Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие творческих способностей детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Креативность — это личностное качество, которое базируется на потенциальных возможностях каждого человека, актуализации неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся ко всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы. Сущность креативности очень образно определил П. Торренс… Читать ещё >

Развитие творческих способностей детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характеристика и основные компоненты творческих способностей

Способности человека — индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Р.С. Немов предложил разделять способности на:

  • 1) природные (естественные) способности — это способности биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их основе через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
  • 2) специфически человеческие способности — это способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на общие и специальные высшие интеллектуальные способности, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Способности всегда проявляются в определенной деятельности. Творческая деятельность, по мнению А. Н. Лука, направлена на «…создание качественно новых для человека ценностей, имеющих общественное значение»[1].

Значительный вклад в развитие теории творческой деятельности внес В. И. Андреев, который считает, что «творчество имеет два вектора — один направлен вовне, в предметную деятельность, а другой — на самого человека, на самосозидание»[2]. Среди основополагающих признаков творчества он выделяет:

  • -наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
  • -социальную и личную значимость: творческая деятельность всегда вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, это не творчество, а варварство);
  • -наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • -наличие субъективных личностных качеств — знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности (предпосылок личности);
  • -новизна и оригинальность процессов и результатов.

По утверждению В. И. Андреева, при исключении хотя бы одного из характеризующих компонентов творческая деятельность «либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой». Творчество, по В. И. Андрееву, один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи, для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и ориги;

w у 40.

нальностью, личной и социальной значимостью и прогрессивностью .

Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности определенного рода. Выделяют следующие виды творчества:

  • — производственно-техническое,
  • — изобретательское,
  • — научное,
  • — политическое,
  • — организаторское,
  • — философское,
  • — художественное,
  • — мифологическое,
  • — религиозное,
  • — музыкальное,
  • — повседневно-бытовое,
  • — шахматное и т. п.

В соответствие с обозначенными видами творчества выделяются и виды творческих способностей. В таблице 7, на основе исследований А. Н. Лука, представлены сущностные характеристики творческих способностей.[3]

Таблица 7.

Характеристики творческих способностей_

Характеристика

Сущность

Способность к обнаружению проблемы.

Способность видеть и усваивать информацию, которая не укладывается в рамки уже известного.

Способность к генерированию идей.

Активность личности, связанная с поиском новых способов решения проблемы, легкость в продуцировании большого количества идей.

Гибкость мышления.

Способность быстро переходить от одного класса явлений к другому, способность преобразовывать структуру объекта.

Оригинальность.

Способность «нестандартно отвечать на раздражители», осуществлять деятельность необычными способами.

Способность к усовершенствованию.

Возможность личности изменять существующий объект путем добавления деталей или изменения назначения объекта.

Критичность отношения к деятельности.

Способность «опознавать» художественно ценный объект, способность к рефлексии, оценке и самооценке.

В современной психолого-педагогической литературе наряду с понятием «творческие способности» активно используется термин «креативность». Несмотря на то, что некоторые исследователи считают данные категории синонимичными, в таблице 8 покажем их основные отличия.

Таблица 8.

Сущность понятий «творческие способности»

___н «креативность»_

Признак

Творческие способности

Креативность

Психологические механизмы.

Базируются на работе бессознательного и подсознания.

Основана на взаимодействии подсознания и сознания.

Создание творческого продукта.

Осуществляется внезапно, в виде готового решения, «магического синтеза», озарения, инсайта.

Связано с сознательным открытием закономерности или решением проблемы.

Факторы, способствующие проявлению и развитию.

Проявление творческих способностей основано на благоприятных природных задатках.

На 95% формируется за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятельности.

Признак

Творческие способности.

Креативность.

Формы реализации.

Могут быть реализованы в одной из трех форм:

  • 1 — подготовительная (генерация идей);
  • 2 — поисковая (разработка стратегии решения готовой идеи);
  • 3 — исполнительная (воплощение готовой идеи в конкретный продукт)

Проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз — умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решение и творчески воплощать их в конкретный продукт.

Особенности проявления в деятельности.

Могут проявляться только в одном виде деятельности, совпадающем со специальными способностями к ней. Каждый вид творчества: научный, организаторский, конструктивно-технический, художественный — имеет свой, специфический объект поиска, процесс и продукт.

Одновременно проявляется в различных вилах деятельности, творческое начало вкладывается в любое событие.

Проявление в профессиональной сфере.

Овладение творческими навыками в конкретной профессии не делает их переносимыми на другие виды деятельности.

11роявлсния креативности не связаны с определенной профессией. Проявляются в выполнении любого дела, в постоянном стремлении к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды.

Связь с творческой активностью личности.

Творческая активность характерна для высших (продуктивных) уровней развития творческих способностей.

Творческая активность сопутствует креативности как проявлению последней во всех видах деятельности.

Творческие способности, в отличие от креативности, определяются природными задатками к конкретному виду творческой деятельности. Заложенные в каждом человеке, они проявляются очень поразному. У одних они наблюдаются в детстве, а затем остаются только в сновидениях, у других спонтанно проявляются в одном виде деятельности или в одной из ее фаз, а у третьих становятся качеством личности, называемым креативностью.

Креативность — это личностное качество, которое базируется на потенциальных возможностях каждого человека, актуализации неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся ко всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы. Сущность креативности очень образно определил П. Торренс: «Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Поскольку в условиях дополнительного образования образовательный процесс, как правило, имеет направленность на развитие определенного вида детского творчества (музыкального, художественного, конструкторского и т. п.), целесообразно говорить именно о развитии творческих способностей, а не общей креативности ребенка. Однако креативность может приниматься во внимание в качестве критерия успешности деятельности ребенка в дополнительном образовании.

Одна из основных целей системы дополнительного образования — способствовать проявлению творческих способностей детей через создание реальных продуктов деятельности. Важно не только выявить творческие способности, но и создать условия для проявления творческой активности личности каждого ребенка. При этом важно понимать, что главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя — акт создания «идеала», образа мира. Внешняя активность — лишь реализация идеи в окончательном продукте и является второстепенной по отношению к активности внутренней. Способность личности к творческому саморазвитию зависит от степени проявления творческой активности, а, следовательно, от стремления человека к действию, к проявлению своих способностей, к удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя. Как было отмечено в таблице 8, творческая активность является обязательным проявлением креативности и показателем высокого уровня развития творческих способностей.

В таблице 9 дается характеристика основных компонентов творческой активности учащихся.

Таблица 9.

Основные компоненты творческой активности_

Компонент

Характеристика

Проявление

компонента

Бессознательное проявление творческих способностей в повседневных ситуациях.

Наблюдается в устойчивой потребности личности в определённой деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности.

Проявляется в раннем возрасте через бессознательное стремление к осуществлению определенной деятельности: ребенок постоянно рисует, много поет, копирует манеры других людей и т. п.

Интересы, склонности к творческой деятельности.

Развитая склонность характеризуется длительным, насыщенным стремлением к деятельности и творческим отношением к ней.

Проявляется в заинтересованном отношении ребенка к сознательному включению в процесс деятельности: ребенок просит купить краски и альбом, чтобы рисовать, включить музыку, чтобы петь, и т. п.

Интуитивноэвристический потенциал.

Возможность быстро найти правильное решение задачи кратчайшим путем, затратив минимальное количество информационных, энергетических и материальных ресурсов.

Проявляется в способности ребенка осуществлять какуюлибо деятельность (например, рисовать или петь) интуитивно правильно, не обладая при этом необходимыми знаниями относительно правильности ее выполнения.

Репродуктивнотворческое отношение к объектам, явлениям.

Проявляется в стремлении осуществлять интересующую деятельность качественно, связана с проявлением таких характеристик мышления, как анализ и синтез, обобщение и абстрагирование.

Задания педагога выполняются репродуктивно точно и качественно. Проявлениями данного компонента могут быть «чистота» пения (в хоровом коллективе),.

фотографичность изображения (в изостудии), точность выполнения движения в танце (в хореографическом кружке) и т. п.

Преобразующая деятельность.

Деятельность по созданию нового (хотя бы для самого автора) продукта или реализованное стремление усовершенствовать объекты окружающей действительности.

Создание нового творческого продукта (картины, танца, акробатического этюда, пьесы, стихотворения и т. п.).

Дополнительное образование обладает максимальным потенциалом для проявления творческой активности, развития творческих способностей и креативности детей благодаря следующим особенностям.

  • 1. Согласно современным нормативно-правовым документам, основное предназначение системы дополнительного образования — развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Таким образом, развитие творческой активности ребенка заложено в самом предназначении образовательных организаций дополнительного образования.
  • 2. Все культурные ценности, накопленные человечеством, — результат творческой деятельности людей. Для значительной части детей в системе дополнительного образования происходит освоение культурного наследия человечества: знакомство с музыкальными произведениями великих композиторов (в «школах искусств»), приобщение к новейшим достижениям науки и техники (в кружках авиамоделирования), освоение наследия художников прошлого и настоящего и др., так как только в условиях свободного выбора возможно творить.
  • 3. Многообразие типов образовательных объединений, возможность выбора и изменения направления деятельности позволяют осуществить творческие пробы и выбрать оптимальный для себя вид творческой деятельности.
  • 4. Именно в системе дополнительного образования возможно обеспечить максимальную индивидуализацию образовательного процесса, развитие творческих способностей ребенка может стать целью проектирования индивидуальной образовательной программы (подробнее об этом — в главе 2 данного пособия).
  • 5. Дополнительное образование благодаря своей демократичности и неформальности предоставляет вариативные возможности достижения успеха каждым ребенком, что проявляется не только в возможности выбора образовательного объединения, но и в выборе способов и форм деятельности, оптимально соответствующих особенностям каждого.
  • 6. Дополнительное образование способствует максимальной самореализации личности ребенка. Система дошкольного и школьного образования ввиду большого объема, а иногда и перегруженности образовательных программ не способствует проявлению и раскрытию потенциала воспитанников. Часто ребенок, не демонстрирующий особой успешности в освоении основной образовательной программы детского сада или школы, реализует свой потенциал именно в дополнительном образовании, повышая тем самым свой социальный статус и самооценку.

Однако для того, чтобы сделать процесс развития творческих способностей максимально эффективным, необходимо осуществлять целенаправленную и педагогически целесообразную работу, первым этапом которой является диагностика творческих способностей и определение уровня их развития и проявления.

  • [1] Лук А. Н. Психология творчества. — М, 1978. — С.234.
  • [2] Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. — Казань: КГУ, 1996. -С.52.
  • [3] Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. — Казань: КГУ, 1996.-С.54.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой