Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исторический подход и методика его реализации в процессе изучения географии России и географии Смоленской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В современной школьной географии исторический подход является одним из научных подходов, положенных в основу формирования географического мышления. Он позволяет проследить развитие любого географического объекта или процесса со времени его возникновения до современного состояния, предположить перспективы его развития. Исторический подход способствует повышению научности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исторический подход: сущность, становление, аспекты
    • 1. 1. Принцип историзма и его формирование в философии
    • 1. 2. Исторический подход в географической науке
    • 1. 3. Исторический подход в методике обучения географии
    • 1. 4. Отражение аспектов исторического подхода в школьных программах, учебниках по географии России и региональному курсу географии
  • Глава 2. Методические условия реализации исторического подхода в школьном курсе географии России и в региональном курсе (на примере географии Смоленской области)
    • 2. 1. Организация лекционнно-семинарской системы обучения
    • 2. 2. Использование коллективных форм учебной деятельности
    • 2. 3. Изучение топонимии региона
  • Глава 3. Педагогический эксперимент и его итоги

Исторический подход и методика его реализации в процессе изучения географии России и географии Смоленской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современной школьной географии исторический подход является одним из научных подходов, положенных в основу формирования географического мышления. Он позволяет проследить развитие любого географического объекта или процесса со времени его возникновения до современного состояния, предположить перспективы его развития. Исторический подход способствует повышению научности обучения школьной географии, развитию умений и навыков географического прогнозирования. Исторический анализ — выяснение как возникло явление, какие этапы в своем развитии прошло и чем стало теперь, способствует реализации не только образовательного, но и воспитательного, мировоззренческого потенциала школьной географии.

Историзм как общенаучный принцип познания утвердился в науке с XIX века. В географии он был характерен для работ М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева, А. Гумбольдта, К. Риттера, П.П. Семенова-Тян-Шанского,.

B.В. Докучаева, Л. С. Берга, К. К. Маркова. Аспекты исторического подхода рассматривались в трудах известных экономико-географов: Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского, И. А. Витвера, Я. Г. Машбица, Ю. Г. Саушкина. Проблеме реализации исторического подхода уделяли внимание известные ученые и методисты: В. П. Максаковский, Л. М. Панчешникова, В. Я. Ром, Э. Л. Файбусович.

Традиционен исторический подход и для отечественной школьной географии. В разные периоды ее истории он являлся неотъемлемой частью школьного географического образования. О важности исторического подхода свидетельствуют учебники Э. Лесгафта, А. А. Крубера, С. Г. Григорьева,.

C.В. Чефранора, А. С. Баркова. Середину XX века — время учебников Н. Н. Баранского и И. А. Витвера, называют «эпохой историзма» в школьной географии. Некоторое уменьшение внимания к историческому подходу характерно для 60−80 годов, когда самодовлеющее значение в нашем образовании стал приобретать принцип научности обучения. Пытаясь избежать объективного взгляда на историю, по идеологическим соображениям, из программ и учебников исчезли отдельные вопросы, связанные с историей формирования отдельных регионов и стран. Взамен география наполнилась цитатами, конспектами первоисточников, материалов съездов и других политических документов.

Возвращение к культурологическому направлению образования в начале 90-х годов привело к положительным изменениям в отношении реализации исторического подхода. Современный проект стандарта географического образования в средней школе, современные программы и учебники насыщенны историко-географическими знаниями и предусматривают широкое использование исторического подхода как одного из факторов формирования географического мышления.

Использование исторического подхода на современном этапе развития школьного географического образования приобретает особую значимость в связи с переходом к комплексным программам и учебникам по географии России. Изучение генезиса, временных связей объекта на определенном историческом этапе наглядно демонстрирует тесную взаимосвязь социально-экономических и природных объектов. В частности, исторический фактор специализации районов четко показывает связь современного производства с традиционными промыслами, в значительной степени обусловленными природными особенностями. Таким образом, исторический подход является мощным фактором внутринаучной интеграции, что, безусловно, важно и актуально для современной школы.

Использование исторического подхода в географии представляет собой соединение философских категорий пространства и времени, что делает сам анализ объективным, а формирующийся образ территории наиболее адекватным. Благодаря историческому подходу прошлое, настоящее и будущее географических процессов, объектов, явлений предстают перед учащимися как звенья одной цепи, взаимосвязанные и взаимообусловленные. Это позволяет наиболее полно, объективно формировать неискаженный образ определенного географического объекта, района, и России в целом. В частности топонимика, как один из аспектов исторического подхода, в силу своей «народности», независимо от переменчивого взгляда на историю нашей страны хранит сведения о прошлом, является достоверной летописью ее истории.

Непосредственно в учебном процессе, как показало исследование, отдельные аспекты исторического подхода используются, но их реализация носит стихийный, бессистемный характер. Учителя, как правило, сталкиваются с определенными методическими трудностями при изучении историко-географических вопросов: выбор оптимальных методов и форм, поиск информационных источников, отбор содержания.

Проблеме реализации исторического подхода посвящено несколько диссертационных исследований. В частности, рассматриваются: методика изучения деятельности отечественных ученых, географов и путешественников (А.А.Ефимова) — межпредметные связи экономической географии СССР и истории (Л.И.Елховская) — реализация исторического подхода при изучении социальных вопросов в школьных курсах географии 6,7и 10-х классов (О.В.Чичерина). Собственно методике реализации историко-географического подхода в школьном курсе географии России посвящено диссертационное исследование Е. А. Таможней. В указанной работе определена структура и состав историко-географических знаний в курсе «География России», в качестве методических условий реализации историко-географического подхода исследованы интеграция историко-географических и исторических знаний, решение учебных задач и картографическое моделирование историко-географических событий. Однако, в названой работе не акцентируется внимание на социально-экономических вопросах курса «География России» (разделы «Население» и «Хозяйство»), региональных курсах географии, которые значительно обогатились за последнее десятилетие сведениями из геополитики, географии конфессий, исторической географии, этнографии.

Также, в отличие от указанной работы в данной диссертации исторический подход рассматривается с научно-философских позиций, как проекция общенаучного принципа историзма.

Таким образом, существует противоречие между важной ролью исторического подхода, увеличением вопросов историко-географического содержания в школьных программах и учебниках и недостаточно разработанной методикой реализации исторического подхода в школьном курсе «География России», в частности, при изучении разделов «Население» и «Хозяйство» и в региональном курсе географии.

Отмеченное противоречие составляет содержательную суть проблемы исследования. В соответствии с поставленной проблемой были определены объект, предмет и цель исследования.

Объект исследования: процесс обучения географии в средней школе.

Предмет исследования: методика реализации исторического подхода в школьном курсе «География России» и в региональном курсе географии.

Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка методики реализации исторического подхода при изучении разделов «Население» и «Хозяйство» школьного курса географии России и регионального курса (на примере географии Смоленской области).

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, предполагающая, что целесообразность и эффективность разработанной методики будет выше если:

— определена сущность исторического подхода в философии, географической науке, школьной географиивыявлены аспекты исторического подхода и определена степень их отражения в школьных программах и учебниках;

— реализация аспектов исторического подхода будет осуществляться на основе лекционно-семинарской системы обучения;

— изучение историко-географических вопросов будет строиться с использованием коллективных форм учебной деятельностиизучение топонимики как аспекта исторического подхода будет осуществляться в ходе изучения топонимии своего региона в региональном курсе географии;

В соответствии с целью исследования и гипотезой предполагается решить следующие задачи:

1. Определить сущность исторического подхода в философии, географической науке и школьной географии. Уточнить понятия «историзм», «принцип историзма», «исторический подход», «исторический метод». Выделить главные аспекты исторического подхода в школьной географии и определить степень их отражения в программах и учебниках.

2. Разработать эффективные методические условия реализации отдельных аспектов исторического подхода в процессе изучения курса географии России и регионального курса (на примере географии Смоленской области).

3. Экспериментально проверить эффективность разработанных методических условий.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в определении сущности и аспектов исторического подхода в школьной географии, в выявлении особенностей их отражения в школьных учебниках по курсу географии СССР и России и региональных учебниках географии.

Практическая значимость исследования характеризуется тем, что разработана эффективная методика реализации исторического подхода в процессе изучения школьных курсов географии посредством применения лекционно-семинарской системы, использования коллективных форм учебной деятельностиизучения топонимии «своего» региона. Материалы исследования могут быть использованы при дальнейшем совершенствовании учебного процесса и при подготовке новых программ, учебников, методических пособий по курсу географии России и региональным курсам географии.

Методической и теоретической основой исследования являются философские идеи о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, о соотношении общего и частного, целого и частей, дидактические и методические концепции содержания образования.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

Теоретические — анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ школьных программ и учебников, государственных образовательных стандартов.

Эмпирические — обобщение опыта работы школы, целенаправленное наблюдение за процессом обучения, проведение педагогического эксперимента.

Социологические — анкетирование учителей и учащихся, собеседование.

Достоверность и обоснованность полученных в диссертации результатов и выводов обеспечивается: сочетанием различных методов, опирающихся на достижение психолого-педагогической и методической наукисоответствием исследования проекту современной концепции школьного географического образования и требованием государственного стандарта географического образованиярезультатами экспериментальной работы, которая проводилась на базе школ г. Смоленска, личным педагогическим опытом учителя — исследователя в процессе обучения географии.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения уроков в школах г. Смоленска, в ходе проведения семинарских и практических занятий на курсах повышения квалификации работников образования в Смоленском институте усовершенствования учителей. Результаты исследования обсуждались на Международной научно-практической конференции «Н. М. Пржевальский и современное страноведение» (Смоленск, 1999 г.), на заседании кафедр в Московском государственном открытом педагогическом университете и кафедре физической географии Смоленского государственного педагогического университета.

По теме исследования опубликовано 7 работ.

Исследование проводилось с 1998 по 2003 годы и включало 3 этапа:

— на первом этапе (1998;1999 гг.) были проанализированы: философская, географическая, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, школьные программы и учебники по географии России (1937;2002 гг.) и региональные учебники по географии Смоленской области (1962;2000 гг.) с целью определения сущности и современного состояния проблемы, изучался опыт работы школы (анкетирование, собеседование, наблюдение) с целью определения современного уровня реализации исторического подхода, уточнены гипотеза и задачи исследования, обозначены основные направления разработки методических условий реализации исторического подхода;

— на втором этапе (1999;2002 гг.) разработаны и внедрены с целью определения их эффектности, методические условия реализации исторического подхода;

— на третьем этапе (2002;2003 гг.) проведена обработка и анализ результатов экспериментального обучения, сделаны выводы и уточнены теоретические положения, осуществлены систематизация материала и оформление диссертационного исследования.

Логика исследования обусловила структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

V. Результаты исследования позволяют сформулировать предложения по более полному отражению аспектов исторического подхода в программах и учебниках и их реализации в учебном процессе:

— необходимо в определенной степени систематизировать реализацию аспектов исторического подхода — включить в планы характеристики объектов пункт о происхождении, особенностях развития и формирования (в обязательном порядке);

— усилить реализацию исторического подхода при закреплении, проверке и обобщении учебного материала на уроке;

— усилить реализацию мировоззренческого потенциала исторического подхода, т. е. целенаправленно, более четко вскрывать и подчеркивать важнейшие положения общенаучного принципа историзма;

— внести изменения в программу курса география Смоленской области, с целью усилить отражение аспектов исторического подхода, выделенных в исследовании;

— в тексте и методическом аппарате учебных пособий по географии Смоленской области усилить реализацию таких аспектов, как географическое прогнозирование и топонимика, увеличить роль иллюстративного материала в реализации исторического подхода.

Заключение

.

В ходе диссертационного исследования были решены поставленные задачи и получены следующие результаты:

I. Уточнена сущность понятий «принцип историзма», «исторический подход», «исторический метод», выявлена их взаимосвязь и соподчиненность.

В основе исторического подхода, включающего исторический метод, лежит философский общенаучный принцип историзма, предполагающий сознание того, что все явления, объекты, процессы развиваются и изменяются, что существует непрерывная связь между прошлым, настоящим и будущим и требующий изучения любого объекта в его конкретно-исторической обусловленности.

Сущность исторического подхода в географии как проекции общенаучного принципа историзма, заключается в понимании того, что природа, общество в целом и их отдельные компоненты находятся в постоянном изменении и развитии, которое осуществляется как в пространстве, так и во времени.

II. Определена сущность исторического подхода в школьной географии и выявлены его аспекты.

В методике обучения географии исторический подход является одним из факторов повышения научности обучения и рассматривается как совокупность приемов, способов, средств, способствующих реализации общенаучного принципа историзма.

В основу предлагаемого варианта выделения аспектов исторического подхода положены особенности изложения и функции исторического материала в школьной географии. В частности, выявлены следующие аспекты исторического подхода: историческое описание, историческое объяснение, географическое прогнозирование, топонимика, научные персоналии.

III. Проведен анализ разделов «Население» и «Хозяйство"учебников по географии СССР и России (1937;2001 гг.), региональных учебников, в частности «География Смоленской области» (1962;2000 гг.) на предмет реализации исторического подхода и выявлены особенности отражения его аспектов. Основную часть историко-географических знаний формируют такие аспекты как исторические описания и объяснения. В течение обозначенного периода наиболее существенным изменениям подвергалось отражение исторических описаний. Реализация исторических объяснений оказалось наиболее консервативной и стабильной. В отношении географического прогнозирования и научной персоналии, в целом, складывается положительная тенденция, что обусловлено современными тенденциями развития географической науки и школьной географии. В отношении реализации такого аспекта исторического подхода как топонимика складывается положительная, но менее ярко выраженная тенденция.

В современных учебниках четко прослеживается тенденция на увеличение роли методического аппарата и иллюстративного материала в реализации аспектов исторического подхода.

В отличие от современных учебников по географии России, в учебных пособиях по географии Смоленской области последнего поколения, не получил достаточного отражения географический прогноз, а такой аспект, как топонимика, практически отсутствует, не реализован потенциал иллюстративного материала в реализации исторического подхода.

IV. Определены методические условия реализации исторического подхода посредством повышения эффективности реализации его аспектов.

Наиболее эффективной реализации исторических описаний и объяснений способствует организация лекционно-семинарской системы обучения. Исследование показало, что исторический подход может быть реализован во всех структурных компонентах предлагаемой' системы обучения (лекция практикум — семинар — зачет) и предложенная лекционно-семинарская система открывает широкие возможности для осуществления географического прогнозирования.

При изучении отдельных историко-географических вопросов необходима организация коллективной формы учебной деятельности. Она позволяет более эмоционально и деятельностно организовать восприятие и усвоение историко-географического материала. В работе определены темы и представлены методические разработки отдельных уроков историко-географического содержания. Исследование особенностей организации и проведения коллективных форм позволило выделить основные принципы и этапы организации.

Реализация топонимики как аспекта исторического подхода целесообразно при изучении топонимии своего края в региональном курсе географии. Выявлена оптимальная система внедрения топонимики в курс географии Смоленской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. П. Факультативный курс. «Основы экономики важнейших отраслей народного хозяйства» в средней школе. Дис. канд.пед.наук. -М., 1974. 165 с.
  2. А.И., Николина В. В. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс.-М.: Просвещение, 2001. 47 с.
  3. А.И., НиколинаВ.В. Дидактические материалы по географии России 9 класс. М.: Дрофа,. 1998. 43 с.
  4. В.А. Теоретические основы географии.- М.: Мысль, 1972.430 с.
  5. Н.Н. Избранные труды. Научные принципы географии.- М.: Мысль, 1980.-239 с.
  6. Н.Н. Исторический обзор учебников географии (18 761 934).- М.: Учпедгиз, 1954. 503 с.
  7. Н.Н. Методика преподавания экономической географии.-М.: Просвещение, 1990. 303 с.
  8. Н.Н. Экономическая география СССР. Учебник для 8 класса средней школы.-М.-.Государственное учебно-педагогическое издательство, 1937. 376 с.
  9. И.И., РомВ.Я. География России. 8−9 класс: Методическое пособие.- М.: Дрофа, 2002. 144 с.
  10. А.С. Вопросы методики и истории географии.- М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. 262 с.
  11. В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем.- Воронеж.: издательство Воронежского университета, 1977. 304 с.
  12. В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  13. БибикА.Е. Методика преподавания экономической географии зарубежных стран. VIII класс.-М: Издательство АПН РСФСР, 1958. 232 с.
  14. О.Н. Топонимия Смоленского края в прошлом и настоящем. Дис.канд. филол. Наук.-Смоленск, 2003.-237с.
  15. БычковА.И., Смоленцев Ю. М. Активизация учебного процесса на уроках обществоведения. // Советская педагогика.- 1977.№ 3.- С. 10−15.
  16. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников.-М.:Просвещение, 1977.-159с.
  17. И.А. Историко-географическое введение в экономическую географию зарубежного мира.- М.: Географгиз, 1963. 366 с.
  18. В. Д., Войлошникова Н. А. Книга о полезных ископаемых.-М.: Недра, 1991.-175.
  19. Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие/ Под ред. Н. И. Загузова. -М.: Гардарики, «2002.-160 с.
  20. JI.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том „Детская психология“.- М.: „Педагогика“, 1984. 432 с.
  21. География Белгородской области. Учебное пособие /Под ред. Г. Н. Григорьева. -Белгород.: Издательство Белгородского университета, 1996. -143 с.
  22. География Курской области. Учебное пособие /Под ред. В. И. Галицкого.- Центрально-Черноземное книжное издательство.: 1974, -135 с.
  23. География Мурманской области. Учебное пособие Мурманск.:. Книжное издательство, 1975. 144 с.
  24. География России: Учеб. для 8−9 клю средн.шк./ А. В. Даринский, Б. В. Белоусов, И. Н. Белкина и др.- /Под ред. А. В. Даринского.- М.: Просвещение, 1993.-225 с.
  25. География России Учебник для 8−9 кл. сред, шк./ А. В. Даринский, Е. Я. Чернихова, Э. Л. Файбусович и др./ Под ред. А. В. Даринского, — Санкт-Петербург.: Иван Федоров, 2001. 351 с.
  26. География России: Природа. Население. Хозяйство. Учебник/ В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А.А.Лобжанидзе/ Под ред. В. П. Дронова, -М.:-2001.-272 с. сил.
  27. География России. Учеб. для 8−9 кл. общеобразовательных учреждений /под ред. А. И. Алексеева: В 2 кн.Кн. I. Природа и население.- М.: Дрофа, 2001. 320 с. Кн. II. Хозяйство и географические районы- М.: Дрофа. 2001.-288 с.
  28. География Смоленской области. Учебное пособие /Под ред. Д. Ф. Маймусова.-Смоленск.: Московский рабочий, 1990. 112 с.
  29. География Смоленщины Учебное пособие / Под ред. А.П. Катровского- Смоленск.:Траст-Имаком, 1994. -200 с.
  30. География Смоленской области Учебное пособие /Под ред. А.П. Катровского- Смоленск.: Изд-во СГУ, 1998. 176 с.
  31. И.Г. Структура научного исследования. Философский анализ познавательной деятельности в науке.- М.: Мысль, 1985. 215 с.
  32. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Под ред. П. В. Алексеева.- М.: Школа-Пресс, 1995. -448 с.
  33. М.М., Евдокимов С. П. География в современном мире. Учебное пособие по курсу „Введение в географию“.- Саранск.: НИИ регионологии, 2000. 56 с.
  34. М.М., Евдокимов С. П., Максимов Г. Н. История географии. Учебное пособие- Смоленск. Изд-во СГУ, 1998. 224 с.
  35. Государственный образовательный стандарт. География. / Учебные стандарты школ России. Кн. 2. Математика. Естественнонаучные дисциплины.-М.: Просвещение, 1998. 336 с.
  36. И.И. Логическое и историческое категории материалистической диалектики.- М.: Мысль, 1967. — 96 с.
  37. Н.М., Перлин Б. Н. География Смоленской области. Учебное пособие для 7−8 кл.- Смоленское кн. изд-воб 1962. 63 с.
  38. Н.М., Маймусов Д. Ф., Перлин Б. Н. География Смоленской области. Учебное пособие.- М.: Московский рабочий, 1979. 80 с.
  39. А. Космос. Опыт физического землеописания (1845−1862).-М. Том 1- 1862.-410 е., Том 2 1863.-448 с.
  40. А.В. Урок географии в средней школе.- М:. Просвещение, 1984.- 144 с.
  41. А.Б., Соловьев А. И. Вопросы истории географии в школьном курсе. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1978. 112 с.
  42. И.В., ПонуроваГ.А. Методика преподавания географии. М.: Изд-во"Московский лицей», 1996. 192 с.
  43. В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы.
  44. М.Ю., Елисеева Л. В., Кремень А. С. Методические разработки по изучению географии Смоленской области 8−9 классы.-Смоленск.: СОИУИ, 1999. 72 с.
  45. М.Ю., Катровский А. П. Рабочая тетрадь по географии Смоленской области. Пособие для учащихся.- Смоленск.: СГУ, 1999. 20 с.
  46. Н.Н. Пути совершенствования методов обучения экономической географии. // География в школе, — 1984. № 1. -С. 30−32.
  47. Н.Н. Пути совершенствования организации обучения географии. // География в школе.- 1987. № 4. -С. 35−38.
  48. А.А. Освещение деятельности отечественных путешественников и ученых географов в курсе географии СССР в VII классе. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1952. 21 с.
  49. B.C. Введение в географию: Учебное пособие.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. 272 с.
  50. ЖучкевичВ.А. Общая топонимика.- Минск.: Высшая школа, 1968.432 с.
  51. В.А. Топонимика и работа с географическими названиями. // География в школе.- 1969. № 2.- с. 54−57.
  52. В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  53. Д.Н. Семинар по исторической географии. // География в школе.- 1996. № 6. -С. 75.
  54. Земля Смоленская родная. Хрестоматия художественных материалов по географии Смоленщины. / Сост. З. Ф. Шиманова, Т. И. Полякова.-Смоленск: СИУУ, 1997. 143 с.
  55. Историзм // Большой энциклопедический словарь. М., 2001.-С. 466.
  56. В.Г., Корнев Н. Н. Свердловская область: природа, население, хозяйство, экология. Учебное пособие.- Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. Изд-во Дома Учителя, 1998. 300 с.
  57. И.А., Левицкая А. И., Карлович И. Е. География Владимирской области: природа. Учебное пособие для учащ. 8−9 кл. сред. шк. Владимир.: ИУУ, 1999. 192 с.
  58. И.А., Левицкая А. И., Карлович И. Е. География Владимирской области: население и хозяйство. Учебное пособие для учащ. 89 кл. сред. шк. Владимир.: РГПУ, 2000. 270 с.
  59. м.К. Усовершенствованная программа по географии для средней школы. // География в школе.- 1981. № 2.-С. 27−32.
  60. М.Н., МатрусовИ.С. О дальнейшем совершенствовании школьной географии. //География в школе.- 1981. № 1.-С. 22−26.
  61. Г. В. Формирование познавательного интереса школьников к географии в процессе организации исследовательской работы (на примере моделирования и географического прогноза). Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997.- 19 с.
  62. Н.Н. Теория экономического районирования.-М.: Мысль, 1969.-336 с.
  63. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  64. Концепция среднего географического образования. // География в школе.-1989. № 2,-С. 27−34.
  65. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. Методический анализ.-М.: Педагогика, 1977. 264 с.
  66. В.А. География Рязанской области. Учебное пособие для 89 кл. общеобраз. Шк.- М.: Спортакадемпресс, 2001. 52 с.
  67. Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспир. и соиск. Уч. Степени.-Мю:"Ось-89″, 1997 .-208
  68. В.И. История философии.-Ростов-на-Дону.: Изд-во Феникс, 1997. 448 с.
  69. Ю.Г. Географический взгляд на историческое развитие России. // География в школе.-1999. № 6.-С. 3−10.
  70. Г. Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе.-М.: Просвещение, 1992. 143 с.
  71. М.В. О слоях земных и другие работы по геоглогии.-М.: Госгеолиздат, 1949. 209 с.
  72. JI.Н. Патриотическое воспитание учащихся на примере изучения истории полярных исследователей. // География в школе.-1999. № 6.-С. 77−83.
  73. В.М. Методические особенности разработки национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта по географии (на примере географии республики Коми). Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. 23 с.
  74. Н.И. Экономическая география СССР. Учебник для IX класса средней школы.-М.: Учпедгиз, 1961. 311 с.
  75. В.П. Географическая культура. Учебное пособие для студентов ВУЗов.-М.: ВЛАДОС, 1998. 416 с.
  76. В.П. Научные основы школьной географии.-М.: Просвещение, 1982. 96 с.
  77. В.П. О сквозных направлениях в школьной географии. // География в школе.-1998. № 1.-С. 45−50.
  78. В.П. О современном этапе перестройки школьной географии. //География в школе.-1979. № 1.-С. 21−26, 31.
  79. В.Г. Игровые технологии. // География.- 2002. № 21.-С. 2.
  80. К.Н. Два очерка о географии.-М.: Мысль,. 1978. 126 с.
  81. К.Н. Пространтво и время в географии. // Природа.-1965. № 5.-С. 56−61.
  82. В.Л. Пространство и время в общественном развитии. // География в школе.-2001. № 7.-С. 42−46.
  83. .А. К живым истокам. Смоленщина в географических названиях.-М.: Московский рабочий, 1989. 125 с.
  84. Я.Г. Комплексное страноведение.-Москва-Смоленск.: СГУ, 1998.-238 с.
  85. Методика обучения географии в средней школе. Учебное пособие для студентов пединститутов по географической специальности. / Под ред. Л. М. Панчешниковой.-М.: Просвещение, 1983. 320 с.
  86. и.В. Тематические игры по географии.-М.: Сфера, 2001. -112 с.
  87. .Г. Введение в методологию истории.-М.: Высшая школа, 1989. 175 с.
  88. Э.М. География в названиях.- М.: Наука, 1982. 176 с.
  89. Э.М. Жизнь есть деяние. К 100-летию со дня рождения академика J1.C. Берга.-М.: Мысль, 1976. 102 с.
  90. Э.М. Очерки топонимики.-М.: Мысль, 1974. 382 с.
  91. НиколинаВ.В. Как организовать учебные дискуссии. // География в школе.-1992. № 1.-С. 47−49.
  92. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.-М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  93. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии./ Сост. Н.Н. Петрова- М.: Дрофа, 2000. 96 с.
  94. JI.M. Исторический подход при обучении физической географии в школе. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1969. 112 с.
  95. JI.M. Проблемные задания по географии. // География в школе.-1979. № 1.-С. 32−34.
  96. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов .-М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  97. Педагогическая диагностика в школе./ Под ред. А. И. Кочетова.-Минск.: Народная Асвета, 1987. 223 с.
  98. Г. А. О природе научного метода.-Jl.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. 224 с.
  99. А.И. Географические названия (введение в топонимику).-М.: Наука,. 1965.- 181 с.
  100. B.C. Современная география. // География в школе.- 1981. № 1.-С. 6−10.
  101. Программно-методические материалы. География 6−9 кл./ Сост. В. И. Сиротин.-М.: Дрофа, 2001. 288 с.
  102. Программы для общеобразовательных учебных заведений Смоленской области. Региональный компонент. География Смоленской области.-Смоленск.: Траст-Имиком, 1995. 44 с.
  103. Программы общеобразовательных учреждений. География 611 классы.-М.: Просвещение, 1998.-285 с.
  104. Программы общеобразовательных учреждений. География 611 классы.-М.: Просвещение, 2000. -.
  105. Программы для общеобразовательных учреждений. География.6 -11кл. М.:Дрофа, 2002.- 256 с.
  106. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть 1. Начальная школа. Основная школа./ Под редакцией Э. Д. Днепрова и В. Д. Шадрикова. М., 2002.305 с.
  107. Е.М. Топонимика в школьной географии. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1981. 144 с.
  108. Е.М. Школьный словарь географических названий. Дополнительное учеб. пособ. для учащ. сред, и стар, возр.- М.: Профиздат, 2000.-384 с.
  109. Е.М. Школьный топонимический словарь. Пособие для учащ. сред, и стар. возр.-М.: Просвещение, 1988.-224 с.
  110. А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход.-М.: Политиздат, 1982. 303 с.
  111. К. Об историческом элементе в науке землеведения. // Магазин землеведения и путешествий. Т. 2.- М.: 1853. 593 с.
  112. Ром В. Я. Изучение вопросов исторической географии в курсе географии России. // География в школе.-1994. № 1.С. 25−30.
  113. Ром В.Я., Дронов В. П. География России. Население и хозяйство. 9 кл. Учеб. для общеобр. Учеб. завед.- М.:. Дрофа, 1997. 400 с.
  114. JI.А. География Рязанской области в двух частях. Часть II. Население и хозяйство. Учебное пособие для 8−9 кл. общеобразов. шк.-М.: Спортакадемпресс, 2001. 56 с.
  115. А.И. Западная Сибирь (в описаниях путешествующих людей XIX века). //География в школе.-2002. № 1.-С. 34−38.
  116. A.M. Отражение этнографических знаний в топонимике. // География в школе.-1998. № 1.-С. 64−67.
  117. Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1980. 269 с.
  118. Ю.Г. Избранные труды.-Смоленск.: Универсум, 2001.416 с.
  119. Сборник программ для школ естественного и гуманитарного профилей. География. 10−11 классы.-М.: Просвещение, 1997. 173 с.
  120. Сборник разноуровневых программ VI-X классы. География.-М.: Просвещение, 1996. 188 с.
  121. В.И. Опыт преподавания истории региональной географии в ВУЗе. // География в школе.-1995. № 6.-С. 72−73.
  122. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему преподавателю.-М.: Педагогика, 1986. -152 с.
  123. Смоленская область: Краеведческий словарь.-М.: Московский рабочий, 1978.-240 с.
  124. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники.-М.:Контакт-Альфа, 1995.-384 с.
  125. К.Ф. Краеведение.- М.: Просвещение, 1967. 144 с.
  126. К.Ф., Ковалевская М. Н., Ром В.Я. Экономическая география СССР. Учебник для 8 кл. сред. шк.-М.: 1988.-255 с.
  127. А.Н. Урок географии в школе. Пособие для учителя.-М.:Учпедгиз, 1961.-160 с. Саратов.: 1964. 110 с.
  128. Н.Ю. Историко-географический подход в современных экономико-географических исследованиях регионов. / Материалы междун. н.-п. конфер. «Н. М. Пржевальский и современное страноведение».- Смоленск.: Изд-во СГУб 1999.- 152 с.
  129. В.Г., Мороз А. Я., Храмова В. А. Историзм и эволюционизм как принципы познания.- Киев.: Наукова Думка, 1987. 230 с.
  130. Е.А. Методика реализации историко-географического подхода в школьном курсе географии России. Автореф. Дис. канд. пед наук. М., 1998.- 17 с.
  131. Е.А. Реализация историко-географического подхода в процессе изучения географии России. // География в школе. -1998. № 1.-С. 6163.
  132. В.Н. Избранные произведения / Под ред. С. Н. Валка.-Л.:Наука, 1979.-463 с.
  133. B.C. Учиться географии, играя. // География в школе.-1995. № 4.-С. 41−43.
  134. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Учебное пособие.- Челябинск.: ЧГПИ, 1986.-84 с.
  135. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся учебных умений.- М.: Знание, 1987. 80 с.
  136. Э.Л., Чернихова Е. Я. Историко-географическая проблематика в школьных страноведческих курсах / Сб. науч. тр. «Вопросы исторической географии России». Тверь. Изд-во Тверского госун-та, 1995. -168 е., с. 157−167.
  137. Н.П. Исторический метод в научном познании (вопросы методологии и логики исторического исследования).-М.: Мысль, 1972. 303 с.
  138. Д. Научное объяснение в географии. Общая методология науки и методология географии -М.: Прогресс, 1974. 502 с.
  139. И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе.-М.: Педагогика, 1987−152с.
  140. И.М. Формы учебной работы в средней школе.-М.: Просвещение, 1988−160с.
  141. О.В. Историко-географические знания в школьных курсах географии. // География в школе.-1999. № 2.-С. 36−41.
  142. О.В. Методика реализации исторического подхода в школьных курсах географии. Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. 190 с.
  143. Н.В. Методические особенности лекционно-семинарской системы обучения экономической и социальной географии в средней школе. Дис.. канд. пед.наук. М., 1991.-284 с.
  144. В.А. Введение в методологию научного познания. -Ленинград.: Изд-во ленинградского ун-та, 1972. 192 с.
  145. В.А. Культурологический принцип в изучении географии своей области. // География в школе.-2001. № 1.-С. 44−53.
  146. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М.: Педагогика, 1988. 208 с. 151 .Экономическая и социальная география в СССР: история и современное развитие./ Сост. Т. Е. Губанова.-М.:Просвещение, 1987.-542с.
  147. Экономическая и социальная география СССР. Учебник для 9 кл. сред. шк. / Под ред. А. В. Даринского.- М.: Просвещение, 1991. 223 с.
  148. Д.Б. Психология игры М.:Владос, 1999. 358 с.
Заполнить форму текущей работой