Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Результаты исследования использования образновыразительных средств в собственной речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отбор детской литературы является необходимым условием в достижении положительных результатов обучения. Требования к литературным произведениям таковы: небольшой объём, содержание знакомого или несложного незнакомого образа, лаконичное изображение образов при помощи сравнений, олицетворений, фразеологизмов. Использовать нужно произведения различных жанров. Один из главных критериев отбора детской… Читать ещё >

Результаты исследования использования образновыразительных средств в собственной речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Здесь детям было предложено задание, в котором необходимо было составить рассказ-описание по картине «Осень».

В самостоятельном описании картины дети как с нормой, так и с ОНР использовали такие олицетворения, как: бежит ручеек (речка) (Оля У., Слава З.), солнце выглядывает (Полина Ц., Оля У.), осень пришла (Даниэла М., Маша М.). Такие эпитеты, как: золотые листья (Оля Р., Вика Б., Полина Ц.), золотая осень (Даниэла М.), золотистая осень (Ира О). Сравнения в рассказе детьми не использовались.

Четыре ребенка из шести с нормальным речевым развитием (67%) и три ребенка из восьми с ОНР III уровня (38%) использовали хотя бы одно образно-выразительное средство в своем рассказе.

Отметим, что в основной массе дети как с нормальным, так и нарушенным речевым развитием не могут составить описательный рассказ, они перечисляют предметы, изображенные на картине.

У детей обеих групп очень ограниченно представлены образновыразительные средства языка, дошкольники фактически не используют сравнения, в их речи мало представлены олицетворения, в целом образность языка обеднена. Констатирующие опыты, проведенные в старшей и подготовительной к школе группе, показали, что самостоятельные высказывания большинства детей малосодержательны, лишены образности, невыразительны.

Сравнительные данные исследования образных языков средств приведены в Таблице 1.

Таблица 1 Сопоставительные данные результатов выполнения заданий на усвоение образно-выразительных средств

Образновыразительное средство.

Отказы от выполнения задания, в %.

Верные ответы, в %.

Неверные ответы, в %.

Дети с нормаль ным речевым развитием.

Дети с ОНР.

Дети с нормаль ным речевым развитием.

Дети с ОНР.

Дети с нормаль ным речевым развитием.

Дети с ОНР.

Сравнение.

Олицетворение.

Фразеологический оборот.

Подводя итог контрольного эксперимента, можно сделать вывод о том, что образная речь у детей двух групп развита недостаточно, но особенно резкое нарушение понимания и применения образно-выразительных средств зафиксировано у детей с ОНР. Для этой группы характерно большое количество отказов от выполнения вследствие непонимания заданий и несформированности понятий о сравнениях, олицетворениях, фразеологических оборотов. Мы можем определенно сказать, что детям с ОНР необходимы коррекционные занятия, с помощью которых их речь может быть значительно обогащена образно-выразительными средствами, так как старшие дошкольники способны использовать разнообразные средства образности в своей речи.

Глава 3. Методические рекомендации по формированию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи Педагогические исследования указывают на необходимость проведения специальной логопедической работы, чтобы научить ребенка способам выражения в слове определенного художественного содержания.

В этой главе решается задача разработки методических рекомендаций по формированию образных средств языка (сравнений, олицетворений, фразеологических оборотов). Необходимо определить наиболее эффективные методы и приемы, которые обеспечивают развитие интереса ребенка к образным средствам языка, их усвоение и формирование потребности и умения у ребенка использовать их в своей речи.

При формировании образно-выразительных речевых средств необходимо [4]:

  • 1. Учитывать общие закономерности овладения языком как средством общения.
  • 2. Учитывать лингвистических характеристик слова.
  • 3. Учитывать особенности словарного запаса дошкольников с ОНР.
  • 4. Опираться на принцип ситуативности (создавать естественные или условно-речевые ситуации).
  • 5. Учитывать связь слова с фоновыми знаниями детей.

При составлении методических рекомендаций необходимо учитывать результаты констатирующего эксперимента, особенности понимания и употребления образно-выразительных языковых средств дошкольниками с ОНР III уровня.

Важнейшим условием развития речевой деятельности детей является применение различных методов обучения [43]:

  • 1. Рецептивные (объяснительно-иллюстративные) методы такие, как: беседа с ребенком, показ речевого образца, рассказ логопеда, чтение текста.
  • 2. Репродуктивные методы, которые используются при формировании речевых умений и навыков дошкольников, к ним можно отнести: преобразование деформированных предложений, заучивание наизусть образных слов и выражений, составление словосочетаний и предложений по образцу.
  • 3. Продуктивные методы, с помощью которых развиваются речевые способности детей дошкольного возраста, к таким методам относятся пересказы с употреблением различных образновыразительных средств и придумывание загадок и историй детьми.

Серьезное значение представляет собой отбор лексического материала, который осуществляется с учетом структурных особенностей, семантики, частотности образных слов и выражений. Усвоение сравнительного оборота, которое чаще всего выражено именем существительным, сопровождается включением различных союзов: как, точно, будто, словно, как будто, точь-в-точь. Олицетворения чаще всего представлены глаголами различных лексикосемантических групп. При отборе фразеологических единиц предпочтение отдается устойчивым сочетаниям, которые не имеют в своем составе устаревших, малоупотребительных слов. Учет структуры фразеологизма позволяет предъявлять детям двух-трех компонентные обороты.

Отбор детской литературы является необходимым условием в достижении положительных результатов обучения. Требования к литературным произведениям таковы: небольшой объём, содержание знакомого или несложного незнакомого образа, лаконичное изображение образов при помощи сравнений, олицетворений, фразеологизмов. Использовать нужно произведения различных жанров. Один из главных критериев отбора детской литературы — частота встречаемости одних и тех же лексических единиц в разных произведениях, так как представление образных выражений в различных контекстах повышает вероятность их запоминания детьми, поможет понять детям его значение, раскрывает границы употребления данных образно-выразительных средств.

Одним из важных условий овладения старшими дошкольниками образными языковыми средствами является создание развивающей речевой среды. Она предполагает использование сравнений, олицетворений, фразеологических оборотов на занятиях в детском саду, в процессе прогулок, экскурсий, в дидактических играх, а также включение образных выражений воспитателями в повседневное общение с детьми.

В методиках обучения детей использованию образных языковых средств предполагается осуществление специальной работы с помощью творческих заданий. Произведения художественной литературы (в том числе и сказки), малых фольклорных форм (загадки, фразеологизмы) являются важнейшими источниками развития выразительности речи детей [66].

Е.В. Безбородова [7] предлагает строить работу по формированию образных средств языка в определенной последовательности:

I этап. Подготовка к усвоению сравнений, олицетворений, фразеологических оборотов дошкольниками с целью вызвать интерес к образным средствам и создать готовность к использованию их в речи.

II этап. Усвоение семантики образных языковых средств с использованием иллюстративных, закрепительных и повторительно-обобщающих упражнений.

III этап.

Введение

образно-выразительных средств в активный словарь дошкольников.

Мы также разделили работу, направленную на усвоение каждого образно-выразительного средства на три этапа (см. выше). Реализация этих этапов происходит последовательно: ознакомление детей с образновыразительным средством, развитие его понимания, умение пользоваться этим средством в речи.

В методических рекомендациях мы использовали иллюстративные, закрепительные, повторительно-обобщающие игры и упражнения, а также творческие задания, разработанные Е. В. Белобородовой, С. М. Бондаренко, Н. В. Гавриш, Л. В. Дубинчук, Костючук Л. Л., Т. А. Сидорчук, Е. М. Струниной, Е. В. Савушкиной, О. С. Ушаковой, Н. Н. Хоменко [7; 10; 15; 27; 35; 58;59; 65].

В процессе обучения образным средствам языка дошкольники должны научиться:

ѕ узнавать на слух сравнения, олицетворения, фразеологические обороты;

ѕ выделять в тексте, предъявляемом логопедом: сравнения, олицетворения, фразеологические обороты;

ѕ различать прямое и переносное значение слов;

ѕ понимать и объяснять значение образно-выразительных средств языка;

ѕ уметь сравнивать предметы, их признаки и действия;

ѕ составлять словосочетания, предложения или небольшие тексты с использованием образных языковых средств.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой