены труды В. П Лариной.

Различные аспекты развития педагогического коллектива представлены в работах Н. С. Дежниковой, В. А. Караковского, А. С. Макаренко, В.Н.Сороки-Росинского, В. А. Сухомлинского, С. Е. Хозе и др.

Существующий отечественный и зарубежный педагогический опыт дает основание предполагать, что в процессе инновационной деятельности происходит развитие всех субъектов учебно-воспитательного процесса, в том числе и педагогического коллектива. В то же время влияние инновационной деятельности на развитие педагогического коллектива образовательного учреждения специально не исследовалось.

Потребность практики в такой организации инновационной деятельности, которая способствует развитию педагогического коллектива, и неразработанность этого вопроса в теории позволили нам сформулировать проблему исследования: при каких организационно-педагогических условиях инновационная деятельность педагогического коллектива становится фактором его развития?

Цель исследования: выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических условий становления инновационной деятельности педагогического коллектива в качестве фактора его развития.

Объект исследования: инновационная деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия становления инновационной деятельности педагогического коллектива в качестве фактора его развития.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что инновационная деятельность педагогического коллектива становится фактором его развития в процессе поэтапной совместной управляемой и самоуправляемой деятельности педагогов школы по решению главных (ключевых) проблем своего образовательного учреждения в соответствии со стратегией его развития. Уровень развития педагогического коллектива в процессе его инновационной деятельности определяется уровнем влияния инновационной деятельности на его развитие. Чем выше уровень инновационной деятельности, тем больше возможность ее влияния на развитие педагогического коллектива.

Этот процесс будет успешным, когда.

— педагогический коллектив становится субъектом инновационной деятельности, что, прежде всего, предполагает мотивированность его членов к разработке и освоению новшеств, уровень готовности к принятию инноваций, развитость чувства ответственности за предполагаемый конечный результат нововведений;

— обеспечиваются и соблюдаются специальные процедуры и методы организации совместной инновационной деятельности, например, коллективное целеполагание и планирование, выработка коллективного управленческого решения в группах, проектирование собственной деятельности и др.;

— организация инновационной деятельности педагогического коллектива является целевой функцией управления образовательным учреждением;

— инновационная деятельность предоставляет членам педагогического коллектива возможность реализовать свой творческий потенциал.

В соответствии с объектом, предметом, целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать сущность инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения.

2. Охарактеризовать развитие педагогического коллектива в процессе его инновационной деятельности.

3. Разработать модель организации инновационной деятельности педагогического коллектива как фактора его развития.

4. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия и средства становления инновационной деятельности педагогического коллектива в качестве фактора его развития.

Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие научные концепции, идеи и положения:

— концепция системного подхода (А.Н.Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Д. М. Гвишиани, В. П. Кузьмин и др.);

— концепции деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.);

— основные положения инноватики (И.В.Блауберг, Н. И. Лапин, А. И. Пригожин, И. Шумпетер, Г. П. Щедровицкий, Э. Г Юдин и др.);

— идеи педагогической инноватики (К.Ангеловски, В. И. Загвязинский,.

A.Я.Найн, Л. С. Подымова, С. Д. Поляков, В. А. Сластенин, Н. Р. Юсуфбекова и др.);

— концепции теории управления (М.Альберт, И. Ансофф, А. В. Карпов,.

B.Ю.Кричевский, Г. Кунц, М. Х. Мескон, Ф. Хедоури и др.);

— основные положения теории педагогического коллектива (А.С.Макаренко, В. Н. Сорока — Росинский, С. Т. Шацкий, а также Н. С. Дежникова, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Р. Х. Шакуров и др-);

— идеи развития самоуправления в школьном коллективе (Л.В.Байбородова, И. П. Иванов, А. С. Макаренко, Л. И. Новикова, М. И. Рожков и др.).

Методы исследования: теоретические — анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения философской, социологической и психолого-педагогической литературы, анализ собственной управленческой и педагогической деятельности, массового и передового педагогического опыта, моделированиеэмпирические — опытная работа, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, беседа, экспертное оценивание, изучение документации, интервьюирование.

База исследования. Основной базой исследования стали средние общеобразовательные школы № 2 и 6 г. Тейково Ивановской области.

Отдельные направления научного поиска, а также обобщение опыта осуществлялись на базе региональных экспериментальных площадок департамента образования Администрации Ярославской области и экспериментальных площадок государственного образовательного учреждения Ярославской области Институт развития образования. Изучалась деятельность отдельных руководителей и педагогических коллективов школ г. Ярославля, Ивановской и Ярославской областей.

Исследование проводилось в течение пяти лет и включало три основных этапа.

На первом этапе (1998;1999) изучалась философская, социологическая и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, осмысливался и анализировался личный опыт организации инновационной деятельности в образовательном учреждении, проводились организационно-педагогические мероприятия, формировался понятийный аппарат исследования, выдвигалась рабочая гипотеза, изучались существующие подходы к определению сущности инновационной деятельности педагогического коллектива школы.

На втором этапе (1999;2002) формировалась концепция исследования, разрабатывалась модель организации инновационной деятельности педагогического коллектива, которая апробировалась в опытной работе. В 1999 году диссертантом была подготовлена дипломная работа на спецфакультете менеджеров образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского.

На третьем этапе (2002;2003) анализировались и обобщались результаты опытной работы, оформлялась диссертация, внедрялись в практику научно-методические рекомендации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается междисциплинарным уровнем рассматриваемой проблемыее анализом при определении исходных теоретических и методологических позицийнепротиворечивостью исходных методологических основанийприменением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его задачамцеленаправленным анализом отечественного и зарубежного опыта инновационной деятельности, собственного опыта практической деятельностисочетанием научно-теоретического и практического подходов в исследовании.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем.

— определена сущность инновационной деятельности коллективного субъекта — педагогического коллектива;

— охарактеризовано развитие педагогического коллектива в процессе его инновационной деятельности;

— разработана модель организации инновационной деятельности педагогического коллектива;

— сформулированы критерии и показатели оценки влияния инновационной деятельности педагогического коллектива на его развитие;

— обоснованы организационно-педагогические условия и средства, при которых инновационная деятельность педагогического коллектива будет способствовать его развитию.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем дополнены представления о субъектной сущности инновационной деятельности, о педагогическом коллективе общеобразовательного учреждения и этапах его развития в процессе инновационной деятельности, об управлении инновационной деятельностью педагогического коллектива.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-методических рекомендаций руководителям образовательных учреждений по организации инновационной деятельности педагогических коллективов с целью совершенствования управления этими учреждениямивнедрении модели организации такой деятельности педагогических коллективов в условиях разработки и реализации ими образовательных и комплексно-целевых программ развития образовательных учрежденийв возможности использования результатов исследования в лекционных и практических занятиях на курсах подготовки и переподготовки руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием, в подготовке менеджеров образования.

Автором разработана и апробирована программа «Управление инновационной и экспериментальной деятельностью в образовательных учреждениях» для руководителей образовательных учреждений всех типов и видов, а также руководителей и специалистов органов управления образованием.

Личный вклад автора в исследование состоит в организации опытной работы, в разработке и апробации модели организации инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения, в интерпретации и обобщении полученных результатов, в разработке методических рекомендаций по организации инновационной деятельности педагогического коллектива.

Положения, выносимые на защиту:

1. Инновационная деятельность педагогического коллектива представляет собой полифункциональную деятельность коллективного субъекта по достижению им нового результата совместной деятельности посредством новизны процесса, с помощью которого этот результат достигается.

2. Уровень развития педагогического коллектива в процессе его инновационной деятельности определяется уровнем влияния инновационной деятельности на развитие педагогического коллектива. Выделяется четыре уровня влияния: декларативный, формально-репродуктивный, осознанно-репродуктивный и творческий. На разных уровнях влияния инновационной деятельности развитие педагогического коллектива имеет свою специфику. Чем выше уровень инновационной деятельности, тем больше его возможность влияния на развитие педагогического коллектива.

3. Модель организации инновационной деятельности педагогического коллектива, выступающей фактором его развития, представляет собой шестикомпонентную взаимосвязанную систему, состоящую из целевого, потребностно-мотивационного, содержательного, организационно-деятельностного, управленческого и оценочно-результативного компонентов.

4. Инновационная деятельность педагогического коллектива будет фактором его развития, если он становится субъектом инновационной деятельностиобеспечиваются и соблюдаются специальные процедуры и методы организации совместной инновационной деятельностиинновационная деятельность педагогического коллектива становится целевой функцией управления образовательным учреждениемона представляет возможность членам педагогического коллектива реализовать свой творческий потенциал.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международных (Ярославль, 2000, 2003) и региональных (Ярославль, 2001, 2002) педагогических чтениях, посвященных памяти К. Д. Ушинскогоконференциях молодых ученых ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (2000, 2001) — на межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация образования на селе» (Ярославль, 2002) — на межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти академика А. А. Ухтомского (Ярославль — Рыбинск, 2002) — на заседаниях кафедры теории и истории педагогики Ярославского педагогического университета (2000;2002) — на заседаниях ученого совета и кафедры управления и экономики государственного образовательного учреждения Ярославской области Институт развития образования (2002;2003).

Научно-практические и методические разработки, полученные в ходе исследования, использовались при подготовке и проведении теоретических и практических занятий с руководителями и специалистами образовательных учреждений и органов управления образованием Ивановской и Ярославской областей, а также при организации и сопровождении деятельности региональных экспериментальных площадок департамента образования Администрации Ярославской области, экспериментальных площадок государственного образовательного учреждения Ярославской области Институт развития образования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Опыт работы изученных нами педагогических коллективов показал, что инновационная деятельность может быть фактором их развития.

Этот процесс включает в себя, прежде всего, определение уровня готовности педагогического коллектива к освоению инноваций и уровня его инновационного потенциала.

Уровень готовности педагогического коллектива к освоению новшеств определяет особенности организации и проектирования его инновационной деятельности. Организация инновационной деятельности педагогического коллектива начинается с формирования руководителем школы своей управленческой команды, включающую в себя единомышленников как среди членов администрации, так и среди членов педагогического коллектива. В дальнейшем происходит совместное выявление главных, или ключевых, проблем функционирования своего образовательного учреждения. При этом установлено, что, находясь на одинаковом уровне своего развития и развития всего образовательного учреждения, педагогические коллективы формулируют одинаковые ключевые проблемы функционирования своих школ, но (с учетом различных, как внешних, так и внутренних характеристик образовательных учреждений) содержание, пути и формы решения обозначенных проблем будут своими у каждого педагогического коллектива, в каждом образовательном учреждении.

Инновационная деятельность педагогического коллектива в то же время способствует личностному и профессиональному развитию его членов, администрации школы, всего образовательного учреждения в целом.

Проанализированный опыт подготовки педагогических коллективов образовательных учреждений к инновационной деятельности и представленный опыт проектирования и организации их инновационной деятельности позволил нам обозначить и дать характеристику следующим организационно-педагогическим условиям становления инновационной деятельности педагогического коллектива в качестве фактора его развития: педагогический коллектив становится субъектом инновационной деятельностиобеспечиваются и соблюдаются специальные процедуры и методы организации совместной инновационной деятельностиорганизация инновационной деятельности педагогического коллектива является целевой функцией управления образовательным учреждениеминновационная деятельность представляет членам педагогического коллектива возможность для реализации своего творческого потенциала.

Заключение

.

Наше исследование было посвящено изучению процесса становления инновационной деятельности педагогического коллектива в качестве фактора его развития.

Исследование показало, что инновационная деятельность педагогического коллектива представляет собой полифункциональную деятельность коллективного субъекта по достижению им нового результата совместной деятельности посредством новизны процесса, с помощью которого этот результат достигается.

Среди основных факторов, определяющих развитие педагогического коллектива, инновационная деятельность занимает особое место. Она находится не в общем ряду основных видов его деятельности, а выделяется особо, являясь наиболее универсальным и эффективным средством достижения совместного результата воспитательной (как основной и системообразующей) деятельности педагогического коллектива. Содержанием инновационной деятельности педагогического коллектива выступает творческое преобразование окружающей действительности, в результате которого рождается уникальный, единичный, ранее не существовавший (в том числе и в конкретном образовательном учреждении) опыт.

Инновационная деятельность педагогического коллектива позволяет наиболее эффективно достигать запланированных результатов совместной деятельности и может способствовать развитию педагогического коллектива, под которым мы понимаем направленный и закономерный процесс последовательной смены определенных этапов, где разрешаются противоречия, приводящие к качественным изменениям в его составляющих компонентах и структуре, вследствие чего он приобретает способность достигать новых, более высоких, чем прежде, результатов своей основной (воспитательной) деятельности.

Развитие педагогического коллектива в процессе инновационной деятельности является управляемым процессом и происходит поэтапно. В исследовании выделены и дана характеристика четырем этапам его развития в процессе инновационной деятельности: зарождение, становление, период зрелости (стабильного функционирования) и преобразования.

Изучение опыта работы педагогических коллективов различных школ дает нам основание констатировать, что примерно в одних и тех же условиях разные педагогические коллективы работают с разной эффективностью и достигают разных результатов. Это связано с разными уровнями развития коллектива. Чем более развит педагогический коллектив, тем более высоких результатов он способен достигать.

Одним из результатов его инновационной деятельности будет являться изменение уровня развития. При этом между нововведениями, которые он осуществляет, и уровнем его развития существует прямая зависимость: чем выше уровень и этап развития педагогического коллектива, тем в большей степени содержание инноваций будет отвечать интересам образовательного учреждения и его субъектов. В этом случае инновационная деятельность будет все больше выступать средством решения реально существующих проблем, способствующих изменению и развитию всего образовательного учреждения. Таким образом, чем более радикальным является нововведение, тем больше оно влияет на процесс развития педагогического коллектива, которое в процессе его инновационной деятельности может характеризоваться через уровень ее влияния на его развитие.

Уровень развития педагогического коллектива в процессе инновационной деятельности определяется уровнем ее влияния на его развитие. Проведенное исследование позволило определить четыре уровня данного влияния: декларативный, формально-репродуктивный, осознанно-репродуктивный и творческий. Основанием для выделения указанных уровней является соотношение репродуктивных и творческих компонентов в инновационной деятельности педагогического коллектива.

От того, как организована инновационная деятельность педагогического коллектива, зависит достигаемый им уровень собственного развития. При этом отметим, что чем выше уровень инновационной деятельности, тем более возрастают ее возможности влияния на его развитие. В то же время чем выше уровень развития педагогического коллектива, тем эффективнее в нем может быть организована инновационная деятельность, способствующая развитию и коллектива, и отдельных педагогов.

Процесс организации инновационной деятельности педагогического коллектива представляет собой модель, состоящую из шестикомпонентной взаимосвязанной системы, включающей целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, организационно-деятельностный, управленческий и оценочно-результативный компоненты. Развитие педагогического коллектива в процессе его инновационной деятельности позволяет оценить группа следующих критериев: мотивационного, когнитивного, креативного и коммуникативного.

Результаты опытной работы в средних школах № 2 и 6 г. Тейково Ивановской области позволили определить и обосновать четыре группы организационно-педагогических условий и средств, при которых инновационная деятельность педагогического коллектива будет фактором его развития. Среди них:

— условия, способствующие становлению педагогического коллектива субъектом инновационной деятельности (мотивированность членов педагогического коллектива к инновационной деятельностиготовность членов педагогического коллектива к внедрению инноваций как средства решения проблем своего образовательного учрежденияразвитость чувства ответственности за предполагаемый конечный результат нововведенийовладение педагогами знаниями о сущности и технологии инновационного процессаучет профессиональных интересов и потребностей членов педагогического коллектива);

— условия, способствующие обеспечению и соблюдению специальных процедур и методов организации совместной инновационной деятельности (коллективное целеполагание и планирование совместной деятельностиосвоение членами педагогического коллектива деятельности по выработке коллективного решения в группаховладение членами педагогического коллектива способами проектирования собственной деятельностикорреляция целей собственного профессионального развития педагогов с целями и перспективами развития своего образовательного учреждения) — условия, способствующие становлению процесса управления инновационной деятельностью педагогического коллектива целевой функцией управления образовательным учреждением (наличие руководителя, заинтересованного в измененияхформирование им своей «управленческой команды" — делегирование определенной части управленческих полномочий, относящихся к развитию образовательного учреждения, членам педагогического коллективапривлечение членов педагогического коллектива к анализу коллективной деятельностиорганизация и проведение групповой рефлексиисамоуправление и саморазвитие членов педагогического коллектива в отдельности и всего педагогического коллектива в целом);

— условия, способствующие реализации творческого потенциала членов педагогического коллектива в процессе их инновационной деятельности (развитие инициативы и творчества у членов педагогического коллектива в совместной деятельностистимулирование творчества и активности членов педагогического коллективапредоставление им свободы поливариативного выбора воспитательных и дидактических средств (программ, учебников, форм и методов) для достижения результатов совместной деятельности).

Перспективными направлениями дальнейшего исследования данной проблемы могут быть следующие: разработка организационно-педагогических основ управления развивающимся педагогическим коллективом в процессе его инновационной деятельности, подготовка руководителей образовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью, отслеживание результативности такой деятельности и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов 3. «Аллергия» к новациям: есть ли средства для «излечения»? // Директор школы. 2001. № 1. С.33−38.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М. 1989. С.10−61.
  4. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. 263 с.
  5. Р. Искусство решения проблемы. М.: Мир, 1982. 220 с.
  6. Ю.А. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 1. С. 26 30.
  7. К. Учителя и инновации / Кн. для учителя: Пер. с макед. М.: Просвещение, 1991.159 с.
  8. В.В., Гаврилин А. В. Технология аттестации образовательных учреждений. Сборник научно-методических и инструктивных материалов. М.: АРКТИ, 2000. 152 с.
  9. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224 с.
  10. Ю.Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. 416 с.
  11. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 383 с.
  12. А.Ф. Затруднения учителей в инновационной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Шуя, 2000. 199 с.
  13. Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Учебное пособие. Ярославль: ЯГПИ, 1991. 111 с.
  14. JI.B., Важнова О. Г., Рожков М. И. Проектирование педагогической деятельности школы. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997. 77 с.
  15. К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981. 319с.
  16. В.П., Бондарев П. Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Учебное пособие: Краснодарский краевой институт дополнит, профессион. пед. образования. Краснодар, 2000. 54 с.
  17. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений //Наука. 1991. № 22. С.12−18.
  18. М.И. Распределение функций в совместной деятельности // Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. С. 51−65.
  19. А.И. Принятие управленческих решений в проектной деятельности образовательного учреждения. Учебное пособие. Киров: Изд-во ВГПУ, 2001.54 с.
  20. Большой Энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 1456 с.
  21. А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1991. Т. 12. № 6. С. 3 И.
  22. М.С. Инновации и новизна в педагогике // Советская педагогика.1989. № 12. С. 36−40.
  23. М.К. Моделирование в процессе познания (на материалах химии). Мн.: Наука и техника, 1975. 160 с.
  24. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов школы: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПИ, 1989. 111 с.
  25. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. М., Просвещение, 1977. 159 с.
  26. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. 192 с.
  27. Внутришкольное управление: теория и практика педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н. В. Горбуновой. М.: Новая школа, 1995. 112 с.
  28. Водачек JL, Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 1989. 166 с.
  29. Ю. Методические проблемы классифицирования и структурирования инноваций // Проблемы инноватики и экспериментики. Тез. семинара «Инновация и эксперимент». Таллин, 1981. С. 9−25.
  30. Вопросы воспитания: системный подход / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981. 136 с.
  31. Воспитательные функции педагогического коллектива. Материалы научно-практического семинара, проведенного 12−14 мая 1982 г. в г. Нижнекамске//Под ред. Н. С. Дежниковой. М., 1985. 130 с.
  32. Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М.: Мысль, 1967. 189 с.
  33. Д.М. Организация и управление. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. 332 с.
  34. Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1979. 138 с.
  35. М.В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные вопросы российских предприятий. М.: РАН, Ин-т экономики, 1994. 56 с.
  36. В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. 1997. № 1. С. 3 10.
  37. В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: «ИНФРА-М», 1999. 328 с.
  38. Н.С. Педагогический коллектив школы. М.: Знание, 1984. 80 с.
  39. Н.С. Педагогический коллектив школы: проблемы развития // Народное образование. 1985. № 11. С.72−73.
  40. Н.С. Педагогический коллектива среднейобщеобразовательной школы как субъект воспитания: Автореф. дис.докт. пед. наук. М., 1989. 32 с.
  41. А. Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их педагогического мастерства: Автореф.. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону. 1972. 21 с.
  42. Э.С. О педагогическом содержании концепции «деятельность» // Советская педагогика. 1987. № 8. С. 84- 86.
  43. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
  44. А.И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 25 34.
  45. А.И. Психология коллектива. М., Изд-во МГУ, 1984. 208 с.
  46. А.П. Влияние типа организации совместной деятельности на процесс коллективообразования // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 11 115.
  47. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М.: Знание, 1991. 61 с.
  48. JI.B., Землееченко С. В. Управление инновационными образовательными учреждениями в режиме функционирования и развития (программа РОСТ). СПб-М.: Новая школа, 1997. 124 с.
  49. А.С. Учение о коллективе: Методология. Детский коллектив. М.- Д., 1930. 300 с.
  50. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая школа, 1997. 320 с.
  51. С.И. Технология обучения взрослых. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 128 с.
  52. Д.А. Инновационная деятельность и ее имитация в школьном образовании // Вопросы методологии. 1996. № 1−2. С. 102 108.
  53. В.Р. Особенности моделирования в педагогическом проектировании (на материалах становления инновационных процессов в Пермской области): Дис.. канд. пед. наук / ИЛИ РАО. М.: 1997. 154 с.
  54. Инновации в школе: характер и результаты // Народное образование. 1993. № 6. С. 16−27.
  55. Инновационные процессы в образовании: Сб. тезисов на научно-практической конференции: «Инновационные процессы в образовании: опыт, проблемы, решения». Новокузнецк, 1994. 82 с.
  56. Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, Ан.Пинского. М.: Парсиваль, 1997. 416 с.
  57. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1997. 327 с.
  58. Л.А. Особенности деятельности педагогов новаторов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1992. 19 с.
  59. С.Б. Психологическая классификация потребностей // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 121 129.
  60. С.Б. Мотивация труда. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. 224 с.
  61. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М., Политиздат, 1974. 328 с.
  62. Е.И. Результативность инновационной деятельности в системе образования / Проблемы результативности педагогической деятельности. С.-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. С. 49−54.
  63. Л.Де., Марк Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения / Пер. с англ. Е.Н. Максимовой- Науч. ред. А. К. Зайцев. Калуга: Изд-во Калуж. ин-та социологии. 1993. 240 с.
  64. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  65. В.А. Директор учитель — ученик. М.: Знание, 1982. 96 с.
  66. В.А. Воспитай гражданина: (Записки директора школы). М.: Московский рабочий, 1987. 144 с.
  67. Н.К. Учительский коллектив. Ярославль, 1966. 117 с.
  68. И.Н. Методологические основы инновационного проекта развития школы. М.: Новая школа, 1997. 32 с.
  69. А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, ЯрГУ, 1988. 76 с.
  70. А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль, ЯрГУ, 1991. 153 с.
  71. А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2000. 584 с.
  72. В.П. Управление инновационными процессами в образовании: Дис.. канд. пед. наук. Минск. 1994. 177 с.
  73. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 223 с.
  74. Л. Инновационная деятельность: становление, развитие, критерии эффективности // Директор школы. 2001. № 10. С. 72 79.
  75. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 3 20.
  76. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. 271 с.
  77. Т.М. Теоретические основы становления инновационной школы: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 2000. 41 с.
  78. Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 256 с.
  79. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1992. 139 с.
  80. Т.Е. Формирование коллектива и его влияние на личность школьника // Теория и методика коммунистического воспитания в школе / Под ред. Г. И. Щукиной. М.- Педагогика, 1974. 288 с.
  81. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. № 9.С.103 -115.
  82. А.К. Инновационная деятельность учителя как фактор социокультурного развития региона: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998. 17 с.
  83. А.Н. Методы и формы научного познания. М.: Изд-во МГУ, 1990. 80 с.
  84. А.И. Культура педагогического исследования. 2-е изд., испр. и доп. Мн.: Ред.журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996. 312 с.
  85. В.В. Методология научного исследования. Самара, 1994. 32 с.
  86. .И. Социальные механизмы инновационной деятельности человека: Философско-методологические аспекты: Автореф. дис.. д-ра философ, наук. М., 1994. 32 с.
  87. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. 207 с.
  88. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л.- 1974. 167 с.
  89. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений.М. 1990.231 с.
  90. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 21−30.
  91. А.Т., Новикова Л. И. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. М.: Знание, 1982. 96 с. w
  92. А.Т., Лийметс Х. И., Новикова Л. И. Коллектив и личность школьника: Основы теории воспитательного коллектива. Вып.1. Часть 1. Таллин, 1981. 78 с.
  93. И.Д. Мотивационный климат организации // Управление персоналом. 1998. № 9. С. 49 53.
  94. B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. 304 с.
  95. Н.И. Нововведения в организациях // ВНИИ системных исследований. 1982. С. 40−73.
  96. Н.И., Сафонов Б. В. Человеческий фактор в нововведениях // Психологический журнал. 1985. № 4.
  97. В.П. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива школы: Автореф. дис.канд. пед. наук. Киров, 1999. 18 с.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.304 с.
  99. .Т. Реформаторство в российском образовании: прожекты и результаты // Педагогика. 1996. № 6. С. 18 24.
  100. Ю.А., Новикова Т. Г., Трухачев В. И. Инновационная деятельность и творческое развитие педагога. М.: Илекса, Ставропольсервисшкола, 2002. 416 с.
  101. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. № 5. С. 16 23.
  102. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  103. Л.А. Инновационная деятельность и развитие образования // Вестник Костромского педуниверситета. 1995. № 3. С.4−7.
  104. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. 128 с.
  105. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1992. 224 с.
  106. В.Я. Психологические особенности стратегий традиционного и инновационного обучения // Инновационные процессы в образовании: Проблемы и перспективы. М.: 1995. 250 с.
  107. А.С. Сочинения в 7 томах. Т. 5. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958. 588 с.
  108. Менеджмент в управлении школой / Науч. ред. Т. И. Шамова. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1995. 223 с.
  109. ИЗ. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997. 704 с.
  110. Методы системного педагогического исследования. М.: Народное образование, 2002. 208 с.
  111. И.Г. Инновационная и конкурентная стратегия корпорации: научно-аналитический обзор. М.: РАН Институт экономики, 1994. 46 с.
  112. A.M., Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научной работе / Под ред. М. М. Поташника. М. Новая школа, 1996.144 с.
  113. A.M., Капто Е. А. и др. Нововведения во внутришкольном управлении / Под общ. ред. A.M. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 1998. 272 с.
  114. Ю.П. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. 186 с.
  115. А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования // Педагогика. 1994. № 3. С. 25 28.
  116. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, Челябинский филиал Ин-та проф. образования, 1995. 280 с.
  117. Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.1. Общие основы психологии. 688 с.
  118. И.Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965. 335 с.
  119. Л.И. Педагогика детского коллектива. (Вопросы теории). М., Педагогика, 1978. 144 с.
  120. Л.И., Куракин А. Т. Педагогическая концепция детского коллектива. Актуальные проблемы // Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 9 -18.
  121. Л. Школа как трудовой коллектив // Народное образование. 1985. № 6. С.104 105.
  122. A.M., Олифиренко Т. И. Организация работы методиста с педагогическим коллективом на диагностической основе. М.: ИРПО, 1995. 86 с.
  123. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М.: АПО РАО, 1998. 134 с.
  124. A.M. Методология образования. М.: «Эгвес», 2002. 320 с.
  125. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998.464 с.
  126. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Новая школа, 1995. 68 с.
  127. Общее среднее образование России. Сб. нормат. документов 1992—1993 гг. В 2 кн. Кн. 1. М.: Просвещение, 1993. 286 с.
  128. С.И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЬ, 1994. 928 с.
  129. Опыт инновационной деятельности в сети федеральных экспериментальных площадок // Вестник ОИРШ. 2001. № 1. 34 с.
  130. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. № 3. С.9−15.
  131. Н.Г., Рахматшаева В. А. Проблемы функционирования педагогических инноваций // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990. С. 25−29.
  132. М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко и современность. М.: Высшая школа, 1980. 287 с.
  133. С.Д., Байбородова Л. В., Дмитриева Л. Н. Педагогический коллектив и самоуправление школьников: Учебное пособие. Ярославль, ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1986. 90 с.
  134. Э.И. Растить «коллективного человека» // Советская педагогика. 1987. № 7. С. 94−98.
  135. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  136. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин и др. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  137. И.Б. Педагогические проблемы содружества школьного и производственного коллектива // Проблемы коллективного воспитания / Под ред. Л. К. Петровой и Л. И. Новиковой. М., 1968. С. 226 233.
  138. И. Нововведения в организациях. М.: Экономика, 1980. 144 с.
  139. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  140. И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 2000. 23 с.
  141. Л.С. Введение в инновационную педагогику: Учебное пособие. Курск: КГПУ, 1994. 120 с.
  142. С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: Дис.. докт. пед. наук. Ульяновск, 1993. 398 с.
  143. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М.: Новая школа, 1993.64 с.
  144. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997. 352 с.
  145. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. 271 с.
  146. А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995. 320 с.
  147. И.И. Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1998. 34 с.
  148. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. 240 с.
  149. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  150. Т.В. Взаимодействие первичных коллективов в воспитательном коллективе школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1994. 17 с.
  151. Рац М.В., Ойзерман М. Т. Размышления об инновациях // Вопросы методологии. 1991. № 1. С.8- 19.
  152. О.Н. О понятии «успешности трудовой деятельности» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 3. С. 51 60.
  153. Т.К. Регулятивно-коррекционная деятельность руководителя школы в управлении инновационными процессами: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. 18 с.
  154. М.И. Теоретико-методологические основы педагогики: Конспекты лекций. Ярославль: ЯГГТУ, 2000. 92 с.
  155. М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002. 158 с.
  156. М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 256 с.
  157. В. Инновационное педагогическое творчество // Alma mater. 1997. № 3. С. 3 7.
  158. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т 1. А -М. 608 с.
  159. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. TI. 488 е., Т. II. 328 с.
  160. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под ред. B.C. Лазарева М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. 158 с.
  161. В.И. Инновационная деятельность в образовании: Проблемы управления. Ярославль: Деп. обр. Яросл. обл., 1996. 62 с.
  162. . Инновация как средство экономического развития. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. 232 с.
  163. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  164. С. Когда формируется команда: Об инновационном поведении // Директор. 1995. № 5. С. 9 19.
  165. В.Д. Воспитательные функции школьного коллектива. Свердловск, УрГУ, 1978. 125 с.
  166. Сила педагогического коллектива (Из опыта работы школы № 18 г. Павловского Посада) / Под ред. О. Гаманина. М.: Педагогика, 1979. 44 с.
  167. М. Об изучении, обобщении и использовании передового опыта // Народное образование. 1981. № 9. С. 103−111.
  168. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с.
  169. В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 42 52.
  170. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. 271 с.
  171. О.С. Основы социальной психологии инноваций: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. 152 с.
  172. Сорока-Росинский В. Н. Культурная революция и педагогические коллективы // «Просвещение». 1928. № 7 -8. С. 8 14.
  173. Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков: ПОИПКРО, 1998. 263 с.
  174. О.Б. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Казань: Казан, гос. технол. ун-т. 256 с.
  175. В.А. Педагогический коллектив средней школы. М.: Гос.уч.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1958. 207 с.
  176. В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива). Пер. с укр. Н. Дангуловой. М.: Молодая гвардия, 1975. 240 с.
  177. В.А. Павлышская средняя школа. М., Просвещение, 1969. 400 с.
  178. Г., Кустобаева Б. Инновации: Подлинные и мнимые // Директор. 1996. № 2. С. 63 66.
  179. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: «Экономика», 1989. 271 с.
  180. В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000. 199 с.
  181. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. 288 с.
  182. А.С., Турчина Н. В. Школа и инновации. Иваново, ИПК и ППК, 1997. 77 с.
  183. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М. М. Поташника. М.: АППЦИТП, 1992. 168 с.
  184. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами / Под ред. С. В. Валдайцева. СПб.: Спб. ун-т, 1993. 208 с.
  185. Управление по результатам: Пер. с фин. / Общ. ред. и предисл. Я. А. Леймена. М.: «Прогресс», 1993. 320 с.
  186. Управление исследованиями и инновациями / Под ред. А. Форти. М.: Наука, 1994. 144 с.
  187. Управление развитием школы: Пособие для рук. образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995.464 с.
  188. Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм / Пер. с англ. Общ. ред. Н. М. Фонштейн. М.: «Дело Лтд», 1995. 224 с.
  189. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В. С. Лазарева. М.: Центр соц. и эконом, исслед., 1997. 336 с.
  190. Управление инновационными процессами в образовании: проблемы и подходы к их решению / Под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 2000.320 с.
  191. Управление школой. Ключевые слова: Словарь-справочник руководителя школы. Избранные статьи / Под ред. A.M. Моисеева, А. А. Хвана. М.- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2002. 218 с.
  192. К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. М.: Сентябрь, 1995. 125 с.
  193. Н.П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителя. Кострома, 1995. 85 с.
  194. Н.П. Психологическое обеспечение инноваций в сфере образования. Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1996. 155 с.
  195. Г. А. Социокультурный механизм развития воспитательной системы образовательного учреждения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1999. 23 с.
  196. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.
  197. Л.М. Об опыте передовом и новаторском // Народное образование. 1987. № 5. С. 72 73.
  198. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 224 с.
  199. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288 с.
  200. В.И. Работа с педагогическим коллективом в процессе управления. М.: Новая школа, 1997. 48 с.
  201. О.Г. Инновации в практике обучения // Педагогика. 1993. № 2. С. 41−44.
  202. О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. 186 с.
  203. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс / Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994. 64 с.
  204. Х.М. Проблемы организации педагогического труда и сплочения коллектива учителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1966. 19 с.
  205. А.А. Моделирование как средство управления учебным процессом в средней школе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1977.36 с.
  206. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.
  207. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. 208 с.
  208. Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом (учебное пособие для педвузов). М.: Магистр, 1995. 184 с.
  209. И.К. Социально-психологические основы руководства педагогическим коллективом общеобразовательной школы. Учебное пособие. Барнаул-Москва, 1985. 185 с.
  210. Т.И., Тюлю Г. М., Литвиненко Э. В. Оценка управленческой деятельности руководителем школы. Методическое пособие. Вологда, 1995. 75 с.
  211. Е.А. Организационно-педагогические основы инновационного управления развивающимся общеобразовательным учреждением: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1999. 25 с.
  212. Л.Н. Развитие инновационного потенциала образования: теория и практика (на примере Нижегородского региона): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 1995. 15 с.
  213. Школа как воспитательная система / Под ред. А. В. Гаврилина. М.: РИМУ «ВСШ», 1992. 62 с.
  214. А.К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 2000. 23 с.
  215. В.А. Современные проблемы методологии научного познания. Л.: Знание, 1975.40 с.
  216. Г. П. и др. Педагогика и логика. М.:"Касталь", 1992.415 с.
  217. П. Новшества и инновации: Пять смыслов иностранного слова // Учительская газета. 1995. № 22−23.
  218. П. Кризис инновационного движения и проблемы управления // Учительская газета. 1996. № 25.
  219. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
  220. В.Н. Инновационная деятельность: Экономика, организация, управление. Учебное пособие. Иваново, ИвГУ, 1996. 90 с.
  221. А., Фоутс Д. Педагогические инновации. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. 106 с.
  222. Этапы развития коллектива. Методические рекомендации / Сост. М. Г. Казакина. JL: Ленинградское отделение пед. общ-ва РСФСР, 1980. 26 с.
  223. Э.Г. Понятие деятельности как методологическая проблема. Эргономика. Труды ВНИИТЭ. 1976. № 10. С. 81- 88.
  224. В.З. Формирование опыта коллективной деятельности педагогов и школьников. Киров, 1991. 42 с.
  225. В.З. Педагогические инновации в гимназиях и лицеях Кировской области. Киров, 1995. 62 с.
  226. В.З. Педагогические инновации в сельских школах. Киров, 1996. 80 с.
  227. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М.: ЦС ПО РСФСР, 1991.91 с.
  228. Н.Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании // Новые исследования в пед-х науках.М. 1991 .№ 1- 2.С.3−7.
  229. Н.Р. Проблемы и перспективы развития теории инновационных процессов: (Образование) // Единое образовательное пространство стран СНГ и ближнего Зарубежья: Проблемы обобщения образовательно-педагогических инноваций. М.: 1993. С. 31−34.
  230. Е.А. Педагогический ансамбль школы. М.: Знание, 1987. 80 с.
  231. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996. 352 с.
Заполнить форму текущей работой