Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование методической компетенции студентов педагогических вузов для создания и проведения интегрированного курса «иностранный язык+экология»: На материале английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важное значение интегративное обучение ИЯ имеет для нелингвистических классов, где ИЯ используется в естественнонаучном, социально-экономическом и гуманитарном профилях обучения, где он выступает не только как цель, но и как инструмент образования и самообразования при изучении тех или иных предметов и/или предметных областей, позволяющих подготовить учащихся к межкультурному сотрудничеству… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы создания интегрированных курсов
    • 1. Интегративное обучение ИЯ в средней школе
    • 2. Цели и содержание интегрированного курса «ИЯ+экология»
    • 3. Организация процесса обучения в интегрированном курсе
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. Методика формирования методической компетенции будущего учителя ИЯ для создания и проведения интегрированных курсов
    • 1. Цели, содержание и принципы спецкурса «Методика конструирования и проведения интегрированного курса
  • ИЯ+экология»
    • 2. Технология проведения спецкурса «Методика конструирования и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология»
    • 3. Опытная проверка спецкурса
  • Выводы по главе П

Формирование методической компетенции студентов педагогических вузов для создания и проведения интегрированного курса «иностранный язык+экология»: На материале английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новый этап реформы образования, предполагающий создание многопрофильной модели школы вызывает повышенный интерес к интегративному изучению иностранных языков.

Важное значение интегративное обучение ИЯ имеет для нелингвистических классов, где ИЯ используется в естественнонаучном, социально-экономическом и гуманитарном профилях обучения, где он выступает не только как цель, но и как инструмент образования и самообразования при изучении тех или иных предметов и/или предметных областей, позволяющих подготовить учащихся к межкультурному сотрудничеству в различных областях деятельности людей в многоязычном мире.

В связи с этим возникает необходимость формирования методической компетенции будущих учителей для реализации интегративного обучения.

Особенно актуальна эта проблема для профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, где на некоторых факультетах студенты получают диплом по двум специальностям, например: учитель биологии и ИЯ, учитель физики и ИЯ и т. д.

Однако в курсе общей методики преподавания ИЯ не предусмотрены специальные часы для подготовки студентов по конструированию и проведению интегрированных курсов.

Наше исследование проводилось на биохимическом факультете Mill У, студенты которого получают две специальности: учитель биологии и учитель английского языка. Таким образом, они уже имеют предметную и методическую подготовку по биологии.

Поэтому таких студентов можно рассматривать как наиболее подготовленных для конструирования и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология» в старших классах естественно-научного профиля.

Экология это одна из дисциплин, воссоздающих естественнонаучную картину мира. Она играет роль интегратора гуманитарных и естественных наук, изучающих социальные и природные процессы и деятельность человека. Взаимодействие человека и окружающей среды рассматривается как феномен общей культуры личности.

Интеграция дисциплин «ИЯ+экология» требует от специалиста высокого уровня методической компетенции и педагогической культуры, становления его как личности, гражданина и профессионала.

Однако до настоящего времени вопросы о способах организации подготовки педагогических кадров для конструирования и проведения интегрированных курсов (занятий) в профильных классах общеобразовательной школы остаются не разработанными.

Вопрос о конструировании, а не только о проведении интегрированного курса встал потому, что нет специальных пособий, учебников на английском языке по изучению «ИЯ+экология».

Таким образом, существует противоречие между необходимостью введения в профильных классах интегрированных курсов и отсутствием подготовленных педагогических кадров.

Одним из путей разрешения этого противоречия является разработка спецкурса по формированию методической компетенции будущего учителя для создания и проведения интегрированного курса экологической направленности.

Специальное анкетирование, в котором приняли участие учителя ИЯ города Подольска, студенты IV курса биохимического факультета (специализация-англ.язык) выявело их заинтересованность в изучении методики конструирования и преподавания интегрированного курса.

Необходимо отметить, что процесс методической подготовки будущего учителя для конструирования и проведения интегрированного курса не был ещё объектом исследования. Тем не менее, есть отдельные разработки в этой области и экспериментальный опыт проведения интегрированных уроков «ИЯ+экология» студентами МПГУ биохимического факультета (специализация-англ. язык).

Всё вышесказанное предопределило актуальность настоящего исследования и его тему: «Формирование методической компетенции студентов педагогических вузов для создания и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология» (на материале английского языка).

Объект исследования — процесс методической подготовки будущего учителя-предметника к конструированию и проведению интегрированных курсов (уроков) в общеобразовательной школе (на примере интегрированного курса «ИЯ+экология»),.

Предмет исследования — методика организации и проведения лекционно-семинарских занятий спецкурса по формированию методической компетенции будущих учителей для создания и проведения интегрированного курса (уроков) «ИЯ+экология».

Цель исследования — разработка теоретических основ спецкурса по формированию методической компетенции учителя ИЯ для создания и проведения интегрированных курсов и их приложение к проблемам экологии в условиях профильной школы.

Гипотеза исследования — формирование методической компетенции будущих учителей ИЯ для создания и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология» будет более успешным если.

— разрабатываемый спецкурс будет направлен на интеграцию содержания гуманитарных (ИЯ) и негуманитарных дисциплин экология) — на развитие умений проектировать и конструировать интегрированный курс;

— методика проведения спецкурса будет строиться на сравнении двух методик преподавания интегрируемых предметов с учётом деятельностного подхода, который реализуется в функции ИЯ как инструмента изучения другого предмета (экологии). Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать особенности интегративного обучения и выявить его положительные свойства в связи с овладением ИЯ.

2. Определить цели, содержание, методику организации и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология».

3. Определить цели и содержание спецкурса «Методика конструирования и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология», отразив их в программе.

4. Разработать методику организации и проведения спецкурса.

5. Проверить эффективность предлагаемой методики проведения спецкурса в процессе опытного обучения.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

1. Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования интеграции, методической подготовки студентов по ИЯ и экологии.

2. Обобщение и анализ опыта отечественных и зарубежных педагогов по проблеме интеграции в обучении, а также личного опыта работы автора в качестве учителя общеобразовательной школы, преподавателя в вузе (Mill У), руководителя методического объединения учителей города Подольска.

3. Наблюдение за процессом обучения ИЯ и биологии в школе, обобщение и изучение опыта работы учителей данных дисциплин.

4. Беседы с учителями ИЯ, учащимися, вузовскими преподавателями кафедр методики преподавания ИЯ, биологии и студентами.

5. Анкетирование студентов и учителей ИЯ.

6. Проведение опытных лекционно-семинарских занятий по подготовке студентов к созданию и работе по интегрированному курсу и обработка полученных результатов.

7. Наблюдение за проведением студентами интегрированных занятий во время практики в школе с последующим анализом.

В качестве предмета для проведения исследовательской работы была выбрана дисциплина естественнонаучного цикла — экология, играющая решающую роль в формировании научного мировоззрения учащихся. На защиту выносятся:

1. Теоретически обоснованная и проверенная в ходе опытного обучения программа спецкурса «Методика конструирования и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология», формирующая методическую компетенцию выпускников педагогических вузов по специальности биология и английский язык.

2. Комплекс методических заданий, направленных на формирование методической компетенции студентов для создания и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология».

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые для методической подготовки студентов педвуза был создан спецкурс «Методика конструирования и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология».

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретических основ спецкурса для подготовки студентов педвуза к созданию и проведению интегрированного курса «ИЯ+экология».

Практическая ценность заключается в следующем:

1. Разработана программа спецкурса по подготовке студентов для конструирования и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология». методические рекомендации для конструирования и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология».

2. Предложены методические рекомендации для конструирования и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология».

3. Материалы спецкурса могут быть использованы не только в рамках вузовского обучения, но и на курсах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается его: методологической основой, рассмотренной в трудах И. Л. Бим, Л. Я. Зеня, Н. Н. Трубанёвой, Э. Н. Шепель, В. Н. Шацкойтеоретическим анализом проблемы.

Апробация работы осуществлялась в 2001/2002 и 2002/2003 гг. целенаправленным использованием системы методов педагогического исследования в Московском педагогическом государственном университете, опытно-экспериментальной работой, направленной на решение системы исследовательских задач на лекционно-семинарских занятиях спецкурса «Методика конструирования и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология» и педпрактики в школах со студентами 4 курса биохимического факультета (специализация-англ.яз) МПГУ, в средней общеобразовательной школе № 8 г. Подольска на уроках ИЯ в 9−11 классах, на методобъединениях учителей г. Подольска. Основные положения диссертационного исследования были изложены автором в 6 публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях в МПГУ (2000г.), в МПГУ (2001г.), в Поморском гос. Университете им. Ломоносова (2001г.), в МПГУ (2002г.), в МПГУ (2003 г.), в МПГУ (2004 г.).

В нашем исследовании решалась важная методическая проблема ;

пути формирования методической компетенции студентов педвузов для создаЕшя и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология». Для выявления специфики интегрированного курса «ИЯ+экология», особенностей содержания и методики обучения нами был проведён анализ отдельных научных работ, посвященных интегрированным курсам, а также анализ некоторого педагогического опыта проведения таких курсов студентами Ml И У биохимического факультета.

(специализация-англ.язык).Проведённый анализ показал, что в настоящее время не существует интегрированного курса «ИЯ+экология», который можно использовать на старшем этапе обучения в профильных классах. В целях обеспечения методической подготовки студентов нами были разработаны общие методические рекомендации, которые могут служить опорой для создания любого интегрированного курса экологической направленности. В них определены цели, содержание и возможные способы организации интегрированного курса «ИЯ+экология» на старшем этапе обучения в профильных классах. Эти методические рекомендации положены в основу спецкурса «Методика конструирования и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология». Нами разработана программа спецкурса «Методика конструирования и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология» для студентов 4 курса биохимического факультета МИГУ, которая явится дополнением к курсу методики преподавания ИЯ, что будет способствовать формированию методической компетешщи будущих специалистов в целом в связи с введением модели многопрофильной ппсолы в систему общего образования. Программа спецкурса «Методика конструирования и гфоведения интегрированного курса «ИЯ+экология» включает ряд взаимосвязанных компонентов: цели, задачи, принципы, основные направления содержания подготовки, формы, методы и средства обучения студентов. Основными целями методической подготовки студентов для конструирования и проведения интегрированного курса является формирование методической компетенции. Условием реализации этих целей является наличие определённого 5фовня сформированности экологической и коммуникативной компетенции студентов. Нами определены специфические принципы организации подготовки студентов для конструирования и проведения интегрированных курсов. Это принципы научности, интеграции, профессиональной и личной значимости. Для формирования методической компетенции в содержание методической подготовки необходимо включить: предметные знания навыки и умения (по ИЯ и экологии) — методические знания (о путях, способах, формах, методах и средствах работы по конструированию и проведению интегрированного курса) — профессионально-методические навыки и умения: (практические, конструктивные, проективные, исследовательские, рефлексивные).Поскольку в настоящее время не существует учебных пособий на ИЯ экологической направленности для школьников, то основными умениями студентов являются конструктивные умения, предполагающие отбор и организацию языкового и речевого материала экологической направленности, составление экологических информационных блоков, разработку системы заданий экологического характера и проективные умения, которые позволяют планировать выбор педагогических и методических средств, определить систему экологических задач и условий их решения. Нами выделены следующие особенности лекционных и семинарско практических занятий по методике, связанных с вопросами интеграции предметов, конструирования и проведения интегрированных курсов:

1. Учебный процесс строится на основе преемственности знаний, полученных на разных курсах по ИЯ и интегрируемой дисциплине.2. На сравнении двух методик интегрируемых предметов, с учётом деятельностного подхода, который реализуется в функции ИЯ как инструмента для научения дрзтого предмета (экологии).3. На создании предпосылок для ориентации студентов на творчество.4. В основе методической подготовки студентов лежит решение методических задач интегративного характера, связанных с.

об)^ением ИЯ и экологии.5. Стимулом к решению этих задач является разработанный нами комплекс методических заданий экологической направленности. Опытное обучение по спецкурсу «Методика конструирования и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология» подтвердило эффективность предлагаемой системы подготовки студентов биохимического факультета (специализация-англ.язык) по формированию методической компетенции дня конструирования и проведения интегрированного курса «ИЯ+экология». ПерспектР1вы исследования мы видим в возможности разработки других спецкурсов по методике проведения интегрированных занятий, при изучении иностранного языка в профильных классах общеобразовательных учреждений. В разработке программ интегрированных курсов с иностранным языком в условиях профильного обучения для старших классов общеобразовательной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.Littlejohn, D. Hicks «Cambridge English for schools"(Student's book 2, Teacher’s book 2), Cambridge University Press, 1996.
  2. Tom Hutchinson. «Project English 3», Oxford University Press, 1987.
  3. T.Priesack and T. Tomscha «One World», Coursebook 4, Ltd, 1994.
  4. В основе методической подготовки студентов для конструирования и проведения интегрированных курсов должны быть положены важнейшие специфические принципы: интеграции- научности- профессиональной и личной значимости.
  5. Социально-педагогический тренинг.3. Круглый стол.4. Ролевые и деловые игры.
  6. Методические межпредметные проекты.6. «Мозговая атака» и др.
  7. Учебный процесс строится на основе преемственности знаний, полученных на разных курсах по ИЯ и интегрируемой дисциплине.
  8. На сравнении двух методик интегрируемых предметов, с учётом деятельностного подхода, который реализуется в функции ИЯ как инструмента для изучения другого предмета (экологии).
  9. На создании предпосылок для ориентации студентов на творчество.
  10. В основе методической подготовки студентов лежит решение методических задач интегративного характера, связанных с обучением ИЯ и экологии.
  11. Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 1989 — 335с.
  12. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974 383с.
  13. А.А. Активные методы обучения. М., 1986.
  14. B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации//Интеграционные процессы в педагогической теории и практике/Ответ. Ред. B.C. Безрукова. Свердловск: Свердловский инженерно-педагогический институт, 1990. — с.5 — 26.
  15. A.JI. Оптимизация процесса обучения на основе новых учебно-методических комплектов для средней школе (на материале нем. языка)//Иностр.языки в школе. 1987. — № 4. — с. 13 — 17.
  16. A.JI. Оптимизация системы практической языковой подготовки учителя ИЯ- Дис. д-ра пед. наук М., 1991. — 502с.
  17. Бим И.Л., Биболетова М. З. возможные формы и содержание курсов обучения ИЯ в начальной школе//Иностр. языки в школе. 1991. -№ 2. — с.3−9.
  18. Бим И.Л. К проблеме планируемого результата обучения ИЯ в средней общеобразовательной школе//Иностр.зыки вшколе. -1984. -№ 6.-с. 17−24.
  19. Бим И. Л. Обучение ИЯ: поиск новых путей (концепция лаборатории ИЯ НИИ содержания и методов обучения АПН СССР)//Иностр.языки в школе. 1989. — № 1. — с. 19−26.
  20. Бим И.Jl. Творчество учителя и методическая наука//Йностр.языки в школе. 1988. — № 4. — с.3−9.
  21. Бим И. Л. Теория и практика обучения ИЯ в средней школе. М.: Просвещение, 1998. — с. 19.
  22. Д.Н. Приёмы умственной деятельности и их формирование у школьников.// Вопросы психологии, 1969. № 2.
  23. Большая Советская энциклопедия. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983.
  24. Большой энциклопедический словарь. М.: фонд Правовая культура, 1994.
  25. Е.М. Проект на уроках немецкого языка//Иностр.языки в школе. 1998. — № 2. — с.27−31.
  26. М.Л., Толстиков С. Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах//Иностр.языки в школе. 2002. — № 4. — с.3−10.
  27. Е.И. Некоторые вопросы совершенствования содержания и методики обучения чтению на англ.языке (на матер, текстов домашнего чтения)//Дипломная работа по методике. Горький, 1986.
  28. И.Н. Педагогическая практика как одно из завершающих звеньев в общей системе педагогической подготовки студентов ф-тов иностранных языков педагогических вузов. Сб.: «Проблемы обучения ин. языков», часть 2. Владимир, 1969. — с.27−34.
  29. И.Н., Рогова Г. В. Совершенствование методической подготовки учителей ИЯ в свете новых задач школы//Иностр.языки в школе. 4984. — № 3 — с. 14−19.
  30. Е.И. Воспитательные возможности процесса обучения ин.языку//Иностр.языки в школе. 1988. — № 4 — -с.23−28.
  31. C.JI. Преподавание общеобразовательных предметов на англ.языке в школе (на материале географии) — Дис.канд.пед.наук. — Москва, 1965. -294с.
  32. JI.C. Избранные психологические исследования. — М., 1956.-с.271−272.
  33. Н.Д., Глухарёва Е. А. Ранее обучение иностранному языку в ФРГ//Иностр.языки в школе. 1991. — № 1. — с. 88−91.
  34. М.Н. Теоретические основы интегративно гуманитарной модели экологического образования школьников- Дис. канд.пед.наук. — Москва, 2000 — 240с.
  35. О.В. Межпредметные связи в формировании коммуникативных умений//Иностр.языки в школе. 1987. — № 6. — -с.71−73.
  36. JI.A. Межпредметные связи в системе профессионально -ориентированного обучения ин.языка как педагогическойспециальности.//Межвуз. сборник научных трудов. Горький: ГГПИ, 1987.-с.27−28.
  37. JI.A. Межпредметные связи как средство мотивации учебно-воспитательного процесса по ин.языку//Иностр.языки в школе.1988. -№ 6. -с.8−11.
  38. Н.В., Жукова Е. А. Устный контроль при коммуникативно направленном подходе к обучению иностранным языкам//И ностр. яз ык и в школе. 1991. — № 3. — с.21−25.
  39. Л.П. О разработке интегрированного курса «ин.язык+художественное развитие"//Иностр. языки в школе. 1992. — № 3 — № 4 — с.5−12.
  40. Л.Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами ин.языка//Иностр.языки в школе. 1990. — № 4. — с.30−35.
  41. Л.Я. О разработке интегрированного курса для углублённого изучения ин.языка//Иностр.языки в школе. 1992. — № 2. — с.38−48.
  42. Л.Я. Обучение немецкому языку во взаимосвязи с экологическим воспитанием (для классов с углублённым изучением нем. языка) — Дис.канд.пед.наук. -М., 1993. 174с.
  43. И.А. Психология обучения ин.яз. в школе. М.: Просвещение, 1991. -220с.
  44. В.А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся- Дис. докт.пед.наук. Тюмень, 1999. — 388с.
  45. Кан Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
  46. Н.И. Осуществление межпредметных связей нем яз. в средней школе как один из путей интенсификации его преподавания- Дис.канд.пед.наук. М., 1988. — 223с.
  47. В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: (научно-методические и организационно-педагогические аспекты) — Дис. докт.пед.наук. -М., 1999. 301с.
  48. Л.Ф. Формирование представлений младшим школьникам общечеловеческих гуманистических ценностях (средствами лингвоэтнографии) — Дис.канд.пед.наук. Красноярск, 1995. — 178с.
  49. Т.В. Взаимовлияние в преподавании ин.языка и гуманитарных учебных предметов- Дис.канд.пед.наук. Л., 1966. — 306с.
  50. А.А. Лекция как общение. М., 1974. — 39с.
  51. А.А. Язык- речь- речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.
  52. О.И. И всё-таки средство иностранный язык//Иностр.языки в школе. — 2001. — № 6. — с. 8−12.
  53. .Т. Философия воспитания. Спец. курс//Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. — 282с.
  54. В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. -М.: Просвещение, 1987. 192с.
  55. М.А. Использование лекций и семинаров для развития профессионально-методической компетенции студентов языкового вуза (нем.яз.) — Дис.канд.пед.наук. -М., 1993. -254с.
  56. Е.С. Теоретические основы построения интегративно — модульных курсов англ.языка для профильной школы- Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2004. — 17с.
  57. Методическая подготовка студентов на ф-тах ин. языков педагогических вузов//Учебное пособие/Под ред. Роговой Г. В. М., 1972. — 178с.
  58. Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов руссистов (включённое обучение)/Под ред. А. Н. Щукина. — М.: Русский язык, 1990. — 231с.
  59. Р.П. Проблема развития школьников средствами ин.языка//Иностр.языки в школе. 1989. — № 3. — с.20−25.
  60. Р.П. Формы педагогического воздействия учителя на познавательную деятельность учащихся/Мностр.языки в школе. — 1991. -№ 2.-с.13−17.
  61. А.А., Бим И.Л., Биболетова М. З., Вайсбурд М. Л., Садомова Л. В. К проблеме аттестации учителей ин. языка/ТИностр.языки в школе. — 1995. № 6. — с.З.
  62. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984.
  63. Основы профессиональной педагогики/Под ред. С .Я. Батышева, С. А. Шапоринского. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1977. 504с.
  64. Е.И., Кузовлев В. П., Коростелёв B.C. Цель обучения ин.языку на современном этапе развития общества//Иностр.языки в школе. 1987. — № 6. — с.29−33.
  65. Н.А. О развитии мышления на уроках ин.языка//Иностр.языки в школе. 1987. — № 1. — с.29−34.
  66. . Избранные психологические труды. Психология интелекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969.
  67. Практикум по методике преподавания ин. языков/Под общей ред. К. И. Саломатова, С. Ф. Шатилова. -М.: Просвещение, 1985. -224с.
  68. Программа «Обновление гуманитарного образования в России». Возможные миры или создание практики творческого мышления. -М.: Интерпракс, 1994. 128с.
  69. В.Г., Тарасов Л. В. Развитие общего образования. Интеграция и гуманитаризация//Сов. педагогика, 1988. № 7. — с.3−10.
  70. РерихН.К. О Вечном. -М.: Политиздат, 1991. -462с.
  71. Г. В. О системе методической подготовки студентов ф-тов ин.языка//Сборник, часть 2. Владимир, 1969. -с.5−14.
  72. Е.Д. Новый концептуальный подход. К проблеме обучения ин. языку в школе//Иностр.языки в школе. 1989. — № 4. — с.50−56.
  73. С.Н. Педагогическая рефлексия в профессиональной подготовке будущего учителя/ТПроблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке//Труды научно-педагогической конференции. М.: Прометей, 2000. — 521с.
  74. РудестамН. Групповая психотерапия. -М., 1990.
  75. В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений//Сов. педагогика, 1989. № 5. -с. 15−19.
  76. С.А. Дидактические основы построения интегрированных курсов- Дис.канд.пед.наук. -Спб., 1992. 187с.
  77. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. -М.:РПА, 1997.-264с.
  78. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1981.
  79. Е.А. Профессионально-направленное формирование социокультурной компетенции в процессе подготовки будущего учителя ин. языка (на материале нем. языка) — Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 2001.
  80. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993.
  81. Н.Г. Билингвальные аспекты методической подготовки студентов педагогического колледжа к межкультурному профессионально ориентированному общению- Дис.канд.пед.наук. -М., 1999. — 163с.
  82. С.Ю., Полшцук О. А. Рефлексивная компетентность как базовая категория предпринимательской деятельности/УРефлексивные, образовательные и интеллектуальные инновации/ЭКОР. Новосибирск, 1995.
  83. И.Т. Роль взаимосвязи естественно-научных и этических знаний в формировании экологической культуры школьников//Сб. «Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе». Таллинн, 1980. — часть 1. — 19с.
  84. Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей ин.языка с использованием метода проектов//Иностр.языки в школе. 2000. — № 5. — с.63−68.
  85. JI.B. Современная физика в средней школе. М.: Просвещение, 1990. — 288с.
  86. JI.B. Школа «Экология и диалектика» (в 2-х частях). М.: Авангард, 1996. -с.690.
  87. Н.Н. Итегрированный курс «Окружающий мир и ин.язык» для начальной школы//Иностр.языки в школе. 1992. — № 1. — с.22−25.
  88. Н.Н. Обучение англ.языку в рамках интегрированного курса «Английский язык и окружающий мир» (для первоклассников шести лет) — Дис. канд.пед.наук. М., 1994. — 208с.
  89. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность/Е.И. Пассов, В. П. Кузовлев, В. Б. Царькова. -М.: Просвещение, 1993. 156с.
  90. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.
  91. JI.B. Межпредметные связи в процессе преподавания англ.языка//Иностр. языки в школе. 1980. — № 5. — с.68−69.
  92. В.В. Повышение квалификации учителей англ.языка/Мностр. языки в школе. 2001. — № 1. — с.61−65.
  93. А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. -М., 1998.
  94. B.C. К изучению проблемы учебного плана/Мностр. языки в школе. 1988. — № 4. — с.37−41.
  95. Л.В. Общие моменты мышления в процессах усвоения математики и иностранного языка/УВопросы психологии. 1960. -№ 4.-с. 12.
  96. В.Н. Межпредметные связи в преподавании иностранного языка (методические рекомендации). Ворошиловоград, Б.И., 1987.
  97. Э.Н. Интегрированные учебные программы и обучение ин.языку//Иностр. языки в школе. 1990. — № 1. — с.8−13.
  98. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. — 204с.
  99. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Просвещение, 1979.
  100. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов у учащихся. М.: Педагогика, 1988. -203с.
  101. Экологическое образование школьников/А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцев и др./Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160с.
  102. П. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989. — 272с.
  103. Языкова Н В. Использование методических задач в процессе подготовки учителя ин. языка (на материале методики преподавания англ. языка) — Дис. канд.пед.наук. М., 1970. — 228с.
  104. Н.В. К проблеме построения учебного курса «Методика обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях»//Иностр. языки в школе. 1999. — № 5. — с.63−68.
  105. Н.В. Цели и содержание методической подготовки студентов педагогических факультетов иностранных языков/ТИностр. языки в школе. 1995. — № 1. — с.57−59.
  106. Allen D.W., Ryan К. Microteaching. Addison — Wesley, — 1969. -125р.
  107. Bellack A.A. The language of the classroom. New York- Teachers College Press, 1966. — 274p.
  108. Bruner J.S. The Process of Education. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1969.
  109. Egea Kuche D. Etats — Unis. Le Fran9ais a l’ecole elementaire//Le fran^ais dans le monde № 258. -p.34−37.
  110. Gagne R.M. The Conditions of Learning/Holt, Rinehart and Winston. -New York, 1965.
  111. Rivers W.M. Communicating naturally in a second language: theory and Practice in Teaching Cambridge etc.: Cambridge University press, 1983. 243p.
  112. Анализ дидактических, психологических особенностей процесса обучения, роли межпредметных связей в обучении ИЯ. 2 Сравнение студентами методик преподавания двух предметов (ИЯ и интегрируемого предмета), взаимодействие учебных программ.
  113. Ознакомление студентов с требованиями планирования, проведения, анализа и самоанализа интегрированного урока (курса) в свете современных требований.
  114. Анализ форм контроля навыков и умений с учётом специфики интегрированного курса и в свете современных тенденций обновления содержания образования в школе (многопрофильная школа).
  115. Формулировать методическую задачу с позиций интегрируемого курса.
  116. Выбирать единицы учебного материала, приёмы и средства обучения, режимы работы для проведения интегрированного курса.
  117. Дозировать учебный материал, количество и объём упражнений, речевых ситуаций, текстов, учитывая специфику интегрируемого предмета.
  118. Контролировать понимание учащимися материала экологического характера и уровня сформированности навыков и умений учащихся.
  119. Корректировать результаты своей обучающей деятельности и учебной деятельности учащихся, учитывая экологическую компетенцию учащихся.
  120. Аргументировать свои методические действия при проведении интегрированного курса. Студенты должны овладеть конструктивными умениями:
  121. Отбирать и методически организовывать языковой и речевой материал (тексты для аудирования и чтения, образцы диалогической и монологической речи в соответствии с экологической тематикой).
  122. Адаптировать оригинальные тексты экологического профиля.
  123. Моделировать речевые ситуации и формулировать коммуникативно-познавательные задачи, учитывая интегративный характер занятий.
  124. Составлять упражнения, диалоги-образцы, тематические тексты, диктанты, дикторские тексты к диа- и видеофильмам, учитывая экологический профиль.
  125. Разрабатывать содержательные и смысловые опоры для стимулирования речевой активности учащихся, ориентируясь на экологическое содержание интегрированного курса.
  126. Творчески и научно-обосновано построить учебные и внеучебные занятия по изучению и охране природы. У студентов должны быть сформированы проективные умения:
  127. Прогнозировать экологическое развитие, обучение и воспитание школьников.
  128. Определить систему экологических задач и условий их решения.
  129. Конкретизировать педагогические задачи экологического обучения и воспитания для каждого урока и внеклассного мероприятия.
  130. Планировать выбор педагогических и методических средств решения экологических задач. Студенты должны овладеть исследовательскими умениями:
  131. Анализировать деятельность учащихся с целью выявления возрастных и индивидуальных психологических особенностей у детей, уровня их обученности по интегрируемому предмету, общего развития и образования.
  132. Оценивать способности работать с различными типами текстового материала, используя возможности электронных СМИ.
  133. Оценивать творческие способности, уверенность в себе, уровень ответственности.
  134. Анализировать методические возможности материально-технических средств обучения для проведения интегрированного курса и отбирать их адекватно поставленной задаче.
  135. Наблюдать и изучать педагогический процесс с позиций определённой методической проблемы, посещая уроки учителей (экологии), предмет которых изучается в интегрированном курсе.
  136. Изучать и фиксировать результаты наблюдения сравнением различных методик в интегрированном курсе.
  137. Делать выводы и формулировать методические рекомендации посовершенствованию учебно-воспитательного процесса по проведению интегрированного курса «ИЯ+экология» в средней школе на основе проведённого исследования.
  138. Формирует ли учитель у учащихся экологические умения? Как используется ИЯ при этом?
  139. Какие приёмы и методы использует учитель при формировании экологических умений у учащихся? Какие методы и приёмы, используемые при обучении ИЯ, способствуют формированию экологических умений?
  140. Умеет ли педагог создать благоприятные условия для реализации экологической деятельности? Как владение ИЯ помогает создать такие условия?
  141. Как учитель стимулирует экологическую деятельность учащихся при помощи ИЯ, используя разные виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо).
Заполнить форму текущей работой