Технологии интеграции в образовательном процессе
Расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам, повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка; Эффективность образовательного процесса значительно повышается, если осуществляется интеграция педагогических средств, которая ведет к рождению новых образовательных технологий. Прежде… Читать ещё >
Технологии интеграции в образовательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность понятия интеграции в образовательном процессе
Одно из самых распространенных слов в педагогическом лексиконе современного учителя, воспитателя, управленца в сфере образования — слово «система». Мы говорим об образовательном учреждении как системе, о системе учебного занятия, о системе взаимоотношений педагога и детей и т. д. Это естественно, ибо, как говорил А. С. Макаренко, никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятым от системы; никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если оно рассматривается отдельно от других средств, от целого комплекса педагогических влияний.
С понятием «система» напрямую связано понятие «интеграция». Именно в процессе интеграции система приобретает важнейшее свое качество — целостность, предполагающее наличие в ней таких интегративных характеристик, которые не свойственны отдельным ее элементам. Таким образом, интеграция — это процесс и результат взаимодействия различных элементов, которое приводит к возникновению чего-то нового, целостного. Интеграцию можно рассматривать, по крайней мере, в двух аспектах: во-первых, как состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей между элементами; во-вторых, как процесс, приводящий к такому состоянию. Кроме того, интеграция — важный показатель эффективности системы, так как ведет к ее целостности.
Развитие интеграционных процессов в образовательном учреждении способствует разностороннему развитию детей, удовлетворению их потребностей и интересов, обеспечивает координацию влияний на все сферы индивидуальности ребенка (когнитивную, мотивационную, эмоциональную, действеннопрактическую, сферу саморегуляции, волевую, экзистенциальную).
Интеграция в образовательном процессе означает:
- — комплексный характер целей образовательной деятельности и целостность достижения планируемых результатов;
- — взаимопроникновение педагогических средств, используемых в учебной и внеурочной деятельности;
- — органичную связь различных видов урочной и внеурочной деятельности детей, закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроках, во внеурочной работе;
- — взаимосвязь общего и дополнительного образования;
- — гибкий характер организации учебного процесса, использование различных форм и методов внеурочной деятельности детей, неформальных способов взаимодействия педагогов и учащихся;
- — введение новых интегративных курсов, предметов, создание творческих коллективов;
- — объединение ряда педагогических средств учебной и внеучебной деятельности в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях и др.);
- — взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, школы и социума.
Интеграцию в образовательном учреждении можно представить как внутреннюю и внешнюю. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя — взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами.
Прежде всего, остановимся на внутришкольной интеграции, которая может быть рассмотрена как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств на нескольких уровнях:
- — осуществление внутренних связей используемого средства (например, внутрипредметные связи);
- — осуществление связей между педагогическими средствами (например, межпредметные связи);
- — интегрирование одних средств в систему другого средства (например, интегрированный урок);
- — интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического средства (например, обучение в разновозрастных группах, проблемно-тематический день и др.).
Различают также вертикальные и горизонтальные интегративные связи. В школе, любом образовательном учреждении можно осуществлять одновременно интеграцию по горизонтали, т. е. межпредметную, и по вертикали, между классами, учебными группами, которые отличаются по возрасту.
Интеграция педагогических средств может осуществляться в следующих направлениях:
- — расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам, повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка;
- — усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности;
- — использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельностью детей, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.
Высокий уровень интеграции в образовательном процессе предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование; его сложно однозначно отнести к учебной или внеурочной деятельности, это комплексное педагогическое средство.
Эффективность образовательного процесса значительно повышается, если осуществляется интеграция педагогических средств, которая ведет к рождению новых образовательных технологий.