Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Компьютерная коммуникативная среда как фактор оптимизации процесса обучения РКИ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании проведенного анализа электронных видов общения было обнаружено, что сетевой дневник для обучающихся является наиболее целесообразным и методически оправданным инструментом, который может быть использован для решения задач профессионального самообразования иностранных учащихся. В исследовании были рассмотрены положительные стороны сетевого дневника (естественная форма общения, время… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОМПЬЮТЕРНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Коммуникативная среда
      • 1. 1. 1. Понимание «коммуникации» и «общения» в научной литературе
      • 1. 1. 2. Модели коммуникации
      • 1. 1. 3. Типология коммуникации
      • 1. 1. 4. Функции коммуникации
    • 1. 2. Особенности компьютерной коммуникативной среды
      • 1. 2. 1. Общие признаки Интернета и компьютерной коммуникации
      • 1. 2. 2. Виды электронной коммуникации и их характеристика
      • 1. 2. 3. Характеристика компьютерного дискурса
      • 1. 2. 4. Характеристика языковых средств компьютерной коммуникации
  • Выводы к главе 1
  • ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ И ОВЛАДЕНИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧЬЮ
    • 2. 1. Проблемы формирования коммуникативной компетенции в процессе овладения речью на иностранном языке
    • 2. 2. Современные проблемы оптимизации обучения языку и овладения речью
    • 2. 3. Коммуникативные технологии в процессе оптимизации обучения РКИ
    • 2. 4. Использование коммуникативной среды сетевых дневников в процессе оптимизации обучения РКИ
      • 2. 4. 1. Анализ структуры сетевых дневников
      • 2. 4. 2. Анализ пользователей сетевых дневников
      • 2. 4. 3. Межкультурный аспект использования сетевых дневников
      • 2. 4. 4. Анализ языковых средств сетевых дневников
  • Выводы к главе 2
  • ГЛАВА 111. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ
    • 3. 1. Место методики обучения иностранных учащихся русской речи на основе использования компьютерной коммуникативной среды в процессе обучения русскому языку как иностранному
    • 3. 2. Методика поэтапного использования компьютерной коммуникативной среды сетевых дневников в практике овладения учащимися разговорной речью
    • 3. 3. Ориентирующий эксперимент: описание и результаты
    • 3. 4. Принципы создания системы обучения иностранных учащихся русской речи на базе сетевых дневников
      • 3. 4. 1. Методы обучения
      • 3. 4. 2. Приемы обучения
      • 3. 4. 3. Типы упражнений
    • 3. 5. Организация экспериментального обучения
      • 3. 5. 1. Принципы отбора содержания для обучения основам общения в компьютерной коммуникативной среде. Содержание экспериментального обучения
      • 3. 5. 2. Отбор источников для изучения коммуникативного поведения в компьютерной среде на занятиях РКИ
      • 3. 5. 3. Этапы опытно-экспериментального обучения
    • 3. 6. Констатирующий эксперимент (цель, структура, результативность)
    • 3. 7. Программа обучающего эксперимента
    • 3. 8. Контрольный эксперимент
  • Выводы к главе 3

Компьютерная коммуникативная среда как фактор оптимизации процесса обучения РКИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития высшего профессионального образования характеризуется поисками такой модели образования, которая бы соответствовала формирующемуся типу культуры и сложившейся социальной и экономической ситуации. Европейское образовательное сообщество предъявляет новые требования к разработке методик обучения иностранному языку, нацеленных на повышение эффективности обучения языку не только как средства коммуникации, но как средства передачи и репрезентации знаний.

Процесс интеграции России в европейское образовательное пространство заставляет рассматривать все изменения и тенденции в отечественном образовании с позиции принципов, отраженных в основных документах Болонского процесса. Основой формирования единого европейского образовательного пространства является качество образования, которое должно определить степень совместимости и привлекательности систем высшего образования каждого государства. Постоянные изменения, происходящие в различных сферах жизни, требуют от выпускников университетов мобильности в выборе сферы деятельности и компетентности в решении профессиональных задач, что обусловливает необходимость обучения в течение всей жизни. По мнению министров образования Европы, «в будущей Европе, где общество и экономика основаны на знаниях, стратегия обучения в течение всей жизни должна вплотную подвести к решению проблемы конкурентоспособности и использования новых технологий, роста социального единства, равных возможностей и качества жизни» (Пражское коммюнике) [цит. по книге: Козырев, Шубина 2005]. Готовность вузов к новым условиям подготовки специалистов проявляется в растущей мобильности студентов и преподавателей. Изучение иностранного языка в разных его проявлениях становится яркой чертой «внутренней культуры качества» подготовки специалиста.

Кардинальные изменения в понимании функций высшей школы как «гаранта развития государства» определили необходимость пересмотра образовательных задач и инструментальной (технологической) базы их осуществления. «Самая главная задача любого учебного заведения — научить обучаемого учиться, в том числе — учиться языку» [Залевская 2000: 328].

Анализ реализации современных образовательных программ подготовки специалистов в области языкового образования свидетельствует о необходимости пересмотра действующих технологий и методик обучения иностранному языку, в том числе и русскому языку как иностранному.

Русская речь, как известно, обладает, «высокой разрешающей способностью»: говорящим предоставляются огромные возможности не только в выборе средств для передачи информации, но и в их создании. «Можно заметить, что даже в самых однородных общностях людей нет неподвижных, неизменных форм ни в произношении, ни в синтаксисе, ни в словаре, ни даже в морфологии. Если понаблюдать повнимательнее, то окажется, что не только группа, но даже один-единственный индивид не пользуется одним и тем же языком в любых обстоятельствах» [Ажаж 2003: 262]. Этот тезис представляется актуальным и своевременным, поскольку речь идет о весьма существенных изменениях в сфере речемыслительной деятельности, оказывающих влияние как на порождение речи, так и на ее восприятие, что необходимо учитывать в выборе методик и технологий обучения русскому языку как иностранному.

Студенты-иностранцы не только овладевают основными структурами языка, они одновременно приобретают представление о вариациях регистров речи. В процессе обучения и овладения языком они должны самостоятельно выстраивать свое речевое поведение, корректно избирать стратегию и тактику речевого общения, вести общение на уровне смысла и импликатур. С этой точки зрения важной проблемой является создание новых приемов обучения различным видам учебной деятельности, ориентированных на сознательное и заинтересованное формирование так называемых «освоенных» знаний (см.: [Залевская 2000]).

Как нам представляется, стремительное развитие информационных технологий глубоко изменит облик образовательных технологий и методик, направленных на формирование коммуникативной компетенции. Формирующаяся компьютерная парадигма «навязывает лингвисту целостный, интегральный подход к описанию языка, поскольку автоматическая обработка естественного языка может основываться только на объективных данных о взаимодействии языка, информации и коммуникации1:[Богуславский 1991: 71].

Нельзя не признать и тот факт, что развитие компьютерных технологий оказывает радикальное воздействие как на языковые и ментальные процессы, так и на социальное, вербальное и невербальное поведение носителей языка, а также на процессы обучения. «Как только письмо утратило монополию на фиксацию и хранение текстов, коммуникативная ситуация в обществе начала радикально меняться» [Костомаров 2005: 147].

В настоящее время оптимизация обучения иностранному языку (в том числе и русскому как иностранному) является актуальной задачей не только в области образования, но и в других областях деятельности современного человека. Одним из решений данной задачи может стать использование технических средств обучения, которые представляют собой наиболее простой (в плане использования) и в то же время наиболее сложный (в плане подготовки) способ оптимизации обучения. Кроме этого, по мнению ученых, «современное образование, как составную часть включающее и использование компьютеров, могло бы начать решать задачу радикального изменения соотношения периодов развития молодых людей в отрочестве и юности <. .> Уменьшение формальной роли человека-педагога позволило бы подвести его к выполнению задачи выявления и развития особых способностей и индивидуальных черт каждого учащегося» [Иванов 2004: 88].

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня — это не просто колоссальный источник информации. Оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями позволяют использовать Интернет и как инструмент для познавательной деятельности, и как инструмент для общения, и как средство обучения. «Соперник письменности оказывается могущественнее и ускоренно строит свой новый виртуальный мир, вырабатывает свой язык» [Костомаров 2005: 147].

Использование новых образовательных технологий позволяет располагать уникальной информацией о состоянии языка на вербальном и невербальном уровнях.

Некоторые исследователи и преподаватели, использующие компьютерные технологии в дистанционном обучении, разрабатывающие электронные пособия, учебники, обращают внимание в своих работах на «искусственность» речевой электронной среды [Потапова 2005; Азимов 2000; Карамышева 2001; Аверин 2002(1)]. Электронные учебники моделируют коммуникативную среду с заранее запрограммированной структурой, в которой происходит общение. Задачей подобных учебников поведенческого типа является обучение клишированной речи в стандартных ситуациях общения. Задачи обучения творческой деятельности, подлинной межкультурной коммуникации практически не ставятся. При этом иностранные выпускники высших учебных заведений, работающие преподавателями русского языка за рубежом, оказываются перед такой проблемой, как отсутствие языковой среды, что не позволяет им в полной степени заниматься самокоррекцией, поддерживать и повышать собственный уровень знаний русской речи, оценивать свое речевое поведение в разных коммуникативных ситуациях.

Обращение к проблемам оптимизации процесса обучения русского языка как иностранного потребовало изучения возможностей естественной компьютерной коммуникативной среды в аспекте образовательных задач.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена:

— изменившимися требованиями к качеству и формам обучения иностранному языку, в том числе и русскому как иностранному;

— недостаточной разработанностью современных методик, ориентированных на овладение языком и нацеленных на активную образовательную деятельность обучающегося, на «обучение в течение всей жизни»;

— необходимостью разработки на базе естественной компьютерной коммуникативной среды новых подходов к формированию условий для овладения русским языком как иностранным с учетом развития ключевых компетентностей в процессе обучения иноязычному общению.

Цель настоящего исследования состоит в разработке теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методической системы, направленной на формирование у обучаемых коммуникативной компетентности с использованием компьютерной коммуникативной среды на базе сетевых дневников.

Объект исследования — учебно-познавательная деятельность иностранных студентов-филологов, владеющих русским языком в объеме второго сертификационного уровня общего владения (по шкале Государственного образовательного стандарта по русскому языку как иностранному).

Предмет настоящего исследования — методика формирования у студентов-иностранцев навыков спонтанного общения на русском языке в компьютерной коммуникативной среде сетевых дневников.

В соответствии с основной целью исследования выдвигается следующая гипотеза: уровень коммуникативной компетенции у иностранных учащихся повысится, если в процессе обучения русскому языку будет использована компьютерная коммуникативная среда сетевых дневников как фактор формирования сильной мотивации в изучении языка и приобретении навыков спонтанной разговорной речи, развития рефлексии для выбора адекватных коммуникативной ситуации и цеди речевых стратегий и тактик.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования поставлены следующие задачи:

1) выявить содержательное наполнение понятий «компьютерная коммуникативная среда» и «компьютерный дискурс»;

2) собрать эмпирический материал (примеры наблюдения за различными видами электронной коммуникации) и обосновать принципы отбора изучаемого материала в лингвистическом и лингводидактическом аспектах;

3) проанализировать возможности использования текстов сетевых дневников в аспекте формирования коммуникативной компетенции;

4) разработать методическую систему по использованию компьютерной коммуникативной среды в процессе обучения разговорной ситуативно обусловленной речи;

5) апробировать в условиях экспериментального обучения эффективность использования текстов сетевых дневников для формирования навыков разговорной речи, функционирующей в сфере компьютерной коммуникации.

В процессе решения поставленных задач были использованы следующие методы и приемы исследования:

— системный анализ лингвистической, психолингвистической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы в определении научных основ исследования;

— метод анкетирования;

— метод интервьюирования;

— тестирование;

— различные виды педагогического эксперимента (ориентирующий, констатирующий, обучающий, контрольный);

— статистический анализ экспериментальных данных.

Материалом для анализа являются сетевые дневники, которые представляют собой устный спонтанный текст, зафиксированный в письменной форме. Анализируемые тексты рассматриваются как продукт речевой деятельности интерактивного характера, выполняющего коммуникативную функцию.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе предпринята попытка создать новый подход в использовании компьютерной среды как учебной для формирования способов и приемов оперирования языковыми знаниями в процессе интерактивной коммуникации. Впервые были проведены анализ мультимедиальных средств в лингводидактическом аспекте, а также апробация методики использования сетевых дневников, позволяющей реализовать процесс обучения русскому языку/речи как иностранному в качественно новом виде — в интерактивном режиме, который способствует активизации и оптимизации процесса овладения навыками разговорного диалогического общения, а также активизации познавательных способностей обучаемых.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании актуальности лингводидактической составляющей компьютерной коммуникативной среды в создании технологий обучения, направленных на формирование, развитие и диагностирование коммуникативной компетенции. Включение в процесс обучения такой образовательной среды, как компьютерная, потребовала нового осмысления и интерпретации понятийно-терминологической базы, что может найти отражение в теории обучения второму языку. Не менее важным является и осмысление современных компьютерных технологий в аспекте новых образовательных задач, нацеленных на оптимизацию обучения иностранному языку.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана эффективная методическая система формирования коммуникативной компетенции с использованием компьютерной коммуникативной среды. Описание и анализ особого вида коммуникации могут служить учебно-методической базой для создания специальной учебно-информационной среды, позволяющей формировать и развивать навыки естественного общения, а также сознательно овладевать нормами речевого поведения в условиях естественной среды бытования русской речи.

Результаты исследования могут быть использованы в проектировании и реализации образовательных программ по обучению русскому языку как иностранному и овладению навыками спонтанного речевого общения в аудиторное и внеаудиторное время. Особое значение разработанный методический материал имеет в практике организации самостоятельной работы, ориентированной на эффективное освоение механизма продуцирования речи в условиях реальной ситуации общения, формирование сознательной мотивации в постоянном языковом совершенствовании на базе доступных в настоящее время компьютерных технологий.

Апробация результатов исследования осуществлена в ходе экспериментального обучения, которое проводилось в группах китайских и польских студентов в РГПУ им. А. И. Герцена, а также в процессе обучения магистрантов филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена современным видам коммуникации и их функций в методиках преподавания языку.

Результаты исследования могут быть использованы при построении практического курса занятий по русскому языку как иностранному, в реализации образовательных программ по овладению навыками спонтанного речевого общения в аудиторное и внеаудиторное время, в практике организации самостоятельной работы для эффективного освоения механизма продуцирования речи и постоянного языкового совершенствования иностранными учащимися вне языковой среды, а также в системе повышения квалификации учителей, преподающих иностранные языки (в том числе и русский как иностранный).

В настоящее время зарубежные и российские исследователи ведут поиски в области разработки эффективных методик овладения иностранными языками. Российские информационные ресурсы становятся сегодня все более актуальными и востребованными иностранными пользователями. При этом формы общения людей постоянно меняются, и современное развитие компьютерных технологий идет по пути комбинации разных форм общения (от написания электронных писем до интернет-телефонии). Так, программа SJtype объединяет в себе возможности чат-коммуникации, телеконференции, отсылки электронных писем, возможности ip-телефонии. позволяющей звонить через Интернет на мобильные и стационарные телефоны в любой точке мира.

В настоящем диссертационном исследовании проведена предварительная работа по введению в технологию освоения языка/речи на базе компьютерной коммуникативной среды. В дальнейшем необходимо изучить дополнительные возможности данной среды и разработать концептуальную базу методической работы с ресурсами, представленными в российской части глобальной компьютерной сети.

Заключение

.

Социальные, экономические и геополитические изменения в мире последнего десятилетия привели к формированию единого информационного общества, выдвигающего новые требования к личности, которую характеризует мобильность и компетентность в решении профессиональных задач, что в сложившихся условиях требует высокого уровня владения иностранным языком/языками. Современная образовательная стратегия нацелена на активную образовательную деятельность обучающегося, на «обучение в течение всей жизни», что ведет к поиску новых эффективных методик обучения иностранному языку (в том числе и русскому как иностранному).

Задачи оптимизации обучения иностранному языку, рассматриваемые в настоящем диссертационном исследовании, решаются путем использования новых технологий, методик, направленных не просто на обучение, а на овладение языком/речью. Однако любые технологии будут эффективными только тогда, когда обучаемый имеет сильную мотивацию для овладения языком. В качестве одного из решений оптимизации процесса обучения предлагается использование компьютерных технологий, предоставляющих разнообразные возможности для осуществления познавательной деятельности, а также для спонтанного общения с носителями языка.

В ситуации с использованием сетевых дневников в методических целях вопрос оптимизации овладения речью решается также путем изменения учебного материала, позволяющего формировать навыки спонтанного общения. Новая единица обучения — тематически-организованный текстпредставляет собой «естественный материал» разговорной речи, зафиксированный в письменной форме. Особый интерес в методическом плане представляет анализ и отработка подобных языковых форм разговорной речи с дальнейшим выходом непосредственно в коммуникативную среду.

В диссертационном исследовании проанализирована компьютерная коммуникативная среда, ее понимание в современной научной литературе, рассмотрены модели и функции коммуникации. Характерными чертами компьютерной коммуникативной среды как новой сферы коммуникации являются следующие: это мультимедиальный канал общения, функцию главного элемента интерактивной модели данной среды выполняет компьютер, это объединение массовой, межличностной и групповой коммуникации. В исследовании рассмотрены различные виды общения и проанализированы их возможности с методической точки зрения.

Для характеристики общения в компьютерной коммуникативной среде введено понятие «компьютерный дискурс», представляющий собой коммуникативную ситуацию, включающую сознание коммуникантов и создающийся в процессе общения текст. Проведенный анализ языковых средств компьютерной коммуникативной среды позволил выделить естественную письменную русскую речь в сфере электронной коммуникации, характеризующуюся адаптацией средств устной разговорной речи к письменной форме.

На основании проведенного анализа электронных видов общения было обнаружено, что сетевой дневник для обучающихся является наиболее целесообразным и методически оправданным инструментом, который может быть использован для решения задач профессионального самообразования иностранных учащихся. В исследовании были рассмотрены положительные стороны сетевого дневника (естественная форма общения, время ответа на сообщения, психологический комфорт пользователя и др.) и изучены трудности в использовании данного ресурса в процессе овладения иностранным языком (трудности в «приобретении новых друзей», пассивная позиция учащихся в общении, технические сложности и др.), а также возможные пути их решения.

В работе представлена методическая система поэтапного использования компьютерной коммуникативной среды для преподавателей и учащихся в учебно-методических целях. На базе использования сетевых дневников предложена система практической подготовки иностранных учащихся к самостоятельному использованию коммуникативных ресурсов Интернета в дальнейшем овладении навыками разговорной речи.

Для проверки эффективности разработанной методической системы был проведен обучающий эксперимент в группах иностранных учащихся, изучающих русский язык по программе Государственного образовательного стандарта 2-ого сертификационного уровня.

В ходе обучающего эксперимента производилась апробация и корректировка разработанной методической системы. Содержанием обучения послужили речевые интенции (сообщения) пользователей сетевых дневников. Система работы по подготовке к использованию компьютерной коммуникативной среды включала в себя несколько этапов: ознакомление с возможностями Интернета, спецификой сетевых дневниковпрезентация особенностей естественной письменной речи сетевых дневниковформирование и тренировка умений реализовывать коммуникативные интенции в соответствии с правилами компьютерной коммуникативной среды.

Для проверки эффективности разработанной методической системы был проведен контрольный эксперимент. По результатам контрольного эксперимента выявлено повышение мотивации к овладению навыками спонтанной речи, освоение основных особенностей общении в компьютерной коммуникативной среде. Учащиеся получили базовые знания для вхождения в данную среду. Данные результаты свидетельствуют об эффективности и целесообразности предложенной методической системы по овладению иностранными учащимися коммуникативного поведения в компьютерной среде.

Полученные в ходе эксперимента данные подтвердили выдвинутую гипотезу диссертационного исследования, заключавшуюся в том, что уровень коммуникативной компетенции у иностранных учащихся повысится, если в процессе освоения русского языка будет использована компьютерная коммуникативная среда сетевых дневников как фактор формирования сильной мотивации в изучении языка, развития рефлексии для выбора адекватных коммуникативной ситуации и цели речевых стратегий и тактик.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.В. Размышление об электронных учебниках // Мир русского слова. 2002 (1). — № 1. — С. 99−101.
  2. Д.В. Рекомендации по созданию электронных учебных пособий // Мир русского слова. 2002 (2). — № 2. — С. 106−108.
  3. Л.Я., Рунов А. В. Современные проблемы Интернет обучения // Информатика и образование, № 5, 2003. С. 70−75.
  4. А.В. Компьютеризация как феномен человеческой деятельности: Автореф. дис.. канд. философ, наук. Ростов-на-Дону, 2000. — 22 с.
  5. АжажК. Человек говорящий: Вклад лингвиста в гуманитарные науки: Пер. с фр. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 304 с.
  6. Э.Г. Использование компьютера в обучении РКИ. М.: Рус. яз., 1989.-78 с.
  7. Э.Г. Использование компьютера в обучении РКИ. М.: Рус. яз., 2000. — 80 с.
  8. Э.Г. К лингвометодической интерпретации учебных материалов на мультимедиа // Пути и средства повышения мотивации обучения русскому как иностранному языку. М.: Изд-во РУДИ, 1997. — С. 335−336.
  9. Ю.Азимов Э. Г. Теория и практика использования компьютерных программ в преподавании русского языка как иностранного. Информ.-аналит. обзор. -М.: Информ.-учеб. центр ГИРЯП, 2000. 149 с.
  10. Э.Г., Кулибина Н. В. Новые формы повышения квалификации в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина
  11. Электронный ресурс. — Электрон, дан. — М.: Справочно-информационный интернет-портал «Грамота. Ру», 2005]. — Режим доступа: http://gi'amota.ru/mag arch. html/rnag arch. html?id=316, свободный. — Загл. с экрана.
  12. В.В. Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1998. — 18 с.
  13. Ю.Г. Вербальный и иконический компоненты креолизованного текста в интракультурной коммуникации (экспериментальное исследование): Автореф. дис.. канд. фил. наук. Ульяновск, 2002. — 23 с.
  14. С. Русскоязычная среда на занятиях как средство формирования коммуникативной компетенции // Русский язык за рубежом. 1993. — № 1.
  15. АнисимоваЕ.Е. Креолизованные тексты тексты XXI века? Взаимодействие вербального и паралингвистического в тексте: Учебное пособие по интерпретации текста. — Воронеж: ЕДКИ, 1999. — 148с.
  16. О.Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Мотивация пользователей Интернета. Электронный ресурс. — Электрон, дан. — @FOLLOW, [2002]. — Режим доступа: http://www.follow.rU/article/l 13, свободный. — Загл. с экрана.
  17. Н. Д., ПадучеваЕ.В. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая прагматика. -М.: Рогресс, 1985. Вып. 16. — С.3−42.
  18. Г. Дистантное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000. — С. 333−366.
  19. А.А. Языковое оформление Web-страниц // Русский язык в школе. 2002. — № 5. — С. 65−70.
  20. БабанскийЮ.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., Педагогика, 1977. — 254 с.
  21. У. Чем затрудняется понимание русской неформальной дискуссии иностранными специалистами-русистами // Мир русского слова". 2005. -№ 1−2.-С. 49−53.
  22. М.М. Эстетика словесного творчества / Примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. 2-е изд. -М.: Искусство, 1986. -444 с.
  23. М.И. Информационная среда обучения. СПб., 1997.
  24. Э. Обучение в режиме онлайн // Мир русского слова. 2001. — № 4. -С. 76−77.
  25. Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. Москва, 12−14 апреля 2000 г. М.: Экопсицентр РОСС. — С. 249−251.
  26. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. Изд. 2-е, перераб. и. доп. М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
  27. JT.H. Применение ЭВМ в лингвистических исследованиях и лингводидактике: Учеб. пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1986. — 82 с.
  28. П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 41−45.
  29. Л.Г. Прагматика сетевого информационного текста: (на материале английского языка: Автореф. дис.. канд. пед. наук, М., 2001. 25 с.
  30. М.А. Компьютерная лингводндактика: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2005. — 216 с.
  31. В.В. Текст и текстовое общение: Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 1993.-67 с.
  32. Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. Учебное пособие. Калинин, 1975. — 106 с.
  33. А.Н., Ускова О. А. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному: обзор отечественных и зарубежных информационных технологий и методик. М.: Ред. Изд. Совет МОЦ МГ, 2004. — 72 с.
  34. И.М. Лингвистический процессор и локативные обстоятельства // Вопросы языкознания. 1991. — № 1. — С. 69−78.
  35. В.В., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
  36. БорисоваИ.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. М.: КомКнига, 2005.-320 с.
  37. Е.Н. Жанровая квалификация дискурса телеконференций Фидонет. Автореферат дисс.. канд. фил. наук. Томск, 2001. — 24 с.
  38. В.П. Национально-ориентированная методика в действии // Русский язык за рубежом 1998. — № 1.
  39. Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие. -М.: Логос, 2001.-304 с.
  40. ВасильеваТ.В. Об основных требованиях, предъявляемых к компьютерной обучающей программе // Пути и средства повышения мотивации обучения русскому как иностранному языку. М.: Изд-во РУДН, 1997. — С. 242−243.
  41. Т.В., Затинацкая С. О необходимости создания банка компьютерных обучающих программ по русскому языку // Проблемы и перспективы непрерывного профессионального образования: Тезисы докладов. М.: РУДН, 1997. — С. 9.
  42. Т.В., Руденко-Моргун О.И. Новые информационные технологии в решении проблемы внедрения гибкой модели обучения в практику преподавания РКП // Международная конференция по русскому языку. Тезисы конференции. М.: МГУ, 1994, — С. 9.
  43. ВегвариВ. Новые технологии в обучении РКП // Русский язык за рубежом. 2001. — № 2. — С. 54−57.
  44. О. Интернет как феномен межкультурной коммуникации при преподавании РКИ // Русский язык в центре Европы-2: сборник статей. -Банска-Бистрица, 2000. С. 95−101.
  45. О. К вопросу использования Интернета на уроках РКИ // Русский язык в центре Европы-3: сборник статей. Банска-Бистрица, 2000. — С. 67−74.
  46. В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. -М.: Наука, 1975.-599 с.
  47. С.И. Нормативный и коммуникативно прагматический аспекты культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения.-М.: Наука, 1996.-С. 121−152.
  48. С.А. Теоретические основы обучения моделированию научного текста (русский язык как иностранный, основной этап обучения.- СПб.: Издательство «Европейский дом», 2001. 260 с.
  49. А.Н. Формирование ключевых компетентностей у студентов 1 курса языкового факультета в процессе обучения иноязычному общению (на материале английского языка). Автореферат дис.. канд. пед. наук. -СПб., 2005.-20 с.
  50. И.Е. Почему устают глаза при работе на компьютере // Информатика и образование. 2002. — № 1. — С. 67−70.
  51. Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций). Автореферат дис.. канд. фил. наук. Волгоград, 2001. — 19 с.
  52. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981, — 139с.
  53. П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы философии. 1977. — № 4. — С. 95−101.
  54. JI.K., ЗуевИ.И. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку: Учебное пособие / Гейхман JI.K., Зуев И. И. -Пермь, 2006.-211 с.
  55. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 263 с.
  56. .А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. -М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. 96 с.
  57. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. 3-е, перераб. и доп. М.: Изд-во «Лабиринт», 2001. — 304 с.
  58. Е. О гестбуках Электронный ресурс. — Электрон, дан. — М.: Интернет-журнал «Zhumal.ru», [2003]. — Режим доступа: http://www.zhumal.ru/staflyg-ornv/texts/gb.htiTLl свободный. — Загл. с экрана.
  59. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень: Общее владение / Иванова А. С. и др. -М. СПб.: «Златоуст», 1999. — 40 с.
  60. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень: Общее владение / Иванова А. С. и др. -М. СПб.: «Златоуст», 1999. — 36 с.
  61. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Третий уровень: Общее владение / Иванова А. С. и др. -М. СПб.: «Златоуст», 1999. — 44 с.
  62. С., ДевкинА. Письмо как личный продукт в виртуальной среде // Мир русского слова. 2002. — № 1. — С. 95−98.
  63. Т.Г., Попков В. Д., СадохииА.П. Основы межкультурной коммуникации Электронный ресурс. — Электрон, дан. — М.: Библиотека по культурологии, [2003]. — Режим доступа: http://www.cornitaes.m/libraiT/intercuMiikom.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  64. Э. Жизнь в эпоху Интернета: Release 2.0 / Под ред. А. В. Евтюшкина и Ю. А. Кузьмина. М.: Бизнес и компьютер, 1998. — 378 с.
  65. О.В. Графическая неоднородность как категория гипертекста // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2002. — № 6. — С. 91−103.
  66. О.В. О гипертекстах: «книжных» и электронных // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2003 (1). -№ 3. — С. 106−120.
  67. В.З. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ: Учеб.-практич. пособие. М.: Изд-во Моск. унта, 1989.- 172 с.
  68. Е.М., УшаТ.Ю. АВК как аспект преподавания РКИ: В 3-х ч. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998 2000.
  69. В.К. Оптимизация управления учебным познанием. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1970. — 16 с.
  70. В. Смайлики: история и современность // Chip. 2003. — № 4. -С. 142−143
  71. Г. В. Механизмы контроля языковой правильности высказывания. -Харьков: Основа, 1990. 184 с.
  72. Г. В., Рапопорт И. А. Проблемные задачи в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1992. — № 5. — С. 17−18.
  73. Г. В., Рапопорт И. Я. Язык и личность. Харьков, 1991. — 79 с.
  74. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.- 167 с.
  75. О.И. Этика в компьютерном жаргоне // Логический анализ языка науки. Языки этики. М., 2000. — С. 246−253.
  76. А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете Электронный ресурс. — Электрон, дан. — М.: Электронный сайт «Флогистон: Психология из первых рук», [2002]. — Режим доступа: http://www.flogiston.df.nypro свободный. Загл. с экрана.
  77. Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование. -2002,-№ 9.-С. 123−130.
  78. А.А. Введение в психолингвистику. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. — 382 с.
  79. А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды. -М.: Гнозис, 2005. 543 с.
  80. А.А. Текст и его понимание: Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.- 177 с.
  81. А.А., Медведева И. Л. Психолингвистические проблемы учебного двуязычия: Учеб. пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. — 194 с.
  82. Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 1987. — 240 с.
  83. Е. А. Словообразование как деятельность. М.: Наука, 1992. — 220 с.
  84. И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Рус. яз., 1989.-219 с.
  85. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 219 с.
  86. ЗолотоваГ.А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998. — 528 с.
  87. А.В. Информационные технологии в лингвистике: Учеб. пособие для студ. лингв, фак-тов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
  88. В.В. Лингвистика третьего тысячелетия: Вопросы к будущему. -М.: Языки славянской культуры, 2004. 208 с.
  89. ИЗ. Иванов В. Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. 2002. -№ 1.-С.71−81.
  90. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
  91. Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. СПб.: Издательство «Союз», 2001. — 192 с.
  92. КарасикВ.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. — С. 5−20.
  93. А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка // «Иностранные языки в школе. 2002. — № 4. — С. 73−78.
  94. А. О blog-ax замолвим пару словечек Электронный ресурс. — Электрон, дан. — М.: Библиотека ресурсов Интернет индустрии I2R, 2003. — Режим доступа: http://i2r.rusfund.ru/static/224/out17802.shtml, свободный. — Загл. с экрана.
  95. КапжинВ.Б. Введение в теорию коммуникации Электронный ресурс. — Электрон, дан. —М.: Персональная интернет-страница В. Б. Канпсина, [2003]. -Режим доступа: http://kachkme.narod^свободный. — Загл. с экрана.
  96. А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания (универсальное, типовое и специфическое в языке). М.: Изд-во МГУ, 1992.-336 с.
  97. КимМ. Опыт работы в виртуальном мире // Высшее образование в России. № 1. — 2002. — С. 63−68.
  98. Е.В. Речевая коммуникация: Успешность речевого взаимодействия. -М.: РИПОЛ классик, 2002. 317 с.
  99. Кв. О смысловом строении спонтанной устной речи // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XV. Современная зарубежная русистика. М.: Прогресс, 1985. — С.512−524.
  100. Г. А. Применение средств интерактивного общения в процессе обучения // Науки и школа. 2003. — № 4. — С. 33−34.
  101. В.А., Шубина H.JL Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: Научно-методическое пособие: 2-е изд., доп. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 434 с.
  102. Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 2001. — 260 с.
  103. КоломиецВ.А. Ресурсы всемирной сети как составная часть непрерывного образования учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2003. — № 3. — С. 86−90.
  104. КолосницинаГ.В., Молчановский В. В. Перспективы развития новых технологий обучения // Мир русского слова. 2001. — № 4. — С. 78−81.
  105. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. -вар. 2-й, перераб. и доп. М., 2002. — 95 с.
  106. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 392 с.
  107. О.В. Использование гипертекстовой технологии при обучении иностранных учащихся языку специальности в техническом вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2001. 16 с.
  108. КоптюгН.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. 2003. — № 3. — С. 62−66.
  109. В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. — 287 с.
  110. Г. Институт дистанционного образования // Высшее образование в России. 2002. — № 5. — С. 123−126.
  111. И.Р. Гипертекст как способ коммуникации // Социологический журнал. -2000. -№½. С. 36−57.
  112. И.Р. Гипертекст как форма организации социального знания: Автореф. дис.. канд. социол. наук. М, 2001. — 22 с.
  113. М. Спенсер-мл, Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе / Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. — 384 с.
  114. ЛампрехтР, ХлебдаВ, Шубина Н. Л. За порогом языкового конфликта. Международный проект по описанию русской устной спонтанной речи // Русистика. Берлин. 1999. — №½.
  115. О.А. Русский разговорный синтаксис. Изд. 2-е, стереотипное. -М.: Едиториал УРСС, 2003. 400 с.
  116. Н.Б. Естественная письменная русская речь: проблемы изучения // Русский язык: исторические судьбы и современность. Международный конгресс русистов-исследователей 13−16 марта 2001. -М., 2001.-С. 260−261.
  117. А. А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Психология». 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  118. П.В. Компьютерный жаргон Электронный ресурс. — Электрон, дан. — М.: Справочно-информационный интернет-портал «Грамота. Ру», [2003]. — Режим доступа: http://www.gramota.ru/magnew.html?id=91, свободный. — Загл. с экрана.
  119. ЛысаковаИ.П. Рече-поведенческие тактики: лингвокультурологическое содержание и место в преподавании РКП // Русистика и современность. Мат-лы VII межд. научн.-практ. конф-ии 17−18 сент. 2004 г. Т.1. СПб.: Изд-во «Сударыня», 2005. — С. 279−285.
  120. ЛюбичеваЕ.В. Персональные компьютеры и их использование при обучении русскому языку. Л.: ЛГПИ, 1990. — 71 с.
  121. М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДКГ «Гнозис», 2003. -280 с.
  122. Т. Языковое тестирование / Пер. с англ. Л. Н. Беляевой. М.: RELOD, 2005, — 192с.
  123. МеняевМ.Ф. Компьютеризация технологии обучения. М.: МГУ, 1991.-68 с.
  124. Н.Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи // Социальная лингвистика. М.: Аспект-пресс, 1996. — С. 7−29.
  125. О.Д. Тенденции развития методики обучения русскому языку как иностранному // Практическая методика преподавания русского языка на начальном этапе / Н. С. Власова, Н. Н. Алексеева и др. М.: Рус. яз., 1990.-С. 5−9.
  126. МихееваТ.И., Михеенков И. Е. Программная таксономия основа для создания гипермедийных обучающих программ // Информационные технологии. — 1998. -№ 8. — С. 40−43.
  127. В. Открытое образование: идеология формирования сети // Высшее образование в России. 2002. — № 6. — С. 78−83.
  128. В.В., Шипелевич JI. Преподаватель русского языка как иностранного. Введение в специальность. М.: Рус. яз. Курсы, 2002. — 320 с.
  129. JI.B. Методологические аспекты лингводидактики и методики обучения языку. Пособие для студентов и аспирантов. СПб.: Корифей, 2002. — 48 с.
  130. JI.B. Теоретические основы выбора оптимального метода обучения (русский язык как иностранный, начальный этап). СПб.: СМИО Пресс, 1999.- 160 с.
  131. МусиноваЕ.В. Работа с информационными ресурсами Internet. Учебное пособие для слушателей образовательной программы «Современные информационные технологии». СПб.: Изд-во «Интерлайн», 2002.
  132. А.А. Методические основы использования ресурсов Интернета при обучении чтению на уроке РКИ (на материале газетно-публицистических текстов). Автореферат дис.. пед. наук. М., 2004. — 17 с.
  133. И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-на-Дону, 1999.-370 с.
  134. Э. Русский язык, Россия и Интернет // Русский язык за рубежом.-2001,-№ 2.-С. 63−65.
  135. И.Ю. Теория и практика создания электронного учебника по русскому языку как иностранному: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2001.-23 с.
  136. А.А. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 57−64.
  137. И. Интернет-общение Электронный ресурс. — Электрон, дан. — [М.]: Электронный сайт «Cityline», [2002]. — Режим доступа: www.cityline.m/paravozov-news, свободный. — Загл. с экрана.
  138. Е.И. Коммуникативность основное направление современного обучения иностранным языкам. // Коммуникативность обучения — в практику школы: Из опыта работы. Кн. Для учителя / Под ред. Е. И. Пассова. — М.: Просвещение, 1985. — 127 с.
  139. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  140. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. — 276 с.
  141. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  142. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
  143. Педагогическая полезность как средство оценки качества компьютеризированного курса / Э. Г. Скибицкий, А. В. Слуднов. -Новосибирск: НИПКиПРО, 1996. 107 с.
  144. Плеухова Л. Ф, Ситников Ю. К. Познавательная деятельность студентов в условиях компьютерного обучения // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 34−38.
  145. Л.Н. Создание текста в компьютерной среде: (на материале коммерческого дискурса). Автореф. дис.. канд. философ, н, М, 1993. 15 с.
  146. ПодласыйИ.П. Педагогика. М.: Просвещение: Гуман. изд. центр «ВЛАДОС», 1996.-630 с.
  147. Л.А. Использование Интернета в бучении иностранным языкам // Иностранный язык в школе. 2003. — № 5. — С. 25−31.
  148. Д.С. Текст как выражение типа сознания Электронный ресурс. — Электрон, дан. — [М.]: Российская сеть информационного общества, [2002]. — Режим доступа: http://www.isn.ru/info/seminar-do c/'Text. doc, свободный. — Загл. с экрана.
  149. Р.К. Виртуальная коммуникация и лингвистика. // Информация Коммуникация — Общество (И-Н-0 2001): Тезисы докладов и выступлений Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 13−14 ноября, 2001. — СПб., 2001. — С. 94−95.
  150. Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика: Учебное пособие. Изд. 4-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2005. — 368 с.
  151. Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика. М.: Радио и связь, 1997. — 528 с.
  152. Г. Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001.- 656 с.
  153. Г. Г. Теория коммуникации. М.: Центр, 1998 — 352 с.
  154. Л.Д. Россия на пути к информационному обществу // Технологии и средства связи 2001. — № 3. — С. 8−11.
  155. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Г. М. Васильева и др.- под ред. И. П. Лысаковой. -М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. 270 с.
  156. СазановаИ.А. Интернет и современное общество // Вестник северозападного отделения РАО. Образование и культура северо-западной России. Вып. 4: Университет: единство науки, образования и культуры. -СПб, 1999.-С. 288−292.
  157. К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. — 320с.
  158. С., ТкаченкоА. Представление текста // Народное образование. 2002. — № 7. с. 131−138.
  159. Е.Е. Устная речь в аспекте прикладных задач // Русский язык как иностранный: теория. Исследования. Практика. Выпуск V. Материалы IV международной научно-практической конференции 28−29 июня 2001 г. СПб.: Изд-во «Сударыня», 2002. — С. 150−152.
  160. О.Б., Кузьмичева И. С., Сирченко Л. И., Токарева Л. Т., Травкина Н. И. Некоторые синтаксические особенности разговорной речи // Русская разговорная речь. Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1970. — С.141−149.
  161. Ф.О. Русский язык «выпутался» из Сети Электронный ресурс. — Электрон, дан. — [М.]: Электронный сайт «Психология Интернета», [2005] (2). — Режим доступа: http://psynet.carfax.ru/texts/smirnov 1 .htm, свободный. •— Загл. с экрана.
  162. СмолянскийА. Интернет для русистов // STUDIA ROSSICA POSNAMENSIA. vol. XXXI. Adam Mickicwicz University Press, Poznari, 2003. -C. 239−248.
  163. А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 1996. — 320 с.
  164. И.А. Модели описания коммуникативного поведения. -Воронеж, 2000. 27 с.
  165. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общ. образования / Под ред. А. А. Пинского. М.: Мир книги, 2001. — 119 с.
  166. О.Б. Основы оптимизации обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Автореф. дис. докт. пед. наук. П., 1992. — 32 с.
  167. Т.Н., Сидоренко А. Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. -2002,-№ 2.-С. 41−43.
  168. А., Говорун М. Мы спросили у Live Journal // Мир Internet. -2001.-№ 12, — С. 90−91.
  169. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.-261с.
  170. JI.M. Духовный смысл Интернета Электронный ресурс. — Электрон, дан. — [М.]: Электронный сайт радиокомпании «Маяк», [2002]. — Режим доступа: http://www.radiomayak.rU/society/03/02/l 8/1813 .html, свободный. — Загл. с экрана.
  171. O.K., Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -1986.-№ 3,-С. 31−42.
  172. O.K., Бабанин JI.M. ЭВМ и новые проблемы психологии: Учеб. пособие для слушателей ФПК. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 203 с.
  173. А. Виртуальная коммуникация как синтез письменной и устной речи // Мир Internet. 1999. — № 7−8. — С. 94−96.
  174. Требования по русскому языку как иностранному: Пороговый уровень. Повседнев. общение / М-во образования Рос. Федерации, Рос. гос. система тестирования граждан зарубеж. стран по рус. яз.- Корчагина Е. Л. и др. -СПб.: Златоуст, 2002. 44 с.
  175. А. Информационные технологии в гуманистической парадигме // Высшее образование в России. 2002. — № 5. — С. 126−130.
  176. Г. Н. Как обозначить принадлежность к Интернету // Мир русского слова. 2001. — № 4. — С. 73−75.
  177. Г. Н. Мысль изреченная, или акт коммуникации Электронный ресурс. — Электрон, дан. — М.: Справочно-информационный интернет-портал «Грамота. Ру», [2003]. — Режим доступа: http://www.gramota.ru/magai'ch.htmI?id22, свободный. — Загл. с экрана.
  178. Г. А. О чем пока молчит Рунет Электронный ресурс. — Электрон, дан. — М.: Справочно-информационный интернет-портал «Грамота. Ру», [2002]. — Режим доступа: http://www.gramota.ru/magarch.html?id=T 1, свободный. — Загл. с экрана.
  179. О.Б. Электронные лектории // Педагогика 2002. — № 8. — С. 39−43.
  180. УсейноваГ.И. Критерии отбора материала для определения уровня обученности языку с помощью компьютера // Международная конференция по русскому языку. Тезисы конференции. МГУ, Москва, 1994, С. 142.
  181. И.В. Интернет как инструмент маркетинга. СПб.: БХВ -Санкт-Петербург, 2000. — 256 с.
  182. И.Ф. Педагогика : Учеб. пособие для вузов по пед. спец. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2002. — 516 с.
  183. В.В. Русское просторечие как культурный феномен // Преподавание русского языка как иностранного: традиции и перспективы. Сборник статей. СПб.: «Златоуст», 1999. — С. 107−125.
  184. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс. — Электрон, дан. — [М.]: Электронный журнал «Эйдос», 23 апреля, 2002. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/ioumal/2002/0423.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  185. Цзян Цюнь, Чэнь Фугун, Использование CD-ROM при развитии речи на уроках чтения // Русский язык за рубежом. 2001. — № 3. — С. 88−89.
  186. Л.П. Использование компьютерных программ в обучении грамматике на начальном этапе обучения // Международная конференция по русскому языку. Тезисы конференции. МГУ. М., 1994. — С. 142.
  187. Р. Как писать для Сети. // Мир Internet. 2001. — № 10. — С. 78−79.
  188. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск, ИГУ, 1985. — 198 с.
  189. Д. Креативный подход к использованию компьютерной техники // Высшее образование в России. 2002. — № 6. — С. 157−159.
  190. А.С. Устное речевое общение: к определению понятия // Преподавание русского языка как иностранного: традиции и перспективы. Сборник статей. СПб.: «Златоуст», 1999. — С.90−99.
  191. И.С. Психологические особенности Интернет-общения Электронный ресурс. — Электрон, дан. — [М.]: Электронный сайт «Psychology.ru», [2002]. — Режим доступа: http. V/www.psychology.ru/lomonosov/tesises/hl.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  192. Н.Л. Сфера письменной коммуникации: новые объекты исследования и обучения // Русский язык как иностранный: теория. Исследования. Практика. Выпуск VI. СПб.: Изд-во «Сударыня», 2003. -С. 67−73.
  193. Н.Л. Устная речь как явление спонтанного порядка // Русский язык как иностранный: теория. Исследования. Практика. Выпуск V. Материалы IV международной научно-практической конференции 28−29 июня 2001 г. СПб.: Изд-во «Сударыня», 2002. — С. 9−19.
  194. А.Н. Система обучения русскому языку как иностранному // Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов (включенное обучение) / Под ред. А. Н. Щукина. М.: Рус. яз., 1990.-С. 17−46.
  195. Электронное обучение: зеленый свет цифровой эре // Мир русского слова.-2002.-№ 2.-С. 109−110.
  196. В.Л. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы Электронный ресурс. — Электрон, дан. — М.: Электронный сайтинститута проблем управления РАН, 2002. — Режим доступа: http://www.ipu.rssi.ru/publ/epstn.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  197. P.M., Заболотский В. П. Научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000. — 454 с.
  198. P.O. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. — 454 с.
  199. Л.П. О диалогической речи // Якубинский Л. П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. — С. 17−58.
  200. И.А., ЯсницкийЮ.Г. Полифункциональная компьютерная программа по русской грамматике для иностранцев // Международная конференция по русскому языку. Тезисы конференции. МГУ. М., 1994. -С. 143.
  201. Arestova О., Babanin L., Voiskounsky A. A sociological and psychological portrait of a computer network user // Human-Computer Interaction. Proc. of the East-West Int. Conf. EWCHT93, vol. 3, Moscow, 1993. pp. 68−75.
  202. Arestova O., Babanin L., Voiskounsky A. Psychological aspects of computer mediated communication // Human-Computer Interaction. Human Aspects of Business Computing. The 6th East-West Int. Conf. EWHCI'96. Moscow, 1996. -pp. 129−145.
  203. Chlebda B. Przewodnik po stron@ch Runetu, Opole, 2004. 95 p.
  204. Danaher D.S., Ott C.R. Pedagogical approach to the design and use of multimedia material in Russian instruction // The learning and teaching of Slavic languages and cultures / Ed. by 0. Kagan, B. Rifkin. Bloomington, Indiana, 2000.
  205. Dudeney G., The Internet and the language Classroom (Cambridge handbooks for language teachers), NY, USA, 2000.
  206. Gorny E., Russian LiveJoumal: National specifics in the development of a virtual community, Russian-cyberspace.org / URL: Version 1.0, 13.05.2004.
  207. Giinther, U., Wyss, E.L. E-Mail-Briefe eine neue Textsorte zwischen Mtindlichkeit und Scbriftlichkeit. In: Hess-Liittich, E.W.B. (Hrsg.). Textstrukturen im Medienwandel. Frankfurt/Main, Berlin, Bern, New York, Paris, Wien: Lang, 1996. — pp. 81 — 86.
  208. Hilz & Turoff The Network Nation. Human Communication via Computer.-Reading, (Addison-Wesley, Mass.), 1978.
  209. Interface strategies: Proc. of the Colloquium, Amsterdam, 24−26 sept. 1997/ Ed. by Hans Bennis, Amsterdam: 2000.
  210. Krause, W.-D. «Kommunikationspraxen im Internet und ihre textuellen Realisierungen» // Krause, W.-D. (Hrsg.) Textsorten im Russischen. Frankfurt/M., Berlin, Bern, New York, Paris Wien: Lang, 1999.
  211. Leamability in optimality theory / Bruce Tesar, Paul Smolensky. Cambridge, London, 2000.
  212. Lyman-Hager M.A. Technology enhanced foreign language learning for millennium // The learning and teaching of Slavic languages and cultures / Ed. by O. Kagan, B. Rifkin. Bloomington, Indiana, 2000.
  213. Runkehl, J., Schlobinski, P., Siever, T. Sprache und Kommunikation im Internet: Uberblick und Analysen. Opladen, Wiesbaden: Westdt. Verlag, 1998.
  214. Voiskounsky A.E. The Development of External Means of Communicative Orientation // Journal of Russian and East European Psychology, vol. 33, N 5, 1995.-pp. 74−81.
  215. Warschauer M., Shetzer H., Christine Meloni, Internet for English Teaching, USA, 2000.1. Словари
  216. Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб., 1999. — 472 с.
  217. B.C. Словарь московского арго: (Материалы 1980−1994 г. г.) М.: Русские словари, 1994. — 700 с.
  218. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева, М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
  219. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике: Св. 10 000 терминов. 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 543 с.
  220. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М., Педагогика Пресс, 1997. — 479 с.
  221. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. Под ред. Г. Н. Скляревской. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. Изд-во «Фолио-Пресс». СПб., 1998. 700 с.
  222. Толковый словарь пользователя PC / Е.Ю. Ваулина- Рос. акад. наук, Ин-т лингв, исслед. СПб.: АТОН, 1998.- 174 с.
  223. А. Толковый словарь «Термины и жаргон Интернета» Электронный ресурс. — Электрон, дан. — М.: Электронная библиотека Максима Мошкова, [2005]. — Режим доступа: http://www.lib.ru/INTERMET/termwww.txt, свободный. — Загл. с экрана.
  224. Энциклопедия «Кругосвет» Электронный ресурс. — Электрон, дан. — [М.], 2005. — Режим доступа: http://www.l
  225. ABBYY Lingvo 7.0 Большой англо-русский и русско-английский словарь Электронный ресурс. —Электрон, дан. и прикладная прогр. (613 Мб). — М.: ABBYY Software house, 2001. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
  226. Учебники и учебные пособия
  227. Н.Н., Иванова Э. И., ДефьеН.В. Время: Учебник русского языка для иностранцев (средний этап). 3-е изд., перераб. и дополн. -М.: Прайс-Н, 2002.- 183 с.
  228. В добрый путь! Учебник русского языка для иностранцев гуманитарный специальностей (средний этап обучения): В 2-х ч. / Погореленко Г. М. и др. Ч. 1: Воронеж: Воронежский ун-т, 1999. — 180 с.
  229. В добрый путь! Учебник русского языка для иностранцев гуманитарный специальностей (средний этап обучения). В 2-х ч. / Погореленко Г. М. и др. -4.2: Воронеж: Воронежский ун-т, 1999. 172с.
  230. Восток. Учебник русского языка для студентов-русистов филологических факультетов вузов Китая // Дин Шуци, Цзян Цунтье, Залманова Т. С., Римская-КорсаковаН.Н., Пекинский институт иностранных языков, Ин-т русского языка им. А. С. Пушкина, Часть 2, 1994.
  231. Живем и учимся в России: Учебное пособие по русскому языку для иностранных учащихся: I уровень / Под ред. Капитоновой Т. И. СПб.: «Златоуст», 2003. — 304 с.
  232. Практикум (продвинутый этап обучения): Учебные тексты. Упражнения и задания. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2002. — 144 с.
  233. Н., Zybert М. Встреча 2. Warsawa, 1998. — 255 с.
Заполнить форму текущей работой