Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия подготовки детей к восстановлению зрения с использованием специальных медицинских аппаратов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это обусловлено тем, что формирование когнитивных способностей на ранних этапах жизни детей находится в прямой зависимости от тяжести дефекта. Первичный соматический дефект (будь то заболевание прозрачных или преломляющих сред глаза, сетчатки глаза, заболевания зрительного нерва и т. д.), в свою очередь вызывает вторичные функциональные отклонения (снижение остроты зрения, нарушение цветоощущения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-педагогические основы исследования проблемы подготовки детей с нарушением зрения к его восстановлению
    • 1. 1. Системный подход как методологическая основа исследования проблемы подготовки детей с нарушенными зрительными функциями к восстановлению зрения
    • 1. 2. Психолого-педагогические предпосылки подготовки детей с нарушениями зрения к его восстановлению
    • 1. 3. Особенности процесса подготовки детей к восстановлению зрения с использованием специальных медицинских аппаратов
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке детей с нарушенными зрительными функциями к восстановлению зрения с использованием специальных медицинских аппаратов
    • 2. 1. Общая характеристика организации и проведения опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика реализации целевой программы подготовки детей к восстановлению зрения с использованием специальных медицинских аппаратов
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Заключение 117 Библиография
  • Приложения

Педагогические условия подготовки детей к восстановлению зрения с использованием специальных медицинских аппаратов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенно актуальна и социально значима проблема восстановления зрения детей с использованием специальных медицинских аппаратов.

Усиление гуманистической направленности при изучении, обучении и воспитании детей с нарушенным зрительным анализатором, переориентация педагогического процесса на максимальный учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка, обновление организационных форм обучения и лечения делает необходимым поиск и создание дополнительных условий для самореализации, развития каждого ребенка. Аналогичный подход целесообразен и применительно к процессу восстановления зрения у детей дошкольного возраста.

Контингент детей, посещающих специализированные дошкольные учреждения, характеризуется значительной неоднородностью не только по состоянию зрения, но и по уровню сформированности когнитивных способностей. Низкий уровень когнитивного развития оказывает отрицательное влияние на ход психофизического развития и процесс восстановления зрения.

Анализ исследований по вопросам восстановления зрения у детей дошкольного возраста (Л.П.Григорьева, В. П. Ермаков, А. Г. Литвак, И. С. Моргулис, Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова, Л. И. Солнцева, В.А.Феоктистова), показывает, что важнейшей задачей в организации коррекционно-воспитательной и лечебно восстановительный работы с дошкольниками является формирование у них определенного запаса знаний и умений, необходимых для эффективного лечения на специальных медицинских аппаратах. Успешное обучение и воспитание детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к аппаратному лечению.

Практика показывает, что дошкольники испытывают затруднения при овладении программными требованиями детского сада и оказываются плохо подготовленными к работе на специальных медицинских аппаратах (офтальмологи: Л. А. Григорян, Т. П. Кащенко, Л. И. Медведь, Р. Н. Фирстоватифлопедагоги: В. П. Ермаков, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др.). Это обусловлено не только нарушениями зрения, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии (ЛС.Выготский, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, В. П. Зинченко и др.).

В последние годы контингент детей, посещающих специализированные дошкольные учреждения, заметно изменился в сторону увеличения количества детей со смешанными дефектами. У них, наряду с нарушением зрения, имеются также нарушения речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития.

Экспериментальные обследования детей, проводимые в последние годы, показали, что у таких детей из-за несформированности зрительных функций и недостаточно развитого зрительного восприятия задерживается развитие всех психических процессов. Низкий уровень когнитивного развития детей оказывает отрицательное влияние на ход психофизического развития ребенка с нарушениями зрения и прежде всего на формирование его когнитивных процессов: ощущения и восприятияраспознавание образов, лежащих в основе наглядно-образного мышлениявнимание, запоминаниеязыка, эмоций, обученияформирование понятийвоображение, сферы поведения, развитие ориентировки в пространстве.

Это обусловлено тем, что формирование когнитивных способностей на ранних этапах жизни детей находится в прямой зависимости от тяжести дефекта. Первичный соматический дефект (будь то заболевание прозрачных или преломляющих сред глаза, сетчатки глаза, заболевания зрительного нерва и т. д.), в свою очередь вызывает вторичные функциональные отклонения (снижение остроты зрения, нарушение цветоощущения и т. п.), которые, в свою очередь, оказывают влияние на развитие ряда психических процессов (ощущений, восприятия, представлений) и, в дальнейшем, на мыслительную деятельность ребенка. Помимо того, происходят изменения в физическом развитии, ограничивается овладение социальным опытом. Процессы, определяющие когнитивную деятельность, ограничены в объеме и скорости протекания. Среди дошкольников с нарушенным зрением очень высок процент детей с большей или меньшей степенью поражения центральной нервной системы, что сказывается на состоянии их эмоционально-волевой сферы и поведения, а также проявляется и в трудностях организации и проведения работы на ортоптических аппаратах.

Развитие психических процессов детей с нарушениями зрительного анализатора зависит не просто от воспитания и обучения, а от воспитания и обучения, имеющих коррекционную направленность. Поэтому одной из главных проблем в предаппаратной подготовке детей с такими нарушениями является проблема дифференцированного обучения и воспитания детей с сенсорными дефектами в различные периоды восстановления зрения: плеоптический, ор-топтический, стереоптический.

Тесную взаимосвязь этих периодов лечебно-восстановительной работы с психолого-педагогическими методами ее пропедевтики отмечали Р. Н. Фирстова и Л. К. Малштейн (1994).

Наличие, с одной стороны, сложного характера патологических, психических и физических особенностей детей с нарушением зрения, а, с другой стороны, необходимости достижения знаний, умений и навыков, способствующих успешному лечению на аппаратах, определяют необходимость дифференцированного подхода в разные периоды восстановления зрения, а одним из факторов решения проблемы является успешная подготовка детей к лечению на аппаратах. С такими детьми требуется специальная работа по развитию когнитивных способностей в период восстановления зрения. Методики же лечения зрения у детей, особенно ортоптического, остаются прежними. Они рассчитаны на детей с развитыми психическими функциями, хорошим умственным и речевым развитием. Методики ортоптического лечения предполагают осознанное оперирование образами, осмысленное восприятие заданий медсе-стры-ортоптистки, словесное оформление результата своей мыслительной деятельности. В период плеоптического лечения в дошкольном учреждении высок процент детей, особенно младшего возраста, имеющих тяжелую степень амб-лиопии. Они попадают в разряд слабовидящих, так как острота зрения у них в период окклюзии составляет 0,01−0,3. Поэтому особенности зрительного восприятия, которые отмечаются у слабовидящих детей, относятся и к детям с косоглазием и амблиопией. У детей, имеющих различные нарушения зрения, из-за низкого уровня развития зрительного восприятия не сформирован такой весьма обширный набор зрительных образов-представлений, который объективно необходим для эффективного лечения на ортоптических аппаратах. Установлено, что сохранность представлений зависит от остроты зрения. Нарушение функций зрения затрудняет или ограничивает возможности зрительного восприятия и отражается на представлениях. У детей с нарушением зрения снижены полнота и точность отображения, что приводит к ограничению восприятия, слабой аппарцепции, к затруднению в осмыслении задачи работы на аппаратах. В следствии этого у них отстает скорость, точность и полнота восприятия как необходимая основа аппаратной работы.

В предаппаратный период у детей отмечается фрагментарность, схематизм, недостаточная обобщенность, вербализм и узость круга образов. Фрагментарность зрительных представлений у таких детей проявляется в том, что в образе зачастую отсутствуют существенные детали, в результате образ не полон, лишен ценности, а поэтому и не адекватен отображаемому объекту. Все это создает большие затруднения при работе на аппаратах.

Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных первичных процессоввозбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания задачи, поставленной во время лечения при работе на аппаратуре. У детей наблюдается разрыв между понятием и его конкретным содержанием, а отсюда возникают трудности, испытываемые детьми в масштабных операциях анализа и синтеза из-за недостатков логической памяти, связанных с нарушениями восприятия и обусловленных некоторыми затруднениями в мышлении.

При работе на специальных медицинских аппаратах детям требуется большое количество подкреплений, так как при нарушениях зрительных функций у них наблюдается замедленные образования временных связей и выработка дифференцировок. Понимание детьми задачи работы на аппаратах протекает там успешно, где им предлагается материал, связанный смысловыми отношениями .

Особую трудность при лечении на аппаратах вызывает у детей с нарушенными зрительными функциями неумение фиксировать взор, прослеживать глазами линии воспринимаемых объектов, вычленять различные элементы, осуществлять глазомерную оценку протяженности линий, величину фигур, расстояний между ними. Это затрудняет весь процесс лечения. Его можно ускорить, если с детьми проводить предварительную работу по объяснению содержания заданий и особенностей их выполнения на специальных медицинских аппаратах. Такая система работы предусматривает формирование у детей зрительного внимания, зрительной памяти, развития навыков выделения частного из целого и соединения частностей в целом.

В последние годы врачи-офтальмологи стали практиковать лечение на аппаратах с трехлетнего возраста. При этом в работе с такими детьми они отмечают большие трудности, связанные с возрастными особенностями дошкольников: рассеянное внимание, неумение сосредоточиться во время работы на аппаратах и ориентироваться в направлениях, называть цвета спектра, искаженный порядковый и количественный счет, использовать в речи предлоги и наречия, отсутствующая или недостаточная аргументированность в ответах. Следовательно для повышения эффективности лечения детей на специальных медицинских аппаратах необходима обязательная пропедевтическая подготовка их к такой работе.

У врачей-офтальмологов существует подход к лечению детей с нарушением зрения в зависимости от объективного состояния зрения и зрительных функций, но они не всегда учитывают уровни когнитивных способностей детей. В то же время педагоги уверены в том, что эффективность лечения зрения у детей будет зависеть как от того, так и от другого.

Поэтому несоответствие офтальмологических требований уровню подготовленности ребенка приводит к увеличению времени овладения ребенком методикой аппаратного лечения. ^.

Это противоречие усугубляется еще и тем, что в содержание специального образования детей с нарушениями зрения не включены компоненты подготовки детей к восстановлению зрения.

Отсутствие целостной. теоретической модели коррекционно-педагогической работы по восстановлению зрения у детей приводит к неудовлетворительному решению задач предаппаратной подготовки. Между тем, уточнение направленности такого воздействия, выбор приемов, способов и средств коррекции для каждого этапа лечения (плеоптического, ортоптического и стереоптического) остаются неразработанными в теории и практике тифлопедагогики.

В этом случае возникает необходимость особо организованной подготовки детей к работе на специальных медицинских аппаратах. Реализация этой задачи может быть осуществлена на основе глубокого и всестороннего изучения детей с нарушениями зрения, на основе изучения трудностей и проблем при усвоении ими знаний с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В то же время следует констатировать, что в литературе по исследуемой проблеме раскрыты некоторые научные предпосылки подготовки детей с нарушениями зрения к его восстановлению, однако полного описания педагогических условий, необходимых для эффективного лечения на аппаратах, в достаточной мере еще не разработано.

Пути, средства и задачи комплексного медико-педагогического воздействия на детей с нарушением зрения исследованы офтальмологами и тифлопедагогами Э. С. Аветисовым, Л. А. Григорян, Р. Н. Фирстовой, Л. И. Медведь, Л. И. Плаксиной, Л. В. Рудаковой и др.

Система коррекционно-педагогических воздействий отражена в работах тифлопедагогов: В. П. Ермакова, В. А. Феоктистовой, Е. С. Незнамовой,.

B.С.Сверлова, Ю. А. Кулагина, Т.П.ГоловинойВ.М.Сорокина, Н. С. Костючек и др.

Вопросы коррекционной направленности методов обучения детей с нарушением зрения раскрываются в работах И. С. Моргулиса, Л. И. Солнцевой, Л. П. Григорьевой, Л. И. Плаксиной и др.

Разработаны теоретические основы развития зрительного восприятия у детей с сенсорными нарушениями В. П. Ермаковым, Л. П. Григорьевой,.

C.В.Сташевским и др.

Различные аспекты психологических и возрастных закономерностей развития детей с нарушением зрения исследованы в работах М. И. Земцовой, Л. И. Солнцевой, В. А. Лониной и др.

Вопросы необходимости управления процессом психического развития аномального ребенка в целях предупреждения возникновения вторичных отклонений отражены в исследованиях А. Г. Литвака.

Возможность использования системного подхода в исследованиях педагогических процессов рассматриваются в работах Ю. А. Конаржевского, В. Н. Садовского и др.

Целесообразность и специфика системного подхода при коррекции и компенсации нарушений зрительного анализатора была обоснована в исследованиях О. Л. Алексеева.

Различные проблемы развития когнитивных способностей рассматривались в работах зарубежных авторов. Наиболее интересными для нашего исследования являются работы М. Монтессори и группы американских ученых во главе с Р.Солсо.

Одновременно отметим, что исследуемая проблема требует дальнейшей разработки. В тифлопедагогике решены некоторые вопросы дифференцированного подхода к развитию зрительного восприятия у слабовидящих детей, коррекции, компенсации и развития детей с сенсорными дефектами, вопросы развития их познавательных способностей. Но обозначенная проблема требует изучения и уточнения особенностей процесса подготовки детей к восстановлению зрения с помощью специальных медицинских аппаратов.

Недостаточное внимание уделяется вопросам обучения и воспитания детей в различные периоды восстановления зрения (плеоптический и ортоптиче-ский).

Работ, в которых были бы отражены конкретные вопросы подготовки этих детей к лечению на специальных медицинских аппаратах, нами не обнаружено.

Таким образом, в тифлопедагогике существует противоречие между недостаточностью теоретической разработки проблемы и практической необходимостью в подготовке детей с нарушениями зрения к лечению на аппаратах, между практической потребностью того, чтобы дети были готовы к самостоятельной работе на специальных медицинских аппаратах и существенными затруднениями, которые испытывают они на этих занятиях.

Учитывая социальные и личностные аспекты, актуальность исследования проблемы, недостаточную теоретическую и методическую разработанность проблемы, а так же научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, выбрана следующая тема исследования:" Педагогические условия подготовки детей к восстановлению зрения с помощью специальных медицинских аппаратов" .

Проблема исследования — изучение и уточнение особенностей процесса подготовки детей с нарушениями зрения к восстановлению зрения с помощью специальных медицинских аппаратов.

Объект исследования — педагогический процесс восстановления зрения у детей.

Предмет исследования — педагогические условия подготовки детей к восстановлению зрения с использованием специальных медицинских аппаратов.

Гипотеза исследования — количество детей с нарушением, зрения, достигших достаточного уровня готовности к аппаратному лечению, существенно повысится, если в соответствующих целевых программах их подготовки к восстановлению зрения будет: показана и обусловлена взаимосвязь коррекциошю — воспитательной и лечебно-восстановительной работы в образовательном (коррекци-онном)учрежденииреализован системный подход в программном обеспечении организации процесса восстановления зрения у детей с использованием специальных медицинских аппаратовучтены возрастные специфические и индивидуальные особенности детей с нарушением зрения.

Цель исследованияразработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность системы подготовки детей к процессу восстановления зрения с использованием специальных медицинских аппаратов.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать степень разработанности проблемы в теории’и практике тифлопедагогики.

2. Выявить педагогические условия подготовки детей с нарушением зрения к процессу его восстановления с использованием специальных медицинских аппаратов.

3. Осуществить характеристику целевых программ восстановления зрения у детей.

4. Разработать методику дифференцированной коррекционной работы по подготовке детей к восстановлению зрения с использованием специальных медицинских аппаратов.

5. Экспериментально апробировать эффективность разработанной методики обучения.

6. Разработать методические рекомендации по подготовке детей к восстановлению зрения с использованием специальных медицинских аппаратов для педагогов образовательных (коррекционных) учреждений.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет:

1. Системный подход как методология исследования особенностей функционирования систем «человек-машина» (А.Н.Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин, В. П. Зинченко, О. Л. Алексеев и др-);

2. Положения психологии и педагогики о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Т.А.Власова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.);

3. Педагогические теории о ведущей роли обучения в развитии (С.Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев и др.);

4. Теории и методики педагогических исследований (Ю.К.Вабанского, В. П. Беспалько, В. В. Краевского и др).

Для достижения поставленной цели и реализации определенных задач использованы следующие методы исследованияанализ состояния проблемы исследования в научной литературепедагогический экспериментанкетирование медицинских работников, педагогов и детейизучение структуры процесса восстановления зрения у детейпедагогическое и психологическое тестированиеосвоение существующих и разработка новых методов и методик организации процесса подготовки детей к восстановлению зренияизучение и обобщение педагогического опытаматематическая обработка данных опытно-экспериментальной работы.

В качестве дополнительных методов исследования применялись: анализ педагогической и медицинской документации (индивидуальные карты развития, медицинские карты), беседы с педагогами, анализ действующей учебно-программной документации.

Научная новизна исследования:

1. Обоснована необходимость и целесообразность подготовки детей с нарушениями зрительного анализатора к восстановлению зрения в рамках программно-целевого принципа.

2. Разработана практическая модель реализации целевой программы, направленной на подготовку детей к восстановлению зрения с использованием специальных медицинских аппаратов.

3. Разработана и апробирована методика подготовки детей со зрительными патологиями к процессу восстановления зрения с использованием специальных медицинских аппаратов. Выявлены педагогические условия повышения эффективности лечения на специальных медицинских аппаратах.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют:

— выявить и сформулировать педагогические условия подготовки детей к процессу восстановления зрения с использованием специальных медицинских аппаратов;

— разработать и обосновать направление и содержание дифференцированной пропедевтической коррекционной работы по подготовке детей к процессу восстановления зрения с использованием специальных медицинских аппаратов.

Практическая значимость исследования:

1.Разработана конкретная целевая программа, являющаяся основой для организации процесса подготовки детей к восстановлению зрения с использованием специальных медицинских аппаратов, которая может быть рекомендована практическим работникам образовательных (коррекционных) учреждений.

2.Разработан методический материал для осуществления подготовки детей к процессу восстановления зрения с использованием специальных медицинских аппаратов (может быть рекомендован тифлопедагогам, психологам, воспитателям, родителям детей, имеющих нарушения зрения).

3.Материалы исследования могут быть использованы при подготовке студентов по специальности «Тифлопедагогика», на курсах повышения квалификации тифлопедагогов, воспитателей, психологов, учителей начальной школы, работников дошкольных учреждений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическими позициями, использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам исследования, математической обработкой полученных данных, а также личным участием автора в проведении педагогического эксперимента.

Организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования являлись: кафедра специального образования Челябинского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, специализированные дошкольные учреждения города Челябинска №№ (212, 281, 319, 400, 432) и Челябинской области: № 53 г. Копейска, № 82 г. Златоуста, № 7 г. Аргаяша.

Исследование осуществлялось в три этапа:

1 этап (1995;1996 гг.) — носил поисковый характер, были проанализированы диапазон и глубина теоретической и практической проработанности темы. Изучалась научная литература по проблеме исследования. Определились противоречие, проблема, объект и предмет исследования. Формировались гипотеза и задачи исследования. Разрабатывалась программа исследования. Определялись данные по исходному уровню сформированности умений и навыков, необходимых для эффективного лечения на аппаратах, и по уровню развития способностей детей. Изучение состояния проблемы в практике специального образования было осуществлено в ходе констатирующего этапа эксперимента.

Основными методами на первом этапе служили: собеседование, тестирование, изучение карт развития ребенка, анализ образовательных и коррекци-онных программ, освоение существующих и разработка новых методов и методик организации подготовки детей к восстановлению зрения, анкетирование.

2 этап (1996;1997 гг.) — проверялись пути, формы и средства формирования навыков детей при работе на специальных медицинских аппаратах. Формировались экспериментальная и контрольная группы. Опытно-экспериментальные исследования выполнялись как в естественных, так и в лабораторных условиях. Был подготовлен и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась справедливость гипотезы. Внедрялась модель организации процесса подготовки детей к восстановлению зрения. Основными методами, использованными на данном этапе являлись: тестирование, анкетирование, метод экспертных оценок, психологическое и педагогическое тестирование, педагогический эксперимент. Для обработки и оценки результатов использовались методы математической статистики.

На 3 этапе (1997;1998гг.) был проведен формирующий эксперимент, проводилась обработка, анализ и интерпретация результатов исследования, что позволило в свою очередь подтвердить справедливость теоретических выводов— систематизировались данные опытно-экспериментальной работы, формулировались общие выводы, оформлялась диссертация, разрабатывались методические рекомендации для использования модели организации процесса подготовки детей к восстановлению зрения. 4.

Апробация результатов работы и внедрение их в практику. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры специального образования Челябинского института повышения квалификации работников образования (1997;1998) — на международной конференции «Одаренные дети: проблемы и перспективы», 1996 год г. Челябинскна Всероссийской научно-практической конференции «Дети с ограниченными возможностями здоровья: изучение, образование и социально-педагогическая реабилитация», 1998 год, г. Екатеринбург.- на методических объединениях тифлопедагогов г. Челябинска, коллегии детских врачей-офтальмологов, в лекциях слушателям на курсах повышения квалификации тифлопедагогов, воспитателей, психологов, учителей начальных классов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Показана и обоснована системно-обусловленная связь между психолого-педагогической и лечебно-восстановительной работой по подготовке детей (дошкольников) к восстановлению зрения.

2. Специальные педагогические условия, ориентированные на реализацию целевой программы и способствующие росту уровня готовности детей к восстановлению зрения с использованием специальных медицинских аппаратов.

3. На основе системного подхода введено рабочее понятие «готовность ребенка к восстановлению зрения» .

4. Предложенная практическая методика организации и проведения дифференцированной коррекционной работы по подготовке детей с нарушенным зрительным анализатором к восстановлению зрения с использованием специальных медицинских аппаратов.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора;

Коррекция нарушений зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения // Одаренные дети: проблемы и перспективы: Тезисы международной научно-практической конференции.-Челябинск: 1996.-С.42−43.

2.Особенности подготовки детей со зрительными патологиями к восстановлению зрения // Дети с ограниченными возможностями здоровья: изучение, образование и социально-педагогическая реабилитация: Тезисы Всероссийской научно — практической конференции.- Екатеринбург: 1998, С.25−26.

3. Педагогические условия подготовки детей со зрительными патологиями к восстановлению зрения: Пособие для тифлопедагогов / Челябинский институт повышения квалификации работников образования. — Челябинск, 1998, -54 с.

4.Психолого-педагогическое обследование уровня готовности детей со зрительными к восстановлению зрения: Пособие для тифлопедагогов / Челябинский институт повышения квалификации работников образования: Челябинск, 1998, — 40 с.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Общий объем диссертации- 177 страниц, в том числе 17 рисунков, 17 таблиц, 5 приложений на 44 страницах.

Список литературы

составляет 132 наименования.

Выводы по второй главе.

1. В результате проведения констатирующего эксперимента было выявлено состояние готовности детей к лечению' на специальной медицинской аппаратуре и определена шкала для измерения компонентов готовности.

2.В ходе педагогической экспертизы была проведена оценка составленных целевых программ подготовки детей к лечению на специальных медицинских аппаратах. Формирующий эксперимент носил вариативный характер. В ходе него проверялась эффективность составленных программ в практике лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы.

3. Опытно-экпериментальная работа подтвердила теоретическую гипотезу о том, что среди детей, прошедших предварительную подготовку к лечению на специальной медицинской аппаратуре, процент достигших необходимого уровня готовности, достаточного для эффективного лечения, является наиболее высоким, если в соответствующих целевых программах отражены педагогические условия, учитывающие системную организацию всего процесса восстановления зрения с помощью специальных медицинских аппаратоввзаимообусловлена связь коррекционновоспитательной и лечебно-восстановительной работы в образовательном (коррек-ционном) учреждении, а кроме того и учтены возрастные специфические и индивидуальные особенности детей с нарушением зрения.

4.В результате опытно-экспериментальной работы был отмечен существенный рост показателей всех компонентов, определяющих и характеризующих готовность детей к работе по восстановлению зрения на специальных медицинских аппаратах в экспериментальных дошкольных учреждениях по сравнению с контрольными. Причем наилучшие показатели были получены в дошкольном учреждении, где была реализована программа П1, в которой были отражены все условия гипотезы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой