Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование основ человеческого достоинства у школьников-подростков средствами психологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изысканиями вскрыты и в диссертации представлены противоречия процесса формирования основ человеческого достоинства у школьников отроческого возраста на урочных и внеклассных занятиях по психологии: между, с одной стороны, потребностью школьников-подростков, посещающих уроки психологии и принимающих участие в соответствующих организованных внеурочных и внешкольных занятиях и' досуговых делах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Эффективное формирование основ человеческого достоинства у школьников-подростков средствами психологии как педагогическая проблема
    • 1. 2. Источники самосовершенствования школьниками-подростками основ человеческого достоинства
    • 1. 3. Противоречия в формировании основ человеческого достоинства у школьников отроческого возраста на урочных и внеклассных занятиях по пейхбй&ийР"!
  • л"/' '-'
    • 1. 4. Движущие силы процесса формирования основ человеческого достоинства у школьников-подростков с помощью занятий по психологии
    • 1. 5. Процессуальная характеристика формирования основ человеческого достоинства у школьников-подростков под воздействием преподавателя психологии
  • Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ПРИМЕНЯЕМОЙ ШКОЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТЬЮ И РАЗВИТИЕМ У ПОДРОСТКОВ ОСНОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА
    • 2. 1. Научное представление комплекса рациональных методических приемов формирования основ человеческого достоинства у учащихся-подростков средствами занятий по психологии
    • 2. 2. Педагогические условия успешности применения авторской методической целостности
    • 2. 3. Методические особенности фиксирования и измерения сформированное&trade- человеческого достоинства у школьников отроческого возраста
    • 2. 4. Характеристика фактических результатов опытноэкспериментальной работы

Формирование основ человеческого достоинства у школьников-подростков средствами психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общественно-исторические условия функционирования и развития Российской Федерации в конце 20 — начале 21 века оказались сопряженными с нарастанием тенденции к дегуманизации морально-нравственного сознания и поведения молодежи. В сложившихся общественно-политических, экономических, духовно-культурных обстоятельствах учительско-воспитательский корпус страны и специалисты-исследователи образовательно-воспитательных реалий стремятся выявить и всесторонне обосновать возможности адекватного этим обстоятельствам реагирования использованием доступных наставникам детей и юношества и более всего подходящих к моменту педагогических средств.

Школьные психологи посильно участвуют в процессе реализации установок Закона РФ «Об образовании» на подготовку юных граждан, интегрированных в современное общество и способных преобразовывать его на гуманистических началах.

В педагогической среде общепринятым становится убеждение в необходимости нацеливать учебно-воспитательный процесс на культивирование у юной смены способности свободно адаптироваться к микросоциальным средам и самоутверждаться в них за счет оперативной актуализации их соответствующего личностного потенциала.

Складывающаяся социально-педагогическая обстановка на авангардную позицию в требованиях к образовательно-воспитательной работе учительства выводит целеустремленную мобилизацию собственных позитивно-творческих сил по конструированию и реализации действенной стратегии формирования у питомцев объективированного морального сознания, выработки у них потребности в созидательном преобразовании социоприродной среды и накопления полезного опыта доброжелательного сотрудничества с окружающими людьми в контексте осуществляемой жизнедеятельности.

Данные массовых опросов школьных психологов свидетельствуют об уповании коллег на задействование в функционировании педагогических систем общеобразовательного характера многообещающих форм внеучебно-досугового общения занимающихся, позволяющих интенсивно практиковать шлифовку человеческого достоинства как существенного атрибута их гражданской и духовно-нравственной зрелости.

Анализ научной и методической литературы по обозначившейся проблематике дал нам возможность убедиться в устремлении специалистов к рассмотрению различных аспектов формирования у детей и юношества основ человеческого достоинства. Усилиями философов, социологов, психологов, педагогов нашего времени приподнята завеса над таинствами зарождения, вызревания, закрепления и функционирования данного психического феномена у школьников из разных возрастных групп.

Между тем в современной педагогической теории и практике остается актуальной проблема: каковы по своему составу, назначению и особенностям реализации рациональные методические приемы и эффективные педагогические условия формирования основ человеческого достоинства у школьников-подростков средствами психологии? Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования — организуемая школьным психологом образовательно-воспитательная деятельность с контингентом учащихся отроческого возраста как целостный процесс, а предмет исследованияформирование у подопечных основ человеческого достоинства как составная часть данного процесса.

Гипотеза осуществляемого научного поиска состояла в предположении о том, что психолог современной городской общеобразовательной школы сможет ощутимо способствовать средствами преподаваемой учебной дисциплины формированию у учащихся отроческого возраста основ человеческого достоинства, если озаботится усовершенствованием результатов урочной работы во внеклассно-досуговых занятиях подопечных: станет выявлять и применять в работе подходящие к конкретным учебно-воспитательным ситуациям рациональные методические приемы (в частности: педагогически планируемое и импровизированное включение материала о проявлении людьми человеческого достоинства в контекст урочных и внеклассных занятий учащихся-подростков по психологии — разъяснение школьникам отроческого возраста смысла и значения человеческого достоинства как индивидуально-психологического феномена — педагогическая демонстрация учащимся достойных подражания образцов проявления человеческого достоинства взрослыми и подростками — обращение на уроках и внеклассных занятиях с психологическим содержанием к личным представлениям и опыту учащихся в области проявления и самовоспитания юными гражданами человеческого достоинства) — будет сообразно педагогической теории создавать и своевременно использовать совокупность педагогических условий, подкрепляющих соответствующие образовательно-воспкгательные усилия учителей по формированию у подростков основ человеческого достоинства.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили комплекс задан проводимых изысканий.

1. Выявить и охарактеризовать наиболее перспективные для северного региона источники самосовершенствования школьниками-подростками основ человеческого достоинства.

2. Установить и научно описать актуальные противоречия в формировании основ человеческого достоинства у школьников отроческого возраста на урочных и внеклассных занятиях по психологии.

3. Раскрыть существенные особенности и объективные возможности задействования в образовательно-воспитательном процессе школы движущих сил процесса формирования основ человеческого достоинства у школьников-подростков с помощью занятий по психологии.

4. Осуществить процессуальную характеристику становления основ человеческого достоинства у школьников-подростков под воздействием преподавателя психологии.

5. Научно представить оптимальную для местности, приравненной районам Крайнего Севера, совокупность рациональных методических приемов формирования основ человеческого достоинства у учащихся-подростков средствами занятий по психологии.

6. Предпринять психолого-педагогический анализ педагогических условий успешности применения авторской методической целостности. составили: философские и психологические теории развития личности (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, В.Д. Шадриков) — теория ориентации образовательно-воспитательного процесса в современной школе на освоение молодым поколением общечеловеческих духовно-нравственных ценностей (Ш.А. Амонашвили, В. А. Караковский, П. В. Конаныхин, Н. Д. Никандров, М. Г. Тайчинов и др.) — учение о логической необходимости и педагогической целесообразности органического сочетания интеллектуально-мировоззренческого развития подростков с активным включением их в общественно полезную досугово-творческую самодеятельность (Л.П. Буева, И. И. Валеев, Д. М. Гришин, И. П. Иванов, В. И. Петрова, Л.Г. Садакова) — новаторские разработки, посвященные повышению роли субъектности ученика в образовательно-воспитательном процессе (А.А. Захаренко, Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин и ДР-)осуществленного поиска.

В изысканиях была использована совокупность теоретических и эмпирических методов исследования, адекватная его целям и задачам. Реализация программы опытно-экспериментальной работы потребовала обращения к наблюдению за проявлением у занимающихся сознания и чувства человеческого достоинства под влиянием целенаправленных наставнических воздействий, а также к коллективным и индивидуальным беседам с членами подростковых объединений относительно «секретов» их самосовершенствования как достойных граждан — преобразователей окружающей социоприродной среды на гуманистических началахположительную роль сыграли в поиске анкетные опросы. Диссертанткой обстоятельно изучались продукты социального и духовного творчества подопечных в деловом и досуговом общении. Широко и обоснованно применялись такие теоретические методы исследования, как анализ и синтез, последовательное сравнение характеристических показателей развитости основ человеческого достоинства у воспитуемых. Положительно зарекомендовали себя в нашем исполнении формулирование сути и содержания инновационных понятий и предлагаемых методик образовательно-воспитательной работы, а также математическая обработка добываемых статистических данных и генерирование новой педагогически значимой информации в виде выводов. муниципальной общеобразовательной средней школы № 28 г. Нижневартовска и функционирующий в ее досуговом пространстве под руководством диссертантки психологический клуб общения девочек-подростков и старшеклассниц «Юная леди» .

В изысканиях участвовали 88 школьниц (в группах формирующего эксперимента, А и Б — 45 человек).

Исследование проведено в три этапа. исследования вторая ступень.

На первом этапе поиска (1995;1997 гг.) соискательницей изучалась философская, социологическая, психологическая, общепедагогическая, специальная и методическая литература по избранной для научного освоения проблематике. Программа констатирующего эксперимента предусматривала выявление и научную характеристику специфики роста и проявления основ человеческого достоинства у школьниц отроческого возраста в контексте занятий по психологии и внеучебной жизнедеятельности с предметно значимым содержанием. Ведущее значение тут мы придавали роли соответствующих методических приемов из педагогического арсенала преподавателей психологии, а также объективных и субъективных условий содействия успеху в использовании таких способов на уроках и в организованных досуговых мероприятиях. Итоги неоднократного ранжирования этих приемов и условий в виде рейтинг-листов обосновывали авангардные совокупности действенных педагогико-методических средств наставников как оптимальные для конкретных обстоятельств образовательно-воспитательной деятельности и образцово-примерные для массовой практики формирования основ человеческого достоинства у школьниц-подростков.

На втором этапе поиска (1998;1999 гг.) осуществлялся формирующий эксперимент: в контексте учебно-воспитательной работы школы использовались и по ходу изысканий совершенствовались методические предложения диссертантки, связанные с продуманным взаимодополнением академических и клубных занятий девочек-подростков ради целенаправленного культивирования в их среде действенных основ человеческого достоинства и девичьей чести.

На третьем этапе поиска (2000;2001 гг.) с помощью контрольного эксперимента соискательницей уточнялась и экспертно оценивалась продуктивность ряда рекомендаций инновационного Характера. Оформлялась диссертационная работа. Продолжались апробация и внедрение в массовую образовательно-воспитательную практику теоретических и практико-методических наработок автора.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования определяются: восприятием, пониманием и представлением формирования основ человеческого достоинства у школьников-подростков как злободневной социально-педагогической проблемывыявлением и профессионально-педагогической характеристикой доступных в северном регионе источников самосовершенствования школьниками-подростками основ человеческого достоинстваустановлением и научным описанием актуальных противоречий в формировании основ человеческого достоинства у школьников отроческого возраста на урочных и внеклассных занятиях по психологиираскрытием существенных особенностей и объективных возможностей задействования в образовательно-воспитательном процессе школы движущих сил процесса формирования основ человеческого достоинства у школьников-подростков под воздействием преподавателя психологииосуществлением процессуальной характеристики становления основ человеческого достоинства у школьников-подростков с помощью занятий по психологии.

Практическая значимость результатов поиска состоит: в научном представлении комплекса рациональных методических приемов формирования основ человеческого достоинства у учащихся-подростков средствами занятий по психологиив психолого-педагогическом анализе объективных и субъективных условий, развертывание которых на учебных занятиях и внеурочных делах с психологическим содержанием содействует оптимизации формирования у воспитанников сознания и чувства человеческого достоинства. Полученная в поиске информация дидактико-методического плана может быть использована при чтении спецкурсов и проведении семинарских занятий по педагогике на соответствующих факультетах и отделениях педвузов, а также в учреждениях повышения квалификации школьных психологов, при проведении научно-исследовательской работы.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании выводов и составленных практических рекомендаций обеспечены: использованием современной научной теории для интерпретации сути и содержания осваиваемых психолого-педагогических феноменов и образовательно-воспитательных реалийопорой на научную методологию при характеристике методических рекомендаций коллегамприменением комплекса методов научно-педагогического исследования, адекватных цели и задачам поискадостаточной представительностью включенного в изыскания контингента школьниковопытно-экспериментальным подтверждением выводов и рекомендаций соискательницы. Ношшшишнешшх.

1. Профессионально-педагогическая характеристика перспективных для северного региона источников самосовершенствования школьниками-подростками основ человеческого достоинства.

2. Раскрытие сути и педагогической значимости гаммы движущих сил процесса формирования основ человеческого достоинства у школьников-подростков (потребность самих школьников отроческого возраста в наращивании у себя потенциала личностного достоинства, в социальном самоутвержденииинформированность учащихся в вопросах о сути, содержании и специфике формирования у себя человеческого достоинстваразвивающееся индивидуально-личностное самосознание ученикадокументально-правовая подкрепленность наставнических действий по выработке и закреплению у школьников-подростков основ человеческого достоинствапрофессиональная состоятельность, компетентность школьного психолога и учителей-воспитателей в вопросе организации проведения научного поиска по темепрограммнометодическая обеспеченность процесса формирования основ человеческого достоинства у школьников-подростковп скоординированность усилий школы, семьи и общественности в формировании у школьников-подростков основ человеческого достоинства).

3. Научное описание актуальных противоречий в формировании основ человеческого достоинства у школьников-подростков с помощью занятий по психологии.

4. Представление оптимального для северного региона комплекса рациональных методических приемов формирования основ человеческого достоинства у учащихся-подростков средствами занятий по психологии (кроме указанных в гипотезе сюда включены приемы: побуждение занимающихся к самоанализу фактов личного проявления человеческого достоинствапрактическое приучение подростков к хорошим манерам, к добротворческому поведениюразучивание с занимающимися алгоритмов защиты собственного достоинства, способов личностного самоутверждениязадействование в занятиях по психологии адекватных образовательно-воспитательным ситуациям способов нейролингвистического программирования).

5. Предметно-профессиональный анализ педагогических условий успешности применения авторской методической целостности (гуманистический стиль жизнедеятельности школьного коллективаориентация образовательно-воспитательной деятельности школьного психолога на познание учащимися сути и содержания общечеловеческих духовно-нравственных ценностейпрограммно-методическое обеспечение процесса формирования педагогическим персоналом школы у подопечных учащихся второй ступени основ человеческого достоинстваподключение родственников к процессу формирования у школьников-подростков основ человеческого достоинствасочетание теоретических и практических форм психологического освоения учащимися-подростками основ человеческого достоинствасистематичность применения авторских методических приемоввоздействие используемыми педагогическими приемами на все.

12 сферы личности каждого воспитуемогонепрерывное педагогико-методическое и научно-исследовательское совершенствование организаторов научного поиска).

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись посредством выступлений соискательницы на заседаниях предметно-методического объединения психологов школы и на занятиях методического семинара кафедры педагогики Нижневартовского государственного педагогического института, на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов НГПИ (19 952 001 гг.), на регулярных симпозиумах научно-исследовательской лаборатории прикладной дидактики в НГПИ (1997;2001 гг.), на ряде форумов педагогической общественности: межрегиональных Нижневартовских научно-практических конференциях «Организационно-педагогическое и методическое подкрепление общей и профессиональной подготовки детей и юношества», «Образование и воспитание молодежи: проблемы, поиск эффективных решений» (1997), «Психолого-педагогическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса в школе и вузе», «Оптимизация обучения и воспитания детей и юношества», «Актуальные вопросы общей и профессиональной подготовки юной смены Отечества», «Реализация педагогических идей А. С. Макаренко в учебно-воспитательной деятельности современных образовательных учреждений», «В. А. Сухомлинский и школа наших дней» (1998), «Инновационный аспект функционирования педагогических систем» (1999), а также на Ханты-Мансийской окружной научно-практической конференции «Реализация управленческих и педагогических технологий в практике управления развитием учреждений образования» (1998), на Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и проблемы российской педагогики в современных условиях» (Сургут, 1999), на Славянском полилоге «Педагогическая теория и практика в независимых государствах: обновление структур и парадигм» (Киев, 1999), на семинаре украинских и.

13 российских ученых по теме «Образование и воспитание молодежи на пороге третьего тысячелетия: идеи, проекты, поиски» (Переяслав-Хмельницкий, 1999), на Международной научно-практической конференции «Учебно-воспитательный процесс в вузе и школе: пути его развития и совершенствования» (Ровно, 1999), на 2-ой и 3-ей научных сессиях Международной педагогической академии (Москва, 1999 и 2000 гг.).

По теме исследования автором опубликовано 10 работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Общественно-политические, социально-экономические, духовно-культурные процессы в Российской Федерации на рубеже тысячелетий, характеризующиеся укоренением тенденции к демократизации жизни общества, обострили потребность в поиске или разработке, а также в теоретическом и опытно-экспериментальном обосновании совокупности актуальных методик и технологий работы со школьниками, максимально реализующих гуманистическую парадигму образовательно-воспитательной деятельности.

В складывающихся общественно-исторических обстоятельствах возрастает значение субъектности школьника в учебно-воспитательном процессе, которая практически невозможна без формирования у него человеческого достоинства как ведущего личностного качества.

Наши изыскания, проводимые по программе инновационно-экспериментальной деятельности школьного коллектива, посвящались отысканию и обоснованию в качестве оптимальных пакета методических приемов и совокупности организационно-педагогических условий формирования действенных основ человеческого достоинства у учащихся отроческого возраста.

Исследование позволило обнаружить и описать доступные учащимся-подросткам источники, заключающие в себе солидный обучающе-образовательный и воспитательно-развивающий потенциал для становления у юных граждан человеческого достоинства и чести как определяющих признаков их личностей. В совокупность источников самосовершенствования школьниками-подростками основ человеческого достоинства входят: образовательно-воспитательный процесс в школефункционирование школьного клуба общения для девочек-подростков «Юная леди» — публицистическая, историческая, художественная, а также адаптированная к возрастным особенностям и уровню подготовленности подростков к восприятию психологическая литература, повествующая и размышляющая о феноменах признания личности в обществе, об успешности в социальной и профессиональной деятельности тех людей, кто исповедует право каждого человека на свободу и достоинство, имеет развитое моральное сознание и чьи поступки демонстрируют достаточно зрелые сознание и чувство собственного достоинства, кто уважительно относится к собственным и общественным ценностям, с честью выполняет свой гражданский долгпоучительные примеры из общественной жизни, характеризующие существенные атрибуты проявления человеком таких основополагающих общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, как достоинство и честьматериалы средств массовой информации, популярных молодежных изданий, рассказывающие о конкретных примерах высоконравственных поступков граждан, считающих своим долгом и делом чести оказывать помощь и всяческую поддержку всем нуждающимся в нихличный пример педагога-психолога.

Изысканиями вскрыты и в диссертации представлены противоречия процесса формирования основ человеческого достоинства у школьников отроческого возраста на урочных и внеклассных занятиях по психологии: между, с одной стороны, потребностью школьников-подростков, посещающих уроки психологии и принимающих участие в соответствующих организованных внеурочных и внешкольных занятиях и' досуговых делах, целеустремленно формировать в себе самосознание, Я-концепцию более высокого уровня (естественно, выражающего в стремлении глубоко понять себя, разобраться в своих особенностях и возможностях, выявить и осмыслить свое сходство с другими людьми и свое отличие от них, свою уникальность и неповторимость) и, с другой стороны, недостаточными возможностями удовлетворения этой потребностимежду, с одной стороны, требованиями общества к подросткам в плане самосовершенствования ими сознания и чувства человеческого достоинства и, с другой стороны, их физическими и психическими ресурсами для такого саморазвитиямежду, с одной стороны, желанием педагогов-наставников внедрять в структуру занятий информацию об эффективных приемах самосовершенствования личности и, с другой стороны, явно недостаточным количеством адаптированной психологической литературы по актуализации личностных ресурсов подростковмежду, с одной стороны, желанием наставнического корпуса осуществлять усовершенствование урочных и досуговых занятий и дел со школьниками-подростками на научно-философской, психолого-педагогической основе и, с другой стороны, недостаточной разработанностью методологического фундамента работы по конструированию эффективного процесса формирования сознания и чувства собственного достоинства у школьников-подростков и управления им.

В осуществленном поиске выявлены и научно описаны движущие силы процесса формирования основ человеческого достоинства у школьников-подростков: потребность самих школьников отроческого возраста в наращивании у себя потенциала личностного достоинства, в социальном самоутвержденииинформированность учащихся в вопросах о сути, содержании и специфике формирования у себя человеческого достоинстваразвивающееся индивидуально-личностное самосознание ученикадокументально-правовая подкрепленность наставнических действий по выработке и закреплению у школьников-подростков основ человеческого достоинствапрофессиональная состоятельность, компетентность школьного психолога и учителей-воспитателей в вопросах организации и проведения научного поиска по темепрограммно-методическая обеспеченность процесса формирования основ человеческого достоинства у школьников-подростковскоординированность усилий школы, семьи и общественности в формировании у школьников-подростков основ человеческого достоинства.

Диссертанткой представлена также процессуальная характеристика формирования основ человеческого достоинства у школьников-подростков под воздействием преподавателя психологии.

Исследованием выявлен и в диссертации описан комплекс рациональных методических приемов формирования основ человеческого достоинства у учащихся-подростков средствами занятий по психологии: педагогически планируемое и импровизированное включение материала о проявлении людьми человеческого достоинства в контекст урочных и внеклассных занятий учащихся-подростков по психологииразъяснение школьникам отроческого возраста смысла и значения человеческого достоинства как индивидуально-психологического феноменапедагогическая демонстрация учащимся достойных подражания образцов проявления человеческого достоинства взрослыми и подросткамиобращение на уроках и внеклассных занятиях с психологическим содержанием к личным представлениям и опыту учащихся в области самовоспитания и проявления юными гражданами человеческого достоинствапобуждение занимающихся к самоанализу фактов личного проявления человеческого достоинствапрактическое приучение подростков к хорошим манерам, к добротворческому поведениюразучивание с занимающимися алгоритмов защиты собственного достоинства, способов личностного самоутверждениязадействование в занятиях по психологии адекватных образовательно-воспитательным ситуациям способов нейролингвистического программирования.

По итогам поиска научно охарактеризована положительно зарекомендовавшая себя совокупность педагогических условий, содействующих успеху в применении авторской методической целостности: гуманистический стиль жизнедеятельности школьного коллективаориентация образовательно-воспитательной деятельности школьного психолога на освоение учащимися сути и содержания общечеловеческих духовно-нравственных ценностейпрограммно-методическое обеспечение процесса формирования педагогическим персоналом школы у подопечных учащихся второй ступени основ человеческого достоинстваподключение родственников к процессу формирования у школьников-подростков основ человеческого достоинствасочетание теоретических и практических форм психологического освоения учащимися-подростками основ человеческого достоинствасистематичность применения авторских методических приемоввоздействие используемыми педагогическими приемами на все сферы личности каждого воспитуемогонепрерывное педагогико-методическое и научно-исследовательское совершенствование организаторов научного поиска.

Использование исследовательских методик, адекватных замыслам диссертантки, позволило убедиться в достаточной профессионально-деловой состоятельности авторской методической целостности.

Таким образом, выдвинутая на старте научно-педагогического поиска гипотеза может быть признана подтвержденной. Поставленные задачи исследования решены, а намеченная цель изысканий достигнута.

Проведенное исследование не претендует на окончательное решение всех затронутых вопросов. Своего пристального и профессионально-компетентного рассмотрения ожидают такие вопросы, как осуществление эффективного взаимодействия школьного психолога с учительско-воспитательским составом при формировании у школьников отроческого возраста действенных основ человеческого достоинства и чести, обеспечение взаимосвязи и взаимоподкрепления сознания и чувств человеческого достоинства и чести в ходе формирования их у учащихся-подростков, составление и всестороннее обоснование алгоритмов продуктивных действий по самосовершенствованию учащимися из второй ступени общеобразовательной школы себя как граждан, обладающих высокоуровневыми достоинством и честью. Теоретическое и практическое решение этих вопросов создаст реальные предпосылки для эффективного наращивания у школьников-подростков высоконравственного потенциала общечеловеческого и гражданского самосознания, а также для усиления потенций учащейся молодежи в духовном самосовершенствовании и проявлении качеств подлинных гуманистов-добротворцев, характеризующихся развитыми сознанием и чувством человеческого достоинства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
  2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. -М., 1977.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  4. С.Г. Педагогическое стимулирование потребности в общественной деятельности у старших подростков / Дис.. канд. пед. наук. М ., 1975.
  5. Ю.М. Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками / Автореф. дис.. канд. пед. наук. М ., 1999. — 25 с.
  6. Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. В. Дубровина. -М ., 1989.
  7. М.М. Духовность как целостный феномен человеческой жизни / / Народная педагогика и современные проблемы воспитания / Материалы Всесоюз. науч. практ. конф. — Ч. 2. -Чебоксары, 1991. — С. 255−256.
  8. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. — 208 с.
  9. А. Психологическое тестирование. В 2 кн.- пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. — М., 1982.
  10. К. Учитель и инновации. М.: Просвещение, 1991.
  11. К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. — СПб., 1994.
  12. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: КГУ, 1988.-238 с.
  13. М.И., Белянкина Н. М. Культура как общественно-исторический феномен и ее роль в обществе / / Человек, бытие, культура / Тез. 14 Всесоюз. теор. семинара «Мировоззрение и научное познание». -К. Переяслав-Хмельницкий, 1991.-С. 100−101.
  14. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991. — 416 с.
  15. Г., Энгельмайер J1., Кесслер Е. Тренинг уверенности в себе и контакта в группе: Руководство для тренеров и психотерапевтов. -Р-н-Д., 1992.
  16. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. — Воронеж, 1996.
  17. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  18. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  19. И. Я Вас слушаю . М., 1984.
  20. А.С., Зубарева С. Л. Педагогическое творчество в школах Ханты-Мансийского автономного округа: Уч. пособие. Екатеринбург, 2000. — 99 с.
  21. Р., Гриндер Д. Структура магии. СПб., 1996.
  22. Н.А. Самопознание. М., 1990.
  23. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы- Пер. с англ. / Под общ. ред. М. С. Мошковского. -М., 1983.
  24. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  25. П.П. Избр. пед. произведения. М., 1964. — 695 с.
  26. М.В. Современные социокультурные основания педагогической инноватики / / Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании: Материалы Междунар. конф. / Отв. ред. П. В. Конаныхин. М., 1995. — С. 5−8.
  27. А.А. Восприятие человека человеком. М., 1982.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.
  29. Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника младший школьный и подростковый возраст . / Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 18 с.
  30. Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий организационно-технологический аспект . / Дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1993. 212 с.
  31. А.В. Психологический анализ мышления как прогнозирования / Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -М., 1977. 37 с.
  32. О.А. Тренинг взаимопонимания. Барнаул, 1995.
  33. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1979.
  34. В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М.: Просвещение, 1987.
  35. И.И. Воспитательная работа с учащимися в современных условиях: Концепция / / Обучение и воспитание в современной школе :
  36. Пособие в помощь педагогам / Под ред. И. И. Валеева. М., 1999. С. 2843.
  37. И.И. Народность и патриотизм. Уфа, 2000.
  38. А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
  39. Ю.В. Педагогическое управление в школе: теоретико-методологический аспект / Дис. в форме науч. докл.. д-ра пед. наук. -М., 1992.
  40. А.Б. Театральная педагогика в работе учителя, классного руководителя : Уч. пособие. М.: МПУ, 2000. — 44 с.
  41. Н.В. Креативная психопедагогика. Минск, 1995.
  42. Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999. — 168 с.
  43. Воодушевляющее управление / / Уч. газета. 1987. — 10 февраля.
  44. В.В. Психологизация воспитательной работы в школе / / Совершенствование процесса подготовки детей и юношества к жизни и труду / Отв. ред. П. В. Конаныхин. М., 1995. — С. 131−133.
  45. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. К., 1989.
  46. Д. Терапевтические метафоры. СПб., 1995.
  47. М. Исправление школьного конвейера. Р-н-Д., 1993.
  48. Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников / Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1979.
  49. Э.А. и др. Гуманистические ценности воспитания и самовоспитания. Владимир, 1983.
  50. О.В., Зарецкая Л. А. Психологический профиль личности подростка, ориентированного на нравственные ценности / / Формирование позитивных ценностных ориентаций у подрастающего поколения. М. — Серпухов, 1996. — С. 4−6.
  51. С., Левин В. Гроссмейстер общения. М., 1996.
  52. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
  53. Домострой: Как устроить свой быт богоугодно, а жизнь свято. -М., 1999.-239 с.
  54. В.Н. Интеллект: структура, развитие, диагностика / / Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Т. 9.-Тверь, 1997.-С. 64−74.
  55. И.В. Рабочая книга психолога. М., 1991.
  56. Ю.М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении. -М., 1991.
  57. В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М., 1986. — 40 с.
  58. Т.И. Методическая инструментовка общеличностного совершенствования школьниц: павлышский вариант / / В. А. Сухомлинский и школа наших дней / Под ред. И. И. Валеева и П. В. Конаныхина. М.: МПА, 1999. — С. 44−47.
  59. Т.И. «Юная леди» : Психологический клуб общения для старшеклассников: Метод, пособие для школьных психологов. -Нижневартовск, 1997. 32 с.
  60. Т.И., Колобова Б. А., Колобов М. А. Уважение человеческого достоинства воспитанника в педагогической этике В.А. Сухомлинского / В. А. Сухомлинский и школа наших дней. М.: МПА, 1999.-С. 37−40.
  61. А.С. Мой дух витал над этим миром. / / Тропа жизни учителя Знаменского / Ред.-сост. В. К. Белобородое. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 1998.
  62. И.П. Коллективная организаторская деятельность / / Педагогика наших дней. Краснодар, 1989. — С. 201−221.
  63. И.П. Творческое содружество поколений как условие воспитания юных общественников / Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1972.
  64. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
  65. Т.И. Педагогические аспекты социальной адаптации детей и подростков в школе / Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1999.-24 с.
  66. В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации / Автореф. дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. — 49 с.
  67. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред В. В. Петрусинского. -М., 1994.
  68. B.C. Формирование личности школьника целостный процесс.-М.: Педагогика, 1984.
  69. Е.Н. Искусство общения. М., 1982.
  70. Е.Н. Шаги навстречу. М.: Просвещение, 1986.
  71. Ю.П. Совершенствование системы социально-педагогического воздействия на общение школьников в свободное время / Дис.. канд. пед. наук. -М., 1984. 171 с.
  72. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / Автореф. дис.. д-ра пед. наук. JI., 1985.
  73. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М., 1990.
  74. А.И. Критичность ума как одна из сущностных характеристик человека / / Проблемы комплексного изучения и гармоничного развития человека / Тез. докл. и сообщ. регион, науч.-практ. конф.-Ч. 1.-Тверь, 1991.-С. 17−19.
  75. В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления / Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1989.
  76. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.-80 с.
  77. А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности / Дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1996.
  78. .С., Тайчинов М. Г. Личность и ее становление. К., 1990.
  79. Г. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. -М., 1991.
  80. Е.Н. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 19 с.
  81. П.В. Алгоритмы разрешения противоречий в гражданском становлении школьника / / Системный подход: проблемы совершенствования воспитания в современных условиях / Материалы Рос. науч.-практ. конф. Ч. 1. — Чебоксары — М., 1992. — С 48−50.
  82. П.В. Общечеловеческий идеал: сущность, функции, специфика формирования в современных условиях / / Социально-психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов. -Тверь, 1992.-С. 79−82.
  83. П.В., Спирин Л. Ф., Ушанов А. Ф. Теоретико-методологические основания решения педагогических задач школьной практики / / Обучение и воспитание в современной школе: Пособие в помощь педагогам. М., 1999. — С. 19−27.
  84. Конвенция о правах ребенка / / Сов педагогика. -1991.-&10. -С. 3−18.
  85. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  86. А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1985. -256 с.
  87. Л.П. Микромониторинг как средство личностно-ориентированного управления развитием школьников / / Воспитательно-образовательный процесс: устремление к идеалу. М. — Серпухов, 1996. -С. 152−153.
  88. И.В. Использование образовательной среды семьи и школы как средство воспитания и обучения: Метод, рекомендации. М., 2000. — 26 с.
  89. Е.В., КияноваМ.К. Технология успеха. -М., 1993.
  90. В.Г. Школа- центр воспитания. -М., 1991. 152 с.
  91. С.Н. Вас обидели? Попросите прощенья! Из кн. «Диагностика кармы» // СИБ-ОС «Колокол». 1997. — № 12. — С. 2.
  92. Е.И. Общение и духовный мир человека / / Проблемы комплексного изучения и гармоничного развития человека / Тез. докл. и сообщ. регион, науч.-практ. конф. Ч. 2. — Тверь, 1991. — С. 9−11.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. -304 с.
  94. Т.В. Учебная самостоятельность школьников как фактор повышения эффективности их самообразовательной деятельности / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сургут, 2000. — 20 с.
  95. Л.С. Жизненный путь личности как «проблемное поле» ее нравственного развития / / Проблемы комплексного изучения и гармоничного развития человека. Ч. 1. — Тверь, 1991. — С. 48−51.
  96. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Авт.- сост. Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская. СПб., 1996.
  97. А.Р. Ситуация успеха как фактор активизации духовно-нравственного развития подростка / / Формирование позитивных ценностных ориентаций у подрастающего поколения. М.- Серпухов, 1996.-С. 52−54.
  98. Т.И. Нравственное воспитание подростков во внеурочной деятельности средствами фольклора / Автореф. дис.. канд. пед. наук. К., 1992. — 20 с.
  99. Л.И. Патриотизм как личностное образование юного гражданина / / Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. М.- Серпухов, 1996. — С. 21−22.
  100. Л.И. Средовая обусловленность любви подростка-гимназиста ко всему родному / / Формирование позитивных ценностных ориентаций у подрастающего поколения. М. — Серпухов, 1996. — С. 2627.
  101. А.С. Методика организации воспитательного процесса / / Соч., Т. 5. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — С. 9−100.
  102. И.С. Нравственное становление личности школьника. -М.: Педагогика, 1985. 104 с.
  103. А.И., Павлова Н. И. Национальная и интернациональная культура в системе ценностей подростков / / Внеклассная работа по воспитанию школьников в духе мира / Материалы межвуз. науч.-практ. конф. Ровно: РГПИ, 1991. — С. 8−10.
  104. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  105. А.И. Педагогический процесс как целостное явление.--М., 1993.
  106. Н.Н. Человек, среда, общество. М., 1982. — 280 с.
  107. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981.
  108. А.В. Общение как фактор воспитания школьников / Дис.. д-ра пед. наук. М., 1980.
  109. В.Н. Психология отношений. -М. Воронеж, 1995.
  110. Е.Б. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных способностей подростков в процессевнешкольной деятельности / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курган, 2000.- 18 с.
  111. Н.П. Организационно-педагогические условия деятельности инновационных образовательных учреждений / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 1997.
  112. В.И. Потребность в гуманизации детства как производное от современных социально-экономических преобразований // Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. М. — Серпухов, 1996. — С. 12−13.
  113. Е.А. Становление ценностных ориентаций старшеклассников в процессе изучения художественного текста / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Таганрог, 2000. — 21 с.
  114. Об образовании: Закон Российской Федерации.- М.: Новая школа, 1992.
  115. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я.Яноушека. М., 1987.
  116. Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
  117. О’Коннор Дж., Сеймур Дж. Введение в нейролингвистическое программирование / Пер. с англ. А. Б. Бродского. Челябинск, 1997. — 256 с.
  118. А.И. О гражданственности и чести. М.: Знание, 1975.
  119. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  120. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера : Беседы психолога со старшеклассниками: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.
  121. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989. 302 с.
  122. Г. JI. Учет акцентуаций характера подростков при воспитании их на основе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей / / Формирование позитивных ценностных ориентаций у подрастающего поколения. М. — Серпухов, 1996. — С. 49−51.
  123. И.И. Формирование гражданского сознания и поведения у подростков / / Современное общество и школа / Материалы респ. науч.-практ. конф. Уфа, 1993. — С. 46−48.
  124. И.И., Григорьев Г. Н. Воспитание гражданина, труженика, семьянина на нравственном образце-идеале / / Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Т. 9. — Тверь, 1997.-С. 189−193.
  125. М.А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП : Уч. пособие. М., 1997. — 224 с.
  126. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996.
  127. Педагогика сотрудничества: Отчет о встрече учителей-экспериментаторов / / Педагогика наших дней. Краснодар, 1989.-С. 402−415.
  128. В.И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьников / Дис.. д-ра пед. наук. -М., 1982.
  129. Г. А. Историко-педагогический аспект разработки теории использования учебно-воспитательных ситуаций / / Совершенствование общего и профессионального образования молодежи. -М. :МПА, 1999.-С. 67−70.
  130. Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
  131. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  132. В.А. Личность: феномен субъективности. Р-н-Д, 1993.
  133. В.А., Каменко В. К., Котова И. Б. Личностно развивающее взаимодействие. Р-н-Д, 1993.
  134. А.А. Потребности и интересы как объективные детерминанты социальной активности человека // Проблемы комплексного изучения и гармоничного развития человека. —Ч. 1. -Тверь, 1991.-С. 25−27.
  135. В.Ю. Основы педагогической технологии. -М., 1997. -174 с.
  136. М.А. Уроки психологии в школе. М., 1993.
  137. С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания / Дис.. д-ра пед. наук. Ульяновск, 1993.
  138. А.В., Дьяконов Г. В. Идентификация как механизм общения и развития личности. М., 1988.
  139. М.М. Система воспитательной работы общеобразовательной школы (аспект оптимизации) / Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1987.
  140. A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1980.
  141. Проблемы воспитания в период социальных перемен: Науч. труды / Под ред. И. И. Валеева. М., 1996.
  142. Г. Н. Система деятельности как фактор формирования всесторонних и гармонических ценностных ориентаций школьников / Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1979.
  143. А.С. Тренинг личностного роста. -М., 1993.
  144. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1997.
  145. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / Под ред. В. В. Давыдова и И. В. Дубровиной. М., 1980.
  146. Развитие личности ребенка. М., 1987.
  147. В.А. Игра искусство или искусство — игра? (Парадокс амбивалентности). — М., 2000. — 107 с.
  148. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М., 1990.
  149. X. Подростковый и юношеский возраст : проблемы становления личности. -М., 1994.
  150. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 1995.
  151. Л.Г. Проблемы управления инновационными процессами в системе образования / Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996.
  152. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1946. -704 с.
  153. Л. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.
  154. В.П. Трансформация социально-педагогических целей в педагогические важнейшая функция педагога / / Формирование новой школы: опыт, поиск, проблемы. — Краснодар, 1990. — С. 13−20.
  155. Н.М. Нравственно-правовое воспитание старшеклассников в деятельности классного руководителя / Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 22 с.
  156. Л.Г. Теория и практика развития самодеятельности школьников в учебно-воспитательном процессе / Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- М., 2000, 36 с.
  157. М.Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. М., 1993.
  158. Г. В. Развитие ценностных ориентаций в подростковом возрасте / / Формирование позитивных ценностных ориентаций у подрастающего поколения. М. Серпухов, 1996. — С. 59.
  159. А.Н. Секреты домостроя. СПб., 2000. — 184 с.
  160. В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993. — 63 с.
  161. Е.В., Столбун В. Д. Средняя школа как важный этап становления и функционирования социально-биологической системы «человек окружающая среда» / / Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. — Т. 9. — Тверь, 1997. — С. 348−378.
  162. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. — 224 с.
  163. А .Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников / Дис. в виде науч. докл.. д-ра пед. наук. М., 1998.-47 с.
  164. С. Рождение гражданина: Заметки о книге В. А. Сухомлинского / / Коме, правда. 1972. — 7 июня. — С. 2.
  165. В.В., Шумилин А. П., Коньков Н. Н. Формирование у учащейся молодежи саморегуляции поведения. Пенза, 1991. — 120 с.
  166. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач.-М., 1997.
  167. Л.Ф., Конаныхин П. В. Системность как особенность управляемых объектов в педагогике и принцип их познания / / Проблемы комплексного изучения и гармоничного развития человека. —Тверь, 1991. -С. 42−45.
  168. Л.Ф., Павличкова Г. Л. Характеристика стадий процесса личностных изменений в ходе освоения человеческих духовно-нравственных ценностей / / Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. М. — Серпухов, 1996. — С. 25−27.
  169. Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Ярославль, 1974.- 114 с.
  170. В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академия, 1996.
  171. В.Д., Чедия К. О. Нравственный лидер как источник оздоровления общественной среды / / Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Т. 12. — Тверь, 1999. — С. 309−331.
  172. В.В. Диалоговая природа самосознания личности / Дис.. д-ра психол. наук. -М., 1985.
  173. Н.Ф. Педагогические условия психотехничесокого обеспечения личностно-ориентированного образовательного процесса / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2000. — 20 с.
  174. В.А. Вера в человека / / Неделя. 1973. -№ 11.-С. 18.
  175. В.А. Годы отрочества второе рождение / / Сов. Педагогика. — 1966. — № 12. — С. 132−139.
  176. В.А. Зависит только от вас / / Уч. газета. 1968. -14 февраля. — С. 2.
  177. В.А. Методика воспитания коллектива. К.: Рад. освита, 1971.
  178. В.А. Об этом нельзя умалчивать / / Нар. образование. 1962. — № 11. — С. 64−68.
  179. В.А. Слово к преемнику / / Семья и школа. -1968.-№Ю.-С. 24−27.
  180. М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
  181. Г. С. Формирование духовно-нравственного потенциала младших школьников в системе внеклассных занятий / / Формирование позитивных ценностных ориентаций у подрастающего поколения. М. — Серпухов, 1996. — С. 24−25.
  182. Л.Р. Милосердие как одна из общечеловеческих духовно-нравственных ценностей в структуре личности педагога / / Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. М. — Серпухов, 1996. — С. 72−74.
  183. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / / Собр. соч., Т.Т. 8−10. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
  184. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982.
  185. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М., 1989.
  186. Г. Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.
  187. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  188. П.Т. Творцы и новаторы педагогического процесса. М. — Белгород, 1994. — 276 с.
  189. Я.Х. Духовный потенциал общества и просвещение как решающие факторы воспитания подрастающих поколений / / Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. М. — Серпухов, 1996. — С. 14−15.
  190. Р.Ш. Развивающее учебное взаимодействие теория и технология. Стерлитамак, 1996. — 208 с.
  191. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. -М., 1988.
  192. Что необходимо знать каждой девочке, или Доверительные беседы о самом важном. М., 1999. — 255 с.
  193. .С. Письмо в будущее. М., 1988.
  194. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.
  195. Шарден де П. Т. Феномен человека. М., 1987.
  196. В.Ф. Введение в поиск / / Педагогика наших дней. -Краснодар, 1989. С. 48−100.
  197. С.Т. Пед. сочинения. Т. 2, 3. — М.: Просвещение, 1964.
  198. Л.П. Педагогические условия гуманитаризации процесса школьного образования / Автореф. дис. пед. наук. Уфа, 2000. — 22 с.
  199. М.А. Диалогическое взаимодействие на уроках этики как средство нравственного воспитания / Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 19 с.
  200. В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М., 1994.
  201. З.К. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности основа формирования личности в воспитательно-образовательных системах / / Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. — М. — Серпухов, 1996. — С. 3−5.
  202. Е.В. Детские вопросы как проявление потребности в познании окружающей действительности / / Поиск оптимальных методик обучения и воспитания молодежи. М. — Сургут, 1995. — С. 37−38.
  203. М.П. Объять необъятное. М.: Педагогика, 1986.
  204. Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М., 1992. — 173 с.
  205. Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника / Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1988.
  206. Энциклопедия юной леди. Екатеринбург, 2000. — 608 с.
  207. Е.В. Мораль как ведущий регулятор духовной жизни общества / / Формирование позитивных ценностных ориентаций у подрастающего поколения / Под ред. П. В. Конаныхина. М. — Серпухов, 1996.-С. 7−8.
Заполнить форму текущей работой