Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие у учащихся учебных заведений начального образования умений делового общения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время анализ научной литературы, изучение опыта работы в учреждениях начального профессионального образования, собственная педагогическая деятельность в качестве преподавателя профессионального лицея показали, что на сегодняшний день уровень владения умениями делового общения учащихся учреждений начального профессионального образования еще не отвечает новым социально-экономическим… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
    • I. Теоретические аспекты проблемы развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения
      • 1. 1. Генезис и современное состояние проблемы развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения
      • 1. 2. Теоретико-методическая основа развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения
      • 1. 3. Модель развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения
      • 1. 4. Организационно-педагогические условия реализации модели развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения
  • Выводы по главе
  • Глава.
    • II. Опытно-поисковая работа, но развитию у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения
      • 2. 1. Логика и этапы осуществления педагогического эксперимента
      • 2. 2. Реализация организационно-педагогических условий развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения
      • 2. 3. Итоги осуществления онытно-поисковой работы
  • Выводы
  • Заключение
  • Литература

Развитие у учащихся учебных заведений начального образования умений делового общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Активный процесс установления связей между различными регионами земного шара ведет к расширению деловой коммуникации, культурному и информационному обмену, усилению взаимодействия и взаимовлияния социумов в самых разных сферах жизни, в том числе и профессиональной. В условиях развития официальных контактов, развития народной дипломатии, совместных предприятий и частного бизнеса потребность в специалистах в области права, менеджмента, информационных технологий и т. д., владеющих умениями делового общения, значительно возросла. Интернационализация среднего образования в России — объективное следствие глобализации современного мира. Глобализация ставит перед учебными заведениями задачу подготовки будущих специалистов к деятельности в условиях интегрированных рынков труда. Рыночно-ориентированная школа находится сегодня в условиях изменения учебных программ, сокращении объема универсального образования и усилении профессионального, специализированного обучения. Это подтверждается современными исследованиями, проводимыми П. Ф. Кубрушко, А. В. Поляковым, Г. М. Романцевым, И. П. Смирновым, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоровым и др. Но сегодня обществу нужны не просто носители определенных профессиональных знаний, а эрудированные специалисты, владеющие общей культурой в целом и умениями делового общения в частности.

В то же время анализ научной литературы, изучение опыта работы в учреждениях начального профессионального образования, собственная педагогическая деятельность в качестве преподавателя профессионального лицея показали, что на сегодняшний день уровень владения умениями делового общения учащихся учреждений начального профессионального образования еще не отвечает новым социально-экономическим требованиям. Развитие у учащихся умений делового общения в основе своей не имеет достаточного научно-педагогического обоснования, отсутствуют четко поставленные цели, используются методики, рассчитанные на усвоение формальных аспектов делового общения. Результатом сложившейся практики в системе начального профессионального образования является тот факт, что в процессе профессиональной деятельности будущие специалисты испытывают большие затруднения в понимании смысла профессиональной коммуникации в силу незнания норм и ценностей, свойственных профессиональной социокультуре других людей, несформированности поликультурного мировоззрения, личностных поведенческих качеств, необходимых для эффективного делового общения. А ведь именно от умения правильно общаться зависит успешность профессиональной и общественной деятельности.

Именно поэтому сегодня повсюду, где существует рыночная экономика, где готовят молодых специалистов по направлениям экономики и менеджмента, в программы специальных учреждений, кроме блока собственно профессиональных дисциплин, включается также комплекс социально-гуманитарных дисциплин: психология, конфликтология, культура управления и др. Таково обязательное требование государственных стандартов среднего профессионального образования, ныне действующих в Российской Федерации. Новые учебные планы нацеливают всю подготовку специалистов в области экономики и менеджмента на умения разбираться в собственном внутреннем мире, в особенностях психологии других людей, а также умения регулировать морально-психологический климат в рабочей группе, в организации. Как справедливо подчеркивает А. И. Солженицын, сегодня для России проблемы нравственно-психологические стоят еще более остро, чем проблемы собственно экономические и политические. С негативными по преимуществу настроениями массового работника, а также с полукриминальными «джентльменским набором» правил и норм, утвердившихся в практике деловых отношений, эффективной экономики создать нельзя, как бы нам этого ни хотелось (141).

Сегодня требованиями Государственного стандарта начального профессионального образования учебная дисциплина «Деловая культура и психология общения» введена в учебный план только для профессиональной подготовки продавцов и секретарей, т. е. чья деятельность непосредственно связана с общением. В то время как исследования, проведенные нами, показали невысокий уровень общительности и коммуникабельности у учащихся учреждений начального профессионального образования наряду с повышенным уровнем агрессивности и конфликтности.

Анализ научной литературы (А.М.Новиков, В. А. Поляков, И. П. Смирнов, Е.В.Ткаченко) показал, что в отечественной педагогике имеется научный потенциал и опыт практической деятельности, содержащие основы для разработки концепций качественного профессионального развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения. Эти и другие исследователи способствуют накоплению и систематизации знаний, а также обобщению педагогического опыта в русле исследуемой проблемы. Наряду с этим решить полностью названную проблему пока не удается: недостаточно исследованы возможности разных теоретико-методических подходов к развитию у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общенияне стало предметом изучения создание научно обоснованной педагогической модели развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения, которая в значительной степени учитывала бы достижения современных наук (психологии, педагогики, лингвистики, культурологии и методик их преподавания) — не в полной мере изучены педагогические условия ее реализации в образовательный процесс учреждений начального профессионального образования.

Данная проблема определяется рядом объективно существующих противоречий. К их числу относятся противоречия:

— социально-педагогического характера: с одной стороны, возросшей потребностью российского общества в высококвалифицированных специалистах, владеющих умениями делового общения, а с другой стороны — пока еще не полностью реализованными потенциальными возможностями учреждений в подготовке таких кадров;

— научно-педагогического характера: с одной стороны, между существованием значительного количества исследований, посвященных проблемам делового общения, а с другой стороны — неоднозначной теоретической разработанностью модели развития у учащихся профессиональных учреждений умений делового общения;

— научно-методического характера: с одной стороны, между существующими требованиями к качеству знаний учащихся учреждений начального профессионального образования в этой области, а с другой — недостаточным содержательно-методическим обеспечением процесса развития у обучаемых умений делового общения.

Данные противоречия определили проблему исследования, заключающуюся в поиске способов и условий организации педагогического процесса по развитию у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Развитие у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения».

В исследование введено ограничение: процесс развития умений делового общения рассмотрен на примере подготовки учащихся профессионального лицея.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке модели развития у учащихся профессионального лицея умений делового общения, а также организационно-педагогических условий ее реализации.

Объект исследования — профессиональная подготовка учащихся учреждений начального профессионального образования.

Предмет исследования — процесс развития у учащихся профессионального лицея умений делового общения.

Гипотеза исследования включает в себя ряд предположений:

1. Решение такой многоаспектной проблемы может быть осуществлено на основе междисциплинарно-партисипативного подхода, который обладает значительным теоретико-методическим потенциалом для развития у учащихся профессионального лицея умений делового общения и способствует обновлению форм, методов и содержательных аспектов указанного процесса;

2. В соответствии с целями исследования процесс развития у учащихся профессионального лицея умений делового общения можно представить в виде модели, которая определяется взаимосвязью целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов. При этом содержательной спецификой данной модели может стать интеграция общекультурного, информационного и деятельностно-поступочного блоков;

3. Эффективность реализации модели развития у учащихся профессионального лицея умений делового общения должна зависеть от такого комплекса организационно-педагогических условий, который учитывал бы назначение и содержание профессиональной деятельности обучаемых, социальный заказ общества в квалифицированных кадрах, возможности междис-циплинарно-партисипативного подхода.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи:

1. Провести теоретико-методический анализ состояния проблемы развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения и определить её теоретико-педагогические аспекты, подтверждающие достаточность научно-педагогического аппарата для достижения цели исследования.

2. Конкретизировать такие основополагающие понятия исследования, как «междисциплинарно-партисипативный подход», «умения делового общения».

3. Разработать на основе междисциплинарно-партисипативного подхода модель развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения.

4. Выявить, теоретически обосновать и верифицировать комплекс организационно-педагогических условий развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения.

5. Разработать содержательно-методическое обеспечение процесса развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общения.

Методологической и теоретической основой исследования явились идеи и положения, разработанные в диалектико-материапистической теории познания, теорий системного подхода, интеграции наук (К.А.Абульханова-Славская, В. Г. Афанасьев, В. Л. Бенин, И. В. Блауберг, М. С. Каган, Н. К. Чапаев, Э. Г. Юдин и др.) — развития личности в различных видах деятельности (А.Г.Асмолов, Ю. К. Бабанский, А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, В. П. Зинченко, Е. В. Ткаченко и др.) — общей и профессиональной педагогики (В.И.Загвязинский, Э. Ф. Зеер, Е. Ю. Никитина, Г. М. Романцев, В. Д. Семенов, Е. В. Ткаченко, Н. Н. Тулькибаева, Н. К. Чапаев, Н. Е. Эрганова и др.) — начального профессионального образования (В.А.Поляков, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров и др.) — междисциплинарного подхода (Э.Н.Гусинский, И. Д. Зверев, Е.Н.Кабанова-Меллер, В. Н. Максимова, Н. Ф. Талызина, А. В. Усова и др.) — партисипативности (Д.Дункан, Дж.К.Лафта, Е. Ю. Никитина, Т. В. Орлова, Д. С. Синк и др.) — делового и профессионального общения (В.Г.Ананьев, В. И. Андреев, А. М. Баскаков, В. Л. Бенин, А. А. Бодалёв, И. Н. Браим, Б. Ф. Ломов, Л. Я. Петровская, Л. Д. Столяренко, С. Л. Рубинштейн и ДР-).

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса теоретических и эмпирических методов.

Теоретические методы: а) историко-педагогический анализ использовался для выявления прогрессивных тенденций в истории отечественного образованияб) теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследованияв) понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемыг) системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемыд) моделирование использовалось для выстраивания процесса развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общенияе) прогнозирование применялось для обоснования перспектив развития искомого процесса.

Эмпирические методы: а) изучение нормативно-правовых документов в области образованияб) исследование и обобщение эффективного педагогического опыта и массовой практики подготовки учащихся учреждений начального профессионального образованияв) констатирующий эксперимент по оценке качества развития у учащихся учреждений начального профессионального образования умений делового общенияг) формирующий эксперимент по практической реализации путей и способов развития искомого процессад) экспериментальная проверка действенности комплекса педагогических условийе) наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, рейтингж) статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез.

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование состояло из четырех этапов и проводилось с 1999 по 2006 гг. на базе ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 120 им. Героя социалистического труда Н.М.Иванова» г. Снежинска Челябинской области, ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 16» г. Озерска Челябинской области, ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 44» г. Озерска Челябинской области. Всего исследованием охвачено 528 учащихся, 24 преподавателя учреждений начального профессионального образования.

На первом, теоретико-поисковом, этапе (1999;2000) выявлялись генезис и современное состояние проблемы развития у учащихся учреждений НПО умений делового общения, осуществлялся поиск рационального теоретико-методического подхода, определялись ведущие позиции исследования, его терминологическое поле, анализировались и верифицировались отдельные аспекта развития у учащихся учреждений НПО умений делового общения.

Второй, опытно-поисковый, этап (2001;2003) был посвящен разработке модели развития у учащихся учреждений НПО умений делового общения, выявлению и теоретическому обоснованию организационно-педагогических условий ее реализации, их апробации и экспериментальной оценке.

На третьем, заключительном, этапе (2004;2006) определялись возможности верификации разработанной модели и организационно-педагогических условий её реализации в образовательном процессе учреждений НПО, анализировались ход и результаты формирующего эксперимента, осуществлялось внедрение результатов исследования в образовательный процесс учреждений НПО. Обрабатывались и уточнялись полученные в ходе проведенного теоретико-экспериментального исследования данные и результаты, определялись логика изложения материала, уточнялись выводы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработана модель развития у учащихся учреждений НПО умений делового общения, спроектированная на основе междисциплинарно-партисипативного подхода и определяющаяся взаимосвязью целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов. Содержательная специфика данной модели заключается в интеграции ее общекультурного, информационного и деятельностно-поступочного блоков.

2. Обоснован комплекс организационно-педагогических условий развития у учащихся профессионального лицея умений делового общения, включающий в себя: актуализацию учебных возможностей диалога, ориентацию учащихся на толерантное деловое общение, осуществление индивидуализации обучения деловой коммуникации, применение партисипативных методов обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— исследована проблема развития у учащихся умений делового общения на теоретико-методологическом уровне, создающем идейную основу для её практического использования в условиях НПО;

— уточнен понятийный аппарат проблемы, позволяющий выделить её междисциплинарные аспекты, взаимосвязь используемых понятий;

— расширено терминологическое поле проблемы за счет введения авторской дефиниции «междисциплинарно-партисипативный подход», что открывает возможности для дальнейшего совершенствования теории развития у учащихся учреждений НПО умений делового общения.

Практическая значимость исследования заключается в направленности результатов обучения по разработанной автором на основе междисцип-линарно-партисипативного подхода модели развития у учащихся учреждений НПО умений делового общения на совершенствование их профессиональной подготовкив определении дополнительных возможностей для эффективного решения задач развития профессиональной компетентности будущих специалистовв разработке спецкурса «Культура делового общения" — в разработке показателей развития у обучаемых умений делового общения. Полученные в результате исследования выводы могут быть учтены при составлении программ, разработки учебных пособий и дидактических материалов по предметам гуманитарного цикла.

Обоснованность и достоверность проведенного исследования обеспечиваются использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватного предмету и задачам настоящей работырезультатами реализации в образовательный процесс учреждений НПО спецкурса, разработанного на основе выдвинутых в диссертации теоретических положениймасштабами организации исследовательской работы в рамках научной лаборатории «Актуальные проблемы педагогики высшей профессиональной школы», объединяющей аспирантов, соискателей, а также преподавателей профессиональных заведений г. Челябинска и Челябинской областиорганизацией экспериментальной проверки выдвигаемых в ходе исследования положенийобработкой полученных экспериментальных данных методами математической статистики с использованием компьютерных программ.

Личное участие автора в получении результатов определяется разработкой ведущих положений исследования, общего замысла, методики проведения экспериментальной работы по настоящей проблеме, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе и получении эмпирических данных, теоретическим обобщением и интерпретацией полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством работы в качестве преподавателя, заместителя директора по учебной работе ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 120» г. Снежинскаучастия в работе конференций и семинаров-совещаний по проблемам профессионального образования (Барнаул, 2005; Бийск, 2006; Екатеринбург, 2006; Кемерово, 2005; Пенза, 2006; Санкт-Петербург, 2005; Челябинск, 2000, 2001, 2003, 2005, 2006; Шадринск, 2006) и др., обсуждений на заседаниях научно-исследовательской лаборатории «Актуальные проблемы педагогики высшей школы» при Челябинском государственном педагогическом университете, кафедры педагогики, психологии и предметных методик названого университетапроектирования спецкурса «Культура делового общения».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретико-методической основой развития у учащихся учреждений НПО умений делового общения является междисциплинарно-партиси-пативный подход, который обеспечивает комплекс целостных знаний, умений и навыков в области делового общения на основе трансформации из разных учебных дисциплин элементов содержания, способствующих установлению взаимодействия с людьми в деловой сфере на основе соучастия и организации кооперативной деятельности, а также неформальной и диалогической межличностной коммуникации, созданной на паритетных началах.

2. Модель развития у учащихся учреждений НПО умений делового общения спроектирована на основе междисциплинарно-партисипативного подхода и определяется взаимосвязью целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов. Содержательная специфика данной модели заключается в интеграции ее общекультурного, информационного и деятельностно-поступочного блоков, что способствует достижению более высокого уровня умений делового общения учащихся.

3. Эффективность реализации модели развития у учащихся учреждений НПО умений делового общения обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий, включающих в себя: актуализацию учебных возможностей диалога, ориентацию учащихся на толерантное деловое общение, осуществление индивидуализации обучения деловой коммуникации, применение партисипативных методов обучения.

Архитектоника диссертации соответствует её логике и включает введение, две главы, заключение и библиографические источники, содержащие 196 наименований, в том числе 12 на иностранном языке. Общий объем работы составляет 177 страниц машинописного текста.

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.

2. Аверьянов А. Н. Системное познание мира. Методические проблемы. М.: Политиздат, 1985.-263 с.

3. Аверченко Л. К. Управление общением: Теория, материалы и практикумы для социального работника: Учеб. пособ. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭ и У, 1999. 398 с.

4. Айвазян А., Мхитарян B.C. Нрикладная статистика в задачах и упражнениях: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 270 с.

5. Айви А. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. Новосибирск: ЭКОР, 1994. 3−49.

6. Алексеев Н. В., Нанин А. Ф. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 1998. 563 с.

7. Александров Г. А., Шарипов Ф. В. Проблемы деформирования личности специалиста. М.: Знание, 1984. 69−90.

8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х тт./ под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. 287 с.

9. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аснект Пресс, 1997. 376 с.

10. Андреев В. И. Деловая игра. Казань: Изд-во Казанского университета, 1993.-281 с.

11. Андреев В. И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань, 1992. 207 с.

12. Антонова А. А. Формирование культуры общения старшеклассников во внеурочной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2005. 19 с.

13. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Воронеж, 1996. 80.

14. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: МГПИ. 1990. 304 с.

15. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Наука, 1981.-432 с.

16. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды/ Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

17. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Дидактический аспект. М Педагогика, 1982. 192 с.

18. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000. 3−79.

19. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб. науч. тр./ Под ред. О. С. Газмана. М Изд. АПН СССР, 1989. 5−12. 20.

20. Балл Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. 184 с. Бандура A.M. и др. Психология управления. Харьков: Фортуна-нресс, 1998.-464 с.

21. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: Монография. М.: Владос, 2004. 357 с.

22. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М Академия, 2000. 192 с.

23. Белкин А. С. Проблемы педагогического мастерства. М.: Педагогика, 1987.-172 с.

24. Белкин А. С, Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-тРос. гос. нроф.-пед. ун-т, 298 с.

25. Белков И. Г. Личность руководителя и стиль управления. М., 1992. 81−117.

26. Бенин В. Л. Культура и образование. Уфа: Изд-во Башкирск. гос. пед. ун-та, 2000. 129 с.

27. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.: Питер Пресс, 1997.-256 с.

28. Берталанфи Л. Общая теория систем (критический обзор исследований по общей теории систем). М., 1969. 3−117.

29. Бесиалько В. П. Педагогические и прогрессивные технологии обучения. М.: Новая школа, 1995. 336 с.

30. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. 270 с.

31. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С 3−317.

32. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб: Служба доверия, 1994. 7−19.

33. Бороздина Г. В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М., 1996. С 19−75.

34. Браим И. П. Культура делового общения. Минск: ИП «Экоперспектива», 1998.-409 с.

35. Бухарова Г. Д. Колледж в системе непрерывного педагогического образования Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. Вып. 2. Ч. 1. 23−29.

36. Вербицкая Н. О., Матафонов М. Э., Федоров В. А. К проблеме разработки методологии прогнозирования потребностей рынка труда в выпускниках системы профессионального образования //Образование и наука: Изд. Урал, отд-ния Рос. акад. образования. 2002. 3(15). 86−95.

37. Воробьева О. А. Психологический комфорт как условие воспитапия гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: автореф. дис. канд. пед. наук. Коломна, 2000. 21 с.

38. Воспитательная работа в новых условиях (оныт учреждений професобразования). Научно-методический сборник. Авторысионального составители: Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. М.: Изд. отдел НОУ ИСОМ, 2003.-280 с.

39. Выготский Л. С. Проблема сознания. Собр. соч. в 6 тт. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.-255 с. 41. 256с.

40. Гальперин П. Я.

Введение

.

41. Григорьева Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивноГрецов А. Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: ПИТЕР, 2.

42. Гинецинский В. И. Основы теоретической недагогики. СПб., 1992. го общения: Метод, пособ. для преподавателя: Новосибирск: Изд-во Повосиб. ун-та. М.: Совершенство, 1997. 46 с.

43. Гусинский Э. П. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. 184 с.

44. Диссертационный совет: Вопросы оформления документов и аттестации: методические рекомендации /Отв. ред. Е. В. Ткаченко. 4-е изд., испр., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. 121 с.

45. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. М.: Дело, 1996.-272 с.

46. Дуранов М. А., Жернов В. И. Культура и образование личности. Магнитогорск: МГПИ, 1998. 12 с. 51. 52.

47. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М.: 1997. 591 с. Ерастов П. П. Культура мышления лектора. М.: Знание, 1989. 64 с. Жуков Ю. М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 96 с.

48. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. -М., 1988. 318 с.

49. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М Просвещение, 1982. 160 с.

50. Загузов П. И. Подготовка и защита диссертации по недагогике. М.: Издательский дом Ореол-Лайн, 1998. 192 с.

51. Зверев И. Д., Максимова В. П. Межнредметные связи в современной школе. М Педагогика, 1981. 159 с.

52. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное нрофессиональное образование: Монография. Екатеринбург: Урал. гос. нроф.-нед. ун-т, 1998. 146 с.

53. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное нространство личности. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2002. 124 с.

54. Зеер Э. Ф. Психология профессии: Учебное пособие. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1999. 242 с.

55. Зеер Э. Ф., Банова Ж. А. Ключевые квалификации педагога начальной профессиональной школы Образование и наука: Изв. Урал, отд-ния РАО. Екатеринбург, 2001. 3(9). 28−40.

56. Зимняя И. А., Боденко Б. П., Кравченко Т. А., Морозова Н. А. Общая культура человека в системе требований государственного стандарта. М.: Издат. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 53−155.

57. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. 2-е, испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 384 с.

58. Зинченко В. П. Образовапие. Мышление. Культура. Новое недагогическое мышление. М., 1989. 342 с.

59. Исаев И. Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход: Учеб. пособие. Белград: Изд-во БГУ, 1999. 224 с.

60. Ильевич Т. П. Технология проектирования учебных задач в контексте личностно ориентированного целеполагания: автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2001. 23 с.

61. Исследования по общей теории систем. Сб. переводов. под ред. В. П. Садовского, Э. Г. Юдина. М., 1969. 23−82.

62. Ительсон Л. Б. Математические методы в педагогике и педагогической психологии. М., 1969. 383 с.

63. Каган. М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. Д.: ЛГУ, 1991.-383 с.

64. Кибанов А. Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. Этика деловых отношений: Учебник нод ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2002.-. 368 с. (серия «Высшее образование»). 71.

65. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979. 3;

66. Козлова Г. Ю. Воспитание культуры обш, ения учандихся в нроцессе изучения грамматической темы «Категория лица» в 6 классе: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. 19 с.

67. Колоколова И. В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учаш-егося: автореф. дис. канд. пед. наук. Ростовна Дону, 1991. 23 с.

68. Лафта Д. К. Эффективность менеджмента организации: Учебное пособие. М.: Рус. деловая лит., 1999. 320 с.

69. Литвинов Л. А. Педагогические условия проектирования направленности на будуп]-ую профессиопапьную деятельность студентов колледжа: автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 22 с.

70. Ломов Б. Ф. Методологические нроблемы психологии. М.: Паука, 1984.-444 с.

71. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. М.: Дело, 1999.-417 с.

72. Макурина И. Ю. Педагогические средства развития профессионально ориентированного обш-ения студентов вуза: Дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 2005. 193 с.

73. Мальханова И. А. Деловое обш, епие: Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Академический проектТрикста, 2004. 224 с.

74. Маркичева Т. Б., Пожин Е. А. Деловое общение: практические рекомендации. М.: РАГС, 1997.

75. Маркова М. Технология и эффективности социального управления. М.: Прогресс, 1982 267 с.

76. Мартеллер А. К. Применение междисциплинарного нринцина между учебными предметами гуманитарного и психолого-педагогического циклов как условие функционирования системы формирования у будущего учителя правоведческих умений Развитие профессионального образование на пороге III тысячелетия: Матер, межвуз. обл. науч.- практ. конф. 27 апр. 2000 г. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. 270−273.

77. Машбиц Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью.-Киев, 1987. 191 с.

78. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1993. 702 с. 85. 86. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. 3;

79. Милютина Н. Р. Воспитание личности педагога как процесс культурной идентификации: автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 20 с.

80. Могилевский В. Д. Методология систем: вербальный подход (Безопасность систем). М ОАО изд-во «Экономика», 1999.-251 с.

81. Моносзон Э. И. Основы педагогический знаний. М.: Педагогика, 1986. 200 с.

82. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство «Союз», 2002. 576 с.

83. Мутовкина О. М. Формирование у студентов технического вуза готовности к профессиональному общению: автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1999.-20 с.

84. Павыки конструктивного делового общения основа культуры профессионала ГУ ПО админ. Чел. обл., ЧелПРПО. Авт. сост. Т. Е. Прихода. -Челябинск, 1999.-19 с. 92. 256 с. Пайн А. Я. Культура делового общения. Челябинск: Версия, 1997.;

85. Никитина Е. Ю. Подготовка будуп]-его учителя к управлению дифференциацией образования. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. 144 с.

86. Никитина Е. Ю., Смирнова М. В. Развитие культуры делового обш-ения как стратегический аспект подготовки конкурентоспособного экономиста в условиях высшей школы Проблемы образования и воспитания в условиях северных городов: Материалы науч.-практ. конф. 21−23 анр. 2004 г. Изд-во ТюмГУ, 2004.-С. 91−99.

87. Никитина Е. Ю., Смирнова М. В. Управление культурой иноязычного делового обш-ения как фактор повышения качества образования конкурентоспособного менеджера Сб. статей междун. науч.-метод. конф. «Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» под ред. Б. А. Герасимова. Пенза, 2005. 153−155.

88. Никитина Е. Ю. Теоретико-методологические нодходы к проблеме подготовки будуш-его учителя в области управления дифференциацией образования. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. 109 с.

89. Никитина Е. Ю. Теория и нрактика подготовки будуш: его учителя к управлению дифференциацией образования. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. 285 с. 98.

90. Ночевник М. Н. Психология общения и бизнес. М., 1995. 43;

91. Образование и наука. Будущее в ретроснективе: Паучно-методич. сборник Автор-сост. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. 434 с.

92. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие /Авт.-сост. Г. Д. Бухарова и др. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. 298 с.

93. Ожегов СИ. Словарь русского языка под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1988. 750 с.

94. Орлова Т. В. Партисипативные методы в системе мотивационноцелевой деятельности руководителя школы: Дис. канд. нед. наук. М., 1999.-196 с.

95. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие /Под ред. А. Смирнова. М «Академия», 1998. 512 с.

96. Петровская Л. Я. Коммуникативность в общении. М.: МГУ, 1989. 146 с.

97. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. 112 с.

98. Питере Т., Уотермеп Р. В поисках эффективного управления. М., 1986.-292 с.

99. Платонов К. К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986.-255 с.

100. Познание и общение. под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Паука, 1988. 208 с.

101. Полонский В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. 144 с. ПО. Поляков В. Г. Человек в мире управления /отв. ред. И.С. ЛаденкоСибирская ассоциация энергетиков. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1992. 184 с.

102. Пономарева Е. В. Воспитание культуры общения учащихся ССУЗ в процессе праздничной деятельности: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1993. -245 с.

103. Понятийный аппарат педагогики и образования /под ред. И. Я. Лернера. М 1994.-130 с.

104. Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. М.: МГУ, 1991.-130 с.

105. Прикот О. Г. Методологические основания педагогической системологии: Дис. д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 1997. 110−212.

106. Прокопьева Г. Ю. Игровая технология социокультурного образования личности: автореф. дис. канд. социол. наук. -Повосибирск, 1998. 18 с.

107. Проничева O.K. Актуализация и развитие этических качеств современного учителя: автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2004. 24 с.

108. Психологический словарь под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-448 с.

109. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов нод ред. нроф. В. Н. Лавриненко. 4-е изд., перераб. и дон.- М.: ЮЕИТИ-ДАПА, 2003.-415 с.

110. Ребус Б. М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие для рук-лей образ, учрежд., учителей и нрактических психологов. М.: Плекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. 192 с.

111. Рогов Е. И. Психология общения. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 336 с.

112. Рогожин М. Ю. Документы делового общения. М., 1999. 3−245.

113. Родионова Б. А. Коммуникация как социальное явление. Р-на-Д.: РГУ, 1984.-128 с.

114. Романцев Г. М. Пнновации в развитии профессионального образования в Уральском регионе Образование и наука: Изв. Урал, науч.- образоват. центра РАО. Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-т, 2000. 4(6). 18−26.

115. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и нрактика проектирования педагогических систем. М.: Корпорация «Логос», 1999. 272 с.

116. Синк Д. С. Управление производительностью: нланирование, измерение и оценка, контроль и повышение: пер. с англ. общ. ред. В.И.ДаниловаДанильяна. -М.:Прогресс, 1989. 522 с.

117. Смирнова М. В. Развитие у студентов вузов культуры делового общения: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2004. 197 с.

118. Смирнов И. П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Движение к открытой системе профессионального образования. Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Сб. науч. трудов отв. Ред. Г. Д. Бухарова. Вып. 3. Екатеринбург: Изд. РГППУ, 2004. 9−27.

119. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. Повый принцип воспитания: ориентация на интересы молодёжи. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. -184 с.

120. Смирнов И. П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Повые принципы организации начального профессионального образования. М.: 0 0 0 «Аспект», 2004. -32 с.

121. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. Социальное партнерство: что ждет работодатель? (Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования).- М.: Аспект, 2004. 32 с.

122. Смолина Т. В. Культурологический компонент в системе высшего образования (на материале мировой художественной литературы): автореф. дис. канд. пед. наук. Таганрог, 2000. 22 с.

123. Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 1990. 4−90.

124. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1999. 742 с.

125. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. М.: ИП, 1995. 192 с.

126. Спирин Л. Ф., Сластёнин В. А. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Ярославль: ЯГПИ, 1984. 140 с.

127. Спиркин А. Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. М.: Политиздат, 1988.-592 с.

128. Стернин И. А. Русский язык делового общения. Воронеж, 1995. 3267.

129. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Серия «Учебники XXI века». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.-512 с.

130. Сухиненко Д. Н. Подготовка менеджеров в высшей школе США: автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 20 с.

131. Теппер Р. Как овладеть искусством делового письма. М.: ЮЕИТИ, 1994.-318 с. 144. Тер-Минасова Г. Язык и межкультурная Слово/Slovo, 2000. 624 с.

132. Титова Л. Г. Деловое обш-ение: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления Л. Г. Титова. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2005. 271 с.

133. Тихонравов Ю. В. Теория управления. Учебный курс. М.: Вестник, 1997.-336 с.

134. Ткаченко Е. В. Кадровое обеспечение системы НПО России в начале 21 века Профессиональное образование. 2003. 2. 2−5.

135. Ткаченко Е. В. Кого и как готовить, или модернизация начального профессионального образования в современных условиях Образование и наука. Нзвестия УрО РАО, 2005. 2(32). 125−128.

136. Ткаченко Е. В. О проблемах взаимодействия профессиональнокоммуникация. М.: педагогического и начального профессионального образования Образование и наука. Известия УрО РАО, 2003. 3(21). 35−48.

137. Ткаченко Е. В. Приоритеты Российского начального профессионального образования Педагогика. 1999. Х" 2. 58−62.

138. Ткаченко Е. В. Педагогический поиск в области профессиональнопедагогического образования (обзор дисс. иссл-ний за 1991;2002 гг.) РГППУ. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург, 2003. 205 с.

139. Ткаченко Е. В. Современные проблемы рынков труда и образовательных услуг Социальное партнерство как аспект повышения конкурентоспособности молодого рабочего на рынке труда. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Кемерово, ноябрь 2003, ч.П. 15−22.

140. Ткаченко Е. В. Социопедагогическая диагностика как основа новьгк принципов и моделей воспитания Профессиональная педагогика: катего141. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2004. 8−22.

142. Ткаченко Е. В., Бухарова Г. Д. Об актуальных проблемах педагогики профессионального образования Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: Сб. науч. трудов под ред. Г. Д. Бухаровой. Екатеринбург, 2003. Вып. 3, ч.1. 5−29.

143. Ткаченко Е. В., Смирнов И. П. Современный учащийся НПО. М.: Изд. центр АПО, 2002. 58 с.

144. Толлингерова Д. и др. К теории учебных задач. Прага, 1992. -236 с.

145. Тулькибаева Н. Н. Теория и практика обучения учащихся решению задач: Моногр. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2000. 239 с.

146. Тулькибаева Н. Н., Большакова З. М. Проблемы российского образования Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. В.2,ч.1.-С.53−59.

147. Уемов А. И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.-312 с.

148. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.

149. Унравление персоналом: Учебник для вузов иод ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.

150. Усова А. В. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования. Челябинск: ЧГПУ, 1996. 12 с.

151. Философский энциклонедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.

152. Холопова Т. Н., Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. М 1994.-371 с.

153. Чапаев П. К. Интеграция недагогического и технического знания в педагогике профтехобразования: Моногр. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.пед. ин-та, 1992.-224 с.

154. Чистикова В. М. Интегративно-модульная технология непрерывной профессиональной подготовки специалистов сварочного производства: автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 24 с.

155. Шейнов В. П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996. 409 с.

156. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения: Учеб. пособие для сред. проф. образования Галина Михайловна Шеламова. 2-е изд., стер. И.: Издательский центр «Академия», 2003. 128 с.

157. Шепель В. М. Имиджеология. Секреты личного обаяния. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 1994. 3−207.

158. Шихирев П. Н.

Введение

.

159. Шишов Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 354 с.

160. Штибен В. К. Организационно-педагогические условия развития педагогического колледжа: автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 27 с.

161. Щедровицкий Г. Н. Система педагогических исследований Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. 463 с.

162. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Педагогика, 1986.-144 с.

163. Эрганова Н. Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. -Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999. -138 с.

164. Эрганова Н. Е. Профессионально-педагогические технологии: концептуальные основы новой образовательной парадигмы Образование и наука:

165. Эсаулов А. Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. 216 с.

166. Юдин Э. Г. Системный нодход и принцин деятельности: Методологические нроблемы современной науки. М Наука, 1978. 391 с.

167. Юрчук В. В. Современный словарь, но нсихологии авт.-сост. В. В. Юрчук. Мн.: Элайда, 2000. 326 с.

168. Ягер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М.: Джон Уайли энд Сан, 1994. 493 с.

169. Якобсон П. М. Обш, ение как социально-нсихологическая проблема. М., 1973.-436 с.

170. Якунин В. А. Обучение как нроцесс унравления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. 437 с.

171. Якунин В. А. Педагогическая психология: Учеб. нособие /Еврон. ин-т экснертов. Спб.: Изд-во Михайлова В.А.- Изд-во «Полиус», 1998. 639 с.

172. Allsop J., Aspinall P. Practice Tests for the Cambridge Business Certificate. Leve]2. CUP, 1999.-124p.

173. Chilver J. English for Business. A functional approach. 2″ * edition. Continuum, 2001. 304p.

174. Comfort J., Brieger N. Marketing. Business English management series. Pearson Education Limited, 2000. 185p.

175. Cotton D., Robbins S. Business Class/ Thomas nelson and Sons Ltd. 1993. 184p.

176. Evans D. Decisionmaker. 14 business situations for analysis and discussion. CUP, 1998. lOOp.

177. Greener M. The Penguin Business Dictionary, Penguin Books, 1994. 127p.

178. Homer D., Strutt p. Words at work. Vocabulary development for business English. CUP, 1996. 137p.

179. Jones L., Alexander R. New International Business English. CUP, 1996. 176p.

180. Larmon M., Tullis G., Trappe T. Insights into Business. Addison Wesley Longman Ltd, 1996. 160p.

181. Lannon M., Tullis G., Trappe T. New Insights into Business. Pearson Education Ltd, 2000. 176p.

182. Lloyd A., Preier A. Business Communications Games/ Oxford University Press, 1996.-1 OOp.

183. Miskell Jane R., Miskell V. Motivation at work. Business Skills Express Series. Business One Irwin/Mirror Press, 1993. 74p.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой