Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование инновационных технологий в коррекции нарушений сенсорных функций у дошкольников с ОНР

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

С. Выготский (1990), Д. Б. Эльконин (1989) и др.). Первоначально дошкольники с ОНР усваивают игровой опыт с использованием воды, песка, семян растений, природного материала и т. п. На следующем этапе обучение усложняется, т.к. начинает строиться на сюжетно-ролевых играх, театрализованных, играх с правилами, где дошкольники применяют полученные знания, экспериментируют. На первых этапах… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические основы изучения современные представления о проблеме
    • 1. 1. Характеристика сенсорных функций
    • 1. 2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
    • 1. 3. Характеристика нарушений сенсорного развития у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Обобщение теоретических основ исследования
  • Глава II. Исследование сенсорного развития у дошкольников с общим недоразвитием речи
    • 2. 1. Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых
    • 2. 2. методики исследования
  • Глава III. Нарушение сенсорных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Глава IV. Пути коррекции сенсорных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи
    • 4. 1. Теоретические основы методики логопедической работы
    • 4. 2. Цель, задачи, направления, организация занятий с использованием инновационных технологий по коррекции сенсорных функций
    • 4. 3. Проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов
  • Заключение
  • Список литературы
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4

Использование инновационных технологий в коррекции нарушений сенсорных функций у дошкольников с ОНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С. Выготский (1990), Д. Б. Эльконин (1989) и др.). Первоначально дошкольники с ОНР усваивают игровой опыт с использованием воды, песка, семян растений, природного материала и т. п. На следующем этапе обучение усложняется, т.к. начинает строиться на сюжетно-ролевых играх, театрализованных, играх с правилами, где дошкольники применяют полученные знания, экспериментируют. На первых этапах дошкольникам предлагается усвоение резко противопоставленных сенсорных признаков. Только после того, как дети поняли различие между признаками, уменьшается степень их противопоставления.

Параллельно с коррекцией сенсорных функций формируются и развиваются математические, речевые представления, представления об окружающем мире.

Коррекционная работа по развитию сенсорных функций необходимо реализовывать с позиций зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому).

По мнению многих ученых (Ю.Ф. Гаркуша (1991), Н. С. Жукова (1990,200), Р. И. Лалаева (2001), Е. М. Мастюкова (1998), Н. В. Серебрякова (2001), Т. Б. Филичева (2000) и др.) важным пропедевтическим этапом в логопедической работе с детьми с ОНР является развитие психических процессов, в том числе и сенсорных функций.

В коррекционной работе реализуется деятельностный подход, предполагающий включение детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию, сложности, степени социального опосредования.

Цель, задачи, направления, организация занятий с использованием инновационных технологий по коррекции сенсорных функций Цель логопедической работы: развитие и совершенствование сенсорных функций у детей с ОНР с помощью инновационных технологий.

Сформулированные выше теоретические положения логопедической работы позволяют определить следующие направления в развитии сенсорных функций у детей с ОНР с использованием инновационных технологий:

— развитие стереогноза и тактильных ощущений;

— развитие слухового восприятия и внимания;

— развитие зрительной памяти;

— развитие зрительного восприятия и внимания;

— речеслуховой памяти;

— формирование сенсорных эталонов.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводно-мотивационной, операционно-исполнительной, оценочно-рефлексивной.

Вводно-мотивационная (1—3 мин) включает ритуал приветствия, установление и поддержание эмоционально-положительного контакта, что способствует созданию установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность.

Содержание операционно-исполнительной предусматривает выполнение заданий и упражнений по развитию того или иного компонента сенсорных функций.

Оценочно-рефлексивная (2—5 мин) представляет собой подведение итогов, оценивание деятельности детей, рефлексирование происходящего.

Построение хода занятий должно отвечать следующим требованиям:

— создание коммуникативных ситуаций;

— осуществление смен различных видов деятельности;

— использование рациональных сочетаний различных приемов;

— постепенное усложнение форм работы.

Комплексный подход предполагает решение нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия (интегративность).

Занятия проводятся индивидуально и (или) малыми подгруппами (2—3 ребенка) ежедневно. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния дошкольников и их готовности к сотрудничеству (от 15 до 40 мин). В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр, направленных на развитие сенсорных функций.

Упражнение заканчивается прежде, чем оно наскучит детям.

Своевременное переключение на другую деятельность должно происходить при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму.

Предварительно необходимо продумать использование инновационных технологий.

К таким инновационным технологиям можно отнести:

— игры-экспериментирования. Во время занятия проводятся один-два эксперимента с детьми среднего дошкольного возраста и два-три эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста (в зависимости от сложности) (Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова (2007)) [56].

— задания, направленные на распределение по классам (классификации), выстраивания рядов (сериации) и знакомство с сохранением количества при действиях с различными предметам, которые помогают ребенку оторваться от наглядно практического мышления и перейти к более абстрактным формам ориентировки в окружающем (Д. Альтхауз, Э. Дум (2004)) [4].

— игры и задания с природным материалом, которые не только направлены на развитие зрительного и слухового восприятия и внимания, но и в значительной степени способствуют развитию и совершенствованию тактильных ощущений.

Проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов Коррекционная работа по развитию сенсорных функций у дошкольников с ОНР должна проходить систематически и целенаправленно. Необходимо продумывать задания таким образом, чтобы задания охватывали различные виды восприятия по модальности и по отношению материи в пространстве.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками младшего школьного возраста и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Предложенные задания проводились с детьми всех групп. Но степень помощи была различной. Если, к примеру, для дошкольников первой группы с уровнем развития сенсорных функций выше среднего достаточно словесного указания или показа образца выполнения, то для детей с ОНР, которые имеют уровень развития сенсорных функций средний и ниже среднего, необходимы не только словесное указание, показ, но и совместное выполнение упражнения. Степень сложности предъявления материала так же будет различной: от конкретных до абстрактных, геометрических объектов.

В содержании формирующего эксперимента были использованы игры и упражнения из книг: Т. А. Алексеева, Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева, Л. В. Силиванова «Игры-занятия с водой и песком» (2008), Д. Альтхауз, Э. Дум «Цвет. Форма. Количество» (2004), Л. Б. Баряева, О.

П. Гаврилушкина «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом» (2005), Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева «Математика для дошкольников в играх и упражнениях» (2007), Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» (2010) и др.

Упражнения, направленные на восприятия формы предметов, на соотнесение предметов по величине.

1. «Отгадай фигуру»

Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить, какую геометрическую фигуру дал логопед, ответить на вопросы:

— Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник)

— Из чего он сделан?

2 «Покажи дорожку»

Задание: посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо:

а) все треугольники (квадраты, круги),

б) все заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

3 Упражнения с прищепками В книге Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкина «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом» рассматриваются игры с прищепками. Их используют для обучения детей сериации по цвету, величине и т. д., формирование навыка счета, соотнесение количества прищепок с цифровым обозначением, усвоение плоскостных геометрических фигур и т. д.

Дошкольникам предлагают полоски картона разные по длине. Дети должны прикрепить к ним прищепки, где к самой короткой полоске крепят одну прищепку, к полоске подлиннее — две и т. д. так составляется числовая лента. Аналогичная работа проводится и с кругами. Например, к самому маленькому кругу крепятся 3 прищепки, к кругу побольше — 4четыре и т. д. С помощью прищепок можно научить дошкольников создавать новые фигуры. Например, солнце, когда к желтому кругу прикрепляются желтые прищепки, или елочку, когда к треугольнику зеленого цвета прикрепляются зеленые прищепки и т. д. Используя такие упражнения с прищепками можно с дошкольниками смоделировать пейзаж рассказа и т. п. В таких играх ребенок не только усваивает сенсорные эталоны цветы, формы, количества, но и развивает моторику рук, обогащает лексический запас.

4 Игра «Что в свертке».

Для участия в игре дети разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5−6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в сверстке. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается фишка.

5 Игра «Развиваем наблюдательность»

Играющие делятся на две команды, и участникам игры предлагается в течение 10 минут записать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы. Педагог дает задание составить список предметов: красного цвета, круглых, деревянных, начинающихся на букву К и т. п. За более длинный список предметов по каждому из признаков команде начисляются баллы.

6 Упражнение «Выложи фигуры»

Дошкольникам показывают рисунки с плоскими геометрическими фигурами. Предлагают семена растений. Сначала просят по контуру фигур выложить семена. После того как дошкольники усвоили изображение и наименование фигур детям предлагают выложить фигуры по образцу, а потом и по словесному описанию.

Используя данное упражнение, можно обучать дошкольников пространственному расположению фигур, построению орнамента и т. п.

7 «Рисуем фигуры на песке»

Задание: ребенку завязывают глаза, дают в руки объемную или плоскостную фигуру. Просят нарисовать эту фигуру на песке. Снимают повязку и просят объяснить, почему нарисовал именно эту фигуру.

8 «От маленького к большому»

Оборудование: семена растений (пшено, рис, чечевица, горох, фасоль и т. д.). Задание: разложи семена от самого маленького к большому.

9 Упражнения с рваной бумагой

Оборудование: изображения фигур, предметов различных по высоте, ширине, длине, форме. Ребёнку предлагается по образцу из цветной и иной по плотности бумаги с помощью равной техники изобразить такие же предметы и фигуры. С помощью этого упражнения у дошкольников развивается и мелкая моторика рук.

10 «Золушка»

Оборудование: миска с крупами (горох и фасоль или горох и чечевица и т. п.), две пустые микки.

Задание: Помнишь сказку про Золушку, как мачеха заставила ее перебирать зерно? Сегодня поможем Золушке. Разбери зерно: в эту миску положи горох, а в эту — фасоль.

11. «Нарисуй, как я»

Оборудование: стол с сухим песком.

Задание: Мы сегодня будем учиться рисовать на песке. Посмотри, как я это сделаю. Рисую большой круг. Нарисуй круг поменьше (побольше). Дошкольникам предлагают нарисовать любые геометрические фигуры разные по величине.

Работа с наложенным изображением и зашумлением

1. «Наложенные изображения»

Ребенку предъявляют 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

2. «Спрятанные изображения»

Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

3. «Зашумленные» изображения Предъявляют контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать

4 «Кто больше увидит»

Рассмотреть картинку, назвать всех животных, которых удалось увидеть.

3. Упражнения на восприятие пространственного расположения предметов, развитие глазомера

1 «Что, где было? И что изменилось?»

Используя игровой прием с прищепками, когда создается пейзажная зарисовка, попросить дошкольника показать и назвать, что или кто находится над — под, выше — ниже, за — перед, справа — слева данного объекта или предмета. Ребенку закрывают глаза. Взрослый меняет несколько объектов местами. Открывает ребенку глаза и просит объяснить, что изменилось.

2 «Кто (что) где?» данное упражнение может проводиться как просто игра и как соревнование. В первом варианте играющийодин ребенок, во втором варианте — два и более детей.

Задание: под тонким слоем песка взрослый совместно с ребенком прячет плоскостные фигуры. Первый вариант: Взрослый называет предмет, ребенок должен его найти. Другой вариант: Ребенку завязывают глаза, он на ощупь находит предмет, называет его и говорит, где он находился (вверху-внизу, справа-слева и т. п.). В ситуации, когда происходит соревнование, каждый ребенок прячет под песок фигуры, предметы. Дети меняются подносами. Взрослый просит найти предмет, например, в верхнем правом углу, и назвать его.

3 «Нарисуй фигуры»

Ребенка просят на песке нарисовать в центре — круг, слева — квадрат, выше круга — треугольник, ниже — прямоугольник, над прямоугольником — 2 маленьких кружка, под прямоугольником — маленький кружок. Песок может быть сухим, может быть влажным. Задание ребенок выполняет последовательно.

Аналогичное задание с ракушками и камешками. В этом случае ребенок не рисует, а выкладывает фигуры по заданию.

4 «Шкафчик»

Материал: склеенный из спичечных коробков шкафчик с выдвигающимися ящичками. На глазах у ребенка в один из ящичков прячут маленькую игрушку. Через 15—20 мин ребенку предлагают ее найти.

Варианты:

— прятать одновременно 2—3 игрушки;

— найти по вербальной инструкции спрятанную в ящичек игрушку.

5 «Спички»

Оборудование: коробок спичек. Разложить на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а узор на столе изменяется. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

4. Упражнения на развитие осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа

1 Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.

— Какие предметы изображены? Назови их

2 Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.

— Какие предметы изображены? Назови их.

Данное задание можно дополнить, используя семена растений или природный материал. Если дано неполное изображение, то ребенка просят, используя семена растений, зерна, природный материл, «дорисовать» изображение до целостного образа.

3 Поиск отличий в сходных изображениях.

— Найди отличия в этих рисунках

4 Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей

— Что не нарисовал художник?

5 «Найди заплатку»

Ребёнку предлагается рисунок коврика, в котором часть узора вырезана, и набор заплаток. Необходимо подобрать заплатку точно с таким узором, как на коврике.

С помощью занятий-экспериментов коррекция сенсорных функций происходит комплексно. Приведем примеры занятий [52].

Тема: Почему все звучит?

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Описание.

Игра «Что звучит?» — логопед предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар?

(З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает тук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

Тема: Прозрачная вода Задача, выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Описание.

• В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть?

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода?

Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (

Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

.Тема: Вода принимает форму Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?

(Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды

Тема: Песочная страна Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Описание. Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (

С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать ?

На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.

Все вместе рассматривают детские рисунки.

Тема: Волшебное сито.

Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

Материалы: совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки.

Описание. К детям приходит Красная Шапочка и сообщает, что собирается в гости к бабушке — отнести ей горшочек манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она нечаянно уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. (Показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?

Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что возле деда Зная лежат сита. Что это? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что остается в сите? Что из сита сыпется в миску?

Красная Шапочка рассматривает очищенную манку, благодарит за помощь, спрашивает: «Как еще можно использовать это волшебное сито?»

Найдем вещества у нас в лаборатории, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков. Как отделить песок от камешков? Дети самостоятельно просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось в сите?

Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки? Дети дарят волшебное сито Красной Шапочке Тема: Игры с песком Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Материалы: большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки, детские грабли, лейки, план участка для прогулок данной группы.

Описание. Дети выходят на улицу и осматривают площадку для прогулок. Воспитатель обращает их внимание на необычные следы в песочнице. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? Почему вы так думаете?

Дети находят пластмассовых животных и проверяют свои предположения: берут игрушки, ставят лапами на песок и ищут такой же отпечаток. А какой след останется от ладошки? Дети оставляют свои следы. Чья ладошка больше? Чья меньше? Проверяют прикладывая.

Воспитатель в лапках медвежонка обнаруживает письмо, достает из него план участка. Что изображено? Какое место обведено красным кружком? (Песочница.) Что там может быть еще интересного? Наверное, какой-то сюрприз? Дети, погрузив руки в песок, отыскивают игрушки. Кто это?

У каждого животного есть свой дом. У лисы… (нора), у медведя… (берлога), у собачки… (конура). Давайте построим для каждого животного свой дом из песка. Из какого песка лучше всего строить? Как сделать его влажным?

Дети берут лейки, поливают песок. Куда пропадает водичка? Почему песок стал влажным? Дети строят домики и играют с животными.

Игра «Печем куличики»

Оборудование: стол для песка, песок, формочки овощей и фруктов, муляжи фруктов и овощей, кувшин с водой, фартуки.

Содержание: педагог предлагает детям поиграть с сухим песком, как песок можно пересыпать между ладонями и пальцами. Педагог предлагает дошкольникам найти спрятанные в песке формочки, назвать, что они изображают (параллельно идет работа над обогащением словаря детей и установлении родо-видовых отношений). Далее предлагает «испечь» куличики из сухого песка. Уточняет можно это сделать и почему?

Далее педагог предлагает сделать куличики из мокрого песка. Определить вес куличика из мокрого песка и из сухого.

Игра «Строим дом»

Оборудование: стол для песка, мокрый песок, ракушки, камешки и другой природный материал, фартуки.

Содержание: педагог предлагает построить домики и украсить их природным материалом.

Игры на развитие слуховой памяти

1. «Волшебные звуки»

Оборудование: карточки с рядом звуков (например, а-о-у-э, у-а-ы-и-э, о-э-у-и-а-ы); от занятия к занятию объём цепочки постепенно увеличивается.

Ход игры: Взрослый в игровой форме (например, язык марсиан) предлагает детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их.

Вариант 1: проговаривая звук, детям предлагают нарисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто они рисуют на листе белой бумаги.

Вариант 2: в звуковые ряды вместе с гласными звуками вводятся согласные (например, ат-ом-ус-эх и т. д.).

2. «Попугайчики»

Оборудование: карточки с рядом слогов (например, то-ца, то-ца-му, то-ца-му-дэ, то-ца-му-дэ-ни, то-ца-му-дэ-ни-зу, то-ца-му-дэ-ни-зу-па, то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки); от занятия к занятию объём цепочки постепенно увеличивается.

Ход игры: Ребёнку предлагают игровую ситуацию: «В одной жаркой стране жил попугайчик, который умел повторять все звуки». Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик.

Вариант 1: попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов: стол, мыло, человек, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.

Вариант 2: произнесение цепочки звуков (слогов, слов, фраз) с различной интонацией (например, сэ-фы-ру-шу-хо-ща весело, грустно, удивленно, восторженно, испуганно, разгневанно и т. д.).

3. «Найди картинки»

Оборудование: карточка с набором слов (дерево, бочка, ракета, топор) и карточка с нарисованными предметами (4 предметных картинки, соответствующих набору слов и 4 других предметных картинки). Количество запоминаемых слов постепенно увеличивается (например, радуга, мальчик, тарелка, удочка, шапка; змея, паук, петух, сом, пчела, ворона).

Ход игры: Ребёнку предлагают послушать слова и обвести (раскрасить) соответствующие им картинки по памяти.

Вариант 1: ребёнку предлагают обвести (раскрасить) те картинки, которых взрослый не называл.

Вариант 2: ребенку предлагается обвести (раскрасить) картинки, которые назвал взрослый.

4. «Волшебные звуки»

Оборудование: шумовые коробочки (например, с рисом, фасолью, горохом, кукурузой, пшеном и т. п.).

Ход игры: Ребенку предлагают запомнить, как звучат коробочки и найти по заданию педагога необходимую.

5. «Добавь слово»

Ход игры: В эту игру можно играть с одним ребёнком или с несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь своё. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним своё слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, — то есть будет увеличиваться объем памяти.

Игры на совершенствование зрительной памяти

1. «Что изменилось?»

Оборудование: две картинки с одним сюжетом, отличающиеся деталями (Приложение 3).

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку внимательно посмотреть на картинку и постараться запомнить, что на ней нарисовано (время 1 минута). Затем картинку убирают, а ребёнку предлагают вторую картинку и спрашивают, что изменилось на картинке.

Другим вариантом может быть следующее. Из семян растений, природного материала составляется орнамент, сюжет. Составление может быть совместное (параллельно можно закрепить пространственных характеристики), а можно ребенку предъявить уже готовую. Дошкольник рассматривает и запоминает. Потом ему предлагают из семян растений и природного материала составить такую же. Когда ребенок составил, обе картинки можно сравнить.

2. «Весёлые картинки»

Оборудование: сюжетная картинка (Приложение 4).

Ход игры: Ребёнку предлагают рассмотреть картинку и постараться запомнить всё, что на ней нарисовано (время 1 минута). Затем картинку закрывают и ребёнку предлагают ответить на вопросы по её содержанию.

3. «Чудесные игрушки»

Оборудование: знакомые детям предметы небольших размеров, семена растений и природного материала.

Ход игры: Разложить перед ребёнком на столе 5−6 настоящих предметов, семян растений и природного материала. Дать 1 минуту, чтобы запомнить. Вариант 1. Потом предметы закрыть и предложить ребёнку по памяти перечислить, какие объекты разложены на столе. Можно попросить его описать их детали.

Вариант 2: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребёнка определить, что изменилось.

4. «Волшебный мешок с подарками»

Оборудование: мешочек, в котором лежат 8−10 предметов (например: семена растений, разноцветные резинки для волос, брелок для ключей, мелкие игрушки и т. д.) разной формы, функциональной принадлежности, цвета.

Ход игры: Взрослый высыпает предметы на пол, в течение 1 минуты дети рассматривают и запоминают их. Взрослый складывает предметы обратно в мешок и просит ответить на вопросы об этих предметах. Например, какого цвета был брелок? Сколько резинок для волос лежало на полу и т. д. Тот, кто правильно отвечает, получает жетончик (кружок, наклейку и т. п.). В игре побеждает тот, кто больше наберёт жетонов.

5. Игра «Что изменилось»

Оборудование: тазик с водой, предметы, поднос, фартук Задание: Педагог в тазик с водой помещает предметы. Предметы могут быть схожими по форме, назначению, относится к одному родовому понятию или быть разными. Педагог просит достать эти предметы и разложить их на подносе. Параллельно ребенок называет предмет и его назначение. Педагог просит ребенка закрыть глаза и меняет порядок расположения предметов. Дошкольник открывает глаза и говорит, что изменилось.

6. Игра «Перевертыши»

Оборудование: тазик с водой, цифры, буквы, поднос, фартук.

Задание: ребенку предлагается узнать, какие цифры, буквы плавают перевернутыми, какие — правильно. Педагог просит выловить и разложить на подносе цифры и буквы, которые плавают правильно, потом, которые неправильно.

7. Игра «Цифры и игрушки».

Оборудование: два тазика с водой, цифры, буквы, предметы, фартук.

Задание: перед ребенком ставят два тазика с водой. В один тазик педагог опускает различные предметы. Во второй бросает пластиковую цифру и просит ребенка назвать ее. Далее педагог просит из первого тазика достать такое количество одинаковых предметов, какое обозначает данная цифра, и положить их во второй тазик, где плавает цифра.

Потом можно попросить из данных предметов в тазике выложить фигуру, но так, чтобы задействовать все предметы.

После проведения коррекционной работы по развитию сенсорных функций дошкольникам было предложено выполнить задания подобные тем, которые выполняли на этапе констатирующего эксперимента.

Результаты исследования стереогноза и тактильных ощущений представлены в следующей таблице (Таблица 8).

Таблица 8

Результаты исследования стереогноза и тактильных ощущений у дошкольников с ОНР после формирующего эксперимента Имя ребенка Задание на исследование стереогноза Задание на исследование тактильных ощущений сумма Средний балл Экспериментальная группа Александр М. 5 5 10 5 Алексей К. 5 4 9 4,5 Алина В. 5 5 10 5 Виктория П.

5 5 10 5 Дмитрий Р. 4 3 7 3,5 Евгений Т. 4 4 8 4 Елена Б. 4 3 7 3,5 Марина Х. 4 3 7 3,5 Марк К. 4 4 8 4 Мая М. 3 3 6 3 Михаил К. 4 3 7 3,5 Павел Л.

4 3 7 3,5 Сергей Ц. 3 3 6 3 Татьяна У. 3 3 6 3 Юлия Ц. 4 3 7 3,5 Итого 61 54 Как видно из результатов таблицы все дошкольники экспериментальной группы справились с заданиями на исследование стереогноза и тактильных ощущений.

В процессе исследования стереогноза было выявлено, что 4 дошкольника с ОНР дизонтогенетического варианта (Александр М., Алексей К., Алина В., Виктория П. — 26,7% от общего числа детей ЭГ) правильно опознали и назвали все предметы, находящиеся в мешочке. Действия детей были правильными, внимание сосредоточенное. Были некоторые затруднения при назывании карандаша и ручки, что говорит о нарушении тонких дифференцировок.

2 дошкольника с ОНР дизонтогенетического варианта (Евгений Т., Марк К.) и 6 дошкольников с ОНР, обусловленного стертой дизартрией (Павел Л., Дмитрий Р., Елена Б., Марина Х., Михаил К., Юлия Ц) — 53,3% от общего числа детей ЭГ с заданием справились на уровне выше среднего. Дошкольники быстро и правильно назвать большую часть спрятанных предметов. Некоторые затруднения вызвали предметы, похожие по форме: линейка и расческа. С некоторой помощью экспериментатора дети называли предметы правильно. В процессе ощупывания и процесса узнавания и называния предмета дошкольники с ОНР отчасти перескакивали с одного предмета на другой, пользовались помощью экспериментатора.

1 дошкольник с ОНР, обусловленного стертой дизартрией (Мая М. — 6,7% от общего числа детей ЭГ) и 2 дошкольника с ОНР, обусловленного моторной алалией (Сергей Ц., Татьяна У. — 13,3% от общего числа детей ЭГ) с заданием справились на среднем уровне. Дошкольники правильно назвали половину предметов. Наблюдались трудности в назывании предметов из-за сниженного объема словаря. Поэтому дети сначала описывали предмет, иногда называли его свойства и только потом называли его.

Таким образом, уровень развития стереогноза у дошкольников ЭГ после формирующего эксперимента повысился. Его можно представить на следующем рисунке (Рисунок 14).

Рисунок 14 — Уровень развития стереогноза у детей с ОНР до и после формирующего эксперимента (в % от общего числа детей ЭГ) Как видно, изменилось количество детей в группах уровня развития стереогноза. Необходимо отметить, что качество выполнения заданий улучшилось, что и сказалось на количественном составе.

В процессе исследования тактильных ощущений пришли к выводу, что 3 дошкольника с ОНР дизонтогенетического варианта (Александр М., Алина В., Виктория П. — 20% от общего числа дошкольников ЭГ) справились с заданием. Они без труда смогли назвать геометрические предметы и цифры, которые им рисовали на ладони.

3 дошкольника с ОНР дизонтогенетического варианта (Алексей К., Евгений Т., Марк К. — 20% от общего числа детей ЭГ) с заданием справились на уровне выше среднего. Дошкольники затруднялись в тонких дифференцировках геометрических фигур и цифр.

7 дошкольников с ОНР, обусловленного стертой дизартрией (Дмитрий Р., Елена Б., Михаил К., Павел Л., Юлия Ц., Марина Х., Мая М.) 2 дошкольника с ОНР на фоне моторной алалии (Сергей Ц., Татьяна У. — 13,3% от общего числа детей ЭГ) справились с заданием на среднем уровне. У дошкольников вызвали затруднения в опознании круга и овала, прямоугольника и квадрата, один и семь, два и три.

Таким образом, уровень развития тактильных ощущений у дошкольников с ОНР находится на недостаточном уровне. Более наглядно соотношение уровня развития тактильных ощущений представлено на следующем рисунке (Рисунок 15).

Рисунок 15 — Уровень развития тактильных ощущений у дошкольников ЭГ и КГ (в % от общего числа дошкольников ЭГ и КГ) На рисунке видно, что изменилось количество детей с ОНР в каждой группе уровня развития. Так, после формирующего эксперимента отсутствуют дети с уровнем развития ниже среднего и увеличилось количество детей с высоким уровнем развития.

Результаты исследования зрительного восприятия и внимания у дошкольников ЭГ и КГ представлены в таблице (Таблица 9).

Таблица 9

Результаты исследования зрительного восприятия и внимания у дошкольников с ОНР после формирующего эксперимента Имя ребенка Задание № 1 Задание № 2 сумма Средний балл Экспериментальная группа Александр М. 4 4 8 4 Алексей К. 4 3 7 3,5 Алина В. 5 4 9 4,5 Виктория П. 4 5 8 4,5 Дмитрий Р. 4 3 7 3,5 Евгений Т.

4 4 8 4 Елена Б. 4 4 8 4 Марина Х. 3 3 6 3 Марк К. 4 4 8 4 Мая М.

4 3 7 3,5 Михаил К. 3 4 7 3,5 Павел Л. 3 3 6 3 Сергей Ц. 3 3 6 3 Татьяна У.

3 3 6 3 Юлия Ц. 4 3 7 3,5

Как показывают результаты, занесенные в таблицу, с заданиями на исследование зрительного восприятия и внимания дошкольники ЭГ справились хорошо.

В процессе исследования восприятия зашумленных (перечеркнутых) картинок и букв, выяснили, что большая часть дошкольников с ОНР справились с заданием.

Все дошкольники с ОНР смогли четко и правильно назвать зачеркнутый предмет, при рассмотрении пользовались дополнительным приемом обведения предмета пальцем. Некоторые трудности возникли у детей с ОНР: они несколько раз начинали обводить предмет, потом сбивались и уходили на обведение другого предмета. Можно сказать, что концентрация зрительного внимания имеет некоторые отклонения. Процесс опознания был затянут.

Требовалась большая концентрация и сосредоточенность. При первых неудачах дошкольники теряли интерес к заданию. Некоторые затруднения вызвало узнавание и называние таких предметов, как торшер, пылесос, швейная машинка. Не смогли найти вишню. На наш взгляд, трудности в узнавании и назывании предметов связаны с недостаточным уровнем общего развития.

При указании на эти предметы дошкольники описательно могли сказать, что это за предмет и зачем он нужен. Неточности в обведении фигур, соскальзывание на другие свидетельствует о недостаточном уровне развития графомоторных функций, слабости регуляторной функции.

Распределение дошкольников ЭГ по уровням развития зрительного восприятия и внимания представлено на следующем рисунке (Рисунок 16).

Рисунок 16 — Уровень развития зрительного восприятия и внимания у дошкольников ЭГ (в % от общего числа дошкольников ЭГ) Как видно на рисунке, уровень развития зрительного восприятия и внимания у дошкольников с ОНР после коррекционной работы изменился. Увеличилось количество детей с уровнем выше среднего, группа детей с ОНР с уровнем ниже среднего после формирующего эксперимента исчезла.

Результаты исследования зрительной памяти у дошкольников ЭГ и КГ представлены в таблице (Таблица 10).

Таблица 10

Результаты исследования зрительной памяти у дошкольников ОНР после формирующего эксперимента Имя ребенка Непроизвольное запоминание Произвольное запоминание сумма Средний балл Экспериментальная группа Александр М. 5 5 10 5 Алексей К. 4 4 8 4 Алина В. 5 5 10 5 Виктория П. 4 5 9 4,5 Дмитрий Р. 3 4 7 3,5 Евгений Т.

4 4 8 4 Елена Б. 4 3 7 3,5 Марина Х. 3 3 6 3 Марк К. 4 4 8 4 Мая М. 3 3 6 3 Михаил К. 4 4 8 4 Павел Л. 3 3 3 3 Сергей Ц.

3 3 6 3 Татьяна У. 3 3 6 3 Юлия Ц. 4 4 8 4

Как видно из результатов, занесенных в таблицу, дошкольники ЭГсправились с заданием в той или иной степени.

После формирующего эксперимента заметна динамика в развитии зрительной памяти. Отмечено, что некоторые дошкольники с ОНР овладели мнестическими приемами запоминания материала. Эти приемы они и применяли при запоминании карточек. Вместе с тем, наибольшие затруднения вызвали запоминание и воспроизведение «лишних» картинок. Дошкольники выполняли задание с большим интересом. Припоминание картинок было замедленным. Отчасти были видны замены одно предмета другим, связанным с недостаточным кругозором. Так же как и на констатирующем этапе, преобладает непроизвольное запоминание над произвольным.

Таким образом, были выделены группы дошкольников с разным уровнем развития зрительного запоминания (Рисунок 17).

Рисунок 17 — Распределение дошкольников ЭГ по уровням развития зрительной памяти (в % от общего количества детей ЭГ) Как видно на рисунке, количество детей с разным уровнем развития зрительной памяти. Так, исчезла группа детей с уровнем ниже среднего, появилась группа дошкольников с высоким уровнем развития, увеличилась группа дошкольников с уровнем выше среднего.

Результаты исследования слухового внимания и восприятия представлены в следующих таблицах (Таблица 11).

Таблица 11

Результаты исследования слухового внимания и восприятия у дошкольников с ОНР на невербальном материале после формирующего эксперимента Имя ребенка Невербальный материал Контр. звуки (прир.

материал) Близ. по звуч. звуки (прир.

материал) Контр. звуки (музык.

инст-ты). Близ. по звуч. звуки (музык.

инст-ты) сумма Средний балл Экспериментальная группа Александр М. 5 5 5 5 20 5 Алексей К. 5 5 5 4 19 4,7 Алина В. 5 5 5 4 19 4,7 Виктория П. 5 5 5 4 19 4,7 Дмитрий Р. 5 4 4 3 16 4 Евгений Т. 4 4 4 4 16 4 Елена Б.

4 4 4 4 16 4 Марина Х. 5 4 5 4 18 4,5 Марк К. 5 4 4 4 17 4,2 Мая М. 4 4 4 4 16 4 Михаил К.

4 4 4 4 16 4 Павел Л. 5 4 5 4 18 4,5 Сергей Ц. 4 3 4 3 14 3,5 Татьяна У. 4 3 4 3 14 3,5 Юлия Ц. 4 4 4 4 16 4

С заданиями на исследование слухового внимания и восприятия дошкольники с ОНР справились в разной степени.

Сравнивая полученные результаты, пришли к выводу, что и после формирующего эксперимента у дошкольников слухового восприятия и внимание лучше развито на невербальном материале.

Исследуя узнавания сходных и контрастных неречевых звуков, дошкольники с ОНР дизонтогенетического варианта справились с заданием на высоком уровне. Дошкольники с ОНР на фоне стертой дизартрии узнали больше половины звуков, а дошкольники с ОНР на фоне моторной алалии узнали половину звуков. Дошкольники задание выполняли с интересом, в ответах стали увереннее. Но уровень восприятия неречевых звуков у дошкольников с ОНР сложного патогенеза затруднен, что требует дополнительной коррекционной работы.

Сравнительные результаты уровня развития слухового внимания и восприятия на невербальном материале представлены на следующем рисунке (Рисунок 18).

Рисунок 18 — Уровень развития слухового внимания и восприятия на невербальном материале до и после формирующего эксперимента (в% от общего числа детей ЭГ) Как видно на рисунке, дошкольники стали лучше дифференцировать неречевые звуки. Преобладающим уровнем развития стал уровень выше среднего.

Результаты исследования слухоречевой памяти у дошкольников ЭГ после формирующего эксперимента представлены в следующей таблице (Таблица 12).

Таблица 12

Результаты исследования слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР после формирующего эксперимента Имя ребенка Кратковременная слухоречевая память Долговременная слухоречевая память Задание № 1 Задание № 2 сумма Средний балл Задание № 1 Задание № 2 сумма Средний балл Экспериментальная группа Александр М. 5 5 10 5 5 5 10 5 Алексей К. 5 5 10 5 5 5 10 5 Алина В. 5 5 10 5 4 4 8 4 Виктория П. 5 5 10 5 4 5 9 4,5 Дмитрий Р. 4 5 9 4,5 4 4 8 4 Евгений Т. 4 5 9 4,5 4 4 8 4 Елена Б.

4 4 8 4 4 4 8 4 Марина Х. 4 4 8 4 3 4 7 3,5 Марк К. 5 5 10 5 4 3 7 3,5 Мая М. 4 4 8 4 4 3 7 3,5 Михаил К. 4 4 8 4 4 3 7 3,5 Павел Л.

4 4 8 4 4 3 7 3,5 Сергей Ц. 4 3 7 3,5 3 3 6 3 Татьяна У. 3 4 7 3,5 3 3 6 3 Юлия Ц. 4 4 8 4 4 4 8 4

В процессе исследования слухоречевой памяти было выявлено, что и после формирующего эксперимента лучше развита кратковременная слухоречевая память, чем долговременная слухоречевая память. Дошкольники с ОНР лучше запоминали смысловые ряды, чем разрозненные слова.

Кратковременная слухоречевая память лучше развита у дошкольников с ОНР дизонтогенетического варианта. Уровень развития слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР на фоне стертой дизартрии и моторной алалии находится на более низком уровне.

Дошкольники отчасти повторяли слова из предыдущих заданий.

Сравнительные результаты уровня развития кратковременной слухоречевой памяти представлены на следующем рисунке (Рисунок 19).

Рисунок 19 — Уровень развития кратковременной слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР до и после формирующего эксперимента (в % от общего числа детей с ЭГ) Как видно на рисунке, уровень развития кратковременной слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР после формирующего эксперимента повысился. Преобладающим уровнем развития кратковременной слухоречевой памяти у дошкольников ЭГ до формирующего эксперимента является средний, после коррекционной работы — выше среднего. Вместе с тем, данный уровень кратковременной слухоречевой памяти недостаточен для дальнейшего обучения.

В процессе исследования долговременной слухоречевой памяти было выявлено, что после проведенной коррекционной работы 2 дошкольника с ОНР смогли самостоятельно вспомнить и повторить серию слов и предложения. Но дошкольникам была оказана помощь в виде одобрения, наводящих вопросов.

6 дошкольников ЭГ с заданием справились на уровне выше среднего. Дошкольники смогли назвать больше половины слов. Трудности возникли при назывании слов «круг, день». Остальные дошкольники справились с заданием на среднем уровне. Необходимо отметить, что некоторые дошкольники не только овладели мнемотехническими приемами, но и старались их применять при запоминании слов и предложений.

Сравнительные результаты уровня развития слухоречевой памяти до и после формирующего эксперимента представлены на следующем рисунке (Рисунок 20).

Рисунок 20 — Уровень развития долговременной слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР до и после формирующего эксперимента (в % от общего числа дошкольников ЭГ) Как видно на рисунке, уровень развития долговременной слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР после формирующего эксперимента стал выше. Отсутствует группа дошкольников с уровнем развития ниже среднего, появились дошкольники с высоким уровнем развития. Вместе с тем, такие показатели развития долговременной слухоречевой памяти недостаточны для дальнейшего обучения.

Обобщая результаты исследования сенсорных функций у дошкольников отметим, что после формирующего эксперимента уровень развития изменился в лучшую сторону. Но процесс развития всех сенсорных функций у дошкольников с ОНР различен из-за степени тяжести патогенеза.

Таким образом, были выделены группы дошкольников с разным уровнем развития сенсорных функций.

Высокий уровень — 3 дошкольника с ОНР дизонтогенетического варианта (20%);

Выше среднего уровень — 3 дошкольника с ОНР дизонтогенетического варианта (20%), 5 дошкольников с ОНР на фоне стертой дизартрии (33,3%);

Средний уровень — 2 дошкольника с ОНР на фоне стертой дизартрии (13,3%) и 2 дошкольника с ОНР на фоне моторной алалии (13,3%).

Более наглядно результаты представлены на следующем рисунке (Рисунок 21).

Рисунок 21 — Уровни развития сенсорных функций у детей ЭГ до и после формирующего эксперимента (в % от общего числа детей ЭГ и КГ) Как видно на рисунке, в развитии сенсорных функций у дошкольников с ОНР заметна динамика. Необходимо отметить, что сенсорных функции лучше развиты у детей с ОНР дизонтогенетического варианта. Более длительный процесс развития сенсорных функций наблюдается у детей с ОНР на фоне стертой дизартрии и моторной алалии в силу некоторого нарушения мозговой организации.

Для дальнейшего развития сенсорных функций необходимо продолжать начатую коррекционную работу.

Заключение

В данной работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.

Проблеме сенсорного развития детей во все времена придавалось большое значение, и занималось ей множество педагогов и психологов.

Изучив литературу по проблеме сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста, мы выяснили, что сенсорное воспитание является целенаправленным совершенствованием, развитием у детей сенсорных процессов (ощущения и восприятия). Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов.

С учетом того, что часто встречающимся речевым нарушением является общее недоразвитие речи, специалисты начинают рассматривать особенности сенсорного развития у детей данной категории. Многие исследователи отмечают, что от уровня развития сенсорных функций зависит качество овладения фонематическим слухом, звукопроизношением, обогащение познавательного развития.

Исследователи отмечают трудности дошкольников с ОНР в обследовании предметов, выделении их дифференциальных характеристик, пространственно-временных отношениях, восприятии и запоминании наглядного, слухоречевого материала.

Для подтверждения теоретических изысканий было организовано исследование сенсорных функций у дошкольников с ОНР по сравнению с дошкольниками с нормой речевого развития.

Исследование было организовано на базе ГОУ «Детский сад № 96 «г…

В исследовании принимали участие 30 дошкольников 5,5−6 лет. Из них 15 дошкольников с ОНР и 15 дошкольников без речевой патологии.

Исследование сенсорных функций включало в себя задания на выявление особенностей стереогноза и тактильных ощущений, зрительного восприятия, внимания и памяти, слухового восприятия и внимания, речеслуховой памяти. В результате исследования были выделены группы дошкольников:

Высокий уровень — 6 дошкольников КГ (40%);

Выше среднего уровень — 5 дошкольников с ОНР дизонтогенетического варианта (33,3%), 9 дошкольников КГ (60%);

Средний уровень — 1 дошкольник с ОНР дизонтогенетического варианта (6,7%), 7 дошкольников с ОНР на фоне стертой дизартрии (46,7%);

Ниже среднего уровень — 2 дошкольника с ОНР, обусловленного моторной алалией (13,3%).

Отметили, что уровень развития сенсорных функций у дошкольников с ОНР зависит от патогенеза. Так, сенсорные функции лучше развиты у детей с ОНР дизонтогенетического варианта, хуже развиты у детей с ОНР на фоне моторной алалии. Отмечено, что сенсорные функции у дошкольников с ОНР развиваются по таким же закономерностям, что и у детей с нормой речевого развития. В целом, для дошкольников с ОНР характерно снижение объема и концентрация зрительного, слухового восприятия и внимания, трудности дифференциации близких по признакам объектов.

Для развития и совершенствования сенсорных функций была спланирована и проведена коррекционная работа с использованием инновационных технологий. Коррекционная работа проводилась по следующим направлениям:

— развитие стереогноза и тактильных ощущений;

— развитие слухового восприятия и внимания;

— развитие зрительной памяти;

— развитие зрительного восприятия и внимания;

— речеслуховой памяти;

— формирование сенсорных эталонов.

Были использованы такие инновационные технологии, как: игры-экспериментирования; задания, направленные на распределение по классам (классификации), выстраивания рядов (сериации) и знакомство с сохранением количества при действиях с различными предметам; игры и задания с природным материалом.

В процессе коррекционной работы были привлечены специалисты детского сада, родители.

После формирующего эксперимента дошкольники с ОНР были повторно продиагностированы.

В результате были выделены следующие группы:

Высокий уровень — 3 дошкольника с ОНР дизонтогенетического варианта (20%);

Выше среднего уровень — 3 дошкольника с ОНР дизонтогенетического варианта (20%), 5 дошкольников с ОНР на фоне стертой дизартрии (33,3%);

Средний уровень — 2 дошкольника с ОНР на фоне стертой дизартрии (13,3%) и 2 дошкольника с ОНР на фоне моторной алалии (13,3%).

Сравнивая полученные результаты, отметим, что наблюдается динамика в развитии сенсорных функций у дошкольников с ОНР.

Процесс коррекции у дошкольников с ОНР дизонтогенетического варианта происходит быстрее, чем у дошкольников с ОНР на фоне стертой дизартрии и моторной алалии.

Для дальнейшего развития сенсорных функций с дошкольниками ОНР необходимо продолжать коррекционную работу.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

Список литературы

Адам Г. Восприятие, сознание, память. М.: Мир, 1983. С. 9−76

Акрушенко А.В., Ларина О. А., Катарьян Т. В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. — М.: Эксмо, 2008.

Алексеева Т.А., Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю., Силиванова Л. В. Игры-занятия с водой и песком Пособие для педагогов, психологов и родителей./ Под редакцией профессора Л. Б. Баряевой.

СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008

Альтхауз Д., Дум Э. — Цвет. Форма. Количество. — М.: Просвещение 2004

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 1964.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.

Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. Методическое пособие. — СПб.: НОУ «Союз», 2005

Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. — СПб.: КАРО, 2007.

Безенцева Н. Н. Как помочь дошкольнику с общим недоразвитием речи на физкультурных занятиях//Воспитание и обучение.

2005.№ 4.

Безруких М.М., Морозова Л. В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5−7.5 лет: руководство по тестированию и обработке результатов. М.: Новая школа, 1996. 48 с.

Белякова Л.И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О. Н., Фигедеро Э. Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М., 1991. — 345с.

Бернадская М.Э., Блинникова И. В., Григорьева Л. П., Солнцева О. Г., Развитие восприятия у ребёнка: Пособие для коррекционных занятий. — М.: Школа-Пресс, 2007 г.

Бетелева Т. Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. М.: Наука, 1983. 175 с.

Бетелева Т.Г., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. М.: Наука, 1977. 175 с.

Блонский П. П. Избранные педагогические произведения./Изд. А.П.Н. РСФСР. М1961.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: 1983., 265 с.

Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М., 2009.

Венгер Л. А. Генезис сенсорных способностей. — М.: Педагогика, 1976

Венгер Л. А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М. 1988.

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 2003.

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред Л. А. Венгера, — М., Просвещение, 1988,

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: 1990.

Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — Детство-Пресс, 2004

Ендовицкая Т. Е., Зинченко В. П., Рузская А. Г.

Развитие ощущений и восприятий // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. ;

М., 1964.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. — 238с.

Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия.

Екатеринбург, 2000.

Запорожец А. В. Изучение развития и поведения детей.

М., 1966.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2002.

Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова.

М.: Академия, 2006

Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.

СПб., 2001.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте:

Учеб.

пособие для студ.

психол.фак.

высш.учеб.

заведений — М., 2002

Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения.

М., 1983.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Подред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы.

М., 1970.

Малышева А.Н., Ермолаева Н. В. Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2000.

Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. — Изд. Детство-Пресс, 2010

Мастюкова Е. М. Этиология нарушений речи // Логопедия. — М., 1998. — С. 123 — 147

Мещерякова Н.П., Жуковская Л. К. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников -Волгоград, 2009.

Морозова Л. В. Особенности зрительного восприятия и функциональное состояние мозга детей 5 и 7 лет // Вестник Поморского университета. 2002. № 1(3). С. 46.

Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками. Формирование графических навыков и временных представлений. -Волгоград, 2009.

Мухина В. С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: Учеб.

пособие для студ.

пед.ин-тов/под ред. Л. А. Венгер. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. с. 213−238

Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.

образования. /Сост. Е. И. Рогов. — М.:Гуманит.

изд.центр ВЛАДОС, 2002. — 448с.

Основы теории и практики логопедии//Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1968. — 367с.

Павлов И. П. Мозг и психика. Избранные психологические труды.

М., 1975.

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. //Под ред. Семенович Т. В. ВолосовецМ., 2002.

Психология ощущений и восприятия. // По д ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской., Изд.ЧеРо., М.: 1999

Развитие общения у дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца М. И. Лисиной.— М., 1974.— 287 с Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С.

С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1975. С.

37−40

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999

Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2001

Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М., 2001.

Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой.

— М.: Просвещение, 1981.

Сеченов М. И. Рефлексы головного мозга. — М., 1866

Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.— 128 с, Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника .— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965

Усова А.П., Обучение в детском саду. — М.: «Просвещение», 1970. — 208 с Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000

.Шангина И. И. Русские дети и их игры. — СПб. Искусство-СПБ 2000

Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие — СПб.: Питер, 2003.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды // Под ред. Давыдова В. В., Зинченко В.П.- М.: 1989., 435 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1

Зашумленные картинки Зашумленные буквы

Приложение 2

Наложенные друг на друг предметы Наложенные друг на друга буквы

Приложение 3

Приложение 4

Сколько человек изображено на картинке?

Чем играют дети, сидящие на полу?

Что висит на стене?

Что делает бабушка?

Что держит в руках мама?

У папы усы или борода?

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Восприятие, сознание, память. М.: Мир, 1983. С. 9−76
  2. А.В., Ларина О. А., Катарьян Т. В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. — М.: Эксмо, 2008.
  3. Т.А., Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю., Силиванова Л. В. Игры-занятия с водой и песком Пособие для педагогов, психологов и родителей./ Под редакцией профессора Л. Б. Баряевой.-СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008
  4. Д., Дум Э. — Цвет. Форма. Количество. — М.: Просвещение 2004
  5. . Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 1964.
  6. . Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
  7. Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. Методическое пособие. — СПб.: НОУ «Союз», 2005
  8. Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. — СПб.: КАРО, 2007.
  9. Н.Н. Как помочь дошкольнику с общим недоразвитием речи на физкультурных занятиях//Воспитание и обучение.2005.№ 4.
  10. М.М., Морозова Л. В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5−7.5 лет: руководство по тестированию и обработке результатов. М.: Новая школа, 1996. 48 с.
  11. Л.И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О. Н., Фигедеро Э. Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М., 1991. — 345с.
  12. М.Э., Блинникова И. В., Григорьева Л. П., Солнцева О. Г., Развитие восприятия у ребёнка: Пособие для коррекционных занятий. — М.: Школа-Пресс, 2007 г.
  13. Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. М.: Наука, 1983. 175 с.
  14. Т.Г., Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. М.: Наука, 1977. 175 с.
  15. П.П. Избранные педагогические произведения./Изд. А.П.Н. РСФСР. М1961.
  16. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: 1983., 265 с.
  17. С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М., 2009.
  18. Л.А. Генезис сенсорных способностей. — М.: Педагогика, 1976
  19. Л. А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М. 1988.
  20. Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 2003.
  21. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред Л. А. Венгера, — М., Просвещение, 1988,
  22. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: 1990.
  23. Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — Детство-Пресс, 2004
  24. Т. Е., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Развитие ощущений и восприятий // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1964.
  25. Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. — 238с.
  26. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия.- Екатеринбург, 2000.
  27. А.В. Изучение развития и поведения детей.- М., 1966.
  28. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2002.
  29. В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова.- М.: Академия, 2006
  30. Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.-СПб., 2001.
  31. В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте:Учеб.пособие для студ.психол.фак.высш.учеб.заведений — М., 2002
  32. Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961
  33. А.Н. Избранные психологические произведения.- М., 1983.
  34. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Подред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  35. А.Р. Мозг человека и психические процессы.-М., 1970.
  36. А.Н., Ермолаева Н. В. Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2000.
  37. Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. — Изд. Детство-Пресс, 2010
  38. Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия. — М., 1998. — С. 123 — 147
  39. Н.П., Жуковская Л. К. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников -Волгоград, 2009.
  40. Л.В. Особенности зрительного восприятия и функциональное состояние мозга детей 5 и 7 лет // Вестник Поморского университета. 2002. № 1(3). С. 46.
  41. В.В. Занятия со старшими дошкольниками. Формирование графических навыков и временных представлений. -Волгоград, 2009.
  42. В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: Учеб. пособие для студ.пед.ин-тов/под ред. Л. А. Венгер. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. с. 213−238
  43. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед.образования. /Сост. Е. И. Рогов. — М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. — 448с.
  44. Основы теории и практики логопедии//Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1968. — 367с.
  45. И.П. Мозг и психика. Избранные психологические труды.-М., 1975.
  46. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. //Под ред. Семенович Т. В. Волосовец- М., 2002.
  47. Психология ощущений и восприятия. // По д ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской., Изд.ЧеРо., М.: 1999
  48. Развитие общения у дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца М. И. Лисиной.— М., 1974.— 287 с
  49. Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1975. С. 37−40
  50. С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999
  51. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2001
  52. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М., 2001.
  53. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981.
  54. М.И. Рефлексы головного мозга. — М., 1866
  55. Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  56. Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.— 128 с,
  57. А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника .— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965
  58. А.П., Обучение в детском саду. — М.: «Просвещение», 1970. — 208 с
  59. Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
  60. И.И. Русские дети и их игры. — СПб. Искусство-СПБ 2000
  61. Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие — СПб.: Питер, 2003.
  62. Д. Б. Избранные психологические труды // Под ред. Давыдова В. В., Зинченко В.П.- М.: 1989., 435 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ