Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы профессионального воспитания студентов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В социологии личность рассматривается как представитель определенной социальной группы, как продукт человеческих отношений. В психологии же учитывается, что личность не только объект общественных отношений, испытывая социальные воздействия, она преобразует их и выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Внутренние условия — это сплав… Читать ещё >

Методы профессионального воспитания студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема личности в психологии

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

Сознание, речь, рефлексия и прочее не передаются в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно. В психологии используют понятие — «индивид», «личность». Понятие «индивид» означает биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Понятие «личность» рассматривается как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения им общественных форм сознания и поведения, общественноисторического опыта человечества.

В социологии личность рассматривается как представитель определенной социальной группы, как продукт человеческих отношений. В психологии же учитывается, что личность не только объект общественных отношений, испытывая социальные воздействия, она преобразует их и выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Внутренние условия — это сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предыдущих социальных воздействий.

Рассматривая понятие «личность», необходимо иметь в виду три акцента.

Первый из них отражает, что личность как социальная сущность формируется только под влиянием общества, как результат разнообразных социальных воздействий.

Второй акцент в понимании «личности» подчеркивает ее интегрирующее начало, объединяющее воедино различные психические процессы индивида, его внутренний мир, самосознание.

Третий акцент — личность как активный участник деятельности, социального взаимодействия.

Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

По мнению отечественных ученых (А.Н. Леонтьев), личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Знания о внешнем мире, самопознание составляют содержание этой информации.

Аксиологический (ценностный) потенциал определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетических сферах, т. е. идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.

Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию и мерой их реализации в разных сферах, социально-организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. Межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержание, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, и в ознакомлении с произведениями искусства.

К.К. Платонов выделил четыре подструктуры личности (Таблица 1). Согласно его концепции, низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура (возрастные, половые свойства типа нервной системы и темперамента).

Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Более высоким уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, который включает приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки.

Таблица 9. Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)

Краткое название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического н социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы.

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социальнобиологический уровень (значительнее социальный, а нс биологический)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных пронес-

Биосоциальный уровень (биологический компонент больше, чем социальный)

сов (эмоции, чувства)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания, нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т. п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Культурное развитие выступает как основное условие развития личности.

Процессы и структура психики и сознания человека представлены на рисунке 5. [12,с.83].

Процессы и структура психики и сознания.

Рис. 5. Процессы и структура психики и сознания

Преподаватель, общаясь со студентами, чаще всего встречается с проявлением особенностей личности, указанных на схеме (Рисунок 5). [12,с.98].

Учитывая перечисленные качества личности, преподаватель должен избирательно развивать те из них, которые наиболее значимы для осваиваемой студентом профессиональной сферы и разъяснять студентам желательность избавления от качеств, не совместимых с профессиональным становлением личности студента.

Основные особенности личности.

Рис. 6. Основные особенности личности

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой