Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие национальной школы Республики Бурятия во второй половине XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе развития российского общества в XX столетии менялось смысловое наполнение понятия национальной школы. В 1918 г. в постановлении Государственной комиссии по просвещению указывалось: «Под национальной школой Российской республики разумеется школа, которая обслуживает меньшинство населения, отличающееся от большинства своим языком и бытовыми особенностями. Преподавание в национальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Национальная школа Республики Бурятия во второй половине XX века как социально-педагогическая проблема
    • 1. Педагогические идеи развития общеобразовательной национальной школы
    • 2. Состояние разработанности исследуемой проблемы
    • 3. Характеристика этапов развития общеобразовательной (национальной) школы в Республике Бурятия в 50−80-ые годы
  • Выводы
  • Глава. Н.Состояние развития общеобразовательной национальной школы в
  • 90-ые годы XX века
    • 1. Развитие общеобразовательных учреждений (национальной школы) в 90-ые годы: направления поиска
    • 2. Современные концепции развития общеобразовательных учреждений (национальной школы)
    • 3. Национально-региональный компонент в содержании образования. Алгоритмы национально-регионального компонента. Модели образовательных учреждений (национальной школы): первые итоги
  • Выводы

Развитие национальной школы Республики Бурятия во второй половине XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В новых социально-экономических условиях реформирование национальной системы образования приобрело особую значимость. На современном этапе в республиках Российской Федерации особенно возрос интерес к проблемам развития национального (этнического) образования как неотъемлемой составляющей единой системы российского образовательного пространства. Это связано, прежде всего, с актуализацией национального самосознания и поиском культурной идентичности на фоне ослабленности родных языков и традиционных культур, являющейся результатом форсированного индустриального развития общества в XX веке.

Школа, содержание образования которой построено в том или ином объеме на базе родной культуры и родного языка, является инструментом государственной этнонациональной образовательной политики, выполняя одну из важнейших функций, — межэтническую консолидацию многонационального общества. В современных условиях, наряду с главной своей функцией социализации молодого поколения и развития личности, она должна способствовать также формированию позитивных межэтнических отношений, консолидации многонационального народа России через взаимодействие языков и культур. Для этого необходима система организации содержания образования и воспитания, выстроенная на бшшнгвалыюй и бикультурной основе — школа «диалога культур» (М.Н.Кузьмин, 1994).

Современный этап модернизации школьной системы требует разработки системы научно-теоретических, организационно-педагогических и технологических мер, обеспечивающих развитие личности подготовленной к условиям жизни в гражданском обществе и сохраняющей свою этническую идентичность. В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации, в том числе и в Бурятии, ученые и педагоги работают над этой проблемой.

Анализ деятельности образовательных учреждений Республики Бурятия свидетельствует о том, что существующая система обучения и воспитания пока не дает должных результатов, соответствующих этим требованиям. Продолжает оставаться наболевшим ряд проблем: совершенствование содержания образования в контексте взаимодействия языков и культур, его организационных форм, методов и технологийразработка содержания национально-регионального компонента в соответствии с Базисным учебным планом (1998) и образовательными программами различных уровней и направлений, укомплектование школ необходимыми педагогическими кадрами.

В связи с этим особое значение приобретает учет современных национально-региональных условий и особенностей, осмысление места и функций школы «диалога культур» в современном полиэтническом обществе, специфики ее развития в прошлом как особого типа учебного заведения.

После октября 1917 года в структуре системы единой школы был предусмотрен самостоятельный тип учебных заведений — национальная школа, функционирующая на родном (нерусском) языке в качестве языка обучения (или учебного предмета) и включающая в содержание образования определенные элементы национальной культуры. За период с 1917 по 1990/1992 годы национальная школа, выполняя функцию консолидации, прошла ряд этапов, характеризующихся расширением роли языковых, культурных и духовных факторов взамен силовых методов. Отчетливыми вехами данного процесса были, в частности, организация содержания образования на единой основе официальной идеологии, и в то же время разработка алфавитов, программ, учебников по родным языкам (1918), утверждение русского языка в качестве обязательного учебного предмета (1938), расширение функций русского языка в качестве языка обучения и активное включение в образовательный процесс русской культуры (1958). Во второй половине XX века национальная школа с русским языком как языком межнационального общения и языком русской культуры консолидационную функцию осуществляла в рамках реализации общеполитической программы формирования новой исторической общности — «советский народ» (М.Н.Кузьмин, О. И. Артеменко, 2004).

Этот период, с одной стороны, характеризовался значительными результатами в развитии народного образования: была решена задача перехода ко всеобщему основному образованию (1949;1951), а затем перехода к массовому полному среднему образованию (1972). С другой стороны, этому процессу (с конца 1950 г.) оказались присущи и определенные издержки, выразившиеся в уменьшении роли и функции родного языка и культуры в системе образования. Поэтому одним из требований демократизации школьной системы в национальных республиках в начале 90-х годов XX века был возврат к изучению родных языков и культур. Федеральным Законом «Об образовании» (1992/2002) было предложено решение этой проблемы на компонентной основе, через реализацию автономного по содержанию регионального (национально-регионального) компонента.

Целостное изучение опыта образовательной практики Республики Бурятия второй половины XX века, анализ тенденций развития национальной школы в контексте модернизированных общественных процессов помогут найти оптимальные пути развития этой школы на базе принципа взаимодействия культур.

Таким образом, процесс развития учебных заведенийнациональных школ Бурятии во второй половине XX века — нуждается в специальном изучении с привлечением различных источников.

Степень разработанности проблемы. Основы научного понимания национального содержания образования были заложены в классической педагогике в работах С. И. Гессена, Н. И. Ильминского, П. Ф. Каптерева, П. И. Ковалевского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В.Н.Сороки-Росинского, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и других.

История становления народного образования в Бурятии была изучена такими учеными, как В. И. Андреев, С. С. Бадмацыренов, И. В. Баранников, В. П. Битуев, А. А. Дуринов, А. А. Константинов, А. П. Панчуков, Г. Л. Санжиев, А. Г. Тапхаев, Ж. М. Тумунов и другие.

Из крупных работ необходимо выделить коллективные труды «История Сибири», «История Бурят-Монгольской АССР», «Очерки истории культуры Бурятии», в которых излагаются основные аспекты истории возникновения и развития бурятской школы, проблемы и опыт ее национализации, рассмотрена деятельность школ и органов народного образования Бурятии.

Этнопедагогические особенности учебно-воспитательного процесса национальной школы Бурятии представлены в работах Д. М. Бурхинова, М. С. Васильевой, Д. А. Данилова, Т. Д. Дугаровой, С. Д. Намсараева и других. Вопросы взаимовлияния языков и культур народов Бурятии, в том числе в сфере образования, рассматривались А. Д. Карнышевым.

Проблемы национальной школы освещаются в работах П. Р. Атутова, Ц. Р. Базарова, Н. Ф. Бодиевой, А. Л. Бугаевой, И. Н. Дарижаповой, С. Г. Дугарова, М. Н. Кузьмина, Г. Ц. Молонова, С. Д. Намсараева, Н. К. Елаева, М. Н. Очирова, Д. Д. Ошорова, Э. Р. Раднаева, И. З. Соковородкиной, А. А. Сусоколова, Г. А. Тармаева, Б. Ч. Хасаранова и других.

Анализ степени разработанности избранной проблемы показал, что исследований, посвященных развитию национальной школы в Республике Бурятия во второй половине XX века, недостаточно, вместе с тем в связи с I модернизацией российского образования возникла необходимость в системном историко-педагогическом анализе развития национальной школы, в дальнейшей разработке ее целей, структуры, содержания и результатов деятельности применительно к новым условиям. Отсутствие таких исследований затрудняет глубокое осмысление, понимание и использование в практике работы школ исторического опыта и традиций.

Развитие национальной школы в Республике Бурятия непосредственно связано с вопросами развития государственности, политическими и экономическими проблемами рассматриваемого периода. К сожалению, эти вопросы разработаны пока недостаточно, а если и разработаны, то имеются разночтения в рассмотрении одного и того же вопроса, что не дает возможности прийти ученым к единому мнению.

Изучение и анализ степени научной разработки позволяет выявить ряд противоречий между:

• возрастающей потребностью в модернизации системы образования Республики Бурятия, необходимостью обновления содержания, форм и методов обучения в национальной школе и недостаточной представленностью данного опыта в современных концепциях образования;

• объективной потребностью в научном осмыслении развития национальной школы Республики Бурятия и отсутствием комплексной характеристики исследований данной области педагогики.

Актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации: «Развитие национальной школы Республики Бурятия во второй половине XX века».

Цель исследовании — определить и выявить региональные особенности развития национальной школы Республики Бурятия во второй половине XX века с точки зрения историко-образовательного процесса.

Объект исследования: процесс развития образования в Республике Бурятия.

Предмет исследования: ведущие направления и особенности развития национальной школы Республики Бурятия во второй половине XX века.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

• проанализировать социально-педагогические идеи развития общеобразовательной национальной школы;

• изучить и систематизировать социально-экономические предпосылки развития национальной школы в Республике Бурятия во второй половине XX века;

• определить периодизацию и педагогические тенденции развития национальной школы в Республике Бурятия в 50−90 гг.;

• определить структуру и содержание учебно-воспитательного процесса в национальной школе в исследуемый период;

• выявить социально-педагогические особенности развития национальной школы в постсоветский период;

• установить преемственные связи реализации педагогического наследия Республики Бурятия в современной национальной школе. Методологической основой исследования стали фундаментальные философские положения о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессахо соотношении общечеловеческого и национального: (Б.С.Гершунский, В.М.Межуев), о значении духовных и национальных ценностей в воспитании и образовании личности: (М.В.Богуславский, Н. Д. Никандров, В. Г. Пряникова, З. И. Равкин и др.) — о целостности учебного процесса: (Ю.К.Бабанский, Л. В. Занков, М. Н. Скаткин В.А.Сластенин,) — об обусловленности социальными психологическими факторами целостного педагогического процесса: (В.Л.Беспалько, В. М. Коротов, ТЛО. Красовицкая, М. Н. Кузьмин, Э.Э.Яанвярк) — о современных подходах к обновлению содержания образования в национальной школенаучные этнопедагогические концепции: (В.Ф.Афанасьев, Г. Н. Волков, А. З. Измайлов, Я.И. Ханбиков) и другие.

Для решения поставленных задач использовались методы:

• исторический метод, который позволил на основе изучения отбора фактического материала проследить исторический путь развития национальной школы, выявить социально-педагогические проблемы национальной школы в указанный период, круг идей, положений, подлежащих анализу и обобщению.

• теоретический метод для выработки историко-педагогической позиции, на основе которой проводились репродуктивный и прогностический анализы источников, характеризующих процесс развития теории и практики национальной школы.

Источники исследования составляют материалы, которые объединены в следующие группы:

• материалы фондов Национального архива Республики Бурятия;

• материалы фондов Министерства образования и науки Республики Бурятия и департаментов Агинского и Усть-Ордынского автономных округов (директивные документы, позволяющие понять научно-методическую и правовую базу функционирования национальной школы);

• статистические сборники;

• сборники документов по национальным школамфонды Национальной республиканской библиотеки г. Улан-Удэ (программы, планы, учебники и учебные пособия для учащихся национальных школматериалы периодической печати). Научная новизна исследования заключается в: изучении и систематизации социально-экономических предпосылок развития национальной школы в Республике Бурятия во второй половине XX векаопределении и обосновании места, роли и тенденций развития национальной школы, ее сущностных характеристик, этнокультурной спецификиразработке периодизации и этапов развития национальной школы Республики Бурятиявведении в научный оборот новых материалов, источников, архивных документов, программ, учебных планов, учебников и методических рекомендаций, позволяющих реконструировать процесс развития национальной школы в исследуемый период.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены подходы к анализу закономерностей развития национальной школы Республики Бурятия второй половине XX векарассмотрена общая совокупность социальных факторов, обуславливающих необходимость реформирования национальной школы в современных условиях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что дано описание социально-педагогических особенностей развития национальной школы Республики Бурятия второй половины XX векадана периодизация основных этапов развития национальной школы;

• результаты исследования могут быть использованы в вузовском курсе «История педагогики», при проведении спецкурсов, а также при повышении квалификации учителей, научной разработке проектов модернизации образования в Республике Бурятия. Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью исходных позиций исследованияиспользованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных природе изучаемого материала, целям и задачам исследованияцелостностью историко-педагогического анализа деятельности национальной школы в Республике Бурятияколичеством и типологическим разнообразием изученных источников, репрезентативностью выборки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения представлены автором и получили одобрение на научно-практической конференции «Развитие личности школьника в условиях поликультурного образовательного пространства Байкальского региона» в г. Улан-Удэ (2003).

Апробация результатов исследования осуществлялась в 5 публикациях.

Исследование проводило с 1999 года по 2005 год в три этапа. Первый этап (1999;2001 гг.) — историко-теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ литературных источников, изучение степени разработанности проблемы, определение исходных принципов, параметров исследования.

Второй этап (2002;2004 гг.) — систематизация собранного историко-педагогического материалаконсультации с педагогами и ученымиобработка полученной информациипубликация промежуточных результатов.

Третий этан (2004;2005 гг.) — обобщение полученной информации, оформление результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

• Историко-педагогический подход к анализу развития национальной школы Республики Бурятия позволяет раскрыть эволюцию данного явления, его региональные особенности, выделить этапы развития, тесную взаимосвязь и взаимозависимость от факторов политического, социального и культурного характера как в стране, так и в регионе.

• Этапы развития национальной школы определяются с учетом социокультурных трансформаций в социальном развитии России: 4050-е годы — введение изучения русского языка как обязательного предмета в содержание образования национальных школ республики- 60-е годы — расширение роли русского языка как языка обучения, языка русской культуры и сужение национальной культуры в содержании образования национальной школы республики- 70-е годы — централизация национальной школы и создание единой школы по уровню образования- 80-е годынедостаточный учет своеобразия этнокультуры- 90-е годырегионализация и усиление ориентации системы образования на освоение национальной культуры.

• Развитие сети национальных школ находится в прямой зависимости от этнодемографической ситуаций в республике (от естественной убыли населения и миграций из сельской местности в городскую).

• Рассмотрение национальной школы Республики Бурятия как структурного звена региональной системы образования и части единого образовательного пространства Российской Федерации дает возможность определить содержание обучения и воспитания, структуру учебного плана, этнокультурную специфику.

• Подготовка педагогических кадров для национальных школ осуществлялась педагогическими училищами и педагогическим институтом, что способствовала кадровому обеспечению школ.

• Развитие образовательного учреждения «национальная школа» в современных условиях связано не только с изменением образовательной политики государства, с новыми концепциями построения учебных планов, программ, но и с внутренними, объективными преобразованиями: накоплением и совершенствованием образовательного потенциала, учетом опыта прошлых лет и саморазвитием школы.

Структура н объем диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объем текста 150 страниц.

Во введешш обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются предмет и объект исследования, формулируются цели и задачи, описываются методы исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе — «Национальная школа Республики Бурятия второй половины XX века как социально-педагогическая проблема» -охарактеризованы педагогические идеи общеобразовательной национальной школы, осуществлен анализ состояния разработанности исследуемой проблемы рассматриваемого периода и дана характеристика этапов развития национальной школы в 50−80-е годы в Республике Бурятия.

Во второй главе — «Состояние развития общеобразовательной национальной школы в 90-е годы XX века» — представлен исследовательский материал о развитии общеобразовательного учреждения (национальная школа) в 90-е годы, дана характеристика современных концепции ее развития, регионального (национально-регионального) компонента содержания образования, его алгоритмов, приведены модели образовательных учреждений в Республике Бурятия.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, подтверждающие положения, выносимые на защиту.

Выводы.

Эта часть исследования посвящена анализу современного состояния развития общеобразовательной (национальной) школы. Здесь рассмотрены современные концепции ее развития, направления поиска и национальнорегиональный компонент содержания образования, обусловленными происходящими с начала 90-х годов в России преобразованиями в политической, экономической и социальной сферах, потребовавшими радикальных изменений в организации школьного образования.

Сегодня образовательная политика находится в поиске определения путей полного удовлетворения образовательных потребностей, как страны в целом, так и ее регионов. Для бурятского этноса важным является сохранение и развитие родного языка и культуры, определяющих лицо и сущность народа, восстановление национальных традиций, нравственно-этических понятий, системы ценностей, характеризующих взаимоотношения бурят с окружающим миром людей и природы. В связи с этим была разработана программа (Концепция) реформирования школы, цель которой создание условий для развития национальной культуры и языков, обновление содержания образования и воспитания, обеспечение дальнейшего развития общеобразовательных (национальных) школ. Она в определенной мере способствовала более эффективному реформированию национальной школы и обеспечила вариативность содержания учебно-воспитательного процесса.

Наряду с концепцией развития национальной школы рассмотрены также нормативно-правовые документы, вышедшие в 90-х годах. Анализ Федерального Закона «Об образовании» (1992/2002/2004), соответствующего Закона Республики Бурятия и Закона «О языках народов Республики Бурятия», принятого 1992 году, позволяет сделать вывод: для реформирования системы образования была создана законодательно-правовая база.

Основным требованием национальной политической и культурной элиты стало повышение статуса родных языковустановление языка, на котором ведется образовательный процесс в школе, стало правом учредителя. Базисный учебный план определил место родного языка в образовательном процессе в рамках национально-регионального компонента содержания образования. В полном объеме предоставленной возможностью Республика Бурятия не воспользовалась: переход на обучение на родном языке не был осуществлен.

Тем не менее, приоритетными направлениями развития общеобразовательных учреждений в последние годы являются обеспечение образовательного пространства на территории республики, создание условий для повышения качества образования.

Введение

национально-регионального стандарта дало общеобразовательным (национальным) школам Бурятии возможность определять содержание образования и тем самым выразить их специфику и направленность, связь со своим районом, городом, селом.

Но, на пути к созданию новой школы еще немало проблем: повышение качества образования, разгрузка и обновление содержания, обеспечение условий для сохранения здоровья обучающихся, введение современных педагогических технологий и др. Этот комплекс проблем еще предстоит решать.

Заключение

.

Полиэтничный характер российского общества обусловливал необходимость решения важнейшей общеполитической задачиконсолидации его многонационального народа в единую нацию. Для более глубокого понимания развития национального образования в настоящее время стало актуальным объективное изучение опыта работы национальных школ прошлых лет, социально-педагогических проблем ее развития.

В процессе развития российского общества в XX столетии менялось смысловое наполнение понятия национальной школы. В 1918 г. в постановлении Государственной комиссии по просвещению указывалось: «Под национальной школой Российской республики разумеется школа, которая обслуживает меньшинство населения, отличающееся от большинства своим языком и бытовыми особенностями. Преподавание в национальной школе ведется на родном языке, а также изучаются национальная литература и история своего народа» (Очерки истории, педагогической мысли народов СССР. -1917;1941. -М., 1980.-С.144). Перед советской школой была поставлена цель формирования личности в духе пролетарского интернационализма. Национальные аспекты образования рассматривались в контексте формулы советской культуры как культуры «национальной по форме и социалистической по содержанию».

В конце 80-х годов взгляд на национальную школу (равно как и на многие другие педагогические проблемы) претерпел значительные изменения. Занимавшийся подготовкой новой школьной реформы Временный научно-исследовательский коллектив «Базовая школа» предложил следующий взгляд на проблему: «В нашем понимании любая школа СССР является национальной, так как работает на языке того или иного народа и основывается на той или иной национальной культуре. Это целиком относится и к русской культуре» (Проблема национальной школы в СССР: История и современность. -М.: ВНИК «Школа», 1989. -С 13−14). Это определение существенно отличалось от предыдущей точки зрения, в соответствии с которой национальной считалась школа с нерусским контингентом учащихся. Новое определение помимо языка вводило в состав понятия и национальную культуру.

Республика Бурятия — это многонациональный регион нашей страны, в котором проживают по переписи населения 2002 года более 100 этносов. В соответствии с результатами советского школьного строительства в ней создана многоуровневая сеть образовательных учреждений.

Процесс развития общеобразовательной (национальной) школы во второй половине XX века рассмотрен нами в два этапа: 50−80-е годы и 90-е годы. Общеобразовательное учреждение «национальная школа» является неотъемлемой частью общероссийского образовательного пространства. Установленная в ходе диссертационного исследования периодизация, подтверждает характер развития национальной школы в республике как составного компонента общероссийской системы.

Необходимо отметить, что, несмотря на имеющиеся проблемы (отсутствует научно-методическая и художественная литература на бурятском языке, отражающая современное состояние развития общества, мало издается детской литературы, нет пособий по организации детских национальных игр для дошкольного и начального школьного возрастапо-прежнему бурятский язык остается невостребованным в научно-деловой сферечастью родительской общественности до сих пор не осознана важность обучения детей родному языку, что ведет к потере национальных корней) общеобразовательная (национальная) школа находится в постоянном развитии. Это свидетельствует о том, что повышение качества общеобразовательной подготовки сегодня невозможно без модернизации, обновления содержания общего образования, связанного с национально-региональным компонентом.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. общеобразовательное учреждение «национальная школа» в Республике Бурятия являясь частью единого образовательного пространства России, прошла специфический путь развития, особенности которого определялись этнообразовательной политикой государства, природными, демографическими, социально-экономическими, политико-идеологическими, социокультурными условиями жизни бурятского народа;

2. сохраняется актуальность и значимость в современной системе образования периодизации развития общеобразовательных учреждений «национальной школы» в Бурятии: I этап — (40−50-е годы) в соответствии с Постановлением ЦК ВКП (б) 1938 г. «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей» осуществлялось расширение изучения русского языка в национальных школахII этап — (60-е годы) увеличение числа школ с обучением на русском языке, дальнейшие процессы централизации бурятской школыIII этап — (70-е годы) создание единой школы по стандартизированным идеологическим позициям и уровню образованияIV этап — (80-е годы) в процессе реформирования образования наметилась тенденция использования этнокультуры бурят, их народной педагогики и V этап — (90-е годы) активная разработка проблем национальной школы, ориентация содержания образования на освоение родного языка, национальной культуры, воспитание на основе национальных и общечеловеческих ценностей гражданина России и «малой Родины»;

3. в связи с внедрением национально-регионального компонента, определением в содержании образования квоты изучаемых предметов, алгоритмов реализации его (фактологический, полипредметный, монопредметный, интегративный и комплексный) актуализировался вопрос о необходимости создания программ, учебных пособий, учебников, дидактических материалов;

4. в целом, во второй половине XX века развитие общеобразовательных учреждений определялось, не только этнообразовательной политикой Республики Бурятия, но и особенностями их расположения в городской и сельской местности. Были закрыты начальные малокомплектные школы в «неперспективных» районах. За эти годы выросло общее число школ и сократилось количество национальных школ с изучением родного языка. На ближайшую перспективу сохранятся школы с изучением родного языка в больших селах;

5. современное общеобразовательное учреждение «национальная школа» в Республике Бурятия развивается в условиях перехода от унифицированных форм к гибким образовательным системам, при этом учитываются мировые и отечественные тенденции модернизации образования. Национальная школа в современных условиях связана с разработкой нового содержания образования на базе национальной культуры, определением места родного языка в процессе обучения, осмыслением исторического опыта, тех объективных преобразований, которые являются результатом накопления образовательного потенциала, саморазвития школы.

В настоящее время с появлением тенденции к улучшению ситуации в национальном образовании есть основание оптимистически смотреть на будущее национальной школы Республики Бурятия. Такую надежду дает увеличение ее научно-педагогического потенциала, практический опыт, накопленный в предыдущие годы и осознания многими учителями своей ответственности перед будущими поколениями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Перестройка и межнациональные отношения. Вопросы истории КПСС. -М. 1989 № 2. с.33−46.
  2. В.М. Меры по реализации Концепции государственной политики. Реализация Концепции государственной национальной политики. Материалы «Круглого стола» и выездного заседания Комитета Народного Хурала. -Улан-Удэ, 1999. с. 10.
  3. Актуальные проблемы современной бурятской школы. Сб. -Улан-Удэ. 1983.
  4. В.И. История бурятской школы (1804−1962). -Улан-Удэ. 1964.-c.567.
  5. Ю.В. Доклад. Шестьдесят лет СССР. -М. 1982. Правда. 22 декабря.
  6. Арутюнян Ю. В, Дробижева JI.M., Сусоколов А. А. Этносоциология. -М., 1998. с. 65.
  7. Архив отдела школ и вузов Бур. Обкома КПСС. Материалы совещания в обкоме партии. 1951. ср. 1, оп. 129, д.24−26.
  8. П. Р. К методологии создания инновационных учебных заведений. Образование. Бизнес. Сибирь. -Томск. 1994. № 2.
  9. П.Р. Национальная школа XXI века: материалы региональной научно-практической конференции. -Улан-Удэ. 1994.
  10. П.Р. и другие. Очерки истории школы и педагогические мысли народов СССР. 1941−1961.-М. 1988.
  11. П.Р. Национально-региональный компонент образования. Методологические проблемы национально-регионального образования. Сборник. ИОСО РАО «На пути к 12 летней школе. -М. 2000. -С.259−271.
  12. В.Г. Научное управление обществом. -М. 1968.
  13. В.Г. Общество: системность, познание, управление. -М. 1991.
  14. Н.С. Двуязычие: социальный аспект и тенденции (на материале Республики Бурятии): Канд. Дис. -Улан-Удэ. 1997. с. 82.
  15. С.С. Октябрь и всеобуч в Бурятии (19 171 967гг.) (из опыта работы областной партийной организации). -Улан-Удэ. 1968. -с.242.
  16. С.С., А.А.Константинов. Вопросы развития школы Советской Бурятии. -Улан-Удэ. 1961.
  17. С.С. Партийная организация Бурятии в борьбе за перестройку и дальнейшее развитие системы народного образования. -Улан-Удэ. 1962.
  18. Ц.Р. Социально-педагогические основы развития бурятских сельских школ в современных условиях. Автореф. Дис.. канд. пед. Наук. -Улан-Удэ. 1999. -19с.
  19. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. -М. 1999.
  20. И.В. Народное образование в Бурятии за годы Советской власти (1923−1959гг). Народное образование в Бурятской АССР. -Улан-Удэ. 1960. -3−47.
  21. В.К. Реформа образования в Российской Федерации: 1990−1994 гг.-М. 1995.-38с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М. 1989.
  23. В.П. Ю.Г. Татур. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов.-М. 1989.
  24. В.К. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века- Судьбы России. -М. 1997.
  25. В.П. История школы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. -Улан-Удэ. 1986.-176с.
  26. Н.Ф. Национальная школа: теория и практика. -Улан-Удэ. 1996.-113с.
  27. Н.Ф. Через этническое к общечеловеческому: О некоторых аспектах развития национальной школы. Директор школы. 1996. № 1. -С. 55−59.
  28. М.К. Наука управления: новый подход. М. 1990.
  29. Л.И. Ленинским курсом. -М. 1970- Т.2.
  30. А.Л. Традиционная педагогическая культура народов Севера. Дис.. докт. пед.наук., -М., 1996.-380 с.
  31. . А.Л. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. -Ханты-Мансийск.2002. -188с.
  32. А.Л. Вам все мало: Открытое письмо пред. Фракции полит. Движения «Женщины России» в Гос. Думе. Е. Лаховой по поводу проекта закона «О государственном образовании в Российской Федерации». Част. Шк. -1995. № 4. -С.57−58.
  33. Д.М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. -Улан-Удэ. 1993. -136с.
  34. Бурятия от ликбеза до филиала Академии наук. Сборник. -Улан-Удэ. 1969.-c.415.
  35. Т.С. Национально-региональный компонент в образовании и воспитании в условиях Архангельской области. Национально-региональный компонент образования (для школ Архангельской области). -Архангельск, 1994. -с.3−15.
  36. М.С. Бурятская школа: научно-методические основы развития. -Улан-Удэ. 1998.-140с.
  37. Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. Национальная школа: концепция и технология развития. -Москва. 1993.
  38. Г. Н. Этнопедагогика. Под ред. Проф. И. Т. Огородникова. -Чебоксары. 1974. -376с.
  39. JI.C. Развитие высших психических функций. -М., 1960.
  40. .С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. -М. 1980. с. 9,13.
  41. .С. Педагогическая прогностика (методология, теория, практика). Киев. 1986. -С.10, 29, 75, 133−134.
  42. .С. Прогнозирование содержания образования. Народное образование. 1990.№ 9. 80с.
  43. С.И. Проблема национального образования. Газета «Первое сентября». 1996. 20 февраля. -С.З.
  44. М.К., Б.П. Битинас. Введение в диагностику. МЛ 989.
  45. Д.А. Организационно-педагогические проблемы общеобразовательной школы на Крайнем Севере. Якутск. -М. 1994. -223с.
  46. И.Н. Педагогические основы управления национальной школой при введении регионального компонента всодержание образование. Автореф. Дис. На соиск. Ученой степ, канд. пед. наук. -Улан-Удэ. 2001. -20с.
  47. Директивы съезда КПСС по б пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956−1960гг. Народное образование СССР. Сборник документов. МЛ974. с.44−48.
  48. С.Г. Развитие общего среднего образования в Бурятии. -Улан-Удэ. 1972.
  49. Э. JI. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника. Автореферат дисс. канд. псих. наук. -Улан-Удэ. 1995.
  50. А.А. Очерки истории школ и педагогического образования в Бурят-Монголии . -Улан-Удэ. 1948.
  51. А.А., А.Г. Тапхаев, А.А.Константинов, Г.А. Дуринова. Школы Бурятской АССР на новом этапе развития. -Улан-Удэ. 1960.
  52. Г. А.Дуринова, А. А. Константинов. «Роль комсомола в развитии бурятской школы». -Улан-Удэ. 1959.
  53. Г. А. Пионерское движение в Бурятии. -Улан-Удэ. -1962. -с.206.
  54. Г. А. Бурятский язык в условиях двуязычия: проблемы функционирования и перспективы развития. -Улан-Удэ. 2002.
  55. Н.К. Бурятская школа. История, проблемы и опыт национализации. -Улан-Удэ. 1994. -124с.
  56. Н.К. Историко-педагогическая наука Бурятии. -Улан-Удэ. 1998.-94с.
  57. Е.П. Как возродить национальную школу. -М. 1992.
  58. Закон Российской Федерации «Об образовании». Учительская газета. -М., № 28. 4 августа 1992.
  59. Закон Республики Бурятия «Об образовании». -Улан-Удэ. 1992.
  60. Закон РСФСР «О языках народов РСФСР». -М., 1991.
  61. Закон Республики Бурятии «О языках народов Республики Бурятия». -Улан-Удэ. 1992.
  62. Закон Бурятской АССР «Об укреплении связи школы с жизныо и о дальнейшем развитии системы народного образования в республике"(1959). Вторая сессия Верховного Совета Бурятской АССР пятого созыва. -Улан-Удэ. 1959. -С.72−75.
  63. М.Г. Организация труда директора школы. -М. 1971.
  64. Из выступления Л. Б. Матракова «Изучение бурятского языка в Усть-Ордынском бурятском национальном округе» на региональной конференции, посвященной 80-летию Ц. Ц. Цыдыпова. Улан-Удэ. 1999.
  65. Известия ЦК КПСС. 1989. № 3. с. 179.
  66. Н.И. Практические замечания о переводах и сочинениях на инородческих языках. -Вятка. 1904. -22с. (Перепечатано «Вятские ведомости» 1904. № 6.)
  67. Н.И. Беседы о народной школе. -СПб. 1889. -40с.
  68. Н.И. Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае. -СПб. 1886. -С. 7−6.
  69. В.А. Любимые мои ученики. -М. 1987.
  70. А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. -Улан-Удэ. 1997.
  71. П.Ф. История русской педагогики. Изд.2-е, преем, и допол. -Петроград. 1915. -748с.
  72. П.И. Национальное воспитание и образование в России. -Сиб. типография М. И. Анкинфиева. 1910. -С 6−92.
  73. Коллективные труды «История Сибири», «История Бурят-Монгольской АССР», «Очерки истории культуры Бурятии». -Улан-Удэ.
  74. М.И. Теоретические основы школоведения. -М. 1982.
  75. М.И. Состояние и перспективы развития педагогической науки в СССР. Сов. Педагогика. 1982. № 12. -С 18−29.
  76. Конституция Республики Бурятия. -Улан-Удэ. 1994.
  77. Конституция Российской Федерации. Основной Закон. -М. 12.12. 1993.
  78. Конституция РСФСР. -М. 1918.
  79. Конституция Союза Советских Социалистических республик. -М. 1978.
  80. Крупская Н. К. Схемы программы 1-го концентра II ступени. На путях к новой школе. 1922. № 3. -с.5−14.
  81. Н.К. Народное образование и демократия. Пед. соч. в 10 томах. -М.1957. -с.249−350.
  82. М.Н. Проблемы национальной школы в СССР. История и современность. Материалы к обсуждению. М. 1989. -40с.
  83. М.Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики. -М.: ИНПО. 1997.
  84. М.Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. Сб. Школа и мир культуры этносов. Ученые записки ИНПО, вып. 2. -М.:ИНПО. 1995. -С.5. 31.
  85. М.Н. Научное обоснование Концепции государственной этнонациональной образовательной политики Российской Федерации. -М. 2004.
  86. Курсом Мартовского пленума. -М. 1975.
  87. М.В. Педагогическая теория и школьная практика. -Минск. 1978.
  88. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М. 1996.
  89. .Т. Общие проблемы воспитания школьников. Учебное пособие. -М. Педагогика, 1979. -168с.
  90. А.С. Избранные педагогические сочинения. -М. 1977.
  91. Э.С. Теория культуры и современная наука. -М. 1983.-199с.
  92. И.А. Проблемы и приоритеты в развитии современной бурятской национальной школы. На пути к 12-летней школе. -М. 2000. -С.247−277.
  93. М. Социальное управление. -М. 1978.
  94. Материалы Всебурятского съезда по консолидации и духовному возрождению нации. -Улан-Удэ. 22−24 февраля 1991.
  95. Материалы съезда работников народного образования Бурят-Монгольской АССР. -Улан-Удэ. 1953. -С.20.
  96. Г. Ц., Н.Ж. Санжиев. О системе образования Бурятии на рубеже веков. -Улан-Удэ. 2001.-314с.
  97. С.Д. Доклад. Система образования: пути становления и задачи реформы. Республике Бурятия -70 лет. -Улан-Удэ. 1993. -с.67−79.
  98. С.Д. Концепция развития образования в Бурятии. -Улан-Удэ. 1991.
  99. С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. -Улан-Удэ. 1996. -240с.
  100. С.Д., Молонов Г. Ц. Развитие регионально-национальной системы образования в Бурятии. -Москва. 1994.
  101. Народное образование Бурятской АССР за 40 лет. Сборник. -Улан-Удэ. 1964.-c.253.
  102. Народное образование в Бурятской АССР. Сборник. -Улан-Удэ. 1960.
  103. Народное образование в СССР. Образовательная школа. Сб. документов 1917—1973. М. 1974.-С.31.
  104. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», -М. 2003 г.
  105. Национальные школы РСФСР за 40 лет. -М. 1958.
  106. О Концепции национальной школы РСФСР, научных и организационных механизмах ее реализации. -Москва. Вестник образования. 1991. № 3.-с.26−27.
  107. Ц.О. Партийная организация Бурятии в борьбе за новый подъем культуры. 1956−1960.-Улан-Удэ. 1961.
  108. Очерки истории педагогической мысли народов СССР. 1917−1941.-М. 1980. с. 144.
  109. Д.Д. Проблемы создания учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов по бурятскому языку для начальных классов. Автореф. Дис.. д-ра пед наук. Улан-Батар. 1996. -52с.
  110. Д.Д. Роль родного языка в повышении эффективности обучения. -Улан-Удэ. Журнал «Байкал» № 3. 1969. с. 149−156.
  111. ИЗ. Партийный Архив Бур. Обкома КПСС, ф.1,оп.145,д.28.л. 108 114.
  112. Педагогический энциклопедический словарь. Научное Издательство «Большая Российская энциклопедия, -М, 2003.
  113. А. П. История начальной и средней школы Восточной Сибири. Улан-Удэ. 1959.
  114. Пирогова 3. Пробуждать любовь к селу. -Улан-Удэ. Правда Бурятии. 17 марта 1976 г.
  115. Письма Ильминского Н. И. -Казань. Изд. Православного собеседника. 1985. -С 7−12.
  116. Постановление СНК РСФСР «О просветительской работе среди национальных меньшинств в РСФСР».
  117. Постановления Сов. Нар. Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) от 13 марта 1938 г. «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». РЦХИДНИ.ф.5.оп. 1 б.д. 189. л.53−60.
  118. А.И. Организация: системы и люди. -М. 1983.
  119. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы шшоватики). -М.1989.
  120. Проблема консолидации и духовного возрождения нации. Доклад. Т. М. Михайлов. Правда Бурятии. 26 февраля 1991 г.
  121. Проблемы развития современного образования (Бурятскому институту повышения квалификации и переподготовки работников образования -80 лет). Сб. ч.1. -Улан-Удэ. 2001. -204с.
  122. Программа семинара-совещания «Основные направления, задачи национальной образовательной политики и проблемы учебных изданий в системе общего образования на современном этапе». -М. 6−7 октября 2004.
  123. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. -М. Новая школа. 1994. -96с.
  124. Развитие личности школьника в условиях поликультурного образовательного пространства байкальского региона: Материалы международной научно-практической конференции (28−29 апреля) ч. 3.-Улан-Удэ. 2003.-144с.
  125. Республика моя Бурятия. Краткая хрестоматия по истории Республики 1946−1997. -Улан-Удэ: Комитет по делам архивов Республики Бурятия. 1998. -336с.
  126. Э. Р. Бурятский язык в школе. -Улан-Удэ. 1979.
  127. М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). -М. 1999.
  128. В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. уч. Зав. -М. 1997. -512с.
  129. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. Сост. А. Т. Губко. -М. Педагогика. 1991. -240с.
  130. Социальная структура и образ жизни населения Бурятии. -Улан-Удэ. 1990.
  131. В.П. Руководство учебным процессом в школе. -М. 1979.
  132. М.А. На путях строительства коммунизма. -М. 1975.
  133. В.А. Нравственный идеал молодого поколения. -М. Изд-во АПН СССР. 1963. -151 с.
  134. В.А. Павлышская средняя школа. -М. 1979.
  135. А. Г. Диссертационная работа. Школьное образование в Усть-Ордынском Бурят-Монгольском национальном округе 19 171 980 гг.
  136. Г. А. Какой быть бурятской национальной школе? -Улан-Удэ. 2001.
  137. Текущий архив Министерства просвещения Бурятской АССР. Материалы укомплектования школ и других детских учреждений республики педагогическими кадрами за 1967−1968 гг.
  138. Тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране». Народное образование в СССР. Сборники документов. -М. 1974. -с.51.
  139. Текущий архив Минобразования Республики Бурятия.
  140. Третий съезд учителей Бурят-Монгольской АССР. -Улан-Удэ. 1957. -с 63.
  141. . М. Этнопедагогика Агинских бурят. Чита. 1998. -162с.
  142. . М. Развитие школьного образования в Are 1842−1980гг.-Чита. 2001.-152с.
  143. Управление развитием школы. Под редакцией М. М. Поташника. B.C. Лазарева. -М. 1995. с. 86, 114, 164, 172, 246−272.
  144. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: В 2 кн. Под ред. Леднева B.C., Никандрова Н. Д., Лазутовой М. Н. -М. 1998. Кн.1.
  145. Учительская газета. № 28. -М. 4 августа 1992 г.
  146. К.Д. Вопросы о народных школах. Избранные произведения. Приложение к журналу «Советская педагогика» Вып.2. -М.: Л. 1946. -С.37−44.
  147. К.Д. О народности в общественном воспитании. Избранные произведения. Приложение к журналу «Советская педагогика». Вып.З. -М.: Л. 1946. -С. 123−153.
  148. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Избранные произведения. Приложение к журналу «Советская педагогика». Вып.З.-М.: Л. 1946. -С 156.
  149. К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. Том 2. -М.: Педагогика, 1988. -с.360.
  150. Ю.В. Социализация этноса. -Н-Новгород. 1997. с. 19.
  151. К.Х. Решения национальной языковой проблемы с СССР. -М. 1982.
  152. М.М. Бурятия в 1960—1990 гг.: тенденции и противоречия социально-экономического развития. -Улан-Удэ. 1999.-С208.
  153. ЦГА Бур. АССР, Ф. НКП., оп.6., д. 564., л.22.
  154. Центральный Государственный Архив РФ, Ф. А-оп. 30, д. 70, л. 670−671.
  155. С.Ц. Этнопсихологические особенности воспитания бурятской молодежи: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М. 1993.
  156. Школа и мир культуры этносов. Вып.2. -М. 1995. Под редакцией Бацын В. К., Кузьмин М. Н. -с. 11−13.
  157. Н.А. Внутришкольный контроль.-М. 1977.
  158. Ф.И. Формирование промышленности Бурятии и ее развитие в послевоенный период. -Улан-Удэ. 1969. -с.158.
  159. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. -М., «Экономика». 2001. С. 13.
  160. Этносоциальные процессы в Сибири. -Новосибирск. 1997. вып.2. -с.57
  161. Boulding, Е. Building a Global Civic Culture: Education for an Interdependent World. Syracuse: Syracuse University Press, 1988.
  162. Educating the democratic mind. NY, 1996
  163. National Standards for Civics and Government, Calabasas, 1994
Заполнить форму текущей работой