Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Личность педагога в контексте современной ситуации в образовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ж.-Ж. Руссо (XVIII в.) и другие представители Просвещения: главные силы прогресса — разум, наука и образование. Учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. A. И. Герцен, И. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский (XIX в.): деятельность педагога основывается на глубоком уважении прав и достоинства ребенка, предоставлении ему самостоятельности при… Читать ещё >

Личность педагога в контексте современной ситуации в образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цели и задачи: ознакомить с основными категориями, раскрывающими предмет педагогической деонтологии в его традиционной трактовке; содействовать формированию адекватных представлений о предмете современной педагогической деонтологии с учетом актуальной ситуации в образовании и требований к современному педагогу.

Рекомендации по самостоятельному изучению главы: изучение лекционного материала; знакомство с основными понятиями глоссария, предложенного в данном учебном пособии; знакомство с современными публикациями по проблемам профессиональноличностного роста педагога в периодической печати (анализ, аннотирование и конспектирование научных статей).

Традиционная трактовка предмета педагогической деонтологии

Педагогическая деонтология как наука о профессиональном поведении педагога

Термин «деонтология» (греч. deontos — «должное», logos «учение») введен в начале XIX в. английским философом И. Бентамом для обозначения науки о профессиональном поведении человека[1]. Понятие «деонтология» применимо к любой сфере профессиональной деятельности: педагогической, психологической, медицинской, юридической и т. д. Педагогическая деонтология изучает и разрабатывает правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности.

Но, как отмечает К. М. Левитан, нормы профессионального поведения всегда историчны и конкретны, вырабатываются самими людьми в соответствии с условиями и требованиями реальной жизни и деятельности. Он рассматривает следующие исторические примеры конкретизации представлений о роли педагога в развитии общества и человека, о требованиях к педагогу и его профессиональном поведении[2].

Аристотель («Афинская политика»): учителя должны были закалять молодых людей физически, готовить их к защите прав и собственности рабовладельцев, воспитывать в духе презрения к труду и рабам.

Квинтилиан («О воспитании оратора»): учителем может быть только высокообразованный человек, любящий и понимающий детей, сдержанный, тактичный, являющий собой пример нравственного поведения.

Средневековье: учитель должен быть строгим, уметь наказывать ленивых и непослушных, неотъемлемая часть обучения — подавление воли ребенка и физические наказания.

Братские школы в Европе (XVI-XVII вв.): «Учитель должен и учить и любить всех детей одинаково: как сыновей богатых, так и сирот убогих, и тех, которые ходят по улицам, прося пропитание. Учить их, сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели о других».

Я. А. Коменский (XVII в.): учитель является положительным примером. «Ближайшая забота учителя будет состоять в том, чтобы увлекать учеников благим примером», «должность учителя настолько превосходная, как никакая другая под солнцем».

Ж.-Ж. Руссо (XVIII в.) и другие представители Просвещения: главные силы прогресса — разум, наука и образование. Учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества.

И. Г. Песталоцци (XVIII-XIX вв.): настоящий воспитатель должен видеть в любом ребенке (даже физически и духовно неполноценном) такие положительные качества, развивая которые можно помочь ему стать полезным обществу гражданином.

А. Ф. Дистервег (XIX в.): учитель обязан в совершенстве владеть преподаваемым предметом, любить свою профессию и детей, заниматься самосовершенстованием, быть гражданином и отстаивать прогрессивные убеждения.

A. И. Герцен, И. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский (XIX в.): деятельность педагога основывается на глубоком уважении прав и достоинства ребенка, предоставлении ему самостоятельности при разумном руководстве.

К. Д. Ушинский (XIX в.): учитель должен иметь глубокие познания, твердые убеждения, искренне любить детей, быть «практическим психологом».

Послереволюционное время (Россия, XX в.): учитель, по словам В. В. Маяковского, «тот же буденновец и фронтовик», «агент советской власти», «проводник идей…», «советский агитпроп».

B. А. Сухомлинский (XX в.): «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».

А. С. Пушкин с большой теплотой писал о своем учителе, профессоре А. П. Куницине: «Он создал нас, он воспитал наш пламень… Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада зажжена…».

Н. А. Некрасов, говоря об учителе, создал немеркнущие строки: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».

В большинстве приведенных высказываний латентно содержатся представления о долге, ответственности, моральных нормах, содержании и назначении педагогической деятельности.

  • [1] Бентам И. Деонтология, или наука о морали. М.: Инфра-М, 1997. Т. 1, 2.
  • [2] Левитан К. М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург: Деловаякнига, 1999. 272 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой