Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Задание — «составьте рассказ от имени другого персонажа»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы. Отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенка в новый, непривычный для себя образ. Для того чтобы… Читать ещё >

Задание — «составьте рассказ от имени другого персонажа» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» является задание по составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так:

«Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».

Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы. Отмечать каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенка в новый, непривычный для себя образ.

Задание — «составьте рассказ, используя данную концовку».

Иного подхода требует упражнение составить рассказ, имея только его окончание. Психолог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать о том, что было в начале и почему все закончилось именно так. Оцениваем, в первую очередь, логичность и оригинальность изложения.

«…Нам так и не удалось выехать на дачу».

«…Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши головы большие капли воды».

«…Сидевший в соседней вольере орангутан не обратил на это никакого внимания».

«…Собака стремительно подбежала к Роме и попыталась лизнуть его прямо

в лицо".

«…Маленький котенок сидел на дереве и громко мяукал».

«…Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски».

«Метод шести думательных шляп». Эта интересная методика разработана известным психологом, уже упоминавшимся нами ранее, — Эдвардом де Боно. Для того чтобы научиться решать творческие задачи, он предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Чтобы каждый этап четко фиксировать в сознании, автор предлагает мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать шляпы разных цветов, каждая из которых задает определенное направление мышлению. Всего предлагаются шесть разноцветных шляп.

Здесь возникают два вопроса: Почему используются именно шляпы? И почему они разноцветные?

Отвечая на них, автор справедливо подчеркивает, что головной убор — это то, что в первую очередь указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Судите сами, мы можем надеть: бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры, и каждый из этих головных уборов предлагает нам новую социальную роль, а в соответствии с ней — новую модель поведения и новый взгляд на окружающее. Психологически важно и то, что шляпу можно легко снять и надеть другую и таким образом поменять роль.

Шляпы различаются по цвету. Каждый цвет, как известно, вызывает в сознании человека определенные чувства и ассоциации. Автор, в основном придерживаясь этих ассоциаций, предписал шляпе каждого цвета определенный тип мышления. Надев ту или иную шляпу, человек начинает рассматривать проблему под определенным углом зрения. А после того как он посмотрел проблему с точек зрения, предписанных каждой шляпой, он автоматически получает всесторонний, комплексный взгляд на нее.

Белая шляпа — факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?

Красная шляпа — эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа — осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа — преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа — исследования, предложения, новые идеи. Возможности, альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

Синяя шляпа — размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации. Де Боно Э. Латеральное мышление. — СПб, 1997. — С. 47].

Для того чтобы эта методика заработала, возьмем проблему, которая в действительности в данное время волнует детей. Это может быть и общественная, и техническая, и учебная проблема или проблема, связанная с деятельностью школы, взаимоотношениями детей в классе, отношениями с родителями. Начнем ее обсуждать последовательно, «надевая и снимая» разные шляпы.

Так, например, в четвертом классе экспериментальной прогимназии № 1882 г. Москвы в ходе коллективной беседы была выбрана проблема для обсуждения — «Отношения в классе». Сначала все участники мысленно надевают белую шляпу и излагают только цифры, факты, информацию (насколько дружен наш класс, сколько ребят действительно дружат между собой, кто готов всегда прийти на помощь, кто, напротив, часто конфликтует, сколько произошло ссор и разных столкновений за последнее время и т. п.). Затем снимаем белую шляпу и также мысленно надеваем красную. Теперь мы рассматриваем проблему отношений в классе, дав волю чувствам, интуиции, предчувствиям. Далее следуют остальные шляпы, и завершаем наш необычный анализ проблемы, мысленно надев синюю шляпу. Она диктует нам задачу оценить собственное мышление и полученное решение, подвести итоги и наметить пути для следующего мыслительного шага.

Участники данного обсуждения пришли к выводу, что проблему отношений в классе надо специально исследовать, только на первый взгляд кажется, что все просто и понятно, а всестороннее обсуждение показало, сколько существует неясных вопросов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой