Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования игротехнических умений у будущего педагога в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании полученных данных об изменениях в игротехнических умениях можем констатировать факт прироста по многим умениям. В целом, определяя процентное соотношение уровней сформированности игротехнических умений в экспериментальной группе, мы можем обозначить, что появилась группа студентов с очень высоким уровнем сформированности умений (3%), группа студентов с высоким уровнем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
    • 1. 1. Современные требования к подготовке педагога — требования личностно ориентированной парадигмы образования
    • 1. 2. Игротехнические умения в структуре педагогической деятельности
    • 1. 3. Педагогические условия формирования игротехнических умений у будущего педагога
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
    • 2. 1. Цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия формирования игротехнических умений у будущего педагога в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В новых социально-экономических условиях к системе российского образования предъявляются новые требования, в виду этого существенно изменилась главная цель общего среднего образования, которая чётко сформулирована в Концепции общего среднего образования (в двенадцатилетней школе): формирование разносторонне развитой личности, способностей реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственно жизненных интересах, так и в интересах общества. В Концепции модернизации Российского образования подчёркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны, таким образом, социальным заказом государства и общества образованию является творческая, инициативная, культурно мыслящая личность, способная к развитию, к принятию нестандартных решений.

Формирование такой личности непосредственно связано с качеством профессиональной подготовки педагога. Требования, предъявляемые сегодня обществом и государством к человеку, в первую очередь относятся к личности педагога. Сегодняшний педагог должен быть способным работать в режиме личностно ориентированного образования, способным к управлению образовательными процессами, к развитию деятельности, к обеспечению условий для развития и саморазвития участников образовательного процесса.

Необходимость соответствия педагога названным требованиям обуславливается также возникшими противоречиями:

— между социальным заказом государства, семьи, потребностями, интересами личности и возможностями для их полного удовлетворения;

— между целями и задачами современного образования и их реальным выполнением в общеобразовательной школе.

Несмотря на преимущества личностно ориентированного образования, позитивные результаты работы учреждений образования, взявших на вооружение основные идеи личностно ориентированной педагогики, абсолютное большинство общеобразовательных школ работают в режиме традиционной педагогики, а сегодняшний учитель во многом по-прежнему ориентирован на устаревшую функцию — быть источником новой информации. На наш взгляд, одной из причин, заставляющей большинство учителей придерживаться традиционной системы обучения, является их профессиональная неподготовленность к работе в режиме личностно ориентированного образования. Принципы, на которых строится подготовка учителей сегодня, не обеспечивают формирования вышеназванных способностей личности. Система подготовки педагогических кадров в недостаточной степени соответствует новым социально-экономическим условиям и современной парадигме образования. Все более обостряется противоречие между потребностью общества в образовательных услугах и уровнем подготовленности специалистов к их осуществлению, а также противоречие между необходимостью реализации личностно ориентированного, деятельностного подхода в образовании, использования технологий активного обучения и подготовленностью педагога, сформированностью его умений к применению технологий активного обучения, игровых форм и методов как средств реализации названного подхода. Как сказано в Концепции модернизации Российского образования, профессиональное образование ещё не способно в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В этой связи закономерно возрастают требования к системе высшего педагогического образования, к подготовке будущих учителей. Требуются кардинальные перемены не только во всей системе образования, но также и в системе подготовки педагогов.

Анализ сложившихся противоречий в образовании, необходимость смены парадигмы образования, необходимость совершенствования как общего, так и педагогического образования, необходимость утверждения новых ценностей, принципов и нового содержания образования, необходимость предъявления к личности учителя современных требований в новых социально-экономических условиях мы находим в трудах ученых О. А. Абдуллиной, О. С. Анисимова, В. П. Беспалько, Е. П. Белозерцева, М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревской, Н. В. Борисовой, А. А. Вербицкого, В. В. Давыдова,.

B.И.Загвязинского, И. А. Зязюна, В. К. Кириллова, М. В. Кларина, В. В. Краевского, Г. М. Коджаспировой, Н. В. Кузьминой, М. И. Махмутова, В. А. Сластенина,.

C.Д.Смирнова, Н. Ф. Талызиной, Г. П. Щедровицкого, П. Г. Щедровицкого, Л. И. Щербича, И. С. Якиманской и других.

Вопросы технологии обучения в педагогических институтах, управления вузовскими дидактическими процессами, реализации личностно-деятельностного подхода в подготовке кадров для школы, как одного из средств обновления педагогического образования, рассматривали в своих трудах Ю. К. Бабанский, Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий, М. В. Кларин, В. М. Монахов, Л. Ф. Спирин, Н. Ф. Талызина, С. Н. Чистякова, Г. И. Щеглова и другие.

Многие ученые отражают в своих трудах возникшие в новых социально-экономических условиях тенденции гуманизации и технологизации образовательной деятельности (Н.В.Борисова, И. А. Зимняя, Н. М. Ермакова, М. Н. Костикова, Г. Ю. Ксензова, Е. С. Полат, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова и другие). Особая роль отводится технологической подготовке педагогов в работах Л. В. Загрековой, Г. Л. Ильина, Е. В. Панасюго и других.

Методологическую культуру, методологическую подготовку педагога многие авторы относят к непременной составляющей профессиональной подготовки (О.С.Анисимов, Е. В. Бережнова, А. А. Вербицкий, В. К. Кириллов, В. В. Краевский, В. А. Мосолов, В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин, А. А. Тихонов,.

П.Г.Щедровицкий, А. Б. Хачатурян и другие).

Педагогика рассматривается как практическая режиссура, исследуется возможность привлечения элементов режиссуры, в целом театральной педагогики в систему образования, при этом драматизация рассматривается как метод обучения и воспитания, исследуется ролевой подход в подготовке педагога С. А. Ауслендер, С. М. Бонди, В. М. Букатовым, А. П. Ершовой, И. В. Юстус и другими.

Вопросы менеджмента в образовании, пути и средства подготовки педагога как менеджера разработаны учеными К. Я. Вазиной, Ю. А. Конаржевским, С. М. Сантуровой, В. П. Симоновым, Т. И. Шамовой и другими.

Как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки, некоторые ученые рассматривают конкурентноспособность будущего специалиста, предлагая осуществлять иной, чем ранее, рыночный, и в том числе, маркетинговый подход к подготовке специалистов (Н.В.Борисова, В. К. Кочеткова и другие).

Реализация личностно ориентированной парадигмы образования требует введения новых образовательных технологий. К числу эффективных многие исследователи относят технологии (методы) активного обучения. Основы активного обучения в нашей стране были заложены на рубеже 70-х годов в русле теоретических концепций: развивающего обучения, формирования научно-теоретического стиля мышления у учащихся (группа исследователей под руководством Д. Б. Эльконина и В.В.Давыдова) — концепция проблемного обучения (А.М.Матюшкин, М. И. Махмутов, Т. В. Кудрявцев, И.Я.Лернер) — теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина) — теория алгоритмизации в обучении и программированного обучения (В.П.Беспалько, Н.Ф.Талызина) — личностно-деятельностный подход (И.А.Зимняя) — концепция знаково-контекстного обучения (А.А.Вербицкий).

К наиболее разработанным в литературе активным методам обучения относятся игровые формы и методы, воплощающие в себе все характеристики активного обучения. Анализ педагогических источников по проблеме игровых форм обучения, развития и воспитания показал, что учеными в исследованиях делается акцент на вопросы использования игровых форм в подготовке или повышении квалификации специалистов, в управленческой деятельности, на вопросы технологии игры в обучении, развитии и воспитании (О.С.Анисимов, Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий, Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов, Д. Н. Кавтарадзе, С. Д. Неверкович, В. В. Петрусинский, П. И. Пидкасистый, А. А. Тюков, Ж. С. Хайдаров, С. А. Шмаков, Г. П. Щедровицкий, П. Г. Щедровицкчй, Д. Б. Эльконин и другие).

В конце 80 — 90-х гг. появились работы, освещающие различные стороны и функции организационно-деятельностных игр (Н.Г.Алексеев, О. С. Анисимов, П. В. Баранов, Ю. В. Громыко, А. Г. Зинченко, С. В. Наумов, Б. В. Сазонов, П.Г.Щедровицкий). Отечественная игротехническая школа представлена в исследованиях Н. Г. Алексеева, О. С. Анисимова, С. Н. Маслова, М. И. Найденова, Б. В. Сазонова, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова и других. Им принадлежит значительный вклад по внедрению в теорию и практику образования инновационно-игровых образовательных технологий.

В начале 80-х годов на базе Лаборатории игровых методов подготовки руководителей были начаты исследования организационно-обучающих игр. Создателями теории и практики организационно-обучающих игр являются В. В. Давыдов, С. Д. Неверкович, В. С. Лазарев, А. Г. Палихов, Н. В. Самоукина, А. А. Тюков.

Однако нами не обнаружены научные исследования, касающиеся подготовки педагогических кадров, способных к внедрению инновационно-игровых технологий, являющихся средством реализации личностно ориентированного, деятельностного подхода в образовании.

Нам удалось обнаружить лишь одно научное исследование Т. В. Ивановой, касающееся формирования у будущих учителей умений использования активных форм обучения. Автор в исследовании указывает на важность формирования у учителей лишь двух умений использования активных методов обучения: умения сравнивать традиционные и активные формы обучения и умения анализировать собственный опыт овладения иностранным языком. Автор не уделяет внимания деятельностным умениям, а именно умениям по использованию игровых форм и методов обучения. Возникает необходимость в специальных исследованиях, посвященпых вопросу подготовки педагогических кадров к руководству играми как формами и методами обучения. В связи с внедрением игровых форм и методов в образовательный процесс появилась потребность в формировании у педагога иного уровня умений, на наш взгляд, игротехнических. Нам представляется, что в связи с формированием у педагогов игротехнических умений возможны усовершенствование и всего процесса подготовки педагога-профессионала и реализация современных требований к личности педагога.

В исследовании О. С. Анисимова дается теоретическое обоснование сущности игротехники, раскрывается необходимость формирования педагога-игротехника, освещаются разработки программ осуществления игротехнической методологической подготовки специалистов в рамках существования в 90-х гг. Международного методологического игротехнического Центра.

Кроме О. С. Анисимова вопросы подготовки игротехников рассматриваются В. В. Петрусинским и его коллективом Центра интенсивного обучения, где осуществляется стажировка по игротехнике.

Умения игротехников, как и любые специфические умения, формируются в контексте общепедагогических умений. В теории и методологии науки понятие «умения» рассматривали О. А. Абдуллина, Н. Ф. Белокур, В. П. Беспалько, К. Я. Вазина, И. Н. Викторов, С. И. Кисельгоф, Н. Д. Левитов, А. Н. Леонтьев, Е. А. Милерян, А. И. Мищенко, В. А. Охрименко, К. К. Платонов, П. А. Рудик, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и другие.

Большой вклад по классификации и характеристике педагогических способностей, умений учителя-воспитателя, профессионально-значимых личностных качеств специалиста для школы внесли своими исследованиями О. А. Абдуллина, Ф. Н. Гоноболин, Л. П. Доблаев, И. А. Зимняя, С. Б. Елканов, В.А.Кан-Калик, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Левитов, В. Н. Малиновская, И. Т. Огородников, Е. И. Рогов, Л. Ф. Спирин, В. А. Сластенин, Л. И. Уманский,.

A.И.Щербаков и другие. Однако следует заметить, что в исследованиях структуры умений игротехнические умения никем не описаны.

Общие закономерности, условия, пути формирования как общепедагогических так и специальных умений у будущего специалиста исследуют ученые О. А. Абдуллина, А. П. Акимова, В. Г. Бобров, В. Е. Гмурман, Г. А. Засобина, С. Б. Елканов, Г. М. Коджаспирова, Н. Н. Кузьмин, В. С. Кузнецова, Е. А. Милерян, К. К. Платонов, Л. И. Рувинский, Н. А. Скрынник, Л. И. Уманский,.

B.А.Сластенин, М.Н.Черкес-заде. Дидактический комплекс методов активного обучения разработан и предлагается для развития умений в исследованиях Р. Ф. Жукова. Средства педагогической игры для формирования организаторских умений предлагает в своем исследовании М. Н. Затеева.

Организация дидактических игр в исследованиях ученых рассматривается как организаторская деятельность. Исследованием вопроса формирования организаторских умений учителя в педвузе занимались Б. Д. Красовский, В. С. Кузнецова, Т. В. Невская, В. Н. Николаев, А. Н. Чиж, А. А. Эм и другие, тем не менее, следует сказать, что сегодня в силу необходимости формирования у педагогов умений использования в педагогическом процессе игровых форм обучения, воспитания, названные исследования являются неполными.

Вопрос о формировании игротехнических умений у будущего педагога в условиях ВУЗа в педагогических исследованиях комплексно не ставился. В целом при анализе источников выявлено отсутствие исследований по вопросу теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки.

I педагогических условий, обеспечивающих формирование игротехнических умений у будущего педагога в вузе. Недостаточная разработанность технологической стороны подготовки педагога как игротехника не позволяет, на наш взгляд, кардинально изменить уровень его профессиональной компетентности, улучшить подготовку педагога, способного работать в режиме личностно ориентированного образования. Это, в свою очередь, не обеспечивает реализацию заказа общества и государства на специалиста в современных социально-экономических условиях, задач современной парадигмы образования. Таким образом, педагогическая наука и практика объективно выдвинули проблему определения эффективных педагогических условий, обеспечивающих формирование игротехнических умений у будущего педагога.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы диссертационного исследования «Педагогические условия формирования игротехнических умений у будущего педагога в вузе».

Цель исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить эффективность педагогических условий, обеспечивающих формирование игротехнических умений у будущего педагога.

Объект: учебный процесс в педагогическом вузе.

Предмет: педагогические условия формирования игротехнических умений.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что формирование игротехнических умений осуществляется более эффективно при соблюдении следующих условий:

1) разработана и внедряется в учебный процесс модель формирования игротехнических умений (в ее рамках — авторские инновационные курсы «Основы игротехнической деятельности», «Основы творческой педагогической деятельности»);

2) осуществляется рефлексивно-деятельностный подход (в качестве стратегии формирования игротехнических умений);

3) проводится рациональный отбор содержания, форм и методов обучения, адекватных игротехнической деятельности, игротехническим умениям;

4) организовано проведение диагностики и самодиагностики уровня сформированности игротехнических умений у студентов как средства стимулирования мотивации к самоизменению.

Исходя из цели, гипотезы исследования, в работе выдвигаются и решаются следующие задачи:

1) Выявить и сформулировать требования к подготовке педагога в соответствии с социальным и государственным заказом, личностно ориентированной образовательной парадигмой.

2) Обосновать место и роль игротехнических умений в структуре педагогической деятельности. Определить сущность понятий «игротехнические умения», «формирование игротехнических умений» и структуру игротехнических умений.

3) Теоретически обосновать педагогические условия формирования игротехнических умений у будущего педагога, опытно-экспериментально проверить их.

4) Определить уровни сформированности игротехнических умений.

В качестве методологической базы исследования выступили психолого-педагогическая теория деятельности А. Н. Леонтьева, психолого-педагогическая теория игры Д. Б. Эльконина, концепция развивающего обучения В. В. Давыдова, теория формирования профессионально-педагогических умений О. А. Абдуллиной, С. Б. Елканова, Г. М. Коджаспировой, В. А. Крутецкого, Н. В. Кузьминой, Л. Ф. Спирина, концепция системомыследеятельностной педагогики Г. П. Щедровицкого, теория моделирования Б. А. Глинского.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы исследования:

— анализ философской, психолого-педагогической литературы, а также учебно-методической документации по проблеме;

— различные виды наблюдений, в том числе метод квалификационного наблюдения;

— анализ эффективности педагогических процессов, анализ продуктов игротехнической деятельности (особое место занимают учебно-деловая, организационно-обучающая игры, позволяющие критически оценить результаты деятельности студентов);

— анкетирование, интервьюирование, беседы со студентами, учителями, преподавателями;

— метод экспертных оценок и самооценок;

— теоретическое моделирование (мысленный эксперимент).

Теоретическая значимость и научная новизна работы.

1. Выявлены современные требования к подготовке педагога в соответствии с социальным и государственным заказом, личностно ориентированной образовательной парадигмой.

2. Обоснованы место и роль игротехнических умений в структуре педагогической деятельности.

3. Раскрыта сущность понятий: «игротехнические умения», «формирование игротехнических умений».

4. Определена структура игротехнических умений и интерпретирована пятиуровневая дифференциация их сформированности.

5. Выявлены педагогические условия, обеспечивающие формирование игротехнических умений.

Практическая значимость исследования.

1. Разработана и внедрена в учебный процесс педагогического ВУЗа модель формирования игротехнических умений (в рамках модели — авторские инновационные курсы: «Основы творческой педагогической деятельности»,.

Основы игротехнической деятельности"). Они могут быть использованы в вузовском образовании, а также в системе повышения квалификации педагогов.

2. Подготовлен пакет диагностических методик, который может быть использован при изучении уровня сформированности игротехнических умений у педагога.

3. Разработаны методические рекомендации по использованию отдельных методов активного обучения, которые могут применяться как в вузовском, так и в школьном образовании.

Положения, выносимые на защиту.

1. Игротехнические умения — дополнение к педагогическим умениям, значимый компонент педагогической деятельности, соответствующей личностно ориентированной парадигме образования, то есть компонент педагогической управленческой деятельности. Игротехнические умения способствуют реализации управленческой функции педагогической деятельности.

2. Формирование игротехнических умений может быть обеспечено рядом созданных эффективных педагогических условий:

— внедрение разработанной модели формирования игротехнических умений, в основу которой положена структура профессионально-педагогической деятельности, а именно: интеграция теоретического, методического и практического блоков профессиональной подготовки;

— осуществление рефлексивно-деятельностного подхода (в качестве стратегии формирования игротехнических умений у будущего педагога);

— рациональный отбор содержания, форм, методов обучения, адекватных игротехнической деятельности, игротехническим уменияморганизация проведения диагностики и самодиагностики сформированности игротехнических умений как средства стимулирования у студента мотивации к самоизменению.

Этапы исследования.

На первом этапе исследования (1995;1997 г. г.) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая литература, анализировалась программно-методическая документация. Разработаны программы инновационных курсов «Основы игротехнической деятельности», «Основы творческой педагогической деятельности».

На втором этапе исследования (1997;1998 г. г.) проводилась экспериментальная апробация инновационных курсов в Сургутском педагогическом институте, в Нефтеюганском педагогическом училище. Была сконструирована теоретическая модель педагога-игротехника. Разработаны, теоретически обоснованы педагогические условия формирования игротехнических умений у будущего педагога, в том числе разработана модель формирования игротехнических умений.

На третьем этапе исследования (1998;2002 г. г.) проводилась опытно-экспериментальная проверка педагогических условий формирования игротехнических умений, обобщались результаты исследования, оформлялся текст диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось через обсуждение основных теоретических положений и предварительных итогов научного поиска на семинарах преподавателей и студентов, заседаниях кафедры педагогики и психологии Сургутского педагогического колледжа, кафедры педагогики Сургутского государственного педагогического института. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях «Инновационно-дидактические конструкции в подготозке педагогических кадров» (Сургут, 1995), «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания учебных дисциплин в педагогическом ВУЗе» (Сургут, 1996), на Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и проблемы Российской педагогики в условиях современности» (Сургут, 1998), научной конференции «Пути обновления педагогического образования».

Сургут, 2001), первой региональной научной конференции «Знаменские чтения» по теме «Актуальные проблемы личностно ориентированного педагогического процесса в средней и профессиональной школе» (Сургут, 2002). Положения диссертации апробировались и внедрялись в Нефтеюганском педагогическом училище, Тобольском высшем педагогическом колледже. Программы инновационных курсов «Основы творческой педагогической деятельности», «Основы игротехнической деятельности» автором апробировались и внедрялись в Сургутском высшем педагогическом колледже и Сургутском государственном педагогическом институте.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования служили Сургутский государственный педагогический институт, Нефтеюганское педагогическое училище, лицей № 2, гимназия № 2 города Сургута.

В экспериментальных исследованиях принимали участие 95 студентов педагогического института, 30 учащихся училища и колледжа, 25 учителей школ города, 25 преподавателей института.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались: следованием научной методологии, адекватной проводимому исследованию, сочетанием теоретических и эмпирических методов, дополняющих друг друга и образующих целостную систему решения задач исследования;

— внедрением разработанной модели формирования игротехнических умений в учебный процесс ВУЗаиспользованием статистических методов обработки результатов экспериментарезультатами экспериментальной работы, подтвердившими эффективность педагогических условий, обеспечивающих формирование игротехнических умений у будущего педагога.

Выводы по второй главе.

1. Таким образом, в данной главе диссертационного исследования описываются ход и результаты экспериментальной работы по проверке эффективности педагогических условий, обеспечивающих формирование игротехнических умений у будущего педагога, раскрываются основные содержательно-целевые и технологические аспекты проблемы, изложены и проанализированы результаты эксперимента.

2. В главе исследования отражены результаты изучения исходного эмоционально-ценностного отношения к игротехнической деятельности, методам активного обучения, информационной осведомленности в области методов активного обучения, исходного уровня сформированности игротехнических умений студентов экспериментальной и контрольной групп. Задачи и программа формирующего эксперимента определены с учетом результатов контрольного эксперимента.

3. Процесс формирования игротехнических умений у будущих педагогов строился как специально организованный, целенаправленный процесс овладения совокупностью знаний, действий, приемов комплекса продуктивных техник при соблюдении педагогических условий.

4. В учебном процессе в экспериментальной группе на этапе формирующего эксперимента были созданы и соблюдались следующие педагогические условия:

— внедрение разработанной модели формирования игротехнических умений;

— осуществление рефлексивно-деятельностного подхода (в качестве стратегии формирования игротехнических умений у будущего педагога);

— рациональный отбор содержания, форм и методов обучения, адекватных игротехнической деятельности, игротехническим умениям;

— организация самодиагностики и диагностики сформированности игротехнических умений.

5. Структура деятельности студентов по овладению игротехническими умениями на этапе формирующего эксперимента представлена как единство следующих компонентов: осознание профессиональной и личностной значимости овладения игротехническими умениямицелевая установка на овладение конкретными игротехническими умениямиосвоение в рамках теоретического блока модели формирования игротехнических знаний, знаний комплекса техниквключение в различные виды деятельности с целью овладения игротехническими умениями.

6.Главным звеном в обеспечении усвоения теоретических знаний, как основы для формирования игротехнических умений, являлись авторские инновационные курсы в рамках модели «Основы творческой педагогической деятельности», «Основы игротехнической деятельности».

7. Целью методического и практического блоков модели формирования игротехнических умений явилось овладение студентами методическими знаниями и практическими умениями через включение студентов в различные виды деятельности. Все виды деятельности организовывались на основе осуществления рефлексивно-деятельностного подхода.

8. В целях успешного формирования игротехнических умений в ходе формирующего эксперимента предпринята попытка интеграции игротехнических умений в общепрофессиональную подготовку педагога, для чего в курсе психолого-педагогических дисциплин предлагался и использовался разработанный алгоритм формирования игротехнических умений.

9. В экспериментальном исследовании при организации самодиагностики и диагностики мы ориентировались на комплексный критерий, определяющий целостную характеристику уровня сформированное&tradeигротехнических умений и отражающий взаимосвязь игротехнических знаний и умений, соединяющий в себе различные характеристики качества знаний и умений (полнота, осознанность, самостоятельность). В работе использовалась интерпретированная пятиуровневая дифференциация сформированности игротехнических умений.

10. Анализ, сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментов позволяют сделать вывод о том, что в экспериментальной группе произошли более значительные изменения в эмоционально-ценностном отношении к игровым методам и формам обучения и воспитания, в знаниях об игротехнической деятельности, в уровнях сформированности игротехнических умений.

11. Позитивные изменения позволяют сделать вывод об эффективности проверяемых педагогических условий, влияющих на формирование игротехнических умений.

12. Результаты формирования игротехнических умений у будущих педагогов не замедлили сказаться на их педагогической деятельности в ходе педагогической практики. Данные контрольного эксперимента свидетельствуют о более интенсивном использовании студентами на государственной практике методов активного обучения, в том числе игровых форм и методов, что отразилось на продуктивности управленческой педагогической деятельности, то есть игротехнической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В связи с изменившимися требованиями к системе российского образования в новых социально-экономических условиях и новыми целями общего среднего образования выдвигаются иные требования к системе профессионального педагогического образования. Одно из требований — формирование у будущих педагогов способности к работе в режиме личностно ориентированного образования. К сожалению, принципы, на которых все еще строится подготовка учителей сегодня, недостаточно обеспечивают реализацию вышеназванного требования. На наш взгляд, одной из причин, заставляющей большинство учителей придерживаться традиционной системы обучения, является их профессиональная неподготовленность к работе в режиме личностного ориентированно образования. Все более обостряется противоречие между необходимостью реализации данного подхода в образовании, использования технологий активного обучения и подготовленностью педагога, сформированностью его умений к применению технологий активного обучения, игровых форм и методов как средств реализации названного подхода.

Охарактеризовав сущность личностно ориентированной парадигмы образования, мы определили современные требования к подготовке педагогов и к педагогу в соответствии с социальным и государственным заказом и современной парадигмой образования. К их числу мы отнесли такие, как способность к непрерывному самообразованию, а также способность обеспечивать мотивацию к самоизменению, условия для саморазвития, то есть принцип «выращивания», владение организационно-деятельностными умениями, методологическую культуру (культуру мышления и культуру деятельности) как интегральное ключевое требование к современному педагогу и как условие реализации всех названных требований.

Способности, качества, умения, характеризующие современного педагога, современную личность, по сути, имеют деятельностный характер. Мы выяснили, что подлинное развитие сознания и личности людей обеспечивают игровые методы и формы обучения, так как в них концентрируются все главные черты активного обучения и они являются деятельностными, личностно ориентированными образовательными технологиями.

В связи с потребностью внедрения игровых форм и методов в образовательный процесс появилась необходимость формирования у педагогов иного уровня умений, на наш взгляд, игротехнических. Нам представляется, что в связи с формированием у педагогов игротехнических умений возможно усовершенствование и всего процесса подготовки педагога-профессионала, и реализация современных требований к личности педагога.

В исследовании ставится и реализуется цель теоретического обоснования и экспериментальной проверки эффективности педагогических условий, обеспечивающих формирование игротехнических умений у будущего педагога. Цель реализовывалась решением ряда задач. Прежде всего, определена сущность игротехники и игротехнической деятельности, а также сущность понятий «игротехнические умения», «формирование игротехнических умений».

Игротехника, выяснили мы, — ответ на новые требования к педагогу, это модель управленческой деятельности. Поэтому она соответствует роли педагога в современной образовательной парадигме.

Учитывая вышеизложенный и другие взгляды на «игротехнику», «игротехническую работу», мы пришли к следующему определению: «игротехническая деятельность» — это особый вид педагогической управленческой деятельности, отличающийся системным использованием особых мыслетехнических, психотехнических, группотехнических, рефлексотехнических, коммуникативно-технических и других процедур, приемов, действий, позволяющих в сжатые сроки развить личностный потенциал человека и подготовить его к исполнению разнообразных жизненных ролей.

В исследовании раскрываются составляющие компоненты игротехники, а именно, мыслетехника, рефлексивная техника, коммуникативная техника, социотехника, группотехника. Для организации игротехнической деятельности педагог — управленец должен обладать рядом умений, которые и опираются на знание разнообразных техник, использование приемов, действий. Вот поэтому мы понимаем под «игротехническими умениями» совокупность освоенных знаний, действий, приемов комплекса продуктивных техник, что именно и позволяет строить продуктивную игротехническую деятельность.

На основе анализа литературы, пришли к выводу о том, что сущность деятельности игротехника и сущность деятельности педагога, соответствующего ценностям, требованиям современной парадигмы образования, имеют общую характеристику. Поэтому, на наш взгляд, будет правильным утверждать, что педагога, соответствующего современным требованиям общества и государства, способного работать в режиме личностно-ориентированного образования можно считать педагогом — игротехником. Определено, что функциями педагога-управленца или педагога-игротехника в игротехнической деятельности являются управление, организация, воздействие и др.

Обосновано, что значение, роль игротехнической деятельности, игротехнических умений в том, что они направлены на создание коллективных мыследеятельностных процессов, являются своеобразной моделью саморазвития как учащихся, так и самого педагога. Также обосновано, что игротехнические умения — дополнение к педагогическим умениям, значимый компонент педагогической деятельности, соответствующей личностно ориентированной парадигме образования, то есть компонент педагогической управленческой деятельности. Игротехнические умения способствуют реализации управленческой функции педагогической деятельности.

В исследовании освещен вопрос структуры игротехнических умений. В основу определения структуры игротехнических умений положены современные требования к педагогу, а также требования к игротехнику, сформулированные представителями системомыследеятельностной педагогики, отечественной игротехники, результаты анализа практической игротехнической деятельности.

В исследовании под формированием игротехнических умений понимается специально организованный целенаправленный процесс по овладению будущими педагогами всей совокупностью знаний, действий, приемов комплекса продуктивных техник при соблюдении ряда педагогических условий, от которых зависит овладение педагогом игротехническими умениями.

К эффективным педагогическим условиям, обеспечивающим формирование игротехнических умений, в исследовании определены и обоснованы:

1. Внедрение в учебный процесс разработанной модели формирования игротехнических умений.

2. Осуществление рефлексивно-деятельностного подхода.

3. Рациональный отбор содержания, форм и методов обучения, адекватных игротехнической деятельности, игротехническим умениям.

4. Организация диагностики и самодиагностики уровня сформированности игротехнических умений.

На проверку эффективности вышеназванных педагогических условий, обеспечивающих формирование игротехнических умений у будущего педагога, была направлена опытно-экспериментальная работа. На основании опытно-экспериментальной работы получены следующие результаты. В экспериментальной группе у 21% студентов негативное отношение к игротехнике поменялось на положительное и нейтральное отношение, у 43% студентов — нейтральное на положительное. В контрольной же группе лишь 5% студентов изменили свое негативное отношение к игротехнике на нейтральное и положительное, 3% студентов поменяли нейтральное отношение на положительное.

Результатом реализации теоретического блока модели формировалия игротехнических умений стало усвоение всех составляющих игротехники, методов активного обучения, в том числе игровых форм. Данные проведенного тестирования студентов на завершающем этапе эксперимента дают право утверждать о достаточной сформированности знаний студентов экспериментальной группы (качество знаний возросло на 72%, а общая успеваемость — на 54%).

На основании полученных данных об изменениях в игротехнических умениях можем констатировать факт прироста по многим умениям. В целом, определяя процентное соотношение уровней сформированности игротехнических умений в экспериментальной группе, мы можем обозначить, что появилась группа студентов с очень высоким уровнем сформированности умений (3%), группа студентов с высоким уровнем сформированности умений (18%), возросло количество студентов, имеющих средний уровень сформированности игротехнических умений (с 14% до 26%), понизилось количество студентов с низким уровнем сформированности игротехнических умений (с 59% до 43%). Вообще не стало студентов с первоначальным уровнем сформированности умений. Процентные показатели всех уровней сформированности умений у студентов в контрольной группе заметно отличаются в худшую сторону. Сформированность игротехнических умений студентов экспериментальной группы позволила более интенсивно на завершающем этапе эксперимента использовать методы активного обучения и являлась залогом успешной реализации управленческой функции будущих педагогов в учебно-профессиональной деятельности.

Таким образом, на основе теоретического анализа и экспериментальной работы можно сформулировать следующие выводы:

1. Проведенное нами экспериментальное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы о том, что формирование игротехнических умений у будущего педагога осуществляется более эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

— внедрение разработанной модели формирования игротехнических умений, в основу которой положена структура профессионально-педагогической деятельности, а именно: интеграция теоретической, методической и практической подготовок;

— осуществление рефлексивно-деятельностного подхода (в качестве стратегии формирования игротехнических умений у будущего педагога);

— рациональный отбор содержания, форм, методов обучения, адекватных игротехнической деятельности, игротехническим умениям;

— организация диагностики и самодиагностики сформированности игротехнических умений.

2. Организация диагностики и самодиагностики сформированности игротехнических умений явилась средством стимулирования мотивации у студентов к самоизменению. Экспериментально было выявлено четыре уровня сформированности игротехнических умений у будущего педагога, что позволило им осуществлять игротехническую деятельность на учебных занятиях, во внеаудиторной деятельности, а также на педагогической практике.

В нашей экспериментальной работе затронуты вопросы создания комплекса педагогических условий с целью формирования игротехнических умений.

В дальнейшей исследовательской работе следует особое внимание уделить более глубокому изучению способов формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к игротехнической деятельности, к формированию умений, изучению способов мотивации студентов к самообразованию.

Необходимы дальнейшие научно-практические разработки по вопросу изучения способов включения студентов в игротехническую практическую деятельность, как педагогов-игротехников.

Целесообразно дальнейшее изучение способов и средств интеграции игротехнических умений в общепрофессиональную подготовку, в частности такого способа, как создание интегративных занятий, курсов.

Требуют более глубокого изучения способы и средства формирования игротехнических умений у будущих педагогов в рамках педагогической практики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. OA. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования: Для педагогических специальностей вузов. -М.: Просвещение, 1990.
  3. О.А. О формировании педагогических умений // Советская педагогика. 1972. -№ 11. — С. 93 -103.
  4. Активные методы обучения и воспитания в школе и вузе // Оптимизация и интенсификация педагогического процесса в вузе и школе: Межвузовский сборник научных трудов. Ишим: Изд-во ИГПИ, 1994. — 196 с.
  5. Н.Г., Громыко Ю. В., Злотник Б. А. Оргдеятельностная игра: возможности и области ее применения // Вестник высшей школы. — 1987. — № 7.-С.30−35.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности (основы педагогики творчества). — Казань: Изд-во Казанского университета, 1988.
  7. Т.Д. Место умения анализировать педагогическое явление в профессионально-педагогической структуре учителя // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1980. С.33−41.
  8. Н.П. Анализ имитационных педагогических игр // Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научных трудов. — Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989.
  9. Ю.Анисимов О. С. Игровые формы обучения профессиональному мышлению. — М.: ВВШУ, 1989.
  10. П.Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. -М.: Экономика, 1991.
  11. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования / ИНОАН СССР. Всесоюзный методологический центр. Российская Академия кадрового обеспечения АПК. — М.: Экономика, 1991. -352 с.
  12. П.Анисимов О. С. Основы методологического мышления. Всероссийская высшая школа управления АПН РСФСР. Кафедра методологии и психологии управления. — М., 1989 — 412 с.
  13. М.Анисимов О. С., Аязбеков Р. А. Формирование профессионального мышления у студентов в проблемных ситуациях /методическая разработка/. Алма-Ата: Изд-во Казанского ГУ, 1983. — 23 с.
  14. О.С., Данько Т. П. Игровой тренинг мыслительной деятельности: Учеб. пособ. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1990. — 86 с.
  15. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  16. А.Г. Социальная биография культурно-исторической психологии / Вступительная статья к книге: Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. -М., 1993. -с.3−18
  17. Н.К., Хайдаров Ж. С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985.
  18. А.А. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1986.
  19. Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1998.
  20. М.Г. Организация «огоньков» как комплексной формы работы с детьми в летнее время: Учебно-методическое пособие / Авт.-состав. М. Г. Баяндина. Сургут: РИО СурГПИ, 2001. — 66 с.
  21. Е.П. Подготовка учителей в условиях перестройки. — М., 1989.
  22. Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки / Пособие по спецкурсу. — Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 88 с.
  23. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. — М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «Модек», 1997. -304 с.
  24. Е.В. Содержание и способы методологической культуры у будущих учителей в процессе преподавания педагогики: Автореф. дисс.. канд. пед. н. М, 1995. — 22 с.
  25. Е.В. Содержание и способы формирования методологической культуры у будущих учителей в процессе преподавания педагогики: Дисс. к.п.н.-М., 1995.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
  27. Е.И. Лекции по педагогике для слушателей ФПК и аспирантов. Минздрав РСФСР.-Л., 1974.
  28. Н.Н., Петровская Л. А. Социально-психологический тренинг как форма обучения. Общение и деятельность. Прага, 1981. — 186 с.
  29. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С.11 — 17.
  30. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2001. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»).
  31. Н.В. Методика выбора форм и методов активного обучепия (теоретическая модель). М., 1991.
  32. Н.В., Соловьева А. А. Дискуссия в активном обучении. Методическое пособие. — М., 1992. — 56 с.
  33. Большая советская энциклопедия. Т.45. М., 1956.
  34. Н.В., Соловьева А. А. Новые технологии обучения: блиц-игры и нетрадиционные лекции: Методическое пособие. М.: ИЦ ПКПС.- 57 с.
  35. А.А., Волков П. П., Кочергин А. Н., Царегородцев Г. И. Моделирование психической деятельности. М.: Мысль, 1969. — 384 с.
  36. К.Я. Коллективная мыследеятельность — модель саморазвития человека. — М.: Педагогика, 1990. — 196 с.
  37. К.Я. Модель саморазвития человека. — Н. Новгород, 1994.
  38. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. — Н. Новгород, 1991.
  39. К.Я., Охрименко В. А. Методы формирования профессиональных умений студентов вуза // Обучение в высшей и средней специальной школе, обзорная информация. 1979. — Вып. 6. — 44 с.
  40. К.Я., Костыко Г., Клюев Ф. Управление новым типом учебного заведения. Челябинск, 1996.
  41. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 2000. — 224 с.
  42. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа. — 206 с.
  43. А.А. Игровые формы контекстного обучения. -М.: Знание, 1983.
  44. А.А. От парадигмы обучения — к парадигме образования // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. Сборник научных трудов / Под ред. М. В. Кларкна, И. Н. Семенова.-М., 1994.- 189 с.
  45. А.А., Борисова Н. В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. М., 1990. — 48 с.
  46. И.М. Формирование умений и навыков воспитательной работы у курсантов высшего военно-морского училища. Дисс.. канд. пед. н. JL, 1970.
  47. Г. В. Деловая игра как способ обучения студентов разрешению межличностных конфликтов // Игра в педагогическом процессе. С. 37 — 43.
  48. В.В. Игровые занятия при изучении педагогических дисциплин: Дисс. канд. пед. н. -М., 1988.
  49. Выготский J1.C. Методика рефлексологического и психологического исследования // Собр. соч. в 6-ти т. — т.1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982.
  50. А.В. Воспитание трудных детей в рефлексологической педагогике. // Новые исследования в педагогических науках. — Вып.2 (56) / Сост. И. К. Журавлёв, В. С. Шубинский. М.: Педагогика, 1990. — С.27 — 31.
  51. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Московского университета, 1976. — 150 с.
  52. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2001. 88 с.
  53. Я.С., Коряк Н. М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр / Игровое моделирование: методология и практика. — Новосибирск: Наука, 1987. — С. 61 — 77.
  54. .А. и др. Моделирование как метод научного исследования. — М.: Высшая школа, 1965. 234 с.
  55. В.Е. Уточнение систематизации понятий и терминов в педагогике // Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. / Отв. ред. Г. И. Батуринс. — М.: АПН СССР, 1983.-С. 87−96.
  56. Л.К., Рыбальский В. И. Готовятся руководители деловых игр. Вестник высшей школы. — 1982. № 8. — С. 51 — 52.
  57. О.Н. // Высшее образование в России. 1994. — № 4.
  58. Ф.Н. Книга об учителе М.: Просвещение, 1965.
  59. И.Н., Житков В. Ф., Зюзько М. В., Шкатова Л. А. Умеете ли вы общаться? М., 1991.
  60. Государственый образовательный стандарт высшего профессионального образования / Гос. ком. РФ по высшему образованию. — М., 1995.
  61. В.В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях. (Ежегодный доклад на собрании АПН). — М., 1993.
  62. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  63. М.А. Ленинская теория отражения и процесс обучения // Советская педагогика. 1968. — № 1. — С.84−104.
  64. Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности / Сост. Нещерет Л. Г. — М.: Московское городское педагогическое общество, 2000. — 128 с.
  65. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. — 200 с.
  66. А.Е. Тренинговые и контрольные задания по дидактике: Учебное пособие. — М.: Флинта Наука, 1998. 96 с.
  67. А.К. Развивающее образование. Основные принципы. — Харьков: Центр психологии и методики развивающего обучения, 1996. —48 с.
  68. В.К. Новая дидактика. — М.: Народное образование, 2001. — 496 с.
  69. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. — М.: Просвещение, 1986,-143 с.
  70. С.Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы.- Ставрополь, 1993. С. 34 — 38.
  71. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1985.
  72. А.П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. (Педагогика как практическая режиссура). Пособие для учителя. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  73. Р.Ф. Дидактический комплекс МАО для развития умений / XVIII Межд. семинар «Игровые методы в образовании и научных исследованиях».- Киев: КИСИ, 1991.-268 с.
  74. Р.Ф., Железняк П. Г., Лифшиц А. Л. Методика разработки и оформления деловых игр. Методические разработки. Железняк П. Г., Лифшиц А. Л. 1977.
  75. И.А. Элементарный курс педагогической психологии. М., 1992.
  76. И.П. Методика коммунарского воспитания. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144 с. — (Мастерство учителя: идеал, советы, предложения).
  77. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.
  78. Игровое имитационное моделирование управленческой деятельности: деятельностные игры. Обзорная информация. Рига: Лат. НИИПТИ, 1988. -57 с.
  79. Игровое проектирование: учебное пособие / Под ред. А. В. Горелого. — Киев: УМК ВО при Минвузе УССР, 1988. 132 с.
  80. Игровые занятия в строительном вузе. Методы активного обучения / Под ред. профессоров Е. А. Литвиненко, В. И. Рыбальского. Киев.: Вища школа. Головное издательство, 1985. — 303 с.
  81. Игровые и дискуссионные методы внеклассной работы в средних специальных учебных заведениях Российской Федерации. Методические рекомендации. М., 1993.
  82. Игровые методы обучения / Под ред. Т. Федянина. М., 1989.
  83. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Прометей, 1991.-219 с.
  84. Игры-обучение, тренинг, досуг. / Под. ред. В. В. Петрусинского. В 4-х кн-М., 1994.-368 с.
  85. Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. — В 4-х кн.-М., 1992.-78 с.
  86. Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. — М., 1984.
  87. Исследование проблемного поля, определяющего направление разработок новой парадигмы психологии образования. — М.: ИЦ, 1990.
  88. Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения: Учебное пособие для учителей. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. — 192 с.
  89. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: (Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества) Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук. — Л., 1985. — 37 с.
  90. Кан-Калик В. А. Педагогические идеи А. С. Макаренко и их роль в формировании современной концепции пед-го образования // Творческое наследие А. С. Макаренко и совершенствование пед.подг. кадров. Тезисы докл. и выст. Полтава, 1988. — С. 20 — 22. — С. 367.
  91. Капитал. Критика политической экономии, т.1. кн.1. Процесс производства капитала. Отд. 3, гл. 5. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -Т.23.-С. 188−209.
  92. В.Г. Фундаментализация университетского образования // Высшее образование в России. 1994. -№ 4. — С. 12−13.
  93. В.К. Методологическая культура учителя, ее формирование в учебном процессе педвуза // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1 /57/ сост. И. К. Журавлев, В. С. Шубинский. -М., 1991. С. 75 — 78.
  94. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л.: ЛГУ, 1973. — 151 с.
  95. М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика. — 1985. — № 6.-С. 57−61.
  96. М.В. Инновации в мировой педагогике. Обучение на основе исследования, игр, дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). — Рига: «Эксперимент», 1995. 176 с.
  97. М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике. 1994. — № 5. С. 104 — 109.
  98. М.В. Личностно-ориентированное образование: на пути к новой парадигме // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М, 1994. — С. 45 — 49.
  99. М.В. Разработка имитационно-моделирующих игр в современной буржуазной педагогике // Советская педагогика. 1982. -№ 3.-С.109−112.
  100. И.С. Некоторый опыт комплексного использования игровых методов // Межд. Семинар «Игровые методы в образовании и научных исследованиях». Киев: КИСИ, 1991. — С. 111 — 113.
  101. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие / Под ред. доктора психол. наук, акад. Ю. М. Забродина -М., 1994.-344 с.
  102. Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.-336 с.
  103. Концепция общего среднего образования. М., ВНИИК «Школа», 1988.— С. 18.
  104. Е.В. Актуализация познавательной активности учащихся (вопросы теории и практика): учебное пособие. — Екатеринбург: Урал. Гос. Университет, 1995. 84 с.
  105. В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога // Магистр. 1991. — № 1. — С. 4 — 15.
  106. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика. 1992. -№ 7 — 8. — С. 55 — 58.
  107. В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Уч. пос. для слушателей ФПК директоров общеобр. школ. С. 297−318.
  108. В.В., Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности // Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. пособ. для слушателей ФПК директоров общеобразовательных школ. С. 129−180.
  109. Краткая философская энциклопедия. М.: АО «Издательская группа „Пресс“», 1994. — 576 с.
  110. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 36 с.
  111. В.А. Педагогические способности // Психология: Уч. пос. для учащ. пед. училищ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение. 1988. — 336с.-С. 323−332.
  112. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976.
  113. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.-224 с.
  114. B.C., Дырик С. П. Мыследеятельностный подход в контексте гуманизации образования // Гуманизация образования императив XXI века. Выпуск 1, Набережные Челны, 1996 — 244 с.
  115. B.C., Ефимова В. М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М.: Наука, 1980. — 174 с.
  116. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. JT.: Изд. Ленингр. ун-та, 1967, — 183 с.
  117. Н.В. Педагогические задачи // Основы вузовской педагогики. Уч. пос. для студентов ун-та. Изд-во Лен. Ун-та. 1972. —311 е., С. 95 — 98.
  118. Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л., 1970. — С.47 — 61.
  119. Н.В. Проектирование гражданских черт личности специалиста // Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.-С. 33−38.
  120. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. — Гомель, 1976. С. З 57.
  121. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: ЛГУ, 1970.-114 с.
  122. Л.С. Активизация учения: сущность и содержание // Педагогика. 1994.-№ 1.
  123. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. -М., 1981.-120 с.
  124. .В., Рожков М. Н., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.-метод.пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 216 с. — (Воспитание и доп. образование детей).
  125. Т.М. Управление школой: Задачи и деловые игры. — Минск: Народная асвета, 1988.
  126. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1976. -304 с .
  127. В.Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов // Психологический журнал.—1982.-№ 5.-С. 73−81.
  128. Е.Б. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе // Педагогика. 1994. — № 3.
  129. М.Р. Передовой опыт и творчество учителей // Советская педагогика. 1989. -№ 1. — С. 52 — 56.
  130. М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
  131. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Татарск. кн. изд-во. 1972. — 551 с.
  132. Меморандум Международного Симпозиума Юнеско «Фундаментализация университетского образования» // Высшее образование в России. — 1994. — № 4. С. 4 — 5.
  133. Методические рекомендации по использованию деловых игр в процессе преподавания курса «Методика воспитательной работы»: материалы к занятиям по педагогике и методике воспитательной работы. — Могилев, 1989.-32 с.
  134. Методология и методика исследования проблем самовоспитания. — Рязань, 1978.- 135 с.
  135. Методы эффективного обучения взрослых / Учебно-методическое пособие. — М Берлин: Трансформ, 1998. — 123 с.
  136. Е.А. Психология формирования общетрудовых педагогических умений. — М.: Педагогика, 1973. 229 с.
  137. Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 304 с.
  138. В.А. Формировать методологическую культуру учителя // Советская педагогика. 1990. — № 3. — С. 67 — 68.
  139. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1995.-206 с.
  140. С.Д. Организационно-управленческая игра как форма и метод психологического исследования практики народного образования // Игровое моделирование. Новосибирск, 1987. — С.35 — 41.
  141. С.Д., Палихов А. Г., Тюков А.А Об оценке эффективности обучающих игр // В сборнике тезисов научной конференции. -Новосибирск, 1983. С. 11 — 14.
  142. Непрерывное педагогическое образование: проблемы развития профессионализма / К разработке региональной концепции непрер. пед. образования Подмосковья / Под редакцией Т. В. Новиковой. — И.: Издательство ИПК и ПРМО МО, 1994. 32 с.
  143. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Ред.-сост. Н. Б. Крылова. М., 1995. — 113 с.
  144. Новые технологии обучения. Деловые игры. Общая редакция Н. В. Безлесовой, Методическое пособие. М.: ИЦГКИР, 1991. — 115 с.
  145. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. / Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. -464 с.
  146. О введении в действие государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования: Решение коллегии Министерства образования РФ № 16/1 от 11.10.95. М., 1995.
  147. О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации: Постановление Гос. ком. РФ по высшему образованию // Бюллетень Гос. ком. РФ по высшему образованию. 1992. — № 5.
  148. О применении активных методов обучения в профессиональной подготовке учителя (методические указания). — Магнигорск, 1981.
  149. И.Т. Учебный процесс в школе // Педагогика школы: Учеб. пособ. для студентов педвузов // Под ред. проф. И. Т. Огородникова М.: Просвещение, 1987. — 320 е., — С. 24 — 58.
  150. О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года // Бюллетень министерства образования Российской Федерации. — М., 2002. № 2. — С.2 — 32.
  151. Организации и проведение деловых игр. Методические материалы / Под ред. В. Н. Буркова, А. Г. Ивановского, А. И. Немцева, А. В. Щепкина и др. — М., 1975.
  152. Основы вузовской подготовки: Учебное пособие для студентов университетов / Редкол.: Н. В. Кузьмина (отв. ред.), И. А. Урклин. JL: ЛГУ, 1972.-311 с.
  153. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1990. — 853 с.
  154. Ю.А., Хроленко А. Т., Цирюльников Л. С. Активные формы подготовки лекторов. М.: Знание, 1987.
  155. М.С. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов: Автореферат. дис. канд. пед. наук. — 1974. — № 7. — 28 с.
  156. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. 1988.
  157. Педагогика: Учебное пособие для педучилищ / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин. М., 1981. — 30 с.
  158. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие. / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  159. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособ. в 2 ч. — М.: МПУ, 1996. — 269 с.
  160. К.К. О знаниях, навыках, умения // Советская педагогика. — 1963. -№ 11.-С. 98- 103.
  161. К.К. Проблемы способностей. М: Наука, 1972. — 312 с.
  162. С.Д. О новом воспитании. М.: Знание, 1990.
  163. С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — М.: Новая школа, 1996.- 160 с.
  164. Н.Ю. Дидактические условия эффективного исследования учебно-познавательных задач в высшей школе: Дисс.. канд. пед. н. — Казань, 1982.-213 с.
  165. Постановление Правительства РФ об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в России (1994).
  166. Программа «Лидер». М.: Совета Союза пионерских организаций. 1992. -76 с.
  167. А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991. —48 с.
  168. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А. А. Бодалёва, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — С. 164 — 172.
  169. Психолого-педагогические основы подготовки современного учителя. Методические рекомендации / Под ред. ИАЗязюна—Киев: Полтава, 1990 — 32 с.
  170. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.-М: Прогресс, 1988.
  171. Е.И. Личность учителя: пространство и факторы профессионального развития // Научно-теоретическое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза. Саратов, 1991. — С. 36 — 39.
  172. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с. — Т. 1. — А — М.
  173. СЛ. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989.
  174. Л.И. Профессиональное самовоспитание студентов // Рувинский Л. И., Кобиляцкий И. И. Основы педагогики. М.: Просвещение. 1985.-С. 172 — 188.
  175. Л.И. Теория самовоспитания: Учебное пособие для студентов. — М.: Изд-во МГУ, 1973. 263 с.
  176. П.А. Речь и ее значение в психологии личности // Психология: Учебник для иностр. факульт. / Под ред. П. А. Рудика. «Физкультура и спорт», 1974.-512 с.-С. 256−270.
  177. Н.А. К вопросу об образовании умений // Советская педагогика. — 1953.-№ 10.-С. 29−37.
  178. Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы): методические рекомендации для учителей, школьных психологов.—М, 1992.
  179. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996. 112 с.
  180. С.М. Менеджмент в образовании: Теория и практика.-М, 1993.-64 с.
  181. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  182. Е.В. Дидактическая игра в процессе формирования коммуникативных умений студентов педвуза Автореф. дисс. к.п.н.—М, 1984.
  183. Ю.В., Тамарин В. Э. К вопросу о педагогической рефлексии студентов, будущих учителей. М., 1989.
  184. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с.
  185. В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под общ. ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000.-512 с.
  186. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  187. В.А. Формирование социально-активной личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  188. В.А., Грачев В. В. Индивидуально творческий подход в подготовке преподавателей педагогики и психологии // Формирование личности учителя советской школы. Межвузовский сборник научных трудов / Под общ. Ред. В. А. Сластенина. М: Прометей, 1991.
  189. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. -1991. № 10.-С. 79 — 84.
  190. В.А., Подымова JT.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП Изд-тво Магистр, 1997. — 308 с.
  191. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 82 — 88.
  192. В.А., Тамарин В. Э. Учебно-познавательные задачи и задания по теоретико-методологическим основам педагогики: Учебно-методическое пособие. М., 1990. — 65 с.
  193. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. — С. 234.
  194. В.Ф. Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческой задачи // Вестник Московского ун-та, сер. 14, Психология. 1995. — № 2 — С. 13 — 24.
  195. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Спецкурс Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1976.-82 с.
  196. Л. Ф. Фрумкин М.Л. Изучение профессионально-педагогической направленности студентов к работе в школе // Советская педагогика. — 1975. -№ 11.-С. 71−79.
  197. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.—М: МГУ, 1975.—343 с.
  198. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека / Под ред. Р. Ф. Талызиной и др. М., 1975. — 214 с.
  199. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1989. — 320 с.
  200. К.Д. Собр. соч., т.2, стр. 277 // Собр. соч. В 11 томах, т.2, М-Л., Изд. АПН РСФСР.
  201. Федеральная программа развития Российского образования // Россия 2001. 1993.-№ 6.
  202. Философский энциклопедический словарь//Советская энциклопедия.—М, 1989.
  203. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2000 — 519 с.
  204. В.Н. Педагогическая импровизация. Теория и методика. — М., МИП Магистр, 1992. 160 с.
  205. А.Б., Тихонов А. А. Некоторые вопросы методологической подготовки специалистов // Вестник высшей школы.—1986.—№ 11.—С.19—24.
  206. Е.А. Организация проведения деловых игр. М: Высшая школа, 1991.
  207. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — Спб.: Питер, 2001. 544 с. — (Серия «Учебник нового века»)
  208. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг. М.: Физкультура и спорт, 1988.
  209. Т.В. Гуманистическая авторская школа XX века. Взгляд из прошлого в будущее. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 224 с.
  210. Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх: сборник ролевых игр. М., 1991.
  211. Л.Л. Педагогическое творчество. Учебник-тренажер. — М.: Собор, 1996.- 120 с.
  212. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.-288 с.
  213. Г. П. Избранные труды. — М.: Школа культурной политики, 1995.-800 с.
  214. Г. П. О системе педагогических исследований // Оптимизация процесса обучения в высшей и средней школе.—Душанбе, 1970.
  215. Г. П. Педагогика и логика: (сборник). — М: Косталь: ТОО «Международный журнал» Магистериум, 1993.-412 с.
  216. Г. П., Котельников С. И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. Нововведения в организациях. М., 1983.
  217. П.Г. Введение в мыслительную педагогику. — Кемерово, 1990.- 124 с.
  218. П.Г. Очерки по философии образования /статьи и лекции/. -М., 1993.
  219. А.И. О методологии и методах изучения психологии труда и личности учителя // Психология труда и личности учителя. Сборник науч. трудов. — Вып 1. / Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1976. — С. 3 — 29.
  220. JT.И. Новая образовательная парадигма как условие развития личности (к постановке проблемы) // Гуманизация образования — императив XXI века. Вып. 1. Набережные Челны, 1996. — 244 с.
  221. Н.Е. Классное руководство: игровые методики. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
  222. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. НПО «Творческая педагогика». Малое предприятие. «Новая школа». 1994. — 111 с.
  223. Д.П. Психология игры. 2-е изд. — М: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
  224. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  225. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 128 с.
  226. Mathison, Sandra and Ross, E. Wayne «Creating Educative Personal Experiences"// Curiculum and Teaching, vol. 7, № 2, 1992, p.p. 23−33.
  227. Buchmann, Margaret «Breaking from experiences in teacher education: When is it necessary? How is it possible?"// Oxford Review of Education, vol. 15, № 2, 1989, p.p. 181−195.
Заполнить форму текущей работой