Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование социальной активности младших школьников в условиях инновационных образовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе системного и личностно-ориентированного подходов, с учетом отечественного и зарубежного исторического опыта развития проблемы, выявлены теоретические предпосылки формирования социальной активности младших школьников: положительные российские и зарубежные традиции воспитания активной личности (взаимодействие различных социальных институтов в воспитании, включение детей… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования социальной активности школьников. 1.1. Теоретические предпосылки формирования социальной активности школьников в отечественном и зарубежном опыте.

1.2. Уровни сформированности социальной активности младших школьников.

1.3. Структура и содержание формирования социальной активности младших школьников в условиях инновационных образовательных учреждений.,.

Выводы по первой главе.

I ГЛАВА II. Педагогические условия формирования социальной активности младших школьников.

2.1. Организация развивающей среды в образовательно-воспитательном учреждении инновационного типа.

2.2. Практико-ориентированные средства формирования социальной активности младших школьников условиях развивающей среды.,.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию социальной активности младших школьников.

Выводы по второй главе.

Формирование социальной активности младших школьников в условиях инновационных образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития общества, характеризующийся глубокими социально-экономическими изменениями, ставит перед системой образования качественно новые задачи — реализацию личностно-ориентированного развивающего обучения, гуманизацию и дифференциацию воспитательно-образовательного процесса, направленных на формирование у подрастающего поколения качеств конкурентоспособной личности.

В целях решения поставленных задач' многие образовательно-воспитательные учреждения ориентированы в своей деятельности на создание оптимальных условий для развития способности учащихся устанавливать адекватные отношения с действительностью в процессе саморазвития. Обучение в начальной школе является первой ступенью в формировании качеств активной, самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, проявляющихся в социально ценных видах деятельности. И хотя, в начальных классах еще невозможно достичь становления человека как полноценного субъекта общественной деятельности, существенные предпосылки этого процесса могут быть сформированы уже в младшем школьном возрасте.

Проблема формирования социальной активности личности всегда была прямо или косвенно в центре внимания философов, педагогов, психологов и социологов.

Философская и психолого-педагогическая мысль развивает идеи формирования социально активной личности, нашедшие отражение в трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж.Руссо, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, В. В. Зеньковского, А. Гуддинса, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, П. Наторпа, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина и др.

Анализ научной литературы позволяет заключить, что отечественными учеными разработаны компоненты системы социальной активности личности.

Философскому аспекту социальной активности посвящены работы.

С" 4.

Г. С.Батищсва, Л. П. Буевой, П. Е. Кряжева, И. Д. Панцхавы, и др.

Действенность, результативность, значимость социальной активности для развития личности и общества подчеркивают в своих работах Г. М. Гак,.

М.И.Петросян, В. А. Смирнов, В. П. Тугаринов и др.

Ю.В.Бухалов, А. В. Зосимовский, В. З. Коган, В. Г. Мордкович рассматривают социальную активность как черту личности, проявляющуюся в деятельностиЕ.В.Бондаревская, А. Г. Ковалев, Т. С. Лапина, К. К. Платонов V как целый комплекс личностных свойствВ.X.Беленький, Е. Г. Комаров, П. Е. Кряжев — как определенное состояние деятельности индивида или социальных общностейТ.П.Богданова, А. С. Власенко, С. Е. Игнатенко, М. В. Кириллова, В. З. Коган, В. Г. Мордкович, Н. Ф. Третьяков и др. — как многообразные формы трудовой, политической, научной деятельности.

Психологические основы формирования социальной активности раскрываются в работах М. Я. Басова, В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной, И. С. Кона, К. Н. Корнилова, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, у.

В.А.Петровского, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконина и др.

Особую важность для нашего исследования имеют концепция целостного учебно-воспитательного процесса как отражение проблемы воспитания социальной активности личности, разработанная Ю. К. Бабанским, М. А. Даниловым, Э. Г. Костяшкиным и др., и концепция детского воспитательного коллектива, отражающая:, эффективные формы его, у организации, методы сплочения и воспитания (В.А.Сухомлинский,.

М.Г.Казакина, Т. Е. Конникова, А. Т. Куракин, Л.И.Новикова) — условия развития индивидуальности в коллективе (М.И.Виноградова, К.Д.Радина) — способы организации коллективной деятельности (М.И.Виноградова, И. П. Иванов, И.В.Первин) — общение в коллективе (А.Г.Кирпичник, А.В.Мудрик).

Теоретическим основам, организации, определению содержания формирования социальной активности учащихся в современном воспитательно-образовательном процессе посвящены диссертационные работы Д. Д. Вишневского, М. Б. Рамазанова, В. П. Ростовского, Л. Н. Фарафоновой и др.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы и исследований показал, что структура социальной активности остается мало разработанной, основное внимание уделяется развитию социальной активности подростков и старших школьников, и не затрагиваются вопросы формирования социальной активности в младшем школьном возрасте, как начальном этапе вхождения детей в новую систему отношений с действительностью. В основном, исследования направлены на рассмотрение процесса формирования социальной активности детей преимущественно во внеучебной деятельности: трудовой, игровой, досуговой, спортивно-оздоровительной. Упускается из вида тот факт, что учебная деятельность является основной для всех категорий учащихся, а для младших школьников она является ведущей. Т.

Отдавая должное значимости проведенных исследований, отмечаем, что вопросы формирования социальной активности младших школьников изучены недостаточно, а именно: спорным остается вопрос о ее сущности и структурене дано полное описание взаимодействия внешних и внутренних факторов в развитии социальной активности, в результате чего в процессе развития слабо учитываются потребности младших школьниковне в полной мере, применительно к младшему школьному возрасту, обоснованы условия у эффективного формирования социальной активности в процессе обучениянедостаточно полно раскрыто значение инновационной развивающей среды, условий и отношений для развития социальной активности, что оказывает негативное влияние на процесс и результат ее развития у детей. Полученные нами экспериментальные данные подтверждают недостаточность сформированности социальной активности младших школьников: каждый седьмой ученик начальной школы имеет низкий и нулевой уровни сформированности социальной активности, 49,3% - средний уровень.

Нами выявлено, что причинами несостоятельности начального образования в формировании социальной активности младших школьников являются противоречия между: новыми требованиями, предъявляемыми к выпускнику начальной школы и отсутствием эффективных методов и средств, направленных на развитие социально активной личности учащихсяпотребностями включения младших школьников в различные виды социально значимой деятельности и ограниченными возможностями общеобразовательных учреждений в удовлетворении этих потребностейнеобходимостью организации работы по формированию социальной активности учащихся младшего школьного возраста в образовательно-воспитательных учреждениях инновационного типа и неразработанностью психолого-педагогических условий ее реализации.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили тему нашего исследования: «Формирование социальной активности младших школьников в условиях инновационных образовательных учреждений».

Цель исследования состоит в научном обосновании и проверке на практике педагогических условий и практико-ориентированных средств формирования социальной активности младших школьников в инновационных образовательных учреждениях. 1.

Объект исследования: процесс формирования социальной активности младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия и средства формирования социальной активности младших школьников в условиях инновационных образовательных учреждений.

Гипотеза исследования: Формирование социальной активности младших школьников в инновационных образовательных учреждениях будет эффективным, если:

— процесс формирования социальной активности младших школьников строится на принципах: включенности учащихся в реальные социально значимые отношенияорганизации и функционирования развивающей среды, с учетом психосоциальных и личностных особенностей учащихся;

— осуществляется поэтапное формирование отношения учащихся к себе как субъекту общественной деятельности, основанное на комплексной диагностике социальной активностиобогащается совместная деятельность младших школьников посредством постоянного усложнения всех ее структурных компонентов, I создания общественно ценного продукта, обеспечивающих повышение личностной значимости каждого учащегося и возникновение атмосферы эмоционального принятия;

— активизируются субъект-субъектные взаимодействия детей в ходе воспитательно-образовательного процесса, способствующие созданию социальной направленности общения младших школьников.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Выявить теоретические предпосылки формирования социальной I активности, ее сущность и содержание.

2. Проанализировать существующий опыт формирования социальной активности школьников в отечественной и зарубежной теории и практике.

3. Разработать критерии, показатели и уровни сформированности социальной активности младших школьников.

4. Определить педагогические условия и практико-ориентированные средства формирования социальной активности младших школьников в инновационных образовательных учреждениях. I.

5. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию формирования социальной активности младших школьников в инновационных образовательных учреждениях.

Методологической основой исследования являются: идеи гуманизации, дифференциации и индивидуализации образованияфундаментальные научные положения отечественной педагогики и психологии о социально-деятельностной сущности личности и ее развитиикомплексный подход, сочетающий теоретические и практические вопросы формирования социальной активности личности в аспекте разных наукпедагогики, психологии, философии, социологиитеория активности в обученииконцепция развивающего обученияметодологические принципы системного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опытаанкетирование, групповая и индивидуальная беседы, наблюдение, метод экспертных оценок, изучение психологической документации, метод определения самооценки по Спирмену, социометрия, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий) — статистические методы обработки данных педагогического эксперимента (метод t-критерия, корреляционный анализ).

Экспериментальной базой исследования являлся лицей № 76 г. Новокузнецка Кемеровской области. В эксперименте участвовали 194 учащихся начальных классов. ,.

Исследование осуществлялось с 1998 по 2002 годы и включало три этапа.

На первом этапе (1998 — 1999 г. г.) — определялись исходные позиции исследования, изучалась и анализировалась философская, социологическая, психологическая и педагогическая литература по теме исследования, производился сбор, обработка и осмысление эмпирического материала, определялись методологические основы, понятийный и научный аппарат исследования, разрабатывались критерии и показатели сформированности социальной активности младших школьников. ,.

На втором этапе (1999 — 2001 г. г.) — продолжались теоретические исследования, разрабатывались концептуальные основы формирования социальной активности младших школьников в условиях лицея, отрабатывались и уточнялись положения выдвинутой гипотезы, разрабатывалась методика и осуществлялось поэтапное проведение педагогического эксперимента, направленного на реализацию выявленных условий и практико-ориентированных средств формирования социальной активности младших школьников.

На третьем этапе (2001 — 2002 г. г.) — проводилась корректировка основных положений исследования, обобщались и систематизировались результаты экспериментального исследования, осуществлялась их литературная и статистическая обработка, уточнялись научно-практические рекомендации по формированию социальной активности младших школьников в условиях инновационного образовательного учреждения, формулировались выводы и оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены и систематизированы теоретические предпосылки процесса формирования социальной активности младших школьников;

— определена совокупность принципов формирования социальной активности младших школьников: ориентации на личность учащегосягуманизации системы отношений учащихся с действительностьюсамореализации учащихся в воспитательно-образовательном процессевключенности учащихся в реальные социально значимые отношенияорганизации и функционирования развивающей среды в инновационном образовательном учрежденииуточнено определение понятия «социальная активность» применительно к младшему школьному возрасту, разработаны его структурные компоненты в становлении младшего школьника как субъекта социальной активности;

— разработаны критерии и показатели оценки уровня сформированности социальной активности младших школьников;

— определены и экспериментально проверены педагогические условия и практико-ориентированные средства формирования социальной активности младших школьников в условиях лицея, основанные на принципах дифференциации воспитательно-образовательного процесса, личностно-ориенгированного и дсятельностного подходов.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой и обоснованием сущности, структуры, содержания, принципов, форм, методов и средств поэтапного формирования социальной активности младших школьников в условиях инновационных образовательных учреждений.

Практическая значимость исследования — состоит в разработке и апробации практико-ориентированных средств (совместной творческой деятельности младших школьников, активизации их субъскт-субъектных отношений с учителем и друг с другом) — методики поэтапной реализации системы формирования социальной активности младших школьниковпрограмм организации развивающей среды и обучения учащихся на основе уровневой дифференциации в условиях лицеядидактических и методических материалов к учебным курсам «Родной мир», «Математика», «Природоведение», направленных на формирование социальной активности учащихсяметодик организации совместной трудовой деятельности и формирования коммуникативных умений младших школьниковнаучно-практических рекомендаций по формированию социальной активности младших школьников в инновационных образовательных учреждениях, которые могут быть распространены на общеобразовательные учреждения любого типа.

На защиту выносятся:

— определение сущностной характеристики социальной активности младших школьников как формы диалектической связи ребенка с окружающей действительностью, в которой проявляется единство и внутреннего и внешнего отношений к деятельности, зависящее от объективного положения учащегося в предметно-социальной среде, форм самоутверждения и самореализации, степени его участия в социально ценных видах деятельности при овладении социальным опытом;

— структура, содержание, формы и методы поэтапного формирования социальной активности с учетом возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и специфики образовательных учреждений инновационного типа- 1.

— критерии оценки уровня сформированности социальной активности младших школьников: нормативный, мотивационный, деятельностный, статусный;

— педагогические условия формирования социальной активности младших школьников в условиях лицея: организация развивающей среды в образовательном учреждении инновационного типапоэтапное формирование у учащихся отношения к себе как субъекту общественной деятельностиобогащение совместной деятельности младших школьников посредством постоянного усложнения всех ее Ьтруктурных компонентовактивизация субъект-субъектных взаимодействий учащихся в воспитательно-образовательном процессе.

Достоверность полученных результатов обеспечивается использованием системного подхода, комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, целям и задачам, сочетанием качественного и количественного анализа, использованием статистических методов обработки данных, репрезентативностью объема выборки, воспроизводимостью результатов исследования.

Апробация результатов исследования. Промежуточные и конечные результаты исследования освещались на заседаниях кафедры развития личности Новокузнецкого государственного педагогического института (1998;2002 гг.), на I Всекузбасской образовательной выставке — ярмарке «Современное образование: тенденции и перспективы» (г.Новокузнецк,.

1999 г.), на Всероссийских педагогических чтениях памяти Н. Н. Чистякова I г. Кемерово, 2000 г.), в докладах и тезисах научно-практических конференций: «Качество подготовки и проблемы повышения конкурентоспособности выпускников педвузов на рынке труда» (г.Новокузнецк, 1997 г.), «Региональные аспекты в системе непрерывного образования» (г.Новокузнецк, 1998 г.), «Проблемы и перспективы современного образования» (г.Новокузнецк, 2000 г.), «Теория и практика подготовки учителя начальных классов к профессиональной деятельности» (г.Новокузнецк, 2002 г.).

Разработанные в ходе исследования методические рекомендации, I программы, дидактические и методические материалы используются в учебном процессе лицея № 76, гимназий № 10, № 62 г. Новокузнецка. Они могут быть использованы как в инновационных (лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением ряда предметов), так и в традиционных общеобразовательных учреждениях (массовой школе).

Выводы по второй главе.

Результаты проведенной нами опытно-экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:

1. Выявлены педагогические условия успешного формирования социальной активности младших школьников в образовательном учреждении инновационного типа: организация развивающей среды на основе уровневой дифференциации обученияпоэтапное формирование у учащихся отношения к себе как субъекту общественной деятельностипостоянное усложнение и обогащение совместной деятельности младших школьников во взаимосвязи всех ее структурных компонентовпридание процессу и результатам деятельности младших школьников субъективной значимостисоздание атмосферы эмоционального принятия при организации совместной деятельности учащихся, имеющей творческий характерактивизация субъект-субъектных взаимодействий младших школьников в ходе воспитательно-образовательного процесса, способствующая1 возникновению социально ориентированной направленности общения.

2. Определена возможность повышения эффективности процесса развития социальной активности младших школьников в условиях лицея посредством реализации поэтапного формирования социальной активности учащихся, включающую в себя: разноуровневые целевые ориентации, принципы, методы, приемы и средства, направленные на формирование способности учащихся устанавливать адекватные отношения с предметно-социальной действительностью через осуществление социально-значимых видов деятельности (учения, труда, общения). '.

В качестве исходных положений поэтапного формирования социальной активности младших школьников, мы определили принципы: гуманизации системы отношений учащихся с действительностьюорганизации и функционирования развивающей средывключенности учащихся в реальные социально значимые отношения, их самореализацию в воспитательно-образовательном процессеориентации на личность учащегося, — реализуемые в рамках системного и личностно-ориентированного подходов.

3. Разработана программа организации развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе начальной школы в условиях лицея, включающая: предметно-материальное окружениесистему развивающихся отношений младших школьников с предметно-социальной действительностью и самим собой. Определены и обоснованы средства организации развивающей среды в соответствии с этапами формирования социальной I активности младших школьников. На ориентационном этапе — это дифференциация образовательно-воспитательного процесса, введение двух стандартов оценивания результатов учебной деятельности и осуществление педагогической поддержки учащихсяна поисковом и регуляционно-прогностическом этапах — использование практико-ориентированных средств формирования социальной активности на основе уровневой дифференциации обучения.

4. Разработана система практико-ориентированных средств формирования социальной активности младших школьников, включающая: I организацию совместной творческой деятельности учащихся через постоянное усложнение ее структурных компонентов и придание процессу и результатам деятельности субъективной значимостиактивизацию субъект-субъектных отношений младших школьников с учителем и друг с другом на основе превращения учащихся в субъектов своей деятельности и создания социально ориентированной направленности общения и атмосферы эмоционального принятияличностно-ориентированные средства формирования адекватной самооценки учащихся и развитие их рефлексивных способностей.

5. Выявлено, что совокупность организации развивающих отношений I младших школьников и использование практико-ориентированных средств формирования интенсифицируют процесс развития социальной активности, посредством качественных изменений нормативного, мотивационного, деятельностного и статусного компонентов.

6. Выявлено, что развитие внутренней структуры социальной активности в процессе ее поэтапного формирования, по мере продвижения учащихся от 1-ого класса к 3-ему, носит конструктивный характер и имеет следующие особенности:

— на ориентацнонном этапе формирования, в структуре социальной активности учащихся 1-х классов доминирующей является взаимосвязь нормативного и деятельностного компонентов (г=0,44- при р< 0,01);

— на поисковом этапе — в структуре социальной активности учащихся 2-х классов, при сохранении ранее выявленной зависимости, происходит интенсивное формирование связи статусного компонента с нормативным I г=0,45- при р<0,01) и деятельностным (г=0,44- при р<0,01);

— на регуляционно-прогностическом — в структуре социальной активности учащихся 3-х классов, наряду с укреплением старых связей между компонентами: нормативным и деятельностным (г=0,57- при р<0,001) — нормативным и статусным (г=0,42- при р<0,01) — деятельностным и статусным (г=0,35- при р<0,05), происходит формирование новых зависимостеймотивационного компонента с нормативным (г=0,31- при р<0,05), деятельностным (0,36- при р<0,05) и статусным (г=0,36- при р<0,05).

7. Установлено, что поэтапное формирование социальной активности I младших школьников в условиях образовательного учреждения инновационного типа, максимально эффективно при ее реализации в течение всего периода обучения детей в начальной школе. Сравнение экспериментальных (ЗЭ, 2Э) и контрольных (ЗК, 2К) групп, с продолжительностью осуществления формирующей работы в течение 1-ого года и 2-х лет выявило недостоверные различия (t= 1,17- при р>0,05 и t=l, 91- при р>0,05 соответственно), в течение 3-х лет (группы 1Э и 1К) — достоверно значимые различия (t=2,08- р< 0,05).

Заключение

.

В современных социально-экономических условиях развития общества резко возрастает потребность в самостоятельной, инициативной, ответственной, творческой личности, способной устанавливать адекватные отношения с социальной действительностью в процессе саморазвития. Одним из путей удовлетворения данной потребности, я’вляется, по нашему мнению, разработка и реализация поэтапного формирования социальной активности личности, начиная с первой ступени обучения в начальной школе. Современное состояние теории и практики воспитания социальной активности младших школьников не отвечает требованиям сегодняшнего дня и нуждается в усовершенствовании и поиске новых подходов.

На основе системного и личностно-ориентированного подходов, с учетом отечественного и зарубежного исторического опыта развития проблемы, выявлены теоретические предпосылки формирования социальной активности младших школьников: положительные российские и зарубежные традиции воспитания активной личности (взаимодействие различных социальных институтов в воспитании, включение детей в субъективно-значимые отношения с предметно-социальной действительностью, взаимосвязь обучения с производительным трудом, широкое использование самоуправления в учебной и внешкольной деятельности и др.) — фундаментальные исследования в отечественной педагогике и психологии по проблемам обучения, воспитания, развития личности и детского коллектива в учреждениях основного и дополнительного образованияпротиворечия и недостатки существующей системы образования в подготовке школьников 'к раскрытию их творческого потенциала, социально ценных форм активности личности — в ее содержательном, структурном и технологическом аспектах и др.

Установлено, что социальная активность младших школьников является формой диалектической связи ребенка с окружающей действительностью, которая состоит в единстве внутреннего и внешнего отношений к деятельности, объективном положении учащегося в предметно-социальной среде, формах самоутверждения и самореализации, степени участия в деятельности при овладении социальным опытом. Выявлена структура социальной активности младших школьников, включающая: систему потребностей и стремлений, реализуемую в социально значимой деятельностисистему общественных и личных мотивов, определяющих направленность реализации активностиценностные ориентации и социальные установки как средства регуляции отношений с предметно-социальной действительностьюсамооценку и социально ценные качества личности. Разработаны критерии — нормативный, мотивационный, деятельностный, статусныйпоказатели и уровни сформированности социальной активности младших школьников. На основе системного и личностно-ориентированного подходов определены цели, задачи, принципы, этапы формирования социальной активности младших школьников в условиях лицея.

Определены педагогические условия успешного формирования социальной активности младших школьников в 'образовательном учреждении инновационного типа: организация развивающей среды на основе уровневой дифференциации обученияпоэтапное формирование у учащихся отношения к себе как субъекту общественной деятельностипостоянное усложнение и обогащение совместной деятельности младших школьников во взаимосвязи всех ее структурных компонентовпридание процессу и результатам деятельности младших школьников субъективной значимостисоздание атмосферы эмоционального принятия при организации совместной деятельности учащихся творческого характераактивизация субъект-субъектных взаимодействий младших школьников в ходе воспитательно-образовательного процесса, способствующая возникновению социально ориентированной направленности общения.

В ходе экспериментальной работы разработана программа организации развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе начальной школы о.

165 в условиях лицея, включающая: предметно-материальное окружениесистему развивающихся отношений младших школьников с предметно-социальной действительностью и самим собой.

Доказано, что реализация системы практико-ориентированных средств формирования социальной активности младших школьников, предполагающая: организацию совместной творческой деятельности учащихся через постоянное усложнение ее структурных компонентов, придание процессу и результатам деятельности субъективной значимостиактивизацию субъект-субъектных отношений младших школьников с учителем и друг с другом на основе превращения учащихся в субъектов своей деятельности, создания социально ориентированной направленности общенияиспользование личностно-ориентированных средств формирования адекватной самооценки учащихся, развитие их рефлексивных способностей — интенсифицирует процесс развития социальной активности учащихся младшего школьного возраста, способствует повышению уровня ее сформированности.

Таким образом, результаты теоретического анализа и экспериментальной работы подтвердили справедливость выдвинутой нами гипотезы.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический I материал требует развития и уточнения. В дальнейшем исследовании в качестве приоритетных, по нашему мнению, являются проблемы разработки содержания, методов и средств формирования социальной активности учащихся на всех этапах обучения, технологии воспитания социально активной личности в условиях взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования и другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности/УПсихология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. — СМ 10−182.
  2. Азаров ЮЛ 1. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979. — 255с.
  3. Амонашвили III.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе//Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С.36−41.
  4. .Г. Избранные психологические труды. В2-х т. М., 1980. — Т. 1. — 230с. I
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 339с.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. -416с.
  7. Аникееева I I.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989. — 224с.
  8. В.А. Идея целостного педагогического процесса в отечественной педагогике периода середины 60-х середины 70-х гг. XX в.: Дисс.канд. пед. наук. — Хабаровск, 1997. — 197с.
  9. В.А. Личность как совокупность отношений к миру (60-е 70-е годы)//Теория и практика становления личностно-ориентированпого обучения: Материалы региональной научно-практической конференции. -Хабаровск, 1996. — С. 117−121.
  10. К). Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М.: МГУ, 1971. -151с.
  11. Е.А. Социальный статус и активность личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 287с.
  12. Г. С. Социальная активность. Проблема субъекта и объекта всоциальной практике и познании. М.: Политиздат, 1974. — 230с.
  13. Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968. -138с.I
  14. A.M., Васильев В. Г., Фрумин Н. Д., Хасан Б. И. Комплексный психолого-педагогический эксперимент: методическое пособие.
Заполнить форму текущей работой