Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Опытно-экспериментальная работа по педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей. Адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т. п.); Обработка результатов… Читать ещё >

Опытно-экспериментальная работа по педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация исследования процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе

Для выявления особенностей процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни вузе был проведен анкетный опрос среди студентов первого курса Белорусского государственного университета культуры и искусств факультета музыкального искусства 118 группы .

Цель эксперимента — определить уровень педагогической организации процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизни в вузе.

В группе преобладает хорошее настроение, позитивный настрой на учебную деятельность. Студенты отзывчивы и внимательны друг к другу, оказывают помощь в учебе. Успеваемость хорошая. Психологический климат в коллективе теплый.

Со студентами было проведено исследование по методике Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой «Адаптированность студентов в ВУЗе».

Методика предназначена для исследования адаптированности студентов в вузе и включает в себя две шкалы: адаптированность к учебной группе и адаптированность к учебной деятельности.

Методика может использоваться для выявления студентов, испытывающих трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности. А также для методического обеспечения психологического сопровождения адаптации студентов в вузе, для исследования эффективности коррекционно-развивающей и воспитательной работы со студентами, а также в практике преподавания курсов педагогической психологии, педагогики и психодидактики в психолого-педагогических вузах и колледжах[16, с.67].

Поступление в вуз и обучение в нем сопровождается включением вчерашних выпускников школ в новую для них культурно-образовательную среду, что является пусковым механизмом процесса адаптации. Успешность адаптации предполагает актуализацию резервных возможностей обучающихся и их готовность к преодолению различного рода трудностей, возникающих в процессе обучения.

В психологической адаптации студентов в вузе принято, в частности, различать виды:

  • — адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т. п.);
  • — адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);
  • — адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств)[17, с.184].

По мнению авторов методики адаптированность студентов к обучению в вузе предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности студентов:

  • 1) удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе;
  • 2) принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям;
  • 3) способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей.

Методика «Адаптированность студентов в вузе» представляет собой набор из 16 суждений, по отношению к которым студенты должны выразить степень своего согласия.

Обработка результатов осуществляется путем перевода цифр в баллы в соответствии с ключом и последующего суммирования полученных баллов отдельно по каждой шкале и методике в целом.

Методика «Адаптированность студентов в вузе».

Инструкция. С целью создания условий для повышения качества обучения в вузе, просим вас выразить свое мнение по поводу предложенных суждений и проставить соответствующую вашему мнению цифру напротив номера суждения.

Варианты ответов: «Да» — 2; «Трудно сказать» — 1; «Нет» — 0.

Список суждений :

  • 1. Я активен в группе, часто беру инициативу на себя.
  • 2. Держусь в стороне, проявляю сдержанность в отношениях, так как могу быть неправильно понят однокурсниками.
  • 3. Однокурсники проявляют ко мне интерес и стремятся общаться со мной.
  • 4. Могу влиять на мнение и взгляды однокурсников с учетом своих интересов.
  • 5. Мне трудно общаться, находить общий язык со своими однокурсниками.
  • 6. Мне комфортно в группе, я легко следую ее нормам и правилам.
  • 7. Однокурсники относятся ко мне настороженно, мало общаются со мной.
  • 8. Мне сложно обратиться за помощью к однокурсникам.
  • 9. На всех занятиях чувствую себя уверенно и комфортно.
  • 10. В учебе могу в полной мере проявить свою индивидуальность, способности.
  • 11. На занятиях мне трудно выступать, выражать свои мысли.
  • 12. Многие учебные предметы являются сложными для меня, я осваиваю их с трудом.
  • 13. Успешно и в срок справляюсь со всеми учебными заданиями по предметам.
  • 14. У меня есть собственное мнение по изучаемым предметам и я всегда его высказываю.
  • 15. Мне трудно задать вопрос, обратиться за помощью к преподавателю.
  • 16. Нуждаюсь в помощи и дополнительных консультациях преподавателей по многим предметам.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой