Опытно-экспериментальная работа по педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе
Способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей. Адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т. п.); Обработка результатов… Читать ещё >
Опытно-экспериментальная работа по педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация исследования процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе
Для выявления особенностей процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни вузе был проведен анкетный опрос среди студентов первого курса Белорусского государственного университета культуры и искусств факультета музыкального искусства 118 группы .
Цель эксперимента — определить уровень педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе.
В группе преобладает хорошее настроение, позитивный настрой на учебную деятельность. Студенты отзывчивы и внимательны друг к другу, оказывают помощь в учебе. Успеваемость хорошая. Психологический климат в коллективе теплый.
Со студентами было проведено исследование по методике Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой «Адаптированность студентов в ВУЗе».
Методика предназначена для исследования адаптированности студентов в вузе и включает в себя две шкалы: адаптированность к учебной группе и адаптированность к учебной деятельности.
Методика может использоваться для выявления студентов, испытывающих трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности. А также для методического обеспечения психологического сопровождения адаптации студентов в вузе, для исследования эффективности коррекционно-развивающей и воспитательной работы со студентами, а также в практике преподавания курсов педагогической психологии, педагогики и психодидактики в психолого-педагогических вузах и колледжах[16, с.67].
Поступление в вуз и обучение в нем сопровождается включением вчерашних выпускников школ в новую для них культурно-образовательную среду, что является пусковым механизмом процесса адаптации. Успешность адаптации предполагает актуализацию резервных возможностей обучающихся и их готовность к преодолению различного рода трудностей, возникающих в процессе обучения.
В психологической адаптации студентов в вузе принято, в частности, различать виды:
- — адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т. п.);
- — адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);
- — адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств)[17, с.184].
По мнению авторов методики адаптированность студентов к обучению в вузе предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности студентов:
- 1) удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе;
- 2) принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям;
- 3) способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей.
Методика «Адаптированность студентов в вузе» представляет собой набор из 16 суждений, по отношению к которым студенты должны выразить степень своего согласия.
Обработка результатов осуществляется путем перевода цифр в баллы в соответствии с ключом и последующего суммирования полученных баллов отдельно по каждой шкале и методике в целом.
Методика «Адаптированность студентов в вузе».
Инструкция. С целью создания условий для повышения качества обучения в вузе, просим вас выразить свое мнение по поводу предложенных суждений и проставить соответствующую вашему мнению цифру напротив номера суждения.
Варианты ответов: «Да» — 2; «Трудно сказать» — 1; «Нет» — 0.
Список суждений :
- 1. Я активен в группе, часто беру инициативу на себя.
- 2. Держусь в стороне, проявляю сдержанность в отношениях, так как могу быть неправильно понят однокурсниками.
- 3. Однокурсники проявляют ко мне интерес и стремятся общаться со мной.
- 4. Могу влиять на мнение и взгляды однокурсников с учетом своих интересов.
- 5. Мне трудно общаться, находить общий язык со своими однокурсниками.
- 6. Мне комфортно в группе, я легко следую ее нормам и правилам.
- 7. Однокурсники относятся ко мне настороженно, мало общаются со мной.
- 8. Мне сложно обратиться за помощью к однокурсникам.
- 9. На всех занятиях чувствую себя уверенно и комфортно.
- 10. В учебе могу в полной мере проявить свою индивидуальность, способности.
- 11. На занятиях мне трудно выступать, выражать свои мысли.
- 12. Многие учебные предметы являются сложными для меня, я осваиваю их с трудом.
- 13. Успешно и в срок справляюсь со всеми учебными заданиями по предметам.
- 14. У меня есть собственное мнение по изучаемым предметам и я всегда его высказываю.
- 15. Мне трудно задать вопрос, обратиться за помощью к преподавателю.
- 16. Нуждаюсь в помощи и дополнительных консультациях преподавателей по многим предметам.