Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предупреждение недостатков трудового воспитания подростков в семье

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время усилилось внимание к исследованию проблем семейного воспитания. Раскрываются пути совместной работы школы и семьи в воспитании школьников Ш. В. Гребенников, А. М. Низова, А. Г. Хрипкова и др.), рассматриваются также особенности трудового воспитания в семье с учетом возраста: младшие школьники (В.Г.Курова, С. Р. Рыкзынов, В. Г. Яковлев и др.), подростки (М.Э.Боцмано-ва, Т. В… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА I.I. Социально-педагогические предпосылки трудового воспитания подростков в семье. 15

1.2. Сущность и особенности недостатков трудового воспитания младших подростков в семье. 31

1.3. Характеристика трудового воспитания подростков в семье. 52

Глава 2. ПУТИ И УСЛОВИЯ ПРЕдаРЕЖДЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ

2.1. Дифференцированная работа классного руководителя с родителями. 78

2.2. Совместная работа классного руководителя и родителей по предупреждению недостатков трудового воспитания в семье .95

2.3. Методика исправления недостатков в трудовом воспитании подростков в семье. 120

Предупреждение недостатков трудового воспитания подростков в семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рост материального и духовного потенциала нашей страны создал широкие возможности для дальнейшего развития семьи как воспитательного коллектива, достижения оптимальных результатов в подготовке подрастающего поколения к жизни и труду, для эффективной совместной деятельности педагогов и родителей.

В решениях ХХУ1 съезда КПСС, «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» предусмотрены меры по упрочению советской семьи. Этим подчеркивается ее социальная сущность, заинтересованность общества в ее дальнейшем совершенствовании. Одновременно указывается на необходимость улучшения подготовки подрастающего поколения к общественно полезному труду совместными усилиями школы и семьи. В связи с этим на современном этапе возрастает ответственность родителей за воспитание детей, что отражено в 66-ой статье Конституции СССР:" Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами. социалистического общества" (17, 12). В гармоническом единстве с системой общественного воспитания советская семья формирует социально активных, идейно убежденных, трудолюбивых членов социалистического общества. «Основы характера, исходные жизненные установки — все это закладывается в семье. И не жди добра, если школа внушает одно, а семья — другое» — указывал на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко (19).

Семья непосредственно оказывает влияние на формирование личности уже тем, что является ячейкой общества, преломляет через себя все социальные процессы и явления. Советская семья, возникшая в результате социалистических преобразований социально-политического строя, экономики, культуры, является воплощением высших ценностей коммунистического гуманизма, взаимного уважения и взаимопомощи мужчин и женщин, старшего и младшего поколений, выступает как воспитательный коллектив, как сфера приложения ребенком своих сил и способностей. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» указывается: «Родители призваны. воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к порядку, дисциплине, соблюдению норм жизни нашего общества.» (13, 55).

В истории педагогической мысли семья всегда рассматривалась как основной источник приобщения ребенка к миру взрослых, как ячейка, в которой ребенок познает азбуку общения, отношений, учится культуре поведения, овладевает опытом трудовой деятельности (Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др.).

Образ жизни ребенка в семье создает социально ценный жизненный опыт, используемый затем школой в процессе его воспитания и развития. С этих позиций семья выступает как зона ближайшего социального окружения, через которую преломляются все другие воспитательные влияния общества, его организаций и учреждений.

Н.К.Крупская считала основой семейного воспитания личный пример родителей, который оказывает положительное влияние на детей: «Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребенка» (92,112).

Большое значение придавал семье А. С. Макаренко, полагая, что без ее здорового и правильного влияния искажается и задерживается духовное развитие ребенка: «Семья становится естественной первичной ячейкой общества, тем местом, где реализуется прелесть человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где растут и живут дети — главная радость жизни» (110,13). Эту мысль развивал В.А.СухомлинскиЙ, который подчеркивал особую роль семьи в общем нравственном становлении детей. Особое внимание он уделял культуре отношений родителей с подростками, ибо испорченные отношения неизбежно вызывают конфликтное состоящие психики, усиливающее восприимчивость детей к отрицательному. «Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло — эгоизм, индивидуализм родителей» (162, 25).

В современной советской педагогике вопросы трудового воспитания в семье находятся в центре внимания в связи с изучением различных аспектов подготовки детей к жизни. В исследованиях советских социологов И. С. Кона, А. Г. Харчева, В. Н. Шубкина, психологов Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, В. А. Крутецкого, К. К. Платонова и других определены функции семьи в воспитании личности. В частности, Б. Г. Ананьев подчеркивает, что в семье осуществляется первичная социализация ребенка, овладение опытом социальной жизни. В ранний период развития ребенок включается в различные формы жизнедеятельности, которые потом в развернутом и усложненном виде встречаются ему в общественной жизни.

Ученые выделяют ряд факторов семейного воспитания, которые оказывают решающее значение на предупреждение негативного отношения к труду и обусловливают уважение к людям труда. Одним из них является личный пример родителей как тружеников, определяющий в итоге и отношение детей к труду. Если родители используют труд только как средство удовлетворения своих материальных потребностей, то и у детей вырабатываются потребительские позиции в отношении к труду. Добросовестное творческое отношение взрослых к труду, их умение организовать трудовые дела в семье положительно влияют на трудовое воспитание школьников (Л.П.Буева, Л. М. Николаева, И. А. Печерникова и др.) — эгоистические мотивы труда некоторых родителей затрудняют формирование у подростков готовности к общественно полезному труду на общую пользу (А.Г.Демина, А. М. Леушина, А. А. Лысаков и др.).

Трудовое воспитание в семье находится в органической связи с трудовым воспитанием в школе. Разрыв между школьным и семейным воспитанием неизбежно разрушает целостность трудового становления личности, обостряет противоречия между трудовыми обязанностями и возможностью их качественно выполнять, между планами, намерениями в трудовых делах и результатами проделанной работы (Е.А.Климов, В. Д. Мухин, Е.Я.Пастух).

Особое значение в трудовом воспитании приобретает дифференцированный подход к учащимся. Он является необходимым элементом подготовки к семейной жизни и труду, обусловлен новой позицией подростков в связи с развивающимся чувством взрослости и половыми особенностями (В.И.Барская, Л. Я. Верб, Н. С. Верещагина, Е.Ф.Иль-яная, П. Ф. Постолатьев и др.).

Ряд исследований (Л.В.Ботякова, В. Г. Бочарова, Р. М. Капралова, А. Е. Точин и др.) посвящен роли семьи в подготовке школьников к обоснованному выбору профессии и подготовке молодежи к семейной жизни.

В настоящее время усилилось внимание к исследованию проблем семейного воспитания. Раскрываются пути совместной работы школы и семьи в воспитании школьников Ш. В. Гребенников, А. М. Низова, А. Г. Хрипкова и др.), рассматриваются также особенности трудового воспитания в семье с учетом возраста: младшие школьники (В.Г.Курова, С. Р. Рыкзынов, В. Г. Яковлев и др.), подростки (М.Э.Боцмано-ва, Т. В. Драгунова, А. В. Захарова, А. П. Краковский, Е. А. Сидорчук и др.), старшеклассники (А.М.Бардиан, В. И. Бородин, Ю. К. Васильев, М. А. Вильпишаускене и др.). Названными авторами выявлено, что отношение ребенка к труду в любом возрастном периоде определяется стилем, содержанием и направленностью семейной жизни, а также единством педагогических действий школы, семьи и общественности. Слабая действенность указанных факторов или их отсутствие не только не способствуют формированию нравственного отношения к труду, но и вызывает отрицательное.

Однако в работах указанных авторов типичные недостатки трудового воспитания в семье не исследовались. В той или иной степени они касаются сложностей, трудностей и ошибок трудового воспитания, указывая на их объективный характер. Но при этом понятия «трудности», «ошибки» и «недостатки» трактуются как рядопо-ложеные без учета причинно-следственных связей.

В настоящем исследовании и обращено внимание на дефиниции данных понятий, что имеет особое значение для выявления сущности недостатков трудового воспитания. В свою очередь понимание их сущности позволит своевременно предупредить или устранить недостатки в момент возникновения. В науке такая предупредительная работа называется педагогической профилактикой.

Профилактика означает предупреждение каких-либо негативных явлений или процессов. Она включает систему мер по усилению положительного формирования ребенка и ослаблению отрицательных воздействий на него, предупреждению неправильного развития духовного мира, предотвращению распространения негативных установок, выработке сопротивляемости отрицательным влияниям, умения бороться с ними.

В науке понятие «педагогическая профилактика» также часто связывают с понятием «перевоспитание» ." В повседневной воспитательной работе педагог нередко сталкивается со случаями, когда в поведении отдельных учащихся обнаруживаются заметные отклонения. Однако обычно они еще не имеют устойчивого характера, не закрепились в привычку, не выражают определенной черты личности. Поэтому они легче поддаются торможению, исправлению, и корректирующие воздействия педагога в этих случаях выступают как естественно необходимые элементы обычной воспитательной работы" (125, 369).

Эта предупредительная, корректирующая работа педагогов и родителей с детьми, имеющими отставание в формировании положительного отношения к труду, направлена на своевременное торможение первичных проявлений лености, пассивности, недобросовестности и связана с многосторонним характером трудового развития личности. Если в какой-то области возникает педагогическая запущенность, проявляющаяся в стойких отрицательных качествах или личностных недостатках.(безответственное отношение к труду, недисциплинированность, неорганизованность), то в этом случае педагогическая профилактика неизбежно включает в себя элементы перевоспитания. Но так или иначе вся предупредительная работа осуществляется в рамках общей воспитательной работы с детьми и предполагает интенсивное формирование положительных качеств личности.

Общей основой предупреждения недостатков трудового воспитания в семье является процесс оздоровления и улучшения семейных отношений и семейного воспитания, в результате которых формируются социальная направленность ребенка, общественные интересы, потребности и мотивы, накапливается социально ценный практический опыт и интенсивно развиваются трудовые качества личности, умения и навыки.

Несмотря на многочисленные исследования проблем семейного воспитания, весьма мало специальных работ, непосредственно раскрывающих совместную работу педагогов и родителей по предупреждению недостатков трудового воспитания подростков в семье. Исключение составляет диссертационное исследование И. Ф. Назарова (117), которое направлено на изучение внешних проявлений таких отрицательных качеств, как лень, иждивенчество, но не касается внутренних причин и механизма, обусловливающих эти проявления. В диссертациях Е. А. Сидорчук (149), Л. И. Климашенок (76) анализируются причины недостатков трудового воспитания в семье и лишь намечаются пути их предупреждения.

Близка к нашей проблеме диссертация Ю. И. Юричка (182), где исследовано идейно-нравственное и трудовое воспитание как фактор предупреждения отклонений в поведении подростков. Однако автор изучал влияние фактора на общую воспитанность детей и лишь зафиксировал устойчивое отрицательное отношение к труду у некоторой части учащихся. Среди конкретных исследований по профилактике проявления отдельных отрицательных качеств интерес представляет работа Е. Я. Куклиной (96), в плане установления связи между отношением к труду и проявлением индивидуализма.

Исходя из актуальности проблемы, недостаточной разработанности ее в педагогической науке и практике, мы избрали темой исследования предупреждение недостатков трудового воспитания подростков в семье, которая является составной частью республиканской комплексной проблемы «Воспитание у учащихся общеобразовательных школ готовности к труду в сфере материального производства», разрабатываемой в Минском государственном педагогическом институте имени А. М. Горького.

Цель исследованияопределить сущность, пути и условия предупреждения недостатков трудового воспитания младших подростков в семье.

Объект исследования: трудовое воспитание в семье.

Предмет исследования: процесс предупреждения недостатков трудового воспитания младших подростков в семье.

Рабочая гипотеза: типичные недостатки трудового воспитания обусловлены сложностями и трудностями семейного воспитанияих предупреждение оказывается возможным при следующих условиях:

— если в деятельности школы по повышению педагогического просвещения родителей и коррекции семейного воспитания учитываются тенденции развития современной советской семьи, состояние семейного воспитания в целом, особенности взаимоотношений родителей и детей в конкретной семье, уровень трудовой воспитанности подростков;

— обеспечиваются согласованные позиции школы и семьи в организации трудовой деятельности школьников;

— трудовое воспитание подростков в семье и школе сочетается с самовоспитанием.

Задачи исследования:

1. Изучить сложности и недостатки трудового воспитания в семье;

2. Выявить пути и условия их предупреждения.

3. Разработать и экспериментально проверить методику педагогического руководства предупреждением недостатков трудового воспитания младших подростков в семье.

Методологической основой исследования явились марксистско-ленинское учение о трудовом воспитании подрастающего поколения, решения съездов партии и Пленумов ЦК КПСС, постановления партии и Советского правительства по вопросам коммунистического воспитания, Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, теоретическое наследие классиков советской педагогики.

Для реализации цели и задач исследования применялась комплексная методика, включавшая в себя теоретический анализ литературы и обобщение передового педагогического опыта работы школы с семьей, педагогический эксперимент, наблюдение за выполнением конкретной программы трудового воспитания в семье, социологические методы (анкетирование, беседы, интервью), статистические методы обработки результатов эксперимента.

Ведущим методом исследования был эксперимент по разработке и апробации специальной программы трудового воспитания в семье на основе обобщения передового педагогического опыта. Для этого была составлена модель процесса предупреждения и преодоления отрицательного отношения к труду и определены основные объекты трудовой деятельности школьников. На основе экспериментальной проверки создана единая комплексная методика трудового воспитания в семье, которая изложена в методических рекомендациях" Пре-одоление недостатков трудового воспитания в семье" .

Исследование проводилось в три этапа. На первом -(I979-I98I) изучалась философская, социологическая, психологическая и педагогическая литература по теме. Проводились констатирующий эксперимент по выявлению типичных трудностей воспитания младших подростков в семье, групповые и индивидуальные беседы с родителями, учителями, учащимися.

На втором этапе (I98I-I983) ведущим методом исследования был формирующий эксперимент по организации совместной работы школы и семьи, направленный на предупреждение недостатков трудового воспитания в семье. Обследованием было охвачено 423 семьи, 1017 учащихся 1У-У1 классов средних общеобразовательных школ г. Минска. Экспериментальная проверка позволила разработать научно-обоснованные рекомендации по предупреждению недостатков трудового воспитания в семье.

На третьем этапе (1983;1984) осуществлялось внедрение методических рекомендаций, проводилось ознакомление педагогических коллективов школ с результатами и выводами исследования, обобщались полученные результаты, формулировались выводы.

На защиту выносятся следующие основные положения:

— недостатки в трудовом воспитании подростков в семье являются концентрированным выражением неразрешенных сложностей и трудностей семейного воспитания или допущенных родителями педагогических ошибок. Недостатки в трудовой воспитанности подростков зависят от характера семейных отношений, трудностей и сложностей семейного воспитания;

— направления предупредительной работы определяются уровнем воспитанности подростков и особенностями семейного воспитанияведущими направлениями являются повышение педагогической культуры родителей и привлечение их к воспитательной работе в школе;

— условия предупреждения недостатков трудового воспитания подростков в семье: создание благоприятных предпосылок для воспитания подростковнакопление школьниками опыта трудовой деятельностивоспитание положительных качеств личности, обеспечивающих ответственное отношение к трудукоррекция неправильных взглядов и установок на основе положительного самоутверждения и самовыражения школьника в различных видах деятельности;

— совершенствование содержания и организации трудового воспитания в семье и школе — условие изменения отношения подростка к труду, перехода его к самовоспитанию.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— выявлены зависимости между особенностями семейного воспитания и показателями трудовой воспитанности младших подростков;

— дана характеристика типичных недостатков трудового воспитания младших подростков в семье и определена специфика работы школы с семьей в зависимости от характера допущенных ошибок;

— определены основные пути и условия предупреждения недостатков трудового воспитания в семье.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методики предупреждения недостатков трудового воспитания в семье, включающей программу педагогического просвещения родителей и рекомендации по коррекции трудового воспитания с учетом допущенных семьей ошибок.

Внедрение результатов исследованияметодические рекомендации «Преодоление недостатков трудового воспитания в семье» применяются в средних общеобразовательных школах №№ 71,116,125,127 г. Минска.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на республиканских научно-практических конференциях по проблеме воспитания у учащихся общеобразовательных школ готовности к труду в сфере материального производства" (Минск, 1980, 1982, 1984), Всесоюзной школе молодых ученых и специалистов (Ростов Великий, 1982), республиканском методологическом семинаре «Трудовое воспитание в процессе обучения» (Минск, 1983), научно-практической конференции для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании детей» (Минск, 1983), городских педагогических чтениях (Минск, 1984), научно-практической конференции молодых ученых (Минск, 1984), на научных сессиях профессорско-преподавательского состава Минского пединститута им. А. М. Горького (1982;1984), лекциях для родителей, семинарах, совещаниях учителей при республиканском и городском институтах усовершенствования, в публикациях.

Выводы по главе 2.

Предупреждение недостатков трудового воспитания в семье — процесс сложный и противоречивый. Поскольку семья не всегда может собственными усилиями преодолеть возникшие трудности, она нуждается в помощи школы. Настоящее исследование ставило целью именно выявление сущности, путей и условий предупреждения недостатков трудового воспитания в семье.

Главным общим условием совместной деятельности школы и семьи оказываются единые педагогические позиции, которые в аспекте нашего исследования формируются в нескольких направлениях: диагностика семьи и трудностей семейного воспитания, выявление сложных вопросов семейной педагогики, включение в систему педагогического просвещения вопросов, касающихся трудностей семейного воспитания и особенностей трудового воспитания подростка в семье, разнообразие форм и методов педагогического просвещения, педагогическая деятельность родителей в школе.

В сущности трудовое воспитание подростков осуществляется на единой научной основе, на достижениях современной педагогики и и психологии. Причем педагогическое просвещение тесно связано с опытом семейного воспитания, взаимными консультациями родителей, обменом мнениями по вопросам семейного воспитания, с системой привлечения родителей к проведению воспитательной работы в школе. Такой подход обеспечивает правильное взаимопонимание родителей и учителей в трудовом воспитании подростка.

Другим важным условием является наличие детского коллектива, который включается в разнообразные виды деятельности. Именно детский коллектив в состоянии компенсировать отдельные недостатки семейного коллектива и существенно изменить трудовую воспитанность подростков.

Третье условие — обеспечение системности и преемственности в учебно-воспитательной работе самой школы (взаимосвязь учения, уроков труда, внеклассных мероприятий с общественно полезным трудом) и связь трудового воспитания в семье и школе.

Разработанная нами педагогическая диагностика позволяет на основании вида допущенных ошибок или типичных отрицательных трудовых качеств личности установить причины, порождающие их. И наоборот: по причинам ошибок можно судить о виде ошибок, которые могут допустить родители в трудовом воспитании детей, а также прогнозировать то отрицательное отношение к труду, которое может возникнуть у школьников.

При изучении ошибок мы брали за основу не только взаимодействие конкретных причин, но и ту сферу жизнедеятельности личности, на которой эти ошибки особенно отрицательно сказываются. Например, отстранение или отчуждение детей от духовной жизни родителей, эгоистическая мотивация труда влияют прежде всего на сферу сознания и самосознания школьников. Несформированный социально ценный жизненный опыт ведет к искажениям в поведении, а наличие этих двух ошибок неизбежно порождает противоречие между сознанием и поведением в процессе труда и трудовых отношений. Недостатки, связанные с отношением к труду и людям труда, отражаются в двух типичных ошибках, которые допускают родители в воспитании ребенка: пренебрежении к физическому, в т. ч. бытовому труду и неумении пользоваться результатами своего и чужого труда. При наличии обеих ошибок возникает противоречие между отношением к себе и другим в деятельности, между отношением к своему и чужому труду, к своим и чужим вещам, имуществу.

Такая педагогическая ошибка, как отсутствие единых педагогических позиций родителей в отношении детей к труду связывает все другие, отягощает их, обусловливает неизбежность формирования у детей отрицательного отношения к труду.

Раскрытая в данной главе педагогическая диагностика построена на одновременном изучении и устранении недостатков семейного воспитания, на взаимосвязи изучения ребенка учителями и родителями, на переходе изучения в самопознание, формирование на этой основе объективной самооценки родителей и их детей.

Установлено, что единство действий семьи и школы в предупреждении недостатков трудового воспитания подростков предполагает: во-первых, наличие согласованных педагогических позиций учителей, родителей, детского коллектива. Это требует единой тематики родительского всеобуча и нравственно-психологического просвещения школьников. Пока же в школьной практике родителей знакомят с одними вопросами, детей с другими, учителя обсуждают на педсоветах совсем иные проблемы. Поэтому и неэффективны порой воздействия родителей на ребенка. Возникает неприятие родителями требований учителейневосприимчивость к педагогическим требованиям самих подростков. Во-вторых, крайне важна преемственность в трудовых делах детей в семье и школе. Как показывают данные В. А. Еишкурно, Л. И. Климашенок и других участников республиканского комплексного исследования, трудовые умения и навыки, которые дети получили в школе, лишь на 10−15% используются дома, хотя реально могут быть применены полностью. Разрыв сознания и поведения в трудовом воспитании в этих условиях неизбежен. В третьих, необходима взаимосвязь методов воспитания, перевоспитания и самовоспитания. Нами апробированы комплексные методы семейного воспитания, позволяющие самим родителям исправлять допущенные недостатки и ошибки в трудовом воспитании подростков.

Установлено соотношение между направлениями работы классного руководителя и методикой предупреждения родителями типичных недостатков в трудовом воспитании. Так, при наличии эгоистической мотивации трудовой деятельности ведущим направлением работы является формирование общественного мнения в классном коллективе, а в семье — рациональное, методически грамотное использование метода переубеждения.

При несформированном трудовом опыте решающее значение имеет работа классного руководителя по включению подростков в разнообразные виды деятельности, а в семье — применение метода переучивания и перестройки поведения: переключение с интересных дел на менее интересные, но необходимые семье, самотренировки, самоупражнения в тех видах труда, где подросток испытывает постоянные неудачи, совместные с родителями трудовые дела.

Ведущим направлением деятельности классного руководителя при неправильном отношении к труду или его результатам является организация самопознания подростков, формирование объективной самооценки личностных качеств, в семье — применение методов стимуляции деятельности: поощрения, наказания, включения в деятельность с предпочитаемыми людьми, в соревнование с другими членами семьи.

При отсутствии взаимопонимания между родителями и детьми важна индивидуальная работа классного руководителя с семьей и подростком, а воемье целесообразно использовать метод усиления родительского авторитета.

В результате этого связываются воедино цель, содержание, направления, формы и методы исправления недостатков и ошибок трудового воспитания в семье. Такая система работы школы и семьи органически включается в целостный учебно-воспитательный процесс школы, не требуя дополнительных усилий, а только целенаправленности, коррекции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Семья выполняет свои функции по подготовке школьников к труду в органическом единстве со школой и трудовыми коллективами, что законодательно отражено в реформе общеобразовательной и профессиональной школы.

Школа обязана подготовить подрастающее поколение к труду в условиях современного производства, вооружить учащихся знаниями основ наук, их применением в различных отраслях народного хозяйства. Политехническая подготовка школьников, вооружение их кон-структорско-техническими знаниями — ведущие функции школы.

В соответствии с положениями реформы общеобразовательной школы и семья и школа ответственны за решение следующих задач: привитие детям любви к труду и уважения к людям труда, побуждение школьников к сознательному выбору профессии, забота об охране природы, воспитание у детей бережного отношения к имуществу, соблюдение норм и требований гигиены и охраны здоровья в различных видах трудовой деятельности.

Непосредственно на самих родителей возложена обязанность организации труда детей в семье, вовлечение их в работу производственных коллективов, совместный труд родителей и детей по благоустройству микрорайона.

Все это подчеркивает возрастание роли семьи в трудовом воспитании детей.

Однако анализ семейного воспитания показывает, что зачастую родители не подготовлены к выполнению своих педагогических обязанностей.

Нами обнаружено, что основные недостатки в современной семейной педагогике связаны с интенсивным развитием межличностных отношений в самой семье, изменением характера этих отношений. Причем не каждая семья воспитывает ребенка правильно в силу самых различных причин. Их анализ в диссертации показывает, что иногда невоспитанность родителей ¦'.прямым образом сказывается на невоспитанности детей. Но чаще всего педагогические ошибки в трудовом воспитании возникают из-за педагогической неподготовленности родителей. Это явление имеет место, если возникают недостатки в школьном воспитании, если школа не компенсирует слабостей и ошибок семьи. Какими бы ни были недостатки и ошибки в семейном воспитании, они способствуют проявлению трудновоспитуемо-сти лишь в том случае, если школа тоже допускает определенные просчеты.

С учетом сказанного, нами были выработаны критерии для классификации сложностей, недостатков и ошибок с четкой дефиницией их от причин и следствий. Замечено, что неправильная позиция родителей в трудовом воспитании выступает как мотивация оправдания допущенных ошибок в семейном воспитании. Поэтому в предупреждении ошибок ведущая роль принадлежит диагностике и устранению причин, порождающих отрицательное отношение к труду у детей и неверные педагогические позиции у родителей.

В результате исследования получены следующие научные факты.

I. Современной советской семье присущи особенности социального характера, которые так или иначе сказываются на трудовом воспитании детей: изменение структуры современной семьи (малодет-ность) — возрастание занятости родителей общественно-производственными делами и уменьшение реального времени на непосредственное общение с детьмирезкое сокращение бытового трудаперестройка семейных отношений на основе равноправия мужчины и женщиныусложнение требований супругов друг к другумногообразие функций, выполняемых семьей в отношении к детям. В своей совокупности они могут быть рассмотрены как социально-педагогические при> чины, вызывающие определенные трудности и ошибки в воспитании детей. При этом низкая педагогическая культура родителей, отсутствие единых позиций школы и семьи порождают устойчивые недостатки в отношении детей к труду.

В настоящем диссертационном исследовании установлена зависимость между характером семейных отношений, сложностями, трудностями семейного воспитания и недостатками в трудовой воспитанности подростков. Причем, выявлено, что сложности семейного воспитания, непреодоленные родителями с помощью школы, естественно переходят в типичные недостатки трудового воспитания, а последние ведут к отрицательным качествам, вызывающим неправильное отношение школьников к труду.

2. Совпадение недостатков и ошибок трудового воспитания в семье с соответствующими родственными недостатками и ошибками школы порождающих определенные отрицательные явления в поведении и деятельности подростков.

Как показал анализ психолого-педагогических исследований, ошибки трудового воспитания в семье носят комплексный характер. В каждой конкретной ошибке (например, освобождение ребенка от постоянных трудовых обязанностей) проявляются общие ошибки семейного воспитания: преувеличение достоинств сына или дочери и др. Но только тогда, когда школа совершает идентичные ошибки (захваливание эгоистичных детей, выбор их в актив и т. п.) ошибки семейного воспитания отрицательно влияют на духовный мир личности.

Типичные ошибки трудового воспитания в семье и школе взаимосвязаны. К примеру, несоответствие родительских требований уровню развития ребенка вызывает у него недоумение, недовольство, непонимание, а затем и отрицание требований со стороны родителей к себе и своей деятельности. В результате у ребенка формируются своеволие, уход в себя, озлобленность. Если же в школе требования классного руководителя и учителя труда также не соответствуют возможностям ребенка, то это вызывает у него ту же реакцию, что и в первом случае. Подросток уклоняется от выполнения трудовых заданий и поручений, постепенно у него развиваются пассивность, леность, неопытность. Подобные взаимосвязи обнаруживаются между другими ошибками в школьном и семейном воспитании.

3. В исследовании установлено, что предупреждение недостатков трудового воспитания подростков совершается на основе повышения эффективности школьного и семейного воспитания, причем в общих направлениях, где объединяются усилия родителей, педагогов и детского коллектива. Основными путями такой совместной работы выступают :

А. Единство требований к труду подростков в семье и детском коллективе. Причем решающее значение имеет деятельность ученического самоуправления. В детском коллективе общественная оценка адекватна результатам труда, компенсирует сравнительно завышенную или заниженную оценку родителями легких трудовых заданий в семье, результатов учебы. В итоге у школьника формируется самокритичность, вырабатывается правильное отношение к себе, умение соизмерять свои силы в труде, побуждает к самовоспитанию.

Б. Совершенствование педагогического мастерства родителей. В диссертации дается анализ педагогических программ педагогического всеобуча, проанализирован опыт семейного воспитания, предложены темы родительских собраний, семинаров, консультаций, которые позволяют предупредить или исправить допущенные ошибки в трудовой воспитанности подростка. Наиболее эффективной в этом направлении представляется также работа общественных советов по трудовому воспитанию.

В. Одновременное преодоление допущенных ошибок и совершенствование семейного воспитания в целом. Эта работа носит комплексный характер. Наиболее типичной является такая ошибка семейного воспитания, как несоответствие (заниженные или завышенные) требований родителей к трудовым делам подростка, качеству их труда, бессистемность трудовых заданий или их чрезмерная легкость, которая в школе может быть компенсирована в трудовом детском коллективе (трудовые объединения школьников). Одновременно в этом случае семейный коллектив усложняет требования к труду подростка, помогает ему преодолеть сложные задачи. А чаще всего он учит культуре труда, помогает овладевать новыми практическими умениями и навыками (труд рядом с опытными взрослыми, обмен опытом организации работы, помощь родителей в определении технических и других трудовых интересов подростков). В этом случае предупреждается и преодолевается леность.

Разногласие в позициях родителей обычно ведет к недисциплинированности подростка, если семейный коллектив не предъявляет устойчивых и объективных требований. Одновременно разнообразие видов деятельности в школе позволяет ученическому самоуправлению чередовать руководство и подчинение, давать задания по интересам и по необходимости, учитывать личные и коллективные запросы, применять положительные качества и имеющиеся умения. Семья и детский коллектив в данном случае способствуют тому, что внешние требования переходят в требовательность к себе.

Если семья недостаточно грамотна в педагогическом плане, а учителя не имеют необходимой информации о семейном воспитании, то подростки часто уходят из поля педагогического контроля, привыкают формально выполнять свои трудовые обязанности в семье и учебные поручения в школе. В результате появляется недобросовестность.

Г. Согласованность позиций школы и семьи с учетом недостатков подростка. Если в семье господствует чрезмерная опека, это может привести к тому, что подросток будет постоянно отказываться от трудовых заданий, постепенно у него возникнет иждивенчество. В школе он говорит о занятости домашними делами, в семье — о перегрузке учебными поручениями и общественной работой, а сам ведет «свободный» образ жизни, не обращая внимания на требования родителей и педагогов. В этом случае семья и школа в состоянии взять под контроль поведение подростка, заставить его трудиться в общих интересах и вместе со всеми.

Д. Ослабление и устранение недостатков и ошибок школьного и семейного воспитания, с помощью трудового коллектива самих подростков. Не случайно в обследованных школах именно в «летнюю трудовую четверть» в лагерях труда и отдыха в наибольшей мере повышается трудовая воспитанность подростков. Во всех экспериментальных классах, где существуют сплоченные детские коллективы, общая трудовая воспитанность детей была значительно выше среднего уровня. Все это дает основание считать ведущим направлением предупреждения недостатков и ошибок трудового воспитания в семье разнообразную деятельность в первичном классном коллективе и связанную с ней деятельность ученического самоуправления.

Е. Постоянная педагогическая диагностика семейного воспитания. Основная работа классного руководителя с родительским активом помогает выработать единые педагогические позиции в работе школы и семьи. Личные контакты классного руководителя с родителями позволяют выявить возможности и особенности подростка и побуждать его к самопознанию, формировать объективную самооценку. Это предупреждает неудачи в работе, учит подростка соизмерять свои силы при выборе трудовых дел, организации своей деятельности.

Ж. Педагогическая коррекция трудового воспитания в семье. Она реализуется в школьной практике на основе определенных требований: учитывается характер семейных отношений, место ребенка в общей структуре этих отношений, а также отношение самого подростка к семье и понимание им своей роли в семейной жизниподбор методов семейного воспитания зависит от содержания трудовых дел, которые подросток выполняет регулярно. Здесь рекомендации родителям по трудовому воспитанию должны сочетаться с советами по организации семейной жизни в целом, активизации деятельности ребенка в решении самых различных вопросов семейного воспитанияпедагогическая коррекция трудового воспитания подростка в семье должна согласовываться с трудовым воспитанием в школе. Корректируются одновременно усилия родителей и самих подростков, учителей и ученического самоуправлениякорректировка трудового воспитания подростка определяется на основе той деятельности, которая наиболее привлекательна для него, включением подростка в трудовое самовоспитание;

4. Выявлено, что в целях повышения педагогического просвещения родителей, привлечения их к воспитательной работе в школе, коррекции семейного воспитания необходимо учитывать тенденции развития современной советской семьи, особенности взаимоотношений родителей и детей, уровень трудовой воспитанности подростка.

5. Условием подготовки будущего учителя к руководству трудовым воспитанием в семье является включение в программы спецкурсов педагогических вузов вопросов диагностики возможностей семьи и выявления сложностей и недостатков в трудовом воспитании, определения путей и методов предупреждения и преодоления ошибок семейного воспитания.

В целом выполненное исследование подтвердило выдвинутую нами рабочую гипотезу и позволило решить поставленные задачи. Однако данное исследование не исчерпывает все вопросы, связанные с предупреждением недостатков трудового воспитания подростков в семье.

В дальнейшем важно продолжить разработку системы трудового воспитания в семье с учетом особенностей пола и возраста детей, социального окружения школы, содержания трудовой подготовки учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Положение рабочего класса в Ангии. Отдельные отрасли труда. Фабричные рабочие в узком смысле. — Маркс К. и Энгельс Ф. — Соч., 2-е изд., т.2, с.365−413.
  2. К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Ш. Святой Макс. Д. Иерархия. Соч., 2-е изд., т. З, с.103−181.
  3. К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Ш. Святой Макс. В. Коммунизм. Соч., 2-е изд., т. З, с.103−220.
  4. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К. и Энгельс Ф. -Соч., 2-е изд., т.4, с.322−339.
  5. К. и Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Социализм. I. Исторический очерк. Соч., 2-е изд., т.20, с.267−277.
  6. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. П. Семья. Маркс К. и. Энгельс Ф. — Соч., 2-е изд., т.21, с.34−85.
  7. В.И. Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.
  8. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1978. — 144 с.
  9. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
  10. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М. Политиздат, 1982. — 223 с.
  11. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня1983. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  12. Справочник партийного работника, вып.18. -М., 1978, с. 251.
  13. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании: Утверждены Верховным Советом СССР19 июля 1973 г. 39 с.
  14. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов I9I7-I973 гг. /Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. — 560 с.
  15. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 октября 1977 г. М.: Политиздат, 1978. — 62 с.
  16. К.У. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2 марта 1984 г. Правда, 1984, 3 марта.
  17. К.У. Речь на Пленуме Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 г. Правда, 1984, II алр.
  18. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. — 255 с.
  19. Ю.П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1982. 223 с.
  20. Актуальные вопросы семьи и воспитания: Сб. статей /Сост. С. Рапопорт и др. Вильнюс: Ин-т философии, социологии и права, 1983. 219 с.
  21. . Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I /Под ред.А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
  22. Ю.М., Миньковский Г. М. Воспитание молодежи в быту. М.: Знание, 1975. — 37 с.
  23. Аркин Е. А. Родителям о воспитании.-М.: Учпедгиз, 1957.-347с.
  24. Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  25. П.Р. Учение и труд в школе. М.: АПН РСФСР, 1962. — 192 с.
  26. П.Р. Связь трудового обучения с основами наук. /П.Р.Атутов, Н. И. Бабкин, Ю. К. Васильев. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  27. А.Ф. Теория и практика воспитания у учащихся интереса к труду в сельскохозяйственном производстве. Автореф. дис. .д-ра пед.наук. — М., 1974. — 53 с.
  28. Ю.К. Комплексный подход к воспитательной работе с подростками. М.: Знание, 1979. — 32 с.
  29. A.M. Воспитание детей в семье. Психолого-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1973. — 208 с.
  30. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
  31. А.С. Теория и методика педагогической диагностики отклонений в поведении школьников. Автореф. дис.. д-ра пед.наук. — М., 1981. — 38 с.
  32. Бестужев-Лада И. В. Семья вчера, сегодня, завтра. -М.: Знание, 1979. 96 с.
  33. О.С., Катаева Л. И., Шемшурина А. И. 0 нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 1979. — 109 с.
  34. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах: Пособие для учителя. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1980. — 207 с.
  35. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  36. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. — 40 с.
  37. Н.И. Методика работы классного руководителя. -М.: Просвещение, 1984. 144 с.
  38. Л.В. Совместная работа школы и семьи по профессиональной ориентации школьников. Воспитание школьников, 1981, № 3, с. 19−22.
  39. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 213 с.
  40. Быт и развитие личности. Ученые записки. Рязань, 1969. — 242 с.
  41. Э.К. Образ жизни городской семьи. М.: Финансы и статистика, 1981. — 96 с.
  42. Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. -Минск: Нар. асвета, 1983. 143 с.
  43. Взаимодействие школы, семьи и общественности в коммунистическом воспитании: Из опыта воспит. работы /Под ред. А. Г. Хрипковой, A.M.Низовой, И. В. Гребенникова. М.: Педагогика, 1978. — 176 с.
  44. Взаимодействие школы, семьи и общественности в коммунистическом воспитании подрастающего поколения: Сб.науч.трудов, вып. 77. Ярославль, 1979. — 81 с.
  45. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: Сб.науч.трудов. М.: НИИОП АПН СССР, 1976. -190 с.
  46. В мире подростка /Под ред. А. А. Бодалева, М.: Медицина, 1980. — 296 с.
  47. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  48. Т.В. Учитель и семья: Пособие для учителей. -2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1980. — III с.
  49. Вопросы диагностики и прогнозирования в воспитании учащихся. Вып. I. Красноярск, 1979. — 183 с.
  50. Воспитательные возможности семьи: Сб.науч.трудов /Под ред. A.M.Низовой. М.: НШОП АПН СССР, 1981. — 92 с.
  51. Воспитание детей в неполной семье: Перевод с чешс. -М.: Прогресс, 1980. 206 с.
  52. Л.С. Избранные психологические исследования.-М.: АПН РСФСР, 1956. 79 с.
  53. И.В. 0 воспитательном потенциале семьи. -Сов. педагогика, 1981, № I, с. 34−42.
  54. И.В. Задачи руководства семейным воспитанием. Сов. педагогика, 1982, № I.
  55. И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1972.
  56. Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования общественно полезной деятельности учащихся: Автореф. дис. .д-ра пед.наук. М., 1980. — 47 с.
  57. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М., 1979. — 160 с.
  58. Д.М., Колдунов Я. И. Руководство самовоспитанием школьников.- 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1975. — 176 с.
  59. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. — 175 с.
  60. Диалоги о воспитании: Книга для родителей /Под ред. В.Н.Столетова- Сост. О. Г. Свердлова. 2-е изд., доп. и испр. -М.: Педагогика, 1982. — 334 с.
  61. Т.В. Взрослый и подросток: трудности взаимоотношений. Семья и школа, 1974, № 3, с. 16−19.
  62. Единство воспитания и обучения в процессе трудовой и профессиональной подготовки учащейся молодежи: Сб.науч.статей /Под ред. Е. Д. Варнаковой. М.: Высш. школа, 1982. — 141 с.
  63. Единство обучения и воспитания в цроцессе трудовой подготовки молодежи. М.: АПН СССР, вып. I, 1972. — 255 с.
  64. В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Изд-во Ростовского университета, 1972. — 299 с.
  65. А.Я. Комплексное изучение проблемы коммунистического отношения старшеклассников к труду и условий его воспитания. В кн.: Воспитание у школьников коммунистического отношения к труду. — М., 1981, с. 73−89.
  66. Закономерности развития личности в условиях НТР. Рязань, 1980. — 148 с.
  67. А.И. Семейное воспитание и его дефекты. В кн.: Социальная психология личности. — М.: Знание, 1974, с. 189−206.
  68. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. В кн.: Социология в СССР. — М., 1966, т.2, с. 187−207.
  69. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред.Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. -М.: Педагогика, 1972. -352 с.
  70. М.И. О коммунистическом воспитании: Избранные речи и статьи. Минск: Нар. асвета, 1970, — 222 с.
  71. P.M. Работа классного руководителя с родителями. М.: Просвещение, 1980. — 190 с.
  72. С.Э. Проблемы семейного воспитания. М.: Сов. Россия, 1983. — 208 с.
  73. Карта-схема психолого-педагогической характеристики семьи как коллектива. Кострома, 1977. — 28 с.
  74. Л.И. Предупреждение отрицательного отношения к труду у младших подростков: Автореф. дис. .канд.пед. наук. Минск, 1983. — 18 с.
  75. Л.Е. Микроклимат семьи. -М.: Знание, 1979.96 с.
  76. А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1969. — 391 с.
  77. А.Г. Психология семейного воспитания. Минск: Нар. асвета, 1980. — 256 с.
  78. И.Ф. Единство воспитания и жизни детей. М.: Просвещение, 1964. — 140 с.
  79. Т.Е. Проблемы воспитания подростков. М.: Знание, 1972. — 32 с.
  80. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  81. Комплексный подход к воспитанию школьников /Сост. Л. И. Шилатова, Т.В.Сорокина- Под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
  82. М.Л. Трудовое воспитание подростков в процессе взаимодействия школы, промышленного предприятия, семьи и общественности: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1982. — 18 с.
  83. В.М. Самоуправление школьников. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
  84. Э.Г. Общественно полезный, производительный труд школьников. Воспитание школьников, 1984, № I, с. 23−32.
  85. Я. Как любить детей.- Минск, Нар. асвета, 1980.-80 с.
  86. А.И. Методология исследования проблем трудового воспитания школьников. Минск: МГПИ им. А. М. Горького, 1982. — 84 с.
  87. А.И. Методика исследования проблем трудового воспитания. Минск: МГПИ им. А. М. Горького, 1982. — 100 с.
  88. А.И. Перевоспитание подростка. М.: Педагогика, 1972. — 120 с.
  89. А.П. 0 подростках. М.: Педагогика, 1970. -272 с.
  90. Н.К. Семья и школа. Пед.соч. в 6-ти томах. -М.: Педагогика, 1978, т.1, с.105−113.
  91. Н.К. 0 коллективном труде детей. Пед. соч., т.4, 1959, с.175−177.
  92. Н.К. Коммунистическое воспитание детей и подростков. Пед.соч. в 6-ти томах. — М.: Педагогика, 1979, т.4, с.257−267.
  93. В.А. Психологические основы воспитания подростка в семье. М.: Знание, 1974. — 96 с.
  94. Е.Я. Проявления индивидуализма у подростков и пути его преодоления: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1974. 19 с.
  95. П.Г., Кутеев Е. А. Самовоспитание как средство преодоления личностных недостатков школьников. М.: Знание, 1979. 51 с.
  96. Культура семейных отношений: Сб.статей. М.: Знание, 1980. 112 с.
  97. Г. И. Основные пути органического сочетания общественного и семейного воспитания подростков: Автореф.: дис.. канд.пед.наук. М., 1967. — 18 с.
  98. С.Д. Семья и духовное развитие личности. -Минск, Беларусь, 1977. 128 с.
  99. Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М.: АПН РСФСР, 1961. — 84 с.
  100. .Т. Теория коммунистического воспитания. -М.: Педагогика, 1974. 496 с.
  101. .Т. Духовные ценности и формирование личности школьника. Воспитание школьников, 1977, № 2, с. 21−26.
  102. .Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. — 192 с.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  104. Т.В. Воспитание самостоятельности у подростков в семье: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1983. — 22 с.
  105. А.А. Проблема личного примера и авторитета родителей в воспитании детей: Автореф. дис. .канд.пед.наук. -М., 1973. 29 с.
  106. В.А. Работа с родителями: Пособие для учителя /Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982.- 64 с.
  107. А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания. — Пед. соч. в 8-ти томах. — М.: Педагогика, 1984, т.4, с. 59−65.
  108. НО. Макаренко А. С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  109. А.С. Семья и воспитание детей. Пед. соч. в 8-ми томах. — М.: Педагогика, 1984, т.4, с. 211−220.
  110. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1980. 183 с.
  111. Мир детства: Подросток /Под ред. А.Г.Хрипковой- Отв.ред. Г. Н. Филонов. -М.: Педагогика, 1982, с. 217−230.
  112. Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика /Опыт экспер.исслед. М.: Педагогика, 1981. — 143 с.
  113. Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  114. А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, ГЭ79. — 39 с.
  115. И.Ф. Предупреждение и преодоление фактов отрицательного отношения к труду у подростков: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1964. — 20 с.
  116. Э.Ш. Трудный подросток и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1984. — 96 с.
  117. И.А. Трудный успех: /Без «трудных» работать можно/ Из опыта работы. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  118. В.И., Щербань Ю. Ю. Искусство воспитания в семье. Минск: Нар. асвета, 1971. — 176 с.
  119. .П., Никитина Л. А. Мы и наши дети. М.: Мол. гвардия, 1980. — 223 с.
  120. A.M. Труд в жизни детей. М.: Знание, 1976.
  121. Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  122. Нравственное воспитание детей в семье /Под ред.Л. Н. Дрозда и Н. Н. Щирякова. Минск: Нар. асвета, 1976. — 192 с.
  123. Педагогическая энциклопедия, т.З. М.: Советская энциклопедия, 1966″ с. 369.
  124. Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием: Сб.науч.трудов /Под ред. И. В. Гребенникова. М.: НИИ0П АПН СССР, 1980.
  125. Педагогическое просвещение родителей. Курган, 1973.45 с.
  126. JI.K. Взаимоотношения родителей и детей как фактор нравственного воспитания и развития личности в подростковом возрасте: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1973. -25 с.
  127. B.C. Причины отклонений от норм в поведении учащихся У-УП классов и пути их предупреждения: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Киев, 1969. — 23 с.
  128. А.В. Дети и тактика семейного воспитания. -М.: Знание, 1981. 96 с.
  129. А. 0 характере отношений родителей к детям. Воспитание школьников, 1983, № 2, с. 58−63.
  130. И.А. Воспитание послушания и трудолюбия у детей в семье. М.: Просвещение, 1965. — 360 с.
  131. А.О. Это вам, родители. Изд. 3-е, доп. М.:1. Знание, 1971. 384 с.
  132. Примерное содержание воспитания школьников /Под ред. И. С. Марьенко. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1980,160 с.
  133. Проблемы юношеской преступности в Англии. В кн.: Педагогика и школа за рубежом, 1967, с. 58
  134. И.П. Проблема отрицательных влияний в воспитании. Курск, 1974. — 260 с.
  135. Психологические механизмы регуляции социального поведения /Под ред. М. И. Бобнева и Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979. -334 с.
  136. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовка молодежи к семейной жизни: Сб. науч*трудов
  137. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: НИИОП АПН СССР, 1981. — 146 с.
  138. М.С. Советская семья как воспитательный коллектив. Кострома, 1979. — 36 с.
  139. Г. Б. Дети и труд. М.: Знание, 1975. г 96 с.
  140. Ritter P. Education for Creation. London, 1960.380 p.
  141. Роль семьи в коммунистическом воспитании детей: Межвузов, сборник научных трудов /Отв. ред. Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону, 1980. — 87 с.
  142. И.Ф. О воспитании трудолюбия у детей. -2-е изд., доп. М.: Учпедгиз, 1959. — III с.
  143. А. Счастье вашего ребенка. М.: Учпедгиз, 1958.158 с.
  144. Семейно-бытовая культура /Под ред. Д. И. Водзинского. -М.: Нар. асвета, 1981. 254 с.
  145. Семья и общество /Отв.ред. А. Г. Харчев. М.: Наука, 1982. — 128 с.
  146. Семья сегодня: Сб. статей /Ред.-сост. В. А. Сысенко. -М.: Статистика, 1979. 119 с.
  147. В.Г. Преемственность в воспитании школьников. -М.: Нар. асвета, 1980. III с.
  148. Е.А. Педагогическое руководство трудовым воспитанием детей в семье: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М.: 1977. — 25 с.
  149. И.Н. Человек и труд: условия гармонии и развития. М.: Политиздат, 1981. — 126 с.
  150. Система педагогического просвещения родителей и молодежи. Кострома, 1973. — 65 с.
  151. Система трудового воспитания школьников /Под ред. П. Р. Атутова. М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР, 1981. — 102 с.
  152. Е.З. Семья в подготовке школьников к выбору рабочих профессий: Автореф. дис. .канд.пед.наук. М., 1982. -16 с.
  153. Н.Я. Семья в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1981. — 62 с.
  154. Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. Чебоксары, Чуваш-книгоиздат, 197I. — 287 с.
  155. Социально-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания. Горький, 1979. — 89 с.
  156. Социально-педагогические воздействия государственных учреждений, семьи и общественности во внешкольном воспитании учащихся: Сб.науч.трудов. М.: НИИОП АПН СССР, 1981. — 107 с.
  157. . Ребенок и уход за ним. М.: Медицина, 1971. -456 с.
  158. В.А. Сердце отдаю детям. М.: Нар. асве-та, 1982. — 288 с.
  159. В.А. Как воспитать настоящего человека. -Минск, Нар. асвета, 1978. 288 с.
  160. М.Г. Труд детей в семье как фактор нравственного воспитания. Школа и производство, 1979, № I, с. 13.
  161. А.Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних Минск: Нар. асвета, 1978. — 88 с.
  162. А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. Минск: Нар. асвета, 1982. — 96 с.
  163. А.П. Семья и дети /Под ред. Н. П. Щербова. -М.: Просвещение, 1962. 254 с.
  164. Трудовые и нравственные основы советской семьи /Ред. К. П. Буслов и А. Е. Чигирь. Минск: Наука и техника, 1983. — III с.
  165. А.И. Семейные конфликты и их влияние на волевое развитие детей: Автореф. дис. .канд.психол.наук. Л., 1970. — 19 с.
  166. Учебно-методический план занятий народных университетов педагогических знаний для родителей /Сост. Т. К. Короткина. -Минск, 1978. 81 с.
  167. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. — 224 с.
  168. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы: Социально-демограф.исслед. -М.: Статистика, 1978. -224 с.
  169. А.Г. Возрастная физиология. М.: Просвещение, 1978. — 286 с.
  170. B.C. Доступность и трудность в обучении. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  171. Chanter A.G. Sex Education in the Primary School. -London, 1965. ЮО p.
  172. И.Д. Трудовое воспитание школьников. -М.: Просвещение, 198I. 182 с.
  173. С.Т. Школа и строительство жизни.- Пед.соч. в 4-х томах. М.: Просвещение, 1964, т.2, с.251−285.
  174. С.Т. Школа для детей или дети для школа. Пед. соч. в 4-х томах. — М.: Просвещение, 1964, т.2, с. 80−94.
  175. М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982. — 104 с.
  176. В.И. Проблемы подготовки учащейся молодежи к труду в буржуазной школе. В кн.: Проблемы обучения и воспитания в зарубежных странах. — М.: АПН СССР, с.417−430.
  177. В.И. Воспитание сознательного отношения к труду у учащихся 4−8 классов в процессе общественно полезной деятельности: Автореф. дис.. .канд.пед.наук. -М., 1981. 19 с.
  178. Ю.И. Идейно-нравственное воспитание как фактор предупреждения отклонений в поведении подростков: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Челябинск, 1980. — 18 с.
  179. П.М. Коллектив семьи и формирование личности. -Сов.педагогика, 1975, № I, с.106−116.
  180. З.А. Городская семья. М.: Наука, 1979. -184 с.
  181. ЛИСТ САМООЦЕНКИ Фамилия, имя, отчество, класс, школа
  182. Подчеркните признаки, характеризующие Вашу трудовую подготовленность
  183. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ: учусь на совесть- учусь, потому что нужно- учусь, потому что заставляют- не хочу учиться.
  184. ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЕ: люблю свою семью и дорожу ею- уважаю своих родителей- семьей доволен- в семье чувствую себя не всегда уютно- трудно жить в семье- в семье меня не понимают.
  185. Трудовое воспитание подростков в семье"
  186. Номер J Содержание вопросаj вопроса
  187. Варианты ответов на воцрос1. Номер ответа2
Заполнить форму текущей работой