Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование нравственной культуры подростков в условиях детского дома

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Время стремительных перемен, характерных для России конца XX — начала XXI века, внесло в нашу жизнь много сложных проблем. Изменение социально-экономической ситуации в стране в 90-е годы привело к значительному росту количества детей-сирот, но эта тенденция продолжает сохраняться и в современных условиях. В настоящее время насчитывается более 700 тысяч учтенных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования нравствен- 15 ной культуры подростков в условиях детского дома
    • 1. 1. Нравственная культура: сущность, специфика, структура
    • 1. 2. Система детерминант, влияющая на формирование нравственной 37 культуры подростков в условиях детского дома
    • 1. 3. Характеристика критериев, показателей, определяющих уровень 59 сформированности нравственной культуры подростков в условиях детского дома
  • Глава 2. Процесс формирования нравственной культуры подростков 85 в условиях детского дома и его результаты
    • 2. 1. Программа и методики исследования процесса формирования 86 нравственной культуры подростков в условиях детского дома
    • 2. 2. Анализ практики формирования нравственной культуры подро- 104 стков в условиях детского дома
    • 2. 3. Педагогическое сопровождение процесса формирования нравст- 125 венной культуры подростков в условиях детского дома

Формирование нравственной культуры подростков в условиях детского дома (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Время стремительных перемен, характерных для России конца XX — начала XXI века, внесло в нашу жизнь много сложных проблем. Изменение социально-экономической ситуации в стране в 90-е годы привело к значительному росту количества детей-сирот, но эта тенденция продолжает сохраняться и в современных условиях. В настоящее время насчитывается более 700 тысяч учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особую актуальность приобретает феномен социального сиротства, характеризующийся появлением в обществе детей, родители которых не выполняют своих обязанностей по их воспитанию (по разным данным, от 80 до 95% детей, оставшихся без попечения родителей, можно считать социальными сиротами). Для обеспечения безопасности и достойного уровня жизни государство определяет детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, в специально созданные социальные учреждения для несовершеннолетних. В настоящее время в Российской Федерации существует более 1300 детских домов, 360 школ-интернатов, 250 домов ребенка, 800 приютов. Следует учитывать тот факт, что именно здесь концентрируются подростки, ставшие жертвами преступных посягательств, испытавшие унижение, психическое и физическое насилие, имеющие негативный личный опыт. Социально-психологический феномен сиротства оказывает неблагоприятное воздействие на процесс личностного становления ребенка, разрушая его эмоциональные связи с окружающей социальной средой, миром взрослых и сверстников, вызывая глубокие нарушения в физическом, психическом, нравственном развитии. Выпускники детского дома в результате оказываются неподготовленными к выполнению социальных ролей в системе общественных отношений. Для них характерны потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу, неуверенность в себе, отчужденность и недоверие к людям, низкая социальная активность. Дети-сироты чаще всего пополняют ряды беспризорных, занимаются бродяжничеством, совершают противоправные действия.

Особенностью современного этапа формирования нравственной культуры подростков — воспитанников детского дома является то, что оно проходит в период переоценки в обществе жизненных и нравственных ценностей, где наблюдается тенденция подмены общечеловеческих ценностей совокупностью ценностных установок, присущих массовому сознанию, в определенной степени деструктивных с точки зрения развития личности, семьи, государства. Низкий уровень правосознания, социальный нигилизм оказывают серьезное влияние на процессы маргинализации и криминализации всего социума в целом. В этих условиях неизбежно нарастание новых представлений о формах проявления чести, достоинства, совести, скромности, моделей поведения, что формирует у данной категории подростков вседозволенность, препятствует их самоидентификации и позитивной самореализации. Дефицит нравственности порождает у многих из них в лучшем случае пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни, неумение строить толерантные межличностные отношения. В результате проведенного исследования нами выделены противоречия между: востребованностью педагогического сопровождения в процессе формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома и недостаточной разработанностью его содержания и технологии осуществлениясложившейся практикой организации нравственного воспитания в условиях детского дома и необходимостью создания на его базе гуманистически ориентированного воспитательного пространства, где воспитанник является активным субъектом позитивного общения с окружающиминедостаточной сформированностью нравственной культуры подростков и уровнем подготовки педагогов, способных эффективно решать задачи нравственного воспитания в современных условиях.

Проблема исследования состоит в определении путей преодоления вышеуказанных противоречий.

Степень разработанности проблемы. Изучению проблемы воспитания и развития детей-сирот уделяется достаточное внимание в педагогике, психологии, социологии (Л.В. Байбородова, А. А. Бурлакова, И. В. Дубровина, Л.И. Коч-кина, Ю. М. Мерзляков, B.C. Мухина, О. Н. Посысоев, A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых, Е. Д. Худенко, Л. М. Щипицьтна, А. И. Ярулов и др.). Анализ литературы свидетельствует о том, что большая часть работ посвящена вопросам адаптации, реабилитации, жизненного и профессионального самоопределения, социализации воспитанников детского дома, воспитательной системе данного типа учреждений. Существует большое количество научных исследований, рассматривающих нравственные аспекты образования, особенности нравственного воспитания, формирования нравственной культуры, освоения нравственных ценностей (О.С. Богданова, Г. П. Иванова, А. В. Иващенко, И. С. Марьенко, В. И. Петрова, И. Ф. Харламов и др.) в условиях общеобразовательной школы, системы дополнительного образования, семьи. Проведенный анализ показывает, что накопленный в теории и методике нравственного воспитания багаж идей и конкретных решений не учитывает своеобразие сложившейся социально-педагогической ситуации в полной мере. Вместе с тем в современной педагогической науке отсутствуют работы, раскрывающие проблему формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома, не обобщен опыт данного процесса.

Необходимость разрешения названных противоречий, актуальность, теоретическая и практическая неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования.

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома.

Объект исследования — нравственная культура современных подростков — воспитанников детского дома.

Предмет исследования — формирование нравственной культуры подростков в условиях детского дома.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование нравственной культуры подростков в условиях детского дома будет более результативным, если: педагог в своей деятельности учитывает особенности социальной ситуации развития воспитанников, уровень сформированности их нравственной культурыцеленаправленно осуществляется этическое просвещение, обеспечивающее самоопределение детей в системе нравственных ценностейв воспитательной деятельности педагог принимает во внимание предыдущий нравственный опыт воспитанника, исходя из его неблагополучного социального статусавоспитатель является носителем и проводником нравственной культуры.

С учетом цели и гипотезы исследования сформулированы следующие задачи:

1. Раскрыть сущностные признаки нравственной культуры личности.

2. Обосновать функции нравственной культуры личности.

3. Выделить систему детерминант, влияющую на процесс формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома.

4. Описать критерии, показатели и уровни сформированности нравственной культуры подростков — воспитанников детского дома.

5. Осуществить анализ реальной практики по формированию нравственной культуры подростков в современных условиях, выявить причины, затрудняющие этот процесс.

6. Обосновать систему педагогического сопровождения процесса формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома.

Теоретико-методологической базой исследования послужили принципы развития, детерминизма, взаимосвязи теории и практикисистемный подход к изучению педагогических процессовкультурологический, аксиологический, дифференцированный, личностно-ориентированный, возрастной подходизыскания, в которых:

— рассмотрены культурологические идеи в философии, педагогике, психологии (А.Г. Асмолов, М. М. Бахтин, B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, JI.C. Выготский, О. С. Газман, А. И. Шемшурина и др.);

— содержатся основные положения о сущности нравственной культуры, особенностях ее функционирования (С.А. Анисимов, Р. Г. Апресян, JI.M. Архангельский, В. И. Бакштановский, В. А. Блюмкин, А. А. Гусейнов, В. Жямайтис, Ю. В. Согомонов и др.);

— отражены общие закономерности психического и личностного развития детей, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях (И.А.Залысина, А. И. Захарова, Э. А. Минкова, B.C. Мухина, Л. Я. Олиференко, Е. А. Стреблева, Т. А. Шилова, Т. И. Шульга и др.);

— раскрыта специфика организации жизнедеятельности детей-сирот в условиях детского дома (В.В. Беляков, Е. В. Виноградова, И. А. Горчакова, Н. П. Иванова и др.);

— представлены основополагающие идеи гуманистической педагогики, ориентированные на нравственное развитие ребенка и этику ненасилия (Ш.А. Амонашвили, К. Н. Вентцель, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, В. А. Ситаров, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) — выявлены особенности процесса нравственного воспитания и развития личности (О.С. Богданова, Л. И. Божович, Н. И. Болдырев, А. В. Зосимовский, Г. П. Иванова, А. В. Иващенко, И. С. Марьенко, В. И. Петрова, Л. И. Рувинский, И. Ф. Харламов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследованиянаблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, опрос (анкетирование, интервью, беседа), опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) выявлены важнейшие сущностные признаки нравственной культуры личности в современных условиях, отражающие когнитивный, нравственно-волевой, ценностно-деятельностный, мотивационно-поведенческий аспекты;

2) описаны функции нравственной культуры подростков: познавательная, позволяющая личности познать моральные принципы, нормы, правила, выработанные в обществеценностно-ориентационная, способствующая нравственной саморегуляции личности, контролирующая поведение и действия, индивидуальное отношение к окружающему мирумотивационно-деятельностная, побуждающая личность к нравственному выбору поведения и действий в сложных жизненных ситуацияхэмоционально-оценочная, включающая переживание и удовлетворение собой, уважение к себе: переживание ответственности за возможные последствия своих действий, правильная оценка своего поведенияпереживание, связанное с недостаточностью нравственного опытафункция защиты, обеспечивающая формирование положительных эмоций, приносящих надежду на достижение успеха в нравственной сфере, чувство удовлетворенности, осознание отношения к отрицательным результатам при неудачах, способность приобретения уверенности для дальнейших успешных действий;

3) выделена система детерминант, влияющая на процесс формирования нравственной культуры подростков, обусловленная их возрастными особенностями и социальным статусом и включающая природные, социальные, личностные, педагогические факторы;

4) обоснована система критериев, показателей pi уровней сформированности нравственной культуры подростков — воспитанников детского дома, отражающая развитие интеллектуальной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личности;

5) исследованы причины, затрудняющие процесс формирования нравственной культуры подростков, детерминированные социальными, индивидуально-личностными, организационно-педагогическими факторами;

6) представлена характеристика пяти групп подростков, раскрывающая уровни сформированности нравственной культуры (достаточный, удовлетворительный, неустойчивый, тревожный, неудовлетворительный);

7) разработана система педагогического сопровождения процесса формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома, отражающая базовые принципы, этапы, технологии и методы совместной деятельности педагога-воспитателя и воспитанника, учитывающая специфику данной категории детей и учреждений, в которых они находятся.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке важнейших положений по формированию нравственной культуры подростков — воспитанников детского дома, способствующих их социализации: определены сущностные признаки нравственной культуры личности в современных условиях, ее ценностно-смысловое содержание, структура, функциираскрыты содержательная и методическая сторона процесса ее формирования в условиях детского домаобосновано содержание деятельности педагога по формированию нравственной культуры подростков в условиях детского дома, обеспечи-' вающее их включение в деятельность и отношения на основе взаимодополняющих методов и педагогических технологий.

Практическая ценность исследования заключается: в создании и реализации программы изучения нравственной культуры подростков — воспитанников детского домав оценке ее эффективности в реальной практикев подготовке методических рекомендаций для педагогов, воспитателей, социальных педагогов, работающих с воспитанниками детского дома, отражающих содержание и технологию нравственного воспитания подростков в современных условияхв разработке курса лекций и учебных занятий в системе повышения квалификации педагогов, проведенных Научно-методическим центром Восточного округа г. Москвыв том, что материалы исследования, полученные результаты и выводы могут быть использованы в работе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детском доме.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2004—2005 гг.) изучалась научная литература по проблеме исследования, обосновывались цель, задачи, гипотеза исследования, методологический аппарат и программа эмпирического исследования.

На втором этапе (2005;2007 гг.) анализировалась реальная практика по формированию нравственной культуры подростков в условиях детского дома.

На третьем этапе (2007—2008 гг.) осуществлялась качественная интерпретация результатов исследования, формулировались основные выводы работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Нравственная культура личности — это интегральное личностное образование, включающее в себя знание моральных принципов, норм и правил, выработанных в обществесовокупность нравственно-волевых качеств и ценностей, способствующих принятию правильного решения в ситуации нравственного выбора и готовность их выполнятьценностная основа личности, направляющая на осознание ее самоценности и ценности окружающих людей. Нравственная культура личности: предполагает осознание необходимости выполнения определенных обязательств по отношению к другим людям, подчинение не только собственным устремлениям, но и согласование поведения с интересами других людейвключает в себя готовность личности на основе моральных принципов, правил и норм, выработанных в обществе, регулировать свое поведение и действия в разных сферах жизни: в труде, быту, в личных, внутригрупповых отношенияхопределяет критерии оценки личностных целей и средств их достижения, мотивы и намерения личностипредусматривает способность формировать свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на важнейшие этические категории.

2. Функции нравственной культуры личности: познавательная, ценностно-ориентационная, мотивационно-деятельностная, эмоционально-оценочная, функция защиты.

3. Система детерминант, влияющая на процесс формирования нравственной культуры подростков, представляет собой совокупность факторов: природных, биологических (передача от родителей детям тех или иных черт и особенностей, заложенных в их генетическую программу) — социальных (воздействие средовых компонентов — политика государства по отношению к ребенку, СМИ, семья, детский коллектив) — личностных (специфика индивидуального опыта подростков — воспитанников детского дома, обусловленная возрастными особенностями и ситуацией общения в семье) — педагогических (содержание воспитания, методы, формы, приемы организации деятельности по формированию нравственной культуры и учет влияния природных, социальных, личностных факторов в ней, роль педагога как носителя и проводника нравственной культуры).

4. Система критериев сформированности нравственной культуры подростков в условиях детского дома включает познавательный, оценочно-эмоциональный, мировоззренческий, поведенческий критерии.

Показателями познавательного критерия выступают объем этических понятий, которыми владеет подростокумение устанавливать связи между ними, давать содержательную характеристику нравственным ценностям, анализировать, как именно они могут проявляться в поведениисамостоятельность и устойчивость суждений о нравственных нормах, регулирующих отношения между людьмиумение использовать имеющиеся знания в различных ситуациях и готовность к самостоятельному нахождению способа применения знаний при изменении ситуацииоценочно-эмоционального критерия — суждения, характеризующие отношение к нравственным ценностямустойчивость, глубина, сила эмоциональных переживанийсочувствие, свидетельствующее об альтруистической направленностимировоззренческого критерия — проявление полноты, самостоятельности, устойчивости суждений о нравственных требованиях, этических нормахповеденческого критерия — самооценка собственных поступков и проступков, развитость чувства самокритичности, выражение нравственных чувств, нравственных убеждений, устойчивость поведения, включающая в себя определенную стабильность в различных условиях.

5. Характеристика типологических особенностей пяти групп подростков, выделенных в процессе осуществления дифференцированного подхода на основе показателей сформированности нравственной культуры, позволяет создать условия для их продвижения в нравственном развитии, включающие в себя определение возможностей каждой группы в нравственном развитии ее членов, выбор направленности деятельности педагога в работе с каждой из них, обоснование наиболее эффективных средств и методов нравственного воспитания.

6. Причины, затрудняющие формирование нравственной культуры подростков в условиях детского дома, проявляются в трех аспектах: личностном (связанном с особенностями интеллектуального развития, эмоционально-волевой, мотивационной сферой, структурой самосознания, социализации) — социальном (обусловленном социальной ситуацией развития, ослаблением позитивного влияния институтов социализацией) — педагогическом (включающем уровень готовности педагогов к определению эффективности содержания, методов, приемов в процессе воспитания социально дезадаптированных детей).

7. Система педагогического сопровождения процесса формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома состоит из ряда этапов: педагогическая диагностика, конструирование и реализация индивидуальных маршрутов сопровождения подростков, связанных с овладением ими нравственными знаниями, формированием нравственных чувств, развитием эм-патии, организацией эмоционально насыщенной, нравственно ориентированной коллективной и привлекательной деятельности.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе детских домов № 48, 57 Восточного административного округа г. Москвы, детского дома № 23 Западного административного округа г. Москвы. В исследовании приняли участие 163 человека: подростки — воспитанники детского дома, воспитатели детского дома и педагоги школ № 404, 781 Восточного административного округа г. Москвы, в которых обучаются воспитанники детского дома.

Объективность и достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью его исходных параметров: синтезом философских и психо л ого-педагогических подходов в доказательстве ведущих идейприменением комплекса методов исследования, адекватных цели, задачам, поставленным в диссертациисоотнесением выводов и результатов исследования с научными позициями ученых, педагогов и практикой воспитательной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики филологического факультета Российского университета дружбы народов и на следующих научных конференциях: XI Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медицинский, педагогический, психологический, экологический аспекты» (г. Калуга, 2007 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Семья и социум — детям! (Актуальные проблемы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей)» (г. Миасс, 2008 г.), Межвузовской конференции «Личность в межкультурном пространстве» (г. Москва, РУДН, 2006 г.), Городской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение формирования личности ребенка в условиях детского дома» (г. Москва, 2006 г.), Презентационном форуме экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений (г. Москва, 2008 г.).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по II главе:

1. Процесс формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома обусловлен их возрастными особенностями и социальным статусом.

2.Причины, затрудняющие процесс формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома носят педагогический (отражается в методологическом, целевом, содержательном аспектах), социальный, личностный характер.

3. Система педагогического сопровождения процесса формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома отражает базовые принципы, этапы, технологии и методы совместной деятельности педагога-воспитателя и воспитанника. Она включает в себя этапы педагогической диагностики и активного педагогического сопровождения, осуществляемое посредством конструирования и реализации индивидуальных маршрутов сопровождения подростков, связанных с овладением ими нравственных знаний, формированием нравственных чувств, развитием эмпатии, организацией эмоционально-насыщенной коллективной деятельности.

Заключение

.

Проведенное исследование дает основание сделать следующие выводы.

1. Теоретический анализ проблемы позволил рассмотреть: а) подходы ученых к понятиям «нравственность», «культура». б) нравственная культура личности — это интегральное личностное образование, включающее в себя: знание моральных принципов, норм и правил, выработанных в обществесовокупность нравственно-волевых качеств и ценностей, способствующих принятию правильного решения в ситуации нравственного выбора и готовность их выполнятьценностная основа личности, направляющая на осознание ее самоценности и ценности окружающих людей;

— предполагает осознание необходимости выполнения определенных обязательств по отношению к другим людям, подчинение не только собственным устремлениям, но и согласования поведения с интересами других людей;

— включает в себя готовность личности на основе моральных принципов, правил и норм, выработанных в обществе, регулировать свое поведение и действия в разных сферах жизни — в труде, в быту, в личных, внутригрупповых отношениях;

— определяет критерии оценки личностных целей и средств их достижения, мотивы и намерения личности;

— предполагает способность определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на важнейшие этические категории.

2. Особенности формирования нравственной культуры подростков-воспитанников детского дома в реальной практике проявляются:

— в реализации функций нравственной культуры;

— во влиянии факторов и их учете в процессе формирования в условиях детского домав выделении и характеристике групп на основе обоснованных критериевв выявлении причин, затрудняющих процесс формированияв обосновании условий эффективности данного процесса.

3. Для правильного построения работы по формированию нравственной культуры подростков в условиях детского дома выделена система детерминант, представляющая собой совокупность факторов, влияющих на данный процесс: а) природные (биологические) факторы связаны с передачей от родителей детям тех или иных черт и особенностей, заложенных в генетическую программу. б) социальные факторы, связанных с воздействием средовых компонентов (государство, СМИ, семья, коллектив).

Анализ научной литературы и реальной практики показывает, что эту группу факторов в современных условиях нельзя оценить однозначно. Ее позитивный потенциал связан, главным образом, с деятельностью государства по обеспечению нормативной правовой основы социальной защиты, обучения и воспитания детей-сирот. в) личностные факторы связаны со спецификой индивидуального опыта подростков-воспитанников детского дома, обусловленной их возрастными особенностями и ситуацией общения в семье. Он носит объективный, стихийно организованный, когнитивно простой, амбивалентный, синхроничный, противоречивый, травматический, нерефлексивный характер. г) педагогические факторы, с содержанием воспитания, методами, формами, приемами организации деятельности по формированию нравственной культуры подростков в условиях детского дома, роли педагога как носителя и проводника нравственной культуры.

Анализ реальной практики позволяет выделить три основные группы воспитанников, составляющих контингент детского дома, что определяет дифференциацию в выборе методов, приемов и форм организации воспитательной деятельности в данных образовательных учреждениях, делает необходимым учитывать досиротский опыт подростков при построении индивидуальной ра-боты.с ними.

3. Обоснованы критерии, показатели, уровни сформированности нравственной культуры у подростков в условиях детского домарассмотрены различные подходы ученых к выделению критериев, определяющих уровень сформированности нравственной воспитанности, нравственных ценностей, качеств личностипоказателей, характеризующих данные уровнипоказаны общие положения, свойственные ученым по данному вопросу, которые заключаются в следующем: а) начальной ступенью формирования нравственной воспитанности, нравственных ценностей, нравственных качеств личности являются знания, характеризующиеся объемом, глубиной, действенностью. б) неотъемлемой частью являются отношения к знаниям, нормам поведения, характеризующиеся эмоциональной оценкой, мотивами и потребностями личности. в) наличие убеждений, которым свойственна осознанность, готовность действовать с прочно сложившимися убеждениями. г) конечной ступенью формирования является нравственное поведение.

Основываясь на концепциях ученых-педагогов о критериях формирования нравственной воспитанности, нравственных ценностях, качеств личности, стадиях усвоения социальных значений (Б.Д. Парыгин) и исходя из особенностей формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома, выделены критерии определяющие уровень сформированности нравственной культуры: познавательный, оценочно-эмоциональный, мировоззренческий, поведенческий.

Показателями познавательного уровня являются количество понятий, которыми владеет подростокумение устанавливать связи между ними, давать содержательную характеристику нравственным ценностям, анализировать как именно они могут проявляться в поведениисамостоятельность и устойчивость суждений о нравственных нормах, регулирующих отношения между людьми, умение использовать имеющиеся знания в различных ситуациях и готовность к самостоятельному нахождению способа применения знаний при изменении ситуации.

К показателям оценочно-эмоционального критерия относятся суждения, характеризующие отношение к нравственным ценностямустойчивость, глубина, сила эмоциональных переживанийсочувствие, свидетельствующее об альтруистической направленности.

Показатели мировоззренческого критерия отражают проявление полноты, самостоятельности, устойчивости суждений о нравственных требованиях, этических нормах.

Для поведенческого критерия характерна самооценка собственных поступков и проступков, развитость чувства самокритичности, проявление нравственных чувств, нравственных убеждений, устойчивость поведения, включающая в себя определенную неизменчивость в различных условиях.

На основе совокупности критериев и показателей выделены уровни сформированности нравственной культуры у подростков в условиях детского дома: достаточный, удовлетворительный, промежуточный, тревожный, неудовлетворительный, что позволило гипотетически описать пять групп воспитанников. Дана характеристика группам подростков, имеющим различный уровень сформированности нравственной культуры.

4. С учетом теоретических аспектов проблемы был осуществлен анализ практики формирования нравственной культуры у подростков в условиях детского дома. Установлено, что доминирующим в среде данной категории подростков являются удовлетворительный уровень (62%), меньшую группу представляют подростки с достаточным уровнем (5%), самую малочисленную группу составляют подростки с неудовлетворительным уровнем (3%).

5. Выявлены причины, затрудняющие формирования нравственной культуры подростков в условиях детского дома в современных условиях: а) педагогические — недостаточность знаний педагогов этики, философииотсутствия идеалов воспитания в современных условиях, растерянность педагогов в изменившейся социальной средестереотипизация в педагогическом сознании и практической деятельности по вопросам нравственного воспитания, находящее свое отражение в формах, методах и приемах организации деятельности. б) социальные — ограниченность институтов социализации, их разноплановый характер влияния и изменение социальной ситуации развития. в) личностные — особенности психологического развития, эмоционально-волевой сферы, самосознания, общения со взрослыми и сверстниками.

6. Исходя из теоретических положений о критериях, показателях, уровнях сформированности нравственной культуры у подростков в условиях детского дома, выделенных на их основе групп подростков и анализа практического опыта, рассмотрена система педагогического сопровождения по формированию нравственной культуры.

Она включает в себя в качестве элементов два этапа: педагогическую диагностику и активное педагогическое сопровождение.

Целью первого этапа является информационное обеспечение процесса сопровождения. Он включает в себя знание воспитателем-педагогом личностных особенностей подростков в условиях детского дома, проблем их нравственного развития, критериев показателей и уровней сформированности нравственной культуры подростка-сироты, знание методов и методик, позволяющих определить степень сформированности показателей, определяющих уровень нравственной культуры.

Второй этап включает в себя конструирование и реализацию маршрутов индивидуального сопровождения подростков исходя из уровней сформированности их нравственной культуры, включающие в себя следующие компоненты: а) целевой — формирование стратегических целей и задач нравственного развития личности воспитанникаб) договорной — проектирование действий педагогов и ребенка, определение воспитателем-педагогом системы нравственных ценностей, которую должен освоить подростокв) деятельностный — действия самого педагога и воспитанникаг) рефлексивный — осмысление полученных результатов, корректировка взаимодействия, планирование дальнейших действий.

Реализация маршрутов сопровождения предполагает решение конкретных задач по активизации деятельности подростков в процессе формирования нравственной культуры, связанную с овладением нравственных знаний, формированием нравственных чувств, развитие эмпатии, организацией многосторонней эмоционально-насыщенной коллективной деятельности, которая нашла свое отражение в содержании программы для подростков «Ты живешь среди людей», включающей в себя следующие разделы: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Кто придумал этикет?», «Что является самым ценным в жизни?». В процессе ее реализации решались задачи, связанные с освоением подростками нравственных знаний, формированием нравственных качеств личности, нравственного отношения к человеку, труду, воспитанием нравственных чувств, развитием коммуникативных качеств личности. Данная программа предполагает тесную взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности данной категории подростков, их ориентацию на творческий процесс познания и освоения нравственных норм, на нравственную рефлексию жизненного опыта.

7. Основная цель завершающего этапа экспериментальной работы заключалась в обработке, анализе и оформлении результатов исследования. В его задачи входили: а) обработка количественных данных экспериментаб) анализ и обобщение количественных и качественных результатов экспериментав) оформление выводов экспериментального исследования.

На этом этапе мы воспользовались преимущественно той же методикой, что и на этапе констатирующего эксперимента: а) серия контрольных заданий с целью выявления уровней сформированности нравственной культуры у подростков в условиях детского домаб) наблюдение за поведением подростков в условиях детского дома (проявление нравственной культуры в поведении) — в) тестирование учащихся с целью выявление динамики уровня сформированности нравственной культуры подростков в условиях детского дома.

Используя сравнительный анализ на каждом этапе экспериментальной работы, многоотраслевой критерий сформированности нравственной культуры подростков в условиях детского дома мы установили прямую зависимость между процессом формирования нравственной культуры и полнотой, качеством выполнения заданных педагогических условий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — М.: Моск. психолого-соц. инст.- Воронеж: МОДЭК, 2000. 416 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. 299 с.
  3. М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. — М.: Просвещение, 1992. — 245 с.
  4. В.И., Бушкова Н. П., Палиева Н. А. Социализация воспитанников детского дома: проблемы, поиски, решения. — Ставрополь, 2003. — 116 с.
  5. Аксиологические аспекты становления профессионального мышления педагога: Межвузовский сб. научн. тр. / под ред. А. А. Орлова. — Тула.: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2004.-231 с.
  6. Актуальные проблемы современного детства. Сб. научн. тр. Вып. 5 / Под ред. Е. М. Рыбинского. М., 1998. — 104 с.
  7. Л.С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2002. — № 4. — С. 78−85.
  8. М.А. Учет психологических особенностей личности в процессе воспитательной и профилактической работы. — М., 1980. 205 с.
  9. М.А., Гришанович Т. В., Лабанова Л. В., Травникова Н. Г., Троши-хина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. Программа психологического содействия успешной адаптации в социуме воспитанников учреждений для детей сирот. СПб.: б.м., 2000. — 201 с.
  10. .Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск: Изд-во Свердл. ун-та, 1986. — 150 с.
  11. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. — 339 с.
  13. В.И. Особенности психического развития детей в интернатных учреждениях // Социальные проблемы сиротства М., 1992. — С. 34−43.
  14. С.Ф. Духовные ценности: производство и проблемы. — Москва: Мысль, 1989.-255 с.
  15. Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного обtразования // Классный руководитель. — 2000. — № 3. — С. 63−81.
  16. М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. Омск: Изд-во Ом ГПУ, 1998. — 125 с.
  17. Р.Г. Постижение добра. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 207 с.
  18. М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школы-интерната. Автореф. дис.. канд. пси-хол. наук. М., 1991. — 22 с.
  19. Н.Г. Социальные причины и механизмы формирования сиротства в раннем детстве // Проблемы сиротства и деятельность учреждений, заменяющих семейное воспитание. Вып. 2. — М., 1992. — С. 5−25.
  20. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974.-221 с.
  21. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. — М.: Знание, 1978. — 64 с.
  22. А.А. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей в процессе социализации. Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2005. — 22 с.
  23. Е.М. Нравственная культура личности. — Минск.: Наука и техника, 1985.-184 с.
  24. A.M. Нравственные культуры студенчества в условиях духовного обновления российского общества. — Уфа.: БГУ, 1998. — 129 с.
  25. Базовая культура личности: Теоретические и методические проблемы / Под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой. М., 1989. — 149 с.
  26. Л.А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Система деятельности педагога-воспитателя // Классный руководитель 1998, № 4 — С. 3−27.
  27. И.Е. Меры воспитанного детского дома // Директор школы — 2002.-№ 4-С. 115−125.
  28. И.Е. Некоторые проблемы социализации воспитанников детских домов // Дети — Молодежь — Общество. Челябинск, 1988. — С. 103−104.
  29. В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.: Политиздат, 1983. — 224 с.
  30. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений). — М.: Аспект-пресс, Эксмо-пресс, 2000. — 508 с.
  31. B.C. Психолого-педагогическое сопровождение как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Иркутск., 2004. 19 с.
  32. В.А. Духовная культура личности: философские очерки. М.: Политиздат, 1986. — 108 с.
  33. В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. — 2000. — № 3. С. 39−47.
  34. Е.П. Я — концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ. — Сер. 14: Психология. 1997. — № 4. — С. 25−31.
  35. С.А. Развитие сети государственных учреждений для детей-сирот в России и проблемы их совершенствования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — М., 1999. — № 3. — С. 84−87.
  36. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. — М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  37. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 1. -М.: Ин-т практ. психологии. Воронеж.: МОДЭК, 1996. — 318 с.
  38. Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 2000.-34 с.
  39. О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации. — Дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2005. -191 с.
  40. JI.H. Предупреждение депривации в образовательном процессе.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 240 с.
  41. Р. Развитие Я-концепция и воспитания. — М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  42. B.C. Нравственная культура. Современность (философские размышления о жизненных проблемах). — М.: Знание, 1990. 64 е.,
  43. B.C. Школа диалога культур. — М.: Политиздат, 1992. — 412 с.
  44. В.А. Моральные качества личности (их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе). — Воронеж.: Изд-во Воронежск. ун-та, 1974. — 186 с.
  45. В.А. Нравственное воспитание (философско-этические основы).- Воронеж.: Изд-во ВГУ, 1990. 141 с.
  46. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 646 с.
  47. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1976. — № 6. С. 45−53.
  48. Е.В. Ценностные основания личностно—ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4 — С. 29−36.
  49. В.Н. Формирование нравственной культуры личности курсантов юридического вуза в процессе занятий по физической подготовке. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тула, 2004. — 21 с.
  50. Н.М., Евмененко Е. В., Козловская Г.Ю, Палиева Н. А. Социально-психологические аспекты помощи детям — сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Ставрополь, 2003. — 98 с.
  51. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности младшего школьника: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1991. — 53 с.
  52. .С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). М.: Знание, 1985. — 64 с.
  53. Е.Б. Социальное сиротство: Опыт социологического исследования // Социологические исследования, 2004. № 4. — С. 44 — 51.
  54. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 140 с.
  55. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и патология. — М., 1990. — 140 с.
  56. В.И. Раннее сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. М.: АСОПР, 1994. — 165 с.
  57. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 168 с.
  58. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме. // Философия образования — 1996. С. 16- 90.
  59. А.А. Развитие ненасилия как ценности у детей-сирот в воспитательной среде детского дома, Дис.. канд. пед. наук. — Тула., 2006. 197 с.
  60. Т.Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философско-педагогических идей Л. Н. Толстого в педагогической практике Яснополянского детского дома. — Тула., 2001. — 262 с.
  61. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М.: Просвещение, 1988.- 206 с.
  62. А.П. Моральная регуляция поведения личности. Минск: Наука и техника, 1987. — 138 с.
  63. Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах. Автореф. дис.. канд. психол. наук М., 1992. — 18 с.
  64. Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Авторефер. дис.. докт. пед. наук. — Ростов-на-Дону, 1999. — 44 с.
  65. Т.П., Миронова М. П. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах // Вопросы психологии. 1999. — № 2 — С. 118−120.
  66. Вопросы нравственной культуры: методологические вопросы нравственной культуры социалистического общества. — Вильнюс, 1981. 148 с.
  67. Воспитание и развитие детей в детском доме. Хрестоматия / ред.-сост. Н. П. Иванова. -М.: АПО, 1996. 104 с.
  68. Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. — 51 с.
  69. О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании.1. М., 1996. — 148 с.
  70. Л.П., Мещерякова С. Ю. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. — 1990.-№ 6.-С. 17−25.
  71. Т.В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации. — М., 2004. — 136 с.
  72. Ю.В. Система воспитательной работы в детском доме. — М.: НИИ школ, 1976. 172 с.
  73. Т.В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе. Автореф. дис.-. канд. пед. наук. — Иркутск, 2004. 18 с.
  74. В.М. Особенности социального поведения детей в условиях детского дома // Актуальные проблемы социальной психологии. Тезисы научных сообщений. Часть 3. —Кострома: б.м., 1986. — С. 97.
  75. Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников. Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1979. — 37 с.
  76. А.А. Система принципов воспитания — основа организации воспитательного процесса в детском доме // Воспитательная работа в школе. — 2002.-№ 4.-С. 20−24.
  77. А.А. Золотое правило нравственности — М.: Молодая гвардия, 1988.-269 с.
  78. И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор пространства детства: вопросы теории. — Казань, Изд-во «R пресс», 2000. — 164 с.
  79. И.Ф. Дети-сироты: проблемы выживания // Социологические исследования. 1991. — № 9. -С. 12- 78.
  80. И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: современные проблемы и перспективы в условиях рынка // Социальные проблемы сиротства. М.: Институт социологии РАО, 1992. — С. 7 — 34.
  81. Дети социального риска и их воспитание / Под. науч. ред. JI.M. Шипицы-ной. СПб.: Речь, 2003. — 144 с.
  82. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. М., 1998. — 143 с.
  83. К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983. — 160 с.
  84. О.Г. Понятие мораль. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974.-386 с.
  85. Т.П. Особенности характера и познавательных способностей подростков воспитанников детских домов. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — СПб, 2000. — 20 с.
  86. Ю.Б. Идеализированный образ родителей как фактор деви-антного поведения подростков, воспитывающихся вне семьи. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Калуга, 2004. — 19 с.
  87. М.А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях // Дефектология. 1997. — № 5. — С. 63 — 68.
  88. Т.О., Каплунович И. Я., Пушкина Т. А. Особенности нравственных ориентации старшеклассников в условиях ломки общественного сознания. Н-Новгород., 1995. — 75 с.
  89. В.И. Введение в психологию духовного развития личности подростка: психологические основы духовной педагогики. Тула., 1997. — 128 с.
  90. А.А. Педагогическое сопровождение асоциально-криминальных групп подростков. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. — 22 с.
  91. Засядько-Волк Ю. В. Соотношение нравственного и биологического в человеке (принципиальные формулы и некоторые аспекты соотношения). Автореф. дис.. канд. филос. наук. — JI, 1972. 16 с.
  92. А.К. Теоретико-методологический аспект исследования нравственной культуры социалистического общества. Автореф. дис.. канд. филос. наук. JI, 1984. — 18 с.
  93. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986.-221 с.
  94. В.П., Моргунов Е. В. Человек развивающий. Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. — 333 с.
  95. В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. Т.4. —1993. — № 2. — С. 32 — 43.
  96. А.В. Организационно-педагогические условия социального становления детей. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1999. — 19 с.
  97. Л.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 18 с.
  98. А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 69 — 73.
  99. М.Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. 247 с.
  100. Г. П. Освоение нравственных ценностей учащихся общеобразовательных школ в современных условиях.: Монография М.: Социум, 2001. -160 с.
  101. Н.П., Бобылева И. А., Заводилкина О. В. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. М., 1999. — 52 с.
  102. А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  103. А.В., Савкина Т. П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками. М.: Институт молодежи, 1993. — 122 с.
  104. Изучение личности школьника учителем // Под. ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакиной, Н. Ф. Родионовой. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
  105. Е.П. Мотивация и мотивы. Спб.: Питер, 2000. — С. 35 — 67.
  106. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
  107. Как построить свое Я I под ред. В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1991. -131 с.
  108. В.А. Стать человеком (общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса). — М., 1993. — 80 с.
  109. В.П. Педагогическая коррекция. — М.: Просвещение, 1994. 223 с.
  110. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.- 188 с.
  111. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии.- 1993.-№ 1.-С. 13−23.
  112. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. — М.: Институт молодежи, 1996. 224 с.
  113. А.В. Формирование нравственной культуры школьника в процессе физкультурного образования. Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2007.-22 с.
  114. С.А. Теория и методика ознакомления школьников с социальной действительностью. — М.: Академия, 1998. — 180 с.
  115. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы / Под. ред. JI.M. Шипицыной, Е. И. Казаковой. СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. — 108 с.
  116. Кон И. С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива. -М.: Наука, 1988.-269 с.
  117. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. — М.: Изд-во ИПП, Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1997. 336 с.
  118. Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. —Новосибирск, 1993. — 244 с.
  119. Ю.Н. Ресоциализация и социальная адаптация детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. // Вестник университета Российской академии образования. — 2004. — № 4. — С. 111−114.
  120. JI.C. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства. Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1998.- 18 с.
  121. С.Н. Преодоление социальных проблем сиротства. Чехов МО.: ГОУНПОПЛ -56, 2002. — 26 с.
  122. С.В. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. — 288 с.
  123. И.Л. Развитие эмоционального мира детей: Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль.: Академия развития. — 1996. — 208 с.
  124. А.Н. Педагогические условия формирования индивидуального стиля социального поведения подростков. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 1997.-21 с.
  125. С.В. Социальные проблемы детства в государственной политики современной России. Автореф. дис.. канд. социол. наук. Саратов, 1998.-17 с.
  126. А.А. Формирование ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы. Дис.. канд. пед. наук. -Рязань., 2004.-177 с.
  127. К.Ю. Стимулы формирования ценностных ориентаций подростков детского дома. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Карачаевск, 2003. -23 с.
  128. Ю.М. Формирование нравственной культуры личности подростка в любительском объединение спортивного типа. Автореф. дис.. канд. пед. наук к -М, 1994.- 18 с.
  129. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага.: Авиценум, 1984. 223 с.
  130. .Т. Философия воспитания. — М.: Прометей, 1995. 228 с.
  131. Личностно-ориентированый подход в работе педагога: разработка и использование. М.: Сфера, 2003. — 190 с.
  132. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / ред. сост. B.C. Мухина. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  133. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
  134. Лях Т.П. и др. Психология трудного подростка: психолого-педагогические условия обучения воспитания трудных подростков. Методические рекомендации. Тула., 2001. — 38 с.
  135. И.В. Формирование навыков социально-этического поведения у воспитанников детского дома / Проблемы школьного воспитания. — 2001. — № 3 С. 49 — 54.
  136. И.С. Нравственное становление личности школьника. — М.: Педагогика, 1985. — 103 с.
  137. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1980. 183 с.
  138. Ю.М. Проектирование воспитательной системы образовательного учреждения для детей-сирот. Дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2005. -225 с.
  139. A.M. Дети-сироты как социально уязвимая группа населения. Дис.. канд. социол. наук. Казань, 2005. — 217 с.
  140. Моральные ценности и личность. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 175 с.
  141. Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. М.: б.м., 2002. — 54 с.
  142. A.M. Охрана детей-сирот в России: история и современность. -М.: Дом, 1994.-109 с.
  143. A.M. Россия и её дети (ребенок, закон, государство). М.: Грааль, 2000.-238 с.
  144. Н.Д. Ценности как основа цели воспитания // Педагогика. — 1998. -№ 3. с. 3−10.
  145. Новая философская энциклопедия. в4т.-— М.: Мысль, 2000.
  146. Нравственная культура: Сущность, содержание, специфика. — Вильнюс: Минтис, 1981. -271 с.
  147. Нравственность в современном мире. — Минск.: Красико-Прин, 2003. — 128 с.
  148. Л.Я., Шульга Т. Н., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с.
  149. Очерки о развитии детей оставшихся без родительского попечения / под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995. — 64 с.
  150. .Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.-351 с.
  151. А.Х., Рязанов Е. П. Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома // Психологический журнал. — 1993. — № 1.-С.44−52.
  152. С.М. Детский дом — школа для детей-сирот в новом образовательном пространстве // Дефектология. — 2001. № 1. — С. 56−59.
  153. В.И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьников. Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1982. — 43 с.
  154. А.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений //Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 19−26.
  155. Г. В. О воспитательной системе А.А. Католикова. // Педагогика. -2001.-№ 7.-С. 43−46.
  156. JI.B. Концепция организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях для детей-сирот. — Сыктывкар., 2001. — 23 с.
  157. К.К., Адаскин Б. И. Об изучении и формировании личности учащегося. — М.: Высшая школа, 1996. — 224 с.
  158. М.Н. Содержание и организация работы воспитания школы-интерната. -М.: Просвещение, 1982. — 234 с.
  159. Г. И. Воспитание семьянина в условиях детского дома. М: Изд. дом Новый учебник, 2003. — 128 с.
  160. Полторацкая H. JL Педагогическое сопровождение нравственного воспитания личности в научном наследии П. Д. Корневича. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Смоленск, 2006. — 19 с.
  161. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. / под. ред. J1.B. Байбо-родовой. Ярославль.: Яр ГПУ, 1997 — 196 с.
  162. A.M., Толстых Н. Н. Психология сиротства. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.-416 с.
  163. Проблемы социального сиротства: причины, предупреждения, пути решения / под ред. В. Г. Боровик. Белгород., 2002. — 91 с.
  164. Н.А. Технология развития общественно-государственного характера управления для успешной социализации выпускников в местныхусловиях II Вестник университета Российской академия образования. — 2004.-№ 4.-С. 107−111.
  165. Психическое развитие воспитанников детского дома / под. ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
  166. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга). СПб.: МИСиР, 1996. — 48 с.
  167. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников / под. ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1990. — 159 с.
  168. Психология развивающейся личности / под ред. В. А. Петровского. — М., 1987.-230 с.
  169. Психология формирования и развития личности // под. ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1981.-365 с.
  170. Н.К. Развитие самопринятия у детей в условиях детского учреждения закрытого типа. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Н-Новгород, 1995.- 17 с.
  171. Развитие социальной политики в интересах детей в Российской Федерации / Г. Н. Карелова и др. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. — 104 с.
  172. Рациональное и эмоциональное в морали. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 156 с.
  173. А.А. Социальное сиротство в современной России. М., 2002. — 322 с.
  174. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. -М.: Педагогика, 1988. 333 с.
  175. Е.М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы. М., 2004, — 204 с.
  176. З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социологические исследования. — 2001. — № 2. — С. 134.
  177. Семейный кодекс Российской Федерации. — М.: Закон, 2000. — 346 с.
  178. В.Д. Педагогический процесс: социально-педагогический аспект. Свердловск.: Изд-во Ур ГУ, 1990. — 73 с.
  179. Г. В. Условия психологической и социальной защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М.: Изд-во УРАО, 2001. — 142 с.
  180. Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. — М.: Айрис-пресс, 2000. — 112 с.
  181. Сиротство как социальная проблема / под ред. Л. И. Смагиной. — Минск.: Университет, 1999. — 144 с.
  182. Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Метод, пособие / под ред. Н. М. Иовчук. М.: Изд. центр «Реалтэх», 2003. — 211 с.
  183. Г. В. Нравственное развитие старшеклассников в социально-педагогическом процессе. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.-188 с.
  184. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
  185. Е.О. Как помочь ребенку, растущему без семьи: методические рекомендации для работников детского дома. — Абакан., 1996. 26 с.
  186. Социализация и образование социальных сирот: Доклад МО РФ. М., СПб.: Интеллект-центр, 2002. — 265 с.
  187. Социальное и душевное здоровье ребенка в семье: защита, помощь, возвращение в жизнь. Материалы Всерос. науч.-пр. конф. М.: Грааль, 1998. — 252 с.
  188. Социально-педагогическая поддержка детства: муниципальная система. — М.: Народное образование, 2002. 110 с.
  189. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение. СПб.-Тюмень.: ТОГИРРО, 2002. — 182 с.
  190. Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов. Курган.: Исеть, 1997. — 127 с.
  191. М.В. Педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дис.. канд. пед. наук. — М, 2005. — 162 с.
  192. П.Б. Комплексная реабилитация воспитанников детского дома как фактор их социальной адаптации. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Оренбург, 2000. 19 с.
  193. В.А. Мораль: познание и действие. М.: Молодая гвардия, 1987. -248 с.
  194. Е.Н. Личностные особенности подростков сирот и подростков, оставшихся без родительского попечения, как фактор их дезадаптации. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М, 2004. — 26 с.
  195. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства. -М.: Москов. психолого-соц. ин-т, Флинта, 1997. — 160 с.
  196. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому / под. ред. И. В. Дубровиной. М: Педагогика, 1987. — 181 с.
  197. А.С. Российская нравственная культура: поливариативность эмпирических моделей. Автореферат дис.. докт. культурологии. Екатеринбург, 2005. — 31 с.
  198. Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  199. Л.П. Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа. Дис.. канд. пед. наук. М., 2006. — 277 с.
  200. А.Н. Воспитание личности школьника: учебное пособие. — Казань.: Изд-во «Матбугат йорты», 1999. 224 с.
  201. О.П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983. -158 с.
  202. Т.И. Методика личностного и профессионального самоопределения детей-сирот. — Новокузнецк, 2002. — 132 с.
  203. P.M. Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе её социализации. Автореф. дис.. докт. психол. наук. Ярославль, 2002. — 46 с.
  204. К.А. Проблемы нравственного воспитания. М.: Знание, 1988. -63 с.
  205. JT.JI. Воспитание нравственной культуры учителя в процессе профессиональной подготовки: теория и практика. Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 2006. — 55 с.
  206. А.И. Система воспитания этической культуры школьников. -М., 1996.- 134 с.
  207. Ф.Э. Дети с особыми потребностями. Социалогический анализ. -М.: ЦСП, 2003.-140 с.
  208. М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.- 103 с.
  209. Л.М. Психология детей-сирот. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во С. Петербургского ун-та, 2005. — 628 с.
  210. Л.М., Иванова Е. С., Виноградов А. Д., Коновалова Н. Л., Крючкова Л. Л. Развитие личности ребенка в условиях материальной де-привации. СПб.: МУСиР, 1997. — 160 с.
  211. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Ростов-на-Дону., 1995. — 314 с.
  212. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: Пед. поиск, 1998.-179 с.
  213. А.И. Педагогическое сопровождение социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2006. — 26 с.
  214. Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот. Дис.. канд. пед. наук. — М, 2005. -253 с.
  215. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М.: Педагогика, 1984. 142 с.
Заполнить форму текущей работой