Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактические условия формирования способностей владения цветом в период довузовской архитектурной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая психологические и педагогические закономерности профессионального обучения старших школьников в период довузовской подготовки, мы предположили, что дидактические условия формирования способностей владевдм фетом у учащегося связаны с организацией процесса его движения от обыденного мышления к профессиональному. В этом случае формирование способностей владения цветом должно осуществляться… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦВЕТОДИДАКТИКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ И АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. 1. Развитие методов обучения цветовой грамоте в художественном образовании
    • 1. 2. Анализ современного состояния методики обучения цветовой грамоте в высшей школе
    • 1. 3. Довузовская архитектурно-колористическая подготовка: особенности, цели и задачи в современном обществе
  • 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ВЛАДЕНИЯ ЦВЕТОМ И
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 2. 1. Способности, их виды и основное содержание
    • 2. 2. Психолого-педагогические особенности становления профессиональной деятельности и способностей владения цветом у учащихся в процессе довузовской подготовки
    • 2. 3. Дидактические условия формирования способностей владения цветом у учащихся старших классов
  • 3. МЕТОДИКА фРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ВЛАДЕНИЯ ЦВЕТОМ В
  • УСЛОВИЯХ ДОВУЗОВСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 3. 1. Экспериментальная методика формирования способностей владения цветом в старших классах
    • 3. 2. Контрольный эксперимент. Результаты методики экспериментального обучения и
  • выводы

Дидактические условия формирования способностей владения цветом в период довузовской архитектурной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Успешное решение комплексной задачи интенсификации учебно-воспитательного процесса зависит от двух моментов: правильности учета условий перехода от школьного, общеобразовательного обучения к вузовскому, специализированному и организации процесса интериоризации идеальных форм деятельности человека, присвоения учащимися накопленного знания и «эталонов» умений, являющихся продуктами культуры. В обоих случаях дидакты сталкиваются с необходимостью изменения сознания учащегося, поднятия его на новый уровень развития. В условиях довузовского и вузовского обучения учебный процесс традиционно направлен на работу с «объектом» при отсутствии этапа, обеспечивающего формирование основ профессионального мышления и «видения» действительности. В результате происходит стихийное формирование психических новообразований, составляющих базис специализированного мышления (Давыдов В.В., Нечаев H.H. и др.), что позволяет создавать необходимый фон для развития творческих способностей специалистов различного профиля.

Одним из видов творческих способностей выступают способности владения цветом, формирование которых, как показал теоретический анализ нашего исследования, не являлось объектом педагогического изучения, ни в условиях специализированного, ни общего обучения. Данный вид способностей складывается стихийно в процессе обучения архитектурной или художественной деятельности.

В теории обучения изобразительной грамоте, на основе которой строится и обучение архитектурно-колористической деятельности, до сих пор доминирует представление, сложившееся в педагогике и психологии о врожденном характере этих способностей.

Проведенный анализ последних исследований психологов, связанных с выявлением механизмов профессиональной деятельности (Д.И.Завалишина, Е. А. Климов, Н. Н. Нечаев, 3.А.Решетова, Н. Ф. Тализина и др.) и педагогов, исследовавших вопросы профессионального обучения и формирования понятий и представлений, их роли в обучении и мышлении (С.И.Архангельский, Л. В. Занков, М. Н. Скаткин, С. С. Самохина, М. О. Сурина и др.), показал обратное.

В этом смысле, процесс формирования способностей владения цветом, которыми должен обладать любой специалист, работающий в области цвета, требует принципиального пересмотра ряда дидактических позиций и актуализации внимания педагогов на психологических и педагогических аспектах становления профессиональной деятельности.

Актуальная, в настоящее время, проблема создания оптимальной «цветовой среды» непосредственным образом связана с проблемой качественной подготовки специалистов в области ко-лористики. Цветовой «голод» развившийся не только на почве архитектурной и скульптурной монохромии, но и цветовой монотонности в других областях художественной деятельностизаставил педагогов-архитекторов, художников, серьезнее отнестись к цвету как одному из важнейших средств формирования окружающей среды и эстетического воспитания личности, что нашло свое отражение в их исследованиях (Виноградов Я.П.,.

Есаулов Г. В., Ефимов A.B., Миронова Л. Н., Ревякин П. П., Чу-варгина Н.П. и др.). Здесь важное значение приобретает процесс функционирования «цветового зрения», который рассматривается в исследованиях Измайлова Ч. А., Кравкова C.B., Соколова E.H., Черноризова A.M., Джади Д. и др., а также значимости «цветового окружения», когда цвет оказывает сильное влияние (позитивное, негативное) на человека (Воробьев Г., Зайцев А., Агостон Ж., Ауэр К., Глезер В., Деридере М., Цой-гнер, Хримли А., Фрилинг Г. и др.).

Однако в области эстетического воспитания отечественная общеобразовательная школа явно отстает и, таким образом, не способна решить в данный период столь сложную задачу, как повышение цветовой культуры общества.

Причинами данного явления являются устаревшая организационная структура системы образования и количественный подход к накоплению знаний, что приводит не только к односторонности современного специализированного обучения, но и общему противоречию между социальным заказом общества и качеством профессиональной подготовки специалиста. Следовательно, данная ступень требует создать необходимую базу для эффективного обучения специалистов (архитекторов-колористов) в вузе. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что низкий уровень подготовки абитуриентов архитектурных вузов порождается рядом причин и главным образом — однобокостью содержания школьного образования, особенно в старших классах, где обучение направлено на развитие аналитической стороны мышления, тргда как эмоционально-образная сторона развивается крайне слабо в следствии того, что отсутствуют дисциплины эстетического цикла (рисунок, живопись, архитектура, музыка^ т.д.). В конечном итоге низкий уровень подготовки абитуриентов приводит к снижению качества подготовки специалистов высшей квалификации в вузе.

Для решения данной проблемы при архитектурных вузах России были созданы центры, студии, школы, программы и дидактические принципы которых, в свою очередь, нуждаются в психолого-педагогическом обосновании процесса специализированного обучения. Поэтому особую значимость приобретают вопросы, касающиеся специфики формирования специальных способностей необходимых специалисту определенного профиля, интеллектуальной деятельности учащихся (Теплов Б.М., Лейтес Н. С., Голубева Э. А., Брушлинский A.B., Рубинштейн С. Л., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н-" Гальперин П. Я., Печенков В. В., Брунер Дж., Изард К., Пиаже Ж. и др.).

В настоящее время возникает необходимость в совершенствовании дополнительной ступени — довузовской подготовки с ярко выраженной специализированной направленность (кружки, школы, подкурсы, студии). Тем самым довузовская подготовка, являясь посредником между школой и вузом, призвана выполнить пробелы прошлого обучения (в школе) и купировать недостатки будущего (в вузе).

Актуальность исследований в области архитектурного образования связана также с интегративным характером архитектурной деятельности, представляющей собой единство научного, художественного и инженерного творчества. Подчеркнем, что полноценное освоение архитектурной деятельности возможно только через раскрытие отдельных ее сторон при изучении учебных дисциплин, способствующих их наиболее адекватному и эффективному отражению (но только при условии подчинения этих отдельных дисциплин единой цели, то есть при системном подходе в обучении).

Ведущим компонентом содержания дисциплин «живопись», «колористика» (относительно специфики архитектурной деятельности) выступают такие способы деятельности, освоение которых объективно представляет собой процесс осознанного овладения умениями пространственного анализа цветоформы, а не просто приобретения технических навыков. Поэтому данные дисциплины занимают центральное место в структуре архитектурно-колористической подготовки, оказывая существенное влияние на процесс формирования колористического мышления архитектора.

Объектом нашего исследования являются процесс и специфика обучения учащихся старших классов архитектурно-колористической деятельности в период довузовской подготовки.

Предметом исследования являются дидактические условия формирования способностей владения цветом у учащихся старших классов в довузовском обучении.

Цель исследования состоит в определении основных дидактических условий формирования способностей владения цветом у старшеклассников в период специализированной довузовской подготовки.

Учитывая психологические и педагогические закономерности профессионального обучения старших школьников в период довузовской подготовки, мы предположили, что дидактические условия формирования способностей владевдм фетом у учащегося связаны с организацией процесса его движения от обыденного мышления к профессиональному. В этом случае формирование способностей владения цветом должно осуществляться средствами конкретной учебной дисциплины и включать овладение учащимися методами и способами архитектурно-колористической деятельности посредством освоения «оперативных схем» мышления, в которых отражено основное содержание вида деятельностиформирование понятийного аппарата учащихся путем объективации содержания профессиональных понятий через систему условно-схематизированных образовпреодоление и реализация полученных знаний через творческое решение учебных задач.

Задачи исследования:

1. Провести анализ сложившихся систем формирования способностей владения цветом на основе исследований в области педагогики и цветодидактики.

2. Исследовать дидактическую основу (цели, методы, принципы), на которых базируются сложившиеся системы обучения цвету и рассмотреть данный аспект применительно к довузовской архитектурно-колористической подготовке учащихся.

3. Исследовать причины, которые приводят к противоречивости применяемых дидактических положений в условиях современного архитектурного образования, несоответствие методов массового профессионального обучения — целям и задачам, на которые оно ориентировано.

4. Определить основные дидактические условия по формированию способностей владения цветом у старших школьников (исходя из основных положений деятельностного подхода).

Границы исследования определяются задачей анализа дидактических условий формирования способностей владения цветом в период довузовской архитектурной подготовки.

Теоретические основы исследования:

1. Положения теории деятельности, разрабатываемые в философских, психологических и педагогических трудах и позволяющие поставить вопрос о детерминированности деятельности по формированию творческих способностей и их компонентов, которые необходимо и можно выделить.

2. Положения психолого-педагогической теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий о необходимости и возможности выделения обобщенной (инвариантной) основы для правильного формирования специальных способностей.

3. Положения педагогики и психологии о необходимости развития теории содержания образования в плане передачи учащимся способов профессиональной деятельности.

Методы исследования:

Критический и сравнительный анализ теоретических положений психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияизучение специализированной литературы по вопросам обучения цветовой грамоте и теории цвета. В экспериментальной части — педагогический эксперимент, проводимый в естественных условиях обучения.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые исследуются дидактические условия формирования способностей владения цветом у учащихся в период довузовской архитектурной подготовки. На основании теоретического анализа и результатов экспериментального исследования определены и конкретизированы основные дидактические условия, обеспечивающие данный процесс. Выявлено,' что в период довузовской архитек-турно-колористической подготовки процесс формирования способностей владения цветом осуществляется в результате движения учащегося от житейского уровня мышления к профессиональному. С дидактической точки зрения связан с формированием «психологического инварианта» специальных способностей, в качестве которого выступают образно-концептуальные компоненты архитектурноколористического мышления.

Выявлено, что дидактическая организация процесса формирования способностей владения цветом представляет собой взаимозависимое соблюдение ряда условий, последовательное выполнение которых выступает как развертывание «оперативных схем» мышления, воплощающих в себе основные способы архитектурно-колористической деятельности. В этом случае развертывание и освоение способов архитектурно-колористической деятельности осуществляется посредством объективации и материализации основного содержания базовых понятий в области цвета в ходе учебной деятельности учащихся.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование способностей владения цветом связано с выявлением психологического ядра, являющегося «инвариантом» для любого типа специальных способностей.

2. В качестве такого «инварианта» выступают интеллектуальные умения и навыки действий с объектом изучения, определенная последовательность выполнения которых отражает способы профессиональной деятельности архитектора-колориста.

3. Дидактическая организация процесса формирования способностей владения цветом у учащихся в период довузовской архитектурной подготовки предполагает соблюдение следующих условий в определенной последовательности:

— организацию процесса формирования образно-концептуальных компонентов архитектурно-колористического мышления на основе обучения учащихся средствами и методами архитектурно-колористической деятельности;

— формирование у учащихся понятийного аппарата через систему условно-схематизированных образов, отражающих основное содержание базовых понятий в области колористики;

— свертывание и автоматизацию процесса работы с профессиональными понятиями путем отработки скорости получения образного решения;

— преодоление границ полученных знаний через творческое решение учебных задач (выявление стереотипного образа и осознанное его разрушение).

4. Уровень сформированное&tradeспособностей владения цветом у учащихся определяется на основе ряда показателей, в качестве которых выступает точность образного выражения содержания базовых понятий и наличие специальных умений, позволяющих учащемуся видеть объект изучения сквозь призму про-^ фессионального видения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрываются и конкретизируются дидактические условия формирования способностей владения цветом, позволяющие эффективно построить процесс обучения «цвету» в условиях довузовского специализированного образования. Выявленные дидактические условия формирования способностей владения цветом применимы к начальной общеобразовательной школе, а также на занятиях по живописи в архитектурных вузах. Основные положения исследования актуальна для специализаций, связанных с развитием технического компонента профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных положений в преподавании архитектурно-художественных дисциплин в период как специализированной, так и общей довузовской подготовки. Разработана методика обучения живописи учащихся старших классов, направленная на формирование способностей владения цветом в период довузовской архитектурной подготовки. Положения работы могут быть использованы при разработке учебно-методических пособий и построении методики формирования способностей владения цветом в области высшего архитектурного образования.

Апробация работы. Основные результаты исследования обсуждены на заседании и методических семинарах кафедры изобразительных искусств Ростовского архитектурного института, на научно-теоретических конференциях по проблемам довузовского архитектурного образования (Москва 1991 г., Ростов-на-Дону 1992;93гг., Ижевск 1994 г.). Результаты исследования внедрены в практику обучения дисциплине «живопись» в архитектурных классах г. Ростова-на-Дону. Разработана и внедрена программа по живописи для пленэрной практики студентов g курса РАИ. Основные положения исследования применяются в начальных классах общеобразовательной школы N 30 г. Ростова-на-Дону и дают устойчивый эффект.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения (161 стр. машинописного текста), библиографии, включающей 158 названий, и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Потребность в поиске новых средств освоения и дальнейшего развития исторического опыта, накопленного в различных профессиональных сферах жизнедеятельности человека, вызвана особенностями социальных процессов современного общества. Рост объема информации, изменение и усложнение технологий приводит к необходимости постоянного совершенствования уровня профессиональной подготовки специалистов и поиска путей интенсификации процесса обучения. Причем, проявление видов и форм профессиональной деятельности, существующих всегда как единичное и особенное, возможно только через конструирование их общей сущности, позволяющей выявить психологическое ядролюбого вида специализированной деятельности и отбросить второстепенное, несущественное (96- 97).

Таким образом, совершенствование практических занятий (живописи, колористики), направленных на формирование способностей владения цветом в период довузовской специализированной подготовки, связано с конкретизацией целей и задач обучения, которые должны определяться исходя из специфики подготовки специалистов высшей квалификации в архитектур-но-художественном вузе.

Здесь следует учитывать, что освоение методов специализированной деятельности (в том числе и колористической) приводит в процессе профессионального обучения к перестройке мышления учащегося, осуществляющейся в результате освоения учащимся новых способов познания действительности и становления новых психологических структур. Это, в свою очередь, порождает изменение как способа мышления, так и «видения» учащегося. Базис психологических новообразований составляет система профессиональных понятий и представлений. Поэтому, если процесс обучения построен так, что способствует формированию представлений о содержании профессиональных понятий в области цвета, то создаются условия для развития у учащихся специфического, пространственно-колористического «видения». Отсюда, специализированная довузовская подготовка, с самого начала, должна строится как профессиональная, а учебная деятельность учащихся должна носить познавательносозидательный характер.

Наше исследование позволило выявить условия формирования способностей владения цветом в период архитектурной довузовской подготовки. Результаты экспериментального исследования, проведенного на основе дисциплины «Живопись», показали, что дидактические условия формирования способностей владения цветом связаны с организацией движения учащегося от «житейского» мышления к «профессиональному». Формирование способностей владения цветом осуществлялось средствами конкретной учебной дисциплины (живописи) и включало следующие этапы:

1 этап направлен на формирование психологической основы способностей владения цветом в период довузовской архитек-турно-колористической подготовки, в качестве которой выступают образно-концептуальные компоненты профессионального мышления учащихся. Здесь дидактическому обоснованию подвергается организация и специфика перевода учащихся с житейского уровня «видения» действительности на профессиональный.

Процесс становления образно-концептуальных компонентов (любой специализации), являющихся психологическим базисом профессионального сознания (131)и, соответственно, типа специализированных способностей, связан с определением путем трансформации чувственного образа в понятийный через развертывание и освоение «оперативных схем» профессионального мышления в ходе учебной деятельности учащихся. На первом этапе обучения «цвет» выступает в роли предмета изучения учащихся, во всей полноте своих свойств и профессиональных характеристик.

2 этап обеспечивает становление профессионального мышления и способностей владения цветом у учащихся на основе аналитического метода обучения. Основным содержанием данного этапа является изучение закономерностей проявления цветовой гармонии в природной и архитектурной средах, их взаимодействие и взаимовлияние. На этом этапе цвет является уже средством деятельности учащихся.

3 этап. На этом этапе создается базис для дальнейшего развития способностей владения цветом и характеризуется профессиональным подходом к выполнению поставленных задач, решаемых в интеллектуальной сфере и реализуемых в практической форме. Деятельность учащихся с цветом направлена на разрушение стереотипного образа и создания принципиально нового композиционно-колористического мышления.

На основании проведенного исследования и его результатов можно сделать следующие выводы:

1. Формирование способностей владения цветом начинается с организации процесса формирования образно-концептуальных компонентов профессионального мышления на основе обучения учащихся средствам и методам профессиональной архитектурно-колористической деятельности. Данный процесс осуществляется в результате освоения «оперативных схем» мышления, воплощающих понятийное содержание специализированной деятельности. Эти схемы должны быть выделены педагогом-специалистом, который обеспечивает дидактическое обоснование процесса их-усвоения учащимися.

2. Формирование образно-концептуальных компонентов (основным содержанием которых является совокупность профессиональных понятий определенного способа деятельности) осуществляется через систему условно-схематизированных образов, отражающих основное содержание базовых понятий в области цвета и визуализирующим содержанием этих понятий и способов деятельности архитектора-колориста.

В этом случае, базовые понятия требуют конкретизации профессиональных критериев со стороны педагога и требований предъявляемых к учащимся, а также выявления специальных умений, обеспечивающих учащемуся восприятие действительности под профессиональным углом зрения.

3. Овладение содержанием профессиональных понятий идет через объективацию и материализацию этого содержания и включает этап свертывания и автоматизации действий учащихся, путем отработки скорости получения образного решения.

4. Технические навыки работы с живописными материалами являются внешним проявлением профессиональных интеллектуальных умений, выступающих, в свою очередь, в качестве психологической основы способностей владения цветом. Они являются внешним орудием действий учащегося с объектом (понятием, представлением, образом и' т.д.), обеспечивая материальное воплощение содержания профессиональных понятий при переводе знаний из внешнего во внутренний план и, наоборот, — выступая отражением способа мышления (деятельности) при переводе знаний, уже осознанных учащимся, из внутреннего во внешний план (картина, макет, проект и т. д.).

5. Уровень сформированности способностей владения цветом определяется на основе точности образного выражения содержания профессиональных понятий средствами соответствующей учебной дисциплины, а также умением со стороны учащихся создавать необходимую цветовую гармонию в соответствии с содержанием задания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Л. Ш истории художественного образования СССР. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСА 1920−1926 гг.-Дис.. канд. искусствоведения.- М.: 1979.
  2. М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М.: Знание, 1992.- 80 с.-/ Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», i 3 .
  3. М.В. Краски древнерусской иконописи.- М.: Иск-во, 1974.- 115 с.
  4. И.И. Причуды природы.- М.: Шсль, 1961.
  5. Л. Три книги о лшвописи. Мастера искусства об искусстве.- М.: 1966, т.2.
  6. Альбер-Ванель М. функции цвета // Материалы международного семинара «Колористика города -М.: ВНИИТАГ, 1990, т.2.-С.36−54.
  7. В.Г. Генезис сенсорных способностей.
  8. Андрей 1ублев и его эпоха /Под ред. М. В. Алпатова.-М.: Искусство, 1971.- 283 с.
  9. O.A., фомов JI.H. Техника тренировки памяти. Вторая ступень обучения технике быстрого чтения: Программа „Сатори“.-Екатеринбург: „Несси-Пресс“, 1992.-192 с.
  10. Р. Образ и мысль // фительные образы: феноменология и эксперимент. ч.1.- /Душанбе, 1972.- С.31−50
  11. Р. Искусство и вивуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974.- 392 с.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод, пособие.-М.: й>юш. школа, 1980.- 363 с.
  13. Архитектурная бионика / Под ред. Ю. С. Лебедева.-М.: Строй-издат, 1990.- 269 с.
  14. А. Г. ^Деятельность и установка.- М.: МГУ, 1979.-150с.
  15. Р. Человеческая память и процесс обучения.- М.: Прогресс, 1980.- 528 с.
  16. O.A. старт без финиша //Техн. эстетика, № 3, 1991.-С.10−14.
  17. Т.В. Невербальные компоненты деятельности человека в системе отображения информации: Автореф. дис.канд. психол. наук.- М.: МГУ, 1984.- 16 с.
  18. Э. История развития техники маслинной живописи.-М.: Изд. Акад. Худ. СССР, 1961.- 167 с.
  19. П.П. Память и мыпление //Избр. пед. и психол. соч. в 2-х т.- М.: Педагогика, 1979, т.2.- 398 с.
  20. З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.- 207 е., ил.
  21. Бондарев екая Е. В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Основные положение концепции воспитания в изменяющихся социально-экономических условиях.- Ростов-на-Дону: РГПИ, 1991.
  22. В.В. Византийская эстетика.—М. :Иск-во, 1977.-198 е.
  23. В. В. Эстетическое значение цвета в Восточно-христианском искусстве. //Вопросы истории и теории искусства.- М.:1. Изд. МГУ, 1975.- 221 с.
  24. И.А., По плужный Э.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление.- М.: Изд. Моск. ун-та, 1980.- 192 с.
  25. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия.- М.: МГУ, 1973.- 245 с.
  26. A.A. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе. // Вопр. психологии.- 1987, Ж).- C.3I-39.
  27. Я.П. Проблема цвета в архитектурном образовании. //Архитектура СССР, — 1981, № 10.- С.20−23.
  28. Я. П. Цветовое моделирование архитектурного пространства.: Дис.л. арх., в Эс т.-М.: МАРХИ, 1983.- Т.1. 191 о., Т.2.- 32 л. ил.
  29. А.В. Математика и искусство,— М.: Просвещение, 1992.-335 с.
  30. Выготский Л. С, Развитие высших психических функций.- М.: Изд-во АПН РСШСР, 1960,-500 с.
  31. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давццова.- М.: Пздагогика, 1991.-479 с.
  32. Выготский J1.C. Психология искусства / Под ред. М. Г. Яро-шевского.- М.: Педагогика, 1987.-344 с.
  33. . Г. Спецкурс для учителей ИЗО // Техн. эстетика, № 9, 1987.-С.14.- 34. Гальперин П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопр. психологии, № 6, 1957.-С. 58−59.
  34. П.Я. Оперативные схемы мышления./ Рукопись.
  35. П. Я. Основные результаты исследований по проблеме „Формирования умственных действий и понятий“ : Доклад.-М.: МГУ, 1965.» 50 с.
  36. П.Я. Управление познавательной деятельностью в плане восприятия: Теоретические проблемы познавательной деятельности человека /Доклад на Всерос. конф.- М.: МГУ, 1975.-С.28−35.
  37. П.Я., Кабыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания.-М.: Изд. Моск. ун-та, 1974.- 102 с.
  38. П.Я. Основные типы учения / Tes. докладов на 1 съезде Общества психологов. Вып. 1.- М.: Мед. АПН, 1959.-С.57−59.
  39. Гаме so М. В. Знаковые модели и их роль в формировании умственных действий // Вопр. психологии.-1975.- № 6.-С. 75−83.
  40. Дк., Стэнли Дк. Статистичесие методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976,-495 с.
  41. Гончаренко H.?. ГЬний в науке и искусстве.-М.: йзк-во, 1991.- 432 с.
  42. A.A. Акварельная живопись для архитекторов.-2-е И8Д., перераб. и доп. Киев.:фдивэльник, 1991.-72с., ил.
  43. В. Границы архитектуры.- М.: йск-во, 1971.-72с.
  44. ГЪттсданкер Р. Основы психологического эксперимента / Пэр. с англ. Измайлова Ч.А.-М.: МГУ, 1982.-463 с.
  45. ГУревич K.M., ГЬрбачева Е. И. Умственное развитие школьников- критерии и нормативы.-М.: Знание, 1992.-80 с."(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 1).
  46. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.-М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  47. В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы обучения).-М.: Педагогика, 1972.
  48. М. Прет в деятельности человека / пер. с франц.-М.: Изд. лит. по строит-ву, 1964.-184 с.
  49. Деятельность: теории, методология, проблемы.-М.: Политиздат, 1990.-366 с.
  50. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной ддцактики / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина.-М.: Просвещение, 1975.-304 с.
  51. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина.-М.: Шсль, 1989.-479с.
  52. А. Дневники, письма, трактаты.-Л.-М., 1957, в 2-х т., — Т.П.
  53. A.B., Виноградов Я. П., Бочкарева А. Г. Программа дисциплины «Архитектурная колористика «. -М.: МАРМ, 1989.
  54. A.B. Цвет в японской школе // Техн. эстетика, № 4, 1978.
  55. A.B. Формообразующее действие полихромии и вопросы его изучения в архитектурной школе: Дис.. канд. арх., 2-х т.-М.: МАРХМ, 1973, т. 1.-127 с.
  56. A.B. Колористика города.- М.: Стройиздат, 1990.-272 е., ил.
  57. Л. А. Дркор. искусство СССР.- 1970, № 11.-С. 36−43.59. ¿-^равлев А. П. Звук, и смысл: Кн. для внеклас. чтения учащихся ст. классов.-М.: Просвещение, 1991.-160 с.
  58. A.C. Наука о цвете и живопись.-М.: йзк-во, 1906.
  59. В.П., %"нипов В.М., Смолян Г. Л. Эргономические основы организации труда.-М.: %>гономика, 1977,-240 с.
  60. В.П., 1фнипов В.М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления // Вопр. психологии.-1973, № 2.- С. 3−14.
  61. A.M. Возрастные особенности памяти у учащихся среднего и старшего школьного возраста.- Автореф. дис.. кацд. психол. наук.- Л.: 1972.
  62. К. Эмоции человека / Пер. с англ.- М.: Изд. Моск. ун-та, 1980,-440 с.
  63. Ч.А., Соколов E.H., Черноризов A.M. Психофизиология цветового 8рения.-М.: МГУ, 1989.-206 с.
  64. Ч.А. Восцриятие цвета:Механизм и модели.-Автореф. дис. на соиск. уч. степ, доктора психол. наук.-М.: МГУ, 1985.-400 с.
  65. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение.-М.: Знак, 1981.-96 е., ют.-(Сер. «Пздагогика и психология, № 6).
  66. Кабанова-Меллер E.H. О роли наглдцного материала в процессах абстракцш м обобщения у школьников // Вопр. психологии,-1970, № 5,--С. 122−130.
  67. .Р. Способности и склонности. Психофизиологическое исследование, — Термез, гос. пед. ин-т: Ташкент, 1990.-105 с.
  68. Кандинский В.В. Q духовном в искусстве.-JI.: Фэнд Ленинград. галерея, 1990.-68 с.
  69. Д.И. Техника живописи. Маслянная живопись.- Л.: Изк-во, 1948, ч. Ш.
  70. В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.-304 е., ил.
  71. А.Г., Мясшцев В. Н. Психические особенности человека.// Способности.-Л.: 1960, т.2.
  72. Я.А., Локк Д., fycco Ж.-Ж., Песталоцци И.Г./ Педагогическое наследие.-Сост. В. М. Кларин, А. Н. Туринский.- М.: Педагогика, 1989.-416 с.
  73. Я. А. йвбранные педагогические сочинения / Под ред. А. И. Пискунов а. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1982, т. 2,-57б с.
  74. Л.С., Дружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательных функций воображения.- М.: Изд. Моск. ун-та, 1989.-182 с.
  75. В.Н. Колористическое формообразование в архитектуре.-Харьков.- Изд. «Вшца школа», 1987.
  76. B.C. Психология / Под ред. Б. Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Шсш. школа, 1982.-256 с.
  77. Н.В. Мзтоды исследования педагогической деятельности.-Л.: ЛГУ, 1970.-114 с.
  78. Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников.// Вопр. психологии 1985,^1.
  79. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. ЭДухиной. Методические материалы.-М.: ВНИИТЭ, 1990.
  80. Леонардо да Винчи. О живописи и перспективе. Избр. произв. М.-Л., Т.2.-1935.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е- 168 -М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  82. А.Н. Психология образа // Вестник МГУ, сер. Психология, — 1979, Ш2, С. 3−13.
  83. Дук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: Научно-аналитический обзор.-М.: ШИОН, 1979.-37 с.
  84. М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы.-Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1993.-152 с.
  85. К.С. )Нивопись и проблема архитектуры. В кн. К. Малевич (1878−1935). Городской музей, Амстердам 1989.-С.126−152
  86. Материалы международного семинара «Колористика города»./ Сб. статей. М.: ВНШТАГ, 1990.-А) т. 1 294 е., В) т.2 — 368 с.
  87. Мастера искусства об искусстве. А. &-1ларетте. «Трактат об архитектуре» А) т.2 М.: 1966. Б) т. З- 1967.
  88. М.Э. Шкусство Древнего Египта.-М.: Изк-во, 1970,-200 с.
  89. Мелик-Пашаев A.A. Светлотные отношения в детском изобразительном творчестве и их психологическая природа.-Новые исследования в психологии, Ш 2, 1980.-С. 73−77, М.: Педагогика.
  90. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.й. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей дете^/ Новые исследования в психологии, № 2, 1981 .-С.49−53, М.: Педагогика.
  91. Л.Н. Цветоведение.- Минск, йлсш. школа, 1984.-264- с.
  92. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.-М.: Пэдагогика, 1981.-240 с.
  93. Неменский Б"М. Мудрость красоты: 0 проблеме эстетическог го воспитания.-М.: Просвещение, 1987.- '225 е., ил.
  94. H.H. Психолого-Педагогические основы формирования профессиональной деятельности. -М.: МГУ, 1988.- 166 с,
  95. H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вуэе.-М.: МГУ, 1985.-113.
  96. H.H. Проектное моделирование как творческая деятельность (психологические основы высшего архитектурного образования). Автореф. на соиск. уч. степени док. психол. наук.-М.- Изд. МГУ, 1987.-40 с.
  97. Ф.А. Проблемы профессионального мастерства архитектора: Дис.. докт. арх-ры. В форме научного доклада.- В 3-х равделах. М.- МАРЖ, 1990 ШМШ комплексное реконструирование исторических городов. Разд. 1,2 360 е., разд. Зг 24 л.
  98. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989.- 280 с.
  99. В. Введение в общую дидактику.- М.- Шсш. школа, 1990.- 384 с.
  100. В. Г. Шоции. Ми
  101. Пздагогика высшей школы: Цикл лекций /Под. ред. П.М.Гапо-нова, — Воронеж: Воронеж, ун-т, 1977.- 176 с.
  102. В. В. Наследования индивидуальных психофизиологических различий в соотношении сигнальных систем //Экспериментальные исследования по проблемам общей, социальной психологиии дифференциальной психофизиологии.- М., 1976.
  103. Шгулевский В.0. Мастерство как эстетическое понятие// Эстетические категории и искусство.- Кишинев: Штиинца, 1989.-С. 3&-43.
  104. В.М. Искусство Греции (средние века).- М.- Искусство, 1973.- 349 с.
  105. Ю.А. Формирование способности целостного восприятия цвета у детей//Вопр. психологии, № 1, 1980.- С.101−111.
  106. Ю.А. Воображение и способности.- М., 1982.
  107. JD.A. Методы изучения изобразительного творчества детей /Новые исследования в психологии, № 2, — М.: Педагогика, 1980.- С. 68−73.
  108. Ю.А. Методы изучения детского рисунка. Сообщение Ш. Анализ цвета //Новые исследования в психологии, № 2 (25).1981.- С.5Э-60.
  109. H.A. Эстетические основы искусства Древнего Египта.-М.: Мзк-во, 1985.-255 е., ил.
  110. H.A., Семенов H.H. Актуальные проблемы психологии творчества.// Вопр. психологии 1982, № 5, С.161−166.
  111. Программа архитектурно-художественной подготовки для специализированных классов средней общеобразовательной школы. Отчет о научно исслед. работе./ Науч. рук. темы Н. П. Чуваргина.- Екатеринбург, Уральск. Арх.-худ. ин-т, 1993.- 254 с.
  112. М. А. Проблема дифференциации обучения // Проблема дифференциации и индивидуализации обучения в советской школе.-М.: 1987.
  113. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала // Сб. научных трудов АН СССР. Шститут психологии.-М.: 1991.-236 с.
  114. A.C., Киселев A.B. Методика работы над натюрмортом.- М.: Просвещение, 1982.- 160 с.
  115. Г. И. Зависимость реализации принципа сознательности от характера предмета усвоения. Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: МГУ, 1984.- 16 с.
  116. З.А. Шихологические основы профессионального обучения.- М.: МГУ, 1985.- 207 с.
  117. H.H. Мзтория методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка.- М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  118. H.H. Изтория методов обучения рисованию: iyc-екая и советская школы рисунка.- М.: Просвещение, 1992.- 240 с.
  119. H.H. Учебный рисунок.- М.: Просвещение, 1965.
  120. С.Л. Проблемы общей психологии.- М., 1976.
  121. Н.Г. Шды и функции материализации в обучении.-М.: МГУ, 1981.- Ш с.
  122. Н.Г. Знак и символ в обучении.- М.: Изд. Моск. ун-та, 1988.- 288 с.
  123. Способности и склонности: комплексные исследования /Под ред. Э.А.ГЪлубевой, — М.: Педагогика, 1989.- 200 с,
  124. A.A. Проблемы психологии памяти.- М., 1966.
  125. Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Лкшера. Методическое руководство. Вып. 2.- М.: ШИИТ0М Р., 1990.- 88 с.
  126. Современный словарь иностранных слов.- М.: Т>усск. яэ., 1993.- 740 с.
  127. Степанов А. В, и др. Архитектура и психология.- М.: Строй-иэдат, 1993.
  128. A.B., Малахов O.A., Нечаев H.H. Введение в проектирование. Учеб. пособие.- М.: 1982.
  129. Н.Ф. Управление цроцессом усвоения энания. Психологические основы.- 2-е изд., доп., иецр. М.: МГУ, 1984.-344 с.
  130. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста //Политический музей. М.: Знание, 1986.- С.4−34.
  131. Н.Ф., Печенюк Н. Г., )&-хловский Л. Б. Дуги разработки про (|иля специалиста, — Саратов: Саратов, ун-т, 1987.- 176 с.
  132. .М. Избранные труды. В 2-х т.- М., 1985.
  133. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. /Под ред. В. В. Краевского, И.Я.Лернера- Науч.-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР.- М.: Дздагогика, 1989.- 320 с.
  134. И. В. Стилевые и продуктивные характеристики способностей: типологический подход.//Вопр. психологии, 1988, РЗ.138. 1Ульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления: Дис. докт. психол. наук.- Тарту: ТГУ, 1986.- 332 с.
  135. А. Г. Японская модель дизайнерского образования. //Техн. эстетика.- 1986, № 11.- С.22−26.
  136. Фшш В. Проблема видеоэкологии городской среды.//Материалы международного семинара «Колористика города», — М.:ВНШГАГ, 1990.- а) т.1 С.55−60 — б) т.2 — С.62−79.
  137. Н. Московский центр художественной культуры и образования //йзкусство в школе.- 1993, i5.- С.7−9.
  138. Хан-Магомедов С. О. Психоаналитический метод Н. Ладовскогооснова цропедевтической дисциплины «Пространство» во BJC/"TEMACe~ ВХУТЕШэ //Техн. эстетика.- 1982, № 4.- С.27−32- № 7- С.24−29.
  139. П.Е., Шпара И. П. Техническая эстетика и основы художественного конструирования.- &--е ивд., перераб. и доп.-Киев: Шща шк. Головное иэд., 1989.- 247 е., ил.
  140. Ф.Н. Мысль и слово //Тез. докладов на 1 съезде общества психологов.- М.: Ивд. АГ1Н, 1959, вып. 1 С.96−100.
  141. Школа созерцания. Ив опыта эстетического воспитания sa рубежом // Декор, иск-во СССР.- № 8, 1971.157. фьев Ф. И. Цвет в искусстве книги.- Киев: Шща шк., 1987.- 246 с.
  142. И.С. Обравное мышление и его роль в обучении (школьников) //Сов. педагогика.- 1983, № 2.- С.15−18.
Заполнить форму текущей работой