Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование морфемной зоркости как одно из условий развития речи учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Формирование, развитие и совершенствование связной речи является конечной целью обучения русскому языку в школе (Ф.И. Буслаев, К. Д. Ушинский, И. И. Срезневский, В. П. Шереметевский, В. Я. Стоюнин, Д. И. Тихомиров, А. Д. Алфёров, A.M. Пешковский, К. Б. Бархин, Е. С. Истрина, М. А. Рыбникова, А. В. Миртов, В. А. Добромыслов, Л. П. Федоренко, Т. А. Ладыженская, А. Ю… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Лингвометодические и психолингвистические основы формирования морфемной зоркости
    • 1. 1. Словообразование в современной лингвистике
      • 1. 1. 1. Становление словообразования как самостоятельной отрасли науки о языке
      • 1. 1. 2. Морфемика. Классификация морфем русского языка
      • 1. 1. 3. Деривация. Основные понятия
      • 1. 1. 4. Словообразовательный и морфемный анализ
    • 1. 2. Словообразование в школьном курсе русского языка
      • 1. 2. 1. Аспекты изучения «Словообразования»
      • 1. 2. 2. Курс «Словообразование» в действующих учебниках русского языка для начальных и средних классов общеобразовательной школы
      • 1. 2. 3. Морфемное членение слова в школьном курсе русского языка
    • 1. 3. Предпосылки формирования морфемной зоркости
      • 1. 3. 1. Общая характеристика речевого развития детей
      • 1. 3. 2. Словотворчество как один из этапов усвоения ребёнком — дошкольником морфемикии правил словообразования
  • Глава 2. Описание экспериментального обучения
    • 2. 1. Содержание и организация опытного обучения
    • 2. 2. Методы и приёмы формирования морфемной зоркости
    • 1. 2.3. Развитие логического и образного мышления в процессе формирования морфемной зоркости
      • 2. 4. Морфемный анализ как структурный элемент словарной работы
      • 2. 5. Стилистический аспект изучения морфемики
      • 2. 6. Результаты экспериментального обучения

Формирование морфемной зоркости как одно из условий развития речи учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Формирование, развитие и совершенствование связной речи является конечной целью обучения русскому языку в школе (Ф.И. Буслаев, К. Д. Ушинский, И. И. Срезневский, В. П. Шереметевский, В. Я. Стоюнин, Д. И. Тихомиров, А. Д. Алфёров, A.M. Пешковский, К. Б. Бархин, Е. С. Истрина, М. А. Рыбникова, А. В. Миртов, В. А. Добромыслов, Л. П. Федоренко, Т. А. Ладыженская, А. Ю. Купалова, Е. И. Никитина, Е. П. Архипова и др.). Умение «ясно, правильно и отчётливо рассказывать изустно и письменно всё, что дитя разумом узнало или о чём думало,» (Срезневский, 1986: 123) невозможно без формирования прочных орфографических навыков, так как «орфографическая грамотность — это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания» (Львов, 1990: 3). Основным принципом русской орфографии является морфологический, согласно которому одна и та же морфема (корень, приставка, суффикс, окончание) пишется всегда одинаково, независимо от её произношения. Применение почти 80 процентов изучаемых в школе орфографических правил предполагает знание состава слов. Способность безошибочно определять состав слова помогает правильно установить и грамматические свойства слова, точнее осознать его лексическое значение, стилистическую окрашенность, расширяет возможности выбора слов в целях «более точного, более выразительного языкового оформления мысли, построения развёрнутого высказывания, связной монологической речи» (Федеравичене, 1981: 20). Таким образом, формирование, развитие и совершенствование монологической речи во многом зависит от способности ученика быстро и безошибочно ориентироваться в составе слова, в определении смысловой и стилистической характеристики морфем, то есть его морфемной зоркости. Этим определяется актуальность выбора темы диссертационного исследования — «Формирование морфемной зоркости как одно из условий развития речи учащихся» .

Цель исследования — разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методику применения эффективных методов и приёмов формирования морфемной и стилистической зоркости на уроках русского языка в среднем звене ^ общеобразовательной школы, интенсифицирующих процесс речевого развития учащихся.

Объект исследования — учебная деятельность учащихся в ходе использования приёмов формирования морфемной зоркости на уроках русского языка.

Предмет научного поиска — методы и приёмы формирования морфемной зоркости — умения быстро и безошибочно ориентироваться в составе слова, в опреде-* лении смысловой и стилистической характеристики морфем — в целях развития монологической речи учащихся.

Проблема исследования — определение методических возможностей и условий применения методов и приёмов формирования морфемной зоркости в среднем звене общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования обусловлена особенностями формирования словообразовательного компонента языковой способности учащихся и заключается I в следующем.

Формирование, развитие и совершенствование монологической речи учащихся будет интенсивнее, если в процессе обучения русскому языку использовать методы и приёмы формирования морфемной зоркости. Это позволит:

• обеспечить достаточную нагрузку обоих компонентов мышления — левопо-лушарного, ответственного за логическое мышление, и «правополушарного», образного компонента мышления;

• качественно и количественно обогатить словарный запас учащихся: качест-ф венное обогащение ученического словаря понимается как уточнение лексического значения уже известного учащимся слова, его грамматической и стилистической оформленностиколичественное — как увеличение количества слов в активном словаре учащихся, усвоение ими новых значений слов, их грамматического и стилистического оформления, строения и написания;

• сформировать навыки:

— безошибочно определять состав слова, опираясь на структурно-семантические отношения словообразовательно соотнесённых слов;

— грамотно писать слово при опоре на правило, предполагающее знание состава этого слова;

— замечать изменение значения слов, его грамматического оформления и стилистической окрашенности, исходя из значения словообразующих морфем;

— уместно (мотивированно) употреблять слова в связной речи;

• способствовать воспитанию интереса учащихся к изучению родного языка. В соответствии с гипотезой в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1) рассмотреть методику изучения морфемики в начальных и средних классах, проследить, каким образом она способствует формированию, развитию и совершенствованию монологической речи учащихся;

2) теоретически обосновать возможность и необходимость использования методов и приёмов, формирующих морфемную зоркость учащихся;

3) разработать методику использования эффективных методов и приёмов формирования морфемной зоркости в целях развития связной речи учащихся;

4) экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— анализ лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической и методической литературы;

— анализ действующих учебников по русскому языку для начальных и средних классов;

— наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в учебном процессе;

— анкетирование учителей и учащихся;

— констатирующий эксперимент и анализ ошибок в разборе слов по составу (морфемном анализе);

— анализ письменных работ учащихся пятых классов;

— беседы с учениками и учителями с целью уточнения и конкретизации полученных данных.

Основным методом исследования был обучающий эксперимент, который проводился в 1999 / 2000 — 2001 / 2002 учебных годах в средних школах № 24, 34, 35 г. Ульяновска.

Этапы проведения исследования: * Первый этап (1999/2000 учебный год) включает изучение лингвистической, психолого-педагогической, психолингвистической, методической и учебной литературы по проблеме исследования, определение его теоретических основ.

Второй этап (2000/2001 учебный год) — проведение констатирующего эксперимента, анкетирование учителей и учащихся, разработка опытно — экспериментального обучения.

Третий этап (2001/2002 учебный год) — проведение экспериментального обучения в пятых классах средней школы, проверка и уточнение результатов эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость проведённого исследования:

— выдвинута и теоретически обоснована идея о необходимости и возможности использования эффективных методов и приёмов формирования морфемной зоркости с целью развития монологической речи учащихся;

— разработана методика применения эффективных методов и приёмов формирования морфемной и стилистической зоркости в средних классах общеобразовательной школы, интенсифицирующих процесс речевого развития учащихся. ф Практическая значимость проведённого исследования заключается в следующем:

— значительный фактический материал по детской речи, подтверждающий наличие у детей дошкольного возраста языковой способности, в частности словообразовательного компонента языковой способности, может быть объектом внимания специалистов, которые стремятся дать объяснение важнейшим понятиям языка и речевой деятельности, используя для этого данные о детской речи;

— разработанная система уроков по морфемике, в структуру которых введены эффективные методы и приёмы формирования морфемной и стилистической зоркости, позволит учителям организовать работу так, чтобы к выпускному классу не угасало «чувство языка», восприятия составляющих элементов слова, а происходило укрепление этого «чувства» ;

— используемые в качестве дидактического материала образцовые тексты разных стилей иллюстрируют стилистический, оценочный и выразительный (экспрессивный) характер аффиксов и способствуют осмыслению значения морфемы и её изобразительной функции в слове и в тексте в целом, вырабатывают умение правильно и свободно использовать словообразовательные возможности языка для чёткого и образного выражения мысли;

— материалы исследования могут быть использованы при совершенствовании и создании школьных учебников, сборников упражнений, методических пособий для учителей, а также чтения лекций в ИПК и ПРО, при разработке спецсеминаров и курса лекций для студентов филологического факультета по методике преподавания русского языка.

Достоверность результатов и выводов проведённого диссертационного исследования обусловлена опорой на достижения современной лингвистики, педагогики, психологии, психолингвистики, методики развития связной речи, выбором методов и приёмов исследования, достаточным объёмом экспериментальных данных, а также положительными результатами эксперимента, поставленного и проведённого автором данного исследования и учителями ряда школ г. Ульяновска.

Апробация работы. Основные положения диссертации апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы, изложены в докладах на ежегодных лингвистических конференциях Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, Ульяновского государственного университета и Ульяновского технического университета, в выступлениях на семинарах завучей и методистов среднего звена, на методических объединениях учителей русского языка и литературы школ № 24, 34, 35 города Ульяновска. Автором диссертационного исследования было проведено 64 открытых урока по разработанной методике в названных школах города.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование, развитие и совершенствование монологической речи должно опираться на умение учащегося быстро и безошибочно ориентироваться в составе слова — на морфемную зоркость. Можно добиться высоких результатов в повышении орфографической грамотности, обогащении словаря учащихся, совершенствовании грамматического строя речи, если в процессе обучения систематически использовать эффективные методы и приёмы формирования морфемной и стилистической зоркости.

2. Теоретической базой для сознательного усвоения значения и правописания слов при опоре на знание состава слова должна быть концепция функционального словообразования, которая на первый план выдвигает семантико-словообразовательные связи между производным словом и производящим.

3. Применение эффективных методов и приёмов формирования морфемной зоркости способствует повышению орфографической грамотности, обогащению словарного актива, совершенствованию грамматического строя речи, развитию логического, образного, стилистического мышления учащихся, активизации интереса к русскому языку как учебному предмету.

Выводы.

1. В ходе экспериментального обучения у школьников формировалась лингвистическая база для осознанного восприятия структуры слова, смысловой и стилистической характеристики составляющих слово морфем.

2. Была разработана и внедрена в практику методика использования эффективных методов и приёмов формирования морфемной зоркости в целях интенсификации речевого развития учащихся.

3. Экспериментально доказано, что внедрение эффективных методов и приёмов формирования морфемной и стилистической зоркости необходимо и возможно в процессе обучения русскому языку.

4. Применение эффективных методов и приёмов формирования морфемной и стилистической зоркости способствует расширению словарного актива, совершенствованию грамматического строя речи, развитию логического, образного, стилистического мышления, повышению орфографической грамотности школьников, активизации их интереса к русскому языку как учебному предмету.

Заключение

.

Языковая способность, в частности словообразовательный компонент языковой способности, формируется в дошкольный период, когда формируются все основные психические свойства и способности человека. Каждый ребёнок на интуитивном уровне владеет семантикой корневых и аффиксальных морфем, основными закономерностями словои формообразования. Но сознательно выделить морфему и рассмотреть её значение вне слова он не может. В процессе обучения русскому языку ребёнок должен теоретически осознать то, чем владел в дошкольный период неосознанно: «Мы должны дать ему знание, должны объяснить сознанию его то, что более или менее ясно представлялось ему» (Буслаев, 1992: 56). Поэтому особое место в школьном курсе русского языка занимает курс «Словообразование», который в настоящее время построен по принципу противопоставления двух взаимосвязанных разделов: морфемика (состав слова) и словообразование (дериватология).

Конечной целью изучения всех разделов школьного курса русского языка является формирование, развитие и совершенствование монологической речи учащегося. Умение «ясно, правильно и отчётливо рассказывать изустно и письменно всё, что дитя разумом узнало или о чём думало,» (Срезневский, 1986: 123) формируется в процессе усвоения безошибочного письма, обогащения словарного актива, совершенствования грамматического строя речи, развития логического, образного, стилистического мышления. Каждый из этих аспектов реализуется в процессе изучения «Морфемики» в пятом классе при условии, если в структуру уроков включены эффективные методы и приёмы формирования морфемной зоркости — умения быстро и безошибочно определять состав слова, смысловую и стилистическую характеристику морфем.

Функциональный подход к изучению «Морфемики» предполагает рассматривать морфемный состав слова как результат словообразовательных процессов, в котором производное слово является вершиной восстановленной словообразовательной цепи. Установление структурно-семантических отношений словообразовательно соотнесённых слов позволяет учащимся «избежать в морфемном членении слова ошибок, выделить в нём реально существующие в данный момент морфемы и установить их взаимоотношения, а тем самым и синхронную структуру слова» (Шанский, 1968: 36). Значительная роль при таком подходе отводится упражнениям, направленным, во-первых, на осмысление словообразовательных связейво-вторых, на осознание словообразовательных значений аффиксов (приставок, суффиксов) — в-третьих, на установление языковых отношений между словами.

Положительное влияние на речевое развитие учащихся оказывают тексты, которые иллюстрируют стилистический, оценочный и выразительный характер аффиксов: они способствуют осмыслению значения морфемы и её изобразительной функции в слове и в тексте в целом, вырабатывают умение правильно и свободно использовать словообразовательные возможности языка для чёткого и образного выражения мысли.

Проведённый эксперимент подтвердил правильность исходных теоретических предположений:

1. Методы и приёмы формирования морфемной зоркости обеспечивают достаточную нагрузку обоих компонентов мышления — левополушарного, ответственного за логическое мышление, и «правополушарного», образного компонента мышления.

В процессе изучения «Морфемики» развитию логического мышления способствуют:

— морфемный анализ и приёмы, реализующие этот метод;

— моделирование;

— составление словарной статьи о значимых элементах языка — морфемах;

— сочинения на лингвистическую тему, предполагающие сопоставительный анализ морфем;

— сочинения — рассуждения о морфемах;

— таблицы, содержание которых строится на сравнении изучаемых явлений;

— использование научно-популярной литературы в качестве дидактического материала.

Деятельность правополушарного компонента мышления на уроках по морфемике стимулируют:

— использование в качестве дидактического материала произведений классиков русской литературы и устного народного творчества;

— активизация воображения учащихся при чтении текста (психологическая установка: «Включи своё воображение!»);

— устное словесное рисование, когда ученик, опираясь на образ, созданный поэтом (писателем), синтезирует свои видения в картину, которую он словесно оформляет;

— сочинения в жанре грамматической сказки, в создании которых, с лёгкостью «очеловечивая» всё вокруг себя, «дети проявляют много изобретательности и остроумия» ;

— сочинения — развлечения, которые пишутся на основе «бинома фантазии», придуманного итальянским писателем Джанни Родари;

— сочинение по картине, которая «служит толчком к развитию творческого воображения» ;

2. Методы и приёмы формирования морфемной зоркости позволяют обогатить словарный запас школьников, во-первых, при уточнении лексического значения уже известного слова, его грамматического и стилистического оформленияво-вторых, при усвоении новых значений слов, их грамматической и стилистической оформленности, строения и написания. Обогащение словарного актива благотворно сказывается на совершенствование грамматического строя речи учащихся.

3. Методы и приёмы формирования морфемной зоркости позволили у абсолютного большинства учащихся экспериментальных классов сформировать навыки:

— определять состав слова, опираясь на структурно-семантические отношения словообразовательно соотнесённых слов;

— грамотно писать слово при опоре на правило, предполагающее знание состава этого слова;

— замечать изменение значения слов, его грамматического оформления и стилистической окрашенности, исходя из значения словообразующих морфем;

— уместно (мотивированно) употреблять слова в связной речи.

4. Методы и приёмы формирования морфемной зоркости стимулируют интерес учащихся к изучению родного языка, о чём свидетельствует их высокая активность на уроках.

Данные, приведённые выше, убедительно свидетельствуют о том, что внедрение в процесс обучения эффективных методов и приёмов формирования морфемной зоркости способствует повышению орфографической грамотности, обогащению словарного актива, совершенствованию грамматического строя речи, развитию логического, образного, стилистического мышления учащихся, а значит, развитию связной речи учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. И. Творческое чтение. Л., 1925.
  2. A.M. К вопросу о стадиях развития речи ребёнка. Автореферат докт. дис., Ташкент, 1963.
  3. А.П. Как образуются слова. М.-Л.: Просвещение, 1966.
  4. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.
  5. Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников // Вопросы психологии. 1964 — № 5.
  6. А.П. Расширение словарного запаса учащихся в процессе изучения способов образования глагола // Русский язык в школе. 1977. — № 2.
  7. Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V -VIII классов М., 1965.
  8. Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.
  9. А.Д. Родной язык в средней школе (опыт методики). М., 1912 .
  10. Ю.Аникин А. И. Употребление однокоренных слов в предложении. М.: Просвещение, 1965.
  11. П.Антонова Т. И. Текстовые формулировки научного определения // Вопросы языкознания. 1984. — № 1 — с. 106 — 115.
  12. Н.Д. О минимальной единице грамматической системы // В кн.: Единицы разных уровней грамматического строя языка и их взаимодействие. М., 1969.
  13. Н.Д. О значимых единицах языка. Исследования по общей теории грамматики. М., 1968.
  14. А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1993. — № 9 — с. 58 — 65.
  15. А. Формирование грамматического строя речи дошкольника: Некоторые итоги исследований // Дошкольное воспитание. 1997. — № 2. -с. 58−63.
  16. Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999.
  17. Е.В. Оценка результатов обучающего эксперимента по русскому языку (с применением компьютера): Метод. Пособие для студентов — дипломников. Рязань: Изд — во РГПУ, 1994.
  18. Е.В. Работа над значением слова в начальной школе. Рязань: Изд — во РГПУ, 1996.
  19. Е.В. О теории и практике развития речи учащихся (Памяти проф. Л.П. Федоренко) // Начальная школа. 1997 — № 6. — с.6 — 10.
  20. Е.В. Вопросы речевого развития младших школьников. Рязань: Изд — во РГПУ, 1995.
  21. Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников. Автореферат дис. д-ра пед. наук.
  22. О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.
  23. В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5−9 классов общеобразовательных учебных заведений. М.: Просвещение, 1993.
  24. В.В., Дубровина М. В. Морфемика. Из сборника по русскому языку. // «Русский язык» Приложение к газете «Первое сентября». — 1997. -март 12 (84).
  25. Г. А. Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка. //Русский язык в школе. 2002. — № 1. — с Л 1 — 14.
  26. А.Г. Некоторые спорные вопросы морфемного анализа в вузе и школе // Русский язык в школе. 1990. — № 4.
  27. Э.А., Николаев Г. А. Русское словообразование. Казань, 1985.
  28. М.Т. Лексико — семантический аспект уроков русского языка в IV VIII классах // Урок русского языка на современном этапе (Сборник статей) Пособие для учителей. Сост. Л. А. Тростенцова, М. М. Разумовская. М.: Просвещение, 1978.
  29. М.Т. Изучение лексики как раздела науки о языке // В кн.: Основы методики русского языка в 4 8 классах / Под ред. А. В. Текучёва., М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. — Изд. 2-е. -М., 1983.
  30. К.Б. Развитие речи в начальной школе: методическое пособие для учителей. М., 1934.
  31. К.Б. Развитие речи и изучение художественных произведений. М., 1930.
  32. К.Б. Творческая работа по родному языку: Методическое пособие для преподавателей. Киев: Госиздат Украины. 1924. Ч. 1.
  33. К.Б., Истрина Е. С. Методика русского языка в средней школе. -Учебник для высших педагогических заведений и пособие для преподавателей. Изд. 2-е, М., 1935.
  34. Г. И. О недостатках словообразовательного анализа в школе // Русский язык в школе. 1966. — № 4.
  35. Г. И. Методика пунктуации в школе. М.: Просвещение. 1978.
  36. С.И. Собственно морфемный анализ и морфологическая интерпретация элементарной лексики русского языка: автореф. дис. канд. фи-лол. наук. Л., 1983.
  37. С.И. Внутрисловные морфологические структуры в речевой деятельности // Уровни языка в речевой деятельности. JL, 1986.
  38. В.А. Очерки по языковедению и русскому языку. 4-е изд., М., 1939.
  39. Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии М. JL, Изд.- во АПН РСФСР, 1948.
  40. Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии // Русский язык в школе. 1976. — № 4.
  41. Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1957.
  42. Бодуэн де Куртенэ. Введение в языкознание. Избранные работы по общему языкознанию В 2 т., М., 1963.
  43. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М., 1998.
  44. С.М. Беседы о грамотности. Глава «Грамматика и фантазия». М., Знание, 1997.
  45. Ф.И. Преподавание отечественного языка. М., 1992.
  46. JI.O. О причинах неправильного словоупотребления // Русский язык в школе. 1987. — № 3. — с. 23 -28.
  47. Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. 1996. — № 1. — с. 3 — 8.
  48. В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. // В кн.: Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975.
  49. В.В. Вопросы современного словообразования // Русский язык в школе. 1951.- № 2.51 .Виноградов В. В. Вопросы современного русского словообразования. В кн.: Избранные труды. Исследование по русской грамматике. М., 1975.
  50. В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.
  51. В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М. Л., 1947.
  52. В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. М., 1984.
  53. JI.A. Уроки русского языка в 5 классе. М.: Просвещение, 1977.
  54. Г. О. Заметки по русскому словообразованию. // В кн.: Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.
  55. Вознюк J1.B. Освоение лексического материала на базе морфемики и словообразования. // Русский язык в школе. 1994. — № 2. — с. 9−13.
  56. И.Н. Моделирование определений в терминологических стандартах // Современные проблемы русской терминологии. М., 1986.
  57. И.Н. Типовые структуры определений в стандартах на термины и определения // Слово в грамматике и словаре. М., 1984.
  58. М.Т. Предупреждение и исправление стилистических ошибок в школе. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1963.
  59. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: кн. для учителя. 3-е издание — М.: Просвещение, 1991.
  60. JI.C. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996.
  61. Л.И. Психолингвистический анализ семантической структуры производного слова. Дис.канд. филол. наук. М., 1987
  62. Л.И. Словообразовательная семантика: психолингвистический аспект // Семантические проблемы речевой деятельности. М., 1984.
  63. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1949.
  64. А.Н. Очерки по стилистике русского языка. Изд. 3-е. Изд-во «Просвещение», М., 1965.
  65. А.Н. О звуковом составе морфем // Вопросы языкознания. 1960. -№ 3.
  66. А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. М., 1949.
  67. А.С. О специфике словообразовательного анализа в рамках одной лексической группы // Очерки по словообразованию и словоупотреблению. Л., 1963.
  68. А.С. Морфемика в её отношении к лексикологии // Вопросы языкознания, 1990. № 5. — стр. 5−12.
  69. А.С. Семантика морфемы: значение или значимость (valeur)? // Структурная и прикладная лингвистика. 1983. Выпуск 2.
  70. А.С. Структурные типы слов в современном русском языке // Исследования по грамматике русского языка. Л., 1973.
  71. Е.Л. Словообразование и синтаксис. М., 1979.
  72. И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. Челябинск, 1974.
  73. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. -М.: Лабиринт, 1997.
  74. Грамматика русского языка. / Ред. коллегия: В. В. Виноградов и др. М., АН СССР, 1952.
  75. Грамматика современного русского языка. / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. М., 1970.
  76. Грамматика русского языка. Учебник для 5-го и 6-го классов семилетней и средней школы. Часть I. Фонетика и морфология. /Под редакцией Л. В. Щербы. М., 1953.
  77. Грамматические исследования. Функционально стилистический аспект: Морфология. Словообразование. Синтаксис. М., 1991.
  78. Г .Г., Соболева О. В. Путешествие в страну книги. Ч. З: В стране Во-образилия. М., НПО «Образование», 1998.
  79. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  80. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: Педагогика. 1986.
  81. В.В. О понятии развивающее обучение // Педагогика-1995. № 1.
  82. В.А. Развитие речи в связи с изучением грамматики (морфологии). М.: АПН РСФСР, 1954.
  83. В.А. Работа над раскрытием понятия слова в школе // Русский язык в школе 1949. — № 2. — стр. 34 — 39.
  84. В.А. О развитии логического мышления учащихся V VII классов на занятиях по русскому языку. М., 1956.
  85. Л.В. К вопросу об изучении некоторых словообразовательных понятий в 4 классе И Русский язык в школе. 1978. — № 6.
  86. Т.Ф. О внутриязыковой догадке и изучении словопроизводства русского языка (в школе) // Русский язык в школе. 1984.-№ 3. — с. 12−15.
  87. Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. // В кн.: Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4 8 классах. Тезисы докладов. М., 1969.
  88. Н.И. Развитие письменной речи учащихся III VII классов // Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменной речи. -М.: Изд — во АПН РСФСР, 1956. -с. 141 — 250.
  89. Н.И. Психологические основы развития речи. // «Русский язык» -Приложение к газете «Первое сентября». — № 3 (171) — январь. 1999 с. 5- 12.
  90. О.А. Работа над умениями учащихся в 4 классе при изучении темы «Словообразование» // Русский язык в школе 1971. — № 5 .
  91. А.В. К вопросу о развитии грамматического строя языка у детей дошкольного возраста. Автореферат дис.. канд. псих. наук. М., 1985.
  92. Е.С. Как делаются слова. М., 1963.
  93. Е.А. Интерфиксация в современном русском словообразовании.// В кн.: Развитие грамматики и лексики современного русского языка. М., 1964.
  94. Е.А. Словообразование: способы словообразования. // В кн.: Современный русский язык. Под ред. В. А. Белошапковой. М., 1997,
  95. Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.
  96. Е.А. Словообразовательные морфемы как средство художественной выразительности // Русский язык в школе. 1965. — № 3.
  97. Е.А. О комплексных единицах системы синхронного словообразования. // В сб.: Актуальные проблемы русского словообразования. М., 1978.
  98. В.В. Изучение состава слова на функционально семантической основе (начальные классы) Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 1997.
  99. Т.М. Развитие познавательного интереса у учащихся IV V классов при изучении словообразовательных морфем II Русский язык в школе. — 1983. -№ 6.- с. 26 — 30.
  100. П.П. Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1955.
  101. П.Ф. Рассказ // В кн.: Система обучения сочинениям в V -VIII классах. Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1967. Глава VII.
  102. Изучение курса русского языка по стабильным учебникам (М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, И.И. Кулибаба) // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. М.: Просвещение, 1998. с. 3 — 36.
  103. С.Н. Стилистические упражнения (1978) // В кн.: Основы методики русского языка в 4 8 классах / под ред. А. В. Текучёва, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. Изд. 2-е. — М., 1985, с. 236 — 241.
  104. Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. Учебное пособие. МД998.
  105. Н.А. Работа по грамматической стилистике при подготовке учащихся к написанию сочинений // Русский язык в школе. 1978. — № 1.
  106. А.И. Методика работы над значением слова на основе его семантических связей. Дис. .канд .пед. наук. М. 1992.
  107. B.C. Творческие сочинения на уроках русского языка как средство развития связной речи в 5 -8 классах. Дис.. канд. пед. наук. М., 1968.
  108. Т.Л. Семантика и мотивированность терминов. М., 1977.
  109. В.И., Сергеева Н. И., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 —7 классы: кн. для учителя. — 2-е изд. М.: Линка -пресс, 1994.
  110. В.И. Активизация методов работы по развитию речи // Совершенствование методов обучения русскому языку (сб. статей). Пособие для учителей / Сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1981. — с. 34 — 42.
  111. В.И. Стилистика как аспект преподавания родного языка и как один из разделов школьного курса. // В кн.: Основы методики русского языка в 4 -8 классах. М., 1978.
  112. В.И. Об основных проблемах методики стилистики в 4 -8 классах // В сб.: Повышение эффективности обучения русскому языку в IV классе. М., 1973.
  113. Н.Н. Критерии оценки ученических сочинений. М., 1961.
  114. Е.С. Суффиксы в речевой практике учащихся // Русский язык в школе. 1968. — № 5. — с. 45 — 50.
  115. Е.С. Первые уроки по разделу «Словообразование» // Русский язык в школе. 1969. — № 5.
  116. М.С. Развитие логически связной и выразительной письменной речи учащихся. «Учёные записки Полоцкого гос. пед. ин-та им. Г. Скорины». Вып. 2. 1958.
  117. Л.П. Словообразовательное гнездо и словообразовательная парадигма // Русский язык в школе. 1983. — № 5.- с. 79 — 82.
  118. Т.М. Опора на языковое чутьё при обучении русскому языку в начальных классах. Дис.. канд пед. наук. М., 1999.
  119. П.И. Словарно стилистические упражнения. М., 1964.
  120. Н.И. Логический словарь. М.: Наука, 1971.
  121. А.И. Изучение словообразования в школе с учётом многозначности слова // В кн.: Урок русского языка на современном этапе (сб. статей из опыта работы) Пособие для учителей. Сост. Л.А. Тростенцо-ва, М. М. Разумовская. М.: Просвещение. 1978.
  122. Н.И. К физиологии становления детской речи. // В журнале Высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. Т. II, выпуск 4. 1952.
  123. О.А., Максимов Л. Ю., Ширяев Е. Н. Современный русский язык. Теоретический курс. Ч. IV, Синтаксис. Пунктуация. М.: изд — во РУДН, 1997.
  124. Е.С. Ещё раз о месте словообразования в системе языка. // В кн.: Актуальные проблемы русского словообразования. Сб. статей. Ташкент. 1975.
  125. Е.С. Теория номинации и словообразование // Языковая номинация: Виды наименований. М., 1977.
  126. Е.С. Стратификация значений в морфологической структуре слова // Морфемика. Принципы системного описания. / Под ред. Герда А. С. и Бондарко А. В. Л., 1987.
  127. Е.С. Что такое словообразование. М., 1965.
  128. Е.С. Основы морфологического анализа. М., 1974.
  129. Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе 1996. — № 3. — с. 3 -7.
  130. А.Ю. Язык и речь в школьном курсе родного языка. // Русский язык в школе. 1991. — № 1.
  131. А.Ю. Родной язык в действии. Коммуникативно-ориентированный курс. // «Русский язык» Приложение к «Первое сентября». — № 28 (196).- июль.- 1999.
  132. А.Ю. Задачи совершенствования системы методов обучения русскому языку: (сб. статей). Пособие для учителей / Сост. А. Ю. Купалова. -М.: Просвещение, 1981.
  133. Е.А. О принципе преемственности при изучении словообразования в школе // Русский язык в школе. 1986. — № 6. —с. 12 -15.
  134. Е. Деривация лексическая и деривация синтаксическая. // В кн.: Е.Курилович. Очерки по лингвистике. М., 1962.
  135. Система обучения сочинениям в V VIII классах. / Под редакцией Т. А. Ладыженской. М., 1967.
  136. Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. М.: Педагогика. 1975.
  137. Т. А. Баранов М.Т., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Тро-стенцова Л.А. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., 1992.
  138. Л.А. Уроки русского языка в 6 классе. М.: Просвещение, 1979.
  139. К.А. О словообразовании и его отношении к грамматике // Вопросы истории и теории языка. М., 1952.
  140. А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. М.: Изд-во МГУ, 1967, с. 56 -66.
  141. А.А. Психофизиологические механизмы речи // Общее языкознание, М., 1970.
  142. А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965.
  143. А.А. Смысл как психологическое понятие // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М.: Изд-во МГУ, 1969. — с. 56 -66.
  144. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука. 1969.
  145. Н.И. О детской речи и науке психолингвистике // «Русский язык" — Приложение к газете «Первое сентября». № 31 (199).- август -1999.
  146. Н.И. Детская речь как предмет лингвистики. // Вестник Московского университета. Сер. Филология. 1997. № 6. — с. 124 -127.
  147. А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 2., М., 1965.
  148. И .Я. Система методов обучения (дидактический аспект) // Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей/ Сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение. 1981.-е. 14 -27.
  149. P.M. Простите, а как же словообразование? (Ещё раз об учебнике В.В. Бабайцевой) // «Русский язык"-Приложение к газете «Первое сентября». — 1998.-февраль.- № 6 (126) — с. 4 -13.
  150. А.Ф. Трудные вопросы методики пунктуации. М.: Просвещение, 1975.
  151. В.В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания. М., 1977.
  152. В.В., Улуханов И. С. Словообразовательный тип и способы словообразования. Русский язык в национальной школе. — 1969. — № 6.
  153. В.В., Милославский И. Г., Шелянин М. А. Современный русский язык. Теоретический курс. М., 1989.
  154. В.В. О двух этапах морфемного членения слова. //В сб.: Развитие современного русского языка. М., 1975.
  155. В.К., Федоренко Л. П. Родной язык. Пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. М.: Просвещение, 1970.
  156. А.Ф. В поисках смысла. М., 1985.
  157. В.Н. Подготовительные занятия по составу слова при изучении фонетики. //Русский язык в школе. 1963. — № 4.
  158. В.Н. О словообразовательной работе при изучении имени прилагательного // Русский язык в школе. 1972. — № 6.
  159. А.Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения // В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка. Т. II, М., 1958.
  160. А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов ребёнка. М., 1956.
  161. М.Р. Правописание в начальных классах. М., 1993.
  162. М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. М.: Просвещение, 1975.
  163. М.Р. Словарь справочник по методике русского языка. М.: Просвещение. 1988.
  164. М.Р. Тенденции развития речи учащихся. М., 1978.
  165. М.Р. Методы развития речи учащихся. //Русский язык в школе. 1985 -№ 4-с. 42 -47.
  166. М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя. 2-е изд., М.: Просвещение, 1985.
  167. М.Р. Правописание в начальных классах: Пособие для учителя. 2-е изд., М., 1990.
  168. М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1987.
  169. С.И. Смысловой анализ как средство воспитания интереса к урокам русского языка // Русский язык в школе. 1984. — № 2.
  170. С.И. Работа с однокоренными словами в V VI классах // Русский язык в школе. — 1986. — № 4. — с. 38 — 42.
  171. С.И. Работа с однокоренными словами в IV классе // Русский язык в школе. 1986. — № 1. — с.47 -51.
  172. С.И. Разбор слова по составу при обучении русскому языку. // Русский язык в школе. 1985. — № 3.- с. 24 -29.
  173. С.И. Словообразование в V классе: I полугодие//Русский язык в школе. 1991.-№ 5.
  174. С.И. Словообразование в V классе: II полугодие // Русский язык в школе. 1992.-№ 1.-е. 9−15.
  175. С.И. Многоаспектный анализ слов на основе словообразовательной модели: (в школе) // Русский язык в школе. 1996. — № 3. -с. 8 -14.
  176. С.И. Словообразовательная модель как объект анализа на уроках русского языка // Русский язык в школе. 1993. — № 3. — с. 10−16.
  177. С.И. Развитие языковой догадки на основе анализа словообразовательных моделей слов. // Русский язык в школе.-1994.- № 3.-С.42 — 47.
  178. С.И. Активизация морфемного канала восприятия слова при обучении морфемике и словообразованию // Русская словесность. 1995. -№ 3.ч. 29−35.
  179. А.Г., Зиньковская В. Е. О некоторых трудных случаях словообразовательной характеристики производных слов. // Русский язык в школе. 1984. -№ 4.-с. 84−93.
  180. В.Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  181. В.И. Точность и выразительность слова. JL: Просвещение, 1968.
  182. В.И. К тайнам словообразования. Книга для внеклассного чтения (VIII X классы). М.: Просвещение, 1980.
  183. В.И. Суффиксальное словообразование существительных в русском языке. JL, 1975.
  184. Л.Ю. Понятие языковой системы в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе. 1994. — № 4.
  185. В.Н., Николаев Г. А. Некоторые вопросы теории русского словообразования. // В кн.: Именное словообразование русского языка. Казань, 1976.
  186. Л.Л. Виды работ по определению словообразовательного значения. // Русский язык в школе. 1978. — № 5.
  187. . Словарь лингвистических терминов. М., 1960.
  188. В.В. Изучение сравнительной эффективности методов обучения (1980) // В кн.: Проблемы методов обучения. М., 1980.
  189. И.Г. О регулярном приращении значения при словообразовании // Вопросы языкознания. —1975. № 6.
  190. А.В. Правописание: методы и способы изучения. М., 1935.
  191. Моделирование в философии. М.-Л., 1966.
  192. Морфемика. Принципы и методы системного описания / Под ред. Герда А. С. и Бондарко А. В. Л., 1987.
  193. В. Как готовиться к урокам объяснительного чтения. // Родной язык в школе. 1916 — 1917.
  194. .С. Основы стилистики и редактирования. Ростов на — Дону, 1997.
  195. .С. О формировании стилистического мышления школьников // Сб.: «Речь: мышление и обучение». Алма-Ата. 1971.
  196. .С. Человек и текст: основы культуры письменной речи. М.: Книга. 1985.
  197. .С. О точном употреблении слова // Русский язык в школе. -№ 1. — с. 20−24.
  198. В .Я. Текст, подтекст и контекст. // Вопросы языкознания. -1976.-№ 2.
  199. Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку. -М.: Просвещение, 1986.
  200. Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М., 1971.
  201. Г. А. Краткий лингвистический словарь. Ростов- на- Дону. 1976.
  202. В.Н. Основные понятия словообразования в терминах. Краткий словарь справочник. Красноярск, 1985.
  203. В.Н. О диахронии и синхронии в словообразовании // Филологические науки. 1985. — № 5.
  204. В.Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984.
  205. В.Н. Способы словообразования. Горький, 1979.
  206. М.В. Заметки о развитии словообразовательных типов (на примере глаголов с приставкой об-) // Вопросы языкознания. 1995 — № 6. С. 90−95.
  207. Е.И. Предупреждение ошибок в тематических суффиксах глагола // Русский язык в школе. 1975. — № 1.
  208. Е.И. Уроки русского языка в 4 классе. М.: Просвещение, 1975.
  209. Е.И. Русская речь: 5−7 классы. М.: Просвещение, 1998.
  210. Е.И. Система работы по развитию связной речи учащихся. -Ульяновск: Симбирская книга. 1994.
  211. Е.И. Связный текст на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1966.
  212. Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. М.: Просвещение, 2001.
  213. Е.И. Методические рекомендации к урокам развития связной речи в 4 классе. М.: MHO РСФСР, НИИ школ, 1988.
  214. Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. 8-е изд. — М.: Дрофа, 1999.
  215. Н.А. О морфемном и словообразовательном анализе. // Русский язык в школе. 1985. — № 4. — С. 10−16.
  216. И.М. Психолингвистические основы словообразовательного процесса. Автореферат дис. канд. филол. наук. М., 1982.
  217. Образование употребительных слов русского языка. / Под ред. JI.H. За-сориной. М.: Русский язык, 1979.
  218. В.В. Стилистика текста. М., 1980.
  219. С.И. Словарь русского языка. М., 1984.
  220. . Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
  221. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Изд-во Академии медицинских наук СССР, М., 1952.
  222. В.А. Работа над лингвистическими терминами в IV VI классах как средство развития речи учащихся. Рязань, 1987.
  223. Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. // Русский язык в школе. 2000. — № 4. — с. З -11.
  224. Педагогическая энциклопедия. М., 1980.
  225. М.Н. Система русского правописания. Изд. -во Московского университета, 1955.
  226. A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.
  227. A.M. Правописание и грамматика в их взаимоотношениях в школе. //В сб. A.M. Пешковский. Сборник статей. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. Л.-М., 1925, 192 с. с. 32 42.
  228. A.M. Вопрос о вопросах. // В сб. A.M. Пешковский. Сборник статей. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика. Л.-М., 1925, 192 с. стр. 43 75.
  229. С.Н. Словарно орфографическая работа в 6 классе // Русский язык в школе. — 1993. — № 5. — стр. 21−26.
  230. Н.А. О понятии «богатство речи» // Русский язык в школе. № 3.- 1987.-с. 32−37.
  231. Н.А. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка. M.-JL: Просвещение, 1964.
  232. Н.А. Всесторонний анализ слова // Русский язык в школе. -1976.-№ 4.
  233. Н.С. Методика преподавания русского языка. 2-е изд. М.: Учпедгиз. 1952.
  234. А.В. Русский язык Учебник для 2-го класса трёхлетней начальной школы. М., 1996.
  235. М.И. Грамматические элементы в речи ребёнка преддошколь-ного возраста // Вопросы психологии. 1958. № 3, № 4.
  236. М.И. к вопросу об овладении грамматическими элементами языка детьми преддошкольного возраста. Автореф. дис. канд псих. наук. М., 1956.
  237. А.А. Из записок по русской грамматике. // В кн.: история языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. М., 1960, ч.1.
  238. З.А., Розенталь Д. Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: пособие для учителя. М.: Просвещение. 1987.
  239. З.А. Школьный словообразовательный словарь. М., 1964.
  240. З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987.
  241. З.А. Современное русское словообразование М., 1970.
  242. Г. И. Развитие речи учащихся.-М.:Высшая школа, 1985.
  243. Программы средней общеобразовательной школы на 1986 / 87 учебный год: Русский язык. М.: Просвещение, 1986.
  244. Е.Н. Стилистика частей речи. М., 1969.
  245. Психолингвистические основы теории словообразования. Л., 1985.
  246. Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы.
  247. Т.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы.
  248. А.А. О членимости слова // В сб.: Развитие современного русского языка. М., 1975.
  249. А.А. Мысли о терминологии // Современные проблемы русской терминологии. М.: Наука. 1986.
  250. Родари Джанни. Грамматика фантазии- сказки по телефону / Пер. с итал. Алма-Ата, 1982.
  251. Д.Э., Голуб И. Б. Занимательная стилистика. М., 1988.
  252. Д.Э., Теленкова М. А. Словарь справочник лингвистических терминов. М., 1985.
  253. Роль словообразовательных умений в реализации основной цели обучения (русский язык) // Вечерняя средняя школа. 1988. — № 3, — с. 56 -59.
  254. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. -М.: Просвещение. 1989.
  255. М.В., Русаков А. Ю. К вопросу о роли морфем в речевой деятельности // Лингвистические исследования 1983 г. Функциональный анализ языковых единиц. М., 1983.
  256. Русская грамматика. Ред. коллегия: Н. Ю. Шведова и др. М.: Наука, М., 1980.
  257. Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. М., 1998.
  258. М.А. Введение в стилистику. М., 1937.
  259. М.А. Изучение родного языка (заметки и задачи). /Выпуск 1, — Минск: Гос. изд-во Белоруссии, 1921.
  260. Сабанская Петрова Т. В. Изучение морфемного состава в школе // Русский язык в школе. — 1965. — № 4.
  261. JI.B. Словообразование в речевой деятельности. Дис.докт. филол. наук. JL, 1979.
  262. JI.B. Психолингвистические аспекты теории словообразования. Д., 1985.
  263. JI.B. Структура слова-универба и контекст // Словообразование и семантико-стилистические процессы в языке. Пермь. 1977.
  264. JI.B. Словообразование как синтаксический процесс // Проблемы структуры слова и предложения. Пермь, 1974.
  265. Л.Г. Заметки по русскому словообразованию. // Русский язык в школе. 1964. — № 4.
  266. Л.Г. Изучение русского словообразования в советскую эпоху // Русский язык в школе. 1967. — № 4.
  267. Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования (Сб. статей) / отв. ред. А. А. Леонтьев. М., 1971.
  268. Семантические вопросы словообразования производящее слово. Под ред. М. Н. Янценецкой. Томск, 1991.
  269. Н.Я. Лингвистические термины и изучение их в школе // Исследования по лексике и фразеологии русского языка и методике их изучения. Саратов, 1965.
  270. Н.П. Освоение ребёнком дошкольником элементов грамматического строя.//В кн.: Психология. — 1957.- 185.
  271. Н.П. К вопросу об овладении детьми преддошкольни-ками элементами грамматического строя языка. Дис. .канд. псих. наук. Л., 1953.
  272. Система обучения сочинениям в 4 -8 классах / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1973.
  273. Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. М., 1984.
  274. Словарь русского языка в 4-х томах. М.: АН СССР, 1985.
  275. Словообразование. Стилистика. Текст: номинативные средства в текстах разных функциональных стилей. Казань, 1990.
  276. Словообразование и структура слов в русском языке. (Сб. научных трудов) Ташкент, 1980.
  277. Н.А. О типах терминов (на примере грамматики) // Вопросы языкознания. -1983. -№ 3. с. 21 -29.
  278. Г. Я. Стилистика текста. М.: Флинта Наука. 1997.
  279. В.М. Язык как системно структурное образование. — 2-е изд. М.: Наука. 1978.
  280. Г. Путешествие в страну грамматика // «Учительская газета», 1978, 7 января.
  281. Ф.А. Некоторые вопросы овладения грамматическим строем языка в свете физиологического учения И.П. Павлова // Советская педагогика.-1951.-№ 3 7.
  282. Ф.А. Начальные этапы овладения ребёнком грамматическим строем языка. Дис.. канд. псих. наук. М., 1955.
  283. Ф.А., Тамбовцева А. Г. Шахнарович A.M. К проблеме онтогенеза правил словообразования // Психолингвистические исследования. М., 1978.
  284. И.И. Об изучении родного языка и особенно в детском возрасте. // В кн.: Срезневский И. И. Русское слово. Избр. труды. /Составитель Кондратов Н. А. М.: Просвещение, 1986.
  285. О.И. О семантической структуре терминов // Филологические науки. 1976. — № 6.
  286. Л.Ф. Об изучении состава слова по учебному комплексу : V класс // Русский язык в школе. 1994. — № 1.- с. 27 — 34.
  287. А.Г. Генезис словообразования на синтаксической основе в дошкольном возрасте // Психолингвистические исследования развития речи и обучения второму языку. М., 1980.
  288. А.Г. О дифференцированном подходе к детскому словотворчеству и словообразованию // Проблемы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. Пермь, 1978.
  289. А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. Дис.. канд. пед. наук. М., 1983.
  290. Теоретические проблемы советского языкознания // Сб. статей. Отв. ред. Ф. П. Филин. М., 1968.
  291. Тер Минасова Г. С. К проблеме детской речи. // Вопросы языкознания, 1969.-№ 4-с. 107−112.
  292. К.А. О работе по составу слова в 7 8 классах. // Русский язык в школе. — 1968. — № 5.
  293. Д.И. Опыт плана. М., 1909.
  294. А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х томах М., 1985.
  295. А.Н. Школьный словообразовательный словарь. М. 1978.
  296. А.Н. Проблемы составления гнездового словообразовательного словаря русского языка. Самарканд, 1981.
  297. А.Н. Членимость и производность слова // Актуальные проблемы русского словообразования. Ташкент, 1976.
  298. Н.А. Словообразовательная цепочка как единица словообразовательной системы языка.// Русский язык в школе. 1986. — № 2. — с.78 -82.
  299. А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.
  300. И.С. Очерк русского словообразования для поляков // Русский язык в школе. 1993. — № 3. -с. 105- 107.
  301. И.С. Словообразовательная семантика в русском языке. М. 1977.
  302. И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 1996.
  303. И.С. Смысл и значение в словообразовании и лексике // Русский язык в школе. 1992. — № 2.
  304. Н.А. Эволюция мировоззрений в связи с учением Дарвина. Предисловие к кн.: К. Штерне. Эволюция мира. Т. 1. М., 1911.
  305. Д.Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. М.: Изд-во ГИЗ, 1998 .
  306. Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии. 1970.- № 6.
  307. К.Д. О первоначальном преподавании русского языка (1864) // В кн.: Ушинский К. Д. Собрание сочинений. M.-JL, 1949. — т.5. — с. 349 -353.
  308. К.Д. Педагогическая антропология // К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения. Том 5. М., 1990.
  309. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах, 1954. Т. 2.
  310. К.Д. Родное слово: Книга для учащих // К. Д. Ушинский. Собрание сочинений. Том 6. М.- JL: изд-во АПН, 1949.
  311. К.Д. Собрание сочинений. Том 7. М.: изд — во АПН РСФСР, 1949.
  312. Н.В. Опыт экспериментального исследования и развития словесного значения. // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983.
  313. Л.П. О структуре речевых навыков // Русский язык в школе. 1972. — № 2. — с.12 -17.
  314. Л.П. Изучение словообразования прилагательных в 5 классе. // Русский язык в школе. 1969. — № 5.
  315. Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984.
  316. Э.А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа. Автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1981.
  317. Л.П. Опыт и теория обучения русскому языку. // Русский язык в школе. 1977. — № 6.
  318. Л.П. О теории методики русского языка // Русский язык в школе. 1974.- № 2. — с. 12 — 15.
  319. Л.П. Изучение словообразования в 5 классе. // Русский язык в школе. 1969. — № 1.
  320. Ф.Ф. Избранные труды в 2-х томах. Т. 1. М. 1956.
  321. В. Проблемы исследования детской речи. // Дошкольное воспитание. 1985. — № 6.
  322. Э.П. О методике изучения раздела «Морфемика. Словообразование» в курсе современного русского языка. // Русский язык в школе. 1984. -№ 4. — с. 110−113.
  323. Л.А. О коммуникативной направленности в преподавании лингвистических дисциплин // Русский язык в школе. 1995. — № 1.
  324. С.Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способ их классификации // Русский 1984. — № 2.
  325. Г. П. Состав слова и словообразование в русском языке. Киев. 1978.
  326. Г. А., Шахнарович A.M. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. М., 1976.
  327. Г. А. Лингвистические и психолингвистические исследования словообразования. Автореферат дис.. канд. филол. наук. М., 1981.
  328. Т.В. Устное словесное рисование. // Эстетическое воспитание в средней школе. Л., 1962.
  329. К.И. От 2 до 5. М., 1956.
  330. А.А. Синтаксис русского языка./ Редакция и комментарии Е. С. Истриной. Л., 1941.
  331. Н.М. Разбор слова по составу. // Русский язык в школе. -1968.-№ 3.
  332. Н.М., Быстрова Е. А. Методика преподавания русского языка в современных условиях // Русский язык в национальной школе. № 1. — с. 3−10.
  333. Н.М. О принципах словообразовательного анализа в школе. // Русский язык в национальной школе. 1958. — № 4. -с. 7 — 14.
  334. Н.М. О производной и непроизводной основе // Русский язык в школе. 1952. — № 4. — с. 10 — 18.
  335. Н.М. Разбор слова по составу. // Русский язык в школе. -1968.-№ 3.-с.9−17.
  336. Н.М. Эвристические задачи по морфемике и словообразованию // Русский язык в школе. 1993. — № 6- 1994. — № 1.
  337. Н.М. Основы словообразовательного анализа. М., 1953.
  338. Н.М. Очерки по русскому словообразованию. М., 1963.
  339. A.M. Некоторые психолингвистические закономерности развития речи.// В кн.: Сб. научных трудов. Ярославль, 1975.
  340. A.M. К проблеме психолингвистического анализа детской речи// Дис.. канд. филол. наук. М., 1974.
  341. A.M. Мотивированность языкового знака в онтогенезе речевой деятельности. // Общая и прикладная психолингвистика. М. 1973.
  342. A.M., Лебединский В. В. К проблеме развития речи в онтогенезе //Проблемы психолингвистики. М., 1975.
  343. A.M. Онтогенез мыслеречедеятельности: семантика и текст (о детской речи) // Филологические науки. 1998. — № 1. — с. 56 — 64.
  344. A.M. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // В кн.: Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.
  345. A.M., Юрьева A.M. Особенности образования производных слов в детской речи. // Теоретические аспекты деривации. Пермь, 1982.
  346. С.Д. Об определении лингвистических терминов (опыт типологии и интерпретации) // Вопросы языкознания. 1990. -№ 3.С.21−31.
  347. В.П. Статьи по методике начального преподавания русского языка. М., 1914.
  348. В.П. Об орфографии вообще и о письме под диктовку, как упражнении элементарном, в особенности. М., 1897.
  349. Г. А. Словообразовательные типы на уроках русского языка. // Русский язык в национальной школе. 1990. — № 7. — с. 21 -25.
  350. Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность. -Л.: Наука, 1974.-е. 24−39.
  351. Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка // Русская словесность. -2000. -№ 5.- с. 16−19.
  352. А.А. Работа над значением морфемы в IV V классах // В кн.: Урок русского языка на современном этапе /Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителей./ Сост. Л. А. Тростенцова, М. М. Разумовская. М.: Просвещение. — 1978.
  353. А.Л. О некоторых вопросах словообразования в школьном учебнике и пособии «Русский язык» // Русский язык в школе. 1990. — № 5.-е. 80−89.
  354. Элементарный курс грамматики для городских и двуклассных школ // Составил Д. Тихомиров. 10-е издание, М., 1882.
  355. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
  356. Д.Б. Психологическое исследование усвоения знаний в начальной школе. // Советская педагогика. 1961. — № 9. — с. 22 — 32.
  357. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  358. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. 2-е издание / Главный редактор М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта +, 1999.
Заполнить форму текущей работой